Методические рекомендации по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия в музее боевой славы образовательного учреждения
Оценка 4.7

Методические рекомендации по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия в музее боевой славы образовательного учреждения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
1 кл—11 кл
13.05.2020
Методические рекомендации  по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия  в музее боевой славы образовательного учреждения
Процесс становления информационного общества, зрелищность и доступность информационных средств, в корне поменяло подрастающее поколение — потенциальных посетителей музеев. Нынешний экскурсант не желает пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий. Кроме того, быстрая смена приоритетов современного общества, привела музеи ко вступлению в конкуренцию с разнообразными досуговыми учреждениями, поэтому весьма актуальной стала задача привлечения в музей современного посетителя. Это вызывает смену приоритетных направлений деятельности музея, перемещения в сторону активного взаимодействия, внедрения в экспозицию подвижных элементов, сопровождения звуковыми эффектами, оснащения электронными гаджетами-гидами, введение театрализации. В работу музеев активно внедряются анимация и интерактивность.
МУ интерак экск Куликова ЗНАНИО..docx

Методические рекомендации

по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия

в музее боевой славы образовательного учреждения

 

Куликова Ирина Геннадьевна,

педагог ДО высшей категории

 

Пояснительная записка

Введение

Что на сегодняшний день является главным для музеев образовательных учреждений?

Во-первых, процесс становления информационного общества, в котором в настоящее время мы пребываем, зрелищность и доступность информационных средств, в корне поменяло подрастающее поколение — потенциальных посетителей музеев.

Нынешний экскурсант не желает пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий.

Во-вторых, быстрая смена приоритетов современного общества, привела музеи ко вступлению в конкуренцию с разнообразными досуговыми учреждениями, поэтому весьма актуальной стала задача привлечения в музей современного посетителя.

Это вызывает смену приоритетных направлений деятельности музея, перемещения в сторону активного взаимодействия, внедрения в экспозицию подвижных элементов, сопровождения звуковыми эффектами, оснащения электронными гаджетами-гидами, введение театрализации. В работу музеев активно внедряются анимация и интерактивность.

Привыкшие к новым формам подачи информации, современные обучающиеся сложно воспринимают историю Великой Отечественной войны с помощью способов и приемов, которые были эффективны ранее. Для изучения истории войны требуются новые активные педагогические технологии. И музеи предлагают целую серию экскурсионных мероприятий, где все ответы можно получить самостоятельно, в общении с экспонатами.

К сожалению, музеем, оборудованным интерактивными досками и стендами, интерактивными картами и залами, образовательное учреждение располагать не может, но внести элемент интерактивности способно при помощи проведения интерактивного экскурсионного мероприятия.

Что означает «интерактивное экскурсионное мероприятие» и как его подготовить в музее образовательного учреждения? В методическом пособии представляются некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут сделать экскурсию интерактивной и ввести в поле музейной педагогики для большего охвата информацией.

Методические рекомендации адресованы руководителям музеев образовательных организаций, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям, воспитателям. Рекомендации направлены на расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по методике проведения интерактивных экскурсионных мероприятий, посвященных юбилею победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., в музеях боевой славы образовательных организаций, способствующих патриотическому воспитанию экскурсантов.

Много полезной практической информации вынесено в раздел «Приложения». Это и методика разработки интерактивного экскурсионного мероприятия для музея образовательного учреждения, методика создания мультимедийной презентации. При подготовке памятных мероприятий, посвященных юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г, в образовательных учреждениях ценным методическим ресурсом так же будут являться подборка «Краткие исторические правки: Боевой путь 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса» и методические разработки квест-игры «На призывном пункте» и Мастер-класса «Фронтовое письмо».

 

 

I. Основные понятия

1.1. Музей образовательного учреждения

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Современный музей образовательного учреждения является уникальной точкой соединения культуры и образования. В словосочетании «музей образовательного учреждения» ключевым словом является музей, так как обладает большинством его функций, но функции эти выполняются не профессиональными музейными работниками, а обучающимися. Самобытность музея образовательного учреждения в том, что он — музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован аудитории подростков и молодежи, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество обучающихся, педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

В количественном отношении среди музеев образовательных учреждений преобладают музеи, посвященные событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Данные музеи, музеи боевой славы содержат материалы о Великой Отечественной войне, о подвигах наших соотечественников на фронте и в тылу, о жизненном пути участников военных действий.

Музеи боевой славы являются основой для патриотического воспитания подрастающего поколения и способствуют достижению следующих целей: Сохранение исторической памяти; - Изучение истории Великой Отечественной войны; - Воспитание чувства патриотизма, заботы об Отечестве, готовность к его защите; Воспитание чувства уважения к героям Великой Отечественной войны.

Сегодня тема патриотизма, тема Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов становится все более актуальной, требует серьезного осмысления, актуализации и поиска новых форм подачи исторических и краеведческих материалов.

1.2. Музейная коммуникация — необходимая соорганизация определённых позиций, которые обеспечивают существование музейной культуры. Здесь необходимо  обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, экскурсанта, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

1.3. Музейная экскурсия — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть человек, который любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее образовательного учреждения — непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Как сделать музейную экскурсию активной, эффективной и равнообогащающей ее участников? С помощью введения элементов интерактивности.

1.4. Интерактивность (от англ. interaction —взаимодействие) понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Первым и главным правилом интерактивной экскурсии является вовлечение в работу всех участников.

Интерактивные экскурсии обеспечивают создание условий, максимально приближенных к жизненным ситуациям, делает запоминание - непроизвольным, а восприятие - непринужденным. Это усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию интересной и запоминающейся. Стимулируется интерес к прошлому, осуществляется передача культурного опыта, и музей становится посредником между посетителем и культурной средой.

Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, театрализацию, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Интерактивные занятия наиболее эффективны в младшем и среднем подростковом возрасте. Музейный экспонат аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может быть своеобразным портретом своего хозяина, свидетельствовать о его социальной роли, чувствах и т.д. Познание ребенком окружающей действительности происходит не только путем визуального восприятия, но и при помощи тактильного контакта. Дети хотят видеть себя не только зрителями, но и участниками исторических событий, подержать в руках, например, орден Красной Звезды, или бутафорский автомат Калашникова, написать пером фронтовое письмо. Это помогает раскрывать перед детьми предметный мир, заставляет активно действовать внутри экскурсии, отвечать на вопросы.

А «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя войны путем облачения в форму образца 40-х годов: вызывает у детей самые сильные чувства. Сквозь призму времени они становятся очевидцами далеких событий. Историческое прошлое приближается к сознанию экскурсантов, становится для них реальной действительностью.

В ходе интерактивного экскурсионного мероприятия экскурсанты находятся в постоянной активной позиции, представляя себя то на линии боевых действий, то в глубоком тылу, то на пункте призыва добровольцев. При этом игровой сценарий интерактивного экскурсионного мероприятия отнюдь не перечеркивает образовательный эффект от посещения музея.

В результате интерактивной модели экскурсионного мероприятия экскурсант скорее запомнит нужную дату и исторические факты. Ведь любая информация, поднесенная во время интересной игры, запоминается гораздо лучше, закладываясь ближе к подсознанию. А яркие образы только помогут закрепить пройденное!

 Экскурсионное мероприятие с использованием активных форм работы способствует:

- Интенсивности процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения экскурсантов в процесс.

-                     Повышению мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.

-                     Приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей экскурсантов.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея образовательного учреждения необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность - посетитель лучше воспринимает то, что делает;

Комплексность - обеспечивает включенность всех типов восприятия;

Программность - обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение интерактивного экскурсионного мероприятия требует дифференцированного подхода к экскурсантам, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого.

II. Формы организации экскурсий в музее боевой славы образовательного учреждения

2.1. Активные формы при проведении экскурсий о войне в музее боевой славы образовательного учреждения

К самым распространенным активным формам, используемым при проведении экскурсий о войне в музее образовательного учреждения относятся:

а) Использование аудиозаписей. Трансляция аудио - записей военной поры: информационные сообщения о событиях на фронтах, военные песни, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла. Эта форма широко используется в музеях боевой  славы образовательных учреждений и всегда остается востребованной.

б) Использование видеоматериалов. Современное техническое оборудование образовательного учреждения и музея позволяет активно использовать демонстрацию  архивных документальных фильмов или кадров из художественных кинофильмов, что позволяет сделать экскурсионный материал более доступным и зрелищным.

в) Встречи с ветеранами. Встречи с участниками событий широко распространенная форма работы музеев образовательного учреждения. В настоящее время организация встреч с ветеранами становятся достаточно трудным делом, т. к. количество участников военных действий с каждым годом уменьшается. Но забывать эту форму работы музея образовательного учреждения не стоит, можно приглашать на  встречи с обучающимися их старших родственников - они являлись свидетелями самой страшной войны за всю историю человечества, а также представителей административных структур.

г) Элементы ритуала. Эта форма активизации восприятия экскурсантов при проведении военно-патриотических экскурсий также актуальна. Минута молчания, возложение цветов, вынос знамени и боевых наград, флеш — моб с использованием георгиевских ленточек, элементов театрализованной формы — методы позволяющие активизировать экскурсантов и придать экскурсии эмоциональную окраску.

2.2. Инновационные активные формы работы музея боевой славы образовательного учреждения

а) Виртуальная экскурсия


Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (страна, город, музей, место сражения и т.д.). Разумеется, в полной мере виртуальность достижима лишь в специально спроектированных интерактивных музеях, Возможности музея боевой славы образовательного учреждения могут позволить себе виртуальную экскурсию, по форме напоминающую слайд - показы.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии являются:

- доступность - возможность в любое время виртуального путешествия во времени и по миру;

- возможность многоразового просмотра и пересмотра экскурсии или особо заинтересовавших ее эпизодов.

Опубликовав виртуальную экскурсию музея на сайте образовательного учреждения, можно рассказать о его экспонатах, выставках, экспозициях. Это позволит представить музей образовательного учреждения для более широкой аудитории: для родителей, обучающихся, местного населения. Виртуальные экскурсии дают  возможность обучающимся попробовать себя в качестве экскурсовода.

Наконец, выложенная на сайте образовательной организации виртуальная экскурсия музея может применяться в целях дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ.

 б) Квест

 Квест — экскурсия это комбинация классической экскурсии и игры. Квест, quest (англ) - поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей. Таким образом, от экскурсии берется определенная тема, заранее составленный маршрут, зрелищность, а от квеста — головоломки, загадки,  активность участников квеста. На старте команды получают различные задания, шифры к которым находятся в экспозиции музея образовательного учреждения. Квест — игра может выходить за рамки музейного пространства. Она может начинаться или заканчиваться в музее, а основные задания могут выполняться в актовом зале образовательного учреждения или в учебной аудитории. Главное на что следует обратить внимание при подготовке и проведении квест экскурсии является безопасность экскурсантов.

Квест — экскурсия предполагает работу с маршрутным листом, содержащим такие задания, выполнив которые, экскурсант добывает знания, получить которые представляется возможным только на данной экскурсии.

в) Экскурсия - спектакль (театрализованная экскурсия)

Экскурсии-спектакли - это новый вид экскурсий, который очень быстро набирает популярность благодаря яркости и эмоциональной насыщенности. В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории, персонажи и сюжеты. Театрализованная экскурсия — это достаточно необычный и очень стильный способ проведения музейного занятия с пользой и удовольствием. Такой вид экскурсии превращает экскурсантов не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий в представляемой программе экскурсии. Театрализованная экскурсия это уникальное сочетание интерактивной формы с динамичной  эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов истории. Театрализованная экскурсия способствует лучшему погружению экскурсанта в тему проводимой экскурсии, более глубокое эмоциональное ее проживание. Привлечение к музейным занятиям всех творческих объединений образовательного учреждения так же расширяет границы музея.

