МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«Самарский техникум промышленных технологий»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО АСТРОНОМИИ
САМАРА, 2020
на заседании ПЦК Зам. директора по УР
_____________ С. Н. Миронова
Председатель ____________ /Бажутова Л.Н./ «____»______________20___г.
Протокол № _____ от «____»__________20___г.
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по астрономии /Сост. М. В. Евдокимова/ ГБПОУ «СТПТ». – Самара, 2020г. – 32 с.
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по астрономии предназначены для обучающихся общеобразовательной подготовки всех специальностей очной формы обучения.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. и Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г. (в ред. 2017 г.).
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов по астрономии и их защите.
ГБПОУ «СТПТ» © М. В. Евдокимова, составление, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………………. 4
1. Выбор темы и типа проекта ………………………………………………………………. 5
2. Руководитель проекта ……………………………………………………………………….. 6
3. Этапы работы над проектом ………………………………………………………………. 6
4. Дорожная карта учебного проекта ……………………………………………………….. 7
5. Состав, структура и содержание основных элементов индивидуального проекта ….. 8
6. Оформление индивидуального проекта ………………………………………………….. 12
7. Подготовка индивидуального проекта к защите ………………………………………… 15
8. Критерии оценки индивидуального проекта …………………………………………….. 18
9. Права и обязанности сторон ……………………………………………………………….. 20
Примерная тематика индивидуальных проектов по астрономии …………………………..……. 21
Краткий словарь терминов …………………………………………………………………………. 22
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Образец титульного листа
Приложение Б. Образец оформления содержания индивидуального проекта
Приложение В. Образец оформления списка информационных источников
Приложение Г. Протокол защиты индивидуального проекта
Приложение Д. Протокол выполнения индивидуального проекта по астрономии
Приложение Е. Методические рекомендации по поиску информации в глобальной сети
Интернет
Приложение Ж. Речевые стандарты, характерные для доклада
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.)
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных результатов), сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательных программ по учебным предметам. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований ФГОС СОО и ФГОС СПО.
Качество выполненного проекта и соблюдение требований к описанию и оформлению результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в период обучения.
Результатами выполнения индивидуального проекта являются:
- сформированность у обучающегося навыков коммуникативной, учебно-
исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность обучающегося к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
- сформированность у обучающегося навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любой учебной дисциплине. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил оформления списка литературы и источников, цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) проект к защите не допускается.
Лучшие проекты могут быть представлены на открытых научно-практических конференциях различного уровня, изданы отдельным сборником.
Тематика индивидуальных проектов по дисциплине Астрономия разрабатывается преподавателем. Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из предоставленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием при выборе темы служит Ваш познавательный и практический интерес к учебной дисциплине или конкретной теме, над которой Вы уже работали раньше. Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы, реже мероприятия, например, учебная экскурсия.
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о какомто объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью. Результатом информационно-поискового проекта могут стать статьи, видео, публикации и т.д.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участника проекта. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Его результатом могут стать газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, атласы и т.п.
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, пособие, мультимедийный продукт и др.); творческая работа (компьютерная анимация, видеофильм и др.); материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. Кроме этого:
- атлас, карта;
- видеофильм, выставка;
- газета, журнал;
- модель, мультимедийный продукт;
- прогноз;
- справочник, сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия.
Выбор темы индивидуального проекта закрепляется распоряжением директора колледжа. После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по его выполнению.
Руководителем проекта является преподаватель дисциплины Астрономия, в рамках которой разрабатывается проект.
Основными функциями руководителя проекта являются:
- помощь в выборе темы проекта;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников информации;
- контроль хода выполнения проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 4 этапа.
