«Методические приёмы технологии критического мышления»
Оценка 5

«Методические приёмы технологии критического мышления»

Оценка 5
docx
07.02.2024
«Методические приёмы технологии критического мышления»
СТАТЬЯ (2).docx

 

«Методические приёмы технологии критического мышления»

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

В своей педагогической деятельности применяю разнообразные современные методы и технологии обучения:

Технология учебного диалога – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.

Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Технология критического мышления

 Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его.

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся.

Информационные и коммуникационные технологии ( ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Чтобы сделать уроки интересными, насыщенными размышлениями детей, я использую в своей педагогической деятельности технологию критического мышления.

В основу методики критического мышления лежит трёхступенчатая модель:

1-я стадия

ВЫЗОВ

2-я стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ

3-я

РЕФЛЕКСИЯ

·        Актуализация знаний

·        Получение новой информации

·        Рождение нового знания

·        Побуждение интереса к получению новой информации

·        Корректировка поставленных учеником целей обучения

·        Постановка учеником новых целей обучения

·        Постановка учеником собственных целей обучения

 

 

 

На каждой стадии урока используются свои методические приёмы.

Например на 1-м этапе (ВЫЗОВ) я использую приёмы:

«Дерево предсказаний»

Алгоритм работы с приёмом:

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

Например урок литературного чтения:

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

 

 

 

Приём «Корзина идей»

Алгоритм работы с приёмом:

В корзине будет собрано всё то, что все учащиеся вместе знают об изучаемой теме.

1.Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам.

2.Каждый ученик записывает всё, что знает по этой или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Каждая группа или пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

 

Приём «Верные, неверные высказывания»

 Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил.

Приём «Составление кластеров»

Кластер – приём систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

На втором этапе (ОСМЫСЛЕНИЕ) использую приёмы:

Приём «Бортовые журналы»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку

бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

На стадии рефлексии (размышления) идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе.

Может быть использован на различных уроках.

 

Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Может использоваться на любом уроке.

 

На третьем этапе (РЕФЛЕКСИЯ) использую:

 

 

Приём «Синквейн»

Этот приём позволяет интегрировать новые и предыдущие знания.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам: 
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

 

 Приём «Незаконченная фраза»

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Мне было трудно…

- У меня получилось…

- Мне было интересно…

 

 В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии развития критического мышления.

 Применение технологии развития критического мышления  даёт детям чёткий алгоритм, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создаёт условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Даёт право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

2.     Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. 
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

3.     Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.

4.     Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

5.     Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.

6.     Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.

7.     Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.

8.     Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.

9.     Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методические приёмы технологии критического мышления» «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Методические приёмы технологии критического мышления» «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»

ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я

ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я

Каждый ученик записывает всё, что знает по этой или иной проблеме (1-2 минуты)

Каждый ученик записывает всё, что знает по этой или иной проблеме (1-2 минуты)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала

Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим

Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим

Богатенкова Н.В., Муштавинская

Богатенкова Н.В., Муштавинская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024