Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мордовский Дом детского творчества»
Мордовского муниципального округа Тамбовской области
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования
«Применение педагогических технологий на занятиях хореографией»
Автор-составитель:
Петрова Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
р.п. Мордово, 2024 г.
1. Аннотация.
2. Введение.
3. Определение понятия «педагогические технологии».
4. Современные педагогические технологии в работе хореографа.
5. Особенности применения технологий на занятиях хореографией.
6. Заключение.
7.
Список литературы.
Развитие и модернизация образовательной системы нашей страны привлекают внимание к педагогической деятельности. Повышаются предъявляемые требования к качеству образовательной деятельности педагогов, что требует перехода к новому системно-деятельностному подходу в организации образовательного процесса, связанного с принципиальными изменениями деятельности педагогов, где педагог выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающегося, его компетентным наставником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Хореографическое творчество является одним из востребованных направлений в сфере дополнительного образования. И в свете сложившейся ситуации, перед педагогами-хореографами стоит задача превратить традиционное обучение, направленное на накопление определенных знаний, умений и навыков, в процесс многогранного развития обучающихся, путём применения современных педагогических технологий.
Цель данной методической разработки: дать описание современных педагогических технологий и предложить варианты их применения в хореографическом творчестве.
Актуальность разработки в возможности практического применения материала на практике состоит в создания условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся с различными индивидуальными базовыми данными для формирования устойчивой мотивации к занятиям танцами и достижение ими высокого творческого результата.
Предложенные педагогические технологии помогут выявить характерные хореографические особенности каждого обучающегося и, акцентируя внимание именно на них, сформировать мировоззрение ребёнка, будут способствовать полноценному эстетическому воспитанию, духовному и физическому развитию, артистичности, творческой активности, сформируют эмоциональную культуру и коммуникабельность обучающихся, научат благородным манерам.
Методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогов-хореографов, а также может быть полезна методистам системы дополнительного образования.
Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии, ее соответствия педагогической ситуации и возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся во многом зависит качество образования. Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно- ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся. Поэтому современный подход к преподаванию строится на основе образовательных технологий, связанных с повышением эффективности образовательного процесса, направленного на конечный результат.
Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Но, учитывая профессиональную направленность и специфику хореографического творчества, их выбор и применение имеют свои особенности.
Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе с учётом психолого- педагогических особенностей обучающихся, приводящих всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Объектами образовательных технологий дополнительного образования являются предметное содержание, способы организации деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса, способствующие развитию природных задатков и творческой активности обучающихся.
Выбор педагогических технологий в хореографическом творчестве основан на свободном выборе обучающимися сферы творческой деятельности, в зависимости от личных интересов и запросов. Соответственно, педагогические технологии в условиях хореографического творчества непосредственно направлены на саморазвитие и самореализацию обучающихся в комфортной и эмоционально-благоприятной для них атмосфере.
Владение педагогом-хореографом современными образовательными технологиями является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.
Действия обучающихся в образовательном процессе являются принципиально важной стороной педагогической технологии, участие обучающихся в образовательном процессе носит деятельностный характер. Исходя из позиции ребенка и отношения к нему со стороны педагога, учитывая профессиональную специфику хореографического искусства и особенности дополнительного образования детей, наиболее приемлемыми в работе педагога-хореографа можно отнести следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированного обучения;
- индивидуализации обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- групповые технологии;
- коллективного взаимообучения;
- коллективной творческой деятельности;
- технология проектной деятельности; - технология учебного исследования;
- технология портфолио.
Здоровьесберегающие технологии являются особо актуальными в сфере хореографической деятельности, так как данная направленность напрямую связана с физическими нагрузками и развитием анатомических данных обучающихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Для занятий хореографией принимаются дети с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на занятиях заниматься как общим физическим развитием ребёнка, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, что способствует общему оздоровлению обучающихся.
На занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
- защитно-профилактические (соответствие Сан-Пин условиям, соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки на занятиях в соответствии с возрастными и анатомическими особенностями, точное разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически правильного исполнения);
- компенсаторно-нейтрализующие (включение в учебный процесс, либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы
общеразвивающего характера, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения на растяжение мышечного
аппарата непосредственно после силовой нагрузки, и прочее);
- стимулирующие (тренажные упражнения);
- информационно-обучающие (беседы консультационного характера о здоровом образе жизни, культуре питания и т.д.)
