МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Неуспевающий школьник — фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Эдисон, Шекспир, Байрон, Гоголь, Герцен. Последним в математическом классе был Пушкин. Много-много других знаменитых и выдающихся людей испытывали трудности с обучением в школе и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.
…Что такое неуспеваемость? И кто же такой неуспевающий ученик?
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Попробуем определить неуспевающего школьника. Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся с ним рядом дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным интеллектуальным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Возможных Эйнштейнов среди них не мало. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной школьник, числившийся у них безнадежным двоечником? А чуда никакого нет — это был ребенок, которому не подошло то, что ему предложили в школе.
Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребенку несреднему, нестандартному, с отклонениями в развитии с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают черствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой то момент представлять результаты своей работы. Требования жесткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью — значит, плохой, не умеешь решать задачи на сложение — отстающий, не можешь запомнить стихотворение — неуспевающий.
Почему ученики не справляются с программой?
Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:
Ø Пропуск занятий.
Ø Отсутствие желания изучать предмет.
Ø Необъективное оценивание во время урока.
Ø Сложность материала.
Ø Недостаточные способности ребенка.
Ø Пробелы в воспитании.
Ø Отсутствие элементарных организационных навыков.
Ø Чересчур объемные домашние задания.
Ø Невнимательность педагога.
Ø Неэффективность урока.
Ø Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
Ø Низкая активность во время занятий.
Ø Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).
Каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трех групп:
Ø Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
Ø Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.
Ø Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.
Как предупредить неуспеваемость?
Этап урока |
Действия педагога |
Контроль подготовки школьников |
Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания. |
Изложение нового материала |
Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися. |
Самостоятельная работа |
Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс. |
Домашнее задание |
В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе. |
Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса
Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:
Ø Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
Ø Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
Ø Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
Ø Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».
Ø Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.
Ø Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.
Ø Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
Ø Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
Ø На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
Ø При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости школьников
Профилактика неуспеваемости на уроке: специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
Помощь неуспевающему на уроке:
Ø создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Ø снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Ø предложения учащимся примерного плана ответа;
Ø разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления, стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Использованная литература:
1. Российская Федерация. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. - 208с.
2. Гельмонт, А.М. Психология. О причинах неуспеваемости и путях их преодоления/ А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение,2004.
3. Боденко, Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин трудностей в учении / Б.Н. Боденко. - М., 2008.
4. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / Лизинский В. М. - М. : Центр «Пед. Поиск», 2002 (Тип. ООО Август-Принт). - 160 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.