1. Подготовительный этап
выбор темы и руководителя проекта
2. Планирование
- уточнение темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели и задач проекта;
- определение способа представления результатов (формы проекта);
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- определение источников необходимой информации;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
3. Основной практический этап
- сбор и изучение информации;
- поэтапное выполнение задач проекта;
- систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,
- промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта;
- внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
- оформление результатов
4. Заключительный этап
- подготовка презентационных материалов;
- защита/презентация проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
№ п/п |
Этапы работы над проектом |
Содержание работы на данном этапе |
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Сроки |
1 |
Организационноподготовительный |
Выбор темы и её конкретизация Определение цели, формулировка задач Формирование проектной группы Выдача письменных рекомендаций Утверждение тематики проектов |
Обсуждают предмет проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью обучающихся. |
Сентябрь |
2 |
Исследовательский |
Определение источников информации Планирование способа сбора информации Подготовка к исследованию Проведение исследования Организационно-консультационное занятие, промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в Ходе выполнения проекта |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся |
Октябрь |
3 |
Трансляционнооформительский |
Предзащита Доработка (с учётом замечаний) Подготовка к публичному выступлению |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. |
Консультирует обучающихся. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
Ноябрь |
4 |
Заключительный |
Защита проекта |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности |
|
Декабрь |
Проект должен быть выполнен в течение 1 семестра 2-го курса.
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. (Полное наименование главы)
2. (Полное наименование главы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложения
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при цитировании и конспектировании следует сразу же делать подстрочные ссылки в конце страницы: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Это поможет легко сформировать список использованной литературы при завершении работы.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и умений и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных предметов.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
На титульном листе индивидуального проекта указывается полное наименование учебного заведения, специальность, учебная дисциплина, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 1).
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем с учетом замысла и индивидуального подхода.
По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
- цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
- предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;
- объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
- период исследования - указываются временные рамки;
- теоретическая основа - труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;
- информационная база - обзор использованных нормативных актов и т.п.;
- объем и структура индивидуального проекта - композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.
Проблема проекта |
«Почему?» (это важно для меня лично) |
Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта |
«Зачем?» (мы делаем проект) |
Целеполагание |
Задачи проекта |
«Что?» (для этого мы делаем) |
Постановка задач |
Методы и способы |
«Как?» (мы можем это делать) |
Выбор способов и методов планирования |
Результат |
«Что получится?» (как решение проблемы) |
Ожидаемый результат |
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав и параграфов. Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и
т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна.
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки/ сноски: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания необходимо использовать весь имеющийся запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Заключение. Здесь в сжатой форме формулируются выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, дается общая оценка полученным результатам исследования, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, выдвигаются предложения и рекомендации.
Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3). Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении могут приводиться копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
Объем письменной исследовательской работы – от 10 до 20 печатных страниц формата А4, шрифтом Times New Roman 14 с интервалом между строк – 1,5.
В случаи заимствования теста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
- полное название образовательной организации;
- название цикловой комиссии;
- тема индивидуального проекта;
- ФИО обучающегося;
- ФИО руководителя индивидуального проекта; год выполнения работы.
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
- Актуальность;
- Цели и задачи проекта;
- Объект проекта;
- Предмет проекта; Период проекта.
3- 6 слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы). 7 слайд (ВЫВОДЫ)
- итоги проделанной работы;
- основные результаты в виде нескольких пунктов;
- обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию.
Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен (Табл. 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести типографским способом.
Таблица 1 Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование |
Содержание требования |
|
Объем |
не менее 10-20 страниц печатного текста |
|
Оформление |
текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 |
|
Интервал |
1,5 |
|
Шрифт |
Times New Roman |
|
Размер |
14 п |
|
Параметры страницы |
с левой стороны – 20 мм; с правой – 10 мм; сверху – 15 мм; снизу – 15 мм |
|
Выравнивание |
по ширине |
|
Отступ |
1,25 |
|
Нумерация страниц |
- арабскими цифрами; - сквозная; - проставляется с четвертой страницы (Титульный лист считается первым, но не нумеруется, содержание – второй, введение – третьей, но номер не ставится); - порядковый номер страницы ставится внизу посередине строки |
|
Кавычки |
«кавычки-елочки» |
|
Введение, названия глав, заключение, список использованных источников |
- начинается с новой страницы; - заглавными буквами по центру жирным шрифтом; - в конце заголовка точка не ставится |
|
Оформление глав |
ГЛАВА I. МАРС: НЕРАЗГАДАННАЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
ЗАГАДКА |
Оформление параграфов |
1.1. Начало исследования Марса |
|
Расстояние между названием параграфа, предыдущим и последующим текстом |
одна свободная строка |
|
Список использованных источников |
не менее 20 |
|
Параграф |
не менее 3 страниц |
|
Требование |
Содержание требования |
||||
Иллюстрации |
Рис. 1. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела |
||||
Таблицы |
Таблица 3 Местность проживания респондентов |
||||
|
Варианты ответа |
Абс. |
% |
|
|
в городе |
307 |
76,2 |
|||
в сельской местности |
90 |
22,3 |
|||
Нет ответа |
6 |
1,5 |
|||
Цитаты |
Соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (в случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается). В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). |
||||
Формулы |
Формулы должны быть набраны в редакторе формул (вВставка – объект – Microsoft Equation). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства «=» или после знаков плюс «+», минус «-», умножения «×», деления «:», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×». |
||||
Ссылки |
При ссылке в тексте на использованные источники информации следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [103]»; «... в работах [11, 12, 15-17]». При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его страницы, например: [12, 2]. |
||||
Требование |
Содержание требования |
||||
Сноски |
Сноска представляет собой дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках. При оформлении сносок их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией. |
||||
Список использованных источников |
Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. |
||||
Сокращения |
При сокращении слов в любой письменной работе необходимо придерживаться следующего правила: чем меньше сокращений слов и словосочетаний в тексте, тем грамотнее оформленной считается работа. Если же сокращения необходимы, то они должны удовлетворять требованиям стандартов. При многократном упоминании устойчивых словосочетаний следует использовать аббревиатуры или сокращения. При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: астрономическая единица, а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру – а.е.. Расшифровку аббревиатур и сокращений, установленных государственными стандартами и правилами русской орфографии, допускается не приводить. Пример - NASA, НИИ, пк (парсек), с. (страница), т.е. (то есть) и др. НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии на разных строчках, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр. |
Проект, не отвечающий требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем.
Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения необходимо обсудить с руководителем.
После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв.
Подготовив индивидуальный проект, обучающийся готовит выступление и наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Защита индивидуального проекта является обязательным элементом разработки проекта. Процедура защиты включает выступление обучающегося с представлением основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений. На выступление отводится не более 5-7 минут.
На защите могут присутствовать представители администрации, другие преподаватели, классный руководитель. У обучающихся имеется возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.
Результаты защиты индивидуальных проектов оформляются протоколами. На каждого обучающегося оформляются «Протоколы защиты индивидуального проекта» (Приложение Г). По итогам всех протоколов преподаватель заполняет «Ведомость выполнения индивидуального проекта» на каждую учебную группу (Приложение Д).
После завершения выступления члены комиссии могут задать вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема (обоснование выбранной темы, доказательства её
актуальности);
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах
деятельности;
9) указание на степень самостоятельности проделанной работы;
10) какие выводы сделаны по итогам исследования;
11) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
При выступлении учитывается эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ.
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.
Основное содержание презентации:
1 слайд – титульный. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
- полное наименование ОО;
- тема индивидуального проекта;
- ФИО обучающегося;
- ФИО руководителя индивидуального проекта; год выполнения работы.
2 слайд – Введение. Слайд должен содержать обязательные элементы индивидуального проекта: актуальность, цели и задачи проекта, объект и предмет проекта, период проекта.
3- 6 слайды или больше – Основная часть. Здесь непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
Итоговый слайд – выводы. Здесь представляются итоги проделанной работы.
Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные и графические материалы, предназначенные для более чёткого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе.
Выбор тип информации, схем структурирования данных очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком (содокладчиком).
Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.
Применяется сквозная нумерация слайдов, т.е. титульный слайд - это слайд № 1, первый информационный слайд - это слайд № 2 и далее по порядку.
Номер слайда отображается в правом верхнем углу. На титульном и завершающем слайдах отображение номера, может отсутствовать.
• Размер слайдов - экран
• Ориентация - альбомная
• Ширина - 24 см
• Высота - 18 см
• Нумерация слайдов с «1»
• Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране»
• Графический и текстовый материалы размещаются на слайдах, так, чтобы слева и справа от края слайда оставалось использованное поле шириной не менее 0,5.см.
Правила выбора цветовой гаммы:
Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
• Используемые шрифты: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Лучше читается шрифт без засечек (например Arial).
• Начертания: обычный, курсив, полужирный.
• Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда.
• Оптимальные шрифты (заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22)
• Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового или табличного редактора.