Применение здоровьесберегающих технологий выражается в использовании на занятиях следующих форм работы:
- Подвижные музыкальные игры, благодаря которым, обучающиеся освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения, зажимов.
- Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку.
- Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением.
- Комплексы дыхательных упражнений помогут освоить правильное дыхание, чередование вдоха и выдоха, умение напрягать и расслаблять положение тела, восстановить дыхание после быстрого темпа занятия, сформировать и укрепить осанку.
- Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи.
- Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Упражнения для детей разного возраста
Комплекс упражнений для детей разных возрастов различен. Младшим обучающимся будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.
Дыхательные упражнения для младших обучающихся
Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова: «Сели бегемотики, потрогали животики. Животики раздуваются ( при этом происходит вдох), а затем животики сдуваются (выдох)».
Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».
Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки).
Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками
Важно! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.
Дыхательные упражнения для старших обучающихся
Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга. Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз.
Проводить в любом удобном положении — сидя, лежа или стоя. Сначала максимально выдохнуть воздух из легких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая вперед грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три отрывистых сильных выдоха. Повторить упражнение 3 раза.
Базовое упражнение после физической активности. Ребенок вдыхает воздух через нос, максимально наполняя легкие. Задерживает дыхание на несколько секунд и медленно выдыхает через рот. Упражнение повторяется до полного восстановления спокойного дыхания.
Встать прямо, вытянув руки перед собой, сжать кулаки. Медленно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно выдохнуть воздух.
Принять положение упор лежа на гимнастической скамейке. Медленно вдохнуть через нос и задержать дыхание. Медленно перевести тело в положение высокой планки, опираясь только на ладони и кончики пальцев ног. Вернуться в исходное положение и медленно выдохнуть весь воздух из легких.
Применение игровых технологий в хореографии позволяет развить творческий потенциал детей и побудить их к активной творческой деятельности.
Основой данной технологии является педагогическая игра, которая способствует активному включению обучающихся в образовательный процесс, помогает обучающимся понять танец и музыку, под которую они танцуют. Игровая деятельность, являясь частью занятия, включает в себя задания творческого характера, физические упражнения, игровое творчество. В играх обучающиеся легко усваивают и совершенствуют знания, умения и необходимые навыки.
Игровая технология, представляющая законченную сюжетную композицию, помогает разнообразить ритмические упражнения и танцевальные элементы, методику их проведения. Эта технология особенно эффективна для развития пластичности, координированности, накопления двигательных навыков. В играх широко используются ходьба, бег, прыжки - все это оказывает значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и двигательный аппарат. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовлетворения.
Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию детей «Тренируем эмоции».
Попросить ребенка: ... нахмуриться, как:
осенняя туча; злая волшебница.
...улыбнуться, как: кот на солнце; добрая фея; как Буратино; как хитрая лиса; как будто он
увидел чудо.
...рассердиться, как: два барана на мосту; ...испугаться, как: заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
...устать, как: папа после работы; муравей, притащивший большую муху.
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. Выполняются в течение одной минуты.
2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. Выполняются в течение одной минуты.
3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Выполняются в течение одной минуты.
4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Выполняются в течение одной минуты.
5. «Зеркальный танец». Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары — зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Целью данной технологии является максимальное развитие индивидуальных способностей детей, используя его уже имеющийся личный опыт обучающихся. Методологической основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения, которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива, отдельно.
Среди личностно-ориентированных технологий в обучении хореографии возможно применение технологии разноуровневого и модульного обучения.
Разноуровневый подход обеспечивает доступность освоения программного материала обучающимися с различными способностями и потребностями, что способствует удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся и их родителей.
Уже на этапе начала освоения хореографической науки по результатам стартовой диагностики обучающимся предоставляется возможность освоения программы на одном из уровней сложности: ознакомительном, базовом или углубленном.
На ознакомительном уровне обучающиеся знакомятся с миром танца, у них формируется познавательный интерес и мотивация к хореографическому творчеству, дети приобретают элементарные хореографические знания,
умения и навыки, укрепляются их физические возможности. Для освоения юным танцорам предлагаются музыкальные игры, детские танцы минимального уровня сложности.
