МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТОК ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила: старший вожатый МБОУ ООШ № 34 ст.Новоминской Каневского района
Чевардакова Дарья Владмировна
Новоминская
2022
СОДЕРЖАНИЕ
|
Наименование воспитательного мероприятия |
Стр. |
|
|
|
1. |
Введение………………………………………………………………………………………… |
3
|
2. |
СемьЯ (мероприятие 1)……………………………………………………………………
|
5 |
3. |
Семья – начало всех начал (мероприятие 2)………………………………….. |
10
|
4. |
Семейные ценности и традиции (мероприятие 3)…………………………
|
19 |
5. |
В кругу дедушек и бабушек (мероприятие 4)………………………………….
|
30 |
|
Список использованных источников……………………………………………….
|
35 |
Введение
Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей.
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами?
Предлагаемые материалы направлены на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения на примерах из истории нашего Отечества через цикл воспитательных мероприятий о семье, семейных ценностях и традициях.
Планируемые результаты:
личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности;
метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией;
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам классного часа), управление обучением (работа с текстом);
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая;
Технологии, методики:
проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Процесс образования в ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище» направлен не только на обучение, но и на воспитание всесторонне развитой личности и одним из основных направлений воспитательной работы с воспитанниками является формирование у кадет гражданственности и чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.
Цель данного сборника – показать методики проведения воспитательных мероприятий с использованием современных воспитательных технологий и методик.
Методические разработки могут применяться как классные часы, так и как отдельные внеклассные воспитательные мероприятия.
Данный сборник методических разработок воспитательных мероприятий предназначен для воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования для использования в подготовке к классным часам и открытым мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.
План-конспект воспитательного мероприятия по теме:
«СемьЯ»
(Мероприятие 1)
Форма проведения: классный час - дискуссия
Цель: обратить внимание воспитанников на значение слова «семья», раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи.
Задачи:
Образовательная:
- расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества таких, как «семья»;
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.
Развивающие:
- развитие интереса к родословной своей семьи, понимания и уважительного отношения к родным и близким;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование, оформление, реквизиты: мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.
Использование современных образовательных технологий:
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Методы работы |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы технологии коллективного творчества |
Метод исходной мотивации |
Вступление |
Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии |
Метод общения |
Основная часть воспитательного мероприятия |
Элементы кейс-технологии |
Метод коллективного анализа ситуаций |
Заключение и рефлексия |
План мероприятия:
I. Вступление.
II. Основной этап.
III. Заключение.
IV. Рефлексия.
Ход мероприятия:
I. Вступление.
Воспитатель: Добрый день! (Слайд № 1).
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
(Слайд № 2) «Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
Воспитатель:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
II. Основной этап.
Воспитатель: В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер.
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…
Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы воспитанников).
Семья – высшая ценность нашего общества. Её значение трудно переоценить. В семье формируются идеалы, обычаи, традиции общества. В ней создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.
Воспитатель (Слайд № 3):
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Всё начинается с семьи.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой ролик с древней китайской притчей (Слайд № 4 – ролик 1 «Китайская притча»).
Содержание притчи: «В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старшины семьи: «Как вам удаётся жить в мире согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?».
Воспитатель:
Теперь смотрим другой ролик (Слайд № 5 – ролик 2 «Дружная семья»).
Воспитатель: Рассказ «Печенье» (В. Осеева).
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
- Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
- Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
Воспитатель: Какие мысли и эмоции у вас вызвали ролик «Дружная семья» и рассказ про печенье?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Предлагаю вам закончить пословицы (Слайд № 6).
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
III. Заключение.
Воспитатель: Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
В заключении нашего мероприятия предлагаю вам послушать песню про семью (Слайд № 7 – ролик 3 «Песня про семью»).
IV. Рефлексия.
- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?
- Какие выводы вы сделали из мероприятия?
- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?
Спасибо всем за активное участие.
Презентация к воспитательному мероприятию по теме:
«СемьЯ»
(Мероприятие 1)
|
Слайд № 1
|
|
|
|
Слайд № 2 |
|
|
|
Слайд № 3 |
|
|
|
Слайд № 4 (Ролик 1 «Китайская притча») |
|
|
|
Слайд № 5 (Ролик 2 «Дружная семья») |
|
|
|
Слайд № 6
|
|
|
|
Слайд № 7 (Ролик 3 «Песня про семью») |
План-конспект внеклассного мероприятия по теме:
«Семья – начало всех начал»
(Мероприятие 2)
Форма проведения: классный час - беседа
Цель: выяснить важную роль семьи для человека и воспитать у себя ответственное отношение к семье, способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи.
Задачи:
Образовательная:
- определить признаки счастливой семьи;
- раскрыть основные принципы существования и сохранения счастливой семьи;
- определить роль членов семьи.
Воспитывающие:
- воспитывать у кадет чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству;
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества;
- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;
- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.
Развивающие:
- обратить внимание на нравственные аспекты воспитания в семье, формировать культуру общения;
- развивать способность к критическому осмыслению различных трактовок военных событий;
- развивать чувство патриотизма, гражданственности.
Оборудование, оформление, реквизиты: телевизор, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.
Использование современных образовательных технологий:
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Методы работы |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы технологии коллективного творчества |
Метод исходной мотивации |
Вступление |
Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии |
Метод общения |
Основная часть воспитательного мероприятия |
Элементы кейс-технологии |
Метод коллективного анализа ситуаций |
Заключение и рефлексия |
План мероприятия:
I. Вступление.
II. Основной этап.
III. Заключение.
IV. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
(слайд № 1)
I. Вступление.
Воспитатель: Добрый день!
Сегодня мы погорим о семье, узнаем, семейные традиции наших предков. – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, патриотизму и умению служить Отечеству. (Слайд № 2).
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю короткую притчу.
