«Методические приёмы технологии критического мышления»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдём у детей завтра».
Джон Дьюи
В своей педагогической деятельности применяю разнообразные современные методы и технологии обучения:
Технология учебного диалога – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Технология критического мышления
Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его.
Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации интенсификации деятельности учащихся.
Информационные и коммуникационные технологии ( ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Чтобы сделать уроки интересными, насыщенными размышлениями детей, я использую в своей педагогической деятельности технологию критического мышления.
В основу методики критического мышления лежит трёхступенчатая модель:
1-я стадия ВЫЗОВ |
2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ |
3-я РЕФЛЕКСИЯ |
· Актуализация знаний |
· Получение новой информации |
· Рождение нового знания |
· Побуждение интереса к получению новой информации |
· Корректировка поставленных учеником целей обучения |
· Постановка учеником новых целей обучения |
· Постановка учеником собственных целей обучения |
|
|
На каждой стадии урока используются свои методические приёмы.
Например на 1-м этапе (ВЫЗОВ) я использую приёмы:
«Дерево предсказаний»
Алгоритм работы с приёмом:
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
Например урок литературного чтения:
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
На втором этапе (ОСМЫСЛЕНИЕ) использую приёмы:
Приём «Бортовые журналы»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку
бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
На стадии рефлексии (размышления) идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе.
Может быть использован на различных уроках.
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Может использоваться на любом уроке.
На третьем этапе (РЕФЛЕКСИЯ) использую:
Приём «Синквейн»
Этот приём позволяет интегрировать новые и предыдущие знания.
Список литературы
1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
2.
Власова Т.А. “Развитие
критического мышления на уроках истории в старших классах”.
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
6. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
7. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
8. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
9. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.