Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
19.02.2020
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
рекомендации к ИОМ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

 

 

 

Методические рекомендации

по разработке и использованию

индивидуального образовательного маршрута дошкольника

 

1191268972_c4107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: воспитатель

младшей группы

Рединова М. С.

Методическое руководство:

старший воспитатель Овчаркина О.В.

 

 

 

 

Тулун, 2016 год

«Рассмотрено»                                                                                   

на заседании  педагогического совета МБДОУ

Протокол  № ___                                                                           

от «___» ___________ 20___ года 

 

 

 

 

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Составитель:  воспитатель младшей группы Рединова М. С. Методическое руководство: старший воспитатель Овчаркина О.В. МБДОУ города Тулуна «Детский сад  комбинированного вида «Родничок»,   2016 год

 

 

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута -  важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие   выбор того иного образовательного маршрута,     описаны  этапы его построения, приводится перечень  примерных  методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута  для ребенка-дошкольника.

Представленные материалы  помогут педагогическим работникам ДОУ  разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………..     

4

 

1.

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников……

 

5

1.1.

Понятие индивидуального образовательного маршрута,  его цели и основные факторы  выбора …………………………………………..

 

5

1.2.

Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………….

 

 

6

1.3.

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка  ……………………………….

 

8

1.4.

Технологии, методы и приемы  реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………

 

 

9

 

2.

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

10

 

3.

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута  для детей с ОВЗ …………………...

 

11

 

4.

Список рекомендуемой  литературы ……………………………...

14

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

"Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе".

Галилео Галилей

 

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).  

Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.

Материалы  сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ,     описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута,  рекомендации к составлению примерного варианта  индивидуального  маршрута для ребенка с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

 

1.1.          Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели  и основные факторы выбора

 

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.

Индивидуальный образовательный маршрут   – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и  дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации,   педагогов,    специалистов   образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями  в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения   дополнительной  образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Усилия педагогов ДОУ в  рамках реализации ИОМ  направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольника;

- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

1)                ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2)                в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого  образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

3)                на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- возрастом ребенка;

- состоянием его здоровья;

- уровнем готовности к освоению образовательной программы;

- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных  образовательных учреждений.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

 

 

1.2.          Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута  для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед  педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.

Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции  нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);

- оценка эффективности использования ИОМ;

- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

- сбор медико-педагогической информации о ребенке;

- психолого-педагогическое обследование;

- анализ и оценка полученных данных;

- выстраивание ИОМ ребенка;

- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства  развития ребенка;

- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

     Технологические аспекты данной проблемы:

- сводные информационные таблицы по диагностике;

- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

 

 

1.3. Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута ребенка  

 

Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:

1)                    Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения,  использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).

2)                    Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной  или развивающей  работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и  методик);

- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий  (предполагает   отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4)  Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

 

 

 

 

1.4. Технологии, методы и  приемы  реализации   индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.  ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  педагогического воздействия на   ребенка.    В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

1.                 Проведение коллегиального заседания ПМПк ДОУ.

2.                 Изучение рекомендаций ПМПК.

3.                 Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).

4. Создание специальных условий для  обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.)

- использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).

5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих). 

6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ

        

Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?

Есть разные варианты.  В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы  с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов;  это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня  данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ПМПк (при наличии), диагноза (при наличии).  

Предлагаем  примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ:

Образец                                       

 

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

1.Ф.И.О. воспитанника________________________________________

2. Дата и место рождения ______________________________________

3. Адрес: _____________________________________________________

4. Сведения о родителях (законных представителях):________________

5. Дата поступления в МДОУ _________________________________

6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид: от  ___г. основной диагноз_______

7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭК №____________

 срок назначения___________ продление ______________   ИПРА №_

8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___

9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от  ________________201   года).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам  дошкольного возраста  опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

 

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

 

1.                  Общее состояние (причина инвалидности) __________________

2.                  Физическое развитие _____________________________________

3.                  Неврология______________________________________________

4.                  Зрение            ___________________________________________

5.                  Слух __________________________________________________

6. Опорно-двигательный аппарат_________________________________

7. Диагноз психиатра___________________________________________

8. Диагноз логопеда  ___________________________________________

9. Данные о текущем лечении____________________________________

         10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов__________________

 

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Информация о  прохождении ПМПК

первичное обследование

повторное обследование

каждые 2 года

число, месяц, год

число, месяц, год

число, месяц, год

Заключение ПМПК

№                   протокола

Заключение ПМПК

№                  протокола

Заключение ПМПК

№               протокола

 

 

 

IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ

      Зам. заведующего по ВМР – координатор ИОМ, группы сопровождения.

1.   Старший воспитатель                                    2.Воспитатели группы

3. Педагог-психолог                                             4.Педагог-дефектолог

5.Учитель-логопед                                                6.Руководитель физо

7.Музыкальный руководитель                             8.Мл. воспитатель

 

 

 

V.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

педагог-психолог

 

Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

учитель-логопед

Структура и степень нарушения речи. Причины не успешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

воспитатели

Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния.

Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.

специалисты

муз. раб. физ.раб

 

 

медработник поликлиники

Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Направления работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Дата и время проведения

Используемые программы и технологии

Формы проведения занятий

Ф.И.О. специалиста

Психологическая помощь (педагог – психолог)

 

 

 

 

 

Дефектологическая и   логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

 

 

 

 

 

Педагогическая помощь

 

 

 

 

 

Инструктор по физической культуре

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список рекомендуемой литературы

 

1.                 Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.). - М.: «Просвещение», 2003г.

2.                 Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).

3.                 «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» – Караганда – 2009 г. Составитель: Суртубаева Д.А.

4.                 Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. /М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с.

5.                 Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный    маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО» - 2015 г.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Рассмотрено» на заседании педагогического совета

Рассмотрено» на заседании педагогического совета

Содержание Пояснительная записка ……………………………………………

Содержание Пояснительная записка ……………………………………………

Пояснительная записка "Мы ничему не можем научить человека

Пояснительная записка "Мы ничему не можем научить человека

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников 1

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников 1

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя…

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя…

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья 1

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья 1

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с

III . ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

III . ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

VI . ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

VI . ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

Список рекомендуемой литературы 1

Список рекомендуемой литературы 1
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.