«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри! - сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по настоящему счастливым».
Воспитатель: Почему мальчик стал счастливым?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Вы абсолютно правы – он стал счастливым потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
II. Основной этап.
Воспитатель: Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Некоторые ученые утверждает, что древнюю семью породили забота и верность.
Семью создали мужчины - добытчики и их верные спутницы. Пещерных красавиц привлекали мужчины - добытчики, верность которым женщины хранили всю жизнь. Конкуренция за наиболее привлекательных женщин отнимала у наших предков массу времени и сил. В какой-то момент истории человечества женщины перестали обращать внимание на брутальных (красивых) мужчин. Они поняли, что гораздо комфортнее будет иметь отношения с хорошим добытчиком — тем, который сможет обеспечить пропитанием и себя, и избранницу.
Согласно этой стройной теории получается, что основу современного образа жизнь заложили трудолюбивые мужчины и верные женщины. Вот так появилась семья.
Семья – начало всех начал. Это означает, что в семье закладывались и закладываются нравственные основы у будущего поколения.
Воспитатель: Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.
Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуги) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать».
Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть.
Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами?
Воспитатель: Примеров воспитания любви к своему Отечеству в истории нашего Отечества очень много, но я предлагаю сегодня вам познакомиться с историей одной краснодарской семьи – семьи Игнатовых.
Воспитатель: В этом году мы отмечали 75 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Боевые действия проходили и на Кубани.
В годы оккупации (июль 1942-октябрь 1943 гг.) на территории Краснодарского края активно сражались с врагом партизанские отряды и подпольные группы. В партизаны уходили, случалось, целыми семьями. Всего за время войны на Кубани было создано и успешно действовало 85 партизанских отрядов. Но был среди этих отрядов уникальный, такой, какого не было больше нигде во время Великой Отечественной войны. Действовал он на территории Краснодарского края с 6 августа 1942 по 17 февраля 1943 года.
Необычность этого отряда состояла в том, что участниками его были научные и инженерно-технические работники — 36 из 58 бойцов этого отряда имели высшее образование, а четверо даже обладали учёными степенями. Командиром отряда был 58-летний директор Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности Пётр Карпович Игнатов, имевший среди партизан позывной «Батя» (Слайд № 3). В отряде вместе с ним воевали его жена Елена Ивановна и два сына — Евгений и Гений.
Петр Карпович Игнатов был старым большевиком-подпольщиком, активным участником Октябрьской революции и Гражданской войны, помогал установлению Советской власти на Кубани. Его жена Елена Ивановна, медик по образованию, тоже член партии большевиков — была верным и надежным спутником своего мужа-революционера, человеком большой сердечной теплоты. Вместе они вырастили и воспитали трех замечательных сыновей, двое из которых — Евгений и Гений героически погибли во время выполнения боевого задания, отдав свои жизни за свободу советского народа.
До войны это была мирная инженерская семья, каких много было в Краснодаре. Глава ее, Петр Карпович Игнатов, механик по профессии и сын механика, своих мальчиков — Евгения, Валентина и Геннадия — тоже направил по этой, как бы уже ставшей наследственной дороге.
Старший сын Игнатовых (Слайд № 4), Евгений, родился в 1915 году, окончил школу № 98 города Краснодара, учился во Всесоюзном институте маслобойно-маргариновой промышленности, после окончания института работал инженером на комбинате «Главмаргарин». В 1939 году вступил в ВКП(б).
Средний сын, Валентин, служил в армии.
Самый младший (Слайд № 5) — Гений (Геннадий) Игнатов родился в 1925 г. и успел окончить только 8 классов школы № 98 города Краснодара, как началась война.
Петр Карпович собрал сыновей на совет. Решено было готовиться к партизанской борьбе. Все втроем прошли курсы минеров, вовлекли в изучение минного дела товарищей по работе и, сохраняя замысел в тайне от самых близких людей, постепенно сколотили небольшой, но дружный, прекрасно подготовленный, хорошо знающий кубанские места отряд.
Когда же в 1942 году опасность действительно стала угрожать непосредственно Кубани, Петр Карпович Игнатов вывел в горы отряд, в котором 80 процентов бойцов имели высшее или среднее образование. Одних инженеров, товарищей Евгения, было 11 человек, да еще шесть директоров заводов, так что отряд смело можно было назвать отрядом советской интеллигенции. С отрядом, в качестве старшей медицинской сестры, пошла и Елена Ивановна Игнатова.
Никто, в том числе и опытнейший командир П. К. Игнатов, не представлял тогда всех трудностей, с которыми придется иметь дело инженерам–партизанам. И уже тем более никто не сказал бы тогда, что городские инженеры в возрасте за 30–35 лет окажутся замечательными бойцами и что по обилию профессий их будет не 55, а по крайней мере 100.
То обстоятельство, что в отряде преобладали люди точных профессий, сразу сказалось в положительном смысле. Они ценили время и умели им пользоваться как боевым фактором.
8 августа 1942 года отряд вышел из Краснодара, а 20 августа уже была совершена первая операция, в ней убито 10 и ранено 17 немцев без единой потери со своей стороны. Вторая операция 25 августа, третья — спустя пять дней, и в таких темпах вся борьба до февраля 1943 года, когда отряд вернулся в родной Краснодар, неся на знамени имена братьев Игнатовых и славу подвигов, уже ставших легендарными. Пятьдесят пять, а впоследствии пятьдесят партизан (трое погибли, а двое были расстреляны немцами) уложили в кубанскую землю около 2 тысяч фашистов, взорвали четыре поезда, восемь бронемашин, 30 грузовиков, два железнодорожных и шесть шоссейных мостов и ранили не менее 3 тысяч гитлеровских мерзавцев.
