Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Оценка 4.6

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
биология
8 кл—9 кл
18.04.2017
Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Внедрение ИКТ в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем.Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Методическая тема.doc
ГОУ ЯО "Центр помощи детям." Методическая тема. «Использование информационно­коммуникационных технологий на уроках биологии» учитель биологии  первой квалификационной категорииГОУ ЯО "Центр помощи детям." Кузнецова Наталья Николаевна. г.Ярославль 2014 Содержание Актуальность темы Цель  Задачи  Методы исследования Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Методологические и теоретические основы применения ИКТ на  уроках биологии Применение ИКТ на  уроках биологии с целью активизации учебно­ познавательной деятельности Эффективность использования ИКТ для повышения учебно­ познавательной  мотивации учащихся Выводы Список литературы 3 3 3 3 3 4 4 4 7 8 8 9 Актуальность темы.  Внедрение   ИКТ   в   образовании   существенным   образом   ускоряет   передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не   только   от   поколения   к   поколению,   но   и   от   одного   человека   другому. Современные   ИКТ,   повышая   качество   обучения   и   образования,   позволяют человеку   успешнее   и   быстрее   адаптироваться   к   окружающей   среде   и происходящим   социальным   изменениям.   Это   дает   каждому   человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном   обществе.  Активное   и   эффективное   внедрение   этих технологий     является   важным   фактором   создания   системы   школьного образования. Цель:  апробирование   ИКТ   на   уроках   биологии,   изучение   влияния   ИКТ   на формирование и развитие личности школьника,   обеспечение качественного образования. Задачи:  1)изучить   методику   использования   технологий в системе современного российского образования;  информационно­коммуникационных 2)выявить возможности   использования   информационно­коммуникационных технологий  в   целях   активизации   учебно­познавательной   деятельности учащихся на уроках биологии; Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и исследований по  проблеме;изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;  изучение документов, определяющих политику государства в области  образования. Объект исследования – уроки биологии в  8­9 классах. Предмет   исследования  –   познавательной мотивации учащихся и качества образования.   ИКТ   как   средство   повышения   учебно­ Гипотеза:  Введение информационных технологий при изучении биологии позволит:  1. повысить учебно­познавательную мотивацию учащихся; 2. рационально организовать познавательную деятельность учащихся в  ходе учебного процесса; 3. использовать средства ИКТ, позволяющие индивидуализировать  учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным  средствам; 4. изучать явления и процессы в макро­ и микромире, внутри сложных  биологических систем на основе использования средств компьютерной  графики и компьютерного моделирования; 5. представлять в удобном для изучения масштабе времени различные  биологические процессы, реально протекающие с очень большой или  очень малой скоростью; 6. конкретным образом изменить организацию процесса познания путем  смещения его в сторону системного мышления; 7. активизировать учебно­познавательную деятельность учащихся; 8. повысить качество обучения биологии (годовая  аттестация, ЕГЭ, ГИА) Методологические и теоретические основы применения ИКТ на уроках биологии Важную   отличительную   черту   современной   цивилизации   составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров,   разработка   современных   систем   коммуникации   привело   к использованию новых информационных технологий и в системе образования. Учащиеся много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего освоения больше информации, чем ее имеется в учебнике. Наблюдается некоторое снижение интереса учащихся к изучению предметов естественно научного цикла, если учителем используются на уроке довольно   старые   наглядные   материалы,   однообразная   работа   с   учебником, таблицами,  схемами.  Одним   из   способов   повышения   интереса   к   биологии, углубления знаний обучающихся по этому предмету является использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.   Информационно­коммуникационные   технологии   (ИКТ)   ­ совокупность   методов,   производственных   процессов   и   программно­ технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.   Как   отмечают   Е.И.   Виштынецкий   и   А.О.   Кривошеев,   использование применяемых   в   сфере   образования   ИКТ   должно   ставить   своей   целью реализацию следующих задач, таких как:  поддержка и развитие системности мышления обучаемого;   поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в  приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;   реализация принципа индивидуализации учебного процесса при  сохранении его целостности.  Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду  параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам:    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники,  обучающие системы, системы контроля знаний);  средства практической подготовки (задачники, практикумы,  виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования,  тренажеры);  вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии,  развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);   комплексные средства (дистанционные учебные курсы).  2. По функциям в организации образовательного процесса:  информационно­обучающие (электронные библиотеки, электронные  книги, электронные периодические издания, словари, справочники,  обучающие компьютерные программы, информационные системы);   интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);   поисковые (каталоги, поисковые системы).  3. По типу информации:    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией  (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники,  энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные  и учебно­методические материалы);  электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией  (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты  процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии;  статистические и динамические модели, интерактивные модели;  символьные объекты: схемы, диаграммы);  электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией  (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала,   музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы,  синхронизированные аудиообъекты);  электронные и информационные ресурсы с аудио­ и видеоинформацией  (аудио­ и видеообъекты живой и неживой природы, предметные  экскурсии);  электронные и информационные ресурсы с комбинированной  информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники,  хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические  издания).  4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:  урочные;   внеурочные  5. По форме взаимодействия с обучаемым:   технология асинхронного режима связи – «offline»;  технология синхронного режима связи – «online».  