УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ОРЕНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
«Формирование художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества»
Автор-составитель:
Соловых Ольга Александровна,
педагог-организатор отдела
«Декоративно-прикладного творчества»
Оренбург, 2024
Аннотация
Настоящие методические рекомендации рассматривают условия, методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся средствами прикладного творчества.
Данные рекомендации предназначены для практического использования педагогами дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по декоративно-прикладной деятельности.
При подготовке рекомендаций использованы материалы, разработанные в учреждениях дополнительного образования Российской Федерации, а также личный опыт автора.
Сведения об авторе: Соловых Ольга Александровна, педагог-организатор отдела ДПТ МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга Е-mail: olia.72-38@mail.ru
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволили развить эти способности. Задача педагога – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Детям всегда нравится все непонятное, красивое и необычное. Это устойчиво формирует их интерес к предмету или явлению. Так же и в искусстве: чем необычнее художественная деятельность, тем больше возможности пробудить неподдельный интерес детей к ее освоению.
Одним из эффективных видов художественного творчества является декоративно – прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, необходимых для решения различных жизненных задач.
Таким образом, актуальность данных методических рекомендаций обусловлена возможностями декоративно-прикладного творчества в плане развития у учащихся навыков, необходимых им в дальнейшей жизни.
Настоящие методические рекомендации могут оказать помощь педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по декоративно-прикладной деятельности.
Цель данных рекомендаций оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в плане представления методов и форм формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Использование предлагаемых методических рекомендаций позволит педагогам дополнительного образования выстроить данную работу более эффективно.
Особенностью данной методической рекомендации, в сравнении с другими подобными ей разработками, является описание широкого спектра условий и методов формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся.
1. Методы и формы формирования художественно-конструкторских способностей учащихся
Художественно-конструкторские способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют возможность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание нового и прекрасного, позволяющие как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образы и предметы. Их формирование требует развития эмоционального, «чувствующего» восприятия и творческого воображения. умений и навыков в разнообразных видах декоративно-прикладной деятельности.
Иными словами — это многоуровневая система взаимосвязанных компонентов: эстетического отношения к миру, художественно-творческого воображения, специальных технических способностей.
Условиями формирования художественно-конструкторских способностей учащихся средствами декоративно-прикладной деятельности выступают:
-развитие конструкторского мышления и его элементов (мотивационного, оперативного, образного, практического, рефлексивного), то есть развитие интереса к конструированию;
-ситуация успеха; организация ситуации успеха должна привести учащихся к радости, удовольствию от обучения, вере в собственные силы, желанию стремиться к новым рубежам, преодолевая трудности.
-свобода творчества. связанная с созданием педагогом реальной свободы (думать, чувствовать, быть собой)6
- предоставление самостоятельности.
К наиболее действенным методам формирования художественно-конструкторских способностей учащихся относятся:
-конструирование художественных объектов;
-манипулятивное конструирование;
-решение творческих задач;
-выполнение творческих заданий индивидуального характера,
-повторное выполнение поделки с изменением ранее изготовленной конструкции.
Конструирование художественных объектов - основной метод, используемый педагогами в процессе декоративно-прикладного творчества с воспитанниками всех возрастных групп. Конструкторскую деятельность следует рассматривать как процесс, неразрывно связанный с формированием и развитием прикладных знаний и умений, а также творческих компонентов этой деятельности. Здесь немаловажное значение имеют такие показатели, как пространственное воображение и восприятие, художественное мышление, конструкторская смекалка, мануальная ловкость, умение оперировать имеющимися знаниями.
Метод манипулятивного конструирования - конструирование художественных объектов при помощи отдельных готовых деталей, изготовленных заранее. Этот метод наиболее популярен в работе с учащимися начальных классов.
На первоначальном этапе, использование этого метода позволяет научить ребят устанавливать композиционные взаимосвязи. Если среди ранее заготовленных деталей есть детали для конструирования различных вариантов одного и того же изделия, то педагог ставит перед учащимся задачу выбора наиболее эффективного варианта.
