Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
22.12.2022
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника.
БАРЫШ Методические рекомендации.docx

МКОУ  Базарносызганская средняя школа №1

 

 

Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смольниковал.А. ,

учитель начальных классов

МКОУ Базарносызганской СШ №1

Исследователь

 Борисова Елизавета,

учащаяся 2Б класса

МКОУ Базарносызганской СШ №1

 

 

 

2018г.

Проектэто совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров и педагогов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.

Цель данного  проекта: познакомиться с гончарством - народным промыслом  с. Ясачный Сызган Ульяновской области.

Педагогические задачи :

обучающаяобучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;

развивающаяразвитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;

воспитательнаявоспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу

Обоснование актуальности проекта.

     Сохранение, развитие русского традиционного народного творчества, возрождение народных художественных промыслов и ремесел является очень актуальным на сегодняшний день, т.к. способствует приобщению детей к русской культуре, уважительному отношению к своим древним традициям. И всегда главной ценностью у любого народа являлся труд.

 В настоящее время возрождается интерес к  рукотворным изделиям декоративно прикладного творчества.

    Украшение ими  дома, сада, квартиры и офиса стало "модным". Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные вещи сделанные руками мастеров. И это бесспорно, так как именно они являются одними из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

    В настоящее время становятся снова востребованными такие профессии как кузнец и гончар, резчик по дереву, ткач , но возможности обучения им отсутствуют, так как очень мало  людей способных передать эти знания и умения .

Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.

-Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:

— Слепи мне счастье.

Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:

— Слепи сам себе свое счастье.

Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России

 

 

Цель проекта:

-прикоснуться к истории предков;

-выразить свое отношение к увиденному и услышанному;

-научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими.

 

Задачи:

-воспитание у детей интереса к  гончарному промыслу;

-формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

-развитие умения работать в группах в должном темпе;

-развитие творческих способностей учащихся;

-воспитание у них бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям.

 

 Методические задачи:

-приобщение к полезной деятельности;

-развитие творческих способностей;

-развитие художественно-эстетического вкуса;

-формирование навыков по исследовательской деятельности;

   - совершенствование умения работы    со справочной литературой

 

Предполагаемый результат:

1.Презентация «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган».

2.Исследовательские работы,   рисунки детей о мастерах-гончарах и гончарном промысле.

3. Изготовление глиняных изделий учащимися.

4.Инсценирование сказки «Кому горшок мыть».

5. Пополнение экспозиции музе БЫТА МКОУ Базарносызганской СШ №1 гончарными изделиями.

  При разработке и реализации проекта мы старались охватить учащихся разных возрастных категорий. Был разработан план; определены цели, задачи и способы их решения; составлены творческие группы. Каждая группа получила своё посильное задание

 

 

           Этапы работы над проектом:

 

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения

     Изучая раздел по литературному чтению «Устное народное творчество» мы познакомились с фольклором.  Одну из загадок , где речь шла о горшке , дети  не смогли отгадать. Это и стало их д/з

В земле я родился,
В огне закалился
.             i?id=354589413-61-72&n=21

Дети узнали от родителей, что такие изделии раньше делали в соседнем селе и нам стало интересно, есть ли еще мастера этого дела.

 

2-й этап. Организационный

 

На данном этапе выбрали и организовали группы  участников проекта и определили   направления работы, сформулировали задачи для каждой группы, указали способы поиска источников информации по каждому направлению.

Исследовательская группа (учащиеся 4 класса)

Задача: исследовать краеведческий материал, с целью сбора информации для создания презентации «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган»;  изготовление поделок из глины.

Источник информации: встреча со сторожилами села, работа с документами

Творческая группа (учащиеся 2 класса)

Задача: сбор и разучивание стихотворений о гончарном промысле,  инсценирование сказки «Кому горшок мыть?» .

Источник информации: художественная литература, словари

 Младшая группа (учащиеся 1 класса)

Задача: создать иллюстрации, подобрать загадки о гончарных изделиях.

Группа технической поддержки (учителя, владеющие навыками создания презентации и работой с видеоредактором

Задача: техническая обработка материалов, создание презентации; на завершающем этапе создание видеоролика.

