Автономное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Методические рекомендации
для выполнения практических работ
по дисциплине «Русский язык»
Сургут, 2022
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик: Онуляк Ю.В., преподаватель русского языка и литературы
Ф.И.О. должность
Одобрено на заседании методического объединения «Русский язык и литература»
Протокол № ___ от «___» 2022г.
Руководитель МО __Крошко Л.И./___________
Ф.И.О подпись
Рекомендовано к печати Методическим советом Сургутского политехнического колледжа
Протокол № от «____»_______________2022г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….. .4
Контрольные диктанты……………………………………………………………………6
Практическая работа № 1 «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»……….…...10
Практическая работа № 2 «Лексика и фразеология»…………………………………..13
Практическая работа № 3 «Морфемика, словообразование, орфография»…………..16
Практическая работа № 4 «Морфология и орфография»……………………………...19
Практическая работа № 5 «Синтаксис и пунктуация»……………………………… 22
Практическая работа № 6 «Функциональные стили речи»…………………………....25
Практическая работа № 7 «Текст и его строение»……………………………………..28
Критерии оценки…………………………………………………………………………30
Пояснительная записка
Практические работы и методические указания к ним составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык», которая является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык» и предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения Сургутского политехнического колледжа.
Содержание практических работ по дисциплине «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Практические занятия позволяют реализовать главную цель изучения предмета — овладение системой норм современного русского литературного языка. Практические задания основаны на работе со словарями и справочниками, что позволит студентам повысить уровень практического владения современным литературным языком в разных сферах его функционирования.
Практическая работа студентов формирует необходимый объём и уровень знаний, умений и навыков, повышает интерес к изучению дисциплины и даёт возможность объективно оценить знания и умения по предмету, видеть перспективы роста.
Формы и методы предъявления информации: опорный конспект, методические рекомендации, индивидуальное инструктирование и консультирование, демонстрация образцов выполнения заданий, тренировочные упражнения.
В данном методическом пособии представлены восемь практических работ. Практические работы соответствуют основным содержательным линиям рабочей программы: «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Каждая работа имеет 2 варианта. В результате выполнения практических работ студенты должны углубить и расширить знания по русскому языку, стабилизировать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность.
Выполнение студентами практических работ направлено на:
— обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по учебной дисциплине «Русский язык»;
— формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства теоретической и практической деятельности;
— выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Студенты обязаны выполнить все задания, представленные в практической работе.
При выполнении практической работы необходимо соблюдать следующие общие требования:
— работы выполняются в тетради для практических работ;
— текст пишется синими или фиолетовыми чернилами, разборчиво и аккуратно;
— задания нумеруются, но не переписываются.
Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Если работа выполнена неудовлетворительно, то студент на консультации должен исправить неудовлетворительную отметку.
Перечень практических работ
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1. |
Практическая работа № 1. «Фонетика, орфоэпия, орфография». |
2 |
2. |
Практическая работа № 2. «Лексика и фразеология». |
2 |
3. |
Практическая работа № 3. «Морфемика, словообразование, орфография». |
2 |
4. |
Практическая работа № 4. «Морфология и орфография». |
2 |
5. |
Практическая работа № 5. «Синтаксис и пунктуация». |
2 |
6. |
Практическая работа № 6. «Функциональные стили речи». |
2 |
7. |
Практическая работа № 7. «Текст и его строение». |
2 |
ИТОГО: |
14 |
Контрольные диктанты, ориентированные на профессию повар, кондитер
Пряничное тесто
Изделия из пряничного теста отличаются разнообразной формой и содержат большое количество сахара и различных пряностей, придающих им особый аромат. Смесь пряностей, добавляемая к пряничному тесту, называется «букет» или «сухие духи». Она состоит из корицы, гвоздики, душистого перца, кардамона. Кроме пряников, из того же теста выпекают коврижки, прослаивая их фруктовой начинкой или вареньем.
Иногда вместо сахара кладут искусственный мёд или сироп, часть пшеничной муки заменяют ржаной. Это улучшает качество пряников, уменьшает их сушку при длительном хранении.
Рецептура и приготовление пряников способствуют тому, что многие виды их могут сохраняться долгое время.
Черствение мучных изделий – это очень сложный процесс, связанный со старением крахмальных студней. Оно выражается в том, что поверхностная корочка изделия теряет хрупкость, делается эластичной, мякиш становится крошливым, а затем при высыхании плотным.
В пряничное тесто входят мёд и патока, которые задерживают этот процесс, поэтому в дальнюю дорогу лучше взять с собой пряники.