Метод решения творческих задач предполагает создание ситуации
самостоятельного определения способа решения творческой задачи, поиск и нахождение закономерностей, ранее неизвестных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении поделки, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы, все это формирует интерес к познанию нового, побуждает искать и изучать необходимый материал.
Творческие задания индивидуального характера, по изменению модификации поделки путем замены деталей, более эффективными, что способствует улучшению внешнего вида готовой поделки, активному включению обучающихся в творческий процесс. Такого вида задания могут быть предложены ребятам на этапе изготовления поделки.
Особая роль в формировании художественно-конструкторских способностей обучающихся принадлежит методу повторного выполнения поделки с изменением ранее изготовленной конструкции. В процессе данной работы обучающиеся учатся совершенствовать свою поделку, придают ей неповторимый оригинальный вид.
Формами формирования художественно-конструкторских способностей учащихся выступают творческо-ориентированные формы обучения:
-коллективная творческая деятельность педагога и обучающихся;
-художественное проектирование;
-ярмарки идей;
-поисковая работа в группах.
При выборе форм и методов формирования художественно-конструкторских способностей необходимо руководствоваться такими принципами, как:
-их соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-направленность на формирование структурных элементов художественно-конструкторских способностей;
- опыт конструкторской деятельности обучающихся;
-практическая направленность заданий (задачи, решаемые учениками, должны быть связаны с реальными проблемами, носить творческий, поисковый, социальных характер).
Формы и методы должны быть представлены в избыточном количестве, необходимо предоставить учащемуся свободу выбора вида деятельности, содержания и объема изучаемого материала в соответствии с его образовательными потребностями.
2. Методы и формы формирования нестандартного мышления учащихся
Нестандартное мышление — это создание необычных решений исходной проблемы. Оно помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.
Главная особенность нестандартного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий по аналогии, поскольку любое такое действие будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось, т.е. мышление должно быть нелинейным. Любая новая ситуация требует адекватного и эффективного действия, характерного только для нее. Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними.
Критериями нестандартного мышления являются:
беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша;
-гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях;
-оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций;
-разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов:
-сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Ключевые условия развития нестандартного мышления:
-внутренняя мотивация к творчеству;
-социальное подкрепление творческого поведения;
-адекватная позитивная самооценка;
-реализация в обучении принципов гуманистической психологии и т.п
Для эффективного использования декоративно-прикладного творчества в плане формирования нестандартного мышления необходимо применять разнообразные методические подходы.
Один из них заключается в организации проектной деятельности, когда учащиеся самостоятельно разрабатывают и воплощают свои творческие проекты. Проектная деятельность позволяет им полностью погрузиться в процесс создания творческого продукта, начиная от идеи и заканчивая её реализацией. Такой подход не только развивает креативность, но и учит детей планировать свои действия и достигать поставленных целей.
Другим важным аспектом является поддержка индивидуального стиля каждого ребёнка. Педагог должен поощрять оригинальные идеи учащихся и помогать им найти собственные творческие пути.
Важно также создавать условия для творческой атмосферы на занятиях, где дети могут свободно экспериментировать с материалами и техниками. Это позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от процесса создания уникальных изделий.
Эффективными методами развития нестандартного мышления могут также стать метод синектики или изобретательского творчества, групповой генерации творческих идей, метод моделирования информационно-коммуникативный метод.
Формами формирования нестандартного мышления могут выступать:
-творческие гостиные;
-мастер-классы;
-деятельность по созданию творческих проектов;
-игры.
Комбинирование обозначенных методов и форм формирования нестандартного мышления позволят сделать данный процесс интересным и увлекательным.
3. Методы и формы формирования творческой индивидуальности учащихся
Творческая индивидуальность обозначает неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Формированию творческой индивидуальности способствует совокупность ряда условий: владение нестандартным мышлением и умение преобразовывать действительность; способность рефлексировать результаты своей деятельности и имеющихся умений; наличие активной жизненной позицией и свобода реализации собственного потенциала.
