Методическая технология Фишбоун на уроках химии
Оценка 4.8

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
химия
9 кл
17.11.2018
Методическая технология Фишбоун на уроках химии
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Фишбоун.docx
Учитель химии Мазур Л. Н.      Предмет химии является сложной и многогранной наукой, которая требует поиска особых подходов для ее познания. Ученик, как исследователь, должен  найти в огромном количестве знаний самую суть предмета, закрепить эту  суть, и суметь в другой ситуации применить эти знания.      В начале изучения химии ученики с интересом воспринимают новую  информацию, ведь она так интересна и загадочна, а также и достаточно  знакома. Но, спустя некоторое время, по мере усложнения содержания тем,  интерес начинает угасать, так как более сложный материал становится менее  доступным для средних и слабых учеников, которые начинают терять веру в  свои собственные силы и возможности. В результате ученик из активного  участника процесса обучения превращается в пассивного слушателя. При  работе он предпочитает списать необходимую информацию, нежели  осуществить поиск самостоятельно, а это приводит к тому, что большая часть знаний проходит мимо него, не оставляя никаких следов в памяти. Результат  – снижение успеваемости, низкий уровень знаний.           Перед педагогами, на сегодняшний день, стоит проблема обеспечения  мыслительной деятельности ребенка на уроке, пробуждение желания учиться  самому. Как же достичь этой цели? Какими способами и методами  руководствоваться при работе на уроке?          Каждый педагог ищет свой путь решения этой проблемы в различных  методических материалах. Находясь в поиске приемов преподавания химии,  которые помогли бы мне помочь удержать интерес аудитории к своему  предмету, донести знания по химии даже до слабого ученика, заставив его тем самым поверить в свои силы, я познакомилась с методом японского учёного  Каору Исикавы.  «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое  название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход  анализа какого­либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. На уроке  необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с  информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.  Один из лучших способов сделать это — представить информацию в  наглядно­содержательной форме, используя приём «фишбоун». В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:  учатся работать в группе или парах;  визуализируют причинно­следственные связи;  ранжируют различные факторы по их значимости;  развивают способность критически мыслить;  обучаются давать оценку явлениям действительности. Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов  восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью  зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает  любую информацию. Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для  любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на  ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно  пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились  быстро и чётко формулировать мысли. Правила составления «рыбьего скелета» «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками.  Современные технологические возможности позволяют быстро сделать  цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не  хуже. Существуют два типа расположения:  горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его  предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;  вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем  информации (подходит для старшеклассников). «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:  головы, в которой обозначается вопрос или проблема;  косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные  понятия того или иного явления, проблемы;  косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;  хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу. Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени  актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично):  лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или  иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.  Способ составления «рыбьего скелета» может быть:  индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на  обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются  результаты работы каждого);  групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его  прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема). «Фишбоун» можно использовать в качестве: домашнего задания по теме; опорного конспекта на уроке; самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала; проектной работы. Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы.  Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь  всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а  вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти  подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже  предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или  левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть  хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на  доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на  определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса,  либо формулировать его решения. Химия предмет специфичный. По сложности он не уступает математике,  геометрии и многим другим основным предметам, но роль химии в  образовательном процессе сведена до минимума. Что делать учителю,  которому необходимо за кратчайшие сроки привить ученику умение «читать»  на химическом языке, составлять «предложения» с использованием  химических «слов», распознавать эти предложения и осуществлять на основе  этих знаний математические вычисления? Ответ прост. Нужно находить  оптимальные варианты работы, приемлемые для всех учеников.  Объем информации огромен и может вызвать чувство неуверенности у  ученика в своих силах. И здесь на первый план, на мой взгляд, выходит  умение учителя организовать работу таким образом, чтобы объем  информации вызывал лишь потребность к ее познанию и восприятию. Применяя разнообразные формы работы на уроке, я стремлюсь побудить  познавательный интерес у всех ребят, вне зависимости от сложности  материала. Пытаюсь развить уверенность в своих силах даже у очень слабых  учеников, ориентирую индивидуальные задания в соответствии с уровнем  образованности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания  учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои  возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается  как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти,  стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к  предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный  интерес.        И эффективным приемом для осуществления задуманного стал для меня  «Фишбоун».

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии

Методическая технология Фишбоун на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018