Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий
Оценка 4.7

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
5 кл—11 кл +1
20.01.2020
Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий
В некоторых экскурсиях сезонные явления не ставятся на первое место, и их главная задача - первое ознакомление с самими птицами, с их голосами, или же с группировкой птиц в тех или иных местах. При таких условиях маршрут экскурсии должен быть иной.
Экскурсия.docx

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

 

Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Областной Центр дополнительного

 образования детей»

 

методист Ермакова Валентина Александровна

 

 

Основной особенностью орнитологической экскурсии является необходимость все время считаться с объектом наблюдения: большинство птиц довольно осторожны, и успешность наблюдения всецело зависит от умения подойти к птице, вовремя взять от нее и использовать все, что она может дать интересного в педагогическом отношении. Руководитель экскурсии должен хорошо знать местную фауну, должен уметь узнавать птиц по голосу и знать, где какую птицу можно встретить. Эти знания даются очень нелегко. Изучение птиц в природе гораздо труднее, чем, например, изучение насекомых. Экскурсия с неопытным руководителем будет обильна неудачами и досадными ошибками в определении.

Таковы те трудности, с которыми сталкивается даже опытный руководитель. Недостаток этих знаний и навыков лишает его возможности успешно провести экскурсию, так как он может быть застигнут врасплох неизвестной ему птицей. Если таких неизвестных птиц много, то экскурсионные наблюдения над ними в учебном смысле в значительной мере теряют свое значение и интерес. Не зная научного названия птицы, наблюдавшейся на экскурсии, после нельзя прочесть о ней в книгах, отметить ее характерные черты и представить общую картину ее жизни.

Орнитологические экскурсии требуют постоянного сосредоточенного внимания экскурсантов. Наблюдения большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро прячется или улетает. На орнитологическую экскурсию нельзя смотреть как на прогулку и совершать ее с соответствующим этому представлению настроением. Мне приходилось иногда слышать, после наблюдения над замеченной и уже скрывшейся птицей, удивленные возгласы некоторых зазевавшихся экскурсантов: "Где... где?.." Конечно, с первого раза нельзя требовать постоянного внимания, но оно должно с каждой следующей экскурсией все более и более развиваться.

Как уже говорилось, в большинстве случаев, в особенности на экскурсиях определенного маршрутного характера (ознакомление с обитателями различных растительных сообществ), мы наблюдаем птиц очень короткое время. Ежеминутно мы можем встретить интересную птицу, затаившуюся ранее в ветвях или на земле и внезапно взлетевшую при нашем приближении. Экскурсанты должны вовремя и быстро подметить самые существенные и характерные черты, способствующие ее определению. Со стороны руководителя важно умение оттенить все наиболее существенное в характеристике встреченной птицы (главным образом места обитания и поведения).

Обилие материала (особенно весной) заставляет очень осторожно относиться к его использованию на экскурсии. Принцип маршрутных экскурсий по определенным заранее растительным сообществам уже значительно разгружает их от несущественного для избранной темы материала и облегчает задачу руководителя. Направление экскурсии, например, по опушке смешанного леса и по невысокой поросли у реки уже с большей вероятностью гарантирует нас от встречи целого ряда видов птиц, обитающих в других сообществах. Распределение большинства птиц по растительным сообществам настолько закономерно, что при выборе маршрутов экскурсий и подборе их материала может служить руководящим моментом.

Но тем не менее, и в определенном заранее маршруте экскурсии необходимо бывает ограничивать материал. Особенно это важно на первых порах, с совершенно неподготовленными экскурсантами. Вовсе не следует обращать внимание на каждую встреченную птицу. В противном случае, при использовании материала "подряд", без отбора, получается разбрасывание, нередко лишающее результаты экскурсии той четкости и определенности по подбору материала, которая необходима для успешного ознакомления с биологическими закономерностями птичьего мира. Возьмем пример: экскурсия идет в смешанном небольшом лесу. Вы одновременно слышите 10-15 голосов птиц. Как обратить на них внимание экскурсантов? При выслушивании голосов можно, пожалуй, просто по очереди познакомиться с наиболее характерными певцами данного сообщества. Это даже будет способствовать развитию умения детализировать и выделять из общего хора песню того или иного вида птиц. Но если вам надо обратить внимание еще на ряд других биологических черт той или иной птицы, то этот принцип - "по очереди" - совершенно неуместен. Если экскурсия идет по намеченному маршруту, уклоняться от него следует лишь в очень редких случаях, когда вы уверены, что это уклонение даст вам ценный и интересный материал. Руководитель идет впереди и обыкновенно первый замечает новую птицу. Здесь надо сообразить, что представляет собой данная встреча с точки зрения темы экскурсии, и как она может быть использована. Эта предварительная ориентировка особенно важна в весенних и летних экскурсиях, когда поведение птицы уже в первый момент встречи с нею ясно указывает нам на близость ее гнезда, вылетевших птенцов и т. п. Зная встреченную птицу, сразу можно решить, может ли данная особь быть в достаточной мере показательно использована. Если нет - лучше о ней умолчать, во избежание загромождения отрывочными наблюдениями. Часто это умалчивание остается даже незамеченным. Говорить следует лишь о том, что вы сейчас можете показать экскурсантам.