• При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должно быть не менее 18 pt.
• Таблицы и диаграммы размешаются на светлом или белом фоне. Анимация объектов и переход слайдов
• В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов нежелательна.
• В информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре презентации. В остальных случаях использование анимации не допускается.
Для смены слайдов используется режим «вручную». Переход для смены слайдов в режиме «по времени» не допускается в демонстрационных роликах. Разрешается использование стандартных эффектов перехода, кроме эффектов «жалюзи», «шашки», «растворение», «горизонтальные полосы». Для всех слайдов применяется однотипный эффект их перехода.
Звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
При оценке индивидуального итогового проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые отражаются в журнале и в ведомости.
Таблица 2
Критерии оценки защиты проекта
Критерий |
Проявление |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый (1 балл) |
Повышенный (2-3 балла) |
||
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы (оценка сформированности познавательных учебных действий) |
умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробаци ю принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. |
- работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; -продемонстрирована способность приобретать новые знания и /или осваивать новые способы действий; - показано умение достигать более глубокого понимания изученного. |
- работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; -продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; -продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. |
2. Сформированность предметных знаний и способов действий |
умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действий. |
-продемонстрировано понимание содержания выполненной работы; -в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. |
-продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности; -ошибки отсутствуют. |
3. Сформированность |
в умении самостоятельно |
-продемонстрированы навыки определения темы и планирования |
-работа тщательно спланирована и последовательно реализована, |
Критерий |
Проявление |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый (1 балл) |
Повышенный (2-3 балла) |
||
регулятивных действий |
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях |
работы; -работа доведена до конца и представлена комиссии; -некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя; -показано умение анализировать и распределять информацию; -при этом проявляются отдельные элементы самооценки самоконтроля обучающегося. |
своевременно пройдены все этапы обсуждения и представления; -контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
4. Сформированность коммуникативных действий |
умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. |
-продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки презентации; -автор чётко и аргументированно отвечает на вопросы. |
-тема ясно определена и пояснена; -текст хорошо структурирован, мысли выражены логично и последовательно, аргументы подобраны верно; -проект вызывает интерес с практической точки зрения; -автор свободно отвечает на вопросы. |
Таблица 3 Отметка за выполнение индивидуального проекта
Базовый уровень |
«удовлетворительно» |
4-6 баллов |
Повышенный уровень |
«хорошо» |
7-9 баллов |
«отлично» |
10-12 баллов |
Решение, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что такая оценка выставлена по каждому из 3 критериев, характеризующих сформированность метапредметных результатов, а сформированность предметных результатов может быть зафиксирована на базовом уровне; ни один из обязательных элементов индивидуального итогового проекта не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что индивидуальный итоговый проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что такая оценка выставлена по каждому критерию; продемонстрированы все элементы проекта; даны ответы на вопросы.
Руководитель индивидуального проекта должен:
- совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
- совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
- оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
- контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта; имеет право:
- требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
- использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные ресурсы;
- обращаться к администрации колледжа в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.
Обучающийся имеет право:
- на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального;
- использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы колледжа.
должен:
- выбрать тему индивидуального проекта;
- посещать консультации;
- ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта;
- подготовить проект и публично его защитить.
Обучающийся, не представивший в установленный срок индивидуального проекта или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
1. Планеты земной группы в картинах великих художников
2. Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
3. Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас-
Фотон
4. Исследование движения солнечных пятен
5. Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли
6. Влияние фаз Луны на рост и хранение растений на примере овощных культур
7. Земное и неземное: факты и свидетельства, фантазии и размышления...
8. Животные в Космосе. Полет на геофизических ракетах
9. Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии
10. Легенды и мифы звездного неба
11. Что такое космический мусор и опасен ли он для планеты Земля?
