Методические рекомендации по работе с учащимися при подготовке к написанию мини-сочинения по обществознанию
Оценка 4.8

Методические рекомендации по работе с учащимися при подготовке к написанию мини-сочинения по обществознанию

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
обществознание
11 кл +1
27.02.2020
Методические рекомендации по работе с учащимися при подготовке к написанию мини-сочинения по обществознанию
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Методические рекомендации по работе с учащимся при.pptx.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с учащимся при

подготовке к написанию мини- сочинения по обществознанию

 

 

Автор проекта:

Гумерова Раушания Рифмировна

      учитель обществознания

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа-интернат

с углубленным изучением отдельных предметов

для одаренных детей" Сабинского муниципального района РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка (введение)                       

 

3

Тезаурус (глоссарий)

 

5

1.  Глава 1.  Содержание  задания №29

6

2.  Глава 2. Критерии оценивания ответов

на задание 29

 

8

3. Глава 3. Алгоритм написания мини-сочинения

 

10

Заключение

 

12

Список использованной литературы

 

13

Приложения:

 

1.Приложение 1

 

 

14

2.Приложение 2                                                                 14

 

3.Приложение 3                                                                      15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

                                  Пояснительная записка

Настоящие МР составлены  для учителей обществознания, ведущих подготовку учащихся для сдачи единого государственного экзамена по предмету

Целью настоящих МР является:

-рассмотреть содержание и критерии оценивания задания №29 по обществознанию (мини-сочинение)

-составить алгоритм работы с учащимися по выполнению задания 29 по обществознанию(мини-сочинение)

-обобщить практический опыт по написанию мини- сочинения по обществознанию.

      Актуальность методической рекомендации. Мини-сочинение является одним из самых сложных заданий  единого государственного  экзамена по обществознанию. На выполнение этого задания на экзамене учащемуся отводится в среднем  от 45 минут до 1 часа 15 минут. Оценивается это задание максимальными 6 первичными баллами, что в переводе в сто бальную систему равняется 12 баллам.

    Мини-сочинение по обществознанию является заданием, требующим систематической тренировки. В результате работы над этой задачей учащиеся отрабатывают практически все универсальные учебные  действия, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом: личностные, предметные и метапредметные. К примеру, - регулятивные (постановка задачи, планирование, поиск ресурсов);

- познавательные (аргументировать, обобщать, устанавливать причину и следствие, критически оценивать, интерпретировать информацию);

- коммуникативные (учитывать разные точки зрения, логично и развернуто излагать свою позицию);

- межпредметные (выделять главное, анализировать, делать выводы).

     Прежде всего, чтобы приступить к написанию мини-сочинения, нужно четко понимать, что представляет собой данный вид работы и каковы его особенности, каковы критерии оценивания этой работы, как правильно организовать работу по написанию эссе.

Можно выделить следующие жанровые особенности сочинения по обществознанию: наличие конкретной темы; личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление; небольшой объем; многоаспектный взгляд на явление; свободная композиция; внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений.

    Надо понимать, что мини - сочинение по обществознанию является научным и, в отличие от эссе по литературе, к нему не предъявляется требование заранее заданного объема текста и оценивается оно по конкретным заданным критериям. Так же этот вид работы отличается тем, что:

- выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания: философии, социологии и социальной психологии, экономике, политологии, правоведению;

- при выполнении этого задания, нужно уметь грамотно пользоваться соответствующей теорией, терминологией, в соответствии с выбранным разделом (это научное эссе);

- цель мини-сочинения состоит в раскрытии смысла высказывания, а так же в представлении и обосновании собственной позиции по заданным критериям.

Структура сочинения  по обществознанию, подобно структуре любого сочинения, состоит из введения, основной части и заключения.

Эффективной подготовка к написанию мини- сочинения по обществознанию станет в том случае, если задания, которые предложит учитель, будут разнообразны по тематике, и в них будет присутствовать обучающий, воспитывающий и развивающий компонент.

Для решения этих задач и предназначены настоящие МР.

Использование МР позволит учителям использовать в своей работе различные способы и приемы деятельности, а также практические задания, для эффективной подготовки учащихся к написанию мини- сочинения.

При разработке рекомендаций авторы обращались к:

Методическим рекомендациям для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Т.Е.Лискова.М.2019

материалам с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.; - открытый банк заданий ЕГЭ22;

 - учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

- Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2018 гг.);

- журнал «Педагогические измерения»;

 - Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016– 2019 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).

