Министерство образования Московской области
Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»
в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж
Методические указания по организации и проведению
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по междисциплинарному курсу МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Зарайск 2020
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рассмотрено
на заседании ПЦК по специальности
«Дошкольное образование»
Протокол № 01 от 27 августа 2020 г.
Председатель ПЦК_____________ М.С. Гаврилова
Утверждаю
Заместитель директора по УМР ____________ Л.В. Самодурова
28 августа 2020г.
Содержание
|
|
стр. |
1. |
Пояснительная записка |
4 |
2. |
Виды самостоятельных работ |
6 |
3. |
Рекомендации студентам по выполнению заданий самостоятельной работы |
7 |
4. |
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам |
8 |
5. |
Самостоятельная работа № 1 |
9 |
6. |
Самостоятельная работа № 2 |
10 |
7. |
Самостоятельная работа № 3 |
11 |
8. |
Самостоятельная работа № 4 |
13 |
9. |
Самостоятельная работа № 5 |
15 |
10. |
Самостоятельная работа № 6 |
16 |
11. |
Самостоятельная работа № 7 |
17 |
12. |
Самостоятельная работа № 8 |
20 |
13. |
Самостоятельная работа № 9 |
21 |
14. |
Приложение 1 |
23 |
15. |
Приложение 2 |
24 |
16. |
Приложение 3 |
25 |
17. |
Приложение 4 |
26 |
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по междисциплинарному курсу МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья.
Настоящие методические указания направлены на освоение студентами следующих результатов обучения по специальности 44.02.01 Дошкольное образование:
иметь практический опыт:
- планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
- организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
- организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
- организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
- взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
- диагностики результатов физического воспитания и развития;
- наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
- разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации;
знать:
- теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
- теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
- теоретические основы двигательной активности;
- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации;
- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;
- теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
- методику проведения диагностики физического развития детей.
Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. |
ПК 1.2. |
Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. |
ПК 1.3. |
Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. |
ПК 1.4. |
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. |
ПК 5.1. |
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2. |
Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 9. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
Виды самостоятельных работ
1. Изучение особенностей развития детского организма.
2. Характеристика детских заболеваний, их признаки, способы профилактики заболеваний.
3. Сравнительный анализ форм и методов работы с детьми в программах реализации отдельных образовательных областей и в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
4. Изготовление дидактических пособий в соответствии с темами программы.
5. Составление режима дня, режима питания, других учебно-воспитательных моментов в соответствии с возрастом детей.
6. Выполнение и оформление практических работ.
7. Составление словаря основных терминов по данному курсу.
8. Составление конспектов по темам МДК.
9. Составление электронных презентаций по программе изучения возрастных особенностей строения и жизнедеятельности детского организма.
Рекомендации студентам по выполнению заданий самостоятельной работы
Студентам следует руководствоваться следующими правилами по планированию и выполнению самостоятельной работы:
1. Прежде чем приступить к выполнению задания, прочитайте рекомендации по работе, предназначенные для выполнения конкретного задания в данном пособии.
2. Ознакомьтесь с перечнем, рекомендуемой литературы к данному заданию.
3. Прочтите текст конспекта лекции по данной теме.
4. Выполните предложенные задания. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь за консультацией к преподавателю.
5. Во время выполнения задания постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов.
6. При выполнении задания старайтесь укладываться в рекомендованное для ее выполнение время.
7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените их степень совпадения с поставленной целью.
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам междисциплинарному курсу МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
Наименование раздела |
Темы самостоятельной работы |
Количество часов на ВСР |
Раздел 1. МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья |
|
|
Тема 1.1. Основы педиатрии |
Подготовка сообщения по теме «Гигиенические требования к организации дошкольных организаций» |
2 |
Тема 1.2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня |
Подготовить сообщение на тему «Значение правильного режима дня» |
2 |
Выполнение индивидуальной работы «Разработка режима дня для любой возрастной категории детей (для своего ребенка; младшего брата или сестры; соседа; ребенка знакомых)» |
2 |
|
Тема 1.3. Особенности рационального питания |
Подготовка сообщения на тему «Режим питания в дошкольных организациях» |
2 |
Создание презентации на тему «Витамины в жизни ребенка» |
4 |
|
Тема 1.4. Гигиена физического воспитания детей |
Создание презентации на тему «Закаливание ребенка». |
5 |
Тема 1.5. Здоровый и больной организм |
Подготовить сообщение на тему «Факторы, определяющие и разрушающие здоровье ребенка |
1 |
Тема 1.6. Детские болезни и их профилактика |
Создание презентации на тему «Аллергия и здоровье ребенка» |
5 |
Создание презентации на тему «Детские болезни и их профилактика» |
5 |
|
Всего: |
28 |
Составил преподаватель – Новикова Ж.Н.