г) Экскурсия «мастер-класс»

Мастер—класс — это особая форма экскурсии, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В ходе мастер—класса идет не прямое сообщение знаний, а способ самостоятельного их получения. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.

Предметами мастер-класса военной тематики в музее образовательного учреждение может стать фронтовое письмо, медальон, карты военных действий или предметы военной поры (чернильницы, перья, газеты). Примерами мастер-классов в музее боевой славы образовательного учреждения может стать мастер-класс «Фронтовой письмо», мастер- класс «Военная техника средствами оригами», мастер-класс по изготовлению военных сувениров.

д) Музейный праздник

Особенность музейного праздника заключается в неформальной атмосфере праздничности, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с персонажами” праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, „мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. В дни празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне именно музейный праздник может стать основной формой работы музея образовательного учреждения. Праздник служит сохранению и возрождению исторической памяти. Главная роль музейного праздника это эмоциональное воздействие на аудиторию. Для этого можно  широко использовать такие известные ритуальные приемы как возложение цветов, звук метронома, салют, «минута молчания».

е) Демонстрация экспонатов в действии

В основном в музеях распространены стационарные экспозиции, похожие на стоп кадр. Даже передвижная выставка существует стационарно, воспроизводя один и тот же образ, где бы она ни пребывала. Однако, есть способы «оживить» экспозицию. В музее образовательного учреждения можно продемонстрировать работу таких предметов военного времени: телефон, сирена, радио, солдатский медальон, вещевой мешок, плащпалатка.

ж) Музейные акции

Музей образовательного учреждения может быть инициатором или активным участником различных музейных акций, которые привлекут в музей новых посетителей.

«Ночь музеев». Музей может присоединиться к международной акции «Ночь музеев», основная цель которой показать ресурс, возможности, потенциал музея, привлечь в музеи новых посетителей.

«День семьи». Ежегодно в Международный День Семьи гости музея смогут принять участие в играх, мастер-классах и занятиях, посвященных самому ценному в жизни каждого человека — семье. У посетителей есть прекрасная возможность лучше понять свою родословную, свои корни. Задания должны быть продуманы для каждой возрастной категории.

«День старшего поколения». В этот день в музей приглашаются старшие родственники обучающихся. Специально для них организуются экскурсии, конкурсы, мастер-классы. Обучающиеся могут приготовить подарки для посетителей или устроить чаепитие.

«Музейное селфи». Обычно, чтобы сделать фотографию в музее нужно специальное разрешение, а акция «Музейное селфи» предполагает свободное  фотографирование в стенах музея образовательного учреждения дальнейшую демонстрацию лучших фотографий. Фотографии должны быть объединены одной темой  или конкурсным заданием.

«Музей в подарок маме». Ежегодно в праздник «День Матери» можно проводить акцию «Музей в подарок маме!». Суть акции в том, что дети в этот день дарят своим мамам в подарок - музей с его действующими выставками. Здесь самому можно провести маму по залам музея, и блеснуть своими знаниями по истории событий, которым посвящена экспозиция. Посетить музей в День Матери - это еще один повод провести время вместе.

«Первый посетитель выставки». Смысл акции заключается в повышении привлекательности музея для гостей. Нужно успеть стать первым посетителем - и получить поощрительный подарок.

Ш. Этапы создания интерактивной экскурсии для музея боевой славы образовательного учреждения

Процесс создания интерактивной экскурсии очень трудоемкий и длительный по времени. Следует учитывать этапность в подготовительной работе. Наиболее продуктивной считается поэтапная структура работы над интерактивной экскурсией.

Часть 1. Подготовительная

Этап 1. Определение вида интерактивного экскурсионного мероприятия

Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какая структура экскурсии выбрана, зависят дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии. По виду интерактивная экскурсия может быть:

-                      Экспонатная. Экскурсия посвящена одному экспонату, ориентируется на него или группу похожих по этимологии предметов, находящихся в музее. Пример: мастер-класс «Фронтовой письмо».

-                      Экспозиционная. Экскурсия посвящена целой экспозиции или нескольким логически связанным друг с другом экспозиций. Пример: Презентация «Боевой путь 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса» или «Свирско-Петрозаводская операция»

При построении экскурсионной программы, исходя из экспонатов и экспозиций, мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать представления слушателей об особенностях исторического периода времени 1941 — 1945 гг., к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. Рассказ следует подкреплять музыкальными, литературными,  художественными произведениями военной эпохи.

-                      Датированная. Экскурсия не приурочена к экспозициям и экспонатам музея, но имеет ориентированность на историческую дату. Пример: «Годовщина снятия блокады Ленинграда», «Тот победный май» - к 75-летию Великой Победы.

При построении экскурсионной программы, исходя из информационного повода (юбилейная дата со дня Победы в Великой Отечественной войне), важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.

-                      Цикл экскурсий. При построении экскурсионной программы как «цикл». выбор темы и подбор материала следует выстроить таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, эти данные и результаты должны служить началом следующей части.

Этап 2. Разработка интерактивных экскурсий на военную тему

Тема экскурсии, посвященной Великой Отечественной войне должна соответствовать возрасту участников, Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Материал должен быть адаптирован к жизненному опыту экскурсантов. Интерактивная экскурсия — должна стать посильным примером самостоятельной поисково-исследовательской работ каждого экскурсанта.

При разработке экскурсии рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты:

-                      четко определена должна быть цель экскурсии;

-                      уточнить проводились ли занятия по этой теме ранее;

-                      продумать техническое оборудование и раздаточные материалы;

-                      наметить основные вопросы, их последовательность;

-                      разработать практический блок;

-                      структурировать материал (графики, иллюстрации, схемы, символы);

-                      учесть возраст участников, их интересы, будущую специальность и специально для них разрабатывать задания и маршрутный лист;

-                      определить временные рамки проведения экскурсии;

-                      подготовить практические примеры из жизни;

-                      наметить перспективы реализации полученных знаний.

