Методические рекомендации по организации исследовательской работы
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации исследовательской работы

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
31.01.2020
Методические рекомендации по организации исследовательской работы
Методические рекомендации.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации

проектно-исследовательской деятельности

обучающейся 3Б класса Салаховой Аделины

Тема: Польза и вред сотового телефона.

 

 

 

 

 

Автор: Захаркина Т.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №23 города Димитровграда»

Сведения об исследователе:

Салахова Аделина, 3 б класс

МБОУ «СШ №23 города Димитровграда»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Учебно-исследовательская деятельность, её специфика и значение

3. Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности

4. Заключение

5. Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

 ЕЁ СПЕЦИФИКА И ЗНАЧЕНИЕ.

 Учебно-исследовательская деятельность(в дальнейшем – УИД) школьников – это специфическая учебная деятельность, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентирования на открытие личностно-значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений, возможность самовыражения и самореализации.

Цель учебного исследования – не только конечный результат(знание), но и сам процесс развития исследовательских способностей учащихся за счёт приобретения им новых знаний, умений , навыков и тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации.

УИД исходит из естественного поведения каждого здорового ребёнка, изначально жаждущего познавать окружающий мир, т.е. она не противоречит детской природе, а наоборот, способствует удовлетворению познавательных потребностей, стимулирует познавательную деятельность.

Свойства учебно-исследовательской деятельности школьника

УИД присущи определённые специфические свойства, характеризующие её направленность, цель и задачи.

УИД:

·        Направляется на овладение знаниями, которые интересны учащемуся и могут выходить за рамки школьной программы.

·        Помогает осваивать общие исследовательские умения, необходимые для адаптации в окружающем мире.

·        Развивает коммуникативные умения.

·        Протекает в творческом взаимодействии учителя и ученика.

Методы обучения

·        Методы обучения поисковым процедурам.

·        Методы обучения процедурам обсуждения.

·        Методы эмоционально-личностной направленности.

 

 

 

Классификация методов обучения

Обучение поисковым процедурам

Обучение процедурам обсуждения

Эмоционально-личностная направленность

Метод постановки проблемы

Проблемный диалог

Метод «шести шляп мышления»

Продуцирование гипотез

Эвристическая беседа

Метод целеполагания

Метод постановки вопросов

Метод решения мыслительных задач

Метод конструирования понятий

Метод рецензирования

Метод направленного воображения

Метод умозаключений

Дебаты

Метод эмпатии

Метод парадокса

Дискуссия

Мнемотехнические методы

Метод наблюдения

Синтетическая дискуссия

Методы эмоционально-волевой регуляции

Метод эксперимента

Метод доказательств

Метод сравнения

Метод аргументов и контраргументов

Метод рефлексии

Метод работы с текстом

Метод самотестирования

«Мозговой штурм»

Метод самооценки

 

 

Этапы формирования исследовательских умений

На начальном этапе практико-ориентированные средства направляются на развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов: организуются занятия, в ходе которых у младших школьников развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется развитие представлений об основных этапах деятельности.

На втором этапе усиливается роль практических исследовательских умений. Младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать.

На третьем этапе оптимальным средством развития становится самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью.

На четвёртом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента УИД. Участвуя в обсуждении собственных исследований, младшие школьники должны осознавать, что удалось и что не удалось в ходе работы.

Пятый этап предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с докладом о своей исследовательской работе.

Завершающий этап предполагает выступление учащихся на конференции. По мнению А. И. Савенкова, защита исследовательской работы позволяет учащимся осваивать очень важные для жизни в современном мире навыки самопрезентации. Она является также этапом, показателем качества УИД младших школьников. Защита предполагает обязательную работу экспертной комиссии, которая выявляет достоинства и недостатки исследовательской работы, даёт соответствующие рекомендации.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ПОЛЬЗА И ВРЕД СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА»

1. На первом этапе работы был сделан акцент на развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов:  было проведено занятие, в ходе которого было сформировано активное отношение к УИД, обозначены основные этапы предстоящей исследовательской деятельности. Использован метод эвристической беседы с классом. Когнитивная деятельность заключалась в выделении главного и второстепенного. Коммуникативная деятельность заключалась в высказывании суждений. Креативная деятельность формировала умение видеть проблему. Организационная деятельность заключалась в целеполагании. Обсудили актуальность темы «Польза и вред сотового телефона». За основу взяли цитату из произведения Дины Рубиной «Позвони мне, позвони..». Далее поставили цель: выяснить достоинства и недостатки сотового телефона и сформировали задачи исследования.

