О.В.Пещерова
«Я иду на урок!»
Государственное автономное профессиональное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Детская литература
Я иду на урок
Пособие-практикум для обучающихся педагогических специальностей
Пещерова О.В.. преподаватель детской литературы
Городец
Пособие основывается на содержании и
структуре курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»,
разработанного в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям
«Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование»
Печатается по решению научно-методического совета Городецкого Губернского колледжа
Настоящее учебное пособие может быть
использовано как для организации самостоятельной работы обучающихся
педагогическиз специальностей, так и в условиях группового обучения на
аудиторных занятиях. Предлагаемый в пособии материал позволяет подготовить обучающихся
к выразительному чтению для проведения уроков литературного чтения в начальной
школе и проведения занятий в детских дошкольных учреждениях. Пособие имеет
методические рекомендации по организации и проведению уроков ли тературного
чтения, что позволяет обучающимся подготовиться к педагогической практике и
профессиональной деятельности.
Составитель: Пещерова Ольга Васильевна, преподаватель детской литературы
Рецензент: Полякова Александра Валентиновна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук
Рецензент: Воронцова Елена Андреевна, преподаватель русского языка с методикой преподавания, ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»,Заслуженный учитель РФ
Рецензент: Шарипова Галина Евгеньевна, директор МБОУ «Основной общеобразовательной школы» № 12 г. Городца, преподаватель русского языка и литературы
Данное пособие-практикум по детской литературе является продолжением пособия «Детская литература» (пособие практикум для студентов), автора Пещеровой О.В. Оно предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся педагогических специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование» как на уроках, так и во внеурочное время.
Данное пособие позволяет преподавателю осуществлять руководство самостоятельной деятельностью обучающихся, что актуально в связи с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения, где 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся.
Пособие имеет четкую структуру, состоит из двух разделов: «Учусь и учу читать выразительно» и « Я готовлюсь к уроку литературного чтения в начальной школе».
Раздел «Учусь и учу
читать выразительно» раскрывает понятие выразительности речи, классификацию
средств выразительности устной речи, а также сущность кклассификации методов и
приемов, направленных на формирование навыка выразительного чтения, содержит
методические рекомендации для осуществления эффективной работы по
выразительному чтению и развитию речи младших школьников на начальном этапе
обученияна. В пособии имеются авторские стихи Широких О.С. и Пещеровой О.В.,
позволяющие обучающимся в рамках практики на уроках литературного чтения
организовать проведение дыхательной и речевой разминки.
Раздел « Я готовлюсь к уроку литературного чтения в начальной школе» построен в форме диалога студента и преподавателя и дает ответы студенту на вопрос: «Как написать конспект к уроку литературного чтения?» В данном разделе рассмотрены особенности типологии и структуры современных уроков литературного чтения по ФГОС НОО, особенности работы с текстом с точки зрения формирования типа правильной читательской деятельности, приведены образцы оформления конспекта урока. Освещены в пособии и подходы к организации внеурочной деятельности по литературному чтению и организации внеклассного чтения под руководством учителя, направленные на формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Каждый раздел содержит практическую часть «Проверь себя и выполни задания».
Завершает пособие обширный список литературы для тех, кто захочет глубже познакомиться с методикой выразительного чтения и методикой проведения уроков литературного чтения в начальной школе.
Предисловие
Я готовлюсь к уроку литературного чтения в начальной школе
2.1. Методические аспекты урока литературного чтения в начальной школе
2.2. Типология уроков литертурного чтения по ФГОС НОО
2.3. Требования, предъявляемые к современному
уроку литературного чтения по ФГОС НОО
2.4. Образец оформления конспекта урока литературного чтения в начальной школе
2.5. Внеурочная деятельность по литературному чтению
2.6. Методы и формы внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе
2.7. Организация работы с «Уголоком внеклассного чтения» в начальной школе
2.8. Организация внеклассного чтения под руководством учителя
2.9. Типология уроков внеклассного чтения
2.10. Прверь себя и выполни задания
Список литературы
![]() |
Предмет начальной школы «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника, он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Прежде
всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает
прочитанное и прослушанное произведение.
В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Подготовка к любому уроку - дело непростое, серьезное, ответственное!