Можно выделить несколько аспектов использования различных  образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:  1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению  интереса и формированию положительной мотивации обучающихся,  поскольку создаются условия:  максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;   широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения  учебных занятий;   раскрытия творческого потенциала обучающихся;   освоения студентами  современных информационных технологий.  2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:  при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых  образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной  дисциплины,   для создания индивидуальных тестовых мини­уроков;   для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для  самостоятельной работы студентов. 3. Учебно­методический аспект. Электронные и информационные ресурсы  могут быть использованы в качестве учебно­методического сопровождения  образовательного процесса. Преподаватель может применять различные  образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно  при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в  процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного  изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные  тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных  видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и  информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных  занятий. Применение ИКТ на  уроках биологии с целью активизации учебно­познавательной деятельности Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями   о   предметах   и   явлениях   природы,   о   простейших   взаимосвязях между   нами,   а   также   о   взаимодействии   человека   и   природы.   Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.   Однако   в   условиях   классных   занятий   не   всегда   возможно непосредственно   наблюдать,   видеть   предметы   и   явления   в   естественном состоянии. Использование информационно ­ коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Благодаря   анимации,   звуковым   эффектам,   учебный   материал   становится запоминающимся,   легкоусвояемым,   экономит   время.   Конспекты   уроков оформляются     мной   при   помощи   текстового   редактора   Microsoft   Word. Программа   Microsoft   Excel   позволяет   составлять   диаграммы   наглядные отчеты, анализировать  определенные изменения, прослеживать  тенденции  в развитии   чего­либо   и   многое   другое.   Демонстрация   материала   возможна благодаря программе Microsoft PowerPoint. Элементы визуального ряда для сопровождения   урока   я   беру   в   сети   Internet   и   сканирую   фотографии   и рисунки из источников  литературы (энциклопедии, справочники  и т.д). На уроках я использую видеофрагменты.Медиа – коллекция, включающая в себя большое   количество   представителей   по   всем   царствам   живой   природы позволяет сделать урок информативным и наглядным. Формы, которые я использую на уроках биологии:  1. Использование готовых электронных продуктов  2. Использование мультимедийных презентаций  3. Использование ресурсов сети Интернет Очевидно,   что   при   изучении   биологии   информационные   технологии позволяют   сделать   уроки   более   содержательными,   зрелищными   и интересными, что очень важно для современного образования. Применение информационных технологий позволяет сэкономить учебное время.  Эффективность использования ИКТ для повышения учебно­ познавательной  мотивации учащихся Учебно­познавательная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется   по­разному.   ИКТ   позволяют   усилить   мотивацию   учения.  У каждого   ученика   есть   некоторый   наличный   уровень   положительной мотивации,   на   который   можно   опереться,   так   и   перспективы,   резервы   ее развития.   Первое,   с   чего   я   начинаю   ­   это   анализ   мотивационной   сферы ученика.   Предметом   анализа   для   меня   становятся   такие   компоненты мотивационной   сферы   ученика,   как   его   мотивы,   цели,   эмоции,   а   также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.  Выводы:       1. Благодаря использованию ИКТ на уроках биологии уровень мотивации учащихся   достаточно   изменился.   Динамика   развития   учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника     учебного процесса.       2. Применение ИКТ на уроках биологии позволило повысить    качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также успешной сдаче ГИА.   3.Работая   над   методической   темой,   я   систематизировала,   где   и какцелесообразно   использовать   информационные   технологии   в обучении. Наиболее эффективно ИКТ можно использовать: ­   при   изложении   нового   материала   —   визуализация   знаний (демонстрационно   ­   энциклопедические   программы;   программа презентаций Power Point); ­ при закреплении изложенного материала; ­   в   системе   контроля   и   проверки   (тестирование   с   оцениванием, контролирующие программы); ­ при проведении интегрированных уроков используя метод проектов; ­ во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);       4. В процессе работы я пришла к выводу, что ИКТ помогают: ­ привлекать пассивных слушателей; ­ делать занятия более наглядными; ­ обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; ­ приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; ­ обеспечивать моментальную обратную связь; ­ повышать интенсивность учебного процесса; ­   активизировать   познавательную   активность   учащихся,   желание   изучать предмет; ­ объективно оценивать действия учащихся ­   реализовывать   личностно­ориентированный   и   дифференцированный подходы; ­   дисциплинировать   самого   учителя,   формировать   его   интерес   к   работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает   быть   просто   "репродуктором"   знаний,   становится разработчиком   новой   технологии   обучения,   что,   с   одной   стороны, повышает его творческую активность, а с другой ­ требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)                              Список используемой литературы. 1.Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере  образования. //Школьные технологии. 2001. №3. 2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в    информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3. 3.Боголюбов А. С. Программа проведения комплексного экологического  обследования территории: Методическое пособие для педагогов  дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. 4.Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999­2000  гг. – М. – 2000  5.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с. 6.Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред.  В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.  7. Школьный экологический мониторинг. Учебно­методическое пособие \ Под редакцией Т.Я. Ашихминой.­ М.: АГАР, 2000.

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Методическая тема. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017