Частное профессиональное образовательное учреждение
«Череповецкий торгово-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине:« Семейное право»
Специальность:40.02.01 Право социального обеспечения
Череповец, 2019 г
ПЕЧАТАЕТСЯ По решению методического совета ЧПОУ «ЧТЭК» Протокол № Дата Председатель МС Стрельникова Г.А |
ОДОБРЕНО методической комиссией ЧПОУ «ЧТЭК» |
Протокол № Дата Председатель МК Черняева В.А |
Составитель: Мавричева Е.Н., преподаватель ЧПОУ «ЧТЭК».
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Семейное право» для специальности: «Право социального обеспечения»- Череповец: ЧПОУ «ЧТЭК», 2019 – 21с.
Рецензент:
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Семейное право» для специальности: «Право социального обеспечения» составлены в соответствии с ФГОС СПО и с учетом «Положения об организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся ЧПОУ «ЧТЭК».
В учебном пособии раскрываются основные требования к отдельным видам, критерии оценки выполнения работ.
Учебное пособие рекомендуется использовать для самостоятельной подготовки обучающихся очной формы обучения и как учебно-практическое пособие на занятиях.
© ЧПОУ «ЧТЭК», 2019
Мавричева Е.Н.
Пояснительная записка
Семейное право – одна из учебных дисциплин гражданско-правового цикла, изучение которой – необходимая предпосылка профессионального становления будущих юристов.
Методические указания подготовлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Семейное право» для специальности «Право и организация социального обеспечения» и призваны помочь студентам при самостоятельном изучении вопросов курса.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.
Одной из важных задач в подготовке специалистов является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа студента (СРС).
СРС может быть истолкована в двух смыслах:
Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.
Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле самостоятельная работа студента является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.
Самостоятельная работа студента предусматривает:
- подготовка сообщений;
- составление презентаций;
- составление юридических документов;
- подготовка к практическим (семинарским) занятиям, зачету;
-изучение нормативных актов, литературных и других источников по определенной теме с последующим конспектированием и устной беседой с преподавателем.
Самостоятельная работа студентов лишь тогда может дать должный эффект, если она осуществляется систематически, в соответствии с определенным планом.
Цели самостоятельной работы:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений.
Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Семейное право» для специальности: «Право социального обеспечения» разработаны в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой учебного курса. Всего на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено 26 часов.
Методические рекомендации содержат:
-пояснительную записку;
-общие методические указания по планированию, организации и проведению самостоятельной работы;
-перечень самостоятельных работ;
-содержание самостоятельных работ;
-список рекомендуемой литературы;
- приложения
Самостоятельная работа является непременным элементом теоретической и профессиональной практической подготовки современного специалиста, направленные на обобщение, систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний, формирование у студентов практических навыков и умений, развитие самостоятельности, ответственности за принятые решения, аналитических способностей и творческой активности обучающихся.
Общие методические рекомендации по планированию, организации и выполнению самостоятельной работы
В соответствии с ФГОС СПО по дисциплине «Семейное право» учебным планом предусмотрено 30 часов аудиторных занятий, в том числе 24 часа отведено на практические занятия, 26 часов на самостоятельную работу.
Содержание заданий самостоятельных занятий отличается разнообразием, имеет различный уровень сложности и выполняется с применением компьютерной техники. Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента.
В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы с учебной и специальной литературой, проведение сравнительного анализа, составление кроссвордов и презентаций.
Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине
«Уголовное право»
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
Форма контроля |
1 |
Конспектирование |
Проверка конспектов |
2 |
Подготовка и написание докладов |
Защита доклада |
3 |
Решение ситуационных задач |
Выступление на учебном занятии |
4 |
Сравнительный анализ |
Оформление таблицы |
5 |
Подготовка и написание сообщения |
Защита сообщения |
6 |
Оформление мультимедийных презентаций, тестов и кроссвордов |
Представление мультимедийной презентации, проверка теста |
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине
«Семейное право»
Название темы |
Кол–во часов |
Наименование самостоятельной работы |
Часы |
Тема 1 «Понятие, метод, предмет и принципы семейного права» |
2 |
Самостоятельная работа № 1 |
3 |
Тема 2 «Семейные правоотношения и субъекты семейного права» |
2 |
Самостоятельная работа №2 |
3 |
Тема 3. «Понятие брака и брачного правоотношения в семейном праве. Основания и порядок заключения и расторжение брака» |
2 |
Самостоятельная работа № 3 |
3 |
Тема 4 « Имущественные правоотношения между супругами» |
2 |
Самостоятельная работа № 4 |
3 |
Тема 5 «Алиментные обязательства» |
2 |
Самостоятельная работа № 5 |
3 |
Тема 6 «Понятие семьи, супругов, детей в семейном праве. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми» |
3 |
Самостоятельная работа № 6 |
3 |
Тема 7 «Права детей, права родителей» |
2 |
Самостоятельная работа № 7 |
3 |
Тема 8 «Формы устройства детей в семью» |
2 |
Самостоятельная работа № 8 |
3 |
Тема 9 Акты гражданского состояния
|
2 |
Самостоятельная работа № 9 |
2,3 |
Итого:26 часов |
|
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Понятие, метод, предмет и принципы семейного права»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1
Прочитать учебный материал
Подготовить сообщение на тему: « Семейное право как отрасль российского права»
План сообщения
1) Понятие и значение семейного права.