Степень использования различных отрядов птиц и их видов в экскурсионной практике далеко не одинаковая. Главный материал доставляют мелкие воробьиные птицы (отряд Passeres), наиболее заметные и многочисленные в лесу. Большинство птиц других отрядов ведут более скрытный образ жизни и позволяют наблюдать себя (при групповой экскурсии) лишь случайно. Такие наблюдения большей частью отрывочны и кратковременны. Воробьиные птицы благодаря своей биологии и широкой распространенности (даже в городах) представляют наиболее доступный отряд.

Разные особи птиц при встрече с человеком ведут себя различно. Некоторые молча и стремительно улетают. Эти для дальнейшего наблюдения не пригодны, и обращать на них внимание на первых экскурсиях не следует. Другие, вылетая с криком, садятся поодаль, и с двух-трех взглядов на птицу можно бывает заметить, что гнездо ее или выводок птенцов очень недалеко. Таких птиц уже можно хорошо использовать, и они могут доставить прекрасный материал по целому ряду биологических явлений. Наконец, птицы, замеченные еще издали (например, поющие на вершинах деревьев или обитающие всегда на открытых местах), могут быть в достаточной мере использованы уже благодаря этому обстоятельству.

Важным моментом в подборе экскурсионного материала является также умение выделить наиболее яркие особенности наблюдаемой птицы. Это часто можно предвидеть и вовремя привлечь внимание экскурсирующих в должную сторону. Особенно способствует этому знание голосов птиц, так как в большинстве случаев о той или иной птице мы, прежде всего, узнаем по ее голосу (пению или крику). Всегда отдельные возгласы тесно связаны в своих интонациях с поведением и движениями птицы, и при знании их можно заранее понять, в каком состоянии она находится и как данное состояние ее может быть использовано для наблюдения.

Таким образом, отбирается экскурсионный материал: предварительно - путем заранее намеченных и практически проверенных маршрутов по различным растительным сообществам, и во время экскурсии - руководствуясь принципом

различной экскурсионно-педагогической ценности каждого отдельного биологического явления.

Остановимся теперь на некоторых других вопросах практической стороны орнитологических экскурсий. Прежде всего, необходимо выяснить наиболее благоприятное время года. В этом отношении могут быть две точки зрения. При целом цикле орнитологических экскурсий с одной и той же группой важно начать их еще зимой, накануне весны. В это время нет того обилия видов птиц, которое так сбивает начинающего экскурсанта. Оседлые и зимующие птицы, не так уж многочисленные у нас, доставляют все же достаточный материал по биологии, который может быть положен в основу при ознакомлении с птицами.

Но при орнитологических экскурсиях, преследующих несколько иную цель - не постепенное ознакомление с наиболее характерными представителями фауны птиц, а изучение наиболее интересных биологических явлений, - зимний материал, пожалуй, будет недостаточен и несколько однообразен. С этой точки зрения наиболее удобным временем являются поздняя весна и начало лета. В апреле почти ежедневно возвращаются на родину все новые и новые птицы. Лес, помимо своего ботанического "обновления", все более и более насыщается птицами как количественно, так и качественно. Наблюдения над прилетом очень интересны и ценны, но необходимое условие для этого - предварительное знакомство с голосами птиц, так как в громадном большинстве случаев вы узнаёте о возвращении той или иной птицы по голосу.

Майские экскурсии очень удобны для первоначального ознакомления с пением птиц, так как в это время оно наиболее полно, и особенно ярко выражены его характерные видовые черты. В мае - июне можно познакомить экскурсантов также со всеми биологическими явлениями, связанными с периодом размножения. Спаривание, весенние игры и полеты, постройка гнезда, сами гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов - все эти биологические явления делают позднюю весну и начало лета наиболее благоприятным временем для групповых экскурсий, ставящих себе целью не только ознакомление с самими птицами, но и изучение явлений, связанных с той или иной группой видов.

С середины лета лес начинает затихать. Многие птицы вывели птенцов и пора песен сменилась порой выкармливания. Конец июня и затем июль, август - пожалуй, самые неблагоприятные месяцы для учебных экскурсий. Очень часто можно встретить невзрачно окрашенную птичку, неясно цикающую, чирикающую или свистящую, и стать в тупик при догадках - кто это такой? Все эти скромные загадочные птицы - выведшийся молодняк, живущий уже самостоятельно. Но и взрослых теперь определять гораздо труднее. Часто не хватает самого главного указания - голоса или песни. Осень ценна лишь при условии специального интереса к отлету и прочим осенним периодическим явлениям в мире птиц.

Таким образом, выбор сезона тесно связан с темой экскурсии и подбором материала. Но, в общем, самым подходящим временем надо считать май - июнь.

В какие часы суток экскурсия может быть более удачна? Это зависит от времени года. Осенние и, главным образом, зимние экскурсии наименее зависят от времени дня. В осенних экскурсиях раннее утро и вечер оказываются наиболее удобными для наблюдений над пролетом и отлетом (при условии безветреной сухой погоды). Зимой сравнительно безразлично время дня, хотя утренние экскурсии, сейчас же после восхода солнца, несколько более продуктивны. Большое значение имеет время суток для весенних и летних экскурсий. Самые драгоценные - ранние часы на восходе солнца. Только что проснувшиеся птицы оглашают лес характерными для каждого вида полными голосами. К полудню, особенно в жаркие дни, деятельность их несколько ослабевает, а к вечеру возобновляется, но уже не в такой мере, как утром. Поэтому желательно в целях успешности отправляться весной возможно ранее, даже до восхода солнца. К 10-11 часам утра экскурсия уже может быть закончена совсем, или сделан привал до 3-4 часов, при экскурсировании целый день. В таких случаях вторая часть -вечерняя (с 5 до 10-11 часов) - бывает иногда не менее интересна, чем первая, и сравнение обеих дает ряд ценных биологических данных о жизни птиц в течение дня. В вечерней экскурсии весной интересно наблюдать, как птицы устраиваются на ночлег. Майские ночные экскурсии с их наблюдениями пробуждения птиц

оказываются еще более богаты материалом и особенно могут быть рекомендованы для ознакомления с голосами птиц, так как различные птицы пробуждаются в известной последовательности. Для небольшой экскурсии обычного типа необходимо принять более благоприятным временем раннее утро, особенно при ясной тихой погоде.

Выбор места весенней экскурсии должен всецело зависеть от ее темы. Для изучения гнездового периода в жизни птиц наиболее удачна будет экскурсия, которая пройдет по опушке леса, через светлую хвойную рощу или сечу и подольше задержится в лиственной поросли, особенно у реки. Большинство гнезд у птиц этих сообществ расположены на земле или невысоко от нее и вполне доступны. Здесь мы можем слышать и наиболее характерные голоса очень заметных певцов (чечевицы, лесного конька), легко можем наблюдать оригинальные полеты лесного конька, серой славки и некоторых других птиц, можем найти своеобразные гнезда пеночек и камышевок. В гнездах лиственной поросли чаще всего бывают яйца и птенцы кукушки. Все эти преимущества ценны с точки зрения избранной темы.

В некоторых экскурсиях сезонные явления не ставятся на первое место, и их главная задача - первое ознакомление с самими птицами, с их голосами, или же с группировкой птиц в тех или иных местах. При таких условиях маршрут экскурсии должен быть иной.

Наиболее богаты видами птиц смешанные леса и светлые молодые поросли или подрастающие рощи. Старые боры, особенно строевые хвойные, наименее населены птицами, и иногда на протяжении всей экскурсии мы в них слышим лишь посвистывание корольков, крик соек или каких-нибудь хищников. Орнитологическая экскурсия в неглухой смешанный дуплистый лес с подседом и солнечной опушкой бывает наиболее удачна по своему материалу. Очень характерное население имеют зарастающие сечи, а также лиственные поросли, особенно по берегам небольших речек и ручьев. Они имеют наибольшее количество видов, характерных для таких мест.

