Определение
Математическая грамотность – это способность ученика проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Формирование математической грамотности
Системность.
Готовность.
Формировать опыт, учить математическому моделированию, решать задачи разными способами.
Формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции.
Развивать регулятивную сферы и рефлексию.
Аутизм и математическая грамотность
Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов процессов, явлений.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, он значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Для этого необходимо использовать все подходящие средства и методы обучения: ИКТ, карточки с рисунками и схемами, счеты.
Как преодолеть сложности в обучении?
Заинтересуйте ребенка процессом обучения.
Книга примеров с интересующими иллюстрациями.
Хвалите ребенка.
Задавайте вопросы, которые подразумевают множество вариантов ответа.
Попросите ребенка повторять ваши действия.
Ориентируйтесь на умственное развитие ребенка при составлении плана урока.
Задание давайте одно за раз, а не вываливайте на ребенка сразу все.
Кейс-метод как инструмент формирования математической грамотности
Особенностью кейс-технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспекта обучения. Его преимущества: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков.
Типы кейсов:
Практические кейсы.
Научно-исследовательские кейсы.
Обучающие кейсы.
Примерная структура кейса:
1) ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни;
2) контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
3) комментарий ситуации, представленный автором;
4) вопросы или задания для работы с кейсом;
5) приложения.
Например, использовать:
Раздел 1. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и т.д.
Скорость падения капель дождя.
Сколько долек в 1000 мандаринах.
Раздел 2. Математика и общество/окружающая среда. Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, соблюдения законов РФ и уплате налогов, прав и обязанностей гражданина, в бережном отношении к природе.
Раздел 3. Математика и профессии.
Темы:
Демонстрация возможностей использования математики в профессии.
Оптимизация профессии с использованием математики.
Расширение математики и ее содержания для профессии.
Раздел 4. Математика как язык науки
Темы:
Демонстрация возможности математики как средство обработки информации.
Использование математики для описания процессов и явлений в различных областях мира.
Расширение математики для статистической обработки информации. Анализ продаж конфет в магазине.
Виды педагогической поддержки
показ способа решения, образца рассуждения и оформления:
• памятки, планы, алгоритмы, способы работы;
• наглядные опоры, иллюстрации, модели;
• дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
• план выполнения задания;
• начало или частичное выполнение задания.
Определение
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Особенности заданий
• Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
• В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
• Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
• Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
• По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
• Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.