Методические рекомендации для педагогов ДОУ Особенности реализации проекта «Агрокомплекс «Вырастайка»
Оценка 4.7

Методические рекомендации для педагогов ДОУ Особенности реализации проекта «Агрокомплекс «Вырастайка»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +1
07.10.2023
Методические рекомендации для педагогов ДОУ Особенности реализации проекта «Агрокомплекс «Вырастайка»
Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Методические рекомендации_Крайнова.docx

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15  «Алёнка»

 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

Особенности реализации проекта «Агрокомплекс «Вырастайка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Николаевск-на-Амуре, 2019

 

 

 

 

 

А в т о р  - с о с т а в и т е л ь :  Крайнова О.Г.,  воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС № 15 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, студентам дошкольных отделений. Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических учебных заведений специальности «Дошкольное образование», родителям.

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15  «Алёнка»

 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………………….………………………………

 

стр. 4

Практические рекомендации………………………………………….

 

стр. 5

Приложение 1 Календарь работ в агрокомплексе…………………….

 

стр. 12

Приложение 2  Содержание деятельности……………………………

 

стр. 15

Приложение 3 Доступные виды работ огороде, цветнике для детей дошкольного возраста…………………………………………………

 

стр. 17

Приложение 4  Методические рекомендации   по организации развивающей среды в семье………………………………………

 

стр. 20

Приложение 5 Игра-путешествие «В гости к дождевому червяку Коле»  с детьми   подготовительной к школе группы……………

 

стр. 21

Приложение 6  НОД «Опыт с почвой. Посев семян в почву»…………

стр. 25

Использованные источники …………………………………………

 

стр. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Цель данного пособия - совершенствование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении. Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Разнообразные виды работ, которые совершают на участке воспитанники, несут в себе методическое и научное обоснование. Участок является одним из важнейших условий в формировании рационального природопользования. Если его грамотно спланирован, то он является универсальной и многогранной площадкой, где могут проводить свой досуг младшие дошкольники, проявлять творческие способности и заниматься опытнической работой старшие дошкольники.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок – эффективная база для осуществления образовательных, развивающих и воспитательных задач. Организация наблюдений и руководство ими педагогом должны способствовать расширению круга правильных конкретных представлений о растениях, помогать установлению простых связей и причинной зависимости между предметами и явлениями неживой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические рекомендации

 

Устройство гряд

Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.

Подготовка к работе на огороде

Подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву. Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.

Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.

На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

 

 

 

 

 

Цветник

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.

Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.

Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

Средняя группа

Детям 4-5 лет трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).

Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).

В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.

Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»

В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.

Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.

В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).

Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

Старшая и подготовительная к школе группы

В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.

Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).

В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.

Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.

При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.

Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.

Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.

«Огород на подоконнике»

Для непрерывной работы по экологическому воспитанию дошкольников в зимний период некоторые культуры можно перенести в огород на окне. Например, совместно с детьми можно пересадить с гряд лук, чеснок, петрушку, сельдерей, перец. С цветника на подоконник могут переселиться колиусы, петуния, хризантемы и др. Педагог и дети продолжают наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно:

1.      Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2.      Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3.      Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

 

Знакомство детей с почвой

Цель данного раздела состоит в том, чтобы  дать детям элементарные  представление о почве, ее значении.

Задачи:

ü сформировать  представление  о  том,  что  почва  –  это  верхний плодородный слой земли;

ü дать первоначальные знания о составе почвы, ее видах, свойствах;

ü учить  делать  простейшие  умозаключения  путем  опытнической исследовательской деятельности;

ü формировать интерес к явлениям окружающего мира.

В данном направлении работа с детьми строиться на основе бесед, нод, экспериментальной деятельности, наблюдений, дидактических игр.

 

Развивающая область

Содержание деятельности

Познавательная деятельность

- Игра-путешествие «В гости к дождевому червяку Коле» с детьми

подготовительной к школе группы.

- НОД: «Опыт с почвой. Посев семян в почву».

Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

 Опыты:

1. Сухая и влажная почва.

2. Воздух в почве.

3. Состав почвы.

Беседы:

- «Образование почвы»

- «Как сохранить почву?»

- «Влажная почва. Ее свойства»

- «Что содержится в почве?»

- «Песок и глина».

Наблюдения в природе.

Художественная литература

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.)