12. Учение о ноосфере как о новом этапе развития мировоззрения человечества
13. Сравнительная характеристика космических скафандров России и США
14. Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам
15. Современные представления о структуре межзвездной среды
16. Взаимодействие сверхновых с межзвездными облаками
17. Старейшие образования в Галактике: шаровые скопления
18. Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом
пространстве
19. Чёрная дыра - загадка космоса
20. Изучение названий небесных тел Солнечной системы
21. Метеориты: тунгусский и челябинский
22. Прогнозирование событий на Земле по степени активности Солнца
23. Вычислительная астрономия. Программы обработки астрономических данных
24. О физических явлениях на Земле и в космосе в условиях невесомости
25. Космические технологии в повседневной жизни человека
26. Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов
27. Астрономический аспект астрологических предсказаний
28. Органическая жизнь на планетах земной группы в произведения писателей-фантастов
29. Кратеры на планетах земной группы: особенности, причины
30. Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Актуальность – определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Заказчик проекта – лицо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
Защита проекта – форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы; работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.
Координация проекта – способ управления работой над проектом; может быть открытой (явной) или скрытой.
Методы исследования – основные способы проведения исследования.
Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметнопрактической и познавательной деятельности.
Оппонент – на защите проекта человек, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.
Портфолио (папка) проекта – подборка рабочих материалов проекта.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности – разработанное реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Проект:
Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проектирование:
Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Результаты проекта:
1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.
Реферат – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Рецензент – на защите проекта преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя.
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель. Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).
Приложение А
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Самарский техникум промышленных технологий»
Специальность: ________________________________________
по дисциплине Астрономия
на тему
Исполнитель: ____________________ студент ______ курса, группа ___________
(Ф.И.О.)
Руководитель: ______________________________________
(Ф.И.О. должность, уч. степень)
Работа защищена «_____» _________ 20__г. с оценкой _____________ ____________
(оценка) (подпись)
Приложение Б
Образец оформления содержания индивидуального проекта
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….............3
ГЛАВА I. РОЖДЕНИЕ ЗВЁЗД…………..……………………...…..…….......................5
1.1. Молекулярное облако - звёздная колыбель….….………………………………….5
1.2. Рождение протозвезды ………………...…….............................................................8
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД …………………………………………..…...............11
2.1. Гарвардская спектральная классификация звезд …………………...............……11
2.2. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела.
Характеристика звёзд главной последовательности…..……..……………..................13
2.3. Строение звезд. Модели некоторых типов звезд …………………………………15
ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ ЗВЕЗДЫ …........................18
3.1. Белые карлики ……………………………………..……………………..................18
3.2. Нейтронные звезды…….………………………………………...............................21
3.3. Черные дыры ………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...............................26
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….………………………….….....................27
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение В
Образец оформления списка информационных источников
В «Список использованных источников» включают все источники информации, на которые имеются ссылки / сноски в тексте и которые использовались при написании проекта.
Основные требования, предъявляемые к списку использованных источников: соответствие теме проекта;
- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
- сведения об источниках информации приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ
7.1 – 2003;
- источники в списке нумеруются арабскими цифрами без точки в порядке их упоминания в тексте, либо в алфавитном порядке.
Примеры библиографических описаний книг по ГОСТ 7.1 - 2003
1.1 Сибикин, Ю. Д. Электроснабжение промышленных и гражданских зданий [Текст] :
учеб. для сред. проф. образ. / Ю. Д. Сибикин. – М. : Academia, 2006. – 362 с. – (Среднее проф. образование: Строительство и архитектура). – ISBN 5-7695-2250-Х.
1.2 Мышкис, А. Д. Лекции по высшей математике [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Мышкис. –
6-е изд., испр. – СПб. – [др.]: Лань, 2009. – 688с.: – (Учеб. для вузов. Спец. литература). – ISBN 978-5-8114-0572-5.
2.1 Чертов, А. Г. Задачник по физике [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Чертов, А. А. Воробьев. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Физматлит, 2008. - 640 с. : ил. – ISBN 9875-94052-145-2.
2.2. Гельфман, М. И. Неорганическая химия [Текст] : учеб. пособие для студентов обучающихся по технолог. спец. / М. И. Гельфман, В. П. Юстратов. – 2-е изд., стер. – СПб. – [др.]: Лань, 2009. – 527 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-58114-0730-9.
3.1 Математика [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Данилов, Л. Н. Журбенко, Г. А. Никонова и др.; под ред. Л. Н. Журбенко, Г. А. Никоновой; Казан. гос. технолог. ун-т. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 496 с. - (Высшее образование). – ISBN 5-16-0022673-2.
4.1 Сорокин, В.С. Материалы и элементы электронной техники [Текст] : учеб. в 2-х т. Т.1 : Проводники, полупроводники, диэлектрики: учебник для. студ. вузов, обучающихся по направлению. «Электроника, микроэлектроника» / В. С. Сорокин, Б. Л. Антипов, Н. П. Лазарева. –
М.: ИЦ Академия, 2006. – 440 с.: – (Высшее профессиональное образование: Радиоэлектроника). –ISBN 5-7695-2785-4.
5.1 Художники республики Башкортостан [Текст]: альбом-каталог / сост. В. М. Сорокина,
М. О. Садыкова; пер. на англ. яз. В. Л. Левитина; пер. на башк. яз. М. С. Аминова. – Уфа: Авторпроект, 2009. – 339 с: ил. – ISBN 978-5-98645-015-5.
5.2 Шедевры русской живописи [Текст] = Masterpieces of Russian Art: более 500 иллюстраций / [гл ред. Н. Астахова]. – М.: [Белый город], 2006. – 567 с.: ил. – (Энциклопедия мирового искусства). – ISBN 978-5-779-30936-3: 350-00.
5.3 Морская слава России. Центральный военно-морской музей [Текст] : [альбом] / под общ. ред. Е. Н. Корчагина. – М.: Белый город, 2003. – 383 с.: ил. – ISBN 5-7793-0681-8
5.4 Третьяковская галерея: альбом-путеводитель / отв. ред. В. Родионов. – СПб.: П-2, 2003.
– 136 с.: цв. ил. - ISBN 5-93893-170-3.
6.1 Правоохранительные органы [Электронный ресурс] : учебник / под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, А. П. Кизлыка. - 7-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Учебная литер. для высшего и сред. проф. образ.). – Загл. с этикетки диска..- ISBN 978-5-238-01967-3
6.2 Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. М. Рассолов, В. П. Малахов, А. А. Иванов. - 2-е изд, перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Учебная литер. для высшего и сред. проф. образ.). –.Загл. с этикетки диска.-ISBN 978-5-238-02050-1
6.3 Анцупов, А. В. Металлорежущие станки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / МГТУ, каф. ТМС. – Магнитогорск, 2009. – 109 с. : ил., схемы, табл. – Режим доступа: http:// old.magtu.ru/ marc web2/Default.asp
6.4 История политических учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.И. Демидов,
А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; отв. ред. А.И. Демидов. – М.: Норма, НИЦ Инфра-М, 2013. – 432
с. – Режим доступа: http://znanium. com/dookread. php? book=373342 -. Загл. с экрана. – ISBN 978-591768-342-3.
6.5 Аббасов, И. Б. Моделирование нелинейных волновых явлений на поверхности мелководья [Электронный ресурс]. – М.: Физматлит, 2010. – 128 с. – Режим доступа: http: //e.lanbook.com/ view/book / 2661/ – Загл. с экрана .- ISBN 978-5-9221-1254-3.
7.1 Портрет. Простейшие наброски головы: Обучение рисунку. Ч. 1 [Электронный ресурс].-URL: http://makusha.ru/01066_portret-prosteyshie-nabroski-golovy-obuchenie-ri. – Загл.с экрана (Дата обращения – 26.11.2018г.).
7.2 Обучение изобразительным искусствам в студии Олега Торопыгина [Электронный ресурс]. – URL: http://artstudying.com/programmy/55-programaskulptury. – Загл. с экрана (Дата обращения – 26.11.2018г.).
8 Периодические издания 8.1 Железнодорожный транспорт: научно-теоретический технико-экономический журнал. – ISSN 0044 4448. 8.2 Известия высших учебных заведений. Горный журнал: научно-технический журнал. – ISSN 0536-1028.
Г
ГБПОУ «СТПТ»
Обучающий(ая)ся: _______________________________________________________________
Специальность: ____________________________________________________________________
Группа: ___________
Дисциплина: Астрономия
Тема индивидуального проекта: ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Содержание индивидуального проекта оценено руководителем в ___ баллов
(из 18 возможных). Защита оценивается в ___ баллов (из 14 возможных)
Критерий |
Показатели |
Баллы |
Качество доклада |
1- доклад зачитывается 2 – доклад пересказывается, но не объяснена суть работы 3- доклад пересказывается, суть работы объяснена 4- кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом 5- доклад производит очень хорошее впечатление |
|
Качество ответов на вопросы |
1- нет четкости ответов на большинство вопросов 2- ответы на большинство вопросов 3- ответы на все вопросы убедительно, аргументировано |
|
Использование демонстрационного материала |
1 – представленный демонстрационный материал не используется в докладе 2 –представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 – представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
|
Оформление демонстрационного материала |
1- демонстрационный материал представлен недостаточно 2 – демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3- к демонстрационному материалу нет претензий |
|
Суммарные баллы: __________ Оценка проекта: _______________ Руководитель проекта: _____________________/________________/
Дата защиты: «___» ______________ 20 ____ г.
Д
ГБПОУ «СТПТ»
Специальность: ________________________________________________________
Группа: ________
Дата: «____» ____________ 20 ___ г.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Оценка |
Подпись |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
11. |
|
|
|
12. |
|
|
|
13. |
|
|
|
14. |
|
|
|
15. |
|
|
|
16. |
|
|
|
17. |
|
|
|
18. |
|
|
|
19. |
|
|
|
20. |
|
|
|
21. |
|
|
|
22. |
|
|
|
23. |
|
|
|
24. |
|
|
|
25. |
|
|
|
Явились ________ ( ______%) студентов Не явились ________ ( ______%) студентов
Зачет сдали на:
«отлично» студентов
Преподаватель______________________________________/_______________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Заместитель директора по УВР________________________/_______________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Е
Лучше всего начинать с работы в Интернет-каталоге. Наиболее полные и хорошо систематизированные каталоги Интернета находятся на сайтах www.aport.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.rambler.ru (русскоязычные), www.altavista.com (англоязычный) и др. Выбор каталога зависит от вкусов пользователя, степени проработанности его тематической структуры, скорости доступа к ресурсам каталога и т.д. Чтобы попасть на эту страничку, вам надо вписать URL(адрес) данного сайта в адресную строку вашего Интернет-обозревателя (браузера), которая находится в верхней части окна.
На главной странице необходимо найти ссылку на подкаталог «Наука и образование». Находим на этой странице ссылку на рубрики. Кликаем на неё.
Загружается следующая страница, на которой будут ссылки на подрубрики. Под списком рубрик появятся ссылки на конкретные Интернет-ресурсы. Вы выбираете интересующий вас ресурс (при этом можно пользоваться краткой аннотацией, рейтингом популярности сайта, информацией о времени его последнего обновления) и кликаете на его ссылке. Откроется новое окно браузера, в которое будет загружен выбранный вами сайт.
Помимо тематического поиска в любом Интернет-каталоге есть контекстный поиск. Для контекстного поиска необходимо набрать в окне браузера адрес любого из русскоязычных каталогов.
Для сохранения интересующих Интернет-страниц достаточно кликнуть мышкой на меню «файл» и выбрать пункт «сохранить как». Часто бывает так, что всю страницу сохранять необязательно, так как интерес вызывают лишь отдельные её элементы. Текстовая часть страницы без графики и средств мультимедиа сохраняется как файл языка HTML. Если вам необходимо сохранить только графические элементы страницы (рисунки, фотографии и т.д.), достаточно кликнуть на интересующей вас картинке правой клавишей мыши. Появится диалоговое окно, в котором следует выбрать пункт «Сохранить рисунок как».
Для того чтобы в следующий раз точно попасть на нужную вам страницу Интернета, достаточно добавить ссылку на страницу в папке «Избранное» (она расположена вверху экрана, на рабочей панели браузера). Если вы хотите запомнить много страниц и к тому же систематизировать их, то воспользуйтесь сайтом www.zakladki.ru, где вы сможете сохранить гиперссылку на любую Интернет-страницу. В этом случае вы сможете работать со ссылками, подобранными не только вами, но и другими пользователями (при условии, что доступ к ним не закрыт паролем).
Приложение Ж
Речевые стандарты, характерные для доклада Тема:
- Доклад называется/носит название…;
- Темой доклада является…
- Доклад посвящен такому актуальному вопросу, как…;
- Доклад посвящен характеристике проблемы…;
- Доклад посвящен решению вопