Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов "Работа над правописанием безударных гласных в корне слова."
Оценка 4.8

Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов "Работа над правописанием безударных гласных в корне слова."

Оценка 4.8
doc
23.06.2024
Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов "Работа над правописанием безударных гласных  в корне слова."
5.2.2 метод реком раб над правопис.doc

Работа над правописанием безударных гласных

 в корне слова.

Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов.

«Корень учения горек»,- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена. Меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.

«Как заставить учиться?» Нередко такой вопрос встает перед учителем и сегодня.

Вспомним свое школьное детство. Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька и интереса. Не хотелось ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя. Конечно, заученные правила скоро забывались, и кроме скуки ничего не вспоминалось.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов в школе. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Теперь о самом главном. Почему наши дети так неграмотно пишут?  Каждый из нас даст свой ответ и, конечно, будет по-своему  прав.Учителя  начальных классов знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова. Проанализировав свою работу за многие годы, я поняла, что в наших учебниках очень мало включают слова в лексическую, грамматическую, орфографическую работу, в работу по развитию речи на различных уровнях, которая обеспечивает ту самую неоднократность предъявления слов, без которой невозможно надежное усвоение норм литературного ударения. Рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, тоже полезны для детей, т. к. возбуждают у них любознательность, интерес и любовь к  языку, развивают языковое чутье. Ведь младшие школьники так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу, им все интересно. Очень важны для малышей игры со словами, которые мало разработаны и учителям приходится самим придумывать игры словом и со словом. Большое внимание надо уделять развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки, которые активизируют мышление ребенка. Загадки – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая память и внимание, развивающая любознательность. Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. А шарады, ребусы и кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.

В данной работе я попыталась представить тему «Изучение безударных гласных в корне», как с научной, так и с практической стороны. Тема эта очень сложна и очень важна, поэтому учителю самому надо четко понимать, что объяснять, и как это делать.

. В 1 классе я начала работу по развитию фонематических процессов с самыхпростых игр, развивающих слуховое восприятие:

«Прохлопай ритм», «Чей голосок» (узнать по голосу товарища),

«Что ты слышишь справа? слева? сзади? спереди? »(это задание дети выполняют с закрытыми глазами),«Улови шепот»(подают команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду,называю шепотом).

С большим удовольствием дети выполняли стихотворные задания-игры

«Что неверно?»,«Верно ли это?»,«Правда это или нет?». В таких заданиях детиназывают ошибки, допущенные автором.

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошечку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

Со временем задания усложняла. Дети должны услышать и выделить

заданный звук. На этом этапе использовала следующие игры и упражнения:

1.Игра«Кто лучше слушает?»

Даю установку: поднимать руку только тогда, когда услышите [...] звук.

2.Игра «Цепочка»

Называю любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы, на

которую оканчивается слово названное мною.

3.Игра «Какое слово задумано?»

Развивает не только фонематический слух, но и логическое мышление.

Выставляю картинки, где изображены разные звери, предметы.

Первые буквы их названий составляют слово.

К Н И Г А

Или усложняю: называю слова, первые буквы которых составляют слова:

шар,кот, орел, лось, аист (школа).

Нравится детям упражнение:

«Какой звук лишний?». Оно развивает фонематические процессы и мышление. Нужно внимательно прослушать стихотворные строчки и выделить лишний звук:

Вадик спит и видит слон,

Что лежит в ракете он.

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки.

Использую так же стихотворные строчки, в которых нужно заменить согласнуюна нужную:

Утром кости к нам пришли,

Всем подарки принесли (гости).

Прилетел из леса лук,

И залез под толстый сук (жук).

Хорошо помогает мне в этот период мяч.

 

Основные трудности в изучении темы, характер и причины ошибок учащихся.

Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть разнообразными по характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

1.      Неумение найти объект применения правила:

·        неумение выделить безударную гласную в корне ( слабыйнавык постановки ударения);

·        неумение выделить корень.

2.      Неумение практически использовать правило:

·        Неумение изменить слово, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением;

·        В словарном запасе ребенка отсутствует проверочное слово.

Поэтому овладение правописанием безударных гласных  корня требует развитых грамматических умений и речевых навыков, а именно:

§  Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, переносить ударение с одного слога на другой;

§  Умение находить именно ту часть слова, где орфограмма;

§  Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и тогоже слова те, которые могут быть проверочными.

Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, морфологии, а также без достаточно развитого словарного запаса учащихся.

Анализ содержания и структуры орфографического правила.

Правило  правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой – в безударном положении. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением.

Например:

1.                  В слове цветной в корне безударная гласная.

2.                  Родственное слово цвет – гласная корня ударная.

3.                  В слове цвет в корне пишется е, значит, в однокоренном слове цветной надо писать букву е.

Значит, в правиле о правописании  безударных гласных в корне слова можно выделить три части:

ü    Что проверять

ü    Как проверять

ü    Чем проверять

Дети должны понять, что в многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный. Его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.

В безударных слогах гласные – слабые. На них нужно обратить внимание. Их надо проверять. Выясняя смысл того, как проверять, дети узнают, что проверочным может быть либо однокоренное слово, либо форма изменения того же слова. И, наконец. Проверять надо ударением, детям должно быть ясно. Что только в положении под ударением написание гласной соответствует произношению. А усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения, направленные на выработку у детей навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне  предполагают выработку у детей. Во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом. Во-вторых, умения оперировать самим правилом, в-третьих, применять это правило при письме любого текста.

1.                  Упражнения. Направленные на нахождение объекта действия правила.

Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость

т.е. способность видеть в читаемом тексте те «опасные места» в слове, написание которых регулируется данным правилом. Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в разных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной, на выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изученные правила, в предложениях, в текстах).

2.                  Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне.

В правиле указываются два способа проверки слов с безударной гласной: изменение формы слова и подбор однокоренного слова. Значит, нужны упражнения, которые вооружат детей знание опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из ряда однокоренных слов или форм слова. Это могут быть следующие упражнения:

·                    сопоставлять слова с ударными и безударными гласными в корне;

·                    выбрать проверочное слово из  нескольких однокоренных;

·                    выбрать проверочное слово из двух или нескольких форм;

·                    подобрать проверочное слово, которое обозначает предмет, признак и действие предмета;

·                    различить проверочное однокоренное и проверочное, которое является изменением формы этого слова;

·                    подобрать несколько  проверочных слов

3.                  Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.

·                    Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

·                    Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность слов, прямое и переносное значение слова, подбор синонимов и антонимов).

·                    Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

·                    Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий.

Практическая работа над правилом правописания безударных гласных в корне.

Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте. Далее на уроках русского языка дети знакомятся с формулировкой и идет работа над этим правилом.

Упражнения, направленные не тренировку в постановке ударения.

1.                  Слуховые упражнения.

v    Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные. Например:

Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

v    Покажите ударную гласную в словах. Например:

Девочки , книга, пенал, учебник…

2.                  Упражнения на списывание слов, предложений, текста.

v    Спишите, в каждом слове обозначьте ударение.

v    Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова? Например:

a)                 Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса!

b)                 Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Мою руку взял доктор. Я мою руки. Ребенок стоит на ногах. Сколько стоит эта кукла?

 

3.                  Упражнения творческого характера.

v    Выпишите слова, имеющие три слога. Поставьте ударение.

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, рубанок.

-Как одним словом назвать эти предметы? Запишите это слово, поставьте ударение и разделите на слоги.

v    Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

Белые                                         цветы

Красивые                                  елки

Зеленые                                    ромашки

 

v    Составьте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов.

Атлас – атлас, мука – мука, кругом – кругом; кружки – кружки; замок – замок.

 

Упражнения, направленные на различие ударной и безударной гласной.

 

1.                  Упражнения на списывание.

v    Спишите, в выделенных слова обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Кот спит на траве. Стол стоит у доски. Ребята идут домой.

2.                  Записать под диктовку слова, поставить ударения, подчеркнуть безударную гласную.

 

Упражнения, направленные не формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

1.                  Устная работа с сигнальными карточками.

v    Найдите и покажите безударную гласную в словах, назовите проверочное слово. Например:

Сосна, нога, коса, трава…

2.                  Упражнения на списывание.

v    Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.