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Личностные УУД |
-выражение собственного мнения учащегося; -исполнение различных диалоговых приемов; -формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его; -культура поведения в учебном диалоге. |
-осуществление действия по образцу и заданному правилу; -сохранение заданной цели; -умение видеть ошибку и исправлять ее; -способность контролировать свою деятельность по результату; -адекватное понимание оценки взрослого собеседника. |
-формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке; -создание условий для проявления способностей учащихся. |
-формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; -эмоциональный отклик на прочитанное произведение; -оценка результатов своей деятельности, рефлексия. |
Тип урока, его цель |
Структурные особенности урока |
Урок открытия нового знания (ОНЗ) Цель урока: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
Структура урока открытия нового знания: 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; 3) этап выявления места и причины затруднения; |
-
С чего же начать?
- Определиться с темой урока.
-Откуда же ее взять?
- Изучить программу литературного чтения преподаваемого УМК, а затем найти в календарно-тематическом планировании в преподаваемом УМК, изучить
странички учебника литературного чтения, которые предлагаются для изучения на данном уроке.
-Ну, а с чего же начать написание конспекта урока?
-
Конечно же, с постановки целей урока и
определения планируемых результатов - УУД, а затем приступить к
планированию урока. Рассмотрим чуть подробнее универсальные учебные действия, формируемые на
уроках литературного чтения в начальной школе:
-Как же определить, какой будет структура урока?
-Для этого нужно знать, какой тип урока по ФГОС НОО вы будете проводить. В педагогике различают следующую типологию уроков:
|
|
![]() |
навыков контроля и самоконтроля. |
|
Урок – исследования (урок творчества) Цель урока: Формирование у учащихся исследовательских навыков, познавательных и творческих способностей |
Структура урока-исследования может быть следующей: 1. Актуализация знаний (мотивация, актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности). 2. Операционно-исполнительский этап (постановка проблемы: создание проблемной ситуации; постановка проблемы исследования, темы, цели исследования , выдвижение гипотезы, выбор метода решения проблемной ситуации, составление плана исследования, «открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. 3. Оценочно-рефлексивный этап (интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности, проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление). Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности. 4. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. |
Этап работы |
Алгоритм действий самостоятельной работы младших школьников |
Работа с заголовком |
-Прочитав заголовок, остановитесь. - Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте. -Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему. -Поставьте вопросы, на которые, будут даны ответы в тексте. -Попытайтесь, насколько это возможно, до чтения текста дать на эти вопросы предположительные ответы. -После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста. |
Выделим основные типы уроков по литературному чтению:
ü урок знакомства с произведением;
ü урок осмысления произведения; урок развития речи; ü урок внеклассного чтения.
Урок знакомства с произведением строится на модели «идеального читателя» лежащей в основе обучения понимания текста, предлагается следующий алгоритм по организации самостоятельной работы младших школьников с текстом.
Работа с текстом. |
-Обращайте внимание на непонятное в тексте. -Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает. -Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры. |
Ведение диалога с автором |
-По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. - Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните. Что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках. |
Выделение главного |
-Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет. -По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста. - В случае необходимости делайте выписки. -Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои. |
Развитие воображения |
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете. |
Запоминание материала |
-Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана. -Перескажите текст по плану. -Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя. |
Рефлексия |
Проверяйте себя. -Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа. -После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок. |
Основная цель уроков развития речи - формирование
развитой устной и письменной речи младших школьников.
Для проведения качественного урока развития речи необходимо выполнение ряда условий:
ü преодолевать
авторитарность обучения;
ü выстраивать учебную ситуацию по принципу «ученик-ученик», т.е. учебный диалог;
ü предусматривать право ребенка на ошибку, возможность высказать мысль самостоятельно;
ü создавать потребность в общении;
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
Организацио нный момент 1-3 мин. |
|
1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. 3.Общий план действий. |
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приѐма концентрации внимания. 3. Наличие общей установки на урок. |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание 3. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. |
I этап чтения 5-10 мин. |
до |
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
3. Антиципация чтения.
