ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя истории Головиной Татьяны Васильевны»
» МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА»
Стремительные темпы развития общества, а также постоянные перемены, происходящие в нем, постоянно требуют усовершенствования образовательного процесса, ведь школа должна готовить учеников, способных к приспособлению к новым, быстро изменяющимся условиям жизни в обществе.
То есть, современное образование должно быть направлено на всестороннее развитие обучающихся, способных к саморазвитию и самосовершенствованию, но здесь возникает противоречие в том, что у современной молодежи очень низкая учебно-познавательная активность.
Сталкиваясь с проблемой низкой мотивацией школьников, и их зависимость от современных гаджетов, необходимо включение интерактивных средств обучения в историческое образование, которые позволят использовать на уроках большое количество материала и наглядности, выходящие за рамки учебника, а также
использовать технологию личностно - развивающего обучения на уроках истории и обществознания, которая является не просто созданием учителем доброжелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
Итак, рассмотрим личностно - развивающее обучение.
СЛАЙД № 1
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
СЛАЙД № 2
Мое профессиональное кредо: каждый урок - это источник радостного вдохновенного труда;·источник нового, неизвестного;·источник удивления;·школа самостоятельности и творчества.
Моя концепция преподавания:
1.Педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.
2.Гибкие стиль, формы, методы обучения.
3.Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.
Работаю над темой самообразования «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» для максимально полного усвоения учащимися исторического и обществоведческого материалов.
СЛАЙД № 3
В связи с этим, мне как учителю истории, обществознания , работающему в 5-11 классах, важно выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) третьего поколения. Методологической основой которого является системно – деятельностный подход, который нацелен в первую очередь на развитие личности и формирование гражданской идентичности.
СЛАЙД № 4
Основной целью личностно-развивающего урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Также цель такого урока — развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.
Основная идея развивающего обучения заключается в активном включении в образовательную деятельность мышления ребёнка, а не просто механическое использование возможностей его памяти.
Обучение направлено на формирование и развитие у детей навыков активного мышления с учётом возрастных психофизиологических особенностей.
СЛАЙД № 5.
Рассмотрим некоторые приемы личностно-развивающего урока.
Простыми словами, методические приёмы личностно-развивающего урока — это способы сделать занятие интересным, создать доверительную атмосферу и помочь ученикам осознать свои сильные и слабые стороны, поставить реалистичные цели и спланировать своё развитие.
ИМИ МОГУТ БЫТЬ:
СЛАЙД № 5-А
Ø Использование привлекательных форм совместной работы. Это могут быть игры, беседы, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, викторины, работа в парах или микро группах, проектирование, элементы театрализации.
Ø Применение знакомых детям образов. Это могут быть примеры из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр.
Ø Создание особенных традиций. Они должны настраивать учеников на позитивный лад, снимать психологическое напряжение, позволять легко включиться в урок.
Ø Создание ситуации успеха. Учеников оценивают не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Ø Групповая форма обучения. В процессе интерактивного общения в группах у учащихся развивается мышление, умение рассуждать, делать выводы, на уроке создаётся атмосфера дружественных отношений между собой, между учителем и учащимися.
Ø Учебные игры. Используются при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же как вариант проведения обобщающего урока (урок путешествие, урок аукцион и т. д.).
(Например, в 5 классе «Исторический сундучок фразеологизмов»., которую можно широко применять в работе по истории.)
Ø Рефлексия учащихся. С целью формирования и развития данного умения у учащихся используются такие приёмы, как короткая беседа в конце урока, незаконченные предложения.
Ø СЛАЙД № 6
· Так, во время проверки домашнего задания ученикам можно предложить разные форматы для ответа, которые позволяют опросить учеников в зависимости от их подготовленности.
· Учеников с более слабым уровнем знаний можно вызвать на устный опрос (как с места, так и у доски). Причем вопросы стоит задать максимально конкретные, только по домашнему материалу. Если ребенок не в состоянии ответить и на них, то стоит задавать наводящие вопросы.
Ø Ученики среднего уровня подготовленности могут отвечать на дополнительные вопросы помимо стандартных, более глубоко раскрывать вопрос, у них стоит развивать желание к более разностороннему раскрытию темы. Такие ученики могут вызываться на проверку задач, или возможно применение проверки задания с помощью мини-тестирования.
Более сильные ученики обычно подходят к домашнему заданию творчески, поэтому им стоит давать дополнительные, требующие логического мышления вопросы.
