Методические рекомендации по выполнение практических работпо предмету "Русский язык и культура речи"
Оценка 4.6

Методические рекомендации по выполнение практических работпо предмету "Русский язык и культура речи"

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Методические рекомендации по выполнение практических работпо предмету "Русский язык и культура речи"
Методические рекомендации по выполнению практических работ Русский язык и культура речи.docx

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования

«Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для студентов очной формы обучения

 

 

 

 

 

Разработчик: Преподаватель русского языка и литературы Щербинина Т.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2021

Пояснительная записка

 

Методические рекомендации  по выполнению практических работпо дисциплине

«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов очной формы обучения

по специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

В настоящее время особое значение приобретает развитие у будущих специалистов среднего звена умение корректно строить свою устную и письменную речь, точно и понятно выражать мысли, аргументированно обосновывать выдвигаемые положения.

Современный работодатель предъявляет  высокие требования к профессиональным способностям работника и к уровню его общей культуры. Конкурентоспособному на рынке труда специалисту необходимо владеть большим словарным запасом; уметь грамотно составлять личную и служебную документацию; владеть основами технологии работы с деловыми бумагами.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО  при реализации компетентностногоподходав процессе обучения большая роль отводится именно практическимзанятиям, на которых формируются умениястудентов.

 В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся должны уметь:

§  строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;

§  выбирать вариант языковой единицы в зависимости от контекста;

§  выявлять и исправлять ошибки в устной и письменной речи;

§  охарактеризовать текст с точки зрения его стилевой принадлежности.

Основными целями практическихзанятий по дисциплине«Русский язык и культура речи» являютсязакрепление навыков правильного произношения в соответствии с литературными нормами, опознания языковых единиц, уместного употребления слов и фразеологизмов, грамотного построения предложений, совершенствования и редактирования текстов.

Настоящие методические указания содержат практические задания, которые способствуют  формированиюу студентов следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


 

Перечень практических занятий

 

п/п

Наименование работы

Кол-во часов

Форма отчетности

1.

Орфоэпические нормы.

1

Проверка работы, оценка.

2.

Лексические нормы.  

1

Проверка работы, оценка.

3.

Морфологические нормы.

2

Проверка работы, оценка.

4.

Синтаксические нормы.

2

Проверка работы, оценка.

5.

Стилистический анализ текста.

2

Проверка работы, оценка.

 

ИТОГО:

8

 

 

 

 

 

 


 

Практическоезанятие №1

«Орфоэпические нормы»

 

Цель: формирование умений студентов фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических  и акцентологических норм; закрепление основных орфоэпических норм русского литературного языка.

 

Теоретический материал

Орфоэпические нормы

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – раздел языкознания, изучающий нормы произношения.

Произношение безударных гласных.

В русской речи все безударные гласные произносятся менее четко и длительно, чем ударные, а иногда даже заменяются другими гласными.

1. Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг - [а]враг, автономия – авт[а]номия.

2. В остальных безударных слогах на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук. Условно этот звук обозначается буквой [а]: голова – г[а]лова, город – гор[а]д, сторона – ст[а]рона.

Произношение согласных

1. Обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: хлеб – хле[п], любовь – любо[ф], сад – са[т], смог – смо[к].

Следует помнить, что согласный г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: лёг – лё[к], порог – поро[к] и т.д.

Исключение составляет слово Бог – Бо[х].

2.  По нормам современного русского языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к недавно появившимся словам.

Произношение [шн]: Никити[шн]а, горчи[шн]ый, коне[шн]о, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, наро[шн]о, ску[шн]о.

Некоторые слова произносятся двояко: було[чн]ая – було[шн]ая, копее[чн]ый – копее[шн]ый, порядо[чн]ый – порядо[шн]ый.

Произношение заимствованных слов

В большинстве заимствованных слов перед [е]согласные смягчаются: катет, патефон, факультет, теория, демон, деспот, нервы, пионер, шинель.

Твердость согласных перед е сохраняется: о[тэ]ль, с[тэ]нд, ко[дэ]кс, мо[дэ]ль, ка[рэ], каш[нэ], э[нэ]ргия, [дэ]марш, к[рэ]до и др.

Акцентологические нормы

Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией.

Ударение в русском языке свободное, т.е. не закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог, польском, грузинском– предпоследний, в армянском, французском – последний слог. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным: компас, добыча, документ, медикамент.

Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным: неподвижное: включу, включишь, включит, включим, включите, включат; звоню, звонишь, звоним, звоните; подвижное: прав, правы, права; могу, можешь, могут.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге.Оба варианта являются правильными: творог – творог, иначе – иначе, одновременно – одновременно.

Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) – острота (остроумное выражение).

Часто к ошибкам приводит отсутствие буквы ё в печати: жёлчь, свёкла, белёсый.

 

Ход работы

1 вариант

 

Задание 1. Спишите слова, поставьте в них ударения

Досуг, невролог, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, украинский, фетиш, дефис, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличение, озвучение, наотмашь, донельзя, задолго, искони, мельком, сосредоточение, упрочение.

Задание 2. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение

Образец: весёлый – вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы.

Дорогой, правый.

Задание 3. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных чн ([шн] или [чн])

Горчичник, дачник, коричневый, скучно, ночной, яичница, стрелочник, скворечник.

Задание 4. Запишите слова в фонетической транскрипции

Якорь, чёрный, аллея, домов, ласкового.

Задание 5. Выполните фонетический разбор слов

Усмехаться, примечания.

Задание 6. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[Быт'ч'илав'экамф'ч'илав'эч'искамобщ'иств'эвофс'ин'ит'ашкай'ааб'азанаст'/ а прастой'эразв'ит'ий'эвнутрин'эйпатр'эбнаст'и/н'иктон'игавар'ит/штонапч'ил'эл'ижытсв'ищ'эный' долкд'элат' м'от/патамуштаанапч'эла//]. (А.И. Герцен)

 

2 вариант

 

Задание 1. Спишите слова, поставьте в них ударения

Догмат, форель, форзац, эпиграф, колледж, коклюш, коллаж, щавель, туфля, доцент, свекла, эксперт, про­цент, танцовщица, бармен, мышление, менеджер, опто­вый, благовест, жалюзи, сегмент, ядрица, феномен, ере­тик, знамение.

