Методические рекомендации по выполнению учебной культурологической практики для студентов филологического факультета университета 2 курсов (IV семестр), обучающихся по специальности 5111300 – Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах) составлены на основе Типовой программы для направления: 5111300- Родной язык и литература
(Русский язык и литература в иноязычной группах), утвержденной и зарегистрированной Приказом № 355 от 20 июля 2020 года
Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
Составитель: Гизатулина О.И., Старший преподаватель кафедры Русского языка и литературы ГулГУ;
Рецензенты: Нурмухамедова Д. Ф. – кандидат филологических наук, доцент кафедры Русского языка и литературы Гулистанского государственного университета.
Заведующий кафедрой: А.Х.Узаков
Пособие «Методические рекомендации по выполнению учебной культурологической практики» рекомендовано к публикации решением учебно-методического Совета факультета Филологии Гулистанского государственного университета (Протокол № 1 от 29 августа 2020 года).
Председатель Совета факультета: доц. М.Маматкулов
@ Университет 2020
Цели и задачи учебной (культурологической) практики
Культурологическая практика имеет целью расширить филологический и культурологический кругозор студентов-русистов, снабдить их знаниями о стране изучаемого языка - России, необходимыми при обучении русскому языку. Носители информации о стране разнообразны: учебная и художественная литература, теле- и видеопрограммы, пресса, Интернет-ресурсы. В ходе учебной практики студенты также знакомятся с культурологическими особенностями других славянских народов, деятельностью национальных культурных центров, действующих в Республике Узбекистан.
Она должна способствовать более углубленной подготовке учителей русского языка и литературы.
В ходе практики необходимо выработать у студентов основные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Практика преследует цель заинтересовать студента вопросами сопоставления и выявления культурологических, междисциплинарных связей, помочь ему сделать первые самостоятельные наблюдения. Студент должен выработать четкое представление о существующих взаимосвязях между различными видами искусства, научиться их выявлять и оформлять свои наблюдения в соответствующем виде.
Цель проведения практики ‒ улучшение качества профессиональной подготовки бакалавров, применение на практике знаний, умений и навыков, полученных в ходе теоретической подготовки.
Познакомить (в соответствии с проблемно- хронологическим принципом изложения) студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность основных проблем современной культурологии, и дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.
Обеспечить понимание базовых ключевых понятий, составляющих теоретическую основу для понимания проблематики культуры, что необходимо в решении не только нравственных, но и социально- экономических, экологических и профессиональных проблем.
Задачи практики:
1. Сформировать способность понимать специфику изучаемых культурных объектов и использовать современные методы для решения конкретных задач профессиональной деятельности.
2. Усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса.
3. Выработка навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества на фоне идеалов и духовных ценностей прошлых эпох
4. Получить навыки практической работы для выполнения исследований в соответствии с профилем.
5. Приобрести навыки использования различных методов для решения практических задач в соответствии с профилем.
6. Научиться самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку информации.
7. Овладеть практическими навыками в области организации при проведении научно-исследовательских и прикладных работ в соответствии с профилем.
8. Научиться вести и оформлять документацию.
Методические рекомендации по самостоятельным работам
При подготовке к самообразованию студенты используют следующие формы и виды работы:
- Изучение разделов или тем дисциплины по учебникам или учебным пособиям (при наличии их в достаточном количестве).
- Усвоение части теоретических знаний по раздаточному материалу, что позволяет преподавателю уделить больше внимания работе над основным материалом.
- Работа с автоматизированными обучающими и контролирующими системами.
- Работа над разделами или темами дисциплины по специальной или научной литературе (монографии, статьи).
- Работа по художественному анализу программной и внепрограммной литературы и подбор материалов из художественной литературы для лингвистического анализа.
- Углубленное изучение разделов или тем дисциплины, связанных с выполнением НИРС.
Рекомендуемые темы самостоятельных работ разработаны в соответствии с темами лекций, направлены на выработку умения анализировать и исследовать языковые факты.
В процессе изучения курса студент должен научиться воспроизводить по памяти усвоенную информацию и самостоятельно выполнять типовые задания, т.е. обеспечивать наравне с приобретением знаний и формирование навыков самоорганизации: выполнить все задания по плану работать с электронным учебником, выполнить тренировочные и контрольные задания в системе дистанционного обучения, оценить свои знания путем решения компьютерных тестов.