Дата 25.08.2020г.
Подпись ________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 01
Тема 1.1. Основы педиатрии
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Гигиенические требования к организации дошкольных организаций.
Цель: Научить студентов обучать детей и подростков, их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, формировать навыки здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
Формат выполненной работы: подготовка сообщения.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления, полнота раскрытия темы; высокая степень владения материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
4 (хорошо) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления; владение материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе. |
3 (удовлетворительно) |
При выполнении работы наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе; достигнут не полный контакт с аудиторией. |
2 (неудовлетворительно) |
Тема не полностью раскрыта, слабо владеет материалом; не всегда правильная речь; не всегда умеет наладить контакт с аудиторией; нечеткая дикция; не соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
Контроль выполнения: текущий контроль.
Норма времени: 2 часа.
Содержание работы:
1. Изучите вопросы по теме гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.
2. Изучите вопросы по теме гигиенические требования к зданию дошкольной организации.
3. Рассмотрите вопросы по теме гигиенические требования к мебели и оборудованию.
4. Ознакомьтесь с гигиеническими требованиями к санитарно-техническому оборудованию.
5. Перечислите гигиенические требования к детским игрушкам.
Методические рекомендации:
1. Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
2. Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке колледжа или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет- ресурсов.
3. Напишите план сообщения, исходя из имеющейся информации.
4. Составьте текст сообщения на компьютере.
5. Подготовьте публичное выступление по материалам темы, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 02
Тема 1.2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Значение правильного режима дня.
Цель: исследование организации режима дня у детей младшего дошкольного возраста и его влияние на организм и деятельность ребенка.
Формат выполненной работы: подготовка сообщения.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления, полнота раскрытия темы; высокая степень владения материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
5 (хорошо) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления; владение материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе. |
3 (удовлетворительно) |
При выполнении работы наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе; достигнут не полный контакт с аудиторией. |
2 (неудовлетворительно) |
Тема не полностью раскрыта, слабо владеет материалом; не всегда правильная речь; не всегда умеет наладить контакт с аудиторией; нечеткая дикция; не соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
Контроль выполнения: текущий контроль.
Норма времени: 2 часа.
Содержание работы:
1. Объясните физиологические и педагогические основы режима дня:
1.1 Влияние режима дня на воспитание и здоровье детей в младшей группе детского сада
1.2 Основные принципы построения режима дня для младшей группы детского сада
1.3 Предупреждение переутомления детей
2. Вам нужно детально рассмотреть режим дня в младшей группе детского сада:
2.1 Организация бодрствования и сна
2.2 Организация питания в младшей группе детского сада
2.3 Занятия в младшей группе детского сада
Методические рекомендации:
1. Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
2. Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке колледжа или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет- ресурсов.
3. Напишите план реферата, исходя из имеющейся информации.
4. Составьте текст реферат на компьютере.
5. Подготовьте публичное выступление по материалам реферата, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 03
Тема 1.2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Разработка режима дня для любой возрастной категории детей (для своего ребенка; младшего брата или сестры; соседа; ребенка знакомых).
Цель: исследование организации режима дня у детей младшего дошкольного возраста и его влияние на организм и деятельность ребенка;
выделить наиболее существенные вопросы учебного материала, подлежащие усвоению.
Формат выполненной работы: выполнение индивидуальной работы.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
При выполнении задания соблюдены все требования: 1) режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.); 2) условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.); 3) приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.); 4) методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.); 5) использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.); 6) переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований; 7) учет возрастных особенностей дошкольников. |
4 (хорошо) |
1. При выполнении задания соблюдены все требования. 2. Работа не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке). 3. Есть небольшие недочеты в работе или при выступлении. |
3 (удовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению работы выполнены не полностью 2. Работа не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
2 (неудовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению работы не выполнены. 2. Работа не представлена на уроке, сдана в печатном виде с большим нарушением сроков сдачи |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Выступление с сообщением на уроке
Норма времени: 2 часа.