(Из кн. В.И. Ермаковой «Кулинария»)
Сладкие блюда русской народной кухни
На первый взгляд, кажется, что русская народная кухня бедна сладкими блюдами. Действительно, в ней нет таких сложных изделий, как во французской кулинарии, - самбуков, суфле, кремов. Нет в ней и восточных сладостей типа рахат-лукума. Но скудность русского десерта только кажущаяся. Дело в том, что эту роль в значительной степени выполняют свежие и консервированные ягоды и фрукты, мучные изделия (пироги, пирожки, пряники, хворост), различные запеканки, чай с мёдом и вареньем. Ни один праздничный стол не обходится у нас без сладких блюд и изделий.
Сравнительно ограниченное употребление сладостей в русской кухне и своеобразный ассортимент их физиологически оправданы и разумны. Дело в том, что чрезмерное употребление сахара, особенно в концентрированном виде, вредно – вызывает ожирение, нарушает деятельность поджелудочной железы, повышает уровень холестерина.
Народная кухня даёт нам образцы сладких блюд, содержащих крахмал и сравнительно небольшое количество сахара. Кроме того, следует помнить, что ожирению и другим отрицательным явлениям в организме способствует главным образом свекловичный сахар (сахароза) и частично виноградный сахар (глюкоза), а фруктовый сахар (фруктоза) и молочный (лактоза) такого действия на организм не оказывают.
Долгое время основным продуктом для приготовления сладких блюд и многих напитков был мёд. В нём содержится около тридцати восьми процентов фруктозы, много лечебных и биологически активных веществ. Значительным содержанием фруктозы отличаются и другие продукты, служащие сырьём для приготовления национальных сладких блюд.
(Из книги Н.Я. Никитиной «Русская кухня)
Cимвол весеннего солнца
Долги и суровы бывают зимы в северных и центральных районах нашей страны. Поэтому с таким нетерпением ждут у нас прихода весны и так шумно и весело провожают зиму. Эти проводы длятся целую неделю и носят название масленицы. Традиция эта восходит к древности. Но до сих пор масленица – одно из любимых народных праздников, связанный с весёлыми и шумными гуляньями, катаньями на тройках. Характерным для проводов зимы является обилие традиционных блюд и среди них в первую очередь блинов всех видов. Круглый горячий блин – символ весеннего солнца.
На примере этого блюда можно видеть характерную особенность русской кухни – использование муки не только из ржи и пшеницы, но и из различных злаков: гречихи, проса, овса. Делают блины простые и с припёком (добавлением различных продуктов при выпечке). Подают к блинам масло, сметану, икру, малосольную рыбу (сёмгу, лососину, кету, горбушу), сельдь рубленую и прочее. Сметану и масло можно подавать в резных и расписных деревянных ковшах, плошках.
Независимо от рецептуры теста выпекают блины одинаково. Сковороды для выпечки блинов не моют, а наливают на них немного жира, насыпают крупной соли, прогревают, дают слегка остыть и вытирают чистой тканью. На подготовленные и хорошо прогретые сковороды наливают ложкой тесто и жарят блины. Раньше их пекли в русской печи и поэтому до сих пор говорят о блинах «печь», а не жарить.
Блинное тесто должно иметь консистенцию густой сметаны. Из такого теста блин получается тонким. Форма блинов достаточно хорошо охарактеризована в русских пословицах: «круглый как блин», «тонкий как блин», «плоский как блин». Подают блины, положив стопками на сковороды.
(Из кн. В.И. Ермаковой «Кулинария»)
Щи – любимое блюдо на Руси.
Щи из квашеной капусты уже много веков занимают центральное место в перечне национальных супов. До начала двадцатого века этим односложным словом обозначали не только суп, но и особый очень кислый квас.
Щи на Руси ели все. С появлением трактиров щи стали основным жидким блюдом в их меню. Затем они перешли в рестораны русской кухни и до сих пор являются фирменными блюдами многих из них.
Чем же объяснить такую популярность щей в нашей стране? Прежде всего историческими причинами. Капусту знали и умели квасить наши предки с незапамятных времён. Вторая причина – простота приготовления. Третья причина широкой популярности щей из квашеной капусты – их высокие вкусовые качества, которые не только сохраняются в течение дня, но даже повышаются при повторном кипячении.
Питательная ценность щей объясняется тем, что отвары капусты и других овощей, входящих в их рецептуру, имеют большое значение как возбудители аппетита.
Очень ценен минеральный состав этого блюда. В нём содержится большое количество солей калия, кальция, натрия и других щелочных элементов, которых зачастую мало в других пищевых продуктах. Вот почему это блюдо незаменимо на нашем столе.
