МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Г.В. Зайцева, Э. Х. Таипова
Прогнозирование развития предпринимательства, малых бизнес-структур на рынках товаров и услуг в условиях глобализации экономики является главным этапом в деятельности управленческих структур регионов. Эффективность предпринимательской деятельности лежит в поле осуществления стратегии повышения конкурентоспособности малых хозяйствующих субъектов с учетом потребностей регионального рынка [1]. В связи с этим необходимо совершенствовать методы разработки стратегий и принятия управленческих решений, расширять и углублять интеграционные процессы.
На основе российских моделей развития, для обеспечения благоприятного инвестиционного микроклимата, достижения цели повышения конкурентоспособности товаров и услуг прогнозирование развития малого предпринимательства на региональных рынках должно быть ориентировано на повышение уровня жизни населения и поиск вариантов экономического и социального развития региона.
Мониторинг научной литературы [2; 3; 4] позволяет подробно рассмотреть методические аспекты управления на региональном уровне разработками прогнозов развития малых предпринимательских структур с учетом взаимосвязей внешних и внутренних объектов и субъектов прогнозирования. Проведение анализа научных работ, освещающих проблемы прогнозных разработок по развитию малого предпринимательства, привело к обобщению существующих методов, применение которых возможно при построении сценариев структурных сдвигов в региональной экономике (рис.1). Прогнозы развития малого бизнеса составляются с использованием известных классических методов.
Рис. 1.Методыработы над прогнозами развития малого бизнеса на региональном уровне управления
Прогнозирование развития малых предпринимательских структур в условиях глобализации экономики полагает прохождение следующих этапов:
- мониторинга, подготовки и обработки итогов опросов малых хозяйствующих субъектов региона;
- разработку сценариев формирования государственной экономической формы развития;
- системную оценку и анализ направлений развития регионального рынка;
- обработку итогов мониторинга и экспертных оценок;
- построение концептуальных подходов на основе экспертных оценок и данных мониторинга.
В научных исследованиях [5; 6; 7] все методы прогнозирования для разработки сценариев деятельности малых предприятий региона формализуются на интуитивные (экспертных оценок) и формализованные (таблица 1).
Таблица 1
Основные методы прогнозирования развития малых предприятийрегиона и их характеристики
Метод (группа методов) |
Характеристика метода, процесс применения |
Интуитивные методы |
Выбор интуитивных методов обосновывается сложностью объекта прогнозирования – малого предпринимательства, который имеет большое количество условий воздействия на него, и невозможно учесть все условия |
Метод интервью |
При применении метода интервью экспертом –разработчиком прогноза – задаются вопросы по объекту прогнозирования. Полученные ответы обрабатываются, и на этой основе строится прогноз развития одной или нескольких схожих малых предпринимательских структур |
Метод сценариев |
Предметом применения метода сценариев является экономический процесс, логика его развития |
Метод анализа |
Проводится анализ развития событий. Результаты анализа отражаются в аналитических записках, которые становятся аргументами для топ-менеджмента в принятии решений по развитию малой предпринимательской структуры |
Методы индивидуальных оценок |
При методе индивидуальных оценок точность и перспективность результата зависит от степени профессиональной (в том числе образовательной) подготовки эксперта |
Метод комиссий |
По методу комиссий создается рабочая группа, которая в форме списка или таблицы составляет перечень вопросов. По этим вопросам опрашиваются выбранные группой эксперты. Полученные данные обрабатываются и анализируются, результатом чего становится обобщенное мнение экспертов и степень согласованности их оценок |
Метод «Делфи» |
По методу «Делфи» в несколько туров последовательно и индивидуально опрашиваются выбранные эксперты. При этом обязательно соблюдение следующих принципов: анонимность участников опроса, отсутствие их взаимодействия. Обработка опросов приводит к уменьшению разброса оценок и выработке обобщенного мнения экспертов относительно перспектив развития объекта прогнозирования – малого предпринимательства |
Продолжение таблицы 1
Метод (группа методов) |
Характеристика метода, процесс применения |
Системноструктурный метод |
При системно-структурном методе с целью обработки исходных данных создается математическая модель объекта прогнозирования. Результатом становится расчет прогнозируемых показателей деятельности малой предпринимательской структуры |
Метод экстраполяции |
Метод экстраполяции практикуется при краткосрочном прогнозировании развития малых предпринимательских структур. Применение возможно по причине инертности экономических процессов. Содержание метода следующее: с использованием статистических данных определяется динамика развития малого бизнеса, что применяется к текущим показателям – таким образом строится прогноз по методу экстраполяции |
Экономикоматематические методы |
Особенность экономико-математических методов заключается в формализованном описании экономических процессов, которое имеет вид систем математических уравнений |
Метод выборок |
С помощью метода выборок разграничиваются действительные и случайные признаки, носителями которых является объект изучения – предприятие малого бизнеса. Также исследуется возможная зависимость случайных величин и связь между ними |
В условиях глобальных мировых экономических трансформаций большая роль в прогнозировании изменений в деятельности малых предпринимательских структур региона отводится экономико-математическим методам. Значимое место занимают вариационные способы и факторный анализ, поскольку эти методы способствуют минимизации рисков при разработке сценариев экономического и социального развития региона [8].
Рис. 2. Уровни реализации прогнозов формирования и управления предпринимательскими структурами
При исследовании показателей развития малого предпринимательства на региональном уровне управления необходимо учитывать особенности государственного подхода к стимулированию экономического роста национальной экономики, который применяется с учетом тенденций региональной экономики [9].