УМК «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова (5-11 классы) М. «Просвещение» 2018

УМК «Обществознание» О.А.Котова,Т.Е.Лискова 10 -11 классы.М. «Просвещение»,2019.

Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ . Пазин Р.В. Ростов н/Д: Легион, 2014.

Обществознание. Задачи высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышова. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

 

 

 

 

 

Тезаурус (глоссарий)

 

ФИПИ- Федеральный институт педагогических измерений

Мини-сочинение - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета

Алгоритмы- инструктивные предписания, определяющие четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи

Теоретическое содержание мини-сочинения - объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

ФГОС- Федеральный государственный образовательный стандарт

УУД- универсальные учебные действия

Социальный факт- единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов

ЕГЭ- единый государственный экзамен

ГИА- государственная итоговая аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Глава 1.  Содержание  задания № 29

Альтернативное задание 29, нацеливает  экзаменуемого на написание мини-сочинения по одной из пяти предложенных тем. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако участники экзамена вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяло широкий комплекс умений, в частности умения раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

Задание 29 Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: - из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб; - из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы /театральные постановки и др.; - из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

           Проведем пошаговый разбор технологии выполнения задания.

1. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение». Предъявляется общее требование к формату ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, задается формат ответа: не план, схема или таблица, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений по выбранной проблематике. 25

2. «Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания». Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, участник ЕГЭ должен сформулировать одну или несколько основных идей, затронутых автором темы. В 2020 г. в формулировке задания фрагмент «по своему усмотрению» заменен на слово «корректно».

3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения)». Обществоведческое мини сочинение отличается от обыденных рассуждений тем, что для раскрытия проблемы используется теоретический аппарат общественных наук – понятия, идеи, теоретические положения. Важно понимать, что для раскрытия темы недостаточно просто привести определение одного-двух понятий. Ключевые понятия должны быть вписаны в общий контекст рассуждения, также должны быть приведены соответствующие контексту теоретические положения. Говоря о «контексте рассуждения», мы предполагаем наличие логической связи между идеями, положениями сочинения, возможность сделать определенные основательные выводы. Именно такой ответ может получить максимальный балл за теоретическую составляющую.

4. Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников

К личному социальному опыту, в данном случае к читательскому опыту, относятся любые прочитанные книги независимо от того, сам выпускник решил прочитать эту книгу, или ему посоветовал(и) ее прочитать друг/родители/известный блогер и т.п., или прочитать книгу велел учитель литературы.

Безусловно, нет никакого «негласного правила» приводить примеры из литературы. Более того, обществознание как учебный предмет нацелено на изучение современного общества. Поэтому весьма ценны корректно приведенные факты общественной жизни. Целесообразно также понимать, что вырванные из соответствующего контекста литературные примеры и исторические факты зачастую приводятся искаженно и далеко не всегда применимы для иллюстрации общественных явлений и процессов иных эпох. С учетом показанных выше заблуждений было принято решение в КИМ 2020 г. уточнить и конкретизировать требования к используемым источникам примеров. Выпускник может иллюстрировать свои идеи, рассуждения, выводы и т.п. фактами и примерами: - из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб; - из личного социального опыта, в том числе события из его жизни и жизни его родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы /театральные постановки и др.; - из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства. Требование задания содержит уточнение того, какого качества примеры необходимо привести.

    Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

      Проанализируем эти требования. - «Сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, написав, например: «Примером этого может служить моя мама» ИЛИ «Иван Грозный». Пример может быть засчитан только в том случае, если выпускник развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) опишет, как жизнь его мамы или деятельность Ивана Грозного иллюстрирует то или иное сформулированное в сочинении теоретическое положение, рассуждение, вывод. - «Подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым теоретическим положением, рассуждением, выводом. Если выпускник по имеющемуся в выбранной теме слову «преступление» или словосочетанию «нарушение закона» начнет приводить примеры (даже развернутые) преступлений, то такие примеры не будут засчитаны, поскольку отсутствует само иллюстрируемое теоретическое положение, рассуждение, вывод. Поэтому в процессе обучения и предэкзаменационной подготовки важно акцентировать внимание обучающихся на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения. - «По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Нередко участники ЕГЭ приводят одинаковые по сути примеры, неудачно пытаясь представить их как примеры из разных источников. Например, приводят факты из СМИ об участии граждан в выборах и аналогичные примеры участия в выборах своих близких. Понятно, что несколькими однотипными примерами иллюстрируется одна идея, поэтому они засчитываются как один пример. При написании мини-сочинения важно научиться иллюстрировать примерами разные идеи, теоретические положения, выводы и приводить примеры разных явлений, процессов

 

              Глава 2. Критерии оценивания ответов на задание 29.