(Из кн. В.И. Ермаковой «Кулинария»)
Практическая работа № 1
Тема: «Фонетика, орфоэпия, орфография»
Цель:
— обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по
по фонетике и графике, орфоэпии.
Задачи:
— закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора.
— совершенствовать навыки работы с орфоэпическим словарём.
Время на выполнение: 80 мин.
Задания для практической работы
Вариант 1
Задание 1.
Какой гласный звук произносится на месте выделенных букв? Выполните задание по образцу: мёд [о]
Пять, центр, пяти, пятачок.
Задание 2.
Распределите слова в два столбика:
Гласные е, ё, ю, я обозначают один звук |
Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука |
|
|
|
|
|
|
|
|
Полёт, язык, ордер, поёт, зверь, колющий, лейка, музей, армия, рояль, съесть, сбруя, любить, слева, нёс, скамья, вера, думая, юла.
Задание 3.
Обозначьте согласный звук на месте выделенных букв:
Ножка, сказка, травка, дубки, сдал, браться, конечно, считалка, белого.
Задание 4.
Распределите слова в три столбика:
Количество букв больше, чем звуков |
Количество букв равно количеству звуков |
Количество букв меньше, чем звуков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шептать, пятак, местный, яма, сзади, площадь, моя, здравствуй, несу, юла, синяя, съел, перья, ёлка, поют, отдать, весна, сшить.
Задание 5.
Расставьте ударения в словах.
Окорок, корица, гренки, тефтели, камбала, торты, творог, плесневеть, кухонная (посуда), кремы, давнишний, лососевый, маркетинг, щавель, языковая (колбаса), пралине, мастика, помадка, глазурь, обвалка, подача, отпуск, шпигование, морковь, бульон.
Задание 6.
Выполните фонетическую запись предложения.
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Н.А. Некрасов
Вариант 2
Задание 1.
Какой гласный звук произносится на месте выделенных букв? Выполните задание по образцу: мёд [о].
Лёд, жёлтый, желтизна, ледокол.
Задание 2.
Распределите слова в два столбика:
Распределите слова в два столбика:
Гласные е, ё, ю, я обозначают один звук |
Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука |
|
|
|
|
|
|
|
|
Солю, лает, золотая, копье, болезнь, любовь, еж, слякоть, учится, щёлка, съезд, задание, бьет, ярость, день, яма, съёмка, дверь, двое, жюри, бьют, стрекоза, ладья, экзамен.
Задание 3.
Обозначьте согласный звук на месте выделенных букв:
Стрижка, близко, сброс, одного, нарочно, высший, сжать, заказчик, грибки.
Задание 4.
Распределите слова в три столбика:
Количество букв больше, чем звуков |
Количество букв равно количеству звуков |
Количество букв меньше, чем звуков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Веер, маячить, шотландский, семья, вороные, лестница, юбка, подъемная, отъезд, семя, восьмая, класс, детский, здравствовать, сжать, юг, своя, солнце, ель.
Задание 5.
Расставьте ударения в словах.
Сливовый, документ, закупорить, заплесневеть, маринованный, колос (хлебный), лосось, черпая, творог, мастерски, торты, статуя, панирование, отбивание, желобить, глютен, предположить, звонят, начата, оптовый, экспорт, перчить, привезенный.
Задание 6.
Выполните фонетическую запись предложения.
Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят…
М.Ю. Лермонтов.
Практическая работа № 2
Тема: «Лексика и фразеология».
Цель:
— обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по данной теме.
Задачи:
— научиться определять лексические ошибки и устранять их;
— находить изобразительно-выразительные средства языка;
— формировать навыки использования нормированной речи.
Время на выполнение: 80 мин.
Задания для практической работы
Вариант 1
Задание 1.
Дайте лексическое толкование слов и составьте с ними предложения.
Пресервы, кумыс, галеты.
Задание 2.
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1) Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2) Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших университетов.
3) Учебный год у старшеклассников начинается в октябре месяце.
4) Каковы причины мотивации ваших прогулов.
5) Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.
Задание
3.
Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
Манна небесная, Ахиллесова пята, белая ворона, кожа да кости, биться как рыба об лёд, в отцы годится, вопрос жизни и смерти.
Задание 4.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.
1)Чего там есть? Хлеба-то кот наплакал.
2)Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.
3)Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу.
4)Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.
5)У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.
Задание 5.