При изучении голосов необходимо начинать со стаций менее "голосистых". Лучше всего сначала побывать в большом лесу, где отдельные особи держатся дальше друг от друга, и обратить внимание на пение зяблика, некоторых пеночек, малой мухоловки. Лиственные поросли с встречающимися на каждом шагу славками, пение которых различать нелегко, и с большим разнообразием других голосистых птиц, не должны быть местом первой экскурсии такого рода. Переходя, в знакомстве с птицами, из большого леса через его опушки и сечи в лиственные поросли, мы постепенно изучим все разнообразие голосов птиц.

При экскурсиях, ставящих себе главной целью ознакомление с распределением птиц по гнездовым стациям (когда многие птицы для группы уже знакомы), надо наметить маршрут по самым характерным местам и вести его через наиболее резко выраженные грани стаций, где переход из одного сообщества к другому, с иным населением, очень заметен, В этом отношении удобно вести экскурсию, например, через смешанный лес, затем выйти на большую сечу (характерно появление лесных коньков), от нее пройти в хвойный лес (исчезновение многих видов) и после нового контраста - светлой лиственной рощи, через кустарниковую поросль (чечевицы, славки) - закончить маршрут несколькими сотнями метров вдоль ивняка небольшой речки (с камышевками). Если вам удастся в вашем районе создать приблизительно такой маршрут, хотя бы и в виде замысловатого иероглифа, то его материал будет хорошо иллюстрировать (и в значительной мере исчерпает) намеченную тему. При случайных, не проверенных заранее маршрутах, тема по весеннему обитанию птиц иногда оказывается совершенно "смазана", так как очень трудно бывает выделить при наблюдениях характерных птиц данного места.

Однако на практике из-за различных местных причин часто невозможно бывает такое планомерное экскурсирование. Тогда надо намечать маршрут, руководясь чисто местными, топографическими условиями, предварительно выслушивая птиц в различных местах и подбирая материал по тому же принципу постепенного усложнения и расширения.

Перейдем теперь к самим экскурсиям. Прежде всего - количество человек. Маленькие группы, в 5-6 человек, конечно, наиболее удобны, но это редко бывает осуществимо. Предельным количеством экскурсантов надо считать 15 человек. Большее число сильно понизит успешность экскурсии и сократит ее фактический материал. Даже при условии полной дисциплинированности и согласованности членов группы в 15 человек она оказывается уже настолько заметной в лесу "толпой", что громадное большинство птиц успевает скрыться при ее приближении или ведет себя настолько осторожно, что не удается подметить ничего особенно интересного.

Заметим здесь, что и в групповую экскурсию не следует идти в ярких или пестрых одеждах. Бинокли очень полезны.

Перед началом экскурсии у начального пункта маршрута устраивается маленькая беседа, в которой обсуждается основная тема экскурсии и вкратце сообщаются основные явления, которые будут предметом наблюдения. Эти данные должны быть положены в основу протокола экскурсии, который составляется после нее по записям участников. Место экскурсии руководитель, конечно, должен посетить сам незадолго перед экскурсией.

Движение экскурсантов имеет большое значение в орнитологической экскурсии; особенно должен чувствоваться ее руководитель. Все движения экскурсантов должны быть согласованы с движениями руководителя. Нельзя идти вразброд, рассеянной походкой. Руководитель должен всегда быть впереди, а экскурсанты не должны очень отставать и расходиться в стороны. В противном случае птицы будут вспугиваться преждевременно, и на них не будет обращено должного внимания. Заметив птицу, не следует идти прямо к ней, а, свернув несколько в сторону, спокойно и неторопливо приближаться тесной кучкой или гуськом, если участников немного. Разговоры в это время совершенно недопустимы. Если руководитель остановился, то вся группа должна также немедленно останавливаться. Он указывает на ту или иную птицу, и все внимание должно быть направлено в данную сторону. Во время наблюдения, если птица это "позволяет", руководитель вполголоса делает разъяснения отрывочными

фразами и обращает внимание всех на наиболее характерные черты происходящего явления.

