Методические рекомендации по организации интегрированного подхода в обучении английскому языку у дошкольников старшего возраста и применению аппликаций как вспомогательного вида деятельности на занятиях.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из эффективных составляющих видов деятельности на занятиях в кружке «Английский язык» является использование аппликаций. Благодаря применению аппликаций как вспомогательного вида деятельности на занятиях по английскому языку повышается интерес к предмету и качество знаний обучающихся, расширяется их кругозор. Посредством творчества у обучающихся улучшается целостность восприятия мировоззрения. Аппликации способствуют развитию практических навыков применения теоретического материала.
Иконка файла материала Бутко Творческое пространство педагога 2.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЛУГАНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ"

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации интегрированного подхода в обучении английскому языку у дошкольников старшего возраста и применению аппликаций как вспомогательного вида деятельности на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Автор: Бутко Ольга Николаевна

                                                                         педагог – организатор

                                                                         ДЮК «Ровесник»

                                                                        

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Луганск, 2023г.

 

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3

2. Основная часть …………………………………………………………………6

3. Заключение ……………………………………………………………………11

4. Список литературы …………………………………………………………...12

5. Приложения…………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В наше время обучающиеся начальной школы испытывают огромные физические и умственные нагрузки в связи с усложнением образовательных программ и ростом информации. Ученикам младшего школьного возраста свойственна повышенная утомляемость от однообразных занятий, физическая активность, целостность восприятия мира. Обучение английскому языку обязательно должно учитывать все особенности детей данного возраста. Процесс обучения иностранному языку дошкольников требует использования более эффективных приёмов и методов преподавания иностранного языка.

И таким может быть подход, основанный на организации учебного процесса с помощью интеграции различных видов детской деятельности: учебной, творческой, игровой. Таким образом интегрированное занятие объединяет мыслительную, эмоциональную и двигательную сферы личности обучающихся.

На данный момент нет строгого определения «интеграции в обучении», но есть все к этому предпосылки. Определено место интеграции в системе образовательного процесса и отличие интегрированного занятия от занятия с использованием межпредметных связей. Было выявлено влияние методов интеграции на общеобразовательный процесс с точки зрения педагогики, а также сформулировано обоснование применения данного метода: интеграция имеет благоприятное воздействие на обучение, имея возможность индивидуализировать его. Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. В условиях ФГОС интегрированное занятие становится неотъемлемой частью педагогической деятельности. Интеграция дает возможность показать детям «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором происходит объединение учебной деятельности (в данном случае изучение английского языка) с другими видами деятельности: трудовой, игровой, физической, музыкальной и т.д. Такие занятия за счет объединения образовательных, воспитательных, развивающих способностей разных дисциплин ведут к разностороннему развитию личности и мотивации использования иноязычных знаний на практике, позволяют увидеть результаты своей деятельности, получить удовольствие и радость от проделанной работы.

Как руководитель кружка «Английский язык» у дошкольников и учеников младшей школы, я накопила определенный педагогический опыт, который способствует высоким результатам моих воспитанников. Обучающиеся моего кружка являются победителями международных конкурсов и олимпиад по английскому языку. Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что интегрированное занятие с элементами аппликации является одним из результативных и эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста. Аппликация – это одно из самых занимательных занятий для ребенка, в своей поделке он не только отражает свои впечатления, эмоции, но и проявляет фантазию. Представление детей об окружающем мире складывается благодаря тактильно-двигательному восприятию, так как оно лежит в основе чувственного познания. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста обязательно должны включать работу по развитию мелкой моторики. Таким образом интеграция английского языка и аппликаций можно назвать идеальным сочетанием в процессе обучения детей иностранному языку.

Цель таких занятий - внедрение интегрированного подхода в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста и создание условий для развития целостного образа в процессе образования; улучшение качества образовательного процесса и его результативности.

Задачи:

Обучающие:

- формировать положительную внутреннюю коммуникативно-познавательную мотивацию к изучению английского языка;

- способствовать формированию лексических и грамматических навыков;

- активизировать ранее изученные лексические единицы;

- способствовать обогащению лексического запаса обучающихся.

