Методические рекомендации «Формирование художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества»
Оценка 4.7

Методические рекомендации «Формирование художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества»

Оценка 4.7
docx
26.10.2024
Методические рекомендации  «Формирование художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества»
МР КТС, НМ, ТИ.docx

эмблема

           УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ОРЕНБУРГА

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО    ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 «Формирование художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Соловых Ольга Александровна,

 педагог-организатор отдела

«Декоративно-прикладного творчества»

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2024

 

Аннотация

Настоящие методические рекомендации рассматривают условия, методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества.

 Данные рекомендации предназначены для практического использования педагогами дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по декоративно-прикладной деятельности.

При подготовке рекомендаций использованы материалы, разработанные в учреждениях дополнительного образования Российской Федерации, а также личный опыт автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе: Соловых Ольга Александровна, педагог-организатор отдела ДПТ МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга Е-mail:  olia.72-38@mail.ru

Пояснительная записка

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволили развить эти способности. Задача педагога – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Детям всегда нравится все непонятное, красивое и необычное. Это устойчиво формирует их интерес к предмету или явлению. Так же и в искусстве: чем необычнее художественная деятельность, тем больше возможности пробудить неподдельный интерес детей к ее освоению.

Одним из эффективных   видов художественного творчества является декоративно – прикладное искусство. 

Декоративно – прикладное искусство как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, необходимых для решения различных жизненных задач.

Таким образом, актуальность данных методических рекомендаций обусловлена возможностями декоративно-прикладного творчества в плане развития у учащихся навыков, необходимых им в дальнейшей жизни.

Настоящие методические рекомендации могут оказать помощь педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по декоративно-прикладной деятельности.

Цель данных рекомендаций оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в плане представления методов и форм формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Использование предлагаемых методических рекомендаций позволит педагогам дополнительного образования   выстроить данную работу более эффективно.

Особенностью данной методической рекомендации, в сравнении с другими подобными ей разработками, является описание  широкого спектра условий и методов формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся.

 

 

 

 

 

 

1.     Методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей учащихся

Художественно-конструкторские способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют возможность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание нового и прекрасного, позволяющие как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образы и предметы. Их формирование требует развития эмоционального, «чувствующего» восприятия и творческого воображения. умений и навыков в разнообразных видах декоративно-прикладной деятельности.

Иными словами это многоуровневая система взаимосвязанных компонентов: эстетического отношения к миру, художественно-творческого воображения, специальных технических способностей.

 Условиями формирования художественно-конструкторских способностей учащихся средствами декоративно-прикладной деятельности выступают:

-развитие конструкторского мышления и его элементов (мотивационного, оперативного, образного, практического, рефлексивного), то есть развитие интереса к конструированию;

-ситуация успеха; организация ситуации успеха должна привести учащихся к радости, удовольствию от обучения, вере в собственные силы, желанию стремиться к новым рубежам, преодолевая трудности.

-свобода творчества.  связанная с созданием педагогом реальной свободы (думать, чувствовать, быть собой)6

-   предоставление самостоятельности.

         К наиболее действенным методам формирования художественно-конструкторских способностей учащихся относятся:

-конструирование художественных объектов;

-манипулятивное конструирование;

-решение творческих задач;

-выполнение творческих заданий индивидуального характера,

-повторное выполнение поделки с изменением ранее изготовленной конструкции.

Конструирование художественных объектов - основной метод, используемый педагогами в процессе декоративно-прикладного творчества с воспитанниками всех возрастных групп.  Конструкторскую деятельность следует рассматривать как процесс, неразрывно связанный с формированием и развитием прикладных знаний и умений, а также творческих компонентов этой деятельности. Здесь немаловажное значение имеют такие показатели, как пространственное воображение и восприятие, художественное мышление, конструкторская смекалка, мануальная ловкость, умение оперировать имеющимися знаниями.

Метод манипулятивного конструирования - конструирование художественных объектов при помощи отдельных готовых   деталей, изготовленных заранее. Этот метод наиболее популярен в работе с учащимися начальных классов.   

На первоначальном этапе, использование этого метода позволяет научить ребят устанавливать композиционные взаимосвязи.   Если среди ранее заготовленных деталей есть детали для конструирования различных вариантов одного и того же изделия, то педагог ставит перед учащимся задачу выбора наиболее эффективного варианта.

Метод решения творческих задач предполагает создание ситуации

самостоятельного определения способа решения творческой задачи, поиск и нахождение закономерностей, ранее неизвестных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении поделки, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы, все это формирует интерес к познанию нового, побуждает искать и изучать необходимый материал.

