Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.
Цель:
Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.
2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.
3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
Виды сюжетно-ролевых игр:
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах
Возраст |
Характер игровых действий |
Выполнение роли |
Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года |
Отдельные игровые действия носят условный характер |
Роль осуществляется, но не называется |
Сюжет – цепочка из 2 действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет |
Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер |
Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль |
Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Роль воспитателя второстепенна, направляет игру, оказывает помощь, если игровой сюжет не развивается. |
5-6 лет |
Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций людей |
Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли в течение всей игры |
Цепочка игровых действий соответствует реальной логике действий взрослых. |
6-7 лет |
Отображение в игре отношений между людьми. |
Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала. |
Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:
- мотив;
- тема игры;
- сюжет игры;
- игровое действие;
- игровая роль;
- воображаемая ситуация;
- игровой материал.
Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.
Тема игры. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница», «магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская», «магазин»).
Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.
Методика применения сюжетно-ролевой игры.
1. выбор игры (кратковременная или длительная)
2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
4. создание воображаемой ситуации.
5. распределение ролей.
6. начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
7. сохранение игровой ситуации
8. завершение игры.
При организации сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
2. Содержание игры(что
составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
3. Сюжет игры.
4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
5. Игровые правила.
6.. Достижение результата игры.
7. Особенности конфликтов в игре.
8. Игровая среда.
9. Роль взрослого в руководстве игрой.
Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре
Возрастная группа |
Планируемые задачи |
1 младшая |
Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником |
2 младшая |
Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми. |
средняя |
Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей |
старшая |
Развивать умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний. |
подготовительная |
Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей |
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.
Младшие группы: Доктор, День рождение, Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.
Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус, Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.
Старшая группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Театр.
Подготовительная группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники, Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Гости, Театр.
1. Вопросы для педагогов:
1.Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
2.Многообразие и взаимосвязь
игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…(сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие
атрибутов)
4.Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
5. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры…(мышление, воображение, память). |
|||||||
2.Педагогические ситуации
4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую
игрушку, но ни с одной не играет.
Вопросы: Как поступить воспитателю?
Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
3. Работа в группах.
Продумать сюжет и развитие игры «Повара»
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»
ЛИТЕРАТУРА:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.