Задание 2. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих страдательных причастий. Поставьте ударение

Образец: взятый – взят, взятА, взЯто, взЯты.

Начатый, прожитый.

Задание 3. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного перед е (мягкое произношение или твердое произношение)

Адекватный, анемия, бизнес, гипотеза, гантели, дебаты, диспансер, компресс, купе, декларация.

Задание 4. Запишите слова в фонетической транскрипции

Яблоко, синева, мороз, могучего, класс.

Задание 5. Выполните фонетический разбор слов

Поверхностный, собираться.

Задание 6. Запишите предложение в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[Н'икагдан'идаказывайсваивомн'эн'ий'а громка изжарам/дажый'эслифдушэ ты уб'ижд'онфсвай'эйправат'э/ выскажый'эвоспакой'на/ иба эта й'эд'инств'иныйспосапуб'идит'//]. (Ф.Честерфилд)

 

Практическоезанятие №2

«Лексические нормы»

 

Цель: овладение студентами лексическими нормами русского литературного языка, формирование навыков выбора варианта языковой единицы.

 

Теоретический материал

Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи (понятийная и предметная точность), со знанием значения слов, возможностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена в первую очередь выбором слова. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо может придать нежелательную стилистическую окрашенность.

Полисемия - многозначность. Большая часть слов в русском языке - слова многозначные. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах и поэтому разграничиваются на основе их различной сочетаемости.

Сочетаемость (лексическая) - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.

Сочетаемость слова определяется смысловыми (семантическими) признаками слов, вместе с тем она имеет свои границы. Например.

Повысить можно то, к чему приложим параметр «высокий»: Высокая урожайность -повысить урожайность;

Высокая скорость - повысить скорость.

Поэтому нельзя сказать: повысить подготовку специалистов (только: улучшить подготовку...), повысить выпуск станков (увеличить выпуск станков).

Плеоназм (лексический) - смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент; например, памятный сувенир (сувенир - подарок на память).

Тавтология - это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однородных слов: проливной ливень, нарисовать картину.

Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории (запасной -запасливый; тактичный - тактический; осудить проступок - обсудить договор).

Синонимы - слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественныепо значению. Большинство синонимов различаются либо оттенками смысла, объемом понятия заключенного в них (ср: способный - талантливый -гениальный),либо сферой употребленияили экспрессивной окраской (похитить -украсть - стащить).

 

Ход работы

1 вариант

 

Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.

1.Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. 2. В глубоком детстве он был похож на мать. 3. Серьезные проблемы обрушивались на молодых предпринимателей врасплох. 4. Руководители обратили серьезное внимание на достигнутые недостатки.

Задание 2.Устраните нарушение лексических норм

1.Эти функции поручаются отделам рекламы. 2. В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. 3. Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. 4. Они работают как самые отъявленные специалисты.

Задание 3.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости

Врождённый, прирождённый.

Талант, ум.

Губительный, пагубный.

Влияние, действие.

Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный.

Воздействие, период, путь, сборы, кредит.

Задание 4. Отредактируйте приведённые ниже предложения

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов.

Задание 5.Устраните плеоназм и тавтологию

1.Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста. 2. Человек обычно спит не более восьми часов времени. 3. Сотрудники получат премию в декабре месяце. 4. Возвращаясь из кинотеатра, мы попали под проливной ливень. 5. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

Задание 6.Составьте словосочетания с паронимами

различать — отличать

невежа — невежда

Задание 7.Устраните двусмысленность при употреблении местоимений

1. В этом сборнике опубликованы статьи педагогов, где они разбирают проблемы воспитания. 2. Больной попросил медсестру налить себе воды. 3. Добрыня Никитич сидит на своём боевом коне, грива его развевается по ветру.

 

2 вариант

 

Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

1. Пора уже предпринять меры. 2. Ее дом производил уютное впечатление. 3. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. 4. Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя.

Задание 2. Устраните нарушение лексических норм

1.В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. 2. Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта.3. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры.4. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

Задание 3. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости

Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.

Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.

Обнаружить, открыть.

Закон, закономерность.

Доказать, обосновать.

Теорема, теория.

Задание 4.  Отредактируйте приведённые ниже предложения

1. Рекорды продолжаются. 2. Дети читают стих, стоя врассыпную. 3. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 4. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.

Задание 5. Устраните плеоназм и тавтологию

1. Уже пора было возвращаться обратно. 2. Он был моим коллегой по работе.  3. Я говорю истинную правду.  4. В повести «Нос» повествуется о пропаже носа с лица человека.  5. В борьбе против коррупции рабочие объединились воедино.

Задание 6. Составьте словосочетания с паронимами

адресат — адресант

зачинщик — зачинатель

Задание 7. Устраните двусмысленность при употреблении местоимений

1. Сестра поступила в артистическую труппу, она вскоре уезжает на гастроли. 2. Отец просил сына провести гостей в свою комнату. 3. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.

 

Практическоезанятие №3

«Морфологические нормы»

 

Цель:овладениестудентами морфологическими нормами русского литературного языка,  умениенаходить и исправлять нарушения в  формообразовании  и употреблении различных частей речи.

 

Теоретический материал

Морфологические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи.

Имя существительное

Употребление форм рода

В современном русском литературном языке:

- К мужскому роду относятся слова: тюль, шампунь, погон, рельс, георгин, жираф, лебедь.

-  К женскому роду относятся слова: вуаль, заусеница, мозоль, туфля, тапка, манжета, гантель.

- К среднему роду относятся слова: мочало, повидло, чучело, щупальце.

- Иноязычные несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: старое пальто, широкое шоссе. Исключение: кофе (м.р.)

- Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие и тех и других являются двуродовыми(мой протеже – моя протеже).