Базовый уровень освоения программы направлен на закрепление устойчивой мотивации к продолжению обучения, освоение базовых хореографических знаний, умений и навыков, развитие физических и артистических данных обучающихся.
Со второго года обучения на базовом уровне в учебный план вводится вариативный модуль освоения программы «Индивидуальная работа с дуэтами и солистами». Этот модуль позволяет индивидуализировать работу с одарёнными обучающимися, изменять формы общения педагога и обучающегося, дозировать помощь каждому из них. Осваивая материал, обучающиеся достигают конкретных целей самостоятельно или с определенной долей помощи педагога.
Для освоения на базовом уровне предлагаются народные танцы различных форм: народно-сценический, историко-бытовой, современный танец; и различных жанров: лирический, драматический, шуточный.
Содержание программы даёт возможность обучающимся готовить концертные номера и побеждать в конкурсах муниципального и краевого уровней.
Углубленный уровень программы направлен на формирование сложных околопрофессиональных и профессиональных знаний, умений и навыков, выстраиваются индивидуальные траектории личностного творческого развития для дальнейшего профессионального самоопределения.
Содержание программы предусматривает разножанровые сюжетные танцевальные композиции, обрядовые и другие танцы.
Обучающиеся, осваивающие углубленный уровень программы результативно участвуют в концертах, фестивалях и конкурсах регионального и всероссийского уровней.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, при применении разноуровневой технологии используется дифференцированный подход в подаче материала, мониторинге результативности освоения материала. Во время постановочной работы (ансамбль) из групп обучающихся чьи навыки и умения находятся на высоком уровне формируются малые группы для подготовки конкурсных и концертных номеров, с остальными прорабатываются только концертные постановки с более легкой хореографической лексикой. Для «талантливых» учащихся создаются номера с малым количеством исполнителей – сольные номера.
Применение разноуровневой технологии повышает мотивацию обучающихся к освоению программы, участию в фестивалях и конкурсах различных уровней, выявлению талантливых обучающихся, формирует профориентационный интерес к выбранному виду творчества.
|
Традиционный подход |
Личностно - ориентированный |
Целеполагание |
Освоение учащимися социального опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного. |
Развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального. |
Деятельность педагога |
Организатор учебной деятельности. Центральная фигура — педагог! 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 5. Планирует и направляет детскую деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых |
Организатор учебной деятельности, в которой обучающийся, опираясь на совместные наработки, 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Деятельность обучающегося |
Обучающийся является объектом деятельности педагога. Деятельность идёт от педагога. |
Обучающийся является субъектом деятельности педагога. Деятельность идёт не от педагога, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера. |
Отношения «педагог – обучающийся». |
Жесткое, субъект-объектное |
Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. |
Формы организации обучения |
Преимущественно: фронтальная, индивидуальная |
Коллективно-распределенная деятельность (групповая, парная, «открытая») |
Характер полученного знания |
Книжное, формальное |
Личностное, «моё», формирующее активную позицию, убеждение |
Методы обучения |
Репродуктивные, монологовые |
Исследовательские, проблемные, диалоговые, полилоговые |
Контроль |
За правильностью деятельности, конечным результатом |
За процессом продвижения (состояния) ученика, ЛО в ведущих сферах, в т. ч. эмоциональной |
Оценка |
Преобладает учительская |
Рефлексия ученика, группы |
Результат |
Формальные знания, умения. Нормативно заданная личность. |
Знания, осознанные личностью, сознательно приобретенные. Самоопределя ющаяся личность. |
Пример применения личностно-ориентированной технологии при освоении учебного материала в соответствии со способностями и индивидуальными предпочтениями обучающихся:
Первый вариант - обучающийся сам выбирает уровень и выполняет задание этого уровня.
Второй вариант - обучающийся выбирает и выполняет то задание, с которым может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность его выполнения.
Третий вариант - обучающемуся предлагается задание, которое содержит несколько уровней тренировочных упражнений. Он самостоятельно выбирает задание и демонстрирует необходимые умения и навыки.
При задании на дом указывается объём заданий, который носит дифференцированный характер.
Технология предполагает составление индивидуальной образовательной программы или индивидуальных образовательных маршрутов в рамках одной программы для обучающихся, опираясь на их характеристики и возможности.
