Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно –
ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.
Цель:
Повысить педагогическую
компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Актуализировать
теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в
развитии дошкольника.
2. Выявить общие проблемы,
возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании
сюжетно-ролевой игры и их причины.
3. Повысить уровень
компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой
игры в дошкольном образовательном учреждении.
- Теоретическая
часть
Сюжетно-ролевая игра – это
основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основной источник
сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и
сверстников.
Основная особенность
сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация
складывается из сюжета и ролей.
Основные особенности
сюжетно-ролевой игры:
- Соблюдение
правил.
- Социальный
мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых,
самому разобраться в системе взрослых отношений.
- В
сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
- В ходе игры
происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры
становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями
постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о
новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому
мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
- В
сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети
импровизируют, используют игрушки-заместители.
- Развитие
речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на
бытовые сюжеты(дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место
занимают игры с куклами.
- Игры на
производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,
почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк,
театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
- Игры на героико-патриотические
темы (космос)
- Игры на темы
литературных произведений, кино, телепередач.
- «Режиссерские»
игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные
действия кукол.
Развитие сюжетной игры на
разных возрастных этапах
Возраст
|
Характер игровых действий
|
Выполнение роли
|
Развитие сюжета в воображаемой ситуации
|
3-4 года
|
Отдельные игровые действия носят условный характер
|
Роль осуществляется, но не называется
|
Сюжет – цепочка из 2 действий.
Воображаемую ситуацию
удерживает взрослый
|
4-5 лет
|
Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер
|
Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль
|
Цепочка из 3-4 взаимосвязанных
действий. Дети самостоятельно
удерживают воображаемую
ситуацию. Роль воспитателя
второстепенна, направляет игру,
оказывает помощь, если игровой
сюжет не развивается.
|
5-6 лет
|
Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций
людей
|
Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей
роли в течение всей игры
|
Цепочка игровых действий
соответствует реальной логике
действий взрослых.
|
6-7 лет
|
Отображение в игре отношений между людьми.
|
Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее
начала.
|
Сюжет держится на воображаемой
ситуации, действия разнообразны и
соответствуют реальным отношениям
между людьми.
|
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие
элементы:
- мотив;
- тема игры;
- сюжет игры;
- игровое действие;
- игровая роль;
- воображаемая ситуация;
- игровой материал.
Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры
мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие,
возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом
игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального,
вербального) с другими участниками игры.
Тема игры. Представляет собой ту область социальной
действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница»,
«магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих:
преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский
сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается
профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская»,
«магазин»).
Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в
определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут
самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием
развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений,
интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного
развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей
взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте
развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек,
используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и,
согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.
Методика применения
сюжетно-ролевой игры.
1. выбор
игры (кратковременная или длительная)
2. разработка
плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
3. ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
4. создание
воображаемой ситуации.
5. распределение
ролей.
6. начало
игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли
распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
7. сохранение
игровой ситуации
8. завершение
игры.
При организации
сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:
1. Замысел игры, постановка
игровых целей и задач.
2. Содержание игры(что
составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
3. Сюжет игры.
4. Выполнение роли и
взаимодействие детей в игре.
5. Игровые правила.
6.. Достижение результата
игры.
7. Особенности конфликтов в
игре.
8. Игровая среда.
9. Роль взрослого в
руководстве игрой.
Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр
дошкольников на разных возрастных этапах.
- Первая
младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи
формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и
предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия
ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым,
организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных
игровых действий.
- Во втором
полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения
выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными
игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством
формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он
разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
- Таким
образом, уже на первом этапе организации игры носят двойной характер:
совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой
самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
- Во второй
младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое
поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного
оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения.
Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую
роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений
осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог,
по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять
игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения
формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и
обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия,
направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое
взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
- Задача
педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало
ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с
игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в
инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и
развития разных ролей. Выделяются независимые(строитель, шофер, космонавт,
пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для
формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные
роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для
разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет
педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на
друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых
социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком,
педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует
внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на
личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и
репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге
в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные
ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель
участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же
эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа
“Колобок”, “Репка”.
- Таким
образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким
образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются
сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение
ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на
сверстника).