- Слова, обозначающие животных и птиц,  относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного: серый пони, молодой кенгуру, пестрый какаду. Исключение: колибри, иваси, цеце (ж.р.).

- Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров и т.п.: солнечный Батуми, широкая Миссисипи.

- Если аббревиатура не склоняется, то её род определяется родом ведущего слова или по смыслу (бывший СССР – союз; СКСП объявил набор – колледж; НАТО выступил с заявлением - альянс).

 Употребление падежных форм

Во многих падежах существительные имеют вариативные окончания.

а) Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа имеют нормативные формы с окончанием –а, –я:адреса, векселя, директора, доктора, желоба, купола, округа, ордера, паспорта, погреба, профессора, сторожа, шелка, штуцера;

с окончанием –и, –ы:авторы, бухгалтеры, договоры, инженеры, конструкторы, слоги, снайперы, стажёры, торты, шофёры.

Многие существительные имеют вариативные формы: прожектор    (-а, -ы), трактор (-а, -ы).

Некоторые слова имеют во множественном числе окончания –ы (-и) или –а (-я) в зависимости от значения: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища), лагеря (военные, туристские) – лагери (общественно-политические группировки), тона (переливы цвета) – тоны (звуковые), пояса (части одежды) – поясы (географические).

б) В родительном падеже множественного числа в литературном языке употребляются следующие нормативные формы существительных (одни без окончания, другие с окончанием): чулок, погон, носков, гектаров, граммов, килограммов, мандаринов, рельсов, сапог, армян, грузин, татар, калмыков, узбеков, басен, свечей, полотенец, платьев, яблок, щупалец, яслей.

Имя числительное

Употребления собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: четверо подруг, трое студенток) и с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Двое ребят, трое суток; их было пятеро; семеро козлят.

В некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок, поэтому: два профессора (не двое профессоров), три генерала (не трое генералов).

При употреблении собирательного числительного оба-обе в сочетаниях с существительными женского рода надо использовать форму обе (обе студентки, обеим девушкам).

Правила склонения числительных.

а)      При склонении количественных числительных изменяются все компоненты, входящие в их состав (каждый корень, каждое слово);

 при склонении составных порядковыхчислительных  – только последнее слово:

И.п.: восемьсот пятьдесят шесть  –  двести двадцать восьмой

Т.п.:  восьмьюстами пятьюдесятью шестью  –  двести двадцать восьмым

б)  И. В.             сорок         девяносто        сто

     Р. Д. Т. П.     сорока       девяноста        ста

в) Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от двухсот до девятисот

Эти числительные являются сложными (но не составными!). При изменении по падежам склоняются обе части.

Падеж

От 50 до 80

От 500 до 900

200,300,400

И.

пятьдесят

пятьсот

двести, триста, четыреста

Р.

пятидесяти

пятисот

двухсот, трёхсот, четырёхсот

Д.

пятидесяти

пятистам

двумстам, трёмстам, четырёмстам

В.

пятьдесят

пятьсот

двести, триста, четыреста

Т

пятьюдесятью

пятьюстами

двумястами, тремястами, четырьмястами

П.

пятидесяти

пятистах

двухстах, трёхстах, четырёхстах

Глагол

Трудности употребления глагольных форм

Избыточные глаголы

Имеют не одну, а две системы личных форм настоящего времени. Эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Стилистические различия характерны для следующих пар глаголов:полоскает – полощет; плескает – плещети др. Например: Лошадь махаетхвостом (разговорный стиль)  – Чародейка машет рукавом (литературный стиль).

По смыслу же различаются такие глаголы как:

·           БрызгатьБрызгает — значит, опрыскивает, окропляет, обдает брызгами (ребенок брызгает в прохожих). Брызжет — имеет два значения: 1) разбрасывать капли, искры, мелкие частицы чего-либо (шампанское брызжет); 2) ярко обнаруживаться, резко, отчетливо проявляться (радость так и брызжет из глаз).

·           МетатьМечет — бросает, разбрасывает (рвет и мечет). Метает — бросает с размахом, кидает, целясь куда-нибудь (атлет метает молот).

·           КапатьКапает — падает каплями (вода капает с крыши). Каплет — протекает, пропускает по каплям влагу (крыша каплет).

·           Двигать. Двигает- перемещает, толкая или таща что-нибудь(двигаетмебель). Движется -приходит, находится в движении (тепловоз движет вагоны).Движет - побуждает, руководит (им движет чувство сострадания).

 

 

Ход работы

1 вариант

 

Задание 1. Составьте словосочетания, содержащие определения, согласуемые с приведенными существительными в роде

Авеню, алиби, боржоми, иваси, импрессарио, инкогнито, интервью, кафе, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, конфетти, кофе, леди, манто, диван-кровать, ООН

2. Употребите существительные в форме родительного падежа множественного числа

Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты

Задание 3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа

Конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, снайпер, штурман.

Задание 4. Употребите сочетания в творительном падеже

500 машин, 60 тракторов, 600 самолётов, 70 цехов, 700 учащихся.

Задание 5. Выберите наиболее подходящий по смыслу глагол

1. С лица (капает-каплет) пот. 2. Над нами не (капает-каплет). 3, Мать (мечется-метается) по комнате. 4. Рыба (мечет-метает) икру. 5. Девушка (мечет-метает) диск. 6. Кто-то (машет-махает) рукой. 7. Волки (рыщут- рыскают). 8.По деревне (рыщут-рыскают) полицейские.

Задание 6. Выберите правильную форму числительного и существительного

Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток).

 

2 вариант

 

Задание 1. Определите род данных существительных. Употребите их с прилагательными или местоимениями

Бандероль, гантель, дуэль, мозоль, рояль, тюль, шампунь, вуаль, жабо, конферансье, жюри, досье, алиби, фиаско, резюме, денди, блок-схема, театр-студия, вагон-ресторан, Тбилиси, Эри, Сочи, «Юманите», МГУ

Задание 2. Употребите существительные в форме родительного падежа множественного числа

Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

Задание 3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа

Суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф

Задание 4. Употребите сочетания в творительном падеже.

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин.

Задание 5. Выберите наиболее подходящий по смыслу глагол

1. Стрелки часов (двигаются-движутся). 2. Революции (двигают-движут) историю. 3.Им (двигает-движет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двигается-движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются-движутся) вдоль перрона.

Задание 6. Выберите правильную форму числительного и существительного

Для (пяти— пятерых) кошек; (три— трое) красивых (зверя— зверей); (шесть— шестеро) работниц магазина; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых; (четыре— четверо) (девочки— девочек).

                                                                                                                                                   

 

Практическоезанятие №4

«Синтаксические нормы»

 

Цель:закрепление студентами навыков правильного построения словосочетаний и предложений.

 

Теоретический материал

1. Порядок слов в предложении.

В русском языке порядок слов (порядок членов предложения) относительно свободный. Однако имеется более или менее принятый, чаще встречающийся в нейтральных стилях речи прямой порядок в отступления от него (обратный порядок или инверсия.)

Приведем примеры инверсии как стилистического приема. В предложенияхНа меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев);Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л.Н. Толстой) смысловая нагрузка согласованных определений, стоящих после определяемых существительных, значительно усиливается.

Приведенные выше примеры показывают, что умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи. Однако нарушение правил расположения членов предложения становится источником стилистической ошибки, как показывают примеры из ученических сочинений: «После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина» (получилось: именины Онегина).

Возьмем такое предложение: Большая туча медленно закрывает лучи солнца. Порядок расположения в нем такой: сказуемое следует за подлежащим (туча закрывает); дополнение следует за сказуемым, управляющим словом (закрывает лучи); согласованное определение предшествует определяемому существительному (большая туча); несогласованное определение стоит после определяемого существительного (лучи солнца, т.е. солнечные лучи); обстоятельство образа действия предшествует сказуемому (медленно закрывает). Порядок слов в этом предложении прямой.

Всякое предложение состоит из словосочетаний, организованных одним из следующих способов: согласование, управление, примыкание. Основное требование к порядку слов в предложении выражается в том, чтобы не разрушить естественных лексико-грамматических связей внутри словосочетания. Разрушение ведет к ошибке. Так, в предложении Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие артиста - порядок слов нарушен и требует правки. Следует: готовится широко отметить (слово широко примыкает к глаголу отметить, а не готовится.)

2. Трудные  случаи  именного  и   глагольного  управления.  Управление  приоднородных членах.

Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; подбирать и готовить кадры;трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п. Но стилистические неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что, руководил чем) а т.п. Обычный способ правки в подобных случаях - добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове, например: подбор фактов и наблюдение над ними.

3. Выбор правильного падежа и предлога.

Большое значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки.

1). Предложное сочетание вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа)

2). Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания. Например: потребность

средств для производства (правильно: потребность в средствах).

3). Неправильный выбор предлога или неуместное его использование. Например: указал о

том... (правильно: указал на то...)

4). При использовании синонимических предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу

нужно помнить, что они не потеряли полностью своего первоначального лексического

значения. Поэтому нежелательны, например такие выражения: ввиду прошедших дождей...

(дожди - уже факт, а не предстоят), благодаря болезни... (из-за болезни).

5). Некоторые глаголы (отглагольные существительные) могут иметь зависимые слова в

разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми

стилистическими оттенками: жертвовать что, жертвовать чем.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей):

Беспокоиться о ком-нибудь

Обращать внимание на что-либо

Отзыв о чем-либо

Превосходство над чем-либо

Удивляться чему-либо

Уплатить за что-либо

Тревожиться за кого-нибудь

Уделять внимание чему-либо

Рецензия на что-либо

Преимущество перед чем-либо

Восхищаться чем-либо

Оплатить что-либо

4. Употребление деепричастных оборотов.

1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило,

называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовуюрощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при

инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.

Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

3. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) Если действие,  выраженное сказуемым,  и действие, выраженное деепричастным

оборотом, относится к разным лицам. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня

закружилась голова (правильно:Когда я проезжал березовую рощу...).

2) Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное

косвенным падежом, и нет инфинитива. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, мне сталогрустно (правильно: когда я проезжал березовую рощу...)

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию, В этом случае

субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного

деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два

субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: Убежавший из дома мальчик...

Замена деепричастного оборота придаточным обстоятельственным невозможна:

а. Если главное предложение безличное;

б. Если в главном и придаточном предложениях разные подлежащие;

в. Если деепричастие указывает на образ действия.

5. Образование форм причастий.

Особенности употребления причастий связаны с различиями между действительными и страдательными видами причастий, а также диаметрально противоположным значением.

  Страдательные причастия образуются при помощи суффиксов –ом-, -ем-, -им-, -т-, -ен-, -енн-: забытый зонт, потерянный день, празднуемый юбилей. Эти причастия выражают признак воздействия на предмет, существо или явление.

Действительные причастия, наоборот, указывают на активное действие со стороны существительного, которое оно совершает. Образуются действительные причастия при помощи суффиксов –ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -ш-, -вш-: читающая школьница, парящий ястреб, вскочивший прыщ.

Ошибки при образовании причастий часто возникают из-за некорректного составления формообразующей основы и из-за неверного выбора суффикса для образования формы причастия. Для того, чтобы верно подбирать формообразующий суффикс, стоит уделить особое внимание следующим случаям:

1)  Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи следующих суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-: нетленный, добитый, тканный. В этом случае часто возникают ошибки при использовании –нн- вместо –н- и наоборот. Немного реже случается ошибка по замене суффикса –н- на –т-:в комнате было чисто убрато (некорр.) – в комнате было чисто убрано (корр.).

2) Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –вш-, если основа инфинитива прошедшего времени заканчивается на гласную букву: скакать – скакавший.

Если основа инфинитива оканчивается на согласную, то при образовании причастия используется суффикс –ш-: трясти – трясший, расти – росший. Это же правило действует в случае, если основа инфинитива заканчивается на –ереть, -шибить: замереть – замерший, ушибить – ушибший.

4) Следует помнить, что страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов (переходные глаголы – это глаголы, которые управляют существительным в винительном падеже и сосуществуют без предлогов): вымыть полы – вымытые полы, оббить стул – оббитый стул.

5) Если существительное с глаголом не могут сочетаться без предлога в винительном падеже, то страдательное причастие от такого глагола образовать нельзя. Но из этого правила есть исключение – есть переходные глаголы, от которых нельзя образовать страдательное причастие в прошедшем времени:

достать, заставить (сделать), вернуть, лизнуть, затмить, застать, миновать, облететь, напомнить, полюбить, пожелать, подождать, пробежать, приветствовать, проводить, проспрягать, проехать, толкнуть, просклонять, разглядеть.

6) Суффиксы и приставки, которые образуют основу глагола, не должны отбрасываться при образовании причастия, так как это может в корне изменить смысл слова и предложения :

на голых деревьях одиноко сидели оставшие птицы (некорр.) – на деревьях одиноко сидели оставшиеся птицы.

 

Ход работы

1 вариант

 

Задание 1. Исправьте предложения. (Ошибки связаны с порядком слов)

1. Большое внимание надо уделять обучению технике работ на уборке работающих студентов и школьников. 2. Успехов больших добились учащиеся нашей школы. 3. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Киреев. 4. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. 5. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 6. Мы далеко ещё не использовали возможностей нового метода.

Задание 2. Допишите недостающие буквы в окончаниях

1, За месяц израсходован... тысяча рублей. 2. На строительство детских дошкольных учреждений отпущен... миллион рублей. 3. Сколько благородных задач сто...т перед учителем! 4. Последние двое студентов успешно сдал... экзамены. 5. После революции большинство иностранных специалистов разъехал..сь по своим странам. 6. 45минут прошл... незаметно. 7. 45 минут, о которых вы просили, прошл... .

Задание 3. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения

1. Каждый, кто побывал в удивительном городе на Неве, испытывает глубокое чувство восхищения и любви к нему. 2. Местная селевая станция ведет наблюдение и исследование по зарождению, движению, составу и динамике селей. 3. При такой обстановке никто не был заинтересован в раскрытии и борьбе с коррупцией.

Задание 4. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках

1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базироваться, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормозить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность).

Задание 5. Внесите исправления

1. После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Смоленской области, и которые находились у руководителя экспедиции. 2. Цель нашей лекции - знакомство с основными грамматическими категориями имени существительного и какие способы выражения они имеют. 3. Лекции были прочитаны не только на нашем курсе, но и факультете.

Задание 6. Исправьте предложения с деепричастными оборотами

1. Изучая тему «Именительный падеж прилагательного», в качестве словарной работы даётся задание учащимся подобрать антонимы. 2. Приехав на турбазу, было ещё темно, только погуляв по лесу часа полтора, стало светать. 3. Поднявшись ещё раз на трибуну, аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами. 4. Получив новое задание, перед студентом появились новые трудности. 5. Пообедав в студенческой столовой, к ней подошел наш староста.

Задание 7. Найдите ошибки в образовании форм  причастий, в выборе формы причастия, исправьте предложения

1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни студенческого коллектива. 5. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

 

2 вариант

 

Задание 1. Исправьте предложения. (Ошибки связаны с порядком слов)

1. Предложено закрепить за как можно большим числом студентов двоечников. 2. Завершается сейчас работа по комплексной механизации откормочного цеха. 3. Студент он хороший. А декан факультета даже нам сказал: «Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было». 4. Ректор принимает в своём кабинете людей с их проблемами. 5. Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых. 6. Нужно уметь делать этот анализ, но и смотреть дальше.

Задание 2. Допишите недостающие буквы в окончаниях

I. Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснил...сь в толпе. 2. В июленезаметно прошл... еще несколько дней. 3. Было даже как-то неловко, что столько людей пришл .. встречать нас. 4. Несколько выпускников нашего училища работа..т на часовом заводе.

Задание 3. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения

I. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях, умеет приласкать. 2. Кабаниха невежественна, что проявляется в разговоре её с Феклушей, странницей. Здесь же чувствуется и ее сожаление и прощание со стариной.

Задание 4. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках

1. Оплатить, уплатить (проезд). 2. Отзыв, рецензия (книга). 3, Отличать, различать (звуки). 4. Отметить, остановиться (достижения). 5. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 6. Презирать, презрение (трусость). 7. Преимущество, превосходство кого-либо, чего-либо (оппонент). 8. Уверенность, вера (победа). 9. Свойственный, характерный, присущий (молодежь).

Задание 5. Внесите исправления

1. Когда приезжаешь в этот город, бросается в глаза порядок и чистота на улицах, скверах, площадях, даже переулках. 2. Проводятся регулярно соревнования в университете, факультете, даже студенческих группах. 3. Учитель получил у завхоза не только карандаши, ручки, тетради, а также книги, краски.

Задание 6. Исправьте предложения с деепричастными оборотами, где это необходимо

1. Учтя замечания, сократив объём, сделав таблицы, статью можно рекомендовать к печати. 2. Крайне недисциплинированный, он был отчислен, едва приступив к работе. 3. Читая Л. Толстого, перед нами встают живые люди. 4. Приходя домой, у Петра слипались глаза от усталости и он чувствовал страшную ломоту в теле. 5. Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир.

Задание 7. Найдите ошибки в образовании форм причастий, в выборе формы причастия, исправьте предложения

1. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 2. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 3. Найдется немало людей, пожелавших бы воспользоваться услугами «поездов здоровья» в воскресные дни. 4. В письмах, получающих редакцией газеты, есть много дельных предложений. 5. Обещание того, что затребуемый вами материал будет предоставлен, было подтверждено и старшим специалистом лаборатории.

 

Практическоезанятие №4

«Стилистический анализ текста»

 

Цель:отработкастудентамиумениядавать тексту характеристику с точки зрения его стилевой принадлежности.

 

Теоретический материал

 

Стилистический анализ текста – характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности.

1. Текст - это относительно законченное высказывание, имеющее начало и конец; к нему можно подобрать заголовок, который передает тему или основную мысль высказывания. Смысловая ценность - один из важных признаков текста. Важно уметь выделять смысловые части текста и устанавливать связи между ними, т.е. составлять план. Тема - то, о чем говорится в тексте. Все предложения в тексте объединяются темой и основной мыслью высказывания. Связанность текста - третий важный его признак. Связь может быть цепной (повторяется ключевое слово) или последовательной.

Типы речи — повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили литературного языка             

Стили

Особенности

книжные

художест-венный

разго-ворный

деловой

научный

публи-цис-тический

Целевое

назна-чение

сообщение

сообщение

сообщение воздействие

сообщение эмоционально-образное воздействие

общение

Сфера приме-нения

протокол, инструкция, заявления, договор и др. документы

научная статья, монография, учебник, реферат, курсовая, дипломная работа

газетная статья, выступление на общественно-политическую тему

любые жанры художественной литературы

обычный разговор, переписка с близким человеком

Стиле-

вые черты

официаль-

ность,

бесстраст-ность,

точность, лакониность,

ясность

официальность,

бесстрастность,

точность,

лаконич-

ность,

ясность

выразитель-ность

(экспрессив-ность),

эмоциональ-ность,

актуальность,

острота, яркость, авторская

страстность

выразительность,

эмоциональность,

образность,

индивидуаль-ность стиля.

 

непринуж-

денность,

выразитель-ность,

эмоциональность,

неподготов-ленность

 

 

Языко-вые средства

специальные

(юридичес-

кие, дипломати-

ческие

слова), книжные слова, официаль-ные слова

и устойчивые выражения типа за

указанный период,   принимая во внимание, в соответствии с постановле-нием

абстрактная лексика научные термины,

профессиональ-ные слова (с пометкой специальныеноменклатурные

слова), служебные слова, организующие научную речь.

книжные слова,

эмоционально-

экспрессивная

окрашенная лексика, устарелое сочетание слов.

книжные слова, разговорная лексика,

диалектная лексика,

фразеологизмы, просторечия, эмоционально-экспрессивная лексика.

 

разговорная лексика,

диалектная лексика,

просторечияжаргон,

эмоциональ-но-экспрес-сивная лексика, фразеологизмы (разг.)

типа повесить нос,

задрать нос

 

а) Лекси-ческие

б) синтак-

сичес-

кие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составные глагольные сказуемые типа имеют возможность проводить, имеют желание работать и др. подобные; обособленные обстоятельства с предлогами несмотря на…, вопреки, вследствие; обстоятельственные обороты за неимением, в случае.; обособленные уточняющие дополнения с предлогами за исключением, сверх, помимо; однородные члены и сложносочиненные предложения с союзами не только… но и, как… так и;  сложноподчиненные предложения с союзами ибо, вследствие того что; безличные, определенно – личные предложения вводные слова, указывающие на последовательность рассуждений, выводов: во-первых, во-вторых, следовательно, итак

Несложные синтаксичес-кие конструкции, риторические вопросы, восклицатель-ные предложения, побудитель-ные предложения.

Сравнитель-

ные, причастные, деепричастные обороты, обращения – неодушевленные

существительные, назывные предложения, сложнопод-чиненные предложения с придаточными сравнительными употреблениями образных средств, звукописи

определенно-личные, безличные, неполные предложе-ния; сложные предложе-ния с союзами раз, коли,  кабы, только бы;

обращении, слова с ласкатель-

ной или пренебре-жительной

окраской

 

2.  Средства художественной выразительности.

Троны(греч. - tropes - оборот) - употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.

Метафора (греч. - mytaphora - перенос) - скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту: (Отговорила роща золотая, загорелись звезды очей).

Олицетворение - речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях сходных явлений мира неодушевленного(«Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом» (Пушкин). Совершенно понятно, что дышать может лишь живое существо.

Символ (греч. - условный знак) - предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления («Да здравствует солнце, да скроется тьма» (А. Пушкин). Здесь солнце - символ разума, счастья и знания).

Аллегория - иносказание - развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, то есть обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. (Богиня Фемида - олицетворение правосудия; заяц - трусости).

Синекдоха (особый вид метонимии) - (греч. - synekdoche - понимание посредством чего-либо) - замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот. («Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин). Под флагами имеются в виду иностранные корабли и, жире, все европейские страны.

Эпитет (греч. - epitheton - приложение) - художественное определение. (Очи светлые «Ты любишь горестно и трудно»).

Оксюморон (разновидность эпитета) - оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов («добродушная свирепость»).

Перифраза - замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом, например: белокаменная столица (Москва);«солнце русской поэзии» (А.С.Пушкин).

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Например: «Факты - это воздух ученого» (И. Г. Шавлов). Факты (предмет) сравнивают с воздухом (образ) по признаку «насущное, необходимое для существования».

Гипербола - прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателя преувеличенное представление о предмете речи. Например: «У них клубника - с кулак»; «в сто сорок солнц закат пылал».

Литота - прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок.

Ирония (греч. - eroniea - притворство) - может принимать вид любого другого тропа. Это такой оборот речи, в котором слова, характеризующие явление, употребляются в целях достижения комического эффекта в противоположном значении («философ в осимнадцатьлет» ушкин).

Сарказм (греч. - sarkasmos - издевательство, терзание) - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

Стилистические фигуры речи.

Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата.

Повтор («Береги копейку, копейка не выдаст, все прошибешь на свете копейкой» (Гоголь).

Анафора (в переводе с греческого - «единоначатие») - прием, при котором несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов («Таковы времена!Таковы и нравы»).

Эпифора - повтор заключительных элементов последовательных фраз. Например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?Почему именно титулярный советник?»

Антитеза - прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков («первый дець творенья» - «последний день» (Лермонтов)

Градации - фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисленных в речи элементов в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значения («нисходящая градация»). Например: я вас прошу, я вас умоляю (восходящая градация); звериный, чужой, неприглядный мир (нисходящая градация).

Рефрен - разновидность повтора, обобщенная основная мысль. «Как хороши, как свежи были розы» (Тургенев);

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения, например: «В каком году -рассчитывай, /В какой земле - угадывай... » (Некрасов)

Умолчание - форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к пропуску. «Отец... Мазепа казнь - с мольбою. Здесь, в этом замке мать моя -... » (Пушкин);

Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал. Товарищсветлый ихолодный» (Лермонтов).

Риторический вопрос - эффективный стилистический прием активно используется в современной публичной речи с целью активизации внимания слушателей, диалогизациимонологической речи. «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л. Толстой).

Бессоюзие - перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы.Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, аптеки, магазины, моды, балконы, львы на воротах, и сотни галок на крестах. (А. С. Пушкин).

Многосоюзие - специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность,величавость.Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

 

1 вариант

Прочитайте текст 1  и выполните задания

 

(1)Как и с чем можно сравнить его красоту? (2)Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона…

(3)И всё-таки у Природы, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.(4)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.(5)Ведь это озеро не зря называют жемчужиной Сибири.

(6)Безусловно, Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным  воздухом.(7)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засорённым, а жизнь в нём и вокруг. (8)Это прежде всего необходимо нам.      

           (по В.Г.Распутину)

1.В каком предложении заключена основная мысль текста?

1)   2;    2)  3;    3)   6;    4)   7

2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Байкал как «хрустальная печень страны» необходим нам.

2) Нельзя загрязнять Байкал, он создан Природой не для производственных потребностей человека.

3) Байкал – одно из настоящих чудес Природы, не зря его «называют жемчужиной Сибири».

4) Прекраснее Байкала нет ничего на свете!

3.Определите тип речи текста

1) описание

2) описание с элементами повествования;

3) рассуждение

4) повествование

4.Определите стиль текста

1) публицистический

2) художественный

3) научный

4) официально – деловой

5. В каком значении употребляется слово ДЕРЖАВНЫЙ в 6 предложении?

1) державный – порфироносный;

2) державный – августейший;

3) державный – величественный;

4) державный – грандиозный.

6. Какое из предложений 2-3 абзацев связано с предыдущим с помощью частицы и описательного оборота?Напишите его номер

7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания, через запятую

1) оценочная лексика

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

4) градация

5) метафора

6) сравнение

7) риторический вопрос

8) бессоюзие

 

Прочитайте текст 2  и выполните задания

 

(1) Компьютерные игры некоторые специалисты называют новым языком культуры. (2) Он развивается у нас на глазах, и это похоже на взрыв. (3)В чём секрет того, что компьютерные игры столь стремительно завоёвывают всё новых и новых поклонников?

(4) Опыт душевной жизни других людей мы постигаем через символы- знаки, которые становятся основой языка культуры. (5) Сначала люди использовали в качестве « букв» языка культуры статичные знаки-мазки кистью, алфавит.(6) Затем динамичные символы  вошли в нашу жизнь вместе с театром, кинематографом. (7) Компьютерный  язык  вобрал в себя все прежние символы: он  может стать  и  страницей книги, и экраном кинотеатра, и картиной.(8) Но, главное, новый язык культуры может использовать не только подвижные или неподвижные символы, но и интерактивные. (9) Интерактивность- взаимодействие- является отличительной чертой  этого языка.

(10) Известный философ Михаил Бахтин говорил, что наше сознание- это диалог и произведение искусства тоже диалог. (11) Компьютерная игра вовлекает человека в такой диалог, заставляя постоянно высказываться. (12) Таким образом, игра- интенсивный темпераментный разговор на новом языке культуры.

(13) Сейчас растёт поколение, которое привыкает не только воспринимать новый язык, но и  самовыражаться, думать на нём. (14) Многие специалисты- журналисты, психологи, преподаватели- спорят о судьбе этого поколения. (15) Кто- то объявляет компьютер злом, кто- то благом. (16) Но нельзя не признать появления  нового языка- языка компьютерных игр. (17) Нужно только помнить, что этим языком можно написать прекрасное стихотворение, а можно - нецензурное слово.(18) Винить в этом нужно не компьютер- человека.                                                      

 ( Из журнала )

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) компьютерный язык сочетает в себе подвижные, неподвижные и интерактивные символы

2) язык компьютерных игр – новый язык культуры

3) интерактивность – основная черта языка компьютерных игр

4) новый язык опасен для подрастающего поколения

2. Определите стиль и тип речи текста

1) научный стиль; описание

2) публицистический стиль; рассуждение – размышление

3) художественный стиль; рассуждение и повествование

4) научный стиль; рассуждение с элементами описания

3. Какое значение имеет слово ЯЗЫК в предложении 1?

1) подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий в образовании звуков речи

2) речь, способность говорить

3) система звуковых, словесных и грамматических форм, объективирующая работу мышления

4) система знаков, передающая информацию

4. В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы?

1)   4                        2)   17                   3)   15                     4)   8

5. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер

6. Какие из перечисленных ниже языковых средств используются в тексте?

1) языковые антонимы

2) оценочная лексика

3) метафора

4) термины

5) градация

 

2 вариант

Прочитайте текст 1  и выполните задания

(1)Август – самый тихий, самый спокойный, уравновешенный месяц. (3)Ведь лето уже сделало своё дело. (4)Всё, что родилось, выросло, созрело, всё сияет цветами румяной, солнечной спелости.  (5) У августа – улыбка тихого увядания.

(6)Ещё немало цветов красуется на лугах, лесных полянах, но много растений венчают уже семена.(7)На поляне непролазные травы тронуты желтизной – сединой зрелости .(8)Как обгоревшие факелы, над этим ковром возвышаются кустики конского щавеля, стеной у межи стоит цепкий репейник, желтеют кружева пахучего донника .(9) Тронешь дудку ломкого стебля и сразу почувствуешь запах свежести и лесного здоровья. (10)Но главный запах в лесу – грибной.

(11) Куда ни глянешь – горят костры рябины. (12) Разве можно оторвать взгляд от красного бисера, от щедрой вышивки по зелёному?! (13) Узор этот будет держаться долго. (14) Уронит лес листья, продуто всё будет осенним ветром, всё в лесу полиняет, поблекнет, а эта алая дробь будет висеть. (15) И будут слетаться к деревцам – кормильцам дрозды, пока не останется ни одной красной ягодки – бусинки.      

  (по В.Пескову)

 

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Август хорош тем, что всё уже созрело и сияет цветами румяной, солнечной спелости.

2) Август запоминается улыбкой тихого увядания.

3) Много запахов в предосеннем лесу, но главный запах – грибной.

4) Август хорош, но весенние месяцы более по душе.

2. Определите тип речи текста

1) описание

2) повествование с элементами описания и рассуждения

3) рассуждение с элементами повествования

4) описание с элементами рассуждения

3. Определите стиль текста

1) публицистический

2) художественный

3) разговорный

4) официально – деловой

4. С помощью какого языкового средства связаны 12 и 13 предложения?

1) контекстуальный синоним

2) лексический повтор

3) лексический синоним

4) контекстуальный антоним

5. В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении? Напишите его номер

6. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первом абзаце текста? Напишите его номер

7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания

1) оценочная лексика

2) антитеза

3) контекстуальные синонимы

4) синтаксический параллелизм

5) сравнение

6) языковые антонимы

7) риторический вопрос

8) градация

 

Прочитайте текст 2  и выполните задания

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и  лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

(4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криков, в белых громадах  кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.(5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми.(6)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.(7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

(8)Какие же это слова?(9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.(10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

(11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

(12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от  признаков других дождей.(13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнуть, наполняются выразительной силой.(14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.(16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.                                       

                (К.Паустовский)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Умение живописать словами зависит от способности писателя видеть жизнь словно в первый раз.

2) Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой.

3) Если писатель хорошо видит то, о чём  пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну.

4) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читателю предоставляется возможность пофантазировать и самому дорисовать картину в воображении.

2. Определите стиль и тип речи текста

1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2) публицистический стиль; описание

3) художественный стиль; рассуждение, повествование

4) разговорный стиль; повествование, рассуждение

3.Какое значение имеет слово СЛЕПЫЕ в предложении 11

1) лишенный зрения, способности видеть

2) неотчётливый. Плохо различимый

3) безрассудно действующий или совершающийся без разумного основания

4) совершаемый без видимых ориентиров, без участия зрения.

4. В каком из перечисленных предложений все слова перечислены в прямом значении

1)   4                             2)   11                      3)   5                         4)   9                               

5. Какое из предложений 7 – 10 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер

6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?

1)      ряды однородных членов

2)      эпитеты

3)      развёрнутое сравнение

4)      метафоры

5)      лексический повтор


 

Литература

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник. — М., 2016.

2. Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.– М., 2011 (ЭБС ZNANIUM.COM).

3. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие – М., 2014 (ЭБС ZNANIUM.COM).

4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи Учебное пособие -  М., 2010.

5. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. - М., 2015.

6. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов на Дону, 2012.

7. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие - М., 2010 (ЭБС ZNANIUM.COM).

Интернет-ресурсы

www.gramota.ru

www.gramma.ru

www.slovesnik.ru

www.slovari.ru

www.philology.ru

www.ruscentr.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению практических работпо дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов очной формы обучения по специальности08

Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению практических работпо дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов очной формы обучения по специальности08

Перечень практических занятий № п/п

Перечень практических занятий № п/п

Практическоезанятие №1 «Орфоэпические нормы»

Практическоезанятие №1 «Орфоэпические нормы»

Часто к ошибкам приводит отсутствие буквы ё в печати: жёлчь, свёкла, белёсый

Часто к ошибкам приводит отсутствие буквы ё в печати: жёлчь, свёкла, белёсый

Практическоезанятие №2 «Лексические нормы»

Практическоезанятие №2 «Лексические нормы»

Задание 3.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости

Задание 3.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости

Задание 7. Устраните двусмысленность при употреблении местоимений 1

Задание 7. Устраните двусмысленность при употреблении местоимений 1

Имя числительное Употребления собирательных числительных

Имя числительное Употребления собирательных числительных

Двигать . Д вигает - перемещает, толкая или таща что-нибудь( двигаетмебель )

Двигать . Д вигает - перемещает, толкая или таща что-нибудь( двигаетмебель )

Для (пяти— пятерых) кошек; (три— трое) красивых (зверя— зверей); (шесть— шестеро) работниц магазина; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых; (четыре— четверо) (девочки— девочек)

Для (пяти— пятерых) кошек; (три— трое) красивых (зверя— зверей); (шесть— шестеро) работниц магазина; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых; (четыре— четверо) (девочки— девочек)

Большое значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога

Большое значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога

Действительные причастия , наоборот, указывают на активное действие со стороны существительного, которое оно совершает

Действительные причастия , наоборот, указывают на активное действие со стороны существительного, которое оно совершает

Задание 3. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения 1

Задание 3. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения 1

Презирать, презрение (трусость)

Презирать, презрение (трусость)

Сфера приме-нения протокол, инструкция, заявления, договор и др

Сфера приме-нения протокол, инструкция, заявления, договор и др

Составные глагольные сказуемые типа имеют возможность проводить, имеют желание работать и др

Составные глагольные сказуемые типа имеют возможность проводить, имеют желание работать и др

Перифраза - замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т

Перифраза - замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т

Бессоюзие - перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы

Бессоюзие - перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы

Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте

Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте

В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы? 1) 4 2) 17 3) 15 4) 8 5

В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы? 1) 4 2) 17 3) 15 4) 8 5

В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?

В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?

Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой

Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой

Литература 1. Кузнецова Н.В.

Литература 1. Кузнецова Н.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022