 

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания предполагает выделение на основе выбранного высказывания одной или нескольких основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса и/или формулирование тезиса (одного или нескольких), который требует обоснования. Обращаем внимание на то, что такая формулировка первого критерия четко коррелирует с требованием задания: даже если выпускник не обозначил в явном виде идею, которую будет раскрывать дальше, то, вероятно, он обосновывает какой-то тезис. Иначе возникают вопросы: о чем и зачем он пишет? Поэтому 1-балльный критерий 29.1, по традиции, является определяющим: если написанный участником ЕГЭ текст ни посредством ключевой идеи(-й), ни посредством тезиса не связан с выбранным высказыванием (т.е. задание не выполнено), то по критерию 29.1 и по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений. В формулировке критерия содержится уточнение того, что под теоретическим содержанием мини-сочинения понимается объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений. Максимальный балл по критерию – 2. Отметим, что разработчики КИМ сознательно ушли от указания точного количества ключевых понятий, теоретических положений, чтобы не стимулировать формализм и не потерять саму суть свободно конструируемого обществоведческого сочинения. Поэтому в основе критерия 29.2 – принцип качественных накоплений. Отметим, что позиция корректности трактуется, как приведенные в сочинении корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения (именно объяснения, а не энциклопедические определения) ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения. Условия выставления 2 и 1 балла достаточно детально прописаны в критериях. Обращаем внимание на то, что в условии на 0 баллов даны уточнения того, при каких обстоятельствах сочинение не содержит элементов теоретического содержания: - смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснен; - теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания; - приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.

 Критерий 29.3. Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов. Этот критерий был введен в 2019 г., а в 2020 г. формулировка была скорректирована: в названии критерия «наличие и корректность рассуждений, выводов» заменена на «связность и логичность рассуждений, выводов». По существу, критерий 29.3 позволяет нам оценить логику и обоснованность рассуждений выпускника: насколько они последовательны и непротиворечивы, обоснованы и достоверны с точки зрения научного обществознания. Критерий 29.3 связан с критерием 29.2: «Если по критерию 29.2, выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов». При этом отметим, что возможна ситуация оценивания: 29.2 – 2 балла; 29.3 – 0 баллов.

29.4. Качество приводимых фактов и примеров. Критерий 29.4, как и критерий 29.3, является 2-балльным. Уточнение формулировки задания позволило четко зафиксировать требования к приводимым фактам/примерам (комментарии к каждому из требований приведены выше). В связи с изменением требований к типам используемых источников сформулированы новые указания к оцениванию по критерию 29.4.

 

                 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

                      Глава 3.      Алгоритм написания мини-сочинения

 

   Следует привести алгоритм действий, который может помочь при написании мини-сочинения. Чтобы правильно организовать работу, выделим определенные этапы действий.

Для начала, надо осуществить выбор цитаты из пяти предложенных. Надо выбирать тему с учетом знаний по той или иной базовой дисциплине и обращать внимание на четкое понимание смысла высказывания. Правильное понимание смысла высказывания является важным критерием при отборе цитаты, так как именно от этого зависит, будет ли оцениваться данное сочинение экспертами или нет (см. критерии оценивания). Само высказывание представляет одну из тем по обществознанию, содержание которой проверяется в процессе сдачи ЕГЭ. Наш опыт показывает, что учащиеся чаще выбирают работу с цитатами, относящимися к разделу социологии и социальной психологии. Именно цитаты из этого раздела кажутся выпускнику наиболее понятными на бытовом уровне. Но не следует забывать, что игнорируя научную аргументацию (К2, К3), выпускник теряет первичные 3 балла. Поэтому, выбирая цитату, надо учитывать знания теории по теме.