Игровая деятельность

Игра – моделирование «Рождение почвы»

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

Художественная деятельность

- Рисование на тему: «Подземные жители»

- Рисование на тему: «Растения и почва» 

- Выставка рисунков «Почва в природе»

 

Работа с родителями

Консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

- Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации

развивающей среды в семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

КАЛЕНДАРЬ РАБОТ В АГРОКОМПЛЕКСЕ

 

Недели

месяца

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

МАЙ

 

I неделя

 

Подготовка огорода

Формирование грядок.

Обработка грядок с клубникой

Подготовка огорода:

Формирование грядок;

Обработка грядок с клубникой;

Обработка кустарников: рыхление, подкормка, обрезка, обработка от вредителей

Посев капусты на рассаду

Подготовка огорода

Формирование грядок;

Обработка грядок с клубникой

Обработка кустарников: рыхление, подкормка, обрезка, обработка от вредителей

 

 

II неделя

Посев семян:

редиса

репы

 

Посев семян:

моркови

петрушки

салата

Посев семян:

злаковых

свёклы

 

III неделя

Посев семян:

кабачков

Тыквы

Посев семян

огурцов

Посев семян

дыни

арбузов

 

IV неделя

. Уход за посевами:

Полив

рыхление

прополка

 

Подготовка теплицы для высадки рассады помидоров, перцев

Подготовка почвы для высадки рассады капусты

Посадка картофеля

ИЮНЬ

 

I неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Удаление усов с кустов  клубники.

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Удаление усов с кустов  клубники.

Обработка кустарников: рыхление, подкормка, обрезка

Высадка рассады капусты на грядки

Высадка рассады помидор и перцев в теплицу

Прополка картофеля

 

II неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

прореживание

 

Уход:

Полив, рыхление

прополка

удаление усов  у клубники

прищипывание основного стебля у огурцов

 

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Высадка рассады капусты в грунт

 

III неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

прореживание

 

Посев семян

огурцов

 Уход:

полив

рыхление

прополка.

Пасынкование помидоров

 

IV неделя

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

 

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

прореживание моркови

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

Окучивание картофеля

ИЮЛЬ

 

I неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Сбор урожая клубники

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Сбор урожая клубники

Срезка зелени петрушки

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Обработка кустарников: рыхление, подкормка, обрезка

Сбор урожая клубники

 

II неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

прореживание

Сбор урожая клубники

Уход:

Полив, рыхление

прополка

Сбор урожая клубники прищипывание основного стебля у огурцов

 

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Сбор урожая клубники

 

III неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

прореживание

Сбор урожая клубники

Повторный посев семян редиса

Уход:

полив

рыхление

прополка

Сбор урожая клубники

Сбор первого урожая огурцов

Подвязывание боковых плетей

 Уход:

полив

рыхление

прополка.

Пасынкование помидоров

Сбор урожая малины

 

IV неделя

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

Начало сбора урожая кабачков

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

прореживание моркови

Срезка зелени петрушки

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

Окучивание картофеля

Борьба с вредителями

Сбор урожая малины

АВГУСТ

 

I неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Обрезка, пересадка, обновление кустов клубники, подкормка

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Обрезка, пересадка, обновление кустов клубники, подкормка

Срезка зелени петрушки

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Обработка кустарников: рыхление, подкормка, обрезка

Сбор урожая смородины

 

II неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

 

Уход:

Полив, рыхление

прополка

Сбор урожая клубники прищипывание основного стебля у огурцов

 

Уход:

полив

рыхление

прополка.

Сбор урожая смородины

 

III неделя

Уход:

полив

рыхление

прополка

прореживание

сбор урожая кабачков

Уход:

полив

рыхление

прополка

Сбор урожая свёклы

Сбор урожая огурцов

 Уход:

полив

рыхление

прополка.

Пасынкование помидоров

Уборка парника

 

IV неделя

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

Сбор урожая кабачков

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

Сбор урожая свёклы, моркови, капусты

Срезка зелени петрушки

Уход:

Полив

рыхление

прополка

подкормка

подготовка огорода к зиме

Борьба с вредителями

Сбор урожая картофеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Содержание труда

Педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перекапывает огород;