- Средняя
группа. Задача
воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому
поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в
соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать
новую роль для партнеров в ходе игры.
- Это возможно
при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных
сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в
непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного
соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете
должно быть больше, чем участников.
- Играя с
детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и
сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При
этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей,
чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу
игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в
процессе игры.
- Педагог на
этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в
ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на
ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной
импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами
стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные
сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно
взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с
партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески
используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с
игрушками и предметами-заместителями.
- Старший
дошкольный возраст. В этот период усиливается
стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей
стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей
увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным
сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить
более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
- Сюжетосложение
включает:
- – умение
ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие
разнообразное тематическое содержание;
- – быть
ориентированным на партнеров-сверстников;
- – обозначать
свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
- – умение
комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в
общем сюжете в процессе игры.
- Совместная
игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе
освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать
сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством
метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В
игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к
комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом
придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для
дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре
дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию
сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые
замыслы.
- Совместное
придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных
сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным
преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию
нового.
- Для такой
работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая
смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий
персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:
- –
обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется
главный герой;
- – герой
встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит
испытание;
- – герой
получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый
объект;
- – герой
обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и
проходит основное испытание (сражается с противником);
- – герой
побеждает противника и получает искомый объект;
- – герой
возвращается домой и получает заслуженную награду.
Усложнение в планировании задач по обучению детей
дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре
Возрастная группа
|
Планируемые задачи
|
1
младшая
|
Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной
игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3
действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу
действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником
|
2
младшая
|
Развивать
умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу»,
выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел
куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм
со взрослыми и детьми.
|
средняя
|
Побуждать
включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать
несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре,
отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых
и детей
|
старшая
|
Развивать
умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на
выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их
между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и
женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.
|
подготовительная
|
Формировать
умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры,
договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать
собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей;
договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих,
объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей
|
Рекомендации по подготовке
сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование
сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и
встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление
письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг
по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение
экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за
трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара,
швеи и т.д.).
- Проведение
бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок
соответствующих иллюстраций.
- Введение в
уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание
детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с
детьми игра.
- Внесение
новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка
проблемных игровых задач.
- Посещение
другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ
воспитателя об играх другой группы.
- Поручение
детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная
профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение
родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться
впечатлениями.
- Составление
детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё
интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление
рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с
детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с
детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение
хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и
поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование
мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение
детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.
Младшие группы: Доктор, День рождение,
Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.
Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус,
Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.
Старшая группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница,
Зоопарк, Строители, Театр.
Подготовительная группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники,
Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители,
Гости, Театр.
- Практическая
часть.
1. Вопросы для педагогов:
1.Творческий характер сюжетно-
ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
2.Многообразие и взаимосвязь
игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…(сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие
атрибутов)
4.Что является структурным
компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
5. Чаще всего в игре
ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-
ролевой игры…(мышление, воображение, память).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Педагогические ситуации
- Маша, Ваня и
Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», -
говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», -
запротестовали Маша и Кирилл.
Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое
правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие
участники игры?
- Максим быстро
взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» и пульт управления,
и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные
батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то
сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с
детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
- Дети младшей
группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания
воспитателя.
Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?
4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую
игрушку, но ни с одной не играет.
Вопросы: Как поступить воспитателю?
- Маша
огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет,
радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом:
ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль,
что ребята не видели.
Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не
разрушая игру соседа?
- В детском
саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг».
Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?
Почему?
- Для игры в
школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла
себе портфель, тетради, указку и книги.
«А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда
сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята,
это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам
нужно», - и положила все предметы перед детьми.
Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает
игра на формирование характера?
- Дима строит
большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле
себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину
положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить
воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
3. Работа в группах.
Продумать сюжет и развитие игры «Повара»
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»
ЛИТЕРАТУРА:
- Алябьева Е.А.
Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, —
128 с.
- Виноградова
Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие
/Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
- Гришина Г.Н.
Любимые детские игры.- М.,1997
- Доронова
Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие
для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002,
128 с.
- Игры
дошкольника.- М., 1995
- Михайленко
Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
- Полякова М.Н.
Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного
возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.