Самостоятельная работа студента должна носить творческий, исследовательский характер, цель которых – развитие личностных и профессиональных качеств.
Для написания самостоятельной работы используются различные источники – книги, газеты, журналы, Интернет сайты, по определенным темам они выражают свои мысли в устном и письменном виде.
При оценивании самостоятельной работы учитываются следующие:
• умение применять полученные знания на практике;
• творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
• умение самостоятельно рассуждать по определенной теме;
• умение самостоятельно мыслить и обосновать свои выводы;
• при ответе соблюдать логическую последовательность;
• дать точные ответы на вопросы; глубоко понимать сущность написанного; не допускать ошибки общего характера.
Данный этап работы осуществляется он-тайн посредством системы заданий в ходе комплексного обучения, которые способствуют формированию навыков и умений использования во всех видах речевой деятельности конструкций и речевых оборотов, а также овладению его терминологией.
ПЛАН РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. Подготовка к культурологической практике в 2020- 2021 учебном году.
2. Передача учебных заданий по практике студентам онлайн через Telegram-канал https://t.me/gizaolga777
3. Оказание методической помощи студентам, участвующим в практике обучения, на основе руководящих принципов в режиме онлайн.
4. Основная цель учебной практики -разъяснить студентам как работать дистанционно через Telegram-канал https://t.me/gizaolga777
5. Поместите практические вопросы и задачи в модульную систему.
6. Составить тест и поместите его в модульную систему для оценки знаний студентов.
7. Получение информации, собранной студентами в ходе «учебной практики», через telegram-каналы.
8. Контроль за тем, чтобы материалы, относящиеся к тематике плана практики, выкладывали методисту практики через telegram-каналы
9. Во время процедуры необходимо оформить собранные материалы в виде отчета-презентации, защитить он-лайн
10. Завершение учебной практики.
Организация учебной практики
Организация учебной практики осуществляется в 2 этапа: подготовительный этап, непосредственное проведение и завершение.
Подготовительный этап начинается с периода изучения заданий по практике.
При организации практики студенты будут работать через Telegram- каналы онлайн.
Цель, задачи, план и программа учебной практики будут представлены. Каждому студенту выдаются отдельные задания через Telegram-канал онлайн.
После успешного завершения учебной практики студенты будут оцениваться по критериям. Оценка проводится по 5-балльной системе.
Виды работ по культурологической практике:
1. Презентация в программе ppt. (по выбору тематики 2, 3, 4 блоков)
2. Видео ролик (в любой программе по тематике 2, 3, 4 блоков)
3. Проектная работа (4-5 микрогруппы (нужно объединиться в микрогруппы), тематика по выбору в любом блоке –творческая работа (в любой форме)
4. Сообщение (теоретическая тема 1 –блок)
5. Доклад (о книгах –юбилярах , писателях 2-блок по выбору)
6. Информативный буклет в программе Microsoft Publisher Document
(тематика 2,3,4 блоки по выбору)
7. Онлайн конференция в программе ZOOM ( заключительная)
Р.S ( работы скидывать в телеграм или видограм мессенджер тьютору Гизатулиной О.И.
Как показывает опыт, результаты практики в значительной степени зависят от выбора места ее проведения. Она должна отвечать учебным целям, научным задачам, расширению культурного кругозора студентов. Целесообразно провести ряд экскурсий по достопримечательным местам и музеям. Каждая экскурсия должна быть предварена обзорной лекцией руководителя практики, который нацелит студентов на выполнение конкретных заданий, сориентирует в процессе сбора информации и ее обработки.
Таким образом, место проведения практики должно быть мотивировано как учебными, так и научными целями.
По окончанию практики студенты должны представить следующую документацию:
Презентация
Итогом проделанной в ходе культурологической практики работы
является подготовка и защита презентации. Группа студентов делится на мини-группы по 4—5 человека, каждая группа готовит по выбранной теме электронную презентацию. Презентации проходят публичную защиту.
Информативный буклет Отчет о проделанной работе
1 Блок. Тематика самостоятельных работ
1. Определение культуры. Развитие представлений о культуре в различные исторические эпохи (от эпохи античности до настоящего времени).
2. История русского и зарубежного искусства.
3. Культурные ценности и объекты культурного наследия
4. Межкультурные коммуникации
5. Визуальная культура
6. Культура повседневности
7. Мифология праздничной культуры России.
