Методическая технология Фишбоун на уроках химии

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Иконка файла материала Фишбоун.docx
Учитель химии Мазур Л. Н.      Предмет химии является сложной и многогранной наукой, которая требует поиска особых подходов для ее познания. Ученик, как исследователь, должен  найти в огромном количестве знаний самую суть предмета, закрепить эту  суть, и суметь в другой ситуации применить эти знания.      В начале изучения химии ученики с интересом воспринимают новую  информацию, ведь она так интересна и загадочна, а также и достаточно  знакома. Но, спустя некоторое время, по мере усложнения содержания тем,  интерес начинает угасать, так как более сложный материал становится менее  доступным для средних и слабых учеников, которые начинают терять веру в  свои собственные силы и возможности. В результате ученик из активного  участника процесса обучения превращается в пассивного слушателя. При  работе он предпочитает списать необходимую информацию, нежели  осуществить поиск самостоятельно, а это приводит к тому, что большая часть знаний проходит мимо него, не оставляя никаких следов в памяти. Результат  – снижение успеваемости, низкий уровень знаний.           Перед педагогами, на сегодняшний день, стоит проблема обеспечения  мыслительной деятельности ребенка на уроке, пробуждение желания учиться  самому. Как же достичь этой цели? Какими способами и методами  руководствоваться при работе на уроке?          Каждый педагог ищет свой путь решения этой проблемы в различных  методических материалах. Находясь в поиске приемов преподавания химии,  которые помогли бы мне помочь удержать интерес аудитории к своему  предмету, донести знания по химии даже до слабого ученика, заставив его тем самым поверить в свои силы, я познакомилась с методом японского учёного  Каору Исикавы.  «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое  название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход  анализа какого­либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. На уроке  необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с  информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.  Один из лучших способов сделать это — представить информацию в  наглядно­содержательной форме, используя приём «фишбоун». В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:  учатся работать в группе или парах; визуализируют причинно­следственные связи;  ранжируют различные факторы по их значимости;  развивают способность критически мыслить;  обучаются давать оценку явлениям действительности. Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов  восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью  зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает  любую информацию. Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для  любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на  ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно  пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились  быстро и чётко формулировать мысли. Правила составления «рыбьего скелета» «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками.  Современные технологические возможности позволяют быстро сделать  цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не  хуже. Существуют два типа расположения:  горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его  предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;  вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем  информации (подходит для старшеклассников). «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:  головы, в которой обозначается вопрос или проблема;  косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные  понятия того или иного явления, проблемы;  косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;  хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу. Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени  актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на«теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично):  лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или  иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.  Способ составления «рыбьего скелета» может быть:  индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на  обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются  результаты работы каждого);  групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его  прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема). «Фишбоун» можно использовать в качестве: домашнего задания по теме; опорного конспекта на уроке; самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала; проектной работы. Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы.  Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь  всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а  вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти  подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже  предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или  левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть  хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на  доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на  определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса,  либо формулировать его решения.Химия предмет специфичный. По сложности он не уступает математике,  геометрии и многим другим основным предметам, но роль химии в  образовательном процессе сведена до минимума. Что делать учителю,  которому необходимо за кратчайшие сроки привить ученику умение «читать»  на химическом языке, составлять «предложения» с использованием  химических «слов», распознавать эти предложения и осуществлять на основе  этих знаний математические вычисления? Ответ прост. Нужно находить  оптимальные варианты работы, приемлемые для всех учеников.  Объем информации огромен и может вызвать чувство неуверенности у  ученика в своих силах. И здесь на первый план, на мой взгляд, выходит  умение учителя организовать работу таким образом, чтобы объем  информации вызывал лишь потребность к ее познанию и восприятию. Применяя разнообразные формы работы на уроке, я стремлюсь побудить  познавательный интерес у всех ребят, вне зависимости от сложности  материала. Пытаюсь развить уверенность в своих силах даже у очень слабых  учеников, ориентирую индивидуальные задания в соответствии с уровнем  образованности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания  учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои  возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается  как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти,  стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к  предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный  интерес.        И эффективным приемом для осуществления задуманного стал для меня  «Фишбоун».