Найдите в тексте лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
Расправ широкие крылья, над желтым простором полей плывёт в небесах эскадрилья спешащих на юг журавлей. (Ис.) Еще рывок, еще два трудных шага-и взят подъём. (Вас.) И рано-раненько весною береза белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. (Вас.) Сыплют золото кленов вершины, стаи горлиц летят на Можай. (Вас.) За горами, за желтыми долами протянулась тропа деревень. (Ес.)
Вариант 2
Задание 1.
Дайте лексическое толкование слов и составьте с ними предложения.
Мастика, помадка, панировка.
Задание 2.
Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Запишите исправленный вариант предложений.
1) Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.
2) Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь в деревне, где встретила Онегина.
3)Скрытый характер моей подруги часто был причиной недоразумений между нами.
4)Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.
5)Меня несколько раздражала исполнительная манера певца.
Задание 3.
Объясните значения фразеологических выражений.
Составьте с каждым из них по одному предложению.
Образец
выполнения: Бежать сломя голову — бежать быстро. Иди спокойно, не надо бежать
сломя голову.
Говорить под руку, ни рыба, ни мясо, чужими руками жар разгребать, положа руку на сердце, хоть караул кричи, ни то ни се, как с гуся вода, бабушка надвое сказала, хоть волком вой, проще пареной репы.
Задание 4.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.
1) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.
2) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.
3) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
4) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную.
5) У них все было шито-крыто белыми нитками.
6) Он знал всю его подноготную жизнь.
Задание 5.
Найдите в тексте лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра…(Пауст.) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Тютч.) Пронеслась гроза седая, разлетевшись по лазури. (Фет) Осенний старательный ветер листву по дорогам разнес…(Ис.) Брожу по улицам и лужам, осенний день пуглив и дик.
Практическая работа № 3
Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».
Цель:
— обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по данной теме.
Задачи:
— закрепить навыки осознанного членения слова на значимые части;
— отработать навыки морфемного словообразовательного анализа;
— на основании морфемного и словообразовательного анализа формировать орфографические навыки.
Время на выполнение: 80 мин.
Задания для практической работы
Вариант 1
Задание 1.
Напишите слова,
соответствующие следующим схемам:
1) ⌐
⌐∩^□.
2) ∩^□.
3) ⌐∩^□
Задание 2.
Распределите данные ниже слова по способу словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксальный).
Взлететь, подснежник, душонка, синь, вылет, напевать, раскрасавица, межпланетный, подыскать, засветло, задира, спасатель, по-умному, дождливый, зимовать, вперемешку, вход, нечисть.
Задание 3.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) проц…дить, выд…ржать, обв…нять;
2) выпр…мить, удес…терять, вы…явить;
3) д…еревянный, выч…слять, разд…ваться;
4) объ…здной, взгл…нуть, л…дяной.
Задание 4.
Выделите основу и окончание в следующих словах.
Влюбиться, волчий, горячий, домино, пятидесяти, торопись, санаторий, история, проигравшись, скошен, красив, пригож, невтерпеж, нож, окно, играя, красная, мудрецов.
Задание 5.
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Как называются такие корни?
1) Любить, любой, любовь, любитель;
2) духовность, духовный, духи;
3) долина, доля, обездолить, бездольный;
4) долгий, долго, долгота, долг;
5) плен, пленник, пленарный, пленить;
6) липа, липкий, липняк, липовый;
7) клад, кладоискатель, укладка;
8) город, городской, горожанин, загородка;
9) бурить, бурильщик, буря;
10) воротник, воротить, возврат.
Задание 6.
Спишите, вместо точек вставляя, где это необходимо, мягкий знак.
От хлеба-соли не отказывают…ся; родит…ся росток – родится и кусок; худо может…ся , кость не гложет…ся ; натощак неспоро и богу молит…ся; посоля, всё съест…ся; сладко ест…ся, так плохо спит…ся; дай насосат…ся пиявке – сама отвалится; я не драт…ся, не борот…ся: мне бы посытнее намолот…ся.
(Из книги В.И. Даля «Пословицы русского народа»).
Вариант 2
Задание 1.
Напишите слова,
соответствующие следующим схемам:
1) ⌐∩□
2) ∩∩^□
3) ⌐∩^
Задание 2.
Распределите данные ниже слова по способу словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксальный).
Ощупью, исток, навсегда, нарукавник, дробленый, разлив, пасынок, затея, сверхъемкий, запись, восторжествовать, глазастый, награда, затушевывать, антинаучный, промокашка, запевать, дощатый, впустую.
Задание 3.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)н…чной, впрог…лодь, прогн…зировать;
2)опл…тить, р…птание, р…одиться;
3)отм…хнуться, кр…веносный, загр…ждение.