В развитии творческой индивидуальности важную роль играет креативная направленность обучения и воспитания, именно она выступает условием творческого саморазвития личности, существенным резервом ее самоактуализации.
Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Занятия декоративно-прикладным творчеством важный инструмент для развития творческой индивидуальности и креативности у детей. Они позволяют ребенку проявлять свои таланты и способности, а также находить свой уникальный стиль. Введение детей в мир декоративно-прикладного творчества должно начинаться с простых заданий, которые помогают ребенку ощутить радость от создания чего-то нового и уникального. Это может быть раскраска, лепка из глины или создание поделки из бумаги.
Постепенно задания необходимо усложнять. Такое усложнение помогает развивать у детей творческое мышление и фантазию. Такие занятия также способствуют формированию самооценки и самодисциплины, что является необходимым для успеха в жизни. Кроме того, творческие занятия помогают детям выражать свои эмоции и чувства через творчество, что повышает их эмоциональную стабильность и уверенность в себе. В целом, введение детей в мир декоративно-прикладного творчества имеет бесценное значение для формирования личности и развития индивидуальности.
Творческие занятия помогают детям раскрыть свои таланты и интересы, а также преодолеть стереотипы мышления. Развитие творческого мышления способствует формированию индивидуальности ребенка. Кроме того, творчество может помочь развить у детей чувство самоуверенности и уверенности в своих возможностях.
Одним из ключевых психологических аспектов формирования индивидуальности через творчество является поддержка эмоциональной экспрессии. Дети через творчество могут выразить свои чувства и эмоции без слов.
Также важным психологическим аспектом является разработка навыков решения проблем. Талантливые ребята стремятся к новым и необычным идеям, но достижение желаемого может оказаться сложным. Разработка навыков решения проблем помогает детям находить нестандартные пути реализации своих идей.
Существует множество практических методов, которые помогают формировать творческую индивидуальность и стимулировать самовыражение у детей. Один из них — использование креативных творческих заданий, в которых ребенок может проявить свои таланты и фантазию. Он обеспечивают формирование у учеников креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое. Другим методом является метод эмоционально-образного воздействия. Данный метод направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отождествления себя с мастером; погружения в ситуацию свободного оперирования прикладными навыками. Метод строится на актуализации такой формы эмоционального реагирования, как эмоциональное обособление — воплощение субъективного образного содержания испытываемой ребенком эмоции, ее знака, качества, внешнего моторного оформления, на выражении индивидуально-неповторимого характера эмоциональных проявлений.
Этот метод успешно реализуется через погружение в воображаемую
ситуацию, актуализацию эмоциональных переживаний в образном воплощении. Методически важно, чтобы ребенок входил в образ мастера, творил его, личностно отражая смысловое содержание образа. Для этого необходимо создавать и поддерживать атмосферу неподдельной искренности и душевной откровенности, активизирующую субъектную позицию детей в процессе реализации образовательных задач.
Формирование творческой индивидуальности учащихся может быть организовано с помощью метода эмпатии, когда посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой.
А также методов:
-образного видения, предполагающего эмоционально-образное исследование объекта;
-эвристического наблюдения, целью которого является научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений;
-креативные методы обучения, ориентированные на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.
Не менее разнообразны и формы развития творческой индивидуальности. К ним можно отнести: выставки, конкурсы, вернисажи, творческие мастерские, показы, презентации и т.д. Главное, чтобы они позволяли ребёнку делать множество открытий, добиваться личностных достижений.
Заключение
Декоративно-прикладное творчество обладает целым арсеналом методов и форм формирования художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях свободу, раскрепощенность, умение всматриваться и наблюдать, формирует эстетический вкус, даёт ребёнку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации. А также развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.
Декоративно-прикладное творчество не всех сделает выдающимися мастерами, но каждого научит творчески решать возникающие жизненные
Задачи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.