Развивающие:

- объединить на занятии мыслительную, эмоциональную и двигательную сферы личности ребёнка;

- способствовать активизации познавательной деятельности и творческой активности учеников;

- развивать творческие способности обучающихся, их познавательную активность;

- развивать познавательный интерес обучающихся;

- развивать самостоятельность, умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Воспитательные:

- пробудить интерес к английскому языку.

- содействовать эстетическому воспитанию обучающихся;

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

- воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности;

- воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу при работе в паре и группе;

 

Оборудование и материалы:

- готовые шаблоны аппликации,

- ножницы,

- клей с кисточкой или клей карандаш.

   Прогнозируемые результаты:

-повышение качества знаний детей по предмету;

- расширение кругозора обучающихся;

- улучшение целостности восприятия мировоззрения обучающимися;

- развитие практических навыков применения теоретического материала;

- воспитание любви к предмету;

-приобщение обучающихся к творчеству;

- умение работать в коллективе и выражать свои мысли.

Перспективность использования другими педагогами.

Для каждого педагога важно определить методы преподавания, ведущие к успешному усвоению материала. Дети старшего дошкольного возраста особенно стремятся к познанию окружающего мира, самостоятельности. И для активного вовлечения всех обучающихся в процесс обучения для того, чтобы каждый обучающийся почувствовал свою причастность к занятию, необходимо как можно чаще использовать творческие виды деятельности, как составляющие интегрированного занятия. Главным критерием перспективности использования аппликаций на занятиях по английскому языку является высокая результативность и эффективность таких занятий. При отработке лексического и грамматического материала с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, чрезмерная двигательная активность. Поэтому внедрение аппликаций на занятиях по английскому языку может превратить скучную отработку лексического и грамматического материала в творческий процесс с максимальным усвоением информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Изучив методику интегрированного обучения, я решила применить ее на своих занятиях в кружке «Английский язык» с целью создания благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала обучающихся, выявления и развития их лингвистических и коммуникативных способностей. Главной идеей таких занятий была интеграция различных посильных видов и форм деятельности для детей дошкольного возраста. Дети в восторге от занятий, которые объединяют их общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, обеспечивают жизненную потребность в общении, помогают решать возникающие коммуникативные задачи.

Одним из эффективных составляющих видов деятельности на занятиях в кружке «Английский язык» является использование аппликаций.

Перед началом таких занятий необходимо обязательно провести инструктаж по технике безопасности работы с ножницами.

Подготовка рабочего места. Техника безопасности при выполнении работ. Перед тем как начать работу, следует:

- подготовить рабочее место, которое хорошо освещено.

- приготовить все необходимые инструменты и материалы, ничего лишнего;

- положить на стол подкладной лист, чтобы не оставить пятен от клея;

-чтобы не загрязниться, можно надеть спец. одежду (фартук, косынка). Детям также следует объяснить, что необходимо быть осторожными при использовании ножниц, избегать попадания клея на одежду или тело. Если это случилось, сразу же промыть проточной водой.  По окончании работы следует хорошо вымыть кисти теплой водой с мылом. Ножницы необходимо хранить в определенном месте в чехле, класть их необходимо сомкнутыми остриями от себя, а передавать ножницы необходимо только кольцами вперед.

Рассмотрим комплекс методического материала на основе аппликации, разработанные мною для занятий по теме «Глагол «To be» и его формы». Задача данной разработки – помочь ребенку в освоении правила употребления глагола «To be» в английском языке. Такого вида разработки можно создать при помощи любой компьютерной программы, где есть возможность вставить изображение, текст, геометрические фигуры. (например, Power Point, Word и др.) Разработка состоит из двух частей: основы и фигурных вставок. Их обучающиеся будут клеить на основу, согласно правилам английского языка. На основе изображен дракончик «To be», у которого есть три головы (формы глагола «To be»): am, is, are. Детям предлагается разместить имена голов дракона в кружки. А в квадратах - их друзей (местоимения, которые употребляются с данными формами глагола). Am дружит с I; Is дружит с he, she, it; Are дружит с we, you, they.