8. Фольклор и традиционная культура России.
9. Культура народов России.
10. Материальные и духовные формы культуры. Функции культуры.
11.Периодизация истории культуры.
12. Культура периода античности.
13. Персидская и арабская средневековая культура.
14.Культура Средневековой Японии.
15. Культура Европы в XVII в.
16. Культура эпохи Просвещения: рациональная картина мира, идеи европейских просветителей. Художественная культура.
17. Художественная культура XIX в.
18.Развитие художественной культуры в XX в.
19. Современная мировая культура: общая характеристика, тенденции развития, актуальные проблемы.
20. Прикладное искусство Узбекистана
21. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.
22.Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.
23.Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.
24.Массовая культура и личность. 25.Культура и природа.
2 БЛОК. Книги –юбиляры 2020 -2021 годов
850 лет (1170) – «Песнь о Роланде» – французский героический эпос
420 лет (1600) – Шекспир У. «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
415 лет (1605) – Сервантес М. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
230 лет (1790) – Радищев А. «Путешествие из Петербурга в Москву»
205 лет (1815) – Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок»
205 лет (1815) – Гримм Я. и В. «Детские и семейные сказки» (Обработка народных сказок. Часть II)
200 лет (1820) – Гофман Э. Т. А. «Принцесса Брамбилла»
200 лет (1820) – Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»
200 лет (1820) – Скотт В. «Айвенго»
195 лет (1825) – Гофман Э. Т. А. «Последние рассказы»
190 лет (1830) – Бестужев (Марлинский) А. «Испытание»
190 лет (1830) – Пушкин А.С. «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде»
185 лет (1835) – Андерсен Х.-К. «Сказки, рассказанные детям» («Огниво»,
«Принцесса на горошине», «Дюймовочка»)
185 лет (1835) – Бальзак О. «Отец Горио»
185 лет (1835) – Гоголь Н. «Миргород», «Тарас Бульба», «Вий»
185 лет (1835) – Лермонтов М. «Маскарад»
180 лет (1840) – Купер Ф. «Следопыт»
180 лет (1840) – Лермонтов М. «Герой нашего времени», «Мцыри»
175 лет (1845) – Дюма А. «Двадцать лет спустя», «Королева Марго»
175 лет (1845) – Достоевский Ф. «Бедные люди»
175 лет (1845) – Гончаров И. «Обыкновенная история»
175 лет (1845) – Андерсен Х.-К. «Новые сказки» («Соловей», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»)
170 лет (1850) – Островский А. «Свои люди — сочтёмся»
170 лет (1850) – Дюма А. «Виконт де Бражелон»
170 лет (1850) – Диккенс Ч. «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»
165 лет (1855) – Аксаков С. «Семейная хроника»
165 лет (1855) – Лонгфелло Г. «Песнь о Гайавате»
165 лет (1855) – Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы» 160 лет (1860) – Тургенев И. «Накануне», «Первая любовь»
160 лет (1860) – Некрасов Н. «Коробейники»
160 лет (1860) – Островский А. «Гроза»
155 лет (1865) – Додж М. «Серебряные коньки»
155 лет (1865) – Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес»
155 лет (1865) – Лесков Н. «Леди Макбет Мценского уезда»
150 лет (1870) – Верн Ж. «20 000 лье под водой»
150 лет (1870) – Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»
150 лет (1870) – Островский А. «Бешеные деньги»
150 лет (1870) – Толстой А. К. «Царь Борис»
150 лет (1870) – Тургенев И. «Степной король Лир»
150 лет (1870) – Тютчев Ф. «Я встретил Вас…»
145 лет (1875) – Верн Ж. «Таинственный остров» 145 лет (1875) – Достоевский Ф. «Подросток»
145 лет (1875) – Стивенсон Р. «Вересковый мёд» 145 лет (1875) – Твен М. «Приключения Тома Сойера» 145 лет (1875) – Толстой Л. Н. «Новая азбука»
140 лет (1880) – Достоевский Ф. «Братья Карамазовы»
140 лет (1880) – Коллоди К. «Приключения Пиноккио, история марионетки»
140 лет (1880) – Салтыков-Щедрин М. «Господа Головлёвы»
140 лет (1880) – Суриков И. «Зима» (Белый снег пушистый в воздухе кружится…)
135 лет (1885) – Чехов А. «Злоумышленник» 135 лет (1885) – Хаггард Р. «Копи царя Соломона»
135 лет (1885) – Короленко В. «Сон Макара»
130 лет (1890) – Чехов А. «Хмурые люди» 130 лет (1890) – Полонский Я. «Вечерний звон»
