Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольной организации с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
В целом в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе.
1 этап развития сюжетной игры – дети раннего возраста
Задача педагога – сформировать у ребенка условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия и смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Вторая задача для педагога при работе с детьми 2-3 лет – научить ребенка действиям с предметами-заместителями, воображаемыми предметами.
Как формировать? Воспитатель показывает и комментирует свои игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Предлагает детям предметы для повторения показанных условных игровых действий.
Показатели успешности развития игры у детей к 3-м годам: дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.
2 этап развития сюжетно-ролевой игры – дети 3-4 лет
Задача педагога – формировать ролевое поведение, которое выражается в умениях ребенка принять на себя роль и обозначить ее для партнера. Ролевое поведение имеет два аспекта: специфичные для роли действия с предметами и ролевая речь, направленная на других людей.
Как формировать? Воспитатель берет на себя основную роль, называет себя ролью, обращается к сюжетной игрушке (затем к партнеру по игре) с ролевой речью. Передает роль ребенку, берет на себя дополнительную роль, инициирует и ведет диалог с партнерами по игре. Включает других детей в аналогичные дополнительные роли.
Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
3 этап развития сюжетно-ролевой игры – дети 4-5 лет
Задача педагога – формировать у детей умения изменять свое ролевое поведение в соответствие с разными ролями партнеров, умения менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры.
Как формировать? Воспитатель берет на себя дополнительную роль, по ходу игры сменяет ее на другую дополнительную роль, включает других детей в подобные роли и предлагает сменять их в ходе развертывания игры.
Показатели успешности развития игры у детей к 5-ти годам: дети могут изменять ролевое поведение в соответствие с ролью партнера и менять игровую роль по ходу развития сюжета.
Подготовлено на основе книги
«Организация сюжетной игры в детском саду». Н.Михайленко, Н.Короткова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.