4. Появление целей урока. |
1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и само-контроля). 2. Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объѐм и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. 3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержа- ния и тематической, эмоцио- нальной направленности в соответствии с их возрастом. 4. Постановка целей урока с учѐтом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. |
1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструмен- тария. 2. Умение зафик-сировать затруд-нение или удив-- ление, выразить их в речи, самостоя-тельно сформу- лировать тему урока. 3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, пред- шествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоцио- нальной направленности текста, выделение его героев. 4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
II этап во время чтения 15-20 мин. |
1.Первичное чтение текста. |
1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинирован-ное, учителем; вслух или про себя) с учѐтом специфики текста, возмож-ностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления |
1.Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с про- граммными требованиями к качес-тву чтения (тех- ника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ТИПА
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
![]() |
|
|
![]() |
|
|
конов, определений (того нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися. |
читаю выразительно, мне надо …") Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр. |
Домашнее задание 1-2 мин. |
Творческое задание (ребѐнок высту- пает в роли автора). Исследовательс кое, поисковое задание (требующее вы- сокой степени самостоятельнос ти учащихся). Самостоятель- ное чтение тек- ста. Задание в учеб- ной тетради. Заучивание наи- зусть. Работа по раз- витию речи. |
Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учѐт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. |
Выполнение задания |
Требование |
Содержание требования |
Целенаправленность урока |
Соответствие поставленным требованиям, четкость и логика урока, его целостность. |
Комплексное решение нескольких задач. |
-формирование и совершенствование полноценного навыка чтения; - реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения. |
Рациональное распределение времени на уроке. |
Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения. |
Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения. |
-отработка способа и темпа чтения; -отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок); -формирование умения выразительно читать текст; -работа над пониманием текста (осознанность чтения). |
-
Какие же
требования предъявляются к современному уроку литературного чтения по
ФГОС НОО?
- К уроку литературного чтения предъявляются следующие требования:
Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности. |
работа до чтения, в процессе чтения, после чтения (Н.Н. Светловская) |
Учет специфики жанра литературного произведения. |
-выбор вида чтения; -специфика анализа. |
Отражение всех аспектов анализа художественного произведения. |
-познавательная сторона произведения; -воспитательная ценность произведения; -анализ художественных средств, образных слов и выражений; -развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения. |
Оптимальность выбора образовательных средств. |
Оптимальный выбор методов и приѐмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения. |
Соответствие развивающим целям. |
Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся. |
Соблюдение принципа индивидуального подхода. |
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов. |
Положительная эмоциональная окраска урока. |
-общая атмосфера, психологический комфорт; -стиль речи учителя, учащихся; -мотивация деятельности учащихся; -свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися; |
Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся. |
Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку: -2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!); -3 класс – 1/3 страницы; -4 класс – ½ страницы. |
Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке. |
Объем домашнего задания (для ежедневного чтения): -2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения; -3 класс – 2–2,5 страницы; -4 класс – 3–3,5 страницы. |
-
Хорошо, с
этапами урока и требованиями к организации и проведению урока мы разобрались,
а как же оформить конспект урока?
- Это вы можете сделать, посмотрев на образец оформления конспекта урока:
Оформление титульного листа конспекта ГАПОУ «Городецкий губернский колледж» Конспект урока по литературному чтению,
МБОУ СОШ № обучающейся группы специальности «Преподавание в начальных классах» Ваша фамилия, имя, отчество Тема: « » Методист: (по предмету) Учитель: Руководитель подгруппы практикантов: Оценка: _ учебный год |
||||||||||
Образец оформления следующего листа конспекта Тема урока: Тип урока: Цель урока: Планируемые результаты (программы УМК и КТП учителя начальных классов) Оборудование: (презентация. Мультимедийное оборудование, раздаточный материал) Образовательные ресурсы: (наименование УМК, учебник литературного чтения какого класса с указанием названия, автора, если используете данные рабочих тетрадей, перечень интернет-ресурсов) Ход урока
Приложения (раздаточный материал, презентация, аудио-запись или видео-запись произведения, электронная версия материалов урока) |
![]() |
Внеурочная работа по предмету – это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы, строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не регламентируется.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы по литературному чтению – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе, воспитание потребности изучать их.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
ü
осуществление нравственного, патриотического,
эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные
внеурочные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
ü развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
ü повышение общей языковой культуры;
ü расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
ü поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;
ü развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
ü воспитание коммуникативной культуры школьников;
ü активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
ü воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Принцип организации внеклассной работы |
Сущность принципа организации внеклассной работы |
Принцип избирательности |
