МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников
Смольниковал.А. ,
учитель начальных классов
МКОУ Базарносызганской СШ №1
Исследователь
Борисова Елизавета,
учащаяся 2Б класса
МКОУ Базарносызганской СШ №1
2018г.
Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров и педагогов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
Цель данного проекта: познакомиться с гончарством - народным промыслом с. Ясачный Сызган Ульяновской области.
Педагогические задачи :
обучающая – обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;
развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;
воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу
Обоснование актуальности проекта.
Сохранение, развитие русского традиционного народного творчества, возрождение народных художественных промыслов и ремесел является очень актуальным на сегодняшний день, т.к. способствует приобщению детей к русской культуре, уважительному отношению к своим древним традициям. И всегда главной ценностью у любого народа являлся труд.
В настоящее время возрождается интерес к рукотворным изделиям декоративно прикладного творчества.
Украшение ими дома, сада, квартиры и офиса стало "модным". Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные вещи сделанные руками мастеров. И это бесспорно, так как именно они являются одними из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
В настоящее время становятся снова востребованными такие профессии как кузнец и гончар, резчик по дереву, ткач , но возможности обучения им отсутствуют, так как очень мало людей способных передать эти знания и умения .
Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.
-Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:
— Слепи мне счастье.
Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:
— Слепи сам себе свое счастье.
Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России
Цель проекта:
-прикоснуться к истории предков;
-выразить свое отношение к увиденному и услышанному;
-научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими.
Задачи:
-воспитание у детей интереса к гончарному промыслу;
-формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
-развитие умения работать в группах в должном темпе;
-развитие творческих способностей учащихся;
-воспитание у них бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям.
Методические задачи:
-приобщение к полезной деятельности;
-развитие творческих способностей;
-развитие художественно-эстетического вкуса;
-формирование навыков по исследовательской деятельности;
- совершенствование умения работы со справочной литературой
Предполагаемый результат:
1.Презентация «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган».
2.Исследовательские работы, рисунки детей о мастерах-гончарах и гончарном промысле.
3. Изготовление глиняных изделий учащимися.
4.Инсценирование сказки «Кому горшок мыть».
5. Пополнение экспозиции музе БЫТА МКОУ Базарносызганской СШ №1 гончарными изделиями.
При разработке и реализации проекта мы старались охватить учащихся разных возрастных категорий. Был разработан план; определены цели, задачи и способы их решения; составлены творческие группы. Каждая группа получила своё посильное задание
Этапы работы над проектом:
1-й этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения
Изучая раздел по литературному чтению «Устное народное творчество» мы познакомились с фольклором. Одну из загадок , где речь шла о горшке , дети не смогли отгадать. Это и стало их д/з
В
земле я родился,
В огне закалился.
Дети узнали от родителей, что такие изделии раньше делали в соседнем селе и нам стало интересно, есть ли еще мастера этого дела.
2-й этап. Организационный
На данном этапе выбрали и организовали группы участников проекта и определили направления работы, сформулировали задачи для каждой группы, указали способы поиска источников информации по каждому направлению.
Исследовательская группа (учащиеся 4 класса)
Задача: исследовать краеведческий материал, с целью сбора информации для создания презентации «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган»; изготовление поделок из глины.
Источник информации: встреча со сторожилами села, работа с документами
Творческая группа (учащиеся 2 класса)
Задача: сбор и разучивание стихотворений о гончарном промысле, инсценирование сказки «Кому горшок мыть?» .
Источник информации: художественная литература, словари
Младшая группа (учащиеся 1 класса)
Задача: создать иллюстрации, подобрать загадки о гончарных изделиях.
Группа технической поддержки (учителя, владеющие навыками создания презентации и работой с видеоредактором
Задача: техническая обработка материалов, создание презентации; на завершающем этапе создание видеоролика.
Источник информации: интернет
Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.
3-й этап. Осуществление деятельности
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
1)Мы обратился за помощью в администрацию МО Лапшаурского сельского поселения. Где узнали, что изготовлением горшков в с. Ясачный Сызган примерно занималось 10 семей
МО ЛАПШАУРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Из беседы со специалистами узнали, что
самих мастеров в живых уже нет, а вот некоторые из их детей проживают еще в селе и могут нам рассказать о занятиях своих отцов.
3) Встреча и беседа со старожилами с. ЯСАЧНЫЙ СЫЗГАН. Зима 2017г.
Из беседы с жительницей с. Ясачный Сызган Екатерины Ильиничны Петряшиной, 1935 года рождения, мы узнали, что ее дед, Христов Никифор занимался гончарным ремеслом.
4) Посещение библиотеки, работа с периодической печатью, а именно с газетой «Новое время»
5) Посетили музей БЫТА МКОУ Базарносызганской СШ №1, где мы увидели и прикоснулись к предметам старины, узнали много интересного;
6) Просмотрели фильм Мастер – класс по лепке горшочка на гончарном круге (на www you tube.com).