Хореография – это в большей степени творчество коллективное, и основная часть занятий приходится на групповую форму обучения. Из чего следует один из вариант применения данной технологии. Это может быть работа с солистами по индивидуальным образовательным маршрутам, который составляется на основе учебного плана.
№ п/п |
Наименования тем |
Всего часов |
Теорет. часов |
Практ. часов |
Формы аттестации/ контроля |
1. |
Вводное занятие. Стартовая диагностика. |
2 |
1 |
1 |
Собеседование, просмотр хореографичес ких данных. |
2. |
Элементы классического танца у станка. |
18 |
5 |
13 |
|
4. |
Русский народный танец. |
18 |
3 |
15 |
|
5. |
Белорусский народный танец. |
12 |
4 |
8 |
|
6. |
Якутский народный танец. |
12 |
4 |
8 |
|
7. |
Чеченский народный танец. |
28 |
7 |
21 |
|
8. |
Разучивание танцев. |
24 |
- |
24 |
|
9. |
Промежуточная аттестация. |
8 |
- |
8 |
Тестирование, практические задания, творческий отчёт, самооценка. |
10. |
Коллективная творческая деятельность |
8 |
- |
8 |
|
11. |
Творческая самостоятельная работа. |
12 |
- |
12 |
Творческая самостоятельна я работа. |
12. |
Итоговое занятие. Итоговая аттестация. |
2 |
- |
2 |
Отчетный концерт, Самоанализ |
|
Итого: |
144 ч. |
24 |
120 |
|
13. |
Индивидуальные занятия (дуэты, солисты) |
36 |
4 |
32 |
Выступления, конкурсная деятельность |
|
Итого: |
180 ч. |
|
|
|
Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть). Тот, кто ошибется, выбывает из игры. С детьми 6-7 лет можно, вопервых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков. А это не так-то просто, учитывая, что истинно застенчивые дети очень внушаемы. «Отражение в зеркале»
Правила, казалось бы, еще проще, чем в предыдущей игре:
повторяй жесты ведущего - и все тут. Но только изображай его двойника в зеркале. Кто ошибется — выбывает из игры. Однако несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Дети наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно усложнять постепенно. Сначала соотношение жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели, выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперед, выпрямились, привстали на цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает левую). Потом оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное — это не когда соотношение становится 1:7, а когда «зеркальные» и «незеркальные» движения даются вперемежку. (1:1 или 2:1).
Играющие рассаживаются в круг. Им нужно представить себе, что они прихорашиваются перед зеркалом. Сделали одно движение-- задержались на секунду, посмотрели в зеркало. Другое движение — пауза, третье — пауза. Сосед слева должен повторять движение ведущего, но только тогда, когда он начнет второе движение. Третий слева тоже будет повторять это, но с опозданием уже на два шага (т.е. когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий сделает уже третье движение). Таким образом, последний игрок должен будет держать в уме достаточно много предыдущих движений, поэтому детям лет 8-9 не следует играть в большом составе, им такая нагрузка не под силу.
Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на
«пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.
Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно приводить в качестве доводов и какие-то примеры из жизни. (Порой детям так бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребенок рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроем, а еще лучше — вдвоем. Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.
Примеры утверждений:
- Читать полезно, (потому что...).
- Ссориться плохо, (потому что...).
- Уроки лучше делать побыстрее.
- Лучше иметь много друзей, чем мало.
- Иметь собаку — это здорово!
- Пятерка лучше четверки.
На сей раз выбираются уже не столь бесспорные утверждения, и игроки должны будут не только подтвердить их, но и опровергнуть.
Например,
- Хорошо иметь кучу денег (кто-нибудь наверняка упомянет про воров и мафию, а ребенок постарше, особенно любящий читать, вероятно, вспомнит достаточно распространенный в литературе мотив переживаний богатых людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а лишь его капиталы).
- Хорошо всегда выигрывать.
- Когда тебе делают замечания, это неприятно.
- Сидеть дома одному скучно.
- Взрослые всегда правы.
- Смотреть телевизор вредно.
Со старшими детьми можно попробовать усложнить игру «У кого больше доводов?» и попытаться придумать контраргументы к вышеприведенным (и аналогичным им) утверждениям.
Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью (а еще смотря какие книжки читать, а еще смотря в какое время - чтение в час ночи принесет ребенку больше вреда, чем пользы!).