При реализации прогноза на региональном уровне необходимо установить цели и задачи управления предпринимательской деятельностью на всех ступенях, во взаимодействии с экспертными оценками выработать и систематизировать факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на тенденции развития малого предпринимательства (рис. 2).
Для оценивания воздействия микроэкономических факторов на развитие малых предпринимательских структур региона необходимо:
- спрогнозировать ожидаемые объемы производства и потребности рынка в продукции или технологиях;
- рассчитать прогнозные оценки себестоимости продукции и планируемых продаж в соответствии с исследованиями рынка.
Исходя из ситуации глобализации мирового рынка товаров и услуг на мезоуровне необходимо выполнять следующие управленческие действия:
- разрабатывать отраслевые прогнозы развития в соответствии с территориальным разделением труда;
- прогнозировать ценовые тенденции на мировом рынке;
- предвидеть развитие технологических цепочек и инновационных направлений технологического развития;
- прогнозировать развитие определенных сегментов рынка;
- разрабатывать логистические системы в соответствии с производственной цепочкой и объемами поставок продукции.
На региональном уровне управления необходимо:
- разрабатывать прогнозные программы регионального развития на будущее;
- обосновывать сценарии экономического и социального развития регионов.
На макроэкономическом уровне управления необходимо воплощать в действительность следующие виды комплексных оценок:
- прогнозы для разных видов производственной деятельности малых предприятий с целью минимизации рисков предпринимательской деятельности;
- прогноз финансовой устойчивости и вероятность приобретения инвестиций для малых предпринимательских структур;
- комплексные прогнозы государственного бюджета на основе сбалансированности показателей и повышения валового внутреннего продукта, степеней потребления и безработицы, инфляции и макроэкономических показателей.
Для осуществления прогнозирования в условиях глобализации мировой экономики необходимо выполнить ряд следующих макроэкономических задач:
- спрогнозировать параметры развития бизнеса в регионах и странах;
- провести оценку и прогноз цикличности развития мировой экономики;
- провести оценку темпов и ситуаций для экономического роста (рис. 3).
Как показывают оценки исследователей [10; 11], при рассмотрении малых и средних предпринимательских структур для осуществления прогнозирования на микроэкономическом уровне применяются в основном интуитивные методы прогнозирования, поскольку данные методы требуют незначительных объемов инвестирования.
Для регулирования деятельности малых хозяйствующих субъектов региона на микроэкономическом уровне используют комплексный подход, в частности кластерный. Межотраслевые комплексы локального уровня рассматриваются в составе кластеров регионального направления, к которым можно отнести объединение швейных ателье, фермерских предприятий, рекламных агентств, торговых и банковских структур, осуществляющих общую деятельность с целью получения прибыли. В данных рамках предпринимательских структур развивается средний и малый бизнес, область направления деятельности которого ограничивается региональным уровнем, цель рост конкурентоспособности на региональном рынке товаров и услуг.
С помощью кластерного подхода определяются приоритетные направления развития экономики региона и определяются пути снижения уровня стратификации доходов населения. На этой основе воплощается в действительность в условиях глобализации экономики прогноз отраслевых параметров экономического и социального развития региональных территорий.
Таким образом, региональные кластеры предпринимательских структур, являющиеся малыми хозяйствующими субъектами, обеспечивают поступательное формирование административных территориальных единиц или экономических зон с целью решения задач экономического и социального развития регионов.
Заключение. Прогноз развития видов производственной деятельности малых предпринимательских структур с учетом глобальных изменений экономики опирается в будущем на итоговые тенденции комплексной оценки регионального рынка товаров и услуг. При этом важно обратить внимание на прогнозирование возможных изменений спроса и цен на продукцию и сырье.
На государственном уровне управления прогнозирование затрагивает в основном проблемные виды малой предпринимательской деятельности, которые в соответствии с новыми потребностями регионального рынка товаров и услуг в будущем формируют кластер инновационного развития экономики.
Библиографический список
1. Аньигба, Х. К. Методы прогнозирования развития предпринимательских структура малого и среднего бизнеса // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономки. –Выпуск 1 (41), 2013. – С. 7684.
2. Biggs, Tyler. The Determinants of Enterprise Growth in Sub-Saharan Africa: Evidence from the Regional Program on Enterprise Development / Tyler Biggs, Vijaya Ramachandran, Manju Shah// World Bank. RPED Discussion Paper 103. – 1998.
3. Heshmati, A. On the growth of micro and small firms: evidence from Sweden // Small business Economics. – 2001. – 17(3). – P.213–228.
4. Surdej, A.SME Development in Poland: Policy and Sustainability.In: R. J. McIntyre and B. Dallago (ed.), Small and Medium Enterprises in Transitional Economies, Palgrave Macmillan. – New York, 2003. – P. 34–120.
5. Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – С. 14–21.
6. Прогнозирование национальной экономики / Г. А. Парсаданов, В. В. Егоров. –
М.: Высшая школа, 2002. – С. 214. 7. Рабочая книга по прогнозированию / И. В. Бестужев-Лада (отв. ред.). –М.: Мысль, 1982. – С. 430.
8. Инджиев, А. А. Уникальные бизнес-истории /А. А. Инджиев. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – С. 122.
9. Бородулина, С. А. Методология процессного управления кризисностью и цикличностью автотранспортного предприятия: монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
– 318 с.
10. Нанивская, В. Г. Теория экономического прогнозирования / В. Г. Нанивская, И.
В. Андронова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. – С. 40.
11. Теория статистики / под ред. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 1996. – С. 313.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.