Формирует грядки

Вносит удобрения

Рыхлит почву

Поливает

Пропалывает грядки

Обрабатывает кусты клубники

Собирает урожай

Освобождает грядки от старой травы и ботвы

Накрывает теплицу и парник плёнкой

Высаживает рассаду цветов и овощей

Вносит удобрения

Прореживает

Пасынкует помидоры

Обрабатывает культуры от вредителей

Собирает урожай

Готовит огород к зиме

Освобождает грядки от старой травы и ботвы

Накрывает теплицу и парник плёнкой

Высаживает рассаду цветов и овощей

Вносит удобрения

Прореживает

Пасынкует помидоры

Обрабатывает культуры от вредителей

Собирает урожай

Готовит огород к зиме

Детей

 

 

 

 

Наблюдают за деятельностью взрослого

Посыпают междурядья песком

Сеют семена

Поливают овощи

Рыхлят землю

Участвуют в прополке

Подают педагогу необходимый инвентарь

Отвозят сорняки в указанное место

Собирают урожай

Освобождают грядки от старой травы и ботвы

Осуществляют вторичную перекопку земли

Сеют мелкие семена растений

Помогают высаживать рассаду овощей

Поливают

Пропалывают

Рыхлят землю

Делают бороздки для посева

Размечают расстояние для посева крупных семян

Собирают урожай

Освобождают грядки от старой травы и ботвы

Осуществляют вторичную перекопку земли

Сеют мелкие семена растений

Помогают высаживать рассаду овощей

Поливают

Рыхлят землю

Пропалывают

Прореживают

Пасынкуют

Делают бороздки для посева

Размечают расстояние для посева крупных семян

Собирают урожай

Готовят огород к зиме

 

Содержание наблюдений

и экспериментов

 

Наблюдают за ростом и развитием растений

Рассматривают проросшие семена

Сравнивают сорняки и культурные растения

Определяют потребность растения в поливе и солнечном свете

Наблюдают за животными и насекомыми, которые встречаются на огороде

Наблюдают за ростом и развитием растений

Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается

Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян

Сравнивают развитие растений , находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них

Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня

Сравнивают разные сорта одного растения

Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни

Наблюдают за животными и насекомыми, которые встречаются на огороде.

Изучают их влияние на развитие растений.

Наблюдают за ростом и развитием растений

Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается

Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян

Сравнивают развитие растений , находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них

Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня

Сравнивают разные сорта одного растения

Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни

Наблюдают за составом почвы

Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений

Сравнивают плоды разных культур

Наблюдают за животными и насекомыми, определяют их взаимовлияние

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

 

ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

В ОГОРОДЕ, ЦВЕТНИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

 

ПОСЕВ СЕМЯН

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

 

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ

Самостоятельно высаживать рассаду капусты, помидор могут только дети подготовительной группы.

 

РЫХЛЕНИЕ

Это могут делать и дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

 

ПРОПОЛКА

Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

 

ПОЛИВКА

Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

 

ПОДКОРМКА РАСТЕНИЙ

Нужно проводить с детьми только старшего возраста, дети должны знать о значении подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.

 

СБОР УРОЖАЯ

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу

разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

 

УБОРКА УЧАСТКА

Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей и подготовительной групп принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование - все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут бить очень короткими.

Цель их - хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.

В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы-завязь).

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Памятка для родителей

 

Методические рекомендации

по организации развивающей среды в семье

 

 

1.  Любознательные  дети  растут  у  любознательных  родителей.  Не

поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем узнаете. Открывайте мир

вместе с ваши ребенком.

2.  Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже

-  действия,  затем  –  признаки  и  свойства  предметов,  объясняйте

окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух

и обосновывайте свои суждения.

3.  Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты

думаешь»?

4.  Всегда  внимательно  выслушайте  рассуждения  ребенка  и  никогда  не

иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.  Отыскивайте  и  приносите  домой  любопытные  вещи,  книги,  истории.

Делитесь  этим  с  ребенком.  Пусть  он  не  все  и  сразу  поймет:

развивающее обобщение «навырост».

6.  По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7.  Приглашайте в свой дом интересных людей, при общении с ними не

отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

8.  Ходите с ребенком в музеи.

9.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально  поддерживайте  исследовательскую  деятельность

ребенка. поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте

условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои влечения предметом общения с ребенком.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Игра-путешествие «В гости к дождевому червяку Коле» с детьми

подготовительной к школе группы

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Развитие экологического мышления, формирование представлений о

том, что на земле все взаимосвязано.