Ø Адаптация заданий под индивидуальные особенности ученика:
· В рамках урока можно адаптировать задания не только исходя из уровня знаний ученика, но и опираться на особенности личности ребенка.
· Поделюсь примером из личного опыта: «На уроке истории ученикам, которые любят задавать вопросы и скрупулёзно разбираться в деталях в рамках обсуждения новой темы, я предлагаю помогать мне и всему классу найти слова-маркеры, даты или другие подсказки на исторической карте.
· Учеников, которых можно назвать непоседами, больше привлекаю во время проведения обсуждения практических вещей».
Одним из принципов личностно-развивающего образования является опора на личный опыт ребенка. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, опирающиеся на свой личный опыт. (работа информацией и т.д)
СЛАЙД 7.
Ø Использование проблемно-поискового метода. На уроке создают проблемную ситуацию, вычленяют противоречия в исследуемом объекте и доводят их до сознания учащегося. Ученик должен осознать эти противоречия как проблему, сформулировать задачу творческого типа, которая вытекает из этой проблемы.
Ø Использование элементов игры. Игра не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу, познавательную активность.
Ø Применение наглядных пособий. К ним относятся разнообразные схемы, таблицы, рисунки. Использование наглядных пособий способствует организации поиска, активизации мыслительной деятельности обучающихся, подталкивает их на собственные открытия.
Ø Дифференцированный подход к обучению. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Ø Использование информационных технологий. На уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Ø Создание ситуации успеха. Ученики становятся более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и районных мероприятиях.
СЛАЙД № 8
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА
Ø Конструирование дидактического материала разного типа, виды форм, определения целей и целей, места и времени его использования на уроке.
(беседа, работа с карточками, словарная работа как повод к теме, иллюстрации, логическая цепочка, тестировании, работа с текстами и др.)
Ø Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез.
( в 10 классе был случай, когда голод 1932-1933 один из учеников яростно оправдывал)
Ø Стремление к созданию ситуаций успеха каждого ученика, оценка деятельности ученика не только по конечному результату правильно-неправильно, но и по процессу его достижения.
(Например, начинается урок с очень легкого тестирования, выполняемого практически всеми. Всем ставится +(плюс) и объявляется, что +(плюс) можно увеличить в сторону оценки. В течение урока оценка варьируется и в сторону повышения и в сторону понижения. Ученики становятся более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и районных мероприятиях.
Ø Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации:
(учащимся предлагается несколько примеров, эпиграфов и целей. Учитель раскрывает содержание урока в нескольких вариантах. Дети анализируют, находят в соответствующий эпиграф и цель. Выбор остается за учащимися)
Ø Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. (Например, в 11 классе: литература начало 20 века является литературой кризисного, переходного характера вследствие исторических событий. Затем проводится с «перестройкой» начала 90-х годов. Учащиеся выявляют особенности времени, сопоставляют, учитель задает наводящие вопросы)
Ø Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
(учащиеся изучают исторический документ с условной трибуны или зала заседаний, закрепление знаний проходит по приемам «кластер», «да-нет», «слова-магниты» являются одновременно и здоровьесберегающим моментом )
Ø Адаптация заданий под индивидуальные особенности ученика:
· В рамках урока можно адаптировать задания не только исходя из уровня знаний ученика, но и опираться на особенности личности ребенка.
· Поделюсь примером из личного опыта: «На уроке истории ученикам, которые любят задавать вопросы и скрупулёзно разбираться в деталях в рамках обсуждения новой темы, я предлагаю помогать мне и всему классу найти слова-маркеры, даты или другие подсказки на исторической карте.
· Учеников, которых можно назвать непоседами, больше привлекаю во время проведения обсуждения практических вещей».
Одним из принципов личностно-развивающего образования является опора на личный опыт ребенка. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, опирающиеся на свой личный опыт. (работа информацией и т.д)
СЛАЙД № 9
«Педагог не тот, кто учит; педагог тот, кто чувствует, как ученик учится», — С. Л. Соловейчик.
С.Л. СОЛОВЕЙЧИК работал в педагогической журналистике с начала 1960-х годов и до конца своей жизни. В статьях, книгах, коллективных манифестах он обобщил и представил ключевые идеи «педагогики сотрудничества».
СЛАЙД № 10
«Опора на развитие личности, а не на знания - сердце личностно-развивающего обучения, где главной ценностью в процессе обучения становится личность ребенка и раскрытие его индивидуальных особенностей.
Таким образом, личностно-ориентированное развивающее обучение позволяет адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика, признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.