Источник информации: интернет

 Каждая группа  выступает перед классом  с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

 

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

1)Мы обратился за помощью в администрацию МО Лапшаурского сельского поселения. Где узнали, что изготовлением горшков в с. Ясачный Сызган примерно занималось 10 семей

МО ЛАПШАУРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

P1010180P1010179 

Из беседы со специалистами узнали, что

P1010176P1010168

 самих мастеров в живых уже нет, а вот некоторые из  их детей проживают еще в селе и могут нам рассказать о занятиях своих отцов.

3) Встреча и беседа со старожилами с. ЯСАЧНЫЙ СЫЗГАН. Зима 2017г.

getImage?photoId=544677038172&photoType=8

   Из беседы с жительницей  с. Ясачный Сызган Екатерины Ильиничны Петряшиной, 1935 года рождения, мы узнали, что ее дед, Христов Никифор занимался гончарным ремеслом.

20140128_205205

  4) Посещение библиотеки,  работа с периодической печатью, а именно с газетой «Новое время» P2030461  

5) Посетили музей  БЫТА МКОУ Базарносызганской СШ №1, где мы  увидели и прикоснулись к предметам старины, узнали много интересного;

P2030470   gonchar17103

6) Просмотрели  фильм  Мастер – класс по лепке горшочка на гончарном круге (на www you tube.com).

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определили способы обработки полученных данных. .Собранный материал оформили в виде творческих работ: рефераты,  выставка рисунков, книжка-раскладушка с загадками по данной теме,  иллюстрированные альбомы,  готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами).

Оформление проектной папки, задача папки  - показать ход работы проектной группы.

P2030467 P2030463

 

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты , демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну. При этом учитывается роль участия в проекте каждого ученика.

Защита  проекта проходила на внеклассном мероприятии  «Ремесла жителей с Ясачный Сызган», который подготовил  учитель  начальных классов Смольникова Л.А. Дети выступали с  защитой  своих исследовательских работ, читали стихи о гончарах, работали с глиной, инсценировали сказку «Кому горшок мыть»

P2030475 P2030466

Завершилась защита  проекта открытием выставки творческих работ учащихся МКОУ Базарносызганской СШ №1

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Мы этот этап совместили. Оформленные результаты представили классному коллективу, учителям и  родителям в виде внеклассного занятия ,где дети выступили с докладами, просмотрели презентацию. Участники обсудили и проанализировали полученную информацию (готовый продукт), делились мнениями.

Собранный нами материал  пополнил экспозицию музея, дети узнали о ремеслах, которые были развиты на территории нашего поселения, прикоснулись к истории наших предков.

 

Список литературы.


1. Долорс, Р. Керамика: техника. Приёмы. Изделия / Р. Долорс. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 247 с.
2. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры / А.С. Кармин. ? СПб.: Лань, 2007. ? 512 с.
2. Лифшиц, Л.И. История русского искусства. Русское искусство
 X?XVII веков / Л.И. Лифшиц. — М.: Белый город, 2007. — 344 с.
4. Хорошилов, Ф. Гжельские истории в записках коллекционера. Начала / Ф. Хорошилов. — М.: Репроцентр, 2004. — 355 с.

5.Использование Интернет-ресурса.

 

 

 

 

 

Паспорт проектной работы

1

Название проекта

«История гончарного промысла с. Ясачный Сызган»

2

Руководитель проекта

Смольникова Л.А. , учитель начальных классов

Кураторы творческих групп:

1.      Исследовательская группа (учащихся 1 класса)

Тимофеева М.В.

(учитель начальных классов)

2.      Творческая группа (учащиеся 2-3 класса)

Харитонова Г.Н.

(учитель начальных классов)

3.      Группа технической поддержки (учащиеся, владеющие навыками создания презентации и работой с видеоредактором)

Дворецкая Ирина Николаевна

(учитель начальных классов)

3

Консультанты проекта

Работники школьного музея, библиотечные работники.