Обсуждение проблемы в группах

2. На втором этапе мы учились задавать вопросы друг другу по данной теме, сформулировали проблему использования сотового телефона в жизни, выдвинули гипотезу о пользе и вреде сотового телефона. Использован метод гипотезы и конструирования понятий. Когнитивная деятельность детей заключалась в умении классифицировать – проведено анкетирование «Польза и вред сотового телефона». Далее данные были нами обработаны и подведены итоги. В процентном соотношении мы посчитали количество детских мнений.

Подвели итоги анкетирования

3. На третьем этапе началась исследовательская работа. Сначала изучили всю доступную информацию. Обратились к учебнику физики, чтобы понять действие электромагнитного изучения. Использован метод умозаключений. Когнитивная деятельность заключалась в классификации информации.

Работа с разными источниками информации.

Ответ найден.

Также использовался метод эксперимента и наблюдения. Для того, чтобы наглядно понять как действует электромагнитное излучение провели опыт со снегом. Сравнили, сделали вывод: снег разрушается теплом – мы его не видим, не можем потрогать. Также и электромагнитное излучение незаметно, тем и опасно.  Разрушающее действие излучения от сотового телефона доказал нам опыт с растениями. Саженцы, около которых находились сотовые телефоны погибли, тогда как саженцы в другой емкости прекрасно развивались.

Посев семян в землю.

Саженцы гибнут.

 

Учёные также подтвердили наше мнение о вреде сотового телефона.

Провели дискуссию по проведённому исследованию. Отстаивали своё мнение. Сделали выводы и умозаключения. Продуктом исследования стала «Памятка по использованию сотового телефона».

4. На четвёртом этапе мы начали подготовку к защите выполненной исследовательской работы. Создали презентацию. Этот этап способствует формированию коммуникативных и речевых умений.

Подведение итогов проделанной работы.

5. Последний, завершающий этап предполагает выступление Аделины на конференции. Этот этап работа показатель качества УИД. Используем исследовательские умения: назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, применённые способы деятельности. Сделали вывод о проделанном исследовании.

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из важнейших задач рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера. При этом овладение исследовательскими умениями и навыками относится к существенным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

·        Дина Рубина « Позвони мне, позвони!»

·        А. В. Пёрышкин « Физика» 9 класс М. Просвещение. 2010. Страница 170-173.

·        http://xn-----6kcbllinhqb2blgayhiy9c6ih.xn--p1ai/plastina-chip/?gclid=COzWpKfXlsMCFeLacgodQbMAbg

·        «Организация исследовательской деятельности младших школьников» Сборник методических материалов. Под ред. С.Ю.Прохоровой. Ульяновск УИПКПРО 2010.

·        «Исследовательская деятельность младших школьников»Е.В. Кривобок. И:Учитель.2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 города

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

На четвёртом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента

На четвёртом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента

Обсуждение проблемы в группах 2

Обсуждение проблемы в группах 2

На третьем этапе началась исследовательская работа

На третьем этапе началась исследовательская работа

Саженцы, около которых находились сотовые телефоны погибли, тогда как саженцы в другой емкости прекрасно развивались

Саженцы, около которых находились сотовые телефоны погибли, тогда как саженцы в другой емкости прекрасно развивались

Учёные также подтвердили наше мнение о вреде сотового телефона

Учёные также подтвердили наше мнение о вреде сотового телефона

На четвёртом этапе мы начали подготовку к защите выполненной исследовательской работы

На четвёртом этапе мы начали подготовку к защите выполненной исследовательской работы

А. В. Пёрышкин « Физика» 9 класс

А. В. Пёрышкин « Физика» 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020