Единой программы для внеклассной работы по литературе не существует, что заставляет учителя и методическое объединение самостоятельно устанавливать тематику и направление внеурочных занятий. Выбор темы, формы, содержания конкретного внеклассного занятия должен определяться следующими условиями: возрастом и подготовленностью учеников, наличием у них интереса к предмету, направленностью и качеством этого интереса, этапом внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассными занятиями по другим предметам и участием в них школьников, традициями школы, наличием факультативных занятий |
Принцип научности |
Изучаемый материал должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возраста учеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества. |
Принцип последовательности и системности изложения материала |
Этот принцип предполагает не только систематичность проведения внеклассной работы в течение всего учебного года, но и систематичность содержания внеклассных занятий. Внеклассная работа должна представлять собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке или литературе. С этой целью желательно вести тематические кружки, а не кружки русского языка или литературы вообще. |
Принцип преемственности и перспективности |
Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу – возможность участия школьников в работе факультативов. |
Принцип связи теории с практической направленность |
Проявляется во взаимосвязи уроков литературы и внеклассных занятий. Опора на имеющиеся у детей знания расширяет сферу их применения, содействует укреплению умений и навыков (лингвистического анализа, анализа художественного текста, практического владения языком, культуры устной и письменной речи). Реализация принципа связи теории с практикой проявляется также и в тесной связи изучения русского языка и литературы с жизнью через показ учащимся их роли разных ее областях. |
Принцип индивидуального подхода к каждому |
Соблюдение этого принципа должно способствовать развитию интереса к внеклассной работе у учащихся. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при |
При
организации внеклассной работы следует в совокупности опираться на
общедидактические и методические принципы и принципы
организации внеурочной работы:
учащемуся |
определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. |
Принцип развивающего обучения |
Внеклассные занятия дают учителю неограниченные возможности для: 1) развития у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу; навыков правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; умения пользоваться разнообразными словарями - справочниками и др.; 2) развития творческих способностей учащихся (составление грамматических загадок, шарад, кроссвордов и т.д.; написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы); 3) приобщения школьников к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай еще не совсем самостоятельному. |
Принцип добровольности |
Добровольность вступления в тот или иной вид внеклассной работы обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. |
Принцип равноправного участия школьников |
Этот принцип позволяет участвовать во внеклассной работе школьников с разной успеваемостью. |
Принцип «самодеятельности» |
Предполагает самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий. |
Принцип занимательности |
Этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Использование лингвистических игр, занимательных заданий активизирует деятельность учащихся во внеклассной работе. |
Участники внеурочной деятельности |
Задачи участников внеурочной деятельности |
Учитель |
Отобрать и рекомендовать языковой и тематический материал, организовать мероприятие. |
Учащиеся |
Самая главная задача стоит перед учащимися. Они - главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же – исполнители, активные участники мероприятий. |
Библиотекарь школы |
Помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед). |
УЧАСТНИКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Родители |
|
Помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия. |
Учителя предметники |
– |
в случае необходимости давать консультации (если мероприятие с межпредметными связями), самим участвовать в мероприятиях. |
Формы работы |
Определение |
Методические рекомендации для проведения |
Литератур- ная игра |
Форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности |
Учителю следует учитывать, что: ü это всегда игра с литературным текстом, основанные на эрудиции (знании существ ующих литературных текстов) творческие литературные конкурсы, в которых нужно: угадать произведение по отрывку, назвать литературного героя по описанию, указать источник цитат, или просто ответить на вопросы по литературному произведению, и т.д. подразумевают создание оригинальных литературных текстов – как поэтических, так и прозаических, шуточных и серьезных. ü основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся. ü цель игры достижима. ü должно быть красочное и разнообразное оформление, эмоциональность. ü устанавливаются чѐткие правила. Использование литературных игр приводит к тому, что чтение становится предметом одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме – призе. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность. |
Викторина |
Форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний. |
Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Таким образом, викторина – это не просто игра, а одна из форм контроля знаний, игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерѐдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ. |
Кроссворд |
(англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», головоломка, представляющая собой |
При составлении кроссворда руководствуйтесь правиами: ü К каждому слов у даѐтся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. ü Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает |
|
|
![]() |
Оборудование уголка внеклассного чтения |
Назначение оборудования уголка внеклассного чтения |
Книжные полки |
На каждой из полок хранится в строго систематизированном порядке печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту. На второй полке в «Уголке чтения» постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная литература, которой детей приучают пользоваться на уроках внеклассного чтения и природоведения, когда перед ними встают те или иные вопросы, требующие точных фактических данных. Третья полка предназначена для сбора и хранения детской периодики, т.е. новых и старых журналов и газет (отдельных номеров и подборок). |
Информационный стенд |
На стенде вывешивается рекомендательный список литературы к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по одной или нескольким интересующим класс темам. Там же учащиеся в течение недели могут ежедневно, на период пребывания в школе, выставлять книги, которые они находят, рассматривают и читают к уроку внеклассного чтения, с тем чтобы обмениваться читательской информацией. |
Эффективной формой
организации внеурочной работы по литературному чтению является «Уголк
внеклассного чтения».
