муниципальное бюджетное дошкольное Утверждаю: образовательное учреждение Заведующий МБДОУ № 39
детский сад № 39«Маячок» «Маячок» третьей категории _________ С.Н. Немашкалова с. Самарское Азовского района
(МБДОУ № 39 «Маячок»)
21.08.2018 г. № 65
с.Самарское
Рабочая программа
коррекционно – логопедической работы
в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) на 2018 – 2019 учебный год
Принята на заседании
Педагогического совета № 1
МБДОУ № 39
«21» августа 2018 г.
Учитель – логопед:
Милова Л.П.
Содержание.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.3. Срок реализации рабочей программы. 1.4. Целевые ориентиры освоения Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжѐлыми
нарушениями речи с учетом специфики их речевого развития.
2.2. Принципы формирования Программы.
2.3. Основное содержание коррекционной работы.
2.4. Взаимодействие с родителями или законными представителями
2.5. Диагностическая работа.
3. Организационный раздел.
3. 1.Организация режима пребывания детей
3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
4. Приложение.
4.1. Годовой план организации коррекционно – педагогической работы
4.2. Адаптированная программа
4.3. Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 6-7 лет с ОНР
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционноразвивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
Ø Конвенция ООН о правах ребенка;
Ø Декларация прав ребенка;
Ø Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
Ø Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Ø Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Ø Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013
г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Ø Программой Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»
Ø Положение о логопедической группе ДОУ; а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается, как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и
смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е.,
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Речевая группа осуществляет образовательный процесс по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Организация логопедического направления работы осуществляется по программе Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)». Некоторые разделы данных программ по содержанию не дают возможность в полной мере скорректировать ту структуру дефекта, которая наблюдается у детей, посещающих логопедическую группу, поэтому эти разделы дополнены материалами Филичѐвой, Чиркиной и др.
1.2. Цель и задачи программы
Целью данной рабочей программы является: построение системы коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 6 до7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплекснотематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования;
- реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
1.3. Срок реализации рабочей программы.
Рабочая программа разработана на 2018 – 2019 учебный год в соответствие с рекомендациями районной ПМПК.
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребѐнка.
Ребѐнок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребѐнок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребѐнок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребѐнок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятие и партнѐров по совместной деятельности.
Ребѐнок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребѐнка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим к различным видам деятельности.
Ребѐнок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребѐнок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребѐнок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребѐнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
2. Содержательный раздел.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжѐлыми
нарушениями речи с учетом специфики их речевого развития.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различает три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
I уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые ―безречевые дети‖). У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей I уровня ОНР, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
- церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость); - синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей I уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, которые часто сопровождаются жестами, мимикой. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом ребенок обозначает несколько понятий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможность произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова.
II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогом в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже, возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава, перестановка и добавление слогов.
При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных, недостаточность
фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Группой ученых – В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М.
Мастюковой, С. Н. Шаховской, проводившими специальные исследования независимо друг от друга, установлено, что у детей 3 уровня развития имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких
дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.
III уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.
Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как IV уровень речевого развития.
Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
2.2 Принципы формирования Программы.
Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учѐта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребѐнка;
- принцип признания каждого ребѐнка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, приѐмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
2.3. Основное содержание коррекционной работы.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Учебный год начинается с комплексного обследования речи детей, поступивших в логопедическую группу.
При выявлении речевых дефектов логопед анализирует взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребѐнка, выявляет компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставляет уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
Вся коррекционно-развивающая работа в подготовительной логопедической группе делится по форме проведения на подгрупповую и индивидуальную. В
подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу.
Учебный год на логопедической группе ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь; 2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с двумя подгруппами планируется три раза в неделю, из них: 2 занятия по развитию лексико-грамматического строя и обучению связной речи и 2 занятия по развитию фонетико-фонематического строя речи и обучению начальным элементам звуко-слогового анализа, синтеза и грамоты. На индивидуальные логопедические занятия с каждым ребѐнком отводится 15-20 минут 2-3 раза в неделю. Работа проводится с одним воспитанником или малыми подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст |
Продолжительность коррекционноразвивающего занятия |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня |
С 6 до 7 лет |
25 минут - фронтальное, подгрупповое занятие, 10минут-индивидуальное занятие, 30минут-интегрированное занятие. |
В первой половине дня - 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня - 30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
Подгрупповые логопедические занятия направлены на развитие фонематического слуха детей, развитие лексико – грамматических категорий, связной речи и пронизана лексико – тематическим планированием.
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация, развитие фонематического слуха детей – логопатов, коррекция слоговой структуры слова.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия проводится релаксационная пауза.
Работа учителя – логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
• коррекция нарушенного звукопроизношения,
• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
• формирование грамматических представлений,
• развитие связной речи,
• развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики.
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приѐмах и еженедельно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии.
Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.
Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы логопед нацеливает родителей на своих консультативных приѐмах, в материалах на стендах «Речевой уголок», «Советы логопеда» и «Развитие речи». Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая еѐ зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определѐнный алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.
Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, принимая участие в интегрированных занятиях. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
2.5. Диагностическая работа.
Система мониторинга
Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним.
Общей целью диагностики является – выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов; - обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:
▪ в начале учебного года – первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
▪ в середине учебного года – промежуточная (январь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;
▪ на конец учебного года – итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты, диагностику уровня развития речи проводят учителя-логопеды.
Перечень методик, используемых педагогами при диагностике речевого развития детей 6-7 лет
Компоненты обучения и развития |
Используемые методики |
Используемые материалы |
Обследование артикуляционного аппарата |
Методика обследования артикуляционного аппарата (авторы Власенко И.Т., Чиркина Г.В.) |
- картинный материал авторов Иншаковой О.Б., Стребелевой Е.А;
- картинный материал, рекомендованный ГМО логопедов;
|
Обследование фонематического слуха |
Методика обследования фонематического слуха (методики Филичевой М.Б. |
|
Обследование грамматического строя языка и связной речи |
Методика обследования грамматического строя языка и связной речи (авторы Власенко |
|
|
И.Т., Чиркина Г.В., Трубникова Н.М.) |
- комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников"
- О.С. Гомзяк «Учим говорить правильно»
- система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Ткаченко Т.А. |
Обследование слоговой структуры |
Методика обследования слоговой структуры (методика Чиркиной Г.В.) |
|
Обследование звукового анализа слова |
Методика обследования звукового анализа слова (методика Левиной Р.Е. |
|
Обследование подготовки к обучению грамоте |
Методика обследования подготовки к обучению грамоте (под редакцией Трубниковой Н.М.) |
|
Обследование ребенка с ОНР |
Методика обследования ребѐнка с ОНР (от 4 -7 лет) (методика Н.В.Серебряковой, Л.С. Соломахина) |
|
Обследование звукопроизношения |
Методика обследования звукопроизношения (под ред. Власенко И.Т., Чиркиной Г.В.) |
Результаты диагностического обследования заносятся в речевые карты
Для каждого воспитанника с ОНР учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребѐнка.
3. Организационный раздел.
3.1.Организация режима пребывания детей
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда, воспитателя и других специалистов. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2-3 до 5-6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с сеткой занятий, индивидуальные – каждый день, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания общедидактических и коррекционных задач.
Режим дня в логопедической группе (6-7 лет)
Режимные моменты |
Время |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство |
7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 – 8.50 |
Подготовка к занятиям, занятия |
8.50 – 10.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка |
10.50 – 12.25 |
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия |
8.00 – 11.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед |
12.35 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 -15.00 |
Подъем, закаливающие и оздоровительные мероприятия |
15.00- 15. 15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.25-15.40 |
Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, развивающие игры, занятия с воспитателем |
15.40- 16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.20-17.10 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.10 – 17.40 |
Самостоятельная деятельность, игры, уход домой |
17.40 – 19.00 |
3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) вариативной – предполагает наличие различных возможностей, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
6) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
Перечень оборудования и мебели предметно – развивающей среды в логопедическом кабинете:
1. Настенное зеркало.
2. Детские настольные зеркала
3. Столы для детей.
4. Стол для логопеда.
5. Стулья для детей.
6. Шкафы и полки для методической работы.
7. Доска настенная магнитная с набором разноцветных магнитов.
10. Стенды для наглядности.
11. Чистое полотенце.
12. Коробки и папки для пособий.
13.Азбука – говорящая таблица.
14. Дидактический материал:
15.Азбука букв – магнитная.
16.Диски «Домашний логопед».
17.Зонды О.И.Крупенчук, Е.В.Новиковой, А.И.Рау, зондозаменители.
18.Интерактивное оборудование: ноутбук, портативная колонка.
19.Иллюстративный материал по всем лексическим темам.
20.Картотека
21.Игры для дыхания, игры – шнуровки, массажные мячи, кольца, валики, музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, бубны, шумелки.
22.Кассы букв для выкладывания слов, предложений.
23.Компьютерные программы: «Учимся говорить правильно»
24.Календарь природы.
25.Театральные куклы и пальчиковый театр
26.Цветные мелки, карандаши цветные и простые, фломастеры.
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
1. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева (Санкт Петербург, Детство-пресс, 2015г.).
2. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. Детство-пресс, СПб. 2008 год СентябрьМай. Часть1,2.
3. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая и подготовительная группы). М.Просвещение, 2010г.
5. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Просвещение, 2010г.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /М.: «ГНОМ-ПРЕС», 1999. 7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.-М., ТЦ Сфера, 2001.
8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/
Под ред. Л.С. Волковой – 5-е из; перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 9. Акименко В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
10. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стѐртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
11.С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г
12. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2007.
13.Степанова О. А. Справочник учителя – логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
14.Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург.
15.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод.пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.