130 лет (1890) – Дойль А. «Знак четырёх»
125 лет (1895) – Горький М. «Челкаш», «Старуха Изергиль»
125 лет (1895) – Киплинг Р. «Книга джунглей»
125 лет (1895) – Куприн А. «Молох»
125 лет (1895) – Станюкович К. «Вокруг света на коршуне»
125 лет (1895) – Уэллс Г. «Машина времени» 125 лет (1895) – Чехов А. «Анна на шее»
115 лет (1905) – Куприн А. И. «Поединок»
100 лет (1920) – Баум Л. «Волшебник из страны Оз»
100 лет (1920) – Замятин Е. «Мы»
100 лет (1920) – Лофтинг Х. «Приключения доктора Дулиттла»
95 лет (1925) – Беляев А. «Голова профессора Доуэля»
95 лет (1925) – Булгаков М. «Белая гвардия»
95 лет (1925) – Бунин И. «Митькина любовь»
95 лет (1925) – Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»
95 лет (1925) – Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
95 лет (1925) – Тынянов Ю. «Кюхля»
95 лет (1925) – Чуковский К. «Бармалей», «Доктор Айболит»
95 лет (1925) – Шолохов М. «Нахаленок»
85 лет (1935) – Горький А. «Васса Железнова» 85 лет (1935) – Житков Б. «Рассказы о животных»
85 лет (1935) – Маршак С. «Вот какой рассеянный» 85 лет (1935) – Маяковский В. «Баня», «Во весь голос» 85 лет (1935) – Михалков С. «Дядя Стёпа» 85 лет (1935) – Могилевская С. «Лагерь на льдине»
85 лет (1935) – Платонов А. «Котлован»
85 лет (1935) – Толстой А. Н. «Пётр Первый»
85 лет (1935) – Чуковский К. «Лимпопо»
80 лет (1940) – Благинина Е. «Посидим в тишине»
80 лет (1940) – Гайдар А. «Тимур и его команда»
80 лет (1940) – Хармс Д. «Лиса и заяц»
80 лет (1940) – Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол»
80 лет (1940) – Шварц Е. «Тень»
75 лет (1945) – Бажов П. «Зелёная кобылка», «Голубая змейка»
75 лет (1945) – Ефремов И. «Туманность Андромеды»
75 лет (1945) – Катаев В. «Сын полка»
75 лет (1945) – Линдгрен А. «Пеппи Длинныйчулок» 75 лет (1945) – Пришвин М. «В краю дедушки Мазая»
75 лет (1945) – Твардовский А. «Василий Тёркин»
75 лет (1945) – Фадеев А. «Молодая гвардия»
75 лет (1945) – Фучик Ю. «Репортаж с петлёй на шее»
70 лет (1950) – Брэдбери Р. «Марсианские хроники»
70 лет (1950) – Носов Н. «Дневник Коли Синицина»
65 лет (1955) – Воронкова Л. «Старшая сестра»
65 лет (1955) – Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
65 лет (1955) – Михалков С. «Дядя Стёпа-милиционер»
60 лет (1960) – Думбадзе Н. «Я, бабушка, Илико и Илларион»
60 лет (1960) – Рыбаков А. «Приключения Кроша» 60 лет (1960) – Твардовский А. «За далью даль»
55 лет (1965) – Носов Н. «Незнайка на Луне»
55 лет (1965) – Стругацкие А. и Б. «Понедельник начинается в субботу»
50 лет (1970) – Айтматов Ч. «Белый пароход»
50 лет (1970) – Бондарев Ю. «Горячий снег»
50 лет (1970) – Быков В. «Сотников»
50 лет (1970) – Митяев А. «Книга будущих командиров»
45 лет (1975) – Алексин А. «Третий в пятом ряду»
45 лет (1975) – Коваль Ю. «Недопёсок»
40 лет (1980) – Крапивин В. «Колыбельная для брата»
40 лет (1980) –Айтматов Ч. «И дольше века длится день»
35 лет (1985) – Пикуль В.С. «Крейсер»
30 лет (1990) – Солженицын А.И. «Как нам обустроить Россию» 30 лет (1990) – Петрушевская Л.С. «Песни восточных славян»
25 лет (1995) – Берестов В.Д. «Птичья зарядка»
20 лет (2000) – Акунин Б. «Статский советник»
20 лет (2000) – Толстая Татьяна «Кысь»
20 лет (2000) –Роулинг Джоан «Гарри Поттер и кубок огня»
15 лет (2005) – Парр Мария «Вафельное сердце»
15 лет (2005) – Глуховский Д. «Метро 2033»
3 БЛОК. Юбилейные даты 2020-21 года:
1205 лет со времени рождения византийского просветителя Мефодия, создателя славянского алфавита (815-885)
755 лет со времени рождения итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321)
660 лет со времени рождения иконописца А. Рублёва (1360-1428)
500 лет со времени рождения русского первопечатника И.Ф. Фёдорова (ок. 1520-1583)
470 лет со времени рождения голландского мореплавателя В. Баренца (1550-
1597)
450 лет со времени рождения английского мореплавателя Г. Гудзона (ок. 1570-1611)
415 лет со времени рождения русского мореплавателя С.И. Дежнёва (ок. 1605-
1673)
360 лет со времени рождения английского писателя Д. Дефо (ок. 1660-1731)
4 БЛОК.