Уголок внеклассного чтения – это специально оборудованное
место, отведенное в классе под книги.
Оборудуется:
ü книжными полками (классная библиотечка);
ü стендом для плаката-задания;
ü
местом для рисунков и поделок детей; ü
полкой для книжной выставки.
Полезно в «уголке чтения» иметь конверты-карманы: «О чем ты хочешь узнать?»; « О чем ты можешь (собираешься) рассказать на следующем уроке внеклассного чтения?». Такой порядок обеспечивает обратную связь и ориентирует учителя в подготовке уроков внеклассного чтения.
Материалы в «Уголке внеклассного чтения»
должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать:
Стол |
За столом дети могут рассматривать, читать книги. На столе лежит стопка закладок, которыми дети пользуются, если берут книгу с первой или второй полки. |
Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель –
не быть ярким, праздничным украшением классного помещения, а дать ребенку
возможность общаться с книгой.
Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит учитель в работе с детьми в течении недели. Если он знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 сказок, интересных, разнообразных, качественных с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.
Периодичность книжного обмена так же зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и учителю, и детям. Но, если смена книг произошла, учащимся надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.
Подбирая книги для
книжного уголка, нельзя смешивать фольклорные и литературные произведения.
Выставлять вместе их можно в том случае, если в литературном произведении нашел
отражение сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко»,
немецкая народная сказка в обработке Братьев Гримм «Бабушка вьюга» («Госпожа
метелица») и сказка В. М. Одоевского «Мороз Иванович».
Дети ревниво относятся книгам, которые приносят из дома. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети принесут из дома. Чтобы не выставлять все 15-20 экземпляров, сразу надо установить очередность, в которой будут выставляться книги, а хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в класс.
Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детьми, но и проиллюстрировано ими. Рассмотрим, каковы методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям:
Принцип |
Сущность методического принципа отбора книг |
Руководство воспитательными целями |
В целях реализации воспитательного принципа в круг детского чтения должны входить книги о нравственных проблемах, возникающих в семье, в быту, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране, |
Учет жанрового и тематического разнообразия книг |
Подбор произведений разных жанров с целью развития информационной и коммуникативной компетенции: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор — сказки, загадки; книга и журнал, газета; произведения русских авторов и переводы. |
Учет возрастных особенностей детей - принцип доступности |
Отбор литературы — дело учителя, библиотекаря. Но рекомендация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя. |
Принцип инди- видуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги. |
Самостоятельность не означает стихийность: самостоятельность воспитывают. Для воспитания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша. |
Принцип целесообразности |
Детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Тем не менее, далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по стилю и содержанию. Поэтому необходимо ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые выдержали проверку временем. |
Работа в уголке чтения в 1 классе |
Работа в уголке чтения во 2 классе |
Работа в уголке чтения в 3 классе |
Работа в уголке чтения в 4 классе |
- участие в составлении книжных выставок по теме и жанру; -поддержание порядка в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда); -выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «в мире книг»; |
-активное участие в создании и работе классной библиотеки (расстановка книг на полках по темам, оформление разделителей, формуляров на книги, простейших карточек на прочитанные книги; выдача книг, целенаправленное пополнение разделов библиотеки научно- |
- составление книжных выставок: тематических, авторских, по жанрам, по видам изданий, - расстановка книг по темам в классной библиотеке; - составление простейших карточек на любимые книги; - работа в «книжной больнице»; |
- организация справочного раздела классной библиотеки; - сбор книг- справочников; - составление картотеки на книги классной библиотеки; - выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг». |
Внеурочная индивидуальная и
групповая работа в уголке чтения организуется
в соответствии с возрастом обучающихся, завсит от периода обученияв начальной
школе
-участие в конкурсах на лучший рисунок, поделку по прослушанным произведениям, декламацию стихотворений. |
познавательной и прикладной книгой); - выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг». |
- выполнение игровых заданий по таблицам «В мире книг». |
|
Программой ФГОС НОО узаконены новые формы руководства самостоятельным чтением учащихся – уроки внеклассного чтения и факультативные курсы по литературному чтению. Но в кружках и факультативных занятиях принимает участие лишь небольшая часть школьников, уже полюбивших книгу. А наше время требует приобщения к книге всех учащихся.