2) Предмет и метод семейного права.
3) Задачи и функции семейного права.
4) Принципы семейного права.
5) Взаимосвязь семейного права с другими отраслями права.
Задание2 Составить схему: «Задачи семейного права».
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 2
Тема: «Семейные правоотношения и субъекты семейного права»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1: Подготовить сообщение на тему « Семейные правоотношения»
План сообщения
1. Защита семейных прав.
2. Способы защиты семейных прав.
3. Ответственность в семейном праве.
4. Основания и формы ответственности за противоправное поведение в семейном праве
5. Понятие и виды мер защиты в семейном праве
Задание 2 Составить тестовые задания. Придумать 5 вопросов и расположить правильные ответы в таблице вместе с неправильными
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 3
Тема: «Понятие брака и брачного правоотношения в семейном праве. Основания и порядок заключения и расторжение брака»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1 Решить тест
1. К обязательным условиям заключения брака в РФ относятся: |
|
2. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
Выберите один правильный ответ |
1. различие национальностей; 2. отсутствие средств на существование; 3. одна из сторон уже состоит в фактическом браке; 4. брак между близкими родственниками |
3. В РФ брак может быть заключен между:
|
|
4.Выберите «негативные» условия заключения брака:
|
|
5. Брак с 16-летними может разрешить |
|
6.В судебном порядке брак расторгается |
|
7. С какого момента брак считается расторгнутым в суде?
|
|
8. При заявлении о расторжении брака суд вправе отложить его на
срок до:
|
|
9. Права и обязанности супругов возникают со дня:
|
|
10. Ребенок признается родившимся в браке, если он родился со дня расторжения брака в течение:
|
|
Задание 2 Решить задачи
1 Серов А.В., состоявший во втором браке с Н. А. Шангиной, расторг и этот брак. После этого Шангина узнала, что Серов до женитьбы на ней состоял в зарегистрированном браке с Е. В. Федоровой и не расторгал его. Шангина обратилась в юридическую консультацию и просила разъяснить ей, что может измениться в результате установления этого факта.
Какой ответ Вы можете дать Шангиной?
2. В июне 1997 г. гражданка Золотова вступила в брак с гражданином Гордеевым, после чего супруги стали проживать совместно в приватизированной квартире Золотовой. Вместе с ними находились двое детей Золотовой от первого брака. Осенью 1998 г. первый муж Золотовой, брак с которым был расторгнут в 1996 г. в установленном законом порядке, сообщил ей о том, что Гордеев в течение двух последних лет является носителем ВИЧ-инфекции, но скрывает это обстоятельство от всех, занимаясь анонимным лечением. В этой связи Золотов выразил обеспокоенность за состояние здоровья своих детей и предложил бывшей жене организовать проведение медицинского обследования Гордеева. Золотова согласилась с данным предложением, но в связи с некомпетентностью в указанном вопросе обратилась за помощью к адвокату. При этом она высказала намерение расторгнуть брак с Гордеевым в случае подтверждения достоверности информации первого мужа.
Что может порекомендовать Золотовой в этой ситуации адвокат? Возможно ли при изложенных обстоятельствах признание брака Золотовой с Гордеевым недействительным?
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 4
Тема: « Имущественные правоотношения между супругами»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1:
1. Прочитать учебный материал. Подготовить сообщение и презентацию на тему (по выбору студента): «Имущественные правоотношения между супругами» «Брачный договор»
Задание2 Решить задачу
В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 1 млн. 400 тыс. руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов иск признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 480 тыс. рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды.
Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы.
Как должен быть разрешен спор? Аргументируйте свой ответ по каждой спорной позиции.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 5
Тема: «Алиментные обязательства»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1:
Прочитать учебный материал
Написать реферат на тему: «Понятие алиментных обязательств. Способы уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей»
Задание 2. Решить задачи
3 июня 1997 года 29-летняя Мария Ольченко предъявила иск об установлении отцовства и взыскании алиментов к Сидорчуку В.Т.. При этом Ольченко требовала взыскать с него средства на содержание ребёнка за прошедший со дня рождения ребёнка срок (с 16 февраля 1997 года) в соответствии со п.2 ст.107 СК РФ, так как Сидорчук всячески уклонялся содержания детей: несколько раз менял место работы и место жительства. 27 августа 1997 года суд удовлетворил иск, признав Сидорчука В.Т. отцом и обязав его выплачивать алименты со дня обращения М.Н.Ольченко в суд. Во взыскании средств за прошедшее время суд отказал.
Правильно ли поступил суд?
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 6
Тема: «Понятие семьи, супругов, детей в семейном праве. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1:
1.Составить таблицу «Личные и имущественные правоотношения супругов»
Задание2 Решить задачу
Анастасия Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства.
Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.
Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?
Задание3
Составить схему «Совместная собственность супругов»
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 7
Тема: «Права детей, права и обязанности родителей»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание: Прочитать учебный материал, составить реферат на тему по выбору студента.
1 Общая характеристика родительских прав и обязанностей, их особенности. Содержание родительских прав и обязанностей.
2. Осуществление родительских прав. Права несовершеннолетних родителей. Особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями.
3. Ограничение родительских прав. Основания и порядок ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав. Основания и порядок отмены ограничения родительских прав
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 8
Тема: «Формы устройства детей в семью»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1:
1. Прочитать учебный материал.
2. Решить задачу
Органом опеки и попечительства и супругами Иваньковыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Грудневых. В результате была образована приемная семья. Через год Иваньковы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.
Вопрос: Какое решение может быть принято по заявлению Иваньковых?
Перечислите основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Задание 2 Составить презентацию на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 9
Тема: « Акты гражданского состояния»
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание1:
Проанализировать Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.
Задание2 Решить задачу ( при решении задачи использовать п.2 ст.28 ФЗ «Об актах гражданского состояния» и п.1 ст. 32 СК РФ)
1.Александра Луговцева и Дмитрий Смоленский решили заключить брак.
В совместном заявлении о заключении брака кроме всего прочего они указали что, при вступлении в брак хотели бы взять общую фамилию Луговцевы-Смоленские.
Решение о соединении фамилий Александра Луговцева обосновывала стремлением передать будущим детям более индивидуализирующую фамилию, что по её мнению должно способствовать развитию личности детей.
В субъекте Российской Федерации, в органах ЗАГСа которого решили зарегистрировать свой брак Дмитрий и Александра, не принимался закон, запрещающий соединение фамилий при вступлении в брак.
Возможно ли присвоение Александре Луговцевой выбранной ими фамилии?
Изменится ли решение задачи, если Дмитрий захочет оставить себе добрачную фамилию?
2. В.В.Фёдоров обратился в органы записи актов гражданского состояния с просьбой об исправлении записи о рождении ребенка. На исправление записи получено согласие от матери ребенка и лица, записанного отцом.
Как следует поступить работникам ЗАГСа?
При решении задачи использовать п.3 ст.47 ГК РФ
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.( О принятии поправок от 30.12.2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 №7 –ФКЗ).
2. Семейный кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 13.07.2015).
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 13.07.2015)
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 06.04.2015)
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 13.07.2015)
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 13.07.2015)
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»(принят ГД ФС РФ 11.04.2008)
8 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)
9. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 15.03.2001)
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
11. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«Об актах гражданского состояния» (принят ГД ФС РФ 22.10.1997)
12. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
Основные источники:
1. Демичев А.А. Семейное право / А.А. Демичев. - 2-е изд. - М.: Форум, 2018г. - 304.
2. Пчелинцева Л.М. Семейное право / Л.М. Пчелинцева. - 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 720.
Дополнительные источники:
1. Правовая система ГАРАНТ
2. Правовая система КонсультантПлюс
Приложение 1
Общие критерии оценки самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины.
Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если:
1.обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
2.дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
3.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
4.правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного
материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
1.неполно, но правильно изложено задание;
2.при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
3дает
правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
4.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
5.правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного
материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
1.неполно, но правильно изложено задание;
2.при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
3.знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
4.излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
5.затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
1.неполно изложено задание;
2.при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Критерии оценки по видам работ
1. Критерии оценки подготовки информационного сообщения
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности.
2. Критерии оценки подготовки сообщения
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- соответствие оформления сообшения требованиям.
3. Критерии оценки написания конспекта первоисточника
- содержательность конспекта, соответствие плану;
- отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
- наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям;
- грамотность изложения;
- конспект сдан в срок.
4. Критерии оценки написания эссе
- новизна, оригинальность идеи, подхода;
- реалистичность оценки существующего положения дел;
- полезность и реалистичность предложенной идеи;
- значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
- художественная выразительность, яркость, образность изложения;
- грамотность изложения;
- эссе представлено в срок.
5. Критерии оценки составления опорного конспекта
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- соответствие оформления требованиям;
- аккуратность и грамотность изложения;
- работа сдана в срок.
6. Критерии оценки составления сводной (обобщающей) таблицы по теме
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного)
характера изложения информации;
- соответствие оформления требованиям;
- работа сдана в срок.
7. Критерии оценки составления кроссвордов по теме и ответов к ним
- соответствие содержания теме;
- грамотная формулировка вопросов;
- кроссворд выполнен без ошибок;
- работа представлена на контроль в срок.
8. Критерии оценки создания материалов–презентаций
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
1.Памятка решения задач
1. Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится в задаче.
2. Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
3. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя.
4. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.
6. Обдумай план решения задачи.
7. Реши задачу.
8. Проверь ответ.
Алгоритм подготовки доклада (сообщения)
1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.
2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию преподавателя.
3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.
6. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
7. Приступайте к оформлению выступления:
- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;
- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.
9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное
которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.
Подготовка к защите сообщения
1. Общие рекомендации:
- хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5–7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
- логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
- употребляйте только понятные аудитории термины;
- хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
- ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал.
- постарайтесь предупредить возможные вопросы.
Рекомендации выступающему.
- начните свое выступление с приветствия аудитории;
- огласите название вашего сообшения, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
- поблагодарите слушателей за внимание;
- старайтесь ответить на все вопросы аудитории.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Алгоритм самостоятельной работы по поиску информации в Интернете
на заданную тему
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами заданий.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
4. Повторение лекционный материал по заданной теме.
5. Внимательно изучите тему и формулировку задания.
6. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой.
7. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или Nigma).
8. Введите запрос и проверьте орфографию запроса.
9. Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы».
10. Или поочередно вводите в адресную строку браузера предложенные преподавателем адреса интернет-сайтов.
11. Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию.
12. Заполните форму отчета согласно требованиям (можно копировать фрагменты информации с сайтов).
13. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы составить список источников в своем отчете.
14. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
15. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над вопросами задания, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
16. Сформулируйте свои вопросы по найденному материалу, желательные для обсуждения на занятии.
17. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
18. Соблюдайте регламент по объему найденной информации.
При оценке результатов поиска информации в Интернете будут учитываться:
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Соответствие представленной информации заданной теме |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Правильность оформления |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Оценка |
4-5 баллов «удовлетворительно» |
6-7 баллов «хорошо» |
8-9 баллов «отлично» |
Материалы поиска информации в Интернете, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Рекомендации по составлению презентации
1.Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления – 5–10 минут. Исходя из этой цифры, рекомендуем делать не больше 10 слайдов.
3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
4.На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
5.Ищите разумный баланс между текстом, графикой и анимацией.
6.Общие правила оформления текста:
– тщательное выравнивание текста, буквиц;
– горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;
– каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
– основную идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
– идеально, если на слайде только заголовок, изображение (рисунок, диаграмма, схема, таблица) и подпись к ней.
Алгоритм написания эссе
Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Из предложенного перечня выбрать тему.
1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений. Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
- Объяснение: почему пишете по этой теме!
- Указывается поднятая автором проблема
- Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему).
Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
2.Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
- Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
- Свое отношение, мнение к авторскому пониманию.
Автор (фамилия, имя) безусловно прав, но…
Нельзя не согласиться с мнением автора…
Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
- Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.
В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику
. Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
- В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
3. Заключение. 1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.
Полезные советы
1) Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац, опять возвращайся к прочтению фразы.
2) Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста
3) Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения
4) Используйте схему построения предложений:
"Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...";
"Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …".
По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
В заключении можно сделать вывод, что…
5) Владейте набором определений по каждой теме.
Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
Методические рекомендации по составлению глоссария
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
1. Составить список терминов. Слова в этом списке должны быть расположены в алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
2.После этого начинается работа по составлению статей глоссария.
Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
– точная формулировка термина в именительном падеже;
– содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
– стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
– старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов.
Приводите в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка-алгоритм для составления схем
1. Прочти текст.
2. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
3. Подбери факты для составления схемы.
4. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
5. Установи связи, последовательность.
6. Выбери систему условных обозначений.
7. Продумай пространственное расположение схемы на листе.
8. Зафиксируйте схему на листе.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
1. Прочти текст.
2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4. Запишите название признаков в графы.
5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
6. Сделай вывод.
7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Памятка-алгоритм написания конспекта
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
6. В конспекте можно использовать цитаты.
7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Как сравнивать
Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
- выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
- установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.