Ссориться, конечно, плохо, но поссорившись с человеком, который обижал или вас, или вашего друга, вы будете чувствовать себя правым. И с уроками вообще-то лучше покончить побыстрее, но, если они будут сделаны шаляй-валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по русскому лучше, чем пятерка по физкультуре. По крайней мере, это мнение подавляющего большинства родителей.
Самая обычная программа по хореографии всегда четко структурирована по разделам: работа у станка, на середине зала, в партере, диагонали, танцевальные комбинации. Данные разделы остаются на каждом году обучения и усложняются на определенных этапах обучения. В связи с этим, целесообразно использование технологии перспективно-опережающего обучения
Ее основными концептуальными положениями можно назвать:
- личностный подход (межличностное сотрудничество);
- нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении;
- предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками;
- дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого;
- опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
Чтобы уменьшить трудность освоения тем программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.
Технологии электронного обучения в образовательном процессе реализуют идеи развивающего обучения, повышают качество занятия. Важно заметить, что икт-технологии не заменяют педагога, а только дополняют его деятельность, обеспечивают диалоговый характер обучения, позволяют оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы работы. Применение ИКТ-технологий способствует:
- активизации деятельности обучающихся;
- повышению положительной мотивации к обучению;
- созданию условий для самостоятельного дополнительного
образования;
- осуществлению образовательного процесса в условиях
дистанционного обучения;
- популяризации танцевального творчества.
Чтобы создать комфортные образовательные условия на занятиях и достичь высокого уровня усвоения материала, информационно- коммуникационных технологий предоставляют следующие возможности:
- создание тематических презентаций к занятиям;
- созданию и распространению обучающих материалов;
- использование готовых программных продуктов во время занятий и выступлений;
- оформление концертных мероприятий;
- использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения занятия, выступлений, самообразования;
- проведение мониторинга результативности образовательного процесса.
Создание мультимедийных презентаций - одна из наиболее удачных форм икт-технологий. Мультимедийные презентации можно использовать:
- для введения в проблемную ситуацию;
- как сопровождение объяснения учебного материала (схемы,
рисунки, видеофрагменты и т. д.);
- как информационно-обучающее пособие;
- для контроля усвоения материала обучающимися.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятий и концертных выступлений. При создании презентации сначала выстраивают в систему материал, который нужно повторить или обобщить, разбивают его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумывают, за счет чего будет усилен обучающий эффект учебного занятия или мероприятия: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Кроме презентаций, на занятиях успешно применяются современные мобильные гаджеты. Благодаря им, педагог может записать на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем воспроизвести ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки.
Использования технологий электронного обучения является достаточно эффективной, раскрывает перед юными танцорами и педагогом новые пути и перспективы для формирования творческого потенциала.
Наиболее востребованная в хореографическом творчестве технология - это групповая. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
На занятиях хореографии данная технология находит широкое применение, что обусловлено различными танцевальными формами. Здесь отражается работа в парах, исполнение танцевального материала по подгруппам, ансамблевое исполнение и прочее. Групповые технологии на занятиях хореографии эффективно способствует развитию коммуникабельности, самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
Примеры игр на сплочение группы:
Цель: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное — сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.
Ход упражнения:
Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:
1. Один из игроков делает шаг к центру круга.
2. Называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел(а) бы называться в этой группе.
3. Демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным.
4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг.
Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.
При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.
Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Педагог движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу.
Ход упражнения: Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Педагог ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?» Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».
В какой-то момент перекидывания мяча педагог уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». «Комплименты»
Цель: знакомство, сплочение группы.
Ход упражнения: Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять- таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».
Используется в хореографическом коллективе и технология коллективного взаимообучения. Она имеет несколько названий:
«организованный диалог» или «работа в парах сменного состава».
Данная технология активно применяется в направлениях современной хореографии. Например, в контактной импровизации, где наличие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в умении импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или несколькими партнерами.
На каждом этапе учебного процесса, в той или иной степени применяется технология взаимного обучения:
- Разминка в начале занятия. Упражнения в паре на развитие силы мышц или их растяжку. Когда учащиеся помогают друг другу выполнять упражнения и следят за правильностью его выполнения.