 

Этап З. Создание маршрутного листа и заданий для интерактивной экскурсии

Маршрутный лист— это не план музея, по которому должны двигаться экскурсанты. Некоторые экскурсоводы составляют маршрутный лист именно так. Суть маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, выполнив которые, экскурсант получит информацию, которую можно получить только на данной экскурсии. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Маршрутный лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.

 

Часть 2. Экскурсионная

Этап 4. Проведение интерактивного экскурсионного мероприятия

Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении музея образовательного учреждения, так и в актовом зале. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии следует проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но запечатление проведенного мероприятия в виде снимков позже пригодятся для создания отчетов.

а) Принципы организации работы участников на интерактивной экскурсии:

-                      Интерактивная экскурсия — не лекция, а общая работа.

-                      Каждый участник имеет право на собственное мнение.

-                      Нет места критике личности (подвергнуться критике может только идея).

-                      Сказанное на экскурсии — информация к исследовательской деятельности.

-                      Быть активным, но не перебивать, спорить в дружественной манере.

-                      Уважать правила работы в группе, быть доброжелательным и уважать мнение участников.

-                      Быть креативным, пунктуальным, ответственным, открытым для взаимодействия;

-                      Быть заинтересованным и стремиться найти истину, слушать оппонентов.

б) Работа экскурсовода

Экскурсовод должен:

-                      показать высокий профессионализм, хорошее знание материала.

-                      обладать речевой культурой и владеть терминологией.

-                      проявлять коммуникативные умения, соблюдая педагогический такт.

-                      провоцировать интерес, затрагивая значимые проблемы.

-                      завлечь всех экскурсантов и обеспечить дружескую атмосферу, основан на взаимном доверии

-                      подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели.

-                      стимулировать исследовательскую работу.

-                                заранее подготовить вопросы и задания маршрутного листа согласно возрасту экскурсантов.

-                      следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник.

-                      проанализировать проведенное занятие, подчеркнуть важность разнообразных позиций.

-                      подвести итоги, поблагодарить участников за активную работу

Экскурсовод не должен;

-                      допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы.

-                      оставлять без внимания хотя бы одно неверное суждение

-                      торопиться самому отвечать на вопросы. Стараться переадресовывать их аудитории.

Этап 5. Результаты интерактивной экскурсии

Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Экскурсанты должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, возможности получить которые представляется только на данной экскурсии.

Заключение

В заключении следует отметить, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, иногда весьма поверхностно воспринимая виденное.

Интерактивные экскурсии, напротив, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более действенной и запоминающейся.

 

Приложение 1

Методическая разработка интерактивной квест-игры «На призывном пункте»

Используемые методы работы в условиях музея образовательного учреждения:

- театрализация;

- создание «ситуации погружения» в прошлое;

-смена занятий (переключаемость внимания).

Продолжительность игры: час.

Аудитория: обучающиеся образовательного учреждения.

Участники: одна или несколько команд (по 8-15 человек).

Оборудование: разноцветные галстуки для деления на отряды, макет автомата Калашникова, противогаз (в рабочем состоянии), стальные перья по количеству человек в отрядах, чернильницы, чернила, бумага для письма (тонкая, желтоватая), распечатки к заданиям №1, №2, МЗ, грамоты (на каждый класс), маршрутные листы (на каждую  группу).

Вступление

а) Вариант к 9 мая

Утро 22 июня 1941 года началось с трагичного сообщения — новость о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

(Левитан. Запись текста сообщения о начале войны)

Так началась война, которая длилась потом 1418 дней. И вскоре многие города включились в ход боевых действий. А наша область оказалась на особом положении. Куйбышеву было суждено стать запасной столицей. Этот выбор определило удобное географическое положение нашего города: равное состояние до всех фронтов, хорошее сообщение по железной дороге с Уралом, Дальним Востоком и Средней Азией, а также естественная защита с запада — широкая Волга. Когда Москва находилась под угрозой сдачи ее врагу, сюда планировалось перевести правительство. Здесь же всю войну располагались иностранные посольства и военные миссии США и Великобритании (фото).

В наш город были эвакуированы многие заводы с западных районов СССР. Вся  промышленность перестраивалась под военные нужды. Но на предприятиях работали в основном женщины, старики и дети. Народ трудящийся становился народом воюющим. За годы войны на фронт ушло более полумиллиона куйбышевцев. Но воевать уходили не только те, кого призвали в ряды армии, но и добровольцами (заявления о приеме в народное ополчение). Только за одну неделю июля 1941 года ополченцами стали 16,5 тыс. наших земляков. Разве это не массовый героизм?

Для добровольцев проводились учения — строевая, огневая и противохимическая подготовка (фото). Новым частям вручались знамёна. Например, знамя Первой стрелковой дивизии (впоследствии Краснознамённой ордена Суворова Пражской стрелковой дивизии). Под такими знамёнами наши земляки сражались под Москвой и Сталинградом, защищали Ленинград, освобождали Украину и Белоруссию, дошли до Берлина. Так давайте сейчас с вами проведём по следам дедов и прадедов. Объединимся в ополчение и попробуем понять, что должен знать и уметь солдат, гражданин своей страны, чтобы стать настоящим защитником Родины.

Объявляю начало сборов гражданско-патриотического ополчения.

 

б) Вариант к 23 февраля

Здравствуйте ребята! Мы вас рады приветствовать в нашем музее. Сегодня у вас будет не обычная экскурсия, а экскурсия-игра, которая называется «Аты-баты шли солдаты».

Как вы думаете, чему она посвящена?

Какой праздник приближается? (23февраля)

А что это за праздник? («День защитника Отечества»)

Кто такие защитники Отечества? (Люди, которые защищают Родину от врага)

Защитниками могут быть солдаты и не только, мужчины и женщины, люди разных профессий, в прошлом, настоящем и будущем.