Задание 4.
Выделите основу и окончание в следующих словах.
Гусиный, мудрее, мудр, нести, обезлесить, говорит, писал, пишущий, учиться, люблю, метро, проиграв, шестидесяти, любя, хитрецов, облачко, мать.
Задание 5.
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Как называются такие корни?
1) Носить, носовой, носильщик;
2) дорога, железнодорожный, дороговат;
3) направо, правопорядок, (уголовное) право;
4) делимое, подельник, делитель;
5) молитва, молить, моль;
6) сель, сельский, односельчане;
7) гулять, с гулькин нос, гулянка;
8) мина, миновать, заминировать;
9) манная (крупа), манок, заманить.
Задание 6.
Спишите, вместо точек вставляя, где это необходимо, мягкий знак.
Гуляш…, булоч…ка, пойти учит…ся на повара, береч… от сырости, пунш…, буд…те вежливы, разделка туш…, пампуш…ки, сливоч…ное масло, калач…, засып…те макароны в кипящую воду, окунь колюч…, борщ…
Практическая работа № 4
Тема: «Морфология и орфография».
Цель:
— повторение сложных вопросов морфологии: морфологических характеристик, различение частей речи.
Задачи:
— повторить грамматические признаки частей речи;
— отработать навыки морфологического разбора;
— продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками.
Время на выполнение: 80 мин.
Вариант 1
Задание 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите, какой частью речи является каждое слово в 1-2 предложениях. Выполните морфологический разбор подчёркнутого имени существительного.
Сам…вар пр…дназначен для того чтобы греть воду для чая. Первая сам…варная фабрика открылась в Туле в тысяч… семьсот семьдесят восьмом году так что уг…льным сам…варам в муз..йной ко…екции в…зможно более двухсот лет.
(В)нутри сам…вара есть топка куда накладывают угли к…торые г…рят и о…дают своё т…пло воде нал…той в сам..вар. Др…весный уголь – (не)заменимое топливо и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке то на помощь пр…ходил обыкнове(н,нн)ый сапог старый поноше(н,нн)ый уже (не)годный. Гол…нище его над…вали на верхнюю часть топки и сапо… в руках ч…ловека вып…лнял ту же работу что и кузн…чные мехи в печи-горне.
Х…зяйка все время пр..см..тривала как г…рят угли: тлеют ли они разг..раются хорошо или еле-еле. Иной раз не угл…дит – и вык…пит вода в сам…варе. Скорей новый надо ставить: вдруг (не)нароком кто зайдет. (Трудо)любивые хозяйки так нач…щали свой сам…вар что как в зеркало в него см…трись. Полюбу…тся на себя хозяйка да улыбн…тся. А улыбка как изве(т,ст)но всех красит.
Задание 2.
Распределите следующие числительные на три группы:
Простые |
Сложные |
Составные |
|
|
|
Сорок, триста, пятидесятый, двести тридцать один, двухсотый, четыре, двенадцать, тридцать четвёртый, пятый, триста семнадцать, четырнадцатый, десять, второй.
Задание 3.
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Мороже…ое, тесто слое…ое, бли…ое тесто, пониже…ая калорийность, жаре…ое изделие из теста, хворост лимо…ый,жаре…ая во фритюре рыба, водя…ая баня, очище…ое от костей мясо, сформирова…ое изделие, пря…ый вкус, масле…ые блины, рубле…ые орехи, запече…ые овощные блюда, припуще…ые овощи, жаре…ая в гриле рыба, растопле..ое сливочное масло, рыба не панирова…а, маринова…ое мясо, сыро-мороже…ые креветки, обществе…ое питание, тонко нареза…ое филе, мороже…ая рыба, сви…ая отбивная, порцио…ые куски, панирова…ое жаре…ое мясо, кипяче…ая вода, испече…ая лепешка, пече…ые блины, овощи запече…ы в золе.
Задание 4.
Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
Миссисипи, Онтарио, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе.
Задание 5.
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог, тренер.
Вариант 2
Задание 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите, какой частью речи является каждое слово в 1-2 предложениях. Выполните морфологический разбор подчёркнутого имени существительного.
Масл…(н,нн)ица... О(т,тт)епели всё чаще снег масл…тся. С солн…чной стороны висят стекля…ой бахр…мой сосульки плав…тся звякают о ледышки. Прыгаешь на одном коньке и чувствуется как он мя…ко реж..т словно по толстой коже. Прощай зима!