Задачи:

1.  Расширить    представления  детей  о  природном  объекте  -  почве,    в процессе  исследовательской  деятельности,  учить  определять  и сравнивать  сухую  и  влажную  почву,  определять  отличительных признаках  перегноя,  песка,  глины;  закреплять  представления  о необходимых условиях для развития растения из семени.

2.  Расширять словарный запас: почва, плодородие, перегной, удобрения.

3.  Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: труд и наблюдения  в уголке природы во время ухода за комнатными растениями, посадки луковиц чеснока и лука.

Материал:  Анимационный  фильм  «Путешествие  дождевого  червяка», карточка  с  буквой «Ч»,  картинки  с  изображением  овощей,  плакат  «почва», схема  «этапы  развития  растения»,  столы  с  материалом  для экспериментирования, почва сухая и влажная, песок, лупы, контейнера для почвы, вода, палочки, растения, семена, бытовой мусор, пакет для мусора.

 

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь, я прочитаю вам сказку про девочку, которая  ходит  в  наш  детский  сад.  Сказка  называется  «Путешествие  в подземный мир». (Читает сказку).

Воспитатель: - Ребята, что рассказала Настя маме? (Ответы детей).

Воспитатель:  -  А  сейчас  мы  посмотрим  анимационный  фильм «Путешествие дождевого червяка». (Смотрят). -  Вам понравился фильм?

(Да).

Воспитатель:  -  Ребята,  хотите  отправиться  в  гости  к  моему  давнему знакомому - дождевому червяку Коле? (Да).

Воспитатель: Сначала  мы пройдём по тёмным лабиринтам его подземных нор.

 

 

Упражнение «Тоннели»

Дети  на  четвереньках,  пролезают  в  обручи  с  длинными  тканевыми тоннелями).

Воспитатель:  Молодцы, давайте продолжим наше путешествие. Нам  на  пути  встретился  слепой крот, будем от него уползать. 

Игра «Не попадись кроту»

(Крот с завязанными глазами пытается поймать детей, дети на четвереньках уворачиваются от крота).

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, пора подкрепиться. Для этого нам надо свернуть налево и пройти 5 шагов. 

(Столик с картинками). Здесь много сладких корнеплодов, будем выбирать. 

Игра «Вершки - корешки»

(Дети выбирают картинки овощей со съедобными корнеплодами).

 (Детей встречает червяк Николай, в очках, в белом халате). 

Червяк  Николай:  -  Здравствуйте,  меня  зовут,  червяк  Николай,  я  живу,  в подземном  царстве,  и  знаю  много  интересного.  Пойдемте  со  мной  в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством. Верхний слой подземного царства это почва.

Почва бывает разной:

Черной, желтой, красной,

Глинистой, песчаной,

Подзолистой, болотистой,

Серой, лесной и еще черноземной.

Червяк  Николай:   Обратите  внимание  на  емкость  с  почвой.  Что  такое почва? Почва - это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы - ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из  остатков  погибших  растений  и  животных  (насекомых)  тем  она плодороднее.  Перечислите,  а  кто  живет  в  подземном  царстве?  (Показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек. Ответы детей).

Червяк  Николай:  -  Как  вы  думаете,  дождевые  черви,  кроты,  землеройки приносят почве пользу? (Ответы детей: Да они рыхлят почву).

-Правильно.  Благодаря  этому  в  почву  поступает  воздух  и  вода.  Давайте проверим: бросаем в банку с водой комок почвы. Что увидели? (Пузырьки воздуха.)  Из  чего  состоит  почва?  В  состав  почвы  входят:  перегной,  песок, глина,  вода,  воздух.  Именно  перегной  предает  почве  черный  цвет.  (Показ плаката со слоями состава почвы.)

Червяк  Николай:  -  Ребята  давайте  потрогаем  на  ощупь  глину,  песок, перегной. (Ответ детей: глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной -

рыхлый).

Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы.

Червяк Николай: - Давайте рассмотрим почву.  Как узнать, где почва сухая, а где влажная?

(сравнить цвет, рассмотреть в лупу, обследовать палочками)

Вывод: сухая почва твердая, рассыпчатая, ее комочки жесткие, она светлая. Влажная почва темного цвета, липкая, мягкая.    

(обследование палочками)

Червяк Николай: - А сейчас мы посмотрим, как впитывается вода в сухую и влажную почву.  Что вы видите?

(Во влажной почве пузырьков воздуха нет, мягкие комочки почвы плотно прилегаю друг к другу, нет пустых мест, где мог быть воздух).