Содержание работы:
1. Значение режима дня в жизни ребенка.
2. Физиологические основы режима дня.
3. Педагогические требования к режиму дня.
4. Составляющие режима дня.
5. Требования к режиму дня в разных возрастных группах.
6. Типовой режим дня для дошкольника.
Методические рекомендации.
При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОО для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 04
Тема 1.3. Особенности рационального питания
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Режим питания в дошкольных организациях.
Цель: оценка и анализ структуры питания детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
Формат выполненной работы: подготовить сообщение.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления, полнота раскрытия темы; высокая степень владения материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
4 (хорошо) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления; владение материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе. |
3 (удовлетворительно) |
При выполнении работы наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе; достигнут не полный контакт с аудиторией. |
2 (неудовлетворительно) |
Тема не полностью раскрыта, слабо владеет материалом; не всегда правильная речь; не всегда умеет наладить контакт с аудиторией; нечеткая дикция; не соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Выступление с сообщением на уроке
Норма времени: 2 часа.
Содержание работы:
4. Привести примеры правильной организация питания в ДОО.
5. Какие вам известны основные принципы рационального питания детей?
6. Практическое задание: составить суточный пищевой рацион для дошкольника (определенная возрастная категория по выбору обучающегося).
Методические рекомендации:
1. Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
2. Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке колледжа или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет- ресурсов.
3. Напишите план сообщения, исходя из имеющейся информации.
4. Составьте текст сообщения на компьютере.
5. Подготовьте публичное выступление по материалам темы, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 05
Тема 1.3. Особенности рационального питания
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Витамины в жизни ребенка.
Цель: сформировать общее представление о витаминах;
• познакомиться с их классификацией, представителями и значением;
• раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;
• дать понятие об авитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Формат выполненной работы: создание презентации.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований. 2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке) |
4 (хорошо) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
3 (удовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
2 (неудовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации не выполнены 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде с большим нарушением сроков сдачи |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Выступление с сообщением на уроке.
Норма времени: 4 часа.
Содержание работы:
1. Дайте характеристику витаминов.
2. Укажите классификацию витаминов.
3. Объясните в чем роль витаминов в питании ребенка.
4. Назовите виды авитаминозов, их признаки и значение для здоровья человека.
5. Привести примеры продуктов, содержащих витамины.
Методические рекомендации:
При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 06
Тема 1.4. Гигиена физического воспитания детей
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Закаливание ребенка.
Цель: выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми.
Формат выполненной работы: создание презентации.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований. 2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке) |
4 (хорошо) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
3 (удовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
2 (неудовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации не выполнены 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде с большим нарушением сроков сдачи |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Беседа по содержанию изученной темы.
Норма времени: 5 часов.
Содержание работы:
1. Дайте общую характеристику процессу закаливания.
2. Перечислите принципы закаливания.
3. Дайте общую характеристику факторов закаливания.
4. Укажите, в чем проявляются особенности закаливания детей.
5. Назовите, какова роль закаливания в жизни ребенка.
Методические рекомендации:
При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 07
Тема 1.5. Здоровый и больной организм
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Факторы, определяющие и разрушающие здоровье ребенка.
Цель: изучить факторы, определяющие и разрушающие здоровье ребенка.
Формат выполненной работы: подготовка сообщения.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления, полнота раскрытия темы; высокая степень владения материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
4 (хорошо) |
Соответствие содержания выступления теме; информативность выступления; владение материалом; правильность речи; контакт с аудиторией; четкая дикция; соблюдены все требования к подготовке сообщения, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе. |
3 (удовлетворительно) |
При выполнении работы наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе; достигнут не полный контакт с аудиторией. |
2 (неудовлетворительно) |
Тема не полностью раскрыта, слабо владеет материалом; не всегда правильная речь; не всегда умеет наладить контакт с аудиторией; нечеткая дикция; не соблюдены все требования к подготовке сообщения. |
Контроль выполнения: текущий контроль.