Лучшие виртуальные музеи мира, которые необходимо посетить
• Государственная Третьяковская галерея (Москва) - здесь собраны выдающиеся работы художников России.
• Национальный музей естественной истории (Вашингтон) - один из самых посещаемых музеев мира, и этим все сказано.
• Музей мадам Тюссо (Лондон) - тут вы сможете посмотреть вблизи на знаменитые восковые копии известных людей.
• Эрмитаж (Санкт-Петербург) - считается одним из крупнейших и значительных музеев России.
• Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк) - вы сможете увидеть одну из самых обширных экспозиций современных художественных (и не только) произведений.
• Музей истории искусств (Вена) - познакомьтесь с работами Рафаэля, Брейгеля, Рубенса и других художников.
• Национальный музей Новой Зеландии (Веллингтон) - основное направление этого музея - естественная история.
• Белый дом (Вашингтон) - онлайн-тур по самому известному в Америке зданию.
• Музей Ван Гога (Амстердам) - тут вы сможете подробно познакомиться с творчеством великого художника.
• Национальный музей Кореи (Сеул) - важнейший музей Республики Корея, где можно узнать о культуре этой страны.
• Чикагский институт искусств (Чикаго) - здесь вы сможете посетить одновременно художественный музей и высшее учебное заведение города.
• Национальный музей женского искусства (Вашингтон) - уникальный музей мира, в котором собраны только женские произведения искусства.
• Дом Н. В. Гоголя (Москва) - мемориальный музей и научная библиотека, посвященная творчеству великого писателя.
• Художественный музей Кобе Юкари (Кобе) - тут вы сможете подробнее узнать, что собой представляет художественное искусство Японии.
• Музей скрипки (Кремона) - итальянский музей, посвященный этому музыкальному инструменту.
• Национальный музей керамики имени Гонсалеса Марти (Валенсия) - музей предоставляет возможность проследить всю историю керамических произведений искусства от древности до наших дней.
• Костел Св. Петра и Павла (Вильнюс) - отправьтесь в виртуальную экскурсию и ознакомьтесь с памятником архитектуры XVII века.
• Капитолийский музей (Рим) - старейший музей в мире, который стоит посетить каждому образованному человеку.
• Версальский дворец (Версаль) - посетите знаменитейший памятник французской архитектуры.
• Галерея Бельведер (Вена) - музей, известный своим скандалом вокруг картины «Золотая Адель» Густава Климта.
• Лувр (Париж) - вы сможете побродить онлайн по некоторым галереям дворца.
• Театр-музей Дали (Фигерас) - ознакомитесь со всеми работами знаменитого художника.
• Национальная галерея искусств (Вашингтон) - здесь вы увидите одну из лучших коллекций мирового искусства.
• Старая национальная галерея (Берлин) - тут вы сможете познакомиться с искусством XIX века из коллекции Фонда прусского культурного наследия.
• Часовня Сент-Шапель (Париж) - является одним из самых знаменитых памятников готической архитектуры.
• Галерея Уффици (Флоренция) - известнейший музей Италии, где хранится картина Боттичелли «Рождение Венеры».