4-й этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определили способы обработки полученных данных. .Собранный материал оформили в виде творческих работ: рефераты, выставка рисунков, книжка-раскладушка с загадками по данной теме, иллюстрированные альбомы, готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами).
Оформление проектной папки, задача папки - показать ход работы проектной группы.
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты , демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну. При этом учитывается роль участия в проекте каждого ученика.
Защита проекта проходила на внеклассном мероприятии «Ремесла жителей с Ясачный Сызган», который подготовил учитель начальных классов Смольникова Л.А. Дети выступали с защитой своих исследовательских работ, читали стихи о гончарах, работали с глиной, инсценировали сказку «Кому горшок мыть»
Завершилась защита проекта открытием выставки творческих работ учащихся МКОУ Базарносызганской СШ №1
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Мы этот этап совместили. Оформленные результаты представили классному коллективу, учителям и родителям в виде внеклассного занятия ,где дети выступили с докладами, просмотрели презентацию. Участники обсудили и проанализировали полученную информацию (готовый продукт), делились мнениями.
Собранный нами материал пополнил экспозицию музея, дети узнали о ремеслах, которые были развиты на территории нашего поселения, прикоснулись к истории наших предков.
Список литературы.
1. Долорс, Р. Керамика: техника. Приёмы. Изделия
/ Р. Долорс. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 247 с.
2. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры / А.С. Кармин. ?
СПб.: Лань, 2007. ? 512 с.
2. Лифшиц, Л.И. История русского искусства. Русское искусство
X?XVII веков / Л.И. Лифшиц. — М.: Белый город, 2007. — 344 с.
4. Хорошилов, Ф. Гжельские истории в записках коллекционера. Начала / Ф.
Хорошилов. — М.: Репроцентр, 2004. — 355 с.
5.Использование Интернет-ресурса.
Паспорт проектной работы
1 |
Название проекта |
«История гончарного промысла с. Ясачный Сызган» |
2 |
Руководитель проекта |
Смольникова Л.А. , учитель начальных классов |
Кураторы творческих групп: |
||
1. Исследовательская группа (учащихся 1 класса) |
Тимофеева М.В. (учитель начальных классов) |
|
2. Творческая группа (учащиеся 2-3 класса) |
Харитонова Г.Н. (учитель начальных классов) |
|
3. Группа технической поддержки (учащиеся, владеющие навыками создания презентации и работой с видеоредактором) |
Дворецкая Ирина Николаевна (учитель начальных классов) |
|
3 |
Консультанты проекта |
Работники школьного музея, библиотечные работники. |
4 |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту |
окружающий мир, литература, русский язык |
5 |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект |
Начальная школа 1-4 класс |
6 |
Состав проектной группы |
Учащиеся ОГБОУ «СОШ-ЦДО» Скопинского филиала |
7 |
Тип проекта |
Творческий |
8 |
Заказчик проекта |
ОГБОУ «СОШ-ЦДО» Скопинский филиал |
9 |
Цель проекта |
Прикоснуться к истории предков, выразить свое отношение к увиденному и услышанному,научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими. |
10 |
Задачи проекта |
1. воспитание у детей интереса к гончарному промыслу; 2. формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; 3. развитие умения составлять план предстоящей работы; 4. развитие умения работать в группах в должном темпе; 5. развитие творческих способностей учащихся; 6. воспитание у них бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям. |
11 |
Методические задачи |
1. приобщение к полезной деятельности; 2. развитие творческих способностей; 3. развитие художественно-эстетического вкуса; 4. формирование навыков по исследовательской деятельности; 5. совершенствование умения работы со справочной литературой. |
11 |
Актуальность проекта |
Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины. -Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал: — Слепи мне счастье. Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал: — Слепи сам себе свое счастье. Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России. |
12 |
Предполагаемые продукты проекта |
1.Презентация «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган». 2.Исследовательские работы, сочинения и рисунки детей о мастерах-гончарах и гончарном промысле. 3. Мастер-класс с учителем технологии по изготовлению и росписи глиняных изделий 4. Изготовление глиняных изделий учащимися. |
13 |
Этапы работы над проектом |
1.Введение в проект. 2.Планирование деятельности. 3.Основная деятельность. 4.Создание презентации. 5. Мастер-класс с гончарами. 6. Оценка результатов. 7. Заключение. |
организованности, способность к самоанализу.
За время работы над проектом была изучена история гончарного промысла г. Скопина, написаны творческие и исследовательские работы.Учащиеся приобрели навыки ручного изготовления глиняных изделий. В результате ученица 4 класса Гроссу Сорина участвовала в муниципальном конкурсе «Шаг в будущее» - 1 место, и школьном конкурсе «Язык наш – древо жизни на земле», посвященного Дню славянской письменности и культуры, где так же заняла 1 место в номинации «Творчество», что полностью отражает достигнутую цель проекта. Учитель начальных классов И.Н. Дворецкая показала проект и рассказала о нем в рамках проведения недели начальных классов «Калейдоскоп методических находок", во время которой учителя начальных классов знакомили коллег с фрагментами уроков, проектами.
Список литературы
1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.