Методические рекомендации по оформлению методических изданий

  • doc
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ.doc

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

Лянтор, 2020г.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

Учебные издания:

1.                 Учебник

·        содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

·        официально утвержден;

·        предназначен для студентов.

 

2.                 Учебное пособие

·        частично или полностью дополняет учебник;

·        официально утверждено;

·        предназначено для студентов.

 

3.                 Учебно-методическое пособие:

·        содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

·        предназначено для преподавателей.

 

4.                 Практикум:

·        сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

·        предназначен для студентов.

 

5.                 Пособие учебное:

·        словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

·        предназначено для студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

 

1.     Методическая разработка:

˗         содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной

дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;

˗         планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа,

рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

˗         предназначена для преподавателей.

 

2. Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.

Методическое пособие:

˗         содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по

выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;

˗         предназначено для студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Методическая  работа обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, список литературы, оглавление, при необходимости – заключение, приложения.

На титульном листе методической работы приводится:

˗         наименование вышестоящей организации (Министерство образования и

науки РФ) и наименование учреждения (Лянторский нефтяной техникум);

˗         для методических указаний - № протокола и дата проведения заседания

методического совета УАТК на котором они утверждены;

˗         заглавие (название) работы;

˗         вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания,

методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание – отделение, курс);

˗         место и год издания.

На обороте титульного листа указываются:

˗         классификационный индекс УДК или ББК (в левом верхнем углу);

˗         библиографическое описание издания (авторы или составители, полное

название, вид, место, год и количество страниц издания);

˗         аннотация (для учебных пособий) издания;

˗         данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№

протокола, дата рассмотрения);

˗         составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность,

ФИО составителя);

˗         рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место

работы, ФИО).

Сведения об ученой степени, звании и должности приводится в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор - д-р, профессор – проф., кандидат – канд., доцент – доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.

Аннотация – краткая характеристика, в данном случае учебного пособия, раскрывающая ее содержание, новизну, назначение.

Содержание: место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и поданной дисциплине; особенности издания в отличии от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).

Введение преследует цель ввода читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрывается содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами и т.п.

Оглавление предпочтительнее располагать в конце пособия после списка литературы и приложений.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА:

 

·        Формат А 4.

·        Ориентация – книжная.

·        Поля: верхнее -1,5см., нижнее -3см., правое -1см., левое – 2,5см.

·        Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание

по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.

·        Шрифт – Times New Roman.

·        Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

·        Красная строка.

·        Междустрочный интервал – одинарный.

·        Выравнивание текста – по ширине.

·        Исключить переносы в словах.

·        Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами.

Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков.

Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру.

Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают заглавной буквой русского алфавита, например «Приложение А».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ТЕКСТА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ СЛЕДУЮЩАЯ:

 

1.                 Название темы и обоснование ее актуальности.

2.                 Учебные цели:

·        овладение навыками (конечная цель);

·        в результате освоения темы студент должен уметь;

·         для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).

3.                 Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.

4.                 Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).

5.                 Продолжительность занятия (в академических часах).

6.                  Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.

7.                 Содержание занятия:

·        контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;

·        разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;

·        разбор узловых вопросов изучаемого материала;

·        демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;

·        самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);

·        контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).

8.                 Место проведения самоподготовки (читальный зал библиотеки, учебная комната и др.).

9.                 Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).

10.            Литература:

·         основная;

·        дополнительная.

В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.

 

 

ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ИЗДАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 

Экспертиза подготовленной к печати рукописи учебного пособия, методических указаний, начинается с рассмотрения на заседании цикловой комиссии. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора колледжа по НМР на внутреннюю рецензию. Он же направляет работу, подготовленную для издания в виде учебного пособия, на внешнюю рецензию – в профильную кафедру высших учебных заведений. Внешних рецензий должно быть не менее двух: коллективная и индивидуальная.

Методические рекомендации проходят только внутреннюю рецензию: заместителем директора по НМР или учебной работе и преподавателем УАТК профильной дисциплины.

Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета колледжа, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания.

На рукопись, подготовленную к изданию с грифом «Учебное пособие» необходимо получить официальное разрешение от Республиканского учебно-научно-методического центра.