- Как впитывается вода всухую почву?

- Где быстрее опустилась вода вниз?

Вывод: через сухую почву вода проходит медленнее, она заполняет пустые

места, проникает внутрь комочка и вытесняет воздух.

Червяк Николай:  Молодцы, давай те продолжим наше исследование. А вот и другое задание.

- Что вы видите на столе? (Три одинаковые емкости).

- Что в первой банке? (почва)

- Во второй? (песок) 

- В третьей? (камни)

Вопрос:  Где появятся всходы, если везде есть семена гороха? (На почве).

Через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу.

Всходы  появится  в  почве.  Почва  вместе  с  водой  и  воздухом  обеспечивает нормальные  условия  для  жизни  растений,  а  помогают  этому  умелые  руки человека. Песок состоит из пылинок и песчинок, а этого не достаточно для хороших всходов. Где были камни, ничего не вырастет.

- Так что же нужно для того, чтобы горох вырос?

(Почва, вода, воздух).

Червяк Николай: - Давайте посмотрим на схему, как развивается растение из  семени.  Семя растения помещают  во  влажную  почву,  через  3-5  дней  из семени  появляются  корешки,  которые  будут  расти  в  почву,  потом  на поверхности почвы появится стебелек с листочками. Растение растет, затем зацветает. После цветения на месте цветков образуются плоды, а в них - семена. Если собрать, семена и посеять их на следующий год, то из них вырастут новые растения.

Червяк Николай: - Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

-  Ой,  ребята,  сколько  мусора,    надо  убрать  полянку  от него.  Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится  очень  бережно,  охранять  от  загрязнений  и  разрушений,  знает  и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким! (Собирают мусор).

 Воспитатель:

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер!

 - Почва -  огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут

полевые,  овощные,  садовые  культуры.  Поэтому  можно  сказать,  что  почва кормит  и  одевает  людей,  служит  домом  (местом  обитания)  для  многих растений  и  животных.  Возможна  ли  жизнь  на  Земле  без  почвы?  (Ответы детей: Нет!)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте о чём я говорю:

- дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце);

- представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха, прозрачен,

состоит из кислорода, углекислого газа (воздух);

-  без  вкуса  и  запаха,  бесцветная,  прозрачная,  обладает  текучестью,  может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода);

- плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва).

Воспитатель:  -  Ребята  мы  знаем  все  качества  почвы.  Давайте  устроим

огород  на  подоконнике.  Посадим  горох  в  приготовленные  банки  и  будем наблюдать за его ростом.

- Ну, вот и все, ребята, путешествие наше подошло к концу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

НОД: «Опыт с почвой. Посев семян в почву».

 

Программное  содержание:  Показать,  что  в  почве  есть  воздух,  что  в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать

представления  о  состоянии  семени,  готового  к  посадке.  Учить подготавливать почву к посеву семян, закреплять умение сажать семена.

Материал:  Игрушка-Веснушка,  баночка  с  мелкими  камушками,  семена огурцов  -  сухие  и  проросшие,  лейка  с  водой,  ящик.  На  каждого  ребенка: бумажный  стаканчик  с  подготовленной  почвой.  Для  опыта:  баночки  с водой, тарелочки с почвой, салфеточки.

Ход занятия:

Приход игрушки-Веснушки:

-Здравствуйте,ребята. Я  видел,  как  вы  вырастили  новые  растения,  и  решил тоже  посеять  эти  семена  (показывает).  Только  я  не  знаю  в  какую  землю надо их сажать.

Воспитатель: -  Веснушка, посмотри внимательно на свои семена  -  ребята,

что это? (камешки)

- Что случится, если он посеет камешки?

- Растение вырастет? Почему?

(Нет. Потому что камни - неживые)

Воспитатель:  -  Веснушка,  мы  тебя  научим,  как  надо  сеять  семена,  чтобы выросло растение.

- Ребята, что нам надо подготовить? (Почву)

- Да, почву, но в ней должно быть больше воздуха. Для чего? (Чтобы корни

растений могли дышать)

-  Вчера  мы  набрали  землю  под  деревом  и  на  тропинке. Как  вы  думаете,  в какой почве будет больше воздуха- в почве, которую мы взяли под деревом

или в почве, которую взяли на тропинке? Почему? (ответы детей)

- Сейчас мы проверим ваши высказывания. Проведем опыт и проверим, где больше  воздуха.  Возьмем  образцы  почвы  и  опустим  их  в  банки  с водой, пронаблюдаем  в  какой  из  них  больше  воздушных  пузырьков.  Как  вы думаете, в какой почве легче дышать корням растений? Почему?