Это и по галкам видно: они кружат огромными «свадебными» ста…ми и ц…кающий их гом…н куда-то манит. Сидишь на скамейке б…лтаешь коньком и долго сл…дишь за ч…рной их стаей в небе. Куда-то скрылись.
И вот пр…ступают звёзды. Ветерок сыроватый мя…кий пахнет печ…ным хлебом вкусным дымком берёзовым блинами. В субботу после блинов едем кататься с гор. Зоологический сад где устро…ны наши горы (они деревя…ые зал…тые бл…стящим льдом) завал…н голубым снегом лишь в сугробах расч…щены доро…ки. Ни птиц ни зверей не видно. Высоче(н,нн)ые горы на прудах. Над свеж..ми т…совыми беседками на горах разв…ваются пёстрые флаги.
Высокие санки с бархатными скамейками мч…тся с гор по ледя…ым доро…кам между валами снега с воткнутыми в них ёлками. Мы взб…раемся (на) верх горы и скатываемся (в)низ. Мелькают ёлки стекля…ые разноцветные шары повеше…ые на провол…ках. Летит снеговая пыль падает на нас ёлка саночки (в)верх п…лозьями и мы в сугробе.
Задание 2.
Распределите следующие числительные на три группы:
Простые |
Сложные |
Составные |
|
|
|
Тридцать, четыреста, шестидесятый, двести сорок один, трехсотый, четыре, тринадцать, тридцать шестой, седьмой, двести семнадцать, четырнадцатый, девять, восьмой.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Б…(в,ф)шт…кс, шашлык (по)бакински, па (с,сс)…ровать на т…плё(н,нн)ом масл…, при изг…т…влени… смета (н,нн)ого соуса, вскип…ч…(н,нн)ая ма(с,сса, соус (кисло)сладкий, к…нс…ст…нц…я каши, глубокий с…тейник, (беф)строг…но(в, ф), порциио(н,нн)ые куски, котлета (по)московски, (люля)к…баб, блюда из рубле(н,нн)ых (суб)пр…дуктов, пан…ров…ч…ные сухари, (не)п…ст…р…зова(н,нн)ое молоко.
Задание 4.
Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню.
Задание 5.
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофер, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, якорь.
Практическая работа № 5
Тема: «Синтаксис и пунктуация».
Цель:
— систематизация, углубление и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Задачи:
— повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
— совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с различными видами связи, строить схемы предложений разных видов.
Время на выполнение: 80 мин.
Вариант 1
Задание 1.
Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
Ветлуга.
Проснувшись я долго (не)мог сообразить, где я. (Надо)мной как гигантский шатер ра….тилалось голубое небо, по которому тихо плыло сверкающее облако. Закинув (не)сколько голову я мог видеть в вышине темную деревя…ую церковку наивно гл…девшую на меня с высокой как скала кручи.
(В)право от меня стоял какой(то) (не)знакомый шалаш, а у самых моих ног прозрачная как стекло плескалась река Ветлуга. Берега ее (не)ясные и таинстве…ые стояли как(будто) прислушиваясь к (не)умолчному шороху реки.
Ветлуга, очевидно, вз..грала. Резвые струи бежали толкаясь кружась свертываясь воронками и разв..ваясь опять.
(Не)на шутку раз…гравшаяся река сильно обеспокоила всех ожидавших переправы. Но (не)смотря (ни)на что перевоз совершался как обычно.
(В)скоре на плес выб…жал долгожда…ый пар…ход мигая бледнеющими на рассвете огнями. Я сидел теперь на верхней палубе и люб…вался все новыми уголками, которые щедро открывала красавица река еще окута…ая кое(где) синеватой как дымок мглой.
Задание 2.
Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания.
1)Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего.
Задание 3.
Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделите грамматические
основы, дайте полную характеристику предложениям.
1. Противник не церемонящийся относительно деликатности своих слов дает право отвечать ему таким же образом (Н. Чернышевский). 2. После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на степь ни на людей ни на попутные села и города (К. Паустовский). 3. «Пророк несбывшихся чудес» Есенин так и не примкнул к революции а от родной деревни давно потерявший прежнюю духовную основу безнадежно далеко отошел (М. Максимова). 4. Между тем очень скоро я знал уже что пастуха зовут Анатолий (В. Солоухин). 5. Мы доехали на своих лошадях в возке то есть в крытой рогожею повозке (С. Аксаков). 6. Он был горек и духовит этот крылатый степной восточный ветер (М. Шолохов). 7. На покривившемся стогу уныло по-сиротски примостилась ворона (А. Фадеев). 8. Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал (Н. Некрасов). 9. У тебя солидный опыт работы причем в области перестройки и поисков новых форм (В. Беляев). 10. Общественные перевороты он был в этом уверен не преображают человеческую природу (Д. Быков).