Творческие задания индивидуального характера, по изменению модификации поделки путем замены деталей, более эффективными, что способствует улучшению внешнего вида готовой поделки, активному включению обучающихся в творческий процесс. Такого вида задания могут быть предложены ребятам на этапе изготовления поделки.

Особая роль в формировании художественно-конструкторских способностей обучающихся   принадлежит методу повторного выполнения поделки с изменением ранее изготовленной конструкции. В процессе данной работы обучающиеся учатся совершенствовать свою поделку, придают ей неповторимый оригинальный вид.

Формами формирования художественно-конструкторских способностей учащихся выступают творческо-ориентированные формы обучения:

-коллективная творческая деятельность педагога и обучающихся;

-художественное проектирование;

-ярмарки идей;

-поисковая работа в группах.

При выборе форм и методов формирования художественно-конструкторских способностей необходимо руководствоваться такими принципами, как:

-их соответствие возрастным особенностям обучающихся;

-направленность на формирование структурных элементов художественно-конструкторских способностей;

- опыт конструкторской деятельности обучающихся;   

-практическая направленность заданий (задачи, решаемые учениками, должны быть связаны с реальными проблемами, носить творческий, поисковый, социальных характер).

Формы и методы должны быть представлены в избыточном количестве, необходимо предоставить учащемуся свободу выбора вида деятельности, содержания и объема изучаемого материала в соответствии с его образовательными потребностями.

 

 

2.     Методы и формы формирования нестандартного мышления учащихся

Нестандартное мышление это создание необычных решений исходной проблемы. Оно помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

Главная особенность нестандартного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий по аналогии, поскольку любое такое действие будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось, т.е. мышление должно быть нелинейным. Любая новая ситуация требует адекватного и эффективного действия, характерного только для нее. Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними.

 Критериями нестандартного мышления являются:

беглость  способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша;

-гибкость  способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях;

-оригинальность способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций;

-разработанность  способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов:

-сопротивление замыканию  умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Ключевые условия развития нестандартного мышления:

-внутренняя мотивация к творчеству;

-социальное подкрепление творческого поведения;

-адекватная позитивная самооценка;

-реализация в обучении принципов гуманистической психологии и т.п

Для эффективного использования декоративно-прикладного творчества в плане формирования нестандартного мышления необходимо применять разнообразные методические подходы.

Один из них заключается в организации проектной деятельности, когда учащиеся самостоятельно разрабатывают и воплощают свои творческие проекты. Проектная деятельность позволяет им полностью погрузиться в процесс создания творческого продукта, начиная от идеи и заканчивая её реализацией. Такой подход не только развивает креативность, но и учит детей планировать свои действия и достигать поставленных целей.

Другим важным аспектом является поддержка индивидуального стиля каждого ребёнка. Педагог должен поощрять оригинальные идеи учащихся и помогать им найти собственные творческие пути.

Важно также создавать условия для творческой атмосферы на занятиях, где дети могут свободно экспериментировать с материалами и техниками. Это позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от процесса создания уникальных изделий.

Эффективными методами развития нестандартного мышления могут также стать метод синектики или изобретательского творчества, групповой генерации творческих идей, метод моделирования информационно-коммуникативный метод.

Формами формирования нестандартного мышления могут выступать:

-творческие гостиные;

-мастер-классы;

-деятельность по созданию творческих проектов;

-игры.

Комбинирование обозначенных методов и форм формирования нестандартного мышления позволят сделать данный процесс интересным и увлекательным.

 

3.     Методы и формы формирования творческой индивидуальности учащихся

Творческая индивидуальность обозначает неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Формированию творческой индивидуальности способствует совокупность ряда условий: владение нестандартным мышлением и умение преобразовывать действительность; способность рефлексировать результаты своей деятельности и имеющихся умений; наличие активной жизненной позицией и свобода реализации собственного потенциала.

В развитии творческой индивидуальности важную роль играет креативная направленность обучения и воспитания, именно она выступает условием творческого саморазвития личности, существенным резервом ее самоактуализации.

Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

 Занятия декоративно-прикладным творчеством важный инструмент для развития творческой индивидуальности и креативности у детей. Они позволяют ребенку проявлять свои таланты и способности, а также находить свой уникальный стиль. Введение детей в мир декоративно-прикладного творчества должно начинаться с простых заданий, которые помогают ребенку ощутить радость от создания чего-то нового и уникального. Это может быть раскраска, лепка из глины или создание поделки из бумаги.