Пятьдесят пять, в их числе шесть женщин, тоже городских жительниц, как и мужчины! Всего–навсего пятьдесят! С августа 1942 года по февраль 1943 года игнатовцы потеряли пятерых. Но среди погибших были лучшие, сильнейшие, активнейшие — это оба брата Игнатовы и старший минер отряда талантливый изобретатель Еременко.
Воспитатель: Братья погибли в седьмой операции. Произошло это так. Получили задание заминировать железнодорожное полотно в глубоком тылу противника.
Немцы отгородились от гор несколькими линиями дзотов, колючими заграждениями, минными полями, «спотыкачем» в густых зарослях (колючей проволокой, разбросанной петлями в кустарнике). А железнодорожный путь, единственный, которым подбрасывали свои резервы к Новороссийску, охраняли особенно тщательно. По шоссе, параллельно железной дороге, время от времени проходили броневики, а в дорожных будках помещались патрули.
Операция предстояла ответственная. Группу вел сам П. К. Игнатов, взяв с собой обоих сыновей — Евгения, как командира разведки, показавшего себя в шести предыдущих делах осторожным, расчетливым, никогда не теряющимся начальником, а Геннадия просто потому, что тот ни за что не хотел отстать от отца и брата. Да и кого же брать на опасное дело, как не тех, кто ближе, кого лучше знаешь?
Вышли вечером группой в несколько человек. Евгений шел с высокой температурой, но ни за что не хотел возвращаться — взрыв первого поезда он хотел организовать непременно лично, чтобы на месте проверить достоинства и недостатки мины и самому видеть весь ход операции, открывавшей новый этап в деятельности отряда.
За ночь прошли около 45 километров по горным заснеженным тропам и, благополучно миновав передний край немецкой обороны, вышли незамеченными к железнодорожному полотну. И хотя они здорово устали, но решили не отдыхать, а сейчас же приступить к закладке минного поля, используя темноту.
Только начали, пронесся звук подходящего поезда, а на шоссе шум машин. Машины были где-то совсем близко. Судьбу операции, да и жизнь всей группы, решали считанные секунды. Евгений схватил мину и, на ходу заряжая ее, бросился к шоссе, наперерез машинам. Он сразу понял, что если шоссе оставить не заминированным, то немцы отрежут группу от гор и тогда — смерть. Гена тоже подхватил мину и побежал за братом. Евгений уже закладывал свою мину в глубокую правую колею дороги, Гена заложил в левую, чуть подальше. Потом оба бросились заканчивать снаряжение мин под рельсами. Можно было бы, конечно, отложить взрыв и уйти, пока еще не поздно, но соблазн взорвать большой воинский эшелон и довести до конца операцию, многим казавшуюся неосуществимой, был так велик, что мысли об опасности не существовало. Когда человек и его дело слиты воедино, успех дела сам собой становится судьбой человека и другой судьбы нет и не может быть.
В те 10–12 секунд, что были в распоряжении партизан, каждый отлично понял, что произойдет, но никто не оставил работы, а Петр Карпович Игнатов, видя своих сыновей на самом опасном месте, не крикнул им уходить. Все они были сейчас не десятью людьми с различными характерами и судьбами, а одним человеком, лишь с десятью парами рук, но с единой волей. И воля эта звала на подвиг. (Слайд № 6).
Воспитатель: Из воспоминаний Петра Карповича Игнатова: «Они хотят бросить под поезд около мины противотанковые гранаты, чтобы от детонации взорвался «волчий фугас». Я бегу за детьми. Поздно! Одна за другой рвутся две гранаты. И тотчас со страшным грохотом взрывается мина. Сразу становится жарко и душно, как в бане. Взрывная волна как ножом срезает крону могучего клена и отбрасывает меня назад. Я вижу, как лопнул котел паровоза. Падая под уклон, вагоны лезут друг на друга, погребая под своими щепками немцев. Новый взрыв. Это летит в воздух броневик на шоссе. За ним, ярко вспыхнув фарами, рвется второй. Взрывы следуют один за другим. Теперь мины коверкают машины на боковой дороге, разбрасывая искалеченные трупы гитлеровских автоматчиков. Пылает взорванный поезд, кричат звериными голосами раненые фашисты. Я бросаюсь к железной дороге. У полотна, освещенного заревом пожара, лежат разорванные на куски мои мальчики — Евгений и Геннадий. Я беру на руки их окровавленные тела. Теплая кровь заливает мне руки. Я целую то, что осталось от моих детей. Я несу их через минированную дорогу. Потом мы молча роем финскими ножами неглубокую яму, кладем трупы моих сыновей, забрасываем землей. А над головой, срывая листья, уже жужжат немецкие пули. Вытянувшись цепочкой, глухими тропами уходим в горы. А там, далеко в горах, на нашей «фактории», ждет моя жена, мать моих ребятишек, Елена Ивановна, хирург нашего отряда. Что я скажу ей? Как все это будет?..»
…Игнатов кинулся к тому месту, где только что работали сыновья. Он искал их ощупью, под шум, стрельбу, крики и стоны у разбитого эшелона. Горе так закружило его, что он забыл обо всем и только ползал по насыпи, собирал останки детей и плакал, плакал, шепча: — Детишки мои родные, что же это вы! Мальчики вы мои!..
Братья погибли на глазах отца в день его рождения… И забрали с собой еще сотни фашистов. По донесению подпольщиков, при крушении этого состава (горы, ущелье, большая скорость) погибло 500 немцев, да еще после разбирательства немцы расстреляли всех охранников, отвечавших за безопасность движения — 65 человек.
Немцы всякими способами исследовали участок взрыва. Насмерть напуганные мерзавцы пустили по заминированному шоссе тяжелую машину, нагруженную колхозниками, но по какой-то необъяснимой случайности она не взорвалась, и тогда, решив, что тут все благополучно, немцы пустили пятитонку с боеприпасами. Она взлетела на воздух, разорвав обследователей.