• Музей Метрополитен (Нью-Йорк) - посетите виртуальные туры по впечатляющим работам Ван Гога, Джексона Поллока и Джотто ди Бондоне.
• Сикстинская капелла (Ватикан) - знаменита фресками работы Микеланджело, Боттичелли, Перуджино; в онлайн-пространстве вы сможете рассмотреть их подробно и вам не придется толкаться с другими туристами.
• Храм Прамбанан (остров Ява) - комплекс раннесредневековых индуистских храмов, построенных в начале X века; признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
• Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) - здесь вы сможете ознакомиться с работами Пабло Пикассо, Франца Марка, Пита Мондриана и других знаменитых художников.
• Стоунхендж (графство Уилтшир) - наверное, самый узнаваемый памятник Великобритании, который вы сможете посетить по интернету.
• Киноконцерн "Мосфильм" (Москва) - посмотрите на реквизит любимых фильмов онлайн.
• Галерея искусств Нового Южного Уэльса (Сидней) - крупнейший австралийский музей.
• Коллекция Фрика (Нью-Йорк) - здесь вы сможете ознакомиться с частной коллекцией западноевропейской живописи.
• Королевская художественная галерея Маурицхейс (Гаага) - картинная галерея, где вы сможете увидеть полотна голландских художников золотого века — Яна Вермеера, Рембрандта ван Рейна, Яна Стена, Паулюса Поттера и Франса Халса.
• Музей Акрополя (Афины) - побродите по этому памятнику древнего архитектурного искусства.
• Атенеум (Хельсинки) - главный художественный музей Финляндии.
• Национальный музей ВВС США (Дейтон) - вы можете посетить виртуальные туры по территории музея и увидеть любые виды боевого оружия и техники.
• Британский музей (Лондон) - около 8 млн объектов хранится в этом музее, а самое интересное вы можете посмотреть онлайн.
• Музей Михаила Булгакова (Москва) - здесь вы не только сможете посмотреть "изнутри" на роман "Мастер и Маргарита", но и попадете в кабинет самого писателя.
Виртуальные музеи https://www.interior.ru/art/5786-35-muzeev-mira-kotorye-mozhno- posetit-onlajn.html
Литература:
Базовый учебник:
Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006. Основная литература (для обсуждения):
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.
2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995. Главы 2,3,4,5.
5. Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.
6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х.
Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003
7. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.
8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.
9. Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI- ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.
10. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента в культуре. - М., 1992.
11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993.
12. Элиаде М. Священное и мирское
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
Дополнительная литература:
1. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1998.
2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб.: Университетская книга, 1998.
3. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь/ Рос. независимый институт. – М.: Республика, 2001.
4. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО
«Издательство АСТ», 2000.
5. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.
6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.
7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 1998.
8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1980.
9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.
10. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. 2-е издание. – СПб.:
Петрополис, 2003.
11. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
12. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
13. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. – СПб.:
Издательство Михайлова, 2001.
14. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999.
15. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.. 1981.
16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.
17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
18. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). 2-е изд. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.
19. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб.: Искусство-СПб, 2002.
20. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб, 2001.
21. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.:
Академический проект, 2002.
22. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры: В 2 ч. СПб., 1996.
23. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 2001.
24. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. Сборник. /Ред. Гальцева Р.А. – М.: Университетская книга, 2000.
25. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.:
Республика, 2000.
26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.
27. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. – СПб.: Алетейя, 1999.
28. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1996.
29. Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
30. Философия культуры: становление и развитие. - СПб.: Лань, 1995.
31. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1998.
32. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Будущее одной иллюзии. // Фрейд З. Избранное. Т.2. - М., 1990.
33. Фрейд З. Тотем и табу: Сборник. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
35. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.
36. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.
37. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
38. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель - Пресс, Издательство ЭКСМО- Пресс, 2000.
39. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. – М.: Издательство «Смысл», 1997.
40. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1,2. - М.: Мысль, 1998.
41. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
42. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. /Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева. – М.: Экономика, 2001.
Гизатулина О.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕБНОЙ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Подписано в печать 08.03.2020. Тираж 100 экз. Заказ 177
Формат 1/16. Печать офсетная. Усл.п.л.15 1,25 п.л. Учебное издание
Наш адрес: 120100, г. Гулистан, 4 –микрорайон,
Гулистанский государственный университет
Отпечатано в типографии
© Университет, 2020
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.