Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…».
Оценка 4.9

Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…».

Оценка 4.9
docx
03.08.2023
Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…».
8. О. Е. Метод. реком. Следы войны неизгладимы.docx

Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…».

Цель урока: способствовать воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к подвигу народов России, отстаивавших территориальный, политический, экономический суверенитет своей Родины.

Формируемые результаты освоения основной образовательной программы: - личностные: формирование гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта России и человечества, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

- метапредметные:

· умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

· умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

· умение задавать вумение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и учебного сотрудничества;

· умение устанавливать причинно-следственные связи;

· умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов.

- предметные:

· изучение, стратегических целей и планов государств в Первой мировой войне, ход военных действий;

· развитие умения объяснять с использованием карты расстановку сил, стратегические и экономические возможности воюющих государств. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока: - компьютер, проектор, электронная интерактивная доска; - пакеты материалов для работы групп; - презентация к уроку; - подборка карт по Первой мировой войне [http://vek-noviy.ru/pervayamirovaya-voyna-1914-1918-godov/pervaya-mirovaya-voyna-kartyi-voennyihdeystviy.html].

Урок предполагает несколько этапов.

I.                    Этап актуализации и мотивации.

II.                  Определение основных линий дискуссий.

III.              Обобщение и систематизация знаний и умений. Воспроизведение знаний и умений на новом уровне и в новой ситуации.

IV.              Формирование выводов, рефлексия. На третьем этапе под воспроизведением знаний и умений на новом уровне понимается самостоятельный поиск информации на заданную тему, умение выявлять и отбирать основные элементы содержания, представлять результаты своей работы как аргументированное обоснование своей точки зрения, отбирать и представлять в презентации визуальное сопровождение выступления. Каждое выступление оканчивается выводом, суммирующим основные положения выступления. Выводы обсуждаются и при необходимости корректируются. Желательна предварительная подготовка к уроку. Обучающиеся получают задания: - Повторить изученный материал по вопросам:

1. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг.

2. Нападение фашистской Германии на СССР.

3. Страна — единый военный лагерь.

4. Решающие битвы Великой Отечественной войны.

5. Цена Победы в Великой Отечественной войне.

- Провести исследование «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Урок собирается из элементов: - информация учителя; - сообщения обучающихся; - дискуссия по вопросам обсуждаемой темы; - музыкальное и литературное включения.

Этап I. Этап актуализации и мотивации Учитель (беседа с классом): В стихотворении, посвященном событиям Великой Отечественной войны, поэт Дмитрий Кедрин писал: «Следы войны неизгладимы!..» Как вы понимаете слова автора «следы войны»? В результате обсуждения важно выявить, какую страшную угрозу для советского государства и народа представлял собой фашизм, каких усилий стоило советскому народу выстоять в этой борьбе и победить.

Этап II. Определение основных линий дискуссий В ходе обсуждения формулируются задачи урока, обозначаются основные линии дискуссий.

Этап III. Обобщение и систематизация знаний и умений Учитель: К 1941 г. фашистская Германия и ее союзники захватили фактически всю Европу: была разгромлена Польша, оккупированы Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия и Люксембург, Франция, крупное поражение потерпела английская армия, фашистские войска вступили на территорию Балканских государств. В Европе, по существу, не оказалось силы, которая могла бы остановить агрессора. Агрессия против Советского Союза подготавливалась длительное время, основательно, в политическом, экономическом и военном направлениях. Для оправдания своих действий главари фашистской Германии выдвинули лживую версию: якобы Советский Союз готовил вторжение в Европу, и поэтому Германия вынуждена была нанести упредительный удар.

Сообщение 1.

О планах нападения на Советский Союз гитлеровских войск («план Барбаросса») и дальнейшем предполагаемом действии гитлеровцев на территории СССР (план Ост). Сообщение сопровождается показом на карте направлений ударов немецкой армии и показом слайдов с картинами преступлений фашистов на территории нашей страны. Как один из выводов по данному выступлению может быть вывод об угрозах, которые нес фашизм российской цивилизации. Литературное и музыкальное включение под музыкальное сопровождение читается стихотворение Степана Щипачева.

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить,

в тот миг влезали в танки, закрывали люки.

 Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

 

Учитель: Войну против Советского Союза гитлеровская Германия и ее союзники начали 22 июня 1941 года. Ранним утром по советским пограничным заставам и укреплениям был нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут фашистские полчища вторглись в пределы СССР. Великая Отечественная война — самая тяжелая и самая кровопролитная в истории нашего Отечества. 1418 дней и ночей стали жестоким испытанием для советских людей. Народ и его армия вели справедливую священную войну, защищая свою Родину от германского фашизма и его союзников. Литературное и музыкальное включение. Звучит один куплет песни «Священная война» Автор текста (слов): В. Лебедев-Кумач Композитор (музыка): А. Александров Напряженно трудясь день и ночь, Проверяют себя патриоты: «Чем мы фронту сумели помочь — Славной армии нашей и флоту?»

В нашей грозной священной войне

Нет различья меж фронтом и тылом.

То, что делал ты, делай вдвойне

С неустанным стараньем и пылом.

Каждый день, каждый час, каждый миг

Ты цени, не теряй его даром.

Пусть твой труд помогает, как штык,

Боевым, смертоносным ударом.

Василий Лебедев-Кумач

Сообщение 2. Превращение страны в единый военный лагерь. Основой выступления может быть следующая информация. Превратить страну в единый военный лагерь означало мобилизовать силы государства для решения политических, экономических, социальных и военных проблем, отпора захватчикам. Задействовать духовный потенциал советского народа.

Для этого:

- Создаются чрезвычайные органы управления: Государственный Комитет Обороны, комитеты обороны на местах, политотделы в МТС и совхозах, военные комиссары и политруки в армии и на флоте.

- Укрепляются советские вооруженные силы (в целом советские вооруженные силы численно выросли с 4,5 млн. летом 1941 года до более 6,3 млн. человек к началу 1944 года).

- Издаются приказы 270 (1941 г.), 227 (1942 г.).

- Разворачивается всенародная борьба в тылу врага.

- Экономика окончательно переводится на военные рельсы:

а) перераспределение всех сил и средств в интересах фронта

б) переброска производительных сил на восток и быстрое введение их в действие

в) перестройка сельского хозяйства

г) военная перестройка транспорта д) использование в интересах фронта трудового энтузиазма советских людей.

С мая 1942 г. по май 1945 г. производительность труда выросла в промышленности на 43%, а в оборонных отраслях -на 121

- Организуется всенародная помощь фронту. На слайдах могут быть плакаты, фотографии, на которых показан труд людей в тылу. По итогам выступления может быть сделан вывод об истоках победы в Великой Отечественной войне. Учитель: Битва за Москву, за Сталинград, на Курской дуге, за Днепр и освобождение Киева, прорыв блокады Ленинграда, освобождение территории страны, а затем стран Западной Европы от фашистских войск, взятие Берлина, капитуляция фашистской Германии - это трудный путь к Великой Победе. Велика была и цена, которую заплатил наш народ за Победу.

Сообщение 3. Цена, которую заплатил народ за победу в Великой Отечественной войне. В выступлении могут быть привлечены как статистические данные, так и показ слайдов, иллюстрирующих содержание выступления. Например, видеорядом могут сопровождаться данные о том, что на полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло более 26 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1 710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий, огромное количество шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Погибло 30% достояния страны. В боях за освобождение европейских государств погиб 1 млн. российских солдат. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%. Выводом может быть то, что в каждой семье есть близкие или дальние родственники, раненные на войне или отдавшие свои жизни за грядущую Победу. В качестве обсуждения могут быть представлены краткие сообщения обучающихся, подготовленные по результатам исследования «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

Учитель: Виктор Боков написал стихотворение «На Мамаевом кургане тишина».

На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война…

- Как вы думаете, война, действительно, похоронена?

В обсуждении по заданному вопросу важно услышать, аргументированное мнение учащихся.

Этап IV. Формирование выводов, рефлексия Значение Победы советского народа над фашизмом. - Советский народ сокрушил фашизм, спас человечество от угрозы фашистского порабощения. - Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Высадка англо-американских войск в Нормандии в 1944 году не могла оказать решающего влияния на ход второй мировой войны, так как именно решительные наступательные действия Советской Армии уже практически определили судьбу фашистской Германии.

- Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный, самоотверженный труд народа.

 - Военные преступники были преданы суду. - СССР превратился в великую мировую державу. Рефлексия настроения и эмоционального состояния может быть проведена с помощью следующих вопросов:

· Я почувствовал (а), что…

· Было интересно…

· Меня удивило…

· Материал урока мне был…

· Мне захотелось…

· Моё настроение…

· Урок заставил задуматься…


 

Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…»

Методические рекомендации к уроку по истории: «Следы войны неизгладимы…»

I. презентации визуальное сопровождение выступления

I. презентации визуальное сопровождение выступления

Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли

Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли

С мая 1942 г. по май 1945 г. производительность труда выросла в промышленности на 43%, а в оборонных отраслях -на 121 -

С мая 1942 г. по май 1945 г. производительность труда выросла в промышленности на 43%, а в оборонных отраслях -на 121 -

Главным источником победы над фашизмом в

Главным источником победы над фашизмом в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2023