Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
по дисциплине ОП.03«Электротехника и электронная техника»
Тема: «Расчет параметров и характеристик трехфазного асинхронного двигателя»
специальность: 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
РАССМОТРЕНЫ И ОДОБРЕНЫ
цикловой методической комиссии технических дисциплин
протокол №_1_от «31» августа 2020 г.
____________ __ И.И. Золотарев _
подпись ФИО председателя ЦМК
Симферополь 2020г.
Практическая работа
Тема: Расчет параметров и характеристик трехфазного асинхронного двигателя.
Количество часов: 2 часа
Цель работы: Ознакомится с основными понятия и терминами. Научиться рассчитывать основные показатели трехфазного асинхронного двигателя. Научиться рассчитывать привод трехфазного асинхронного двигателя.
Задание
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. Решить задачу: Трехфазный асинхронный двигатель с к.з. ротором типа АИР 120 М8, используемый в качестве электропривода насосного агрегата консольного типа марки ВК 12/50, предназначенного для перекачивания воды для технических нужд, негорючих и нетоксичных жидкостей, имеет следующие номинальные данные: мощность на валу Р2н = 10 кВт; скольжение Sн = 0,06 (6,0%); синхронная частота вращения п1н = 1200 об/мин; коэффициент полезного действия ηн = 0,5 (50,0%); коэффициент мощности обмотки статора cos φн = 0,93. Известны также: отношение пускового момента к номинальному Мп /Мн=2; отношение пускового тока к номинальному Iп/Iн=7; отношение максимального (критического) вращающего момента к номинальному Мmax/Mн= 2,1. Питание двигателя осуществляется от промышленной сети переменного тока 380/220 В, 50 Гц. Требуется определить:
1. номинальную частоту вращения ротора двигателя;
2. вращающий номинальный, критический и пусковой моменты двигателя;
3. мощность, потребляемую двигателем из сети Р1н;
4. номинальный и пусковой токи;
3. пусковой ток и вращающие моменты, если напряжение в сети снизилось по отношению к номинальному на 5, 10 и 15% (Uc = 0,95 Uн; Uc = 0,9UK; Uc = 0,85 Uн).. Согласно порядковому номеру в журнале, выбрать из таблицы 1 данные для расчета задачи.
Таблица 1.
№ варианта |
Типоразмер двигателя |
Мощность, кВт |
При номинальной нагрузке |
|
|
|
|
|||
|
|
Скольжение, % |
кпд, % |
cos φ |
||||||
|
Синхронная частота вращения 3000 об/мин |
|||||||||
1 |
АИР71А2 |
0,75 |
6 |
78,5 |
0,83 |
2,1 |
2,2 |
1,6 |
6 |
|
2 |
АИР71В2 |
1,1 |
6,5 |
79 |
0,83 |
2,1 |
2,2 |
1,6 |
6 |
|
3 |
АИР80А2 |
1,5 |
5 |
81 |
0,85 |
2,1 |
2,2 |
1,6 |
7 |
|
4 |
АИР80В2 |
2,2 |
5 |
83 |
0,87 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7 |
|
5 |
AHP90L2 |
3 |
5 |
84,5 |
0,88 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7 |
|
6 |
AHP100S2 |
4 |
5 |
87 |
0,88 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7,5 |
|
7 |
AHP100L2 |
5,5 |
5 |
88 |
0,89 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7,5 |
|
8 |
АИР112М2 АИРХ112М2 |
7,5 |
3,5 |
87,5 |
0,88 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7,5 |
|
9 |
АИР132М2 АИРХ132М2 |
11 |
3 |
88 |
0,9 |
1,6 |
2,2 |
1,2 |
7,5 |
|
10 |
AHP160S2 AHPX160S2 |
15 |
3 |
89 |
0,89 |
1,8 |
2,7 |
1,7 |
7 |
|
11 |
АИР160М2 АИРХ160М2 |
18,5 |
3 |
89,5 |
0,9 |
1,8 |
2,7 |
1,7 |
7 |
|
12 |
AHP180S2 |
22 |
2,7 |
89,5 |
0,88 |
1,7 |
2,7 |
1,6 |
7 |
|
13 |
АИР180М2 |
30 |
2,5 |
90,5 |
0,88 |
1,7 |
2,7 |
1,6 |
7,5 |
|
|
Синхронная частота вращения 1500 об/мин |
|||||||||
14 |
АИР71А4 |
0,55 |
9,5 |
70,5 |
0,7 |
2,3 |
2,2 |
1,8 |
5 |
|
15 |
АИР71В4 |
0,75 |
10 |
73 |
0,73 |
2,2 |
2,2 |
1,6 |
5 |
|
16 |
АИР80А4 |
1,1 |
7 |
75 |
0,81 |
2,2 |
2,2 |
1,6 |
5,5 |
|
17 |
АИР80В4 |
1,5 |
7 |
78 |
0,83 |
2,2 |
2,2 |
1,6 |
5,5 |
|
18 |
AHP90L4 |
2,2 |
7 |
81 |
0,83 |
2,1 |
2,2 |
1,6 |
6,5 |
|
19 |
AHP100S4 |
3 |
6 |
82 |
0,83 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7 |
|
20 |
AHP100L4 |
4 |
6 |
85 |
0,84 |
2 |
2,1 |
1,6 |
7 |
|
21 |
АИР112М4 АИРХ112М4 |
5,5 |
4,5 |
87,5 |
0,88 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7 |
|
22 |
AHP132S4 AHPX132S4 |
7,5 |
4 |
87,5 |
0,86 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7,5 |
|
23 |
АИР132М4 АИРХ132М1 |
11 |
3,5 |
87,5 |
0,87 |
2 |
2,2 |
1,6 |
7,5 |
|
24 |
АИР112М4 АИРХ112М8 |
5,5 |
4,3 |
87,5 |
0,89 |
2,3 |
2,2 |
1,5 |
8 |
|
25 |
АИР112М4 АИРХ112М6 |
5,9 |
4,2 |
87,5 |
0,88 |
2,1 |
2,2 |
1,8 |
9 |
|
26 |
АИР112М4 АИРХ112М5 |
5,6 |
3,2 |
87,5 |
0,78 |
2,4 |
2,1 |
1,7 |
6 |
|
27 |
АИР112М4 АИРХ112М2 |
5,5 |
5 |
87,5 |
0,98 |
2,9 |
2,1 |
1,9 |
7 |
|
3. Построить механическую характеристику трехфазного асинхронного двигателя.
4. Составить отчет по работе.
Методические указания к выполнению
Теоретический материал
ЭП с трехфазным асинхронным двигателем (АД) является самым Массовым видом привода в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве. Такое положение определяется простотой изготовления и эксплуатации АД, меньшими по сравнению с ДПТ массой, габаритными размерами и стоимостью, а также высокой надежностью в работе.
В основную общепромышленную серию 4А входят АД с мощностью от 0,06 до 400 кВт и высотами осей вращения от 50 до 355 мм, которые выпускаются самых различных модификаций и конструктивных исполнений: с повышенными пусковым моментом и скольжением; с фазным ротором; встраиваемые; малошумные; со встроенной температурной защитой; с электромагнитным тормозом; с подшипниками скольжения; химостойкие. АД различаются также по климатическому исполнению и категории размещения. Для комплектации ЭП большой мощности выпускаются АД серий АН-2 (мощностью до 2000 кВт), АВ (мощностью до 8000 кВт), ДАЗО (мощностью до 1250 кВт) и ряд других.
Для ЭП крановых механизмов производятся специализированные АД серий MTF (с фазным ротором) и MTKF (с короткозамкнутым ротором), а для рабочих машин и механизмов металлургического производства - АД серий МТН (с фазным ротором) и МТКН (с короткозамкнутым ротором). В составе этих серий вы пускаются и многоскоростные АД. Двигатели указанных серий отличаются повышенной механической прочностью, большими пусковыми моментами при сравнительно небольших пусковых токах, хорошими динамическими показателями.
Трехфазный АД имеет обмотку статора, подключаемую к трехфазной сети переменного тока с напряжением U1, и частотой f1, и обмотку ротора, которая может быть выполнена в двух вариантах. Первый вариант предусматривает выполнение обычной трехфазной обмотки из проводников с выводами на три контактных кольца Такая конструкция соответствует АД с фазным ротором она позволяет включать в роторную цепь различные электротехнические элементы, например резисторы для регулирования скорости, тока и момента ЭП, и создавать специальные схемы включения АД.
АД с фазным ротором Второй вариант это выполнение обмотки заливкой алюминия в пазы ротора, в результате чего образуется конструкция, известная под названием «беличья клетка». Схема АД с такой обмоткой, не имеющей выводов и получившей название короткозамкнутой.
Для получения выражений электромеханической и механической характеристик АД используется его схема замещения, на которой цепи статора и ротора представлены своими активными и индуктивными сопротивлениями. Особенность схемы замещения АД состоит в том, что в ней ток, ЭДС и параметры цепи ротора пересчитаны (приведены) к цепи статора, что и позволяет изобразить эти две цепи на схеме соединенными электрически, хотя в действительности связь между ними осуществляется через электромагнитное поле. Приведение осуществляется с помощью коэффициента трансформации АД по ЭДС:
где Е1 и Е2к - фазные ЭДС статора и ротора при неподвижном роторе; Uф.ном- фазное номинальное напряжение сети. Расчетные формулы приведения имеют вид:
-где штрихом обозначены приведенные значения.
В теории электрических машин разработаны и применяются две основные схемы замещения АД - более точная Т-образная и упрощенная П-образная. На рис.1 представлена П-образная схема замещения, которая в дальнейшем и используется при выводе формул для характеристик АД.
Рисунок 1 - П-образная схема замещения.
На рис. 1 приняты следующие обозначения: U1, - действующее значение линейного и комплексное фазного напряжения сети; - комплексные фазные токи статора, намагничивания и приведенный ток ротора; х1, х'2 - индуктивные сопротивления от потоков рассеяния фазы обмотки статора и приведенное фазы ротора; - индуктивное сопротивление контура намагничивания; Rc, R1Д , R1=Rc+ R1Д - активные фазные сопротивления обмотки статора, добавочного резистора и суммарное сопротивление фазы статора; R'р ,R’2Д, R’2 =R’р + R’2Д - активные приведенные к обмотке статора фазные сопротивления обмотки ротора, добавочного резистора и суммарное сопротивление фазы ротора; s=(ω0-ω)/ ω0 - скольжение АД; ω0= 2πƒ1/р - угловая скорость магнитного поля АД (скорость идеального холостого хода); ƒ1, - частота питающего напряжения; р - число пар полюсов АД.
Как видно из рис.2, ЭДС статора равна приведенной ЭДС ротора, а ток намагничивания Iт, определяющий магнитный поток АД, протекает под действием Uф по отдельной цепи, состоящем из сопротивлений контура намагничивания хm и Rm, и представляет собой векторную сумму токов статора и приведенного роторного, т. е. .
2. Для того что б решить задачу, ниже приведен пример решения данных задач.
Пример решения задачи
Трехфазный асинхронный двигатель с к.з. ротором типа АИР 160 М4, используемый в качестве электропривода насосного агрегата консольного типа марки ВК 10/45, предназначенного для перекачивания воды для технических нужд, негорючих и нетоксичных жидкостей, имеет следующие номинальные данные: мощность на валу Р2н = 18,5 кВт; скольжение Sн = 0,03 (3,0%); синхронная частота вращения п1н = 1500 об/мин; коэффициент полезного действия ηн = 0,9 (90,0%); коэффициент мощности обмотки статора cos φн = 0,89. Известны также: отношение пускового момента к номинальному Мп /Мн=1,9; отношение пускового тока к номинальному Iп/Iн=7; отношение максимального (критического) вращающего момента к номинальному Мmax/Mн= 2,9. Питание двигателя осуществляется от промышленной сети переменного тока 380/220 В, 50 Гц. Требуется определить:
1. номинальную частоту вращения ротора двигателя;
1. вращающий номинальный, критический и пусковой моменты двигателя;
2. мощность, потребляемую двигателем из сети Р1н;
3. номинальный и пусковой токи;
2. пусковой ток и вращающие моменты, если напряжение в сети снизилось по отношению к номинальному на 5, 10 и 15% (Uc = 0,95 Uн; Uc = 0,9UK; Uc = 0,85 Uн).
Решение.
1. Номинальная частота вращения:
n2н = n1н (1 – Sн) = 1500(1 - 0,03) = 1455 об/мин.
2. Номинальный вращающий момент на валу:
Мн=9,55*
3. Пусковой вращающий момент двигателя:
Мп = 1,9МН = 1,9 * 121,4 = 230,7 Н * м.
4. Максимальный вращающий момент:
Мmах = 2,9МН = 2,9 * 121,4 = 352,1 Н * м.
5. Номинальную мощность Р1н, потребляемую двигателем из сети, определим из выражения
ηн=Р2н/Р1н Р1н= Р2н/ ηн=18,5/0,9=20,5 кВт,
при этом номинальный ток, потребляемый двигателем из сети, может быть определен из соотношения
Р1н=
а пусковой ток при этом будет
In = 7I1н = 7*35 = 245 А.
6. Определяем вращающий момент при снижении напряжения в сети:
· на 5%. При этом на двигатель будет подано 95% UH, или U = 0,95 Uн. Так как известно, что вращающий момент на валу двигателя пропорционален квадрату напряжения М ≡U2, то он составит (0,95)2 = 0,90 от номинального. Следовательно, пусковой вращающий момент будет:
М5% = 0,90*Мп = 0,90*230,7 = 207,6 Н*м;
· на 10%. При этом U = 0,9 Uн;
M10% = 0,81*Мп = 0,81*230,7 = 186,9 Н*м;
· на 15%. В данном случае U = 0,85 Uн;
М15% = 0,72*230,7 = 166,1 Н*м.
Отметим, что работа на сниженном на 15% напряжении сети допускается, например, у башенных кранов только для завершения рабочих операций и приведения рабочих органов в безопасное положение.
7. Находим, как влияет аналогичное снижение напряжения на пусковой ток двигателя Iп:
· на 5%. Учитывая, что пусковой ток можно приближенно считать пропорциональным первой степени напряжения сети, получим:
Iп5% ≈0,95 Iп = 0,95*245 = 232,7 А;
· на 10%: Iп10% ≈0,9 Iп = 0,9*245 = 220,5 А;
· на 15% : Iп15% ≈0,85 Iп = 0,85*245 = 208,2 А.
3. Механическая характеристика АД.
Потери мощности в цепи ротора, которые часто называют потерями скольжения, выраженные через механические координаты АД, представляют собой разность электромагнитной и полезной механической мощности, т. е.
(1)
Потери мощности в роторе, выраженные через электрические величины, определяются как
(2)
Приравняв (1) и (2), получим
(3)
Подставим в (3) значение тока: (*), получим
(3.1)
Исследовав полученную зависимость M(s) на экстремум, т. е. взяв производную dM/ds и приравняв ее нулю, обнаружим наличие двух экстремальных точек момента и скольжения:
; (4)
; (5)
причем знак «плюс» здесь относится к области скольжения s > 0, а знак «минус» - к области s < 0.
Значения момента Мк и скольжения sк АД, соответствующие экстремальным точкам, получили название критических.
Если разделить выражение (4) на (5) и выполнить несложные преобразования, то можно получить другую, более компактную и удобную форму записи для построения механической характеристики
; (6)
где
Характерные точки механической характеристики следующие:
s = 0, ω=ω0, М = 0 - точка идеального холостого хода;
s = 1, ω =0, М = Мкз= Мn - точка короткого замыкания;
s = sк.д, M = Мк.д; s =-sк.г, M =-Мк.г - критические точки соответственно в двигательном и генераторном режимах;
s →± ∞, ω→± ∞, М→0 - асимптота механической характеристики, которой является ось скорости.
На рис.3 приведена механическая характеристика АД. Отметим, что она соответствует определенному чередованию фаз питающего напряжения сети U1 на зажимах статора АД. При изменении порядка чередования двух фаз АД будет иметь аналогичную механическую характеристику, расположенную симметрично относительно начала координат.
В некоторых случаях при построении механической характеристики используют приближенные формулы. Если пренебречь активным сопротивлением статора, т.е. считать а = 0, выражения (6), (5) и (4) примут соответственно вид
(7)
(8)
(9)
Если в (7) вместо текущих значений момента и скольжения подставить их номинальные значения Мном и sном и обозначить кратность максимального момента Мк/Мномчерез λм , то получим формулу, связывающую критическое и номинальное скольжения
(10)
Эта формула может использоваться для определения sк по каталожным (паспортным) данным АД.
Для серии 4А кратность , , определяющая перегрузочную способность двигателей, лежит в пределах 1,8...2,6, соответственно критическое скольжение sк превышает номинальное sном (при знаке «+» в (10)) примерно в 3...4 раза.
Дальнейшее упрощение (7) возможно для области малых скольжений, в которой можно пренебречь отношением s/sк. В этом случае выражение (7) примет вид
(11)
Формула (11) описывает так называемый рабочий, близкий к линейному участок характеристики двигателя, на котором находится точка номинального режима с координатами Мном, ωном, sном.
АД может работать во всех возможных энергетических режимах, которые определяются значением и знаком скольжения, а именно:
s = 0, ω=ω0 - режим идеального холостого хода;
s = 1, ω = 0 - режим короткого замыкания;
0<s<1, 0< ω < ω 0- двигательный режим;
s < 0, ω > ω0 - генераторный режим при работе АД параллельно с сетью (рекуперативное торможение);
s > 1, ω < 0 - генераторный режим при работе АД последовательно с сетью (торможение противовключением).
Кроме того, АД может работать в генераторном режиме независимо от сети переменного тока, который называется режимом динамического торможения. В этом режиме обмотка статора АД, отключенная от сети переменного тока, подключена к источнику постоянного тока, а цепь ротора замкнута накоротко или на добавочные резисторы .
Полученные формулы для механической характеристики позволяют назвать возможные способы регулирования координат АД, которое, всегда связано с получением искусственных характеристик двигателя. Из (*) следует, что регулирование (ограничение) токов в роторе и статоре в переходных режимах может быть обеспечено изменением подводимого к статору АД напряжения, а также с помощью добавочных резисторов в цепях статора и ротора.
Формула (3.1) определяет возможные способы получения искусственных механических характеристик, требуемых при регулировании момента и скорости АД, а именно: изменение уровня и частоты подводимого к двигателю напряжения; включение в цепи статора и ротора добавочных активных и реактивных резисторов; изменение числа пар полюсов магнитного поля АД.
Применяются и другие способы регулирования координат, реализуемые с помощью специальных схем включения АД, - каскадные схемы, схемы электрического вала.
4. Отчет по практической работе должен содержать следующее:
· Тема.
· Цель.
· Условия заданий.
· Описания выполнения заданий/решение.
· Векторную диаграмму напряжений.
· Вывод по практической работе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Аналоговые и цифровые электроизмерительные приборы.
2. Измерительный механизм. Измерительная цепь.
3. Системы электроизмерительных приборов.
4. Абсолютная погрешность.
5. Относительная погрешность.
6. Приведенная погрешность.
7. Классы точности электроизмерительных приборов.
8. Классификация электроизмерительных приборов по климатическим условиям применения.
9. Цена деления шкалы электроизмерительных приборов.
10. Назначение точек на шкалах электроизмерительных приборов.
11. Приборы магнитоэлектрической системы. Принцип действия, достоинства и недостатки.
12. Приборы электромагнитной системы. Принцип действия, достоинства и недостатки.
13. Приборы электродинамической системы. Принцип действия, достоинства и недостатки.
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
1. Прошин В.М. Электротехника для неэлектрических профессий : учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – М. : Издательский центр «Академия« 2014. – 464 с.
2. Прошин В.М. Электротехника : учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
Лабораторно-практические работы по электротехника : учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 8 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.