Вариант 2
Задание 1.
Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
Мещера
Мещера остаток лесного океана. Леса в Мещере глухие. Путь в лесах это километры тишины безветрия. Это грибная прель осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки и жесткая трава холодные белые грибы и земляника и лиловые колокольчики на полянах и дрожь осиновых листьев и торжественный свет и лесные сумерки.
В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старый пень и слизывают муравьиные яйца.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. В необыкновенной неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.
Так мы живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут всем дымом и смолой и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.
Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов в спертом воздухе асфальтовых улиц.
Задание 2.
Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания.
1) Но тих был взгляд моих очей и сердце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 2) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 3) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 4) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 5) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 6) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)
Задание 3.
Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделите грамматические
основы, дайте полную характеристику предложениям.
1. Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности (В. Сухомлинский). 2. О Русь! забудь былую славу! (В. Соловьев). 3. Весь купол твой, по слову очевидца, как на цепи, подвешен к небесам (О. Мандельштам). 4. Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). 5. Кто-то воспринимал Есенина лишь как будоражащего воображение паренька из деревни (зачастую он сознательно притворялся таким) (М. Максимова). 6. Есенин тщится уже здесь, на Земле, а не где-то в далеком обетованном рае обрести утраченную гармонию (М. Максимова). 7. Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Толстой). 8. Бог, считает Лермонтов, дал человеку страсти, но не спешит их утолить (Н. Зубков). 9. Между Буниным-прозаиком и Буниным-поэтом нет принципиальных различий: те же краткость (Бунин редко писал стихотворения длиннее двенадцати строк), пристальность, резкость (Д. Быков). 10. Но я люблю на дюнах казино, широкий вид в туманное окно и тонкий луч на скатерти измятой… (О. Мандельштам). 11. Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись (Л. Толстой). 12. Огонь был новой важной силой в моей нынешней жизни, и силой спасительной (В. Шаламов). 13. Тебя, Офелию мою, увел далеко жизни холод, и гибну, принц, в родном краю, клинком отравленным заколот (А. Блок). 14. Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? (Б. Пастернак) 15. Они просидели так, не двигаясь и молча, минут двадцать (Ю. Трифонов). 16. У каждого из нас, очевидно, есть свое представление о счастье (О. Добревич).
Практическая работа № 6
Тема: ««Функциональные стили речи».
Цели:
— закрепление знаний и умения классифицировать тексты по стилевой принадлежности;
— формирование языкового чутья путем анализа текстов разных стилей.
Задачи:
— формировать умение определять автора и адресата речи; предмет речи; тему текста; цель автора;
— закрепить умение выполнять анализ текста различных стилей.
Время на выполнение: 80 мин.
Вариант 1
Задание 1.
Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.
Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.
Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый ущерб.
Текст 2. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам.
Текст 3. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Текст 4. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Текст 5. Над речкой тихо стелился туман, похожий на парное молоко. Птицы почти стихли в леске. Близилось еще одно июльское утро.
Задание 2.
Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу.
Материал для справок: термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), юридические клише, разговорные слова, фразеологизмы, употребление глаголов в личной форме, употребление частиц, закон «экономии речевых средств», простые предложения, сложные предложения, латинизмы, ведомственные слова, употребление прилагательных и причастий в значении существительных, косвенная речь, прямой порядок слов, эмоционально-окрашенные слова, нанизывание форм родительного падежа существительных, причастные и деепричастные обороты.
Научный стиль |
Официально-деловой стиль |
Публицистический стиль |
Разговорный стиль |
|
Лексика |
||||
Морфология |
||||
Синтаксис |
Задание 3.
Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные).
Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.
Вариант 2
задание 1
Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Текст 2. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!
Текст 3. Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 мая в 14 часов.
Текст 4. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас.
Текст 5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, поднялся бы его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?
Задание 2.
Используя материал для справок, заполните таблицу жанров.
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, протокол допроса, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, аннотация, словарь, справочник, очерк, диссертация, подписка о невыезде, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, беседа на бытовую тему, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
Стили речи |
|||
Научный |
Официально-деловой |
Публицистический |
Разговорный |
Задание 3.
Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные).
Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
Практическая работа № 7
Тема: «Текст и его строение»
Цели:
— совершенствование навыка комплексного анализа текста;
— выявление средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием.
Задачи:
— совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности;
— способствовать формированию языкового чутья путем анализа текстов разных стилей.
Время на выполнение: 80 мин.