Уроки внеклассного чтения по требованиям ФГОС НОО предусматриваются программами всех УМК, они обязательны для всех младших школьников и позволяют систематически контролировать, направлять самостоятельное чтение
всех
учащихся.
На уроках внеклассного чтения целенаправленно формируется тип
правильной читательской деятельности и читательская самостоятельность.
Тип правильной читательской деятельности – это сформированная у читателя способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере его и после прочтения для осознания с их помощью того, что ему мило и необходимо, что нет; что интересное, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может.
Вопросам внеклассного чтения и способам формирования читательской самостоятельности посвящены работы Н. Н. Светловской, которая определяет читательскую самостоятельность как: «личностное свойство, характеризующееся наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и
Этап |
Цель |
Задачи |
Содержание работы |
Подгото витель- ный (1 класс) |
обучение восприяти ю литератур ного произведе ния |
-обогатить читательский опыт детей; -отрабатывать специальные читательские умения; -развивать речь учащихся; -развивать интерес к |
Урок литературного слушания. Для достижения цели 2 раз в неделю в течение 20- 25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных, о приключениях и волшебстве). Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам. Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык). |
времени, реализовать
свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью.
Объективный показатель того, что читательская самостоятельность сформирована - устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надѐжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития»
Особенности уроков внеклассного чтения, способствующих формированию читательской самостоятельности являются:
ü уроки литературного слушания в 1 классе;
ü использование
технологии моделирования;
ü ―нерасчленѐнность‖ и ―переплетѐнность‖ классного и внеклассного чтения;
ü использование схем, таблиц, кроссвордов, разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществление самоконтроля и самооценки.
Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют учащиеся, приступающие к обучению. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят следующие этапы:
|
|
![]() |
|
|
![]() |
|
|
|
возможные темы чтения, виды возможной библиотечно-библиографической помощи, внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации, правила гигиены чтения. Должны обладать следующими умениями: ставить для себя цель - обращение к книгам, обращаться к библиотечно-библиографической помощи; выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги; осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности; соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения. Итогом занятий по внеклассному чтению должно стать понимание учеником основной заповеди читателя: читать книги не потому, что ты должен их «запомнить и отчитаться», а потому, что тебе нужно это самому, чтобы познать окружающий мир. |
Уровень |
Критерии сформированности читательской самостоятельности |
Высокий уровень |
Сформирован устойчивый интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению; восприятие произведения на уровне ―идеи‖; широкий читательский кругозор; программа усвоена полностью |
Выше среднего |
Устойчивый познавательный интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух; восприятие произведения на уровне ―героя‖ или на уровне ―идеи‖; читательский кругозор может ограничиться знанием определѐнных жанров, тем или отдельных авторов, программа усвоена частично. |
Средний |
Интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив; техника чтения вслух |
Исходя из целей и
задач курса, особенностей программы, учитывая этапы
работы, выделены
критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской
самостоятельности на выпуске из начальной школы:
Рис. Критерии уровней сформированности читательской самостоятельности
На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников:
|
более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое; восприятие произведения на уровне ―героя‖; читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично. |
Низкий |
Нет интереса к чтению книг, читает по необходимости; техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаѐт прочитанное; констатирующий уровень восприятия; ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично |
Разновидности уроков внеклассного чтения |
Сущность уроков внеклассного чтения |
Вводные уроки |
Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения, их называют «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении. Такие уроки пока проводятся далеко не во всех школах, хотя необходимость в них становится все более очевидной. |
Уроки рекомендации книги |