Норма времени: 1 час.
Содержание работы:
1. Назовите медицинские критерии оценки здоровья ребенка.
2. Укажите группы факторов, влияющие на здоровье ребенка:
- биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15%;
- экологические (качество воздуха, воды, продукты питания и др.) – на 15%;
- образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебная нагрузка) – на 30%;
- социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др.) – на 40%.
3. Перечислите факторы, определяющие здоровье детей:
- здоровье родителей;
- экология;
- микроклимат в семье;
- образ жизни;
- питание;
- физические нагрузки;
- свежий воздух и закаливание.
4. Приведите примеры факторов, разрушающих здоровье детей:
- стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опаросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов);
- несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным функциональным возможностям обучающихся (организационно-педагогические условия проведения урока - неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- провалы в существюущей системе физического воспитания и двигательной активности детей;
- интенсификация учебного процесса (увеличение объема учебной нагрузки, ее возможное несоответствпие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся);
- недостаточное медицинское обеспечение ДОО;
- отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности;
- возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.
5. Обратите внимание на «поведенческие факторы риска» (употребление алкоголя, наркотиков и др. токсических веществ, курение, компьютернаи интернет-зависимость).
Методические рекомендации:
1. Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
2. Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке колледжа или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет- ресурсов.
3. Напишите план сообщения, исходя из имеющейся информации.
4. Составьте текст сообщения на компьютере.
5. Подготовьте публичное выступление по материалам темы, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 08
Тема 1.6. Детские болезни и их профилактика
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Аллергия и здоровье ребенка.
Цель: изучить виды аллергии, характеристику и способы профилактики аллергических заболеваний у детей.
Формат выполненной работы: создание презентации.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований. 2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке) |
4 (хорошо) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
3 (удовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
2 (неудовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации не выполнены 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде с большим нарушением сроков сдачи |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Выступление с сообщением на уроке.
Норма времени: 5 часов.
Содержание работы:
1. Сформулируйте понятие аллергии.
2. Укажите характеристику аллергических заболеваний и первую помощь при проявлении аллергических реакций.
3. Составьте Памятку по профилактике аллергических заболеваний.
Методические рекомендации:
При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 09
Тема 1.6. Детские болезни и их профилактика
Вид и содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
ТЕМА: Детские болезни и их профилактика.
Цель: ознакомиться с основными видами инфекционных заболеваний и способами их профилактики.
Формат выполненной работы: создание презентации.
Критерии оценки:
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
5 (отлично) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью: выдержаны содержательный критерий, логический критерий, речевой критерий, психологический критерий, критерий соблюдения дизайн-эргономических требований. 2. Презентация представлена на зачётном уроке или сдана в печатном виде (при условии уважительной причины отсутствия на уроке) |
4 (хорошо) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
3 (удовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации выполнены не полностью 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде (без уважительной причины отсутствия на уроке) |
2 (неудовлетворительно) |
1. Методические рекомендации к оформлению презентации не выполнены 2. Презентация не представлена на уроке, сдана в печатном виде с большим нарушением сроков сдачи |
Контроль выполнения: учёт наличия результатов самостоятельной работы, представляемых в письменной форме. Выступление с сообщением на уроке.
Норма времени: 5 часов.
Содержание работы:
1. Дайте общую характеристику микроорганизмов.
2. Укажите причины и особенности возникновения инфекционных заболеваний.
3. Назовите пути передачи инфекций.
4. Перечислите периоды инфекционного заболевания.
5. Назовите виды воздушно-капельных инфекций, их особенности и способы профилактика.
6. Приведите примеры общей профилактики инфекционных заболеваний.
Методические рекомендации:
При выполнении задания необходимо: руководствоваться требованиями к написанию и оформлению сообщений (Приложение 3). Оформление титульного листа (Приложение 2), требования к презентации (Приложение 4).
Рекомендуемые источники информации:
1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.
2. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442397
Составил преподаватель – Новикова Ж.Н.
Дата 25.08.2020г.
Подпись ________________
Приложение 1
Требования к оформлению текстовых материалов
При применении ПК устанавливаются следующие поля: верхнее – 2 см; нижнее – 3.5 см; правое – 1,5 см; левое – 3 см (для установки полей используйте команду: Файл/Параметры страницы).
Текст должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word с полуторным интервалом (воспользуйтесь командой Формат/Абзац/ Междустрочный/Полуторный) на одной стороне бумаги формата А4. Абзацный отступ – 1,5 см. выравнивание – по ширине.
Вид шрифта: Times New Roman.
Размер шрифра: для текста – 14; для заголовков – 16; для подзаголовков – 14; для формул – 14; для таблиц – 9, 10 или 12.
Заголовки разделов (глав), подразделов печатаются с заглавной буквы (Технико-экономическая характеристика работы станции), нумеруются арабскими цифрами без точки в конце и записываются с абзацного отступа.
Переносы слов в заголовках и подзаголовках не допускаются.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам (размер шрифта 14). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – один интервал (размер шрифта 14).
При наборе текста учитывайте правила ввода текста:
1. После знаков препинания пробел обязателен, до знаков препинания пробел не ставится
2. После скобок и кавычек пробел не ставится.
3. До и после тире пробел обязателен. До и после дефиса пробел не ставится.
4. После заголовков точки не ставятся.
Разделы и подразделы
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (части, книги), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Название таблицы следует помещать слева над таблицей без абзацного отступа
Приложение 2
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж
Название работы (Сообщение, конспект, отчет)
Тема
Выполнил (а): ФИО студента
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах,
курс, группа
Проверила: Новикова Ж.Н.,
преподаватель
Зарайск, 2020
Приложение 3
Требования к содержанию и оформлению сообщений
Сообщение - это письменная работа обучающегося в размере не более 5-7 листов, которая может не содержать практической части, а ограничиваться только теоретическими сведениями по исследуемой теме.
Сообщение должно содержать:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- основную часть (разделы, части),
- выводы (заключительная часть),
- приложения (может не быть),
- пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-ти источников).
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора). Указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме. Эту главу при необходимости можно разбить на подпункты - 2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Могут быть представлены таблицы, графики, схемы.
Выводы (заключительная часть) подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме сообщения, предлагаются рекомендации.
Общий объём сообщения - 5-7 страниц печатного или рукописного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Он не нумеруется, однако считается первой страницей.
Для набора текста используется программа Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. Текст печатается шрифтом «Times New Roman»: размер шрифта - 14, междустрочный интервал - 1,5 с соблюдением размера полей: левое - 30 мм, правое — 10, верхнее и нижнее - по 25 мм; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.
Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и графики, как в тексте, так и в приложении, выполняются на стандартных листах или представляют в виде ксерокопий на белой бумаге такого же размера. Фотографии могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Текст работы вкладывается в файл.
Приложение 4
Требования к оформлению презентационного материала
Стиль |
- наличие единого стиля оформления; - преобладание основной информации (текст, иллюстрации) над вспомогательной. |
Фон |
- предпочтителен холодный тон фона презентации |
Использование цвета |
- применение на одном слайде не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста; - использование контрастных цветов для фона и текста. |
Анимационные эффекты |
- умеренное использование анимационных эффектов (они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде) |
Содержание информации |
- использование коротких информативных слов и предложений; - привлекательность заголовка (передача сути содержания материала). |
Расположение информации на странице |
- предпочтительно горизонтальное расположение информации; - предпочтительно выравнивание информации по центру экрана. |
Шрифты |
- для заголовков кегель – не менее 24; - для информации кегель - не менее 18; - недопустимо смешивание разные типы шрифтов в одной презентации; - применение жирного, курсивного начертания, подчеркивание выделенного текста для смыслового выделения информации; - недопустимо злоупотребление прописными буквами. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. |
Способы выделения информации |
- применение: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации |
- удержание соотношение информации на слайде: 30% – текст 70% – изображение; - отображение ключевой, важной информации отдельном слайде. |
Правило начального (титульного) слайда и заключительного (последнего) слайда |
- наличие на первом слайде общей информации: тема, ФИО разработчика; - наличие на заключительном слайде общей информации о ее разработчике и благодарности слушателям за внимание. |
Возможные формы использования |
- демонстрация на экране для всего класса; - групповая, самостоятельная работа учащихся; - контроль знаний, умений; - организация исследовательской и проектной деятельности; - использование учителем для подготовки к урокам. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.