План комплексного анализа текста
1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
2. Определите тип речи данного текста (описание, повествование, рассуждение).
3. Определите функциональный стиль речи (художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный).
4. Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.).
5. Определите тему текста (о чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится).
6. Сформулируйте идею (основную мысль) текста (это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать).
7. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план.
8. Определите, как связаны части текста (параллельная связь, цепная связь, присоединение).
9. Определите приёмы построения текста (сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание)
10. Выпишите лексические средства языка (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, просторечные, эмоционально-оценочные слова, слова возвышенного стиля) и средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
11. Укажите фонетические средства языка (повторение определенных согласных звуков — аллитерация, повторение гласных звуков — ассонанс).
12. Перечислите морфологические средства (обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц — ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
13. Отметьте синтаксические средства, которыми пользуется автор (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.).
Вариант 1
Задание 1.
Спишите текст, вставьте орфограммы и недостающие знаки препинания. Выполните комплексный анализ текста по плану.
В п…собии пр…дставлен весь комплекс т…оретических основ пр…изводства продукции обществе(н,нн)ого питания. Дана характеристика химического с…става и физических свойств различных продуктов. Ра(с,сс)мотрены основные способы и приемы п…рвичной обработки сырья и пр…готовления (полу)фабрикатов. Характ…ризуются приемы т…пловой обработки а так(же) изм…нения происходящие в продуктах под вл…янием высоких темп…ратур. Основная часть пособия посв…щена т…хнологии пр…готовления кулинарных блюд правилам их оформления и подачи. Особое внимание обращается на требования пр…дъявляемые к качеству продукции обществе(н,нн)ого питания срокам ее хранения и реал…зации. В последних главах осв…щаются вопросы лечебного и детского питания дается характеристика различных диет. Пр…дназначено для студентов т…хнологических (торгово)экономических кооперативных колледжей и техникумов. Он может пр…дставлять интерес и для практических работников обучающихся в системе переподготовки кадров и повышения квалиф…кации.
Вариант 2
Задание 1.
Спишите текст, вставьте орфограммы и недостающие знаки препинания. Выполните комплексный анализ текста по плану.
Задание 1.
Спишите текст, вставьте орфограммы и недостающие знаки препинания. Выполните комплексный анализ текста по плану.
Кремы характ…ризуются различными вкусовыми кач…ствами высокой калорийностью пластичностью и используются для украшений изделий рисунками при помощи различных пр…способлений. В осн…вном их готовят взб…ванием в результате которого получает…ся пышная масса. (Не)достатком кремов явля…тся то что они скоро портят...ся. При их изготовлени… нужно особе(н,нн)о тщат…льно соблюдать темп…ратурный и санитарный режимы. Для пр…готовления крема пр…меняют диетические яйца и только свежие продукты. Используют крем строго определе(н,нн)ые сроки после его изг…товления. Готовят кремы в (не)обходимом колич…стве остатки крема ост…влять нельзя. Хранят крем в холодильниках при темп…ратуре не выше 60С. Изделия с кремом после изг…товления сразу же направляют на р…ализацию. В завис…мости от рецептуры и т…хнологии пр…готовления кремы можно пр…близительно ра…пределить на следующие группы сливочные б…лковые заварные. Кремы сливочные наиболее ра…простране(н,нн)ые. Их используют для укр…шения изделия скле…вания и смазывания пластов нап…лнения полостей выпече(н,нн)ых (полу)фабрикатов. Кремы б…лковые ле…кие пышные и поэтому пр…меняются только для отделки и наполнения изделий.
Критерии оценки:
1. Оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.
2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если в заданиях допущены неточности
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.
Список рекомендуемой литературы
1. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 10 класса : базовый уровень / Т. М. Воителева. — Москва : Академия, 2019. — Текст : электронный // ЭБС Академия : [сайт]. — URL:https: //academia- moscow.ru (дата обращения 29.09.2019).
2. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 11 класса : базовый уровень / Т. М. Воителева. — Москва : Академия, 2019. — Текст : электронный // ЭБС Академия : [сайт]. — URL:https: //academia-moscow.ru (дата обращения 29.09.2019).
3. Гольцова, Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык : учебник для 10-11 классов : базовый уровень : в 2 частях. Ч.1 / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. — 4-е изд. — Москва : Русское слово, 2017. — 336 с.
4. Русский язык : учебник для СПО / [Н. А. Герасименко, В.В. Леденева, Т. Е. Шаповалова и др.] ; под ред. Н. А. Герасименко. — 16-е изд., стер. — Москва : Академия, 2016. — 492 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.