Т.к. наша игра военная, то мы будем играть в зале, связанном с этой темой. В нашем музее это зал Великой Отечественной войны.

Вы слышали об этой войне? Сколько лет она длилась? В каком году началась? (день, час) В каком году закончилась? (22 июня 1941г. 4 часа утра, 9 мая 1945г.)

Сегодня мы поговорим об этой войне, т.к. это была самая крупная трагедия нашего народа. А также поговорим о том, что надо знать человеку, чтобы стать настоящим защитником Родины.

В годы ВОВ на фронт уходили не только те, кто был призван в ряды Красной Армии, но и добровольцами, для которых проводились учения — строевая, огневая и противохимическая подготовка, чтобы научить их защищать Родину.

Так давайте и мы с вами объединимся в ополчение и попробуем понять, что должен знать и уметь солдат, гражданин своей страны, чтобы стать настоящим защитником Родины.

Объявляю начало сборов гражданско-патриотического ополчения.

2. Квест-игра «На призывном пункте».

В начале вы должны заявить о своём желании вступить в ополчение. Для этого вы должны выполнить задания на КПП (контрольно-пропускной пункт), после чего получите «Маршрутный лист» с отметкой о допуске к прохождению учений.

З. КПП (контрольно пропускной пункт)

1 задание. Выбрать командира отряда.

2 задание. Вспомнить и исполнить любую песню или стихотворение военной тематики или песню времён Великой Отечественной войны.

Приступайте к выполнению заданий.

Представление командиров и исполнение песен и стихотворений. Вручение «Маршрутных листов» с отметкой «к военно-патриотическим сборам допущен» Распределение отрядов по учебным пунктам.

4. Разведшкола — умение искать и находить необходимую информацию. частникам выдаются задания по нахождению информации в музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. На данном этапе получение отметки «Курс молодого разведчика прошли успешно».

5. Военно-полевой полигон - прохождение огневой, строевой и противохимической подготовки.

Оборудование: Макет автомата Калашникова, противогаз (в рабочем состоянии).

В годы войны Куйбышев был глубоко в тылу, линия фронта была далеко, но это не означает, что жители нашего города не защищали Родину от врага. За годы войны на фронт ушло более полумиллиона куйбышевцев. Но воевать уходили не только те, кого призвали в ряды армии, но и добровольцами (заявления о приеме в народное ополчение.)

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По исполнительной команде производится немедленное четкое её выполнение. Например, в команде «Отделение, напра-ВО!» «напра-» предварительная-, а «во» - исполнительная. С целью привлечь внимание подразделения или отдельных военнослужащих в предварительной команде называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего, например «Отряд, кру-ГОМ!»

Шеренга (одношереножный строй) — строй, в котором военнослужащие один возле другого на одной линии (плечом к плечу).

Двухшереножный строй — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага. В двухшереножном строю шеренги называются первый и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Построение отделения в одношереножный строй производится по команде: «Отряд, в одну шеренгу стано-ВИСЬ!»

Для перестроения в две шеренги первоначальная команда: «Отряд, в две шеренги стано-ВИСЬ, раз, два, три» (по команде командира вторые номера на счёт «раз» делают шаг назад, «два» - шаг в сторону (по направлению к голове шеренги), «три» приставляют вторую ногу).

Командир выстраивает отряд в одну шеренгу.

Командир перестраивает отряд из одношереножного строя в двухшереножный строй и обратно.

Получение отметки «Прошел строевую, огневую и противохимическую подготовку».

6. Военно - полевая почта — информация о том, как писали письма в годы войны (способ сложения конверта, адрес полевой почты, чем писали письма). При помощи стального пера написать письмо на фронт. На данном этапе получение отметки «С правилами пользования военно-полевой почты ознакомлены».

7. Штаб. После прохождения всех основных пунктов военной подготовки «Маршрутный лист ополченца военно-патриотических сборов» со всеми отметками предъявляется в Штабе. Здесь получение отметки «Успешно прошли курс ополченца. К прохождению гражданско-патриотической службы Родине готовы».

8. Общее построение. Каждый отряд выполняет построение в одну шеренгу для подведения итогов гражданско-патриотических сборов».

9. Заключение

«Объявляю об окончании сборов гражданско-патриотического ополчения. Командирам приказываю сдать «Маршрутные листы».

 Подведение итогов и при наличии отметок на всех этапах обучения выставление отметки в Штабе об успешном прохождении курса ополчения. Возвращение  «Маршрутных листов» командирам отрядов.

«Каждый из вас прошел полный курс ополченца. И пусть это только малая часть того, что необходимо знать и уметь настоящему защитнику Родины, но это позволило  нам на один шаг приблизиться к героическому подвигу тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, а также тех, кто и сейчас стоит на страже мира».  Объявляю всем присутствующим здесь благодарность за участие в наших сборах. И прошу вас ответить как самые настоящие солдаты: «Служу России».

(«Служу России»).

Вашим командам вручаются грамоты «За активное участие в военно-патриотических сборах в честь празднования Дня Защитника Отечества на базе музея боевой славы «Крылья Родины»»

(Аплодисменты, вручение грамот)

Прошу сдать галстуки. Все свободны.

 

Приложение 2

Методическая разработка мастер-класса «Фронтовое письмо».

Военно - полевая почта

Оборудование: Стальные перья по количеству человек в отрядах, чернильницы, чернила, бумага для письма (тонкая, желтоватая)


Вступление. В годы ВОВ огромное количество людей отправились на фронт защищать Родину от врага, миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять связь друг с другом.

Фронтовое письмо — это документ своего времени, зримый, вещный, обладающий своими психологическими и эстетическими качества достоверности. Порой это более убедительный документ, чем фотография, которая до некоторых пор считалась наиболее веским и неопровержимым носителе подлинности.