4

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

 окружающий мир, литература, русский язык

5

Возраст учащихся, на который рассчитан проект

Начальная школа 1-4 класс

6

Состав проектной группы

Учащиеся ОГБОУ «СОШ-ЦДО» Скопинского филиала

7

Тип проекта

Творческий

8

Заказчик проекта

ОГБОУ «СОШ-ЦДО» Скопинский филиал

9

Цель проекта

Прикоснуться к истории предков, выразить свое отношение к увиденному и услышанному,научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими.

10

Задачи проекта

1.    воспитание у детей интереса к гончарному промыслу;

2.    формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

3.    развитие умения составлять план предстоящей работы;

4.    развитие умения работать в группах в должном темпе;

5.    развитие творческих способностей учащихся;

6.    воспитание у них бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям.

11

Методические задачи

1.    приобщение к полезной деятельности;

2.    развитие творческих способностей;

3.    развитие художественно-эстетического вкуса;

4.    формирование навыков по исследовательской деятельности;

5.    совершенствование умения работы со справочной литературой.

11

Актуальность проекта

Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.

-Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:

— Слепи мне счастье.

Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:

— Слепи сам себе свое счастье.

Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России.

12

Предполагаемые продукты проекта

1.Презентация «История гончарного ремесла с. Ясачный Сызган».

2.Исследовательские работы, сочинения и рисунки детей о мастерах-гончарах и гончарном промысле.

3. Мастер-класс с учителем технологии по изготовлению и росписи глиняных изделий

4. Изготовление глиняных изделий учащимися.

13

Этапы работы над проектом

1.Введение в проект.

2.Планирование деятельности.

3.Основная деятельность.

4.Создание презентации.

5. Мастер-класс с гончарами.

6. Оценка результатов.

7. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организованности, способность к самоанализу.

За время работы над проектом была изучена история гончарного промысла г. Скопина, написаны творческие и исследовательские работы.Учащиеся приобрели навыки ручного изготовления глиняных изделий. В результате ученица 4 класса Гроссу Сорина участвовала в муниципальном конкурсе «Шаг в будущее» - 1 место, и школьном конкурсе «Язык наш – древо жизни на земле», посвященного Дню славянской письменности и культуры, где так же заняла 1 место в номинации «Творчество», что полностью отражает достигнутую цель проекта. Учитель начальных классов И.Н. Дворецкая показала проект и рассказала о нем в рамках проведения недели начальных классов «Калейдоскоп методических находок", во время которой учителя начальных классов знакомили коллег с фрагментами уроков, проектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.

 

 

 

 

 

 


 

МКОУ Базарносызганская средняя школа №1

МКОУ Базарносызганская средняя школа №1

Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров и педагогов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо…

Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров и педагогов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо…

И это бесспорно, так как именно они являются одними из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом

И это бесспорно, так как именно они являются одними из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом

Цель проекта : -прикоснуться к истории предков; -выразить свое отношение к увиденному и услышанному; -научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от…

Цель проекта : -прикоснуться к истории предков; -выразить свое отношение к увиденному и услышанному; -научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от…

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения

Задача : техническая обработка материалов, создание презентации; на завершающем этапе создание видеоролика

Задача : техническая обработка материалов, создание презентации; на завершающем этапе создание видеоролика

Встреча и беседа со старожилами с

Встреча и беседа со старожилами с

Просмотрели фильм Мастер – класс по лепке горшочка на гончарном круге (на www you tube

Просмотрели фильм Мастер – класс по лепке горшочка на гончарном круге (на www you tube

Завершилась защита проекта открытием выставки творческих работ учащихся

Завершилась защита проекта открытием выставки творческих работ учащихся

Паспорт проектной работы 1

Паспорт проектной работы 1

Задачи проекта воспитание у детей интереса к гончарному промыслу; 2

Задачи проекта воспитание у детей интереса к гончарному промыслу; 2

Слепи сам себе свое счастье.

Слепи сам себе свое счастье.

Предполагаемые продукты проекта 1

Предполагаемые продукты проекта 1

За время работы над проектом была изучена история гончарного промысла г

За время работы над проектом была изучена история гончарного промысла г

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.