Двадцать седьмой операцией отряда имени братьев Игнатовых было возвращение его в Краснодар. Здесь мужественные кубанские партизаны во главе со своим испытанным вожаком вскоре узнали, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно).
Поэт О. Милославский написал ''Балладу о братьях Игнатовых" в которой есть такие строки:
(Слайд № 7)
Для счастья грядущих родных поколений
Уснули навеки Евгений и Геня,
Мелькнула, как блеск боевого клинка,
Их жизнь, ослепительна и коротка.
Но юная кровь их не пролита даром,
Прошла она мстящим и грозным пожаром
И путь проложила для красных лавин
За Вислу, за Одер - на вражий Берлин!
Воспитатель: (Слайд № 8) Известный советский писатель Валентин Катаев в своем рассказе, посвященном семье Игнатовых, пишет: «Какие люди! — думаю я. — Какие люди! Разве можно победить народ, воспитавший таких людей?».
Братья были похоронены в Екатерининском сквере, там, где сейчас стоит памятник императрице Екатерине II. В апреле 1956 года братья Евгений и Геннадий Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище г. Краснодара (Слайд № 9).
На месте, где геройски погибли братья Игнатовы, в поселке Баки, Северского района, тоже установлен памятник (Слайд № 10).
Воспитатель: А сейчас вы посмотрите короткий ролик о борьбе партизанского отряда братьев Игнатовых с фашистами (Слайд № 11).
III. Заключение.
Воспитатель: Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
IV. Рефлексия.
- Какие выводы вы сделали из мероприятия?
- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?
Спасибо всем за активное участие.
Презентация к воспитательному мероприятию по теме:
«Семья – начало всех начал»
(Мероприятие 2)
|
Слайд 1 |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
|
Слайд 6 |
|
Слайд 7 |
|
Слайд 8 |
|
Слайд 9 |
|
Слайд 10 |
|
Слайд 11 Ролик про партизан |
|
|
План-конспект воспитательного мероприятия по теме:
«Семейные ценности и традиции»
(Мероприятие 3)
Форма проведения: классный час - беседа
Цель: Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.
Задачи:
Образовательная:
- расширению знаний о семейных ценностях и традициях;
Воспитывающие:
- воспитание положительного отношения к семье, семейным традициям и ценностям;
- воспитывать у кадет чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству;
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества;
- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;
- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.
Развивающие:
- обратить внимание на нравственные аспекты воспитания в семье, формировать культуру общения;
- развивать способность к критическому осмыслению различных трактовок военных событий;
- развивать чувство патриотизма, гражданственности.
Оборудование, оформление, реквизиты: телевизор, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.
Использование современных образовательных технологий:
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Методы работы |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы технологии коллективного творчества |
Метод исходной мотивации |
Вступление |
Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии |
Метод общения |
Основная часть воспитательного мероприятия |
Элементы кейс-технологии |
Метод коллективного анализа ситуаций |
Заключение и рефлексия |
План мероприятия:
I. Вступление.
II. Основной этап.
III. Заключение.
IV. Рефлексия.
Ход мероприятия:
I. Вступление.
Воспитатель: Добрый день! (Слайд № 1).
Сегодня мы продолжим наш разговор о семье. Поговорим о семейных ценностях и традициях. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: «Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство» (Конфуций) (Слайд № 2). Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Воспитатель:
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?
II. Основной этап.
Воспитатель: - Как вы понимаете это слово «ценности»?
«Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» (Большой Энциклопедический Словарь);
- «значимость, польза, полезность» (Ожегов).
Психологи выделяют такие семейные ценности:
• Ценность родительства;
• Ценность родства;
• Ценность супружества;
• Ценность здоровья;
• Обычаи и традиции
• Взгляды…
Воспитатель: - А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью?
(Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
Воспитатель: В России, иcпoкoн вeкoв, ceмeйныe тpaдиции чтилиcь и oбepeгaлиcь. Oни являютcя oчeнь вaжнoй чacтью иcтopичecкoгo и кyльтypнoгo нacлeдия cтpaны. Kaкиe жe ceмeйныe тpaдиции были в Poccии?
Вo-пepвых, вaжным пpaвилoм для кaждoгo чeлoвeкa былo знaниe cвoeй poдocлoвнoй, пpитoм нe нa ypoвнe «бaбyшки - дeдyшки», a гopaздo глyбжe. В кaждoй двopянckoй ceмьe cocтaвлялocь гeнeaлoгичecкoe дpeвo, пoдpoбнaя poдocлoвнaя, бepeжнo хpaнилиcь и пepeдaвaлиcь иcтopии o жизни пpeдкoв. Co вpeмeнeм, кoгдa пoявилиcь фoтoaппapaты, нaчaлocь вeдeниe и хpaнeниe ceмeйных aльбoмoв, пepeдaчa их пo нacлeдcтвy мoлoдым пoкoлeниям. Этa тpaдиция дoшлa и дo нaших вpeмён – вo мнoгих ceмьях ecть cтapыe aльбoмы c фoтoгpaфиями близких и poдных, дaжe тeх, кoгo yжe нeт c нaми.
Вo-втopых, иcкoннo pyccкoй ceмeйнoй тpaдициeй былo и ocтaeтcя пoчитaниe пaмяти poдcтвeнникoв, пoминaниe yшeдших, a тaкжe yхoд и пocтoяннaя зaбoтa o пoжилых poдитeлях. Этим, cтoит зaмeтить, pyccкий нapoд oтличaeтcя oт eвpoпeйcких cтpaн, гдe пpecтapeлыми гpaждaнaми в ocнoвнoм зaнимaютcя cпeциaльныe yчpeждeния. Хopoшo этo или плoхo – cyдить нe нaм, нo тo, чтo тaкaя тpaдиция ecть и oнa живa – этo фaкт.
В-тpeтьих, в Poccии издpeвлe былo зaвeдeнo пepeдaвaть из пoкoлeния в пoкoлeния cemeйныe peликвии – дpaгoцeннocти, пocyдy, кaкиe-тo вeщи дaлeких poдcтвeнникoв. Пoэтoмy в oчeнь мнoгих ceмьях вceгдa были cпeциaльныe «тaйнички», гдe хpaнилиcь дeдyшкины чacы, бaбyшкины кoльцa, ceмeйнoe cepeбpo и дpyгиe цeннocти.
В-чeтвepтых, paнee oчeнь пoпyляpнo былo нaзывaть poдившeгocя peбeнкa в чecть кoгo-тo из члeнoв ceмьи. Taк пoявлялиcь «ceмeйныe имeнa», и ceмьи, гдe, нaпpимep, дeдyшкa Ивaн, cын Ивaн и внyк Ивaн.
В-пятых, вaжнoй ceмeйнoй тpaдициeй pyccкoгo нapoдa былo и ecть пpиcвoeниe peбeнky oтчecтвa. Takим oбpaзoм, yжe пpи poждeнии мaлыш пoлyчaeт чacть имeни poдa. Нaзывaя кoгo-тo пo имeни – oтчecтвy, мы выpaжaeм cвoe пoчтeниe и вeжливocть.
В-шестых, нa Pycи cyщecтвoвaли пpoфeccиoнaльныe динacтии – цeлыe пoкoлeния пeкapeй, caпoжникoв, вpaчeй, вoeнных, cвящeнникoв. Выpacтaя, cын пpoдoлжaл дeлo oтцa, пoтoм этo жe дeлo пpoдoлжaл eгo cын, и тaк дaлee.
Дa, мнoгo интepecных ceмeйных тpaдиций былo в Poccии. Но есть традиция, которая передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. Я говорю о традиции защищать семью, Родину, государство. И сейчас я приведу несколько примеров беззаветной любви к Родине, когда в одной семье были воспитаны два Героя Советского Союза.
Воспитатель: Начну я с рассказа о Зое и Александре Космодемьянских (Слайд № 3).
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923-го в селе Осино-Гай Тамбовской губернии в семье учителей, переехавшей впоследствии в Москву. Комсомолка Космодемьянская, которая окончила 9 классов столичной школы № 201, в октябре 1941 года добровольно вступила в специальный партизанский отряд (партизанско-разведывательная часть 9903), действовавший на Можайском направлении по заданию штаба Западного фронта. Девушка-партизанка дважды направлялась в тыл противника.
О судьбе Зои Космодемьянской страна узнала из очерка Петра Лидова «Таня» – эта публикация появилась в «Правде» в номере за 27 января 1942 года. Случайно услышав о казни партизанки в подмосковном Петрищеве от очевидца – пожилого крестьянина, военный корреспондент газеты Пётр Александрович Лидов также расспросил других местных жителей и на основе их рассказов о мужестве незнакомой девушки-партизанки, назвавшейся Татьяной, подготовил яркий публицистический материал. К слову, тогда же, вечером 27 января, поразительная история, о которой рассказала «Правда», прозвучала по Всесоюзному радио.
Из очерка Петра Лидова «Татьяна»: «...То было в дни наибольшей опасности для Москвы. Дачные места за Голицыном и Сходней стали местами боёв. Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам в их борьбе с противником в тылу. Вот тогда в Петрищеве кто-то перерезал все провода германского полевого телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части и в ней семнадцать лошадей. На следующий вечер партизан был пойман.
Из рассказов солдат петрищевские колхозники узнали обстоятельства поимки партизана. Он пробрался к важному военному объекту. На нём была шапка, меховая куртка, стёганые ватные штаны, валенки, а через плечо – сумка. Подойдя к объекту, человек сунул за пазуху наган, который держал в руке, достал из сумки бутылку с бензином, полил из неё и потом нагнулся, чтобы чиркнуть спичкой.
В этот момент часовой подкрался к нему и обхватил сзади руками. Партизану удалось оттолкнуть немца и выхватить револьвер, но выстрелить он не успел. Солдат выбил у него из рук оружие и поднял тревогу.
Партизан был отведён в избу, где жили офицеры, и тут только разглядели, что это – девушка, совсем юная, высокая, стройная, с большими тёмными глазами и тёмными стрижеными, зачёсанными наверх волосами.
Хозяевам дома было приказано выйти в кухню, но всё-таки они слышали, как офицер задавал Татьяне вопросы и как та быстро, без запинки отвечала: «нет», «не знаю», «не скажу», «нет», и как потом в воздухе засвистели ремни, и как стегали они по телу.
Хозяева насчитали двести ударов, но Татьяна не издала ни одного звука. А после опять отвечала: «нет», «не скажу», только голос её звучал глуше, чем прежде.
На грудь Татьяне повесили отобранную у неё бутылку с бензином и доску с надписью «Партизан». Так её вывели на площадь, где стояла виселица.
Место казни окружали десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояли больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано собраться и присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые, придя и постояв, потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища.
Под спущенной с перекладины петлёй были поставлены один на другой два ящика из-под макарон. Татьяну приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Один из офицеров стал наводить на виселицу объектив своего «кодака»: немцы – любители фотографировать казни и экзекуции. Комендант сделал солдатам, выполнявшим обязанность палачей, знак обождать.
Татьяна воспользовалась этим и, обращаясь к колхозницам и колхозникам, крикнула громким и чистым голосом:
– Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!
Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить её, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:
– Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье – умереть за свой народ...».
А вскоре личность казнённой в Петрищеве установили, и газета «Правда» сообщила об этом в опубликованном 18 февраля сорок второго новом очерке Петра Лидова «Кто была Таня».
Как выяснилось, «Таней» оказалась Зоя Космодемьянская, которую в конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево Рузского района Московской области в составе диверсионно-разведывательной группы схватили оккупанты. Несмотря на жестокие пытки, отважная и стойкая партизанка не выдала военной тайны, не предала товарищей и даже не назвала врагам своего настоящего имени.
Зое Анатольевне Космодемьянской 16 февраля 1942 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Преданность Родине, мужество и самоотверженность, проявленные восемнадцатилетней Героиней-партизанкой, стали для советских людей вдохновляющим примером в борьбе с врагом.
Воспитатель:
Александру Космодемьянскому было шестнадцать лет, когда в Петрищеве оккупанты казнили его старшую сестру Зою. Из-за возраста недавнему школьнику поначалу отказывали в просьбе направить его на фронт, но вскоре, в апреле 1942 года, настойчивый юноша-патриот Октябрьским районным военным комиссариатом Москвы был призван в ряды Красной Армии.
Став в сорок третьем выпускником Ульяновского военного танкового училища, Александр Космодемьянский в октябре того же года был направлен в действующую армию. Боевое крещение молодой офицер получил 21 октября 1943 года под Оршей: возглавляемый гвардии лейтенантом Космодемьянским экипаж танка КВ, с надписью на борту «За Зою!», который первым достиг неприятельской траншеи, «огнём и гусеницами проложил путь сопровождавшей его пехоте». В том бою гвардейцы-танкисты уничтожили десять блиндажей, несколько орудий, самоходную установку и до роты солдат врага.
Командуя позднее самоходной установкой 350-го гвардейского тяжёлого самоходного артиллерийского полка (43-й армии 3-го Белорусского фронта), гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский под огнём противника 6 апреля сорок пятого года преодолел в городе Кёнигсберге (ныне – Калининград) канал Ландграбен и уничтожил артиллерийскую батарею, склад боеприпасов и много гитлеровцев. За смелость и находчивость, проявленные в бою, был отмечен фронтовым руководством и назначен командиром батареи СУ-152.
В другом бою, который произошёл 8 апреля 1945 года в районе северо-западнее Кёнигсберга, батарея гвардии старшего лейтенанта Космодемьянского преодолела минное поле, при этом её не сдержал и плотный заградительный огонь фрицев. Артиллерийская гвардия, первой ворвавшаяся в форт, и на сей раз нанесла значительный урон неприятелю.
Отважный офицер через несколько дней, 13 апреля сорок пятого года, погиб при штурме населённого пункта Фирбруденкруг на Земландском полуострове (северо-западнее нынешнего Калининграда). Батареей Космодемьянского были уничтожены четыре вражеские противотанковые пушки и до роты немецких солдат. Но в этом сражении противнику удалось поджечь самоходку командира, и он, выбравшись из пылавшей боевой машины, ринулся вместе с нашими пехотинцами на гитлеровцев. Они были выбиты из населённого пункта, однако неприятельская артиллерия открыла огонь, и осколок вражеского снаряда насмерть сразил бесстрашного офицера-командира.
Гвардии старший лейтенант Александр Анатольевич Космодемьянский 29 июня 1945 года посмертно удостоился присвоения звания Героя Советского Союза.
Кавалера медали «Золотая Звезда» Александра Космодемьянского, награждённого орденом Ленина (посмертно) и орденом Отечественной войны I и II степени, похоронили на столичном Новодевичьем кладбище – рядом с могилой Героини-сестры.
(Слайд № 4 – ролик про Зою и Александра)
Воспитатель: Братья Коккинаки – Константин и Владимир (Слайд № 5).
Коккинаки Владимир Константинович – лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина.
Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. Русский (из обрусевших греков). Старший брат Героя Советского Союза Константина Константиновича Коккинаки. В 1921 году окончил 3 класса начальной школы. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В армии с декабря 1925 года. До июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (Московский военный округ). В апреле-декабре 1931 года – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
В 1932-1935 годах – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС, провёл государственные испытания ряда самолётов-истребителей. В 1935-1964 годах – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций.
21 ноября 1935 года на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 метров (неофициальный мировой рекорд), 20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – А.М.Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 километров по прямой.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу 17 июля 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 77.
28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман - М.Х.Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 километров по прямой. С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. В 1965 году решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) В.К.Коккинаки награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности (1943-1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 годах – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 годах – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, генерал-майор авиации Коккинаки Владимир Константинович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№179).
Коккинаки Константин Константинович – лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна.
Родился 26 февраля (11 марта) 1910 года в городе Новороссийск Краснодарского края. Русский (из обрусевших греков). Младший брат дважды Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коккинаки. В 1925 году окончил семилетнюю школу. Работал грузчиком в порту, матросом на судне (1925-1926) и матросом-спасателем на водно-спасательной станции (1926-1929).
В армии с января 1930 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1936-1939 – лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №1 (г.Москва); испытывал серийные боевые самолёты Р-5, Р-7, ДИ-6, И-15бис, И-153.
Участник боевых действий в Китае: в июне 1939–июне 1940 – заместитель командира, командир истребительной авиагруппы; совершил 166 боевых вылетов на истребителе И-153, в воздушных боях сбил лично 3 и в группе 4 самолёта противника. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте.
В 1940-1941 – лётчик-испытатель авиазавода №1; испытывал серийные истребители И-153 и МиГ-3.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – заместитель командира, командир 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), сформированного из лётчиков-испытателей. Совершил 98 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в воздушных боях лично сбил 4 и в группе 3 самолёта противника.
После отзыва с фронта облётывал поставляемые по ленд-лизу английские истребители «Томагавк» в Архангельске.
В 1942-1950 – лётчик-испытатель авиазавода №30 (г.Москва); испытывал серийные штурмовики Ил-2 и пассажирские Ил-12; участвовал в испытаниях опытных самолётов Ил-6, Ил-22. С февраля 1950 года полковник К.К.Коккинаки – в запасе.
В 1951-1964 – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания различных модификаций истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21. В 1960 установил 2 мировых авиационных рекорда (из них 1 – абсолютный) скорости полёта на самолёте МиГ-21. В сентябре 1953 года катапультировался из неуправляемого самолёта.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Коккинаки Константину Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11214).
(Слайд № 6 – ролик про братьев Коккинаки).
Воспитатель: Брат и сестра Константиновы (Слайд № 7).
Константинов Владимир Фёдорович – штурман звена 25-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (2-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 22 февраля 1921 года в деревне Нигерёво Дорской волости Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Лихославльского района Тверской области). Русский. Брат Героя Советского Союза Т.Ф.Константиновой. С 1924 года жил в городе Тверь. В 1939 году окончил 10 классов школы.
В армии с октября 1939 года. В апреле 1941 года окончил 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов (город Оренбург). До июля 1941 года служил в ВВС стрелком-бомбардиром в формировавшемся бомбардировочном авиаполку (в Киевском особом военном округе). В ноябре 1941 года окончил Липецкие курсы усовершенствования ВВС, эвакуированные в город Куйбышев (ныне Самара).
С ноября 1941 года служил стрелком-бомбардиром в 709-м ночном бомбардировочном авиационном полку, который формировался в городе Алатырь (Чувашия). В феврале-апреле 1942 года в составе полка вёл ночную разведку дорог в Московской зоне обороны.
Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1942 – мае 1944 – стрелок-бомбардир и штурман звена 709-го (с ноября 1942 – 25-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Южном и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Харьковском сражении, Сталинградской битве, Ростовской, Мелитопольской и Крымской операциях. Совершил 678 ночных боевых вылетов на самолёте У-2 (По-2) на бомбардировку скоплений войск и техники противника. 1 августа 1942 года был легко ранен осколками в спину во время вражеской бомбардировки аэродрома.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Константинову Владимиру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Летом 1944 года переучился на лётчика. С сентября 1944 года служил лётчиком, а в 1945-1946 – штурманом штурмового авиаполка (в Киевском военном округе). В 1947 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС (город Краснодар). В 1947-1949 – штурман авиаполка Высших лётно-тактических курсов ВВС (город Люберцы Московской области, с 1948 года – город Таганрог Ростовской области).
В 1953 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил в ВВС заместителем командира штурмового авиаполка, заместителем начальника штаба, старшим лётчиком и начальником воздушно-стрелковой подготовки штурмовых авиаполков, начальником штаба истребительного авиаполка и начальником огневой и тактической подготовки авиаполка истребителей-бомбардировщиков (в Белорусском военном округе).
В 1962-1967 – заместитель командира вертолётного авиаполка по лётной подготовке (в Закавказском военном округе). С июля 1967 – старший лётчик-инспектор и начальник отдела Управления авиационного спорта ЦК ДОСААФ. С января 1976 года полковник В.Ф.Константинов – в запасе.
Жил в Москве. Умер 15 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.
Полковник (1969), военный лётчик 1-го класса (1967). Награждён орденами Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (19.07.1942), Александра Невского (19.05.1943), Отечественной войны 2-й степени (30.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (12.12.1942; 30.12.1956), медалями.
Константинова Тамара Фёдоровна - штурман эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, лейтенант.
Родилась 7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво ныне Лихославльского района Тверской области в крестьянской семье. Русская. Сестра Героя Советского Союза Константинова В.Ф. Окончила среднюю школу, курсы лётчиков-инструкторов при Калининском аэроклубе в 1940 году.
В Красной Армии с марта 1943 года. В действующей армии с марта 1944 года.
Штурман эскадрильи 566-го штурмового авиаполка (277-я штурмовая авиадивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) комсомолка лейтенант Константинова Т.Ф. к марту 1945 года совершила шестьдесят шесть успешных боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, скоплений войск противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Константиновой Тамаре Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6355).
(Слайд № 8 – ролик про Тамару Константинову).
III. Заключение.
Воспитатель: Kaкиe-тo из этих тpaдиций бeзнaдeжнo кaнyли в Лeтy. Нo кaк жe интepecнo зaмeчaть, чтo мнoгиe из них живы, и их пo-пpeжнeмy пepeдaют из пoкoлeния в пoкoлeниe, oт oтцa к cынy, oт мaтepи к дoчepи… A, знaчит, y нapoдa ecть бyдyщee! И в современной истории России есть множество примеров безграничной любви к семье и Родине.
IV. Рефлексия.
- Какие выводы вы сделали из мероприятия?
- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?
Спасибо всем за активное участие.
Презентация к воспитательному мероприятию по теме:
«Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»
(Мероприятие 3)
|
Слайд № 1 |
|
Слайд № 2 |
|
Слайд № 3 |
|
Слайд № 4 ролик про Зою и Александра |
|
Слайд № 5 |
|
Слайд № 6 ролик про братьев Коккинаки |
|
Слайд № 7 |
|
Слайд № 8 ролик про Тамару Константинову |
План – конспект воспитательного мероприятия по теме:
«В кругу дедушек и бабушек»
(Мероприятие 4)
Форма проведения: классный час - репортаж
Цель: Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить воспитанников с историей возникновения праздника День пожилых людей;
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
- воспитывать у кадет чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству;
- воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества;
- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;
- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.
Развивающие:
- развивать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
- развивать у воспитанников желание доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.
- развивать чувство патриотизма, гражданственности.
Оборудование, оформление, реквизиты: телевизор, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение.
Использование современных образовательных технологий:
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Методы работы |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы технологии коллективного творчества |
Метод исходной мотивации |
Вступление |
Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии |
Метод общения |
Основная часть воспитательного мероприятия |
Элементы кейс-технологии |
Метод коллективного анализа ситуаций |
Заключение и рефлексия |
План мероприятия:
I. Вступление.
II. Основной этап.
III. Заключение.
IV. Рефлексия.
Ход мероприятия:
I. Вступление.
Воспитатель: Добрый день! Тему нашего мероприятия вы узнаете после просмотра короткого музыкального видеоролика (Слайд № 1 –ролик 1).