Назначение этих уроков – пропаганда хорошей книги среди младших школьников. Школа располагает многими испытанными методами рекомендации книг: красочно оформленные списки и плакаты, выставки книг, рассказы учителя и учащихся о новых интересных книгах, раздел в школьной газете «Советуем прочитать!», передачи по школьному радио, вечера, диспуты и т.д. Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки-конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки-конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся. |
Уроки по углублению понимания прочитанного |
В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя – научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна: урок-беседа, урок-диспут, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся готовят инсценировки, викторины, самостоятельно работают над композицией и языком произведения. В этой группе следует выделить на первое место беседу и диспут, так как эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности учащихся. |
Уроки внеклассного чтения по их назначению условно можно
разделить на 3 группы:
БЛАНК ДЛЯ Ф ИКСАЦИИ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ за _______ __месяц __ _______ год
№ Список уч-ся способ чтения грамотность осознанность Выразительность |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
п/п |
|
РС |
ПС |
С+СЛ |
ЦСЛ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
интонация |
паузы |
ЛУ |
громкость |
||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Сокращения: РС - рубленый слог; ПС - плавный слог; С+СЛ - смешанное чтение «слог+слово»; ЦСЛ – целое слово. 2) Цифра 1, 2, 3, 4 обозначают контрольную дату проверки техники чтения; 3) В пус тые клетки для обозначения успешности / неуспешности показа телей вписываю тся соответственно : 0«+» или «-». 4) Содержание Лис тов используется только учителем - для организации коррекционной работы. |
53 |
1. Ответьте на вопросы:
Каковы особенности проведения урока литературного чтения в зависимости от типа урока?
Какова структура урока литературного чтения по технологии формирования типа правильной читательской деятельности?
Какие требования предъявляются к организации урока классного литературного чтения?
Какая внеурочная деятельность организуется по литературному чтению?
Каковы этапы работы над формированием уровня читательской самостоятельности?
Как организуется внеурочная деятельность по литературному чтению под руководством учителя?
Как организуется работа с уголком внеклассного чтения?
2. Проведите сравнительный анализ учебников по литературному чтению.
3.
Смоделируйте фрагмент урока
классного литературного чтения по изучению литературного произведения с
учетом его жанровой специфики.
4. Смоделируйте фрагмент урока по словарной работе на уроках литературного чтения.
5. Смоделируйте фрагмент урока по чтению произведений малых жанров.
6. Разработайте презентацию и фрагменты урока внеклассного чтения на
разных этапах формирования читательской самостоятельности.
7. Составьте читательские карточки для младших школьников и опишите работу с читательским дневником. Смоделируйте уголк внеклассного чтения.
8. Составьте выставку книг и проведите ее презентацию.
9. Смоделируйте фрагмент урока внеклассного чтения
10. Подготовьтесь к практикуму «Проверка техники чтения» и проведите анализ сформированности навыков чтения.
54
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008-с 157
2. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
3. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
4. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. –
1994. - №3, - с. 12-19.
5. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. –
6.
Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским
(неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по
преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод.
рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.- 186 с.
7. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //
Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
8. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 2013. –№5 – с. 44-54.
9. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
10. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
11. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
1
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
13. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
15. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
16. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
17. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 2012. - №3 – с. 16 –21.
18. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
19. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 2010.
20. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теор етико- экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 2011 г.
21.
Фролова М. Р."Особенности современной
литературы"- с 121.Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации
родителям. // Я-мама, 2006, №2.
22. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру
23. http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
24. http://school2100.com/pedagogam/umk/
25. http://allbest.ru/k-3c0a65625b3ac78b5d53b88521216c27.html
26. http://www.moluch.ru/archive/61/9151/
2
1
2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.