.

Для такого занятия понадобится следующее оборудование: готовые шаблоны аппликации, ножницы, клей с кисточкой.

 

             

 

Как вариант, можно заранее вырезать все детали аппликации и предложить детям вклеить фигурные вставки в соответствии с правилами употребления форм глагола «To be».

           

         

 

Таким образом, в конце занятия у детей есть красочное изображение правила, сделанное собственными руками, которое они еще не раз будут использовать на занятиях.

 

Выполняя такие творческие работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь, а красочные аппликации помогут быстрей запомнить важное правило. Такого рода деятельность также позволяет школьникам разного уровня подготовки приобщиться к процессу обучения, развить навыки, полезные для нескольких предметов. Даже самые неуспешные по предмету обучающиеся меняются: повышается их самооценка и желание работать.

Вторая разработка «The Funny Тrain» («Веселый паровозик») направлена на закрепление изученного материала и практическое применение знаний по теме «Глагол «To be» и его формы». Детям предлагается выбрать красочный фон, на котором они в дальнейшем будут приклеивать детали паровоза, а также заранее вырезанные вагоны. На каждом отдельном вагоне напечатано по одному слову.

 

 

 

 

 

Соединяя вагончики поезда, дети составляют простые предложения и закрепляют знания по теме «Глагол «To be» и его формы».

 

    

 

В своей работе я использую не только собственные разработки, но и уже готовые шаблоны аппликаций и рабочие листы, находящиеся на различных образовательных порталах и ресурсах интернета, подстраиваю их под темы кружка, чем значительно повышаю качество и эффективность занятий. Особенно пользуются успехом у детей различные тематические занятия, посвященные праздникам. С помощью разработки «The Christmas Tree» («Новогодняя елка») дети с удовольствием изучают новую лексику, учатся воспринимать речь педагога на слух, развивают коммуникативные умения, фантазию, воображение. В данной разработке детям предлагаются готовые шаблоны элементов новогодней елки и елочные игрушки.

 

Дети склеивают детали елки и наклеивают на нее елочные украшения, озвучивая названия игрушек на английском языке, описывают их цвет. Или же педагог озвучивает цвет игрушки на английском языке, а ребенку нужно догадаться, какую из игрушек выбрать и поместить на елку.

 

                   

 

 

 

 

Заключение

Исходя из того, что интеграция предметов - одна из перспективных тенденций современного образования, необходимо внедрять систему интегрированного урока в свою педагогическую практику. Форма проведения интегрированных занятий увлекательна и нестандартна. Применение различных видов деятельности поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких занятий. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет

переключений на различные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, способствуют развитию внимания, воображения, мышления, речи и памяти детей. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует выявлению способностей его учеников.

Интегрированные занятия дают обучающимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Благодаря применению аппликаций как вспомогательного вида деятельности на занятиях по английскому языку повышается интерес к предмету и качество знаний обучающихся, расширяется их кругозор. Посредством творчества у обучающихся улучшается целостность восприятия мировоззрения. Аппликации способствуют развитию практических навыков применения теоретического материала.

Таким образом, интегрированные занятия позволяют каждому ребенку проявить свои индивидуальные качества, умения и творчество, а современный педагог только поможет применить их на практике в отношении своего предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2008. - 440 c.

2.  Благовещенская Т.А. Первые уроки английского. - М.: Росмэн-Пресс, 2004г. - 103 с.

3. Бурак Г.Л. Занимательный английский для малышей. - М.: Книга, 1994г. - 60 с.

4. Вронская И.В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности. - Санкт-Петербург, 1999г.

- 242 с.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2004г. – 192 с.

6. Грызулина Н.П., Бузина Н.Ю., Туголукова Г.И. Я играю и учу английский. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 1993г. - 114 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

  

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru