в нашей школе-интернате для детей создаются специальные условия для образования, развития и воспитания, которые включают в себя систему мероприятий, обязательных для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и всего обслуживающего персонала школы-интерната, направленных на слухоречевую реабилитацию детей с нарушением слуха.
Одной из главных составляющих коррекционно-развивающей среды является слухоречевой режим.
Речевой режим - это
развитие навыков общения (способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя разные формы общения);
развитие устной речи (умение порождать и развивать замысел высказывания);
развитие языковой системы (лексика, фонетика, морфология, синтаксис);
формирование культуры общения;
развитие просодической стороны речи (выразительности);
учёт состояния произношения звуков обучающихся;
контроль за качеством произношения на всех этапах обучения;
стимулирование внятного произношения;
отбор речевого материала для публичных выступлений (учет произносительных навыков);
обработка речевого материала орфоэпическими знаками и постановка ударения
(труднопроизносимые слова, терминология, новый словарь);
подготовка речевых выступлений.
Родители должны соблюдать требования слухоречевого режима
Родители отвечают за:
создание благоприятных условий для организации слухоречевого развития ребенка в семье;
обеспечение бесперебойного функционирования индивидуальных слуховых аппаратов;
развитие речи в обиходе и домашней обстановке;
добросовестное выполнение рекомендаций педагогов, направленных на оптимальное развитие слухоречевых возможностей ребёнка;
знание дактильной азбуки и основ структуры дефекта своего ребёнка;
своевременное консультирование и лечение узкими специалистами ребенка в случае необходимости.
Слуховые аппараты
Родители (законные представители):
- осуществляют своевременное слухопротезирование обучающегося, воспитанника школы-интерната № 1;
- оснащают слуховые аппараты обучающегося, воспитанника индивидуальными вкладышами, фиксирующими кольцами;
- обеспечивают индивидуальный слуховой аппарат необходимыми элементами питания на весь период нахождения обучающегося, воспитанника в школе-интернате № 1;
- предоставляют специальные средства по гигиеническому уходу за индивидуальным слуховым аппаратом;
- в случае возникающей неисправности индивидуального слухового аппарата производят необходимый ремонт в кратчайшие сроки за счет собственных средств;
- предоставляют информацию о дате получения индивидуальных слуховых аппаратов в сурдологическом центре и о правилах их эксплуатации;
- формируют у ребенка навыки правильного использования слуховых аппаратов, бережного отношения к ним, навыки гигиенического ухода за аппаратом;
- в случае утери или выхода из строя без возможности ремонта слухового аппарата до окончания срока эксплуатации (4 года), приобретают новый слуховой аппарат, соответствующий степени потери слуха обучающегося, воспитанника;
- обеспечивают комфортную для обучающегося, воспитанника, соответствующую его аудиограмме, настройку слухового аппарата в специализированных центрах;
- своевременно оформляют документы для получения нового слухового аппарата по истечении срока эксплуатации предыдущего аппарата.
Индивидуальные слуховые аппараты должны использоваться с подъема обучающихся, воспитанников и до отбоя с учетом специфики обучения и активизации учебно-воспитательного процесса. Исключение составляют: подвижные игры, занятия спортом, водные и гигиенические процедуры;
Общение осуществляется на основе словесной речи в устной и письменной форме.
Дактильная форма речи
в подготовительном классе -устно-дактильно (в зависимости от сформированности произносительных навыков);
в первом классе- устно-дактильно с использованием письменной речи, знакомый – устно.
во втором классе
Использование жестового русского языка (речи) при непременном условии: жестовая речь сопровождается словесной устной речью:
Поддерживать речевое общение с ребёнком во всех жизненных ситуациях
Например: Привлечь ребёнка к процессу приготовления. Обговаривать по возможности все действия. Похвалить за старание говорить и делать. Подготовить таблички, картинки и проговорить нужный речевой материал.
Предложить доступный речевой материал.
При этом обратить внимание ребёнка на произношение, провести коррекцию
В магазине поставить перед ребёнком проблемную ситуацию, а именно - спровоцировать у него потребность в общении, вопросе, просьбе к незнакомому человеку. Например: обратить внимание на сладости, которые он очень любит и сказать: «Если хочешь эту шоколадку, я куплю, но ты должен (должна) попросить у продавца сам(а). По необходимости написать речь ребёнка в блокноте.
Закрепление
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.