Здесь следует упомянуть о различных способах приманивания птиц на экскурсии. Существует множество различных свисточков, пищиков и манков для различных птиц, при помощи которых охотники подманивают добычу. Многие опытные орнитологи искусно подражают губами и голосом крику разных птиц. Иногда подманивание оказывается полезным, особенно в осенних экскурсиях, так как несомненно расширяет материал экскурсии. Подманивая кочующие стаи или "осаживая" их с полета поблизости, мы мало нарушаем ход биологических явлений и поэтому можем в некоторых случаях прибегать к этому способу. Особым пищиком можно подманить весной в лесу, например, рябчика и показать его даже целой группе экскурсантов. Без приманивания видеть рябчика удается редко, так как при малейшей тревоге он прячется или стремительно улетает. И многие другие, обычно осторожные, птицы хорошо приманиваются при умелом подражании (например, кукушка, иволга). Отрывистыми ударами палки по стволу, подражая стуку дятла, мы можем подманить его довольно легко. Не слыша шума шагов или голосов, он подлетает очень близко.

Наблюдения следует сразу же кратко отмечать в записной книжке (индивидуально каждый). Этот материал идет в содержание протокола экскурсии, который составляется после, сообща. Запись наблюдений может вести и один кто-нибудь, но желательно участие нескольких человек или даже всех, так как несколько записей, при их последующем сопоставлении и обсуждении, в значительной мере освобождают протокол от субъективности в описаниях и оживляют дело.

При наблюдениях птицы у гнезда необходим некоторый план ее использования. Он в общих чертах следующий. Руководитель замечает впереди птицу. Ее поведение, беспокойство и голос свидетельствуют о близости гнезда. После нескольких шагов экскурсанты останавливаются. Руководитель один идет вперед и определяет приблизительное место гнезда; затем группа

приближается и располагается на месте, наиболее удобном для наблюдения; лучше всего всем тихо сесть на землю.

Производятся наблюдения над поведением самца и самки. Отмечаются окраска, половой диморфизм, повадка в полете, беспокойство, крик и пр. Далее, с некоторыми видами можно проделать эксперимент, иллюстрирующий защиту гнезда или отвод самкой врага. В некоторых случаях отвод удается наблюдать очень отчетливо. После обстоятельного ознакомления с птицами производится осмотр гнезда, если его положение для этого доступно. Во время предшествующих наблюдений точное местоположение его большей частью уже бывает обнаружено. Но здесь надо иметь в виду различное отношение птиц к гнезду. Некоторые виды сравнительно мало беспокоятся при его осмотре даже несколькими лицами (коноплянки, зеленушки, овсянки и др.). Другие же иногда бросают гнездо после осмотра, и с этим необходимо считаться. Таковы зяблики, камышевки и многие другие насекомоядные мелкие птицы.

Во всяком случае, осмотр гнезда необходимо производить по определенному плану и возможно быстрее. Руководитель первый бегло осматривает гнездо. Перед общим осмотром необходимо вкратце упомянуть о характерных чертах, на которые надо обратить внимание (положение, материал гнезда, цвет, вид и размер яиц, птенцов и т. д.). Затем экскурсанты друг за другом проходят мимо гнезда, быстро заглядывая в него. Трогать руками, брать яйца и птенцов не следует. Конечно, такой осмотр некоторым невнимательным участникам экскурсии даст очень мало, но в групповой экскурсии иным способом трудно ознакомиться с гнездами. Более подробный осмотр гнезда каждой встреченной птицы слишком дорого обходился бы фауне местного края, так как неизбежна была бы частая гибель целой кладки яиц или выводка. При индивидуальных наблюдениях осмотр, конечно, должен быть более детальным и может повторяться несколько раз в разное время, но и то лишь при условии бережного отношения.

Впереди предстоят еще экскурсии с этой же группой и приблизительно в этом же районе, то можно заметить место гнезда и, рассчитав срок вылета птенцов, снова побывать здесь. Тогда уже можно подробнее изучить и положение гнезда, и прикрепление к ветвям, и материал его, после чего взять в коллекцию вместе с веткой, на которой оно помещалось. Эти пустые гнезда летом еще достаточно крепки и представляют определенную ценность. Лишь осенние дожди портят их уже значительно.

 

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий

Методические рекомендации по проведению орнитологических экскурсий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020