- При взаимодействии обучающихся, как «педагог-обучающийся». Обучающиеся разделяются на пары, после чего им предлагается самостоятельно повторить и отработать изученный материал, при этом в паре происходит разделение ролей на педагога и обучающегося. В данном случае возможны различные разделения на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый. Всё зависит от задач педагога. При одноуровневых участниках пар (сильный-сильный, слабый-слабый) происходит равномерное развитие их навыков и умений, так как обучающиеся должны не только технически правильно выполнить движения, но и увидеть и исправить ошибки у своего партнера (развитие умения анализировать и объяснять).
Если педагог ставит задачу только отработать материал, то пары чаще разделяются на сильный-слабый. В этом случае только сильный обучающийся помогает слабому в отработке, а у педагога есть возможность индивидуально поработать с обучающимися, которым данный материал дается особенно тяжело. Так же разделение на пары сильный-слабый часто используется во время занятий ансамблем, когда меняется состав участников номера (например, дети «выросли» из номера). Старый состав учит с новым комбинации из номера.
Технология способствует воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества. Предполагает организацию совместной деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в планировании, подготовке и реализации задуманного. В практической деятельности хореографа, это находит отражение в процессе создания танцевальных постановок, где дети могут являться идейными вдохновителями, постановщиками, репетиторами. Участники коллектива сообща работают над создание танцевальной композиции. Кроме того, данная технология может применяться как в урочное, так и не в урочное время.
В хореографии технология проектной деятельности находит свое применение не только в работе обучающихся, но и в подготовке педагога к осуществлению образовательного процесса. Составление программ, поурочное планирование, сочинение учебно-танцевальных комбинаций и композиций танца, все это можно отнести к проектной деятельности.
Отражение применения технологий проектной деятельности в работе обучающихся можно отнести: сочинение танцевальных комбинаций, композицию и постановку танцев, совместную разработку отчетных концертов коллектива и других мероприятий.
Технология учебного исследования не менее актуальна в практической работе хореографа. Данную технологию можно использовать в преподавании теоретических дисциплин хореографического искусства.
Технологию можно применять и в других случаях.
Так, содержание программы предусматривает изучение классического, народного, историко-бытового, бального танцев, современного танца, где предпочтение отдано таким направлениям как джаз-танец и модерн. Обучающиеся с удовольствием изучают творчество известных танцевальных коллективов «Берёзка», «Калинка», «Театра танца И. Моисеева» и др.
В настоящее время детям очень интересны современные танцевальные направления, активно пропагандируемых по ТВ и другим СМИ. Создается ситуация, в которой, обучающиеся испытывают не полное удовлетворение в реализации своих творческих потребностей. В таком случае педагог предоставляет возможность обучающимся для самообучения в интересующих их танцевальных направлениях, осуществляя консультативную помощь в подборе видео- и аудиоматериалов. Результатом такой работы является активизация познавательной, исследовательской, творческой деятельности участников коллектива, самостоятельная работа по подготовке танцевальных номеров.
Портфолио - одна из современных форм оценивания достижений и компетентности обучающегося или коллектива. Портфолио является неким «зеркалом успехов», в котором систематизирована творческая жизнь, продемонстрированы наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки профессионализма обучающегося или коллектива.
Содержание и способы оформления портфолио могут быть самыми разнообразными. Наиболее целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя визитную карточку, результаты тестирований по итогам освоения программного материала, грамоты, фотографии, отзывы.
Ведение портфолио развивает у обучающихся способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов.
Таким образом, на занятиях по хореографии могут активно применяться современные образовательные технологии, но каждая из них получает особое преломление в соответствие со спецификой работы в хореографическом коллективе. При целесообразном использовании педагогических технологий обучающиеся принимают результативное участие в фестивалях и конкурсах муниципального, краевого и всероссийского уровней.
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во проф. обр. Мин-ва обр.России, 1995.
2. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2011.
3. Бриске И.Э. Основы детской хореографии: учеб.-метод.
Пособие/И.Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2012.
4. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
5. Мануйлов Б.Б. Социально-культурные технологии развития личности ребенка в процессе хореографического творчества: Учебное пособие по курсу «СД.Ф.02.18. Технологический практикум социальнокультурной деятельности». – М.: МГУКИ, 2010.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.
Селевко.
— М.: Народное образование, 1998.
7. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы Монография. - М., 1998.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.