Следующее, что следует сделать, это написать сочинение в черновом варианте. Для этого надо выполнить черновые наброски в таблице, представленной ниже. Обратите внимание, что разделы в таблице выполнены на базе вышеизложенных критериев. Поэтому, работая по данному алгоритму, выпускник сразу сможет оценить свою работу с точки зрения эксперта. Выбрав цитату и изложив ее своими словами, можно преступать к следующему этапу-критерию. Важно максимально использовать терминологию, соответствующую выбранному разделу обществознания (это научное эссе). Проще всего начать с раскрытия ключевого понятия по выбранной теме. Нужную теорию для мини-сочинения учащиеся уже отрабатывают при подготовке к выполнению задания №25, предполагающего знание определений обществоведческих понятий и задания №28, включающего составление плана развёрнутого ответа по обществоведческим темам (признаки, функции, виды упоминаемых явлений). К тому же, необходимую теорию можно подчерпнуть из заданий, относящихся к  1 части КИМа. Важно помнить, что теория должна быть представлена из той области обществознания, к которой относится выбранная цитата (философия, социология и социальная психология, экономика, политология, правоведение). Кроме того, содержание теории должно соответствовать тезису, уже изложенному выше (подтверждать или опровергать его). Если этот этап не удался, то необходимо вернуться к первому этапу и выбрать другую цитату.

Далее, теоретические рассуждения надо проиллюстрировать примерами. То есть иллюстрировать надо не цитату автора, а те рассуждения и выводы, которые приводит выпускник в качестве теоретической аргументации. Надо помнить, что факты должны быть приведены из разных источников. К примеру, если оба приведенных факта являются историческими, то засчитан будет только один. Если этот этап не удался, то необходимо вернуться к первому этапу и выбрать другую цитату.

Далее, надо оформить материал, ранее кратко изложенный в таблице, в виде мини-сочинения. Здесь выпускнику пригодится важный навык, отрабатываемый во всех гуманитарных дисциплинах,  логично и последовательно излагать мысли на бумаге. Затем, следует написать вывод – уже озвученный в начале сочинения тезис (ведь именно его следовало доказать).

Рефлексия. На этом этапе надо проанализировать содержание текста. Проверить по четырем вышеприведенным критериям. Проверить стиль, логичность, последовательность изложенного материала. Внести необходимые коррективы.

И последнее, переписать на чистовик.

     Отрабатывая задания вышеописанным способом и освоив навык составления таблицы по заданным критериям, выпускник можете претендовать как минимум на 4 балла (К1-1, К2-1, К4-2). Еще 2 балла по критериям К2 и К3 показывают мастерство владения теорией по обществознанию и мастерство логического изложения этой теории.

И в заключение, еще раз обращаем внимание на то, что мини-сочинение по обществознанию является сложным заданием и для успешного выполнения этого задания его следует настойчиво и многократно отрабатывать по вышеизложенному алгоритму.

 

Образец составления таблицы по заданным критериям и  примеры работы с этой таблицей.(Приложения 1-3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                            

 

 

 

                                            Заключение

Подготовка к ЕГЭ по предмету не может и не должна быть оторвана от изучения данного предмета в основной и старшей школе, от реализации образовательной программы на основе УМК Федерального перечня Минпросвещения России. Только систематическое изучение предмета на основе УМК, выполнение различных учебных заданий будут способствовать формированию системы знаний и развитию комплекса предметных и общеучебных умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

2. Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно изучаемые понятия, теоретические положения иллюстрировать фактами общественной жизни современного общества, примерами из личного социального опыта школьников, из истории (в том числе истории науки, искусства). При этом особое внимание следует уделять традициям, фактам из истории своего родного края, произведений национальной литературы.

3. В начале учебного года целесообразно провести стартовую диагностику образовательных достижений обучающихся, чтобы помочь каждому ученику адекватно оценить уровень своей подготовки, выявить наличие пробелов и построить/скорректировать индивидуальные траектории подготовки.

4. Советуем систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы. В подобные работы могут включаться типовые задания ЕГЭ, однако целесообразно использовать и другие задания, представленные в рабочих тетрадях и иных компонентах УМК.

5. Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение обществоведческого курса и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе использование типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить освоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.

6. Для того чтобы получить полное представление об актуальной экзаменационной модели, советуем внимательно изучить кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому рекомендуем ознакомиться с документами текущего учебного года (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory).

 

Список использованной литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014. -  № 15. -  ст. 1691.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс : Законодательство : Версия Проф. – URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943 . – (Дата обращения: 14.02.2020).

Методические рекомендации  для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Т.Е.Лискова.М.2019

материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.; - открытый банк заданий ЕГЭ22;

 - учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

- Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2018 гг.);

- журнал «Педагогические измерения»;

 - Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016– 2019 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).

УМК «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова (5-11 классы) М. «Просвещение» ,2018

УМК «Обществознание» О.А.Котова,Т.Е.Лискова 10 -11 классы.М. «Просвещение»,2019.

Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ . Пазин Р.В. Ростов н/Д: Легион, 2014.

Обществознание. Задачи высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышова. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

 

                                                                                                                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                              Приложение 1.

 

Цитата

Экономика: «Торговля не разорила еще ни одного народа». Б. Франклин

Смысл высказывания.

Франклин хотел сказать, что занятие торговой деятельностью полезно для общества, и приводит  к его процветанию.

Теоретическая аргументация. Раскрыть термины, понятия, признаки, функции. Закономерности.

Меркантилизм: богатство государству приносит внешняя торговля. А Смит: международное разделение труда. Государственная политика: протекционизм, свободная торговля. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот.

Примеры из современной социальной истории, СМИ, литературы, истории, географии, свой личный опыт.

Древняя Русь объединилась по торговому пути «из варяг в греки». Новгород, Киев – на торговых путях богатейшие, крупные  средневековые города. Современная Россия, США, Европейский союз, Китай и др.

 Приложение 2.

Цитата

Политология: «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан».
                                                                       
В. Гумбольдт

Смысл высказывания.

Государство, по Гумбольдту, должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутренней безопасности. Любое содействие благосостоянию граждан со стороны государства невозможно без вмешательства его во все отрасли человеческой жизни.

Теоретическая аргументация. Раскрыть термины, понятия, признаки, функции. Закономерности.

Либерализм. Демократия. Тоталитарный государственный режим. Гражданское общество. Функции государства. Социальная ответственность государства.

Примеры из современной социальной истории, СМИ, литературы, истории, географии, свой личный опыт.

«Великая депрессия» и ее политические последствия. Тоталитарный режим в СССР. Шведский социализм. Российская Федерация.

 

 

Приложение 3.

 

Цитата

Философия. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
                                      В.Г. Белинский

Смысл высказывания.

Автор подчеркивает, что в человеке от природы заложено свойство активного отношения к окружающей действительности. И жизнь человека имеет смысл только тогда, когда она до краев наполнена целенаправленной, радостной деятельностью.

Теоретическая аргументация. Раскрыть термины, понятия, признаки, функции. Закономерности.

Деятельность. Структура, виды, мотивы деятельности. Значение деятельности для самого человека. Социально направленная деятельность. Потребности человека. Цель и смысл жизни. Гедонизм. Личность. Самореализация.

Примеры из современной социальной истории, СМИ, литературы, истории, географии, свой личный опыт.

М.В. Ломоносов, Демосфен. А.В. Суворов.
В.В. Путин. Литературные персонажи. Знакомые Вам люди.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по работе с учащимся при подготовке к написанию мини- сочинения по обществознанию

Методические рекомендации по работе с учащимся при подготовке к написанию мини- сочинения по обществознанию

Содержание Пояснительная записка (введение) 3

Содержание Пояснительная записка (введение) 3

Пояснительная записка Настоящие

Пояснительная записка Настоящие

Структура сочинения по обществознанию, подобно структуре любого сочинения, состоит из введения, основной части и заключения

Структура сочинения по обществознанию, подобно структуре любого сочинения, состоит из введения, основной части и заключения

Тезаурус (глоссарий) ФИПИ -

Тезаурус (глоссарий) ФИПИ -

Глава 1. Содержание задания № 29

Глава 1. Содержание задания № 29

Для раскрытия сформулированной(-ых)

Для раскрытия сформулированной(-ых)

Примером этого может служить моя мама»

Примером этого может служить моя мама»

Максимальный балл по критерию – 2

Максимальный балл по критерию – 2

Следует привести алгоритм действий, который может помочь при написании мини-сочинения

Следует привести алгоритм действий, который может помочь при написании мини-сочинения

Затем, следует написать вывод – уже озвученный в начале сочинения тезис (ведь именно его следовало доказать)

Затем, следует написать вывод – уже озвученный в начале сочинения тезис (ведь именно его следовало доказать)

Подготовка к ЕГЭ по предмету не может и не должна быть оторвана от изучения данного предмета в основной и старшей школе, от реализации образовательной программы…

Подготовка к ЕГЭ по предмету не может и не должна быть оторвана от изучения данного предмета в основной и старшей школе, от реализации образовательной программы…

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12

Цитата Экономика: «Торговля не разорила еще ни одного народа»

Цитата Экономика: «Торговля не разорила еще ни одного народа»

Цитата Философия. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни»

Цитата Философия. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020