В условиях современных образовательных стандартов (ФГОС НОО) формирование универсальных учебных познавательных действий (УУПД) у младших школьников становится ключевой задачей, направленной на развитие способности к самообучению, анализу информации и решению учебных задач. Особую роль в этом процессе играет предмет «Русский язык» [40]; [15], который не только формирует языковую грамотность, но и служит основой для развития метапредметных компетенций. Однако традиционные методы обучения зачастую ограничиваются репродуктивным усвоением правил, что не способствует активному вовлечению учащихся в познавательную деятельность.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) [17], основанная на трёхфазовой структуре (вызов, осмысление, рефлексия), предлагает эффективные инструменты для активизации мышления, стимулирования вопросов и самостоятельного поиска решений. Её применение на уроках русского языка позволяет трансформировать процесс обучения в интерактивный диалог, где ученики учатся анализировать тексты, аргументировать свою позицию и творчески перерабатывать информацию [17].
Разработка методических рекомендаций по интеграции ТРКМ в учебный процесс для младших школьников обусловлена возрастными особенностями учащихся: необходимостью сочетать игровые формы, наглядность и пошаговое освоение сложных мыслительных операций. Цель рекомендаций – предоставить педагогам стратегию, которая не только повысит качество обучения русскому языку, но и станет основой для развития критического мышления как фундамента познавательной самостоятельности учащихся.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) [20] – это педагогический подход, ориентированный на формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно–следственных связей и логическое структурирование информации. Её сущность раскрывается через трёхфазную организацию учебного процесса, каждая стадия которого целенаправленно развивает ключевые аспекты познавательной деятельности [20].
Для младших школьников технология адаптируется через постепенное усложнение познавательных задач: от простого наблюдения за языковыми явлениями до анализа текстов и самостоятельного построения умозаключений. Это позволяет формировать базовые познавательные УУД – от умения работать с информацией до развития метапредметной рефлексии, что становится основой для дальнейшего самообучения и интеллектуальной самостоятельности.
Актуальность применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках русского языка для формирования познавательных УУД у младших школьников обусловлена следующими факторами:
1. Требования ФГОС НОО. Современные образовательные стандарты делают акцент на развитии метапредметных компетенций, таких как умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию и самостоятельно конструировать знания. ТРКМ напрямую отвечает этим требованиям, обеспечивая системную работу над познавательными действиями в рамках предметного содержания.
2. Недостатки традиционного подхода. Классические методы обучения русскому языку часто сводятся к механическому запоминанию правил и шаблонов, что не формирует у детей способность критически осмысливать языковые явления, выявлять закономерности или применять знания в нестандартных ситуациях. ТРКМ преодолевает этот разрыв, переводя обучение в деятельностный формат.
3. Вызовы информационной эпохи. В условиях избытка информации критическое мышление становится ключевым навыком для фильтрации, оценки и интерпретации данных. Обучение русскому языку через призму ТРКМ позволяет уже в начальной школе заложить основы рационального мышления, что необходимо для адаптации к динамично меняющемуся миру.
4. Возрастные особенности младших школьников. В этот период активно формируются познавательные механизмы (внимание, логика, память), а интерес к обучению поддерживается через активные формы работы. ТРКМ, с её акцентом на диалог, гибкость и рефлексию, соответствует естественным потребностям детей в исследовании и открытии новых знаний, что повышает мотивацию и эффективность усвоения материала.
5. Роль русского языка как метапредмета. Русский язык не только обеспечивает грамотность, но и служит инструментом развития мышления. ТРКМ усиливает эту функцию, помогая учащимся видеть за языковыми нормами логические структуры, анализировать тексты как источники смыслов и вырабатывать собственные суждения, что способствует становлению интеллектуальной самостоятельности.
Таким образом, интеграция ТРКМ в уроки русского языка отвечает запросам времени, стандартам образования и психологическим особенностям младших школьников, обеспечивая не только предметные результаты, но и формирование основ критического мышления. [40]
Далее указаны приёмы критического мышления, применяемые на уроках русского языка [3; 10; 13]:
Таблица 3 – Приемы технологии развития критического мышления с их краткой характеристикой
Стадия |
Приём |
Характеристика |
||||||||||
Стадия вызова |
«Кластер» |
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Загадка» |
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки–описании. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Мозговой штурм» |
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Отсроченная догадка» |
Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» |
В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Театрализация» |
Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Да – нетка» |
Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет». |
||||||||||
Стадия вызова |
«Дискуссия» |
Это обсуждение вопроса по заданной теме. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Перепутанные логические цепочки» |
Приём, в рамках которого ученикам предлагают ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Проблемный вопрос» |
Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Верите ли Вы, что...?» |
Учитель предлагает учащимся несколько утверждений по теме, а ученики фиксируют ответы с помощью значков «+» и «–». Затем учитель вновь зачитывает вопросы, и ученики отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Корзина идей» |
Объявляется тема урока. Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго – 2–3 минуты. Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения – 3 минуты. Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске. |
||||||||||
Стадия вызова |
«Ассоциации» |
Ученики высказывают предположения о содержании, обсуждают название и называют ассоциации, которые оно вызывает. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Зигзаг» |
Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель – систематизация большого по объему материала. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Инсерт или «Чтение с пометами» |
При изучении информации, связанной с новыми идеями, учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную). Маркировочная таблица
Для её заполнения в начале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Знаю – Хочу знать – Узнал» |
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
|
В соответствии с целями урока педагог формулирует шесть вопросов (по два на каждый блок: «Знаю», «Творю», «Умею») и оформляет их в виде ромашки. Вопросы располагаются от простого к сложному: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические, оценочные. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Дерево предсказаний» |
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Круги по воде» |
Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Чтение с остановками» |
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а также при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. |
||||||||||
Стадия осмысления |
Метод «Дума тельных шляп» |
Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет – цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа: негативная Черный цвет – цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл – сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа: позитивная. Желтый – это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет – это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет – цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Двухчастный дневник» |
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие–то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. |
||||||||||
Стадия осмысления |
«Бортовой журнал» |
Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
|
||||||||||
Стадия рефлексии |
«Синквейн» |
В переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Каждому участнику учитель предлагает за 5–7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения. |
||||||||||
Стадия рефлексии |
«Письмо к учителю» |
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное состояние 6. Этот рассказ учит меня «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. |
||||||||||
Стадия рефлексии |
«Авторский стул» |
Суть заключается в том, что ребёнок свою творческую работу может прочитать или рассказать (в зависимости от задания), не стоя перед классом, а сидя на удобном стуле, который ставится недалеко от первой парты. Ребёнок находится лицом к классу, только он не стоит, а сидит. Ученик в данный момент – автор, и он имеет право присесть перед своими слушателями. |
||||||||||
Стадия рефлексии |
«Пятиминутное эссе» |
Свободное письмо на заданную тему, в котором ценятся самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. |
Рекомендации по использованию приёмов развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе
1. Учитывайте возрастные особенности учащихся
- Используйте приёмы в доступной и игровой форме.
- Подбирайте задания, соответствующие уровню развития логического и понятийного мышления младших школьников.
- Обеспечивайте эмоционально комфортную атмосферу.
2. Встраивайте приёмы в структуру урока
- На этапе мотивации подойдут приёмы: «Загадка», «Корзина идей», «Верите ли вы, что...?» – они вызывают интерес, стимулируют размышления и прогнозирование.
- На этапе изучения нового материала используйте «Мозговой штурм», «Чтение с остановками», «Инсерт», «Кластер» – они развивают навык анализа и поиска информации.
- На этапе закрепления и рефлексии применяйте «Синквейн», «Пятиминутное эссе», «Ромашка вопросов», «Бортовой журнал» – они формируют умение обобщать, делать выводы и осмысленно выражать мысли.
3. Обеспечивайте активное участие всех учеников
- Организуйте работу в парах и группах: приёмы «Зигзаг», «Дискуссия», «Шесть шляп мышления» способствуют развитию навыков аргументации и командного взаимодействия.
- Предоставляйте каждому возможность выразить свою точку зрения, использовать «Авторский стул» или «Письмо к учителю».
4. Развивайте универсальные учебные действия
- Используйте приёмы, формирующие познавательные УУД («Кластер», «Таблица “толстых” и “тонких” вопросов», «Дерево предсказаний»).
- Стимулируйте регулятивные и коммуникативные УУД через самооценку, обсуждение, взаимодействие («Да–нетка», «Дискуссия»).
5. Делайте акцент на смысловую и языковую обработку информации
- Приёмы, связанные с анализом текста, выделением главного, определением авторской позиции («Инсерт», «Чтение с остановками», «Бортовой журнал») способствуют формированию навыков критического чтения.
6. Используйте визуальные и графические средства
- Поддерживайте визуальное представление информации через «Кластер», «Ромашку вопросов», «Двухчастный дневник», «Схемы» – это облегчает понимание и структурирование материала.
7. Регулярность и разнообразие
- Используйте различные приёмы на разных этапах обучения.
- Повторяйте приёмы в новых темах – это формирует устойчивые мыслительные стратегии.
При соблюдении данных требований у младших школьников развивается понятийное мышление и формируются УУД [2].
Можно установить, что практически все действия, осуществляемые учениками в ходе урока русского языка, имеют определенную образовательную метапредметную значимость. Поскольку ранее мы выявили закономерность использования приемов развития критического мышления и процесса формирования УУД, то можно заключить, что приемы, выделенные ранее, формирует универсальные учебные познавательные действия (табл. 4) [13].
Таблица 4 – Соотношение приемов развития критического мышления, деятельности детей и УУПД на уроках русского языка
Приём |
Деятельность обучающихся на уроках русского языка |
УУПД |
«Кластер» |
Составляют кластер, группируют информацию, выделяют ключевые слова. |
Самостоятельно создают схемы для представления информации; определяют существенные признаки, классифицируют. |
«Загадка» |
Разгадывают загадки, определяют, на что похожа буква, делают выводы. |
Устанавливают аналогии, делают выводы, формулируют гипотезы. |
«Мозговой штурм» |
Делают предположения, предугадывают содержание текста. |
Прогнозируют развитие событий, устанавливают причинно–следственные связи. |
«Отсроченная догадка» |
Предполагают решение проблемы, делают выводы. |
Формулируют гипотезы, прогнозируют, устанавливают причинно–следственные связи. |
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» |
Составляют вопросы, отвечают на них, различают типы вопросов. |
Сравнивают, анализируют, выделяют главное и второстепенное. |
«Театрализация» |
Переводят текст в сценку, инсценируют. |
Анализируют информацию, создают по модели новый продукт. |
«Да – нетка» |
Отвечают на закрытые вопросы, формулируют выводы. |
Делают выводы, устанавливают причинно–следственные связи. |
«Дискуссия» |
Отстаивают мнение, приводят аргументы, обобщают. |
Формулируют выводы и подкрепляют доказательствами, анализируют. |
«Перепутанные логические цепочки» |
Определяют порядок, восстанавливают последовательность. |
Устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы. |
«Проблемный вопрос» |
Обсуждают проблему, предлагают решения. |
Формулируют гипотезы, делают выводы, устанавливают связи. |
«Верите ли Вы, что...?» |
Выражают мнение, аргументируют. |
Делают выводы, сравнивают, анализируют. |
«Корзина идей» |
Предлагают идеи, обобщают, выбирают лучшее. |
Обобщают, классифицируют, сравнивают. |
«Ассоциации» |
Составляют цепочки ассоциаций, выявляют связь слов и понятий. |
Устанавливают аналогии, сравнивают. |
«Зигзаг» |
Обмениваются информацией в группах, пересказывают. |
Анализируют текстовую информацию, формулируют выводы. |
«Инсерт или «Чтение с пометами» |
Делают пометки в тексте, классифицируют информацию. |
Анализируют текстовую информацию, находят информацию в явном виде. |
«Знаю – Хочу знать – Узнал» |
Определяют знания, цели, результаты. |
Систематизируют информацию, устанавливают связи, делают выводы. |
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
|
Задают вопросы разных типов, классифицируют их. |
Классифицируют, формулируют вопросы и ответы, анализируют. |
«Дерево предсказаний» |
Делают прогноз, по ключевым словам, или заголовку. |
Прогнозируют развитие событий, делают выводы. |
«Круги по воде» |
Развивают идею, дополняют мысль. |
Анализируют, находят связи, формулируют выводы. |
«Чтение с остановками» |
Анализируют прочитанное, делают предположения. |
Анализируют, прогнозируют, формулируют гипотезы. |
Метод «Дума тельных шляп» |
Распределяют роли мышления, анализируют ситуацию с разных сторон. |
Сравнивают, классифицируют, формулируют выводы. |
«Двухчастный дневник» |
Делают записи по ходу чтения, выделяют цитаты и комментарии. |
Анализируют, интерпретируют, выражают личное отношение. |
«Бортовой журнал» |
Записывают информацию по ходу работы, фиксируют важные моменты. |
Анализируют текстовую информацию, делают выводы. |
«Синквейн» |
Составляют краткое описание (синквейн) по теме. |
Обобщают, классифицируют, формулируют выводы. |
«Письмо к учителю» |
Выражают личное мнение, задают вопросы. |
Формулируют мысли, анализируют, делают выводы. |
«Авторский стул» |
Делятся результатом своей работы, получают отклики. |
Представляют результаты деятельности, анализируют, учитывают обратную связь. |
«Пятиминутное эссе» |
Пишут короткий текст на предложенную тему. |
Формулируют и выражают мнение, делают выводы, обобщают. |
Таким образом, приемы развития критического мышления взаимосвязаны с процессом формирования УУПД на уроках русского языка в начальной школе.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.