С 1 марта 1942 г. На все пакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки «Военный», и они отправлялись в первую очередь.

А теперь представьте, что вы солдаты Великой Отечественной войны. У вас только что закончился трудный бой, вы очень устали, у вас есть раненные. Через 5 минут вам предстоит схватка с противником, Командир дал вам возможность немного отдохнуть. А вы как будете использовать это время? Напишите письмо родственникам, например, маме. О чем вы будете писать? Письмо, обычно, начинается с приветствия: «Здравствуй, дорогая (любимая) мамочка». Далее, чтобы мама была уверена, что с вами всё в порядке, можно написать: «Я жив, здоров». Если вы вдруг ранены, то можно написать, что непременно поправитесь. Вы, ребята, прекрасно знаете, что наш народ во времена войны также активно трудился в тылу. Поэтому, мы просто обязаны подбодрить своих близких, и написать в письме: «Победа непременно будет за нами!»

Но так как в годы Великой Отечественной войны еще не существовало ни шариковых, ни гелиевых ручек, то писали в то время при помощи стальных перьев и чернил, или же при помощи карандашей (простых, т.е. графитных или химических).

Поэтому писать письмо мы будем стальным пером и чернилами. Объяснить, как правильно держать перо, с какой силой нажимать на кончик пера).

 В годы войны было сложно достать хорошую бумагу, и иногда приходилось писать даже на газетах между строк. Поэтому и у нас бумага не такая, к какой мы привыкли, а желтоватая, тонкая и хрупкая.

Только помните, что в военные годы не все можно было писать в письмах. Как вы думаете, о чем нельзя было упоминать в письме ни в коем случае? (месторасположение части, маршрут передвижения, количество человек в отряде и т.д. Потому что эти письма могли попасть к врагу, который узнает секретные данные).

Поэтому существовала цензура. Специальные люди прочитывали письма солдат и проверяли, нет ли в них секретных данных. И если вдруг там указывались сведения, которые могут быть интересны и полезны врагу, то их «вымарывали» чернилами, т.е. закрашивали чернилами так, чтобы их невозможно было прочитать. А на письме ставили печать, на которой написано «Прочитано военной цензурой».

Написание письма

Время привала подходит к концу. Впереди еще один трудный бой, а нам еще нужно успеть подготовить письма к отправке. Чтобы отправить письмо по почте необходимо его запечатать в конверт, но т.к. в годы ВОВ был дефицит бумаги, то конвертов не было, и для того, чтобы отправить письмо, его надо было правильно сложить (показать образец треугольника). Вот такие конверты-треугольники складывали из своих писем солдаты.

Мы с вами сейчас научимся делать такие конверты-треугольники. (Объяснение как сворачивать треугольник - см. приложение)

Далее, как на обычном конверте, необходимо написать адрес назначения, Как в годы войны назывался город Самара? (г. Куйбышев)

Поэтому запишем: «г. Куйбышев». Далее укажем название улицы, № дома, № квартиры и фамилию адресата.

Теперь надо написать обратный адрес.

Как указать обратный адрес, если солдаты сегодня в одном городе, через неделю в другом, а через месяц могут быть уже в другой стране?

Для того чтобы обеспечить почтовой связью действующую армию была создана система военно-полевой почты. Были образованы военно-почтовые сортировочные пункты (ВПСП). Всего в годы войны их было около 40. Военным частям присваивались номера Полевой почты (например, Пл №21138-00).

Обратный адрес надо записать так: «Полевая почта № ХХХ-ХХ» (можно использовать № школы - № классного кабинета и т.д.)

 

 

 

Схема складывания конверта треугольника

 

 

Если на ваше письмо будут писать ответ, в адресе назначения будет написано: «Полевая почта №ХХХ-ХХ».

Письма отсортировывались по № П.п. и почтальоны, уточняя месторасположение военной части в штабе армии, могли доставлять письма адресатам, где бы ни находилась их военная часть.

Отметка в Маршрутном листе «С правилами пользования военно-полевой почты ознакомлены».

Письма экскурсанты забирают на память или для вручения их адресатам. Построение отряда.

 

 

Приложение З

Краткая историческая справка о боевом пути 37-го гвардейского воздушнодесантного Свирского Краснознамённого корпуса

 

В декабре 1943 г. на базе 18, 19 и 20; 6, 13 и 16; 9, 10 и 12 гвардейских воздушно-десантных бригад (2-го формирования) были созданы 1З и 15 гвардейские воздушно-десантные дивизии (ГВДД), которые директивой Ставки Верховного Главнокомандующего от 21. 01. 44 г. преобразовываются соответственно в 98, 99 и 100ю гвардейские стрелковые дивизии (ГСД) и объединяются в 37-й гвардейский стрелковый корпус (ГСК). В его состав вошли также 70-й гв. танковый полк, 1-я гв. артиллерийская бригада, 128-й гв. отдельный саперный батальон, 144-й гв. отдельный батальон связи и вспомогательные подразделения.

Командиром корпуса был назначен генерал-майор (с апреля 1944 г. генерал-лейтенант) Миронов П. В., его заместителем — гв. полковник Ларин В. М., Политотдел возглавил гв. полковник Пичугин А. И., а штаб — гв. полковник Буковский С. И.

98-й ГСД командовал гв. полковник Виндушев К. Н., 99-й ГСД — гв. полковник Блажевич И. И., 100-й ГСД — генерал майор Лещинин В. А.

Личный состав соединений и частей 37-го ГСК был укомплектован бывшими курсантами военных училищ, моряками Тихоокеанского флота, Амурской флотилии и призывниками из Поволжья и Подмосковья, Архангельской и Вологодской областей.

Исключительно большие заслуги в деле комплектования состава воздушно-десантных соединений принадлежат Ленинскому комсомолу, пославшему в их состав своих лучших молодых людей. Отдельные части в годы войны на 7094 состояли из коммунистов и комсомольцев.

