Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Учитель химии Мазур Л. Н.
Предмет химии является сложной и многогранной наукой, которая требует
поиска особых подходов для ее познания. Ученик, как исследователь, должен
найти в огромном количестве знаний самую суть предмета, закрепить эту
суть, и суметь в другой ситуации применить эти знания.
В начале изучения химии ученики с интересом воспринимают новую
информацию, ведь она так интересна и загадочна, а также и достаточно
знакома. Но, спустя некоторое время, по мере усложнения содержания тем,
интерес начинает угасать, так как более сложный материал становится менее
доступным для средних и слабых учеников, которые начинают терять веру в
свои собственные силы и возможности. В результате ученик из активного
участника процесса обучения превращается в пассивного слушателя. При
работе он предпочитает списать необходимую информацию, нежели
осуществить поиск самостоятельно, а это приводит к тому, что большая часть
знаний проходит мимо него, не оставляя никаких следов в памяти. Результат
– снижение успеваемости, низкий уровень знаний.
Перед педагогами, на сегодняшний день, стоит проблема обеспечения
мыслительной деятельности ребенка на уроке, пробуждение желания учиться
самому. Как же достичь этой цели? Какими способами и методами
руководствоваться при работе на уроке?
Каждый педагог ищет свой путь решения этой проблемы в различных
методических материалах. Находясь в поиске приемов преподавания химии,
которые помогли бы мне помочь удержать интерес аудитории к своему
предмету, донести знания по химии даже до слабого ученика, заставив его тем
самым поверить в свои силы, я познакомилась с методом японского учёного
Каору Исикавы. «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое
название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника
представления информации позволяет образно продемонстрировать ход
анализа какоголибо явления через выделение проблемы, выяснение её причин
и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. На уроке
необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с
информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.
Один из лучших способов сделать это — представить информацию в
наглядносодержательной форме, используя приём «фишбоун».
В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:
учатся работать в группе или парах; визуализируют причинноследственные связи;
ранжируют различные факторы по их значимости;
развивают способность критически мыслить;
обучаются давать оценку явлениям действительности.
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов
восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью
зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает
любую информацию.
Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для
любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на
ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно
пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились
быстро и чётко формулировать мысли.
Правила составления «рыбьего скелета»
«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками.
Современные технологические возможности позволяют быстро сделать
цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и
на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не
хуже.
Существуют два типа расположения:
горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его
предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем
информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные
понятия того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени
актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на«теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично):
лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или
иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на
обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются
результаты работы каждого);
групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его
прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
домашнего задания по теме;
опорного конспекта на уроке;
самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
проектной работы.
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы.
Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь
всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а
вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти
подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже
предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или
левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть
хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на
доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на
определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса,
либо формулировать его решения.Химия предмет специфичный. По сложности он не уступает математике,
геометрии и многим другим основным предметам, но роль химии в
образовательном процессе сведена до минимума. Что делать учителю,
которому необходимо за кратчайшие сроки привить ученику умение «читать»
на химическом языке, составлять «предложения» с использованием
химических «слов», распознавать эти предложения и осуществлять на основе
этих знаний математические вычисления? Ответ прост. Нужно находить
оптимальные варианты работы, приемлемые для всех учеников.
Объем информации огромен и может вызвать чувство неуверенности у
ученика в своих силах. И здесь на первый план, на мой взгляд, выходит
умение учителя организовать работу таким образом, чтобы объем
информации вызывал лишь потребность к ее познанию и восприятию.
Применяя разнообразные формы работы на уроке, я стремлюсь побудить
познавательный интерес у всех ребят, вне зависимости от сложности
материала. Пытаюсь развить уверенность в своих силах даже у очень слабых
учеников, ориентирую индивидуальные задания в соответствии с уровнем
образованности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания
учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои
возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается
как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти,
стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к
предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный
интерес.
И эффективным приемом для осуществления задуманного стал для меня
«Фишбоун».