После просмотра ролика воспитанники пытаются назвать тему мероприятия.
Воспитатель: Вы правильно обозначили тему, которой посвящено наше мероприятие. Сегодня мы будем говорить о дедушках и бабушках, и называется наше мероприятие – «В кругу дедушек и бабушек» (Слайд № 2).
Кто такие пожилые люди? Конечно, это наши бабушки и дедушки. Как замечательно, что 1 октября у наших дорогих и родных стариков есть свой праздник – День пожилого человека (Слайд № 3).
Об уважении ко всем членам общества, признании их заслуг и значимости их труда говорит тот факт, что в нашей стране, наряду со многими праздниками и памятниками, введен безусловно волнующий и приятный для многих праздник — День пожилых людей. Эти люди всю жизнь отдали труду, воспитанию детей, которые, приняв у них эстафету, продолжают начатое ими. Будем благодарны пожилым за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для сограждан.
Воспитатель: 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.
II. Основной этап.
Воспитатель: А теперь я предоставляю слово воспитаннику Д., который расскажет нам о своей бабушке (Слайд № 4).
Кадет Д.: Мою бабушку зовут Е. Родилась она 04 ноября 1918 года. Во время Великой Отечественной войны служила телефонисткой на военном аэродроме в Абхазии. После войны с семьёй переехала в город Сочи. Работала в совхозе «Южные культуры».
В 1963 году, в одно из ночных дежурств, её предупредили с пограничной заставы, что разыскивается диверсант, который пересёк государственную границу и высадился на нашей территории. Её предупредили, что он вооружён и очень опасен.
Уже под утро она заметила подозрительного мужчину, который спросил у неё как пройти к центру города. Она объяснила ему и, сохраняя спокойствие, сделала вид, что продолжает заниматься своими делами.
Как только мужчина скрылся за поворотом, побежала к телефону, позвонила на пограничную заставу и рассказала о подозрительном человеке.
В скором времени этого мужчину задержали, он действительно оказался иностранным агентом. Бабушку наградили грамотой и именными часами.
Воспитатель: Теперь слово предоставляется воспитаннику П. Он нам расскажет про своего дедушку (Слайд № 5).
Кадет П.: Рассказ кадета.
Воспитатель: На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, дедушки и бабушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненной мудрости и опыту прислушивались все. Ребята, ваши бабушки и дедушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они на своем пути. Многие достигли высоких вершин в жизни. К их советам надо внимательно прислушиваться. Не даром в Японии существует поговорка: «Те, кто не слушаются старших, умирают молодыми - зачем им старость, которую они так не уважают» (Слайд № 6). У многих пожилых людей неважное здоровье, поэтому не мешает почаще им помогать: не забывать поблагодарить за обед, помочь вынести мусор, помыть обувь, полить цветы, сходить в магазин и просто налить им чая.
В тоже время относиться внимательно и помогать надо не только своим бабушке и дедушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим и одиноким, больным, престарелым людям. И помните: ваша помощь престарелым людям должна быть искренней и бескорыстной.
Воспитатель: В продолжение разговора о помощи дедушкам и бабушкам предлагаю посмотреть мультфильм «Бабушкины уроки» (Слайд № 7 – ролик 2).
III. Заключение.
Воспитатель: В заключении нашего мероприятия я предлагаю послушать стихотворение которое называется «Обращение к молодым»:
Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Что бы мир их сумрачный и зыбкий
Озарился радостью тот час.
Вы не допускайте им в печали
Опускаться горестно в постель,
Эти руки некогда качали
Безотказно вашу колыбель.
Будьте им надежным, верным другом.
Пусть их ваша не страшит беда,
Жутко ведь, когда глядят с испугом
Вам в лицо любимые глаза.
Те глаза, которые с тревогой
Вглядывались в детское лицо,
Или, провожая вас в дорогу,
Вслед глядели, выйдя на крыльцо.
Те глаза, которые украдкой
Прятали надежду, как в бреду
Плакали над детскою кроваткой,
Отведя нависшую беду.
Самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда -
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость - беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!
IV. Рефлексия.
- Какие выводы вы сделали из мероприятия?
- Что нового узнали, чему научились и что поняли сегодня?
Спасибо всем за активное участие.
Презентация к воспитательному мероприятию
«В кругу дедушек и бабушек»
(Мероприятие 4)
|
Слайд 1 Музыкальный ролик про дедушек и бабушек |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
|
Слайд 6 |
|
Слайд 7 Ролик – «Бабушкины уроки» |
Список использованных источников:
1. А. Барто. Сборник стихотворений.
2. Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999.
3. Внеклассные мероприятия. Москва: Вако, 2007.
4. Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
5. Валентин Катаев «Семья Игнатовых».
6. Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
7. Героини. Выпуск 1. М., 1969.
8. Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Се-верного АО г. Москвы. М., 2003.
9. Документы на сайте «Подвиг народа».
10. Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1983.
11. Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
12. Кубани славные сыны. Сборник.
13. Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
14. П.К. Игнатов «Записки партизана».
15. П. Павленко «Семья Игнатовых».
16. Праздники 20 века в школе. Волгоград: Учитель, 2008.
17. Развивающие классные часы и праздники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
18. Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.
19. Ставский В.П. Рассказы о героях. - М.: Воениздат, 1969.
20. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома/ авт.-сост.О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
21. Штучкин Н.Н. Над горящей землей. — М.: ДОСААФ, 1980.
22. https://www.youtube.com
23.https://work-way.com/blog/2015/05/08/zabytye-geroi-bratya-evgenij-i-genij-ignatovy-g-krasnodar/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.