Вывод: В почве, которую мы взяли под деревом больше воздуха, так как она

рыхлая, мягкая.

Почему воздуха "под тропинкой" меньше?

(Когда мы ходим по земле мы давим на ее частички, они как бы сжимаются,

воздуха между ними остается все меньше и меньше.)

Почему нельзя ходить по газонам, по клумбам? (ответы детей)

Готовим  почву  для  посева  семян.  Возьмем  землю,  но  чтобы  в  ней  было

больше  воздуха,  и  хорошо  проходила  вода,  добавим  песок,  а  для  питания растений  добавим  чернозем.  Все  смешаем.  А  сейчас  посмотрим,  что происходит с нашими семенами. Семена, которые мы просто положили - они проснулись? (нет)

А вот эти семена, которые мы замочили? Посмотрите, какие они стали?

(Они проснулись, набухли; их пора сажать в землю)

Воспитатель:  -  Давайте  проведем  гимнастику  для  пальчиков , чтобы потренировать их перед работой.

Пальчиковая гимнастика "цветок":

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель:  -  А  сейчас  приступим  к  посеву  семян.  Как  вы  будете  их

сажать? Почему следует брать осторожно? (потому что они живые)

- Да, семечко следует брать осторожно и класть по одному в свой рядок, на

расстоянии друг от друга. По окончании посадки семян, спрашиваю:

- Что нужно сделать теперь? (Присыпать землей и полить).

Теперь осталось их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и

расти.

В конце проводиться игра "Цветок и дождик".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

 

1.  Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2.  Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3.  Ковинько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4.  Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5.  Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7.  Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8.  Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9.  Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

М.,2005 г. 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Алёнка» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Алёнка» г

А в т о р - с о с т а в и т е л ь :

А в т о р - с о с т а в и т е л ь :

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………

Пояснительная записка Цель данного пособия - с овершенствование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

Пояснительная записка Цель данного пособия - с овершенствование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

Практические рекомендации Устройство гряд

Практические рекомендации Устройство гряд

Цветник На участке детского сада непременно должны быть цветы

Цветник На участке детского сада непременно должны быть цветы

Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения

Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения

При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их…

При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их…

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни

В данном направлении работа с детьми строиться на основе бесед, нод, экспериментальной деятельности, наблюдений, дидактических игр

В данном направлении работа с детьми строиться на основе бесед, нод, экспериментальной деятельности, наблюдений, дидактических игр

Работа с родителями Консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты»

Работа с родителями Консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты»

Приложение 1 КАЛЕНДАРЬ РАБОТ

Приложение 1 КАЛЕНДАРЬ РАБОТ

Приложение 1 КАЛЕНДАРЬ РАБОТ

Приложение 1 КАЛЕНДАРЬ РАБОТ

III неделя Уход: полив рыхление прополка прореживание

III неделя Уход: полив рыхление прополка прореживание

Приложение 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приложение 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание наблюдений и экспериментов

Содержание наблюдений и экспериментов

Приложение 3 ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ

Приложение 3 ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ

Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем)

Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем)

УБОРКА УЧАСТКА Проводится во все времена года

УБОРКА УЧАСТКА Проводится во все времена года

Приложение 4 Памятка для родителей

Приложение 4 Памятка для родителей

Приложение 5 Игра-путешествие «В гости к дождевому червяку

Приложение 5 Игра-путешествие «В гости к дождевому червяку

Упражнение «Тоннели» Дети на четвереньках, пролезают в обручи с длинными тканевыми тоннелями)

Упражнение «Тоннели» Дети на четвереньках, пролезают в обручи с длинными тканевыми тоннелями)

Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы

Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы

Червяк Николай : - Ребята, мы с вами проводили опыты устали,

Червяк Николай : - Ребята, мы с вами проводили опыты устали,

Приложение 6 НОД: «Опыт с почвой

Приложение 6 НОД: «Опыт с почвой

Почему нельзя ходить по газонам, по клумбам? (ответы детей)

Почему нельзя ходить по газонам, по клумбам? (ответы детей)

Использованные источники 1

Использованные источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2023