В мае 1944 г. в истории 37-го ГСК, его дивизий и полков произошло волнующее событие — им в торжественной обстановке были вручены гвардейские боевые знамена.

Директивой Генерального штаба от 05.06.44 г. корпус в полном составе был направлен на Карельский фронт и вошел в 7-ю армию, где принимал участие в Свирско- Петрозаводской операции. Эта операция происходила в сложных условиях на труднодоступной местности, изобилующей большим количеством рек, озер и болот, покрытой лесными массивами.

Одна из решающих задач в этой операции возлагалась на 37-й ГСК, который участвовал в боевых действиях в первом эшелоне 7-й армии по форсированию реки Свирь и прорыве глубокоэшелонированной обороне противника.

21 июня 1944 г. в 8 час. 5 мин. началась авиационная, а затем и артиллерийская обработка обороны противника. Части корпуса, форсировав реку Свирь (ее ширина на участке форсирования составляла 300 — 400 м, а глубина 5 — 7 м) в районе г. Лодейное Поле, с боями прошли 236 км, преодолев 7 крупных водных преград, овладели 62-мяо. крупными населёнными пунктами, в т. ч. г. Олонец, Кармелиста, Колат, Лоймола и другие. Родина высоко оценила боевой подвиг героев из Свири. 27. 06. 44 г. Москва салютовала войскам Карельского фронта, в т. ч. и воинам корпуса.

За боевые действия на Карельском фронте приказом Верховного Главнокомандующего № 221 от 02. 07. 44 г. корпус, его соединения и части удостоены почетного наименования «Свирских».  4102 воина были награждены орденами и медалями СССР, а самым отважным было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После завершения Свирско-Петрозаводской операции в августе 1944 г. 37-й ГССК был выведен из боёв и передислоцирован в Белоруссию и в соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии № 6351 от 11. 08. 44 г. получил наименование 37-й гвардейский воздушно-десантный Свирский корпус. Дивизии и части корпуса перешли на штаты воздушно-десантных. 100-я ГСД перешла в распоряжение Командующего ВДВ Красной Армии (впоследствии она вошла в состав 39-го ГСК), а вместо нее в состав корпуса вошла 103-я гв. воздушно-десантная дивизию преобразованная на базе 3-го ГВДБ (2-го формирования).

В октябре 1944 г. 37-й гв. ВДК (к-р ген.-лейтенант Миронов П.В.), 38-й гв. ВДК (к-р ген.-лейтенант Утвенко А. И.) и 39-й гв. ВДК (к-р ген.-лейтенант Тихонов М. Ф.) вошли в состав отдельной гвардейской воздушно-десантной армии (командующий генерал-майор Затевахин И. И.).

Приказом Верховного Главнокомандующего № 0047 от 18.12.44 г. Отдельная гвардейская армия была переформирована в 9-ю гвардейскую армию (командующий генерал-полковник Глаголев В. В.), а её корпуса, дивизии, полки снова перешли на штаты стрелковых.

С 16 марта 1945 года корпус принял участие в Венской и Пражской наступательных операциях и находился в непрерывных боях по разгрому немецко-фашистских войск на территории Венгрии, Австрии, Чехословакии, в т. ч. и 11-ти танковых дивизий немцев у озера Балатон. Там, где действовали десантники, пощады врагу не было. Участвуя в боях в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, гвардейцы — свирцы корпуса за период с 16 марта по 12 мая 1945 г. прошли с боями 305 км, освободив 13 городов и 645 населенных пунктов (в том числе 63 крупных). Общая площадь освобожденной территории составила 4500 квадратных километров.

За боевые действия по освобождению Венгрии и Австрии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26. 04. 45 г. 37-й ГССК был награжден орденом Кутузова, а 103-я ГСД удостоена двух наград — орденов Кутузова и Красного знамени.

За проявленное мужество и героизм в боях тысячи гвардейцев корпуса были награждены орденами и медалями СССР, звание Героя Советского Союза было присвоено Миронову П. В., Григорьеву М. Я. (посмертно) из 98-й гв. СД и Шишунову И. А. из 103-й гв. СД, Тихонову М. В., Блажевичу И. И. из 99-й гв. СД. Всего за время боевых действий корпуса звание Героя Советского Союза было присвоено 24 воинам.

24 июня 1945 г. великая честь участвовать в Параде Победы была оказана и многим воинам — десантникам, воевавшим на разных фронтах. В составе сводного полка Карельского фронта были и воины 37-го гвардейского стрелкового Свирского Краснознаменного корпуса.

После окончания 14 мая 1945 года боевых действий корпус некоторое время находился на территории Венгрии в составе Центральной группы оккупационных войск (ЦГВ). В феврале 1946 года выводится из ее состава и передислоцируется в Подмосковье.

Здесь корпус вновь был переведен на штаты воздушно - десантного. А в мае — июне этого же года был передислоцирован на Дальний Восток, Приморский край.

В мае 1956 года на территории Амурской области (Дальневосточный военный округ) корпус был расформирован.

Из его состава сохранились в Вооруженных Силах лишь 98-я гвардейская Свирская Краснознаменная ордена Кутузова воздушно — десантная дивизия. Боевые награды на боевых знаменах соединений и частей корпуса напоминают молодому поколению о славных боевых делах воинов — десантников во имя любимой Отчизны.

Ветераны корпуса проводят большую работу по военно- патриотическому воспитанию молодёжи в местах своего проживания, а ежегодные встречи с боевыми друзьями в дни праздников Победы стали традиционными.

 

 

Приложение 4

Методика создания презентации для интерактивной экскурсии

Презентации, посвященные Великой Отечественной войне в настоящее время применяются достаточно активно. И это оправдано - у этого вида ТСО есть масса преимуществ: яркость, возможность в большом формате показывать военные фотографии, подчеркивать музыкальным сопровождением, возможность сделать презентацию «живой».

Следует учитывать следующие положения при создании экскурсионной презентации:

1. Выбор фона — он должен быть либо однотонным, желательно постельных тонов, либо четко соответствовать тематики интерактивной экскурсии. Необходимо избегать мелкого узора на фоне, во избежание ряби в глазах при просмотре с расстояния. Не следует брать «кислотные» цвета - они сильно утомляют глаза.

2. Экран — следует при выводе на экран, краски бледнеют, поэтому изначально цвета должны быть насыщенными. Следует критично относиться к качеству выбираемых фотография для демонстрации во время интерактивной экскурсии. В формате монитора они могут выглядеть хорошо, но при выводе их на экран могут «расслоиться» на квадратики и смысл слайда потеряется.

3. Шрифты—должны быть читаемыми, одной толщины и конфигурации, одного цвета и одного выравнивания на всех слайдах. При таких условиях презентация будет казаться однородной и хорошо воспринимаемой. Можно допустить изменение конфигурации слайда в случае, если необходимо этими изменениями подчеркнуть  смысловую нагрузку слайда.

4. Музыка и видео — важные компоненты могут присутствовать в презентации, но музыкальный файл не должен растягиваться на всю презентацию, чтобы не мешать восприятию, а видео фрагмент должен иметь высокое расширение для большого экрана необходимо заранее проверить качество вставляемых файлов

5.                     Анимация и переходы — стараться меньше добавлять анимационных вставок. Это перегружает слайд, и его информационная часть теряет смысл. Переходы между слайдами необходимо делать в одном стиле, это также придаст презентации однородность.

6.                     Сохранение файла презентации помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папке с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуске презентации ни музыка, ни фильм не будут слышны и видны.

И самое главное, не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Важно помнить — презентация это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.

 

 

Приложение 5

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Затем выявляется отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает экскурсовод.

1.     Что произвело на вас наибольшее впечатление?

2.     Что вам помогало в процессе экскурсии, а что мешало?

3.     Что удивило вас?

4.     Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

5.     Учитывалось ли мнение участников группы?

6.     Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

7.     Если экскурсию повторить еще раз, что бы вы изменили?

 

 

Список рекомендуемой и использованной литературы

 

1. Аствацатуров, ГО. Три уровня интерактивности мультимедийной разработки / Сайт

2. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. / Наука и образование: электронное научно=техническое  издание. 2011, - № 4.

3. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») — М.: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

4.  Емельянов, БА. Экскурсоведение: Учебник. - М.: ”Советский спорт“, 2001.

5. Емельянов, БВ. Методика подготовки и проведения экскурсий. - М.: ЦРИБ ”Турист“, 1980.

6. Корнеев, И. К. Ксандопуло, Г. Н. Машурцев, В. А. Информационные технологии. ТК Велби. — 2007.

7. Курышева, ИВ. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

8. Курышева, ИВ. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112.

9. Профессия 'Экскурсовод”: Учебно-методические материалы. - М.: РИБ “Турист“, 2000

10. Н, В. Воробьева, Е. Ю. Малкова. Методические рекомендации  по организации интерактивных экскурсий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в музеях образовательных организаций. АОУ ДОД ВО «РЩОД», 2015 17 с

 


 

Методические рекомендации по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия в музее боевой славы образовательного учреждения

Методические рекомендации по созданию интерактивной модели экскурсионного мероприятия в музее боевой славы образовательного учреждения

Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг

Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг

Отечестве, готовность к его защите;

Отечестве, готовность к его защите;

Это усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию интересной и запоминающейся

Это усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию интересной и запоминающейся

Приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей экскурсантов

Приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей экскурсантов

Инновационные активные формы работы музея боевой славы образовательного учреждения а)

Инновационные активные формы работы музея боевой славы образовательного учреждения а)

В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории, персонажи и сюжеты

В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории, персонажи и сюжеты

В основном в музеях распространены стационарные экспозиции, похожие на стоп кадр

В основном в музеях распространены стационарные экспозиции, похожие на стоп кадр

Этап 1. Определение вида интерактивного экскурсионного мероприятия

Этап 1. Определение вида интерактивного экскурсионного мероприятия

При разработке экскурсии рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты: - четко определена должна быть цель экскурсии; - уточнить проводились ли занятия по этой теме…

При разработке экскурсии рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты: - четко определена должна быть цель экскурсии; - уточнить проводились ли занятия по этой теме…

Принципы организации работы участников на интерактивной экскурсии: -

Принципы организации работы участников на интерактивной экскурсии: -

Экскурсовод не должен; - допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы

Экскурсовод не должен; - допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы

МЗ, грамоты (на каждый класс), маршрутные листы (на каждую группу)

МЗ, грамоты (на каждый класс), маршрутные листы (на каждую группу)

Кто такие защитники Отечества? (Люди, которые защищают

Кто такие защитники Отечества? (Люди, которые защищают

Но воевать уходили не только те, кого призвали в ряды армии, но и добровольцами (заявления о приеме в народное ополчение

Но воевать уходили не только те, кого призвали в ряды армии, но и добровольцами (заявления о приеме в народное ополчение

Каждый из вас прошел полный курс ополченца

Каждый из вас прошел полный курс ополченца

Поэтому писать письмо мы будем стальным пером и чернилами

Поэтому писать письмо мы будем стальным пером и чернилами

Схема складывания конверта треугольника

Схема складывания конверта треугольника

Командиром корпуса был назначен генерал-майор (с апреля 1944 г

Командиром корпуса был назначен генерал-майор (с апреля 1944 г

Свирский корпус. Дивизии и части корпуса перешли на штаты воздушно-десантных

Свирский корпус. Дивизии и части корпуса перешли на штаты воздушно-десантных

Из его состава сохранились в Вооруженных

Из его состава сохранились в Вооруженных

Сохранение файла презентации помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папке с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуске презентации ни музыка,…

Сохранение файла презентации помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папке с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуске презентации ни музыка,…

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020