Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.
Оценка 4.7

Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.

Оценка 4.7
Игры
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
08.11.2023
Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.
Настольная игра " Семейная экономика"
Методическая рекомендация.docx

Методические рекомендации  по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста на настольную игру «Семейная экономика»

Наименование игры

«Семейная экономика»

Тип пособия

 Игровой

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

Цели и задачи

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в процессе активной игровой деятельности

Задачи:

Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности.

Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственным окружением (труд, товар, финансы, доход, расход, деньги, цена, скидка, стоимость, с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.).

Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности;

Развивать творческие способности детей через решение экономических задач в игровой деятельности.

Перечень основных мероприятий

 

Беседа - игра «Знакомство с экономикой кота Белобока»

Копилка для «монет», «купюры», «монеты», «банкноты», «пластиковые карты»,  картинка «Банкомат»,сундучок для денег, разрезные картинки  для игры «монеты».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», книжный магазин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ожидаемые конечные результаты

 

Характеристика  игры: авторский учебно-методический комплект, настольная финансово-экономическая карта «Семейная  экономика», кубик, фигурки для хода, бумажные «монеты».

У детей сформируются:

- основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;

- здоровый интерес к деньгам, правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

- словарный запас, который связан с областью финансирования, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- умения творчески решать экономические задачи в игровой деятельности

Пояснительная записка

«Можно смотреть на деньги свысока, но, ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то, же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в  веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 «Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом – приучай его с детства заниматься трудом, чем он раньше познает, как хлеб достается – тем полезней ему будет в жизни потом…»

Постигать азы экономического воспитания и обучения помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.  Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения финансовой грамотности детей – я познакомила детей с экономикой кота Белобока в виде  беседы-игры, с  игровым заданием «Собери картинку»,  поиграли  на слух «Хлопни, если это можно купить, топни, если купить нельзя», предложила настольную игру  «Семейная экономика».

Беседа – игра «Знакомство с экономикой Кота-Белобока»

Задачи: Развивать логическое мышление, познавательную активность, воспитывать правильное отношение к деньгам.

Использовала демонстрационный материал: персонаж-игрушка кот, картинка «Буратино и денежное дерево», бумажные стаканчики – копилки, купюры разных достоинств, «монеты», картинка «Банкомат», пластиковая карта, сундучок для денег.

Перед игрой провела с детьми беседу  «Богатство Буратино» с показом картинки, где Буратино сидит на поле чудес и ждет когда вырастет денежное дерево. Буратино не захотел учиться, поверил, что деньги так легко могут появиться у человека. Дети отвечали на вопросы: - Где человек может взять деньги?, Что нужно, чтобы стать успешным и богатым?  Под звон монет появился персонаж Кот- Белобок и рассказал  детям о том, что просто так деньги не заработать, нужно получить профессию. – А какие профессии вы знаете? Загадал  детям загадки о профессиях:

- Скажи мне, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты?...(повар). Что бы ты заказал приготовить повару?

Люди этой профессии производят товар, его можно съесть, потрогать, взять в руки.

- Темной ночью, ясным днем он сражается с огнем, в каске будто воин славный, на пожар спешит…(пожарный)

- А как вы думаете, пожарный производит товар? (ответы детей).

- Люди этой профессии оказывают нам услугу?

- А художник производит товар – рисует картины.

- Парикмахер? (оказывает нам услугу)

- И так мы с вами узнали, что есть профессии по производству товаров, а есть по оказанию услуг.

- А как вы думаете, какая профессия главная? Есть ли вообще такая на Земле?

- Вот мы с вами выросли и получили профессию, можем зарабатывать деньги. И я Кот-Белобок предлагаю вам узнать, кто сколько заработал.

Игровое задание «Собери картинки» на сообразительность, смекалку.

Дети собирают разрезные картинки (монеты разного достоинства). Выяснили, у кого «денежка» больше?

Кот-Белобок обратил внимание детей на то, где можно хранить деньги? (показ иллюстраций с изображением  Сбербанка, банкоматов, которые помогают определить, сколько денег на карте, также выдать человеку деньги.

Разминка с Котом-Белобоком:

1,2,3,4,5 –будем денежки считать:

1 и 2 – оплатим дом. Дом, в котором мы живем,

3 монетка – одежду купить.

На 4 будем есть и пить.

Ну а 5 пока спрячем на донышко кошелька.

- У нас осталась монетка, и мы можем позволить себе сделать покупки. Что бы вы хотели купить для себя? – Давайте подумаем, а все ли можно купить? Назовите, что можно ,а что нельзя?

Игра на слух «Хлопни, если это можно купить. Топни, если купить нельзя»

Варианты: дом, конфеты, счастье, цветы, Солнце. Велосипед, Планета, смех, игрушки, ветер.

Кот-Белобок предложил детям подойти к витрине магазина (атрибуты к сюжетно-ролевой игре), с книжными полками,  посмотреть и подумать, какую из двух книг купят дети? Одна новая качественная, вторая – с браком, на ней скидка. (Ценники разные). Вопрос: если купить книгу с браком, но со скидкой, надолго ее вам хватит? Вывод: прежде чем купить, надо подумать, чтобы купить выгоднее, чтобы товар прослужил вам долго, чтобы можно было подарить ее младшим родственникам. Поэтому нужно беречь то, что мы купили и на что потратили деньги, чтобы не пришлось их тратить снова!

- Хочу предложить вам еще одну игру «Доход – расход»!  Даю вам карточки со знаками + и – когда будете тратить деньги, это – расход карточка с -, а если вы пополняете свой кошелек, то это доход, карточка с + (раздает карточки со знаками). После каждого ответа комментарий, чтобы дети лучше усвоили.

В магазине купили продукты (-), папа получил зарплату (+), заплатили за детский сад (-), продали выращенные овощи (+), начали делать ремонт в квартире (-), бабушка получила пенсию (+), поехали на море (-).

Рефлекторно-оценочный этап:

-Итак, сегодняшний разговор о деньгах или финансах  подошел к завершению! Вам тяжело было выполнять задания Кота-Белобока? Кому было трудно? Что понравилось? Какие советы вы запомнили? Мы разбирались с деньгами,  как их получить, на что потратить. А чтобы стать по-настоящему грамотным в экономике и финансах, наш друг Кот предложил  продолжить обучение в следующий раз и он передает для вас полезный подарок игру «Семейная экономика» и сладкие призы. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всей игры. Все это способствовало эмоциональному настрою  и погрузило детей в мир финансов.

  Характеристика  игры: авторский учебно-методический комплект, настольная финансово-экономическая карта «Семейная  экономика», кубик, фигурки для хода, бумажные «монеты».

Игровое поле изготовлено из цветной бумаги, с  картинками  обозначающими финансовые «доходы» и «расходы». Соединены они стрелками и цветными кружочками.

 

Правила игры: дети выбирают себе человечков (фишки), бросают кубик и выполняют ход вперед по полю. Если фишка попадает на зеленый кружок – переход хода, на оранжевый – пропустить один ход, красный – вернуться назад по стрелочке, синий – пройти вперед по стрелке. Для того, чтобы игра стала интересней, мы в игру взяли бумажные монеты. Если ребенок попадает на красный кружок, то возвращается назад и теряет из своей копилки 1 монету, если на синий кружок попадает фишка, то банк выдает ему 2 монеты. Выигрывает тот, кто больше накопит монет.

 

В процессе  настольной  игры устанавливается  ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой  деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное  образовательное  учреждение

Детский сад №6 «Золотой Ключик»

 

 

                    Паспорт авторской настольно –               дидактической игры

по обучению финансовой грамотности

«Семейная экономика»

 

 

https://gdemoideti.ru/blog/wp-content/uploads/2020/06/ruble-2644066_1280-1024x768.jpg 

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила воспитатель:

                                                                                                                Пустовая  Елена

                                                                                                                        Анатольевна


 

Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста на настольную игру «Семейная экономика»

Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста на настольную игру «Семейная экономика»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», книжный магазин

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», книжный магазин

Ожидаемые конечные результаты

Ожидаемые конечные результаты

Использовала демонстрационный материал: персонаж-игрушка кот, картинка «Буратино и денежное дерево», бумажные стаканчики – копилки, купюры разных достоинств, «монеты», картинка «Банкомат», пластиковая карта, сундучок для денег

Использовала демонстрационный материал: персонаж-игрушка кот, картинка «Буратино и денежное дерево», бумажные стаканчики – копилки, купюры разных достоинств, «монеты», картинка «Банкомат», пластиковая карта, сундучок для денег

Дети собирают разрезные картинки (монеты разного достоинства)

Дети собирают разрезные картинки (монеты разного достоинства)

В магазине купили продукты (-), папа получил зарплату (+), заплатили за детский сад (-), продали выращенные овощи (+), начали делать ремонт в квартире (-), бабушка…

В магазине купили продукты (-), папа получил зарплату (+), заплатили за детский сад (-), продали выращенные овощи (+), начали делать ремонт в квартире (-), бабушка…

Выигрывает тот, кто больше накопит монет

Выигрывает тот, кто больше накопит монет

Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Выполнила воспитатель:

Выполнила воспитатель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023