Методические рекомендации по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста на настольную игру «Семейная экономика»
Наименование игры |
«Семейная экономика» |
Тип пособия |
Игровой |
Целевая группа |
Дети старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) |
Цели и задачи |
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в процессе активной игровой деятельности Задачи: Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности. Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственным окружением (труд, товар, финансы, доход, расход, деньги, цена, скидка, стоимость, с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.). Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности; Развивать творческие способности детей через решение экономических задач в игровой деятельности. |
Перечень основных мероприятий |
Беседа - игра «Знакомство с экономикой кота Белобока» Копилка для «монет», «купюры», «монеты», «банкноты», «пластиковые карты», картинка «Банкомат»,сундучок для денег, разрезные картинки для игры «монеты». Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», книжный магазин. |
Ожидаемые конечные результаты
|
Характеристика игры: авторский учебно-методический комплект, настольная финансово-экономическая карта «Семейная экономика», кубик, фигурки для хода, бумажные «монеты». У детей сформируются: - основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления; - здоровый интерес к деньгам, правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи. - словарный запас, который связан с областью финансирования, трудовой деятельностью людей современных профессий; - умения творчески решать экономические задачи в игровой деятельности |
Пояснительная записка
«Можно смотреть на деньги свысока, но, ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то, же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
«Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом – приучай его с детства заниматься трудом, чем он раньше познает, как хлеб достается – тем полезней ему будет в жизни потом…»
Постигать азы экономического воспитания и обучения помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения финансовой грамотности детей – я познакомила детей с экономикой кота Белобока в виде беседы-игры, с игровым заданием «Собери картинку», поиграли на слух «Хлопни, если это можно купить, топни, если купить нельзя», предложила настольную игру «Семейная экономика».
Беседа – игра «Знакомство с экономикой Кота-Белобока»
Задачи: Развивать логическое мышление, познавательную активность, воспитывать правильное отношение к деньгам.
Использовала демонстрационный материал: персонаж-игрушка кот, картинка «Буратино и денежное дерево», бумажные стаканчики – копилки, купюры разных достоинств, «монеты», картинка «Банкомат», пластиковая карта, сундучок для денег.
Перед игрой провела с детьми беседу «Богатство Буратино» с показом картинки, где Буратино сидит на поле чудес и ждет когда вырастет денежное дерево. Буратино не захотел учиться, поверил, что деньги так легко могут появиться у человека. Дети отвечали на вопросы: - Где человек может взять деньги?, Что нужно, чтобы стать успешным и богатым? Под звон монет появился персонаж Кот- Белобок и рассказал детям о том, что просто так деньги не заработать, нужно получить профессию. – А какие профессии вы знаете? Загадал детям загадки о профессиях:
- Скажи мне, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты?...(повар). Что бы ты заказал приготовить повару?
Люди этой профессии производят товар, его можно съесть, потрогать, взять в руки.
- Темной ночью, ясным днем он сражается с огнем, в каске будто воин славный, на пожар спешит…(пожарный)
- А как вы думаете, пожарный производит товар? (ответы детей).
- Люди этой профессии оказывают нам услугу?
- А художник производит товар – рисует картины.
- Парикмахер? (оказывает нам услугу)
- И так мы с вами узнали, что есть профессии по производству товаров, а есть по оказанию услуг.
- А как вы думаете, какая профессия главная? Есть ли вообще такая на Земле?
- Вот мы с вами выросли и получили профессию, можем зарабатывать деньги. И я Кот-Белобок предлагаю вам узнать, кто сколько заработал.
Игровое задание «Собери картинки» на сообразительность, смекалку.
Дети собирают разрезные картинки (монеты разного достоинства). Выяснили, у кого «денежка» больше?
Кот-Белобок обратил внимание детей на то, где можно хранить деньги? (показ иллюстраций с изображением Сбербанка, банкоматов, которые помогают определить, сколько денег на карте, также выдать человеку деньги.
Разминка с Котом-Белобоком:
1,2,3,4,5 –будем денежки считать:
1 и 2 – оплатим дом. Дом, в котором мы живем,
3 монетка – одежду купить.
На 4 будем есть и пить.
Ну а 5 пока спрячем на донышко кошелька.
- У нас осталась монетка, и мы можем позволить себе сделать покупки. Что бы вы хотели купить для себя? – Давайте подумаем, а все ли можно купить? Назовите, что можно ,а что нельзя?
Игра на слух «Хлопни, если это можно купить. Топни, если купить нельзя»
Варианты: дом, конфеты, счастье, цветы, Солнце. Велосипед, Планета, смех, игрушки, ветер.
Кот-Белобок предложил детям подойти к витрине магазина (атрибуты к сюжетно-ролевой игре), с книжными полками, посмотреть и подумать, какую из двух книг купят дети? Одна новая качественная, вторая – с браком, на ней скидка. (Ценники разные). Вопрос: если купить книгу с браком, но со скидкой, надолго ее вам хватит? Вывод: прежде чем купить, надо подумать, чтобы купить выгоднее, чтобы товар прослужил вам долго, чтобы можно было подарить ее младшим родственникам. Поэтому нужно беречь то, что мы купили и на что потратили деньги, чтобы не пришлось их тратить снова!
- Хочу предложить вам еще одну игру «Доход – расход»! Даю вам карточки со знаками + и – когда будете тратить деньги, это – расход карточка с -, а если вы пополняете свой кошелек, то это доход, карточка с + (раздает карточки со знаками). После каждого ответа комментарий, чтобы дети лучше усвоили.
В магазине купили продукты (-), папа получил зарплату (+), заплатили за детский сад (-), продали выращенные овощи (+), начали делать ремонт в квартире (-), бабушка получила пенсию (+), поехали на море (-).
Рефлекторно-оценочный этап:
-Итак, сегодняшний разговор о деньгах или финансах подошел к завершению! Вам тяжело было выполнять задания Кота-Белобока? Кому было трудно? Что понравилось? Какие советы вы запомнили? Мы разбирались с деньгами, как их получить, на что потратить. А чтобы стать по-настоящему грамотным в экономике и финансах, наш друг Кот предложил продолжить обучение в следующий раз и он передает для вас полезный подарок игру «Семейная экономика» и сладкие призы. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всей игры. Все это способствовало эмоциональному настрою и погрузило детей в мир финансов.
Характеристика игры: авторский учебно-методический комплект, настольная финансово-экономическая карта «Семейная экономика», кубик, фигурки для хода, бумажные «монеты».
Игровое поле изготовлено из цветной бумаги, с картинками обозначающими финансовые «доходы» и «расходы». Соединены они стрелками и цветными кружочками.
Правила игры: дети выбирают себе человечков (фишки), бросают кубик и выполняют ход вперед по полю. Если фишка попадает на зеленый кружок – переход хода, на оранжевый – пропустить один ход, красный – вернуться назад по стрелочке, синий – пройти вперед по стрелке. Для того, чтобы игра стала интересней, мы в игру взяли бумажные монеты. Если ребенок попадает на красный кружок, то возвращается назад и теряет из своей копилки 1 монету, если на синий кружок попадает фишка, то банк выдает ему 2 монеты. Выигрывает тот, кто больше накопит монет.
В процессе настольной игры устанавливается ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Золотой Ключик»
Паспорт авторской настольно – дидактической игры
по обучению финансовой грамотности
«Семейная экономика»
Выполнила воспитатель:
Пустовая Елена
Анатольевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.