Постепенно задания необходимо усложнять. Такое усложнение помогает развивать у детей творческое мышление и фантазию. Такие занятия также способствуют формированию самооценки и самодисциплины, что является необходимым для успеха в жизни. Кроме того, творческие занятия помогают детям выражать свои эмоции и чувства через творчество, что повышает их эмоциональную стабильность и уверенность в себе. В целом, введение детей в мир декоративно-прикладного творчества имеет бесценное значение для формирования личности и развития индивидуальности.

Творческие занятия помогают детям раскрыть свои таланты и интересы, а также преодолеть стереотипы мышления. Развитие творческого мышления способствует формированию индивидуальности ребенка. Кроме того, творчество может помочь развить у детей чувство самоуверенности и уверенности в своих возможностях.

Одним из ключевых психологических аспектов формирования индивидуальности через творчество является поддержка эмоциональной экспрессии. Дети через творчество могут выразить свои чувства и эмоции без слов.

Также важным психологическим аспектом является разработка навыков решения проблем. Талантливые ребята стремятся к новым и необычным идеям, но достижение желаемого может оказаться сложным. Разработка навыков решения проблем помогает детям находить нестандартные пути реализации своих идей.

Существует множество практических методов, которые помогают формировать творческую индивидуальность и стимулировать самовыражение у детей. Один из них использование креативных творческих заданий, в которых ребенок может проявить свои таланты и фантазию.  Он обеспечивают формирование у учеников креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое. Другим методом является метод эмоционально-образного воздействия. Данный метод направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отождествления себя с мастером; погружения в ситуацию свободного оперирования прикладными навыками. Метод строится на актуализации такой формы эмоционального реагирования, как эмоциональное обособление — воплощение субъективного образного содержания испытываемой ребенком эмоции, ее знака, качества, внешнего моторного оформления, на выражении индивидуально-неповторимого характера эмоциональных проявлений.

Этот метод успешно реализуется через погружение в воображаемую

ситуацию, актуализацию эмоциональных переживаний в образном воплощении. Методически важно, чтобы ребенок входил в образ мастера, творил его, личностно отражая смысловое содержание образа. Для этого необходимо создавать и поддерживать атмосферу неподдельной искренности и душевной откровенности, активизирующую субъектную позицию детей в процессе реализации образовательных задач.

Формирование творческой индивидуальности учащихся может быть организовано с помощью метода эмпатии, когда   посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой.

А также методов:  

-образного видения, предполагающего эмоционально-образное исследование объекта;  

-эвристического наблюдения, целью которого является научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.   Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений;

-креативные методы обучения, ориентированные на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

Не менее разнообразны и формы развития творческой индивидуальности. К ним можно отнести: выставки, конкурсы, вернисажи, творческие мастерские, показы, презентации и т.д. Главное, чтобы они позволяли ребёнку делать множество открытий, добиваться личностных достижений.

 

Заключение

 Декоративно-прикладное творчество обладает целым арсеналом методов и форм формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях свободу, раскрепощенность, умение всматриваться и наблюдать, формирует эстетический вкус, даёт ребёнку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации.  А также развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.

Декоративно-прикладное творчество не всех сделает выдающимися мастерами, но каждого научит творчески решать возникающие жизненные

Задачи.


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г

Аннотация Настоящие методические рекомендации рассматривают условия, методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества

Аннотация Настоящие методические рекомендации рассматривают условия, методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества

Сведения об авторе: Соловых Ольга

Сведения об авторе: Соловых Ольга

Методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей учащихся

Методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей учащихся

Метод манипулятивного конструирования - конструирование художественных объектов при помощи отдельных готовых деталей, изготовленных заранее

Метод манипулятивного конструирования - конструирование художественных объектов при помощи отдельных готовых деталей, изготовленных заранее

Методы и формы формирования нестандартного мышления учащихся

Методы и формы формирования нестандартного мышления учащихся

Для эффективного использования декоративно-прикладного творчества в плане формирования нестандартного мышления необходимо применять разнообразные методические подходы

Для эффективного использования декоративно-прикладного творчества в плане формирования нестандартного мышления необходимо применять разнообразные методические подходы

Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности…

Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности…

Этот метод успешно реализуется через погружение в воображаемую ситуацию, актуализацию эмоциональных переживаний в образном воплощении

Этот метод успешно реализуется через погружение в воображаемую ситуацию, актуализацию эмоциональных переживаний в образном воплощении

Декоративно-прикладное творчество не всех сделает выдающимися мастерами, но каждого научит творчески решать возникающие жизненные

Декоративно-прикладное творчество не всех сделает выдающимися мастерами, но каждого научит творчески решать возникающие жизненные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2024