… - м .ря

… - гр . бы

… - м .ря

…- лош…дь

…- с…ва

v    Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.

На тр .ве еще бл . стит р . са. В л . су растут гр . бы.

v    Спишите предложения, найдите проверочное и проверяемое слова.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.

v    Спишите предложения, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочные слова.

Дети были в л . су. Охотник убил л . су.

v    Вспомните правила и исправьте ошибки.

- Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

3. Упражнения на комментирование.

 Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Покажем это на одной из основных тем программы 1 класса – «Правописание проверяемых безударных гласных». С умением безошибочно писать слова с проверяемой  безударной гласной типа гора, леса, сады, и т.д. учащиеся знакомятся уже в 1 классе. Для закрепления такого умения целесообразно на уроках использовать комментирование, которое на первом этапе следует начинать с отдельных слов. Школьнику легче назвать (или зрительно определить) орфограмму в слове и труднее найти само слово с орфограммой в предложении. В последующем случае слово надо «удержать» зрительно в памяти.

В качестве примера приведем образец комментирования слова с проверяемой  безударной гласной учеником 1 класса: «Слово река, ударный слог ка, безударный слог ре, безударная гласная е. Проверочное слово реки, напишу река».

В том случае, если большая часть детей (прежде всего средние и слабоуспевающие учащиеся) овладела развернутым (подробным) комментированием, следует (в целях экономии времени) прейти к свернутому комментированию. Например: «Река, безударная гласная е, проверочное слово реки».

После того как все учащиеся овладевают умением выделять (на слух) и проверять гласную в слове, требование к комментированию усложняется На втором этапе дети должны найти слово с проверяемой безударной гласной в словосочетании и прокомментировать его написание. Остальные слова учащиеся проговаривают по словам в целях экономии времени для дальнейшего закрепления программного материала. Упражнениям, связанным с выделением из словосочетания слова на изучаемую орфограмму (например: глубокая река, высокая река, красивые цветы и т.п.) и его комментированием в общей системе тренировочных упражнений должно быть отведено достаточно много времени, а на уроке – не более 7 минут. Задача учителя на данном этапе заключается в оказании систематической помощи слабоуспевающим ученикам в овладении ими выборочным комментированием. Приведем образец такого комментирования учеником 1 класса: «Высокая гора. Вы-со-ка-я (ученик проговаривает слово по слогам) гора, безударная гласная о, проверочное слово горы, напишу гора».

3.                  Упражнения творческого характера.

v    Выберите и запишите слова безударной гласной, проверяемые по принципу «один – много». Рядом укажите проверочное слово.

По утрам я завожу часы. У оленя красивые рога. Снег лежал на вершине горы.

v    Допишите предложения, вставляя слова с безударной гласной.

Мальчик сидит у … .  На тр . ве сидит кузнечик.

Слова для справок: тр .ва, р . ка.

 

Данные выше упражнения целесообразно использовать в 1 классе. А уже во 2 классе правило правописания безударной гласной в корне изучается на морфологическом уровне (в связи с изучением состава слова). А, значит, к перечисленным упражнениям можно добавить новые.

 

Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова.

1.                  Слуховые упражнения.

v    Назовите безударную гласную в корне, объясните, как проверяли.

Лови, варил, хвалил, ходил, лепил.

v    Придумать слова с корнем. ( -лис-, -лист-, -лес-, -миг-); с приставкой (по-, пере-, за-); с суффиксом (-ичк-, -ик-, -ов-).

2.                  Упражнения творческого характера.

v    Выпишите из текста однокоренные слова, поставьтеударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень.

В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

v    Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

Мак, маковый, макушка, маковка.

 

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.

1.                  Слуховые упражнения.

v    К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.

Платить, тяжелый, зеленый,…

v    Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами или с приставками. Например: с суффиксом -ок- (лес, гриб, нос); с суффиксом –очк - (коза, роза, лампа); с приставкой на- (ходить, лепить, варить).

2.                  Упражнения на списывание.

v    Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, напишите проверочные однокоренные слова.

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят.Лиса несет пищу своим деткам.

v    Найдите и объясните  орфограммы в следующих четверостишиях.

 

За горами, за лесами,                             Первый зимний снежок

За широкими морями,                           Белым пухом летит.

 Не на небе – на земле                           Первый легкий мороз

Жил старик в одном селе.                     Веселит и бодрит.

 

3.                  Упражнения творческого характера.

v    Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

М . ховая шапка – шапка из меха

Зв .риный след –

Ст .льной нож –

v    К данным словам припишите слова с противоположным значением, укажите проверочные слова.

Дешевый - … (…)

Маленький - … (…)

Тяжелый -  … (…)

v    Данные словососетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делаь?» или «что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки (или подчеркните).

Образец: Испытывать жалость – жалеть

            Сделать подарок - …

            Говорить дерзость - …

            Издавать крик - …

            Произвести посадку - …

            Излучать свет - …

 

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне слова.

 

1.                  Упражнения на списывание.

v    Спишите. Вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное слово. Например:

Зв .зда (звездный. Звездочет)

М .рщинка (морщины, сморщенный)

v    Спишите, подчеркните среди однокоренных слов слово с ударной гласной в корне. Например:

Садик, садовник, садовый

2.                  Упражнения творческого характера.

v    Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню – мест-.

Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил.

v    Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строчке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

Существительное

Прилагательное

Глагол

чистить

подарочный

боль

сад

белый

 

Кроме перечисленных видов упражнений необходимо использовать различные виды диктантов:

Ø    Выборочный

Ø    Предупредительный

Ø    Свободный

Ø    Объяснительный

Ø    Тренировочный

И письмо с комментированием.

Не менее важно научить детей анализировать свои действия. При работе над безударными гласными можно использовать следующие памятки.

 

Способы проверки безударной гласной:

1.                  Проверочные слова.

- Много: волны – волна;

- Один: дом – дома;

- Из корня:  бег – бежать;

- Буква ё: вёдра – ведро;

- Ласкательное значение: коврик – ковер;

- Какой?: добрый – доброта;

- Что делать?: пишет – писать.

2. способ проверки – отчетливое произношение каждого звука, т. е. артикуляционно.

3. Дети могут работать с перфокартами, а контроль проводить сами.

1)                 е                                  е                                  о

2)                 а                                  о                                 е

3)                 а                                  я                                  е

Под диктовку:

1)                 Звериные, следить, больной.

2)                 Ласкать, ночная, хлеба.

3)                 Страна, ядовитый, лепить.

 Работа над правилом  правописания безударной гласной в корне  не должна ограничиваться только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать  данное правило в системе с другими.

Корнесловная работа должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Овладение указанным умением вызывает наибольшие трудности у детей, т.к. требует определенного уровня развития абстрактного мышления, способности отвлечься от конкретных лексических значений слов и на этой основе установить сходство их семантики. В то же время именно это умение  является важнейшим опорным умением для усвоения в дальнейшем принципа и способов проверки орфограмм в корне.

 

Важно, чтобы ребенок научился работать самостоятельно, смог найти безударные гласные не только в предлагаемом учителем тексте или учебнике, но и в любом печатном тексте. Для этого необходимо развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка и чтения.

 

Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, системность в работе, межпредметные связи помогают ученикам усвоить такую трудную задачу, как умение писать грамотно безударные гласные в корне слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Прогимназия №10 «Сказка» г.Хасавюрт

 

 

 

 

 

 

 

«Работа над правописанием безударных гласных

 в корне слова».

Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов.

 

 

                                                    Составила

      учитель начальных классов

                                                                                    Гущина В.В.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова

В 1 классе я начала работу по развитию фонематических процессов с самыхпростых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок» (узнать по голосу товарища), «Что…

В 1 классе я начала работу по развитию фонематических процессов с самыхпростых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок» (узнать по голосу товарища), «Что…

Неумение практически использовать правило: ·

Неумение практически использовать правило: ·

Упражнения. Направленные на нахождение объекта действия правила

Упражнения. Направленные на нахождение объекта действия правила

Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса! b)

Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса! b)

Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования

Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования

Выпишите из текста однокоренные слова, поставьтеударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень

Выпишите из текста однокоренные слова, поставьтеударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень

Упражнения на списывание. v

Упражнения на списывание. v

Страна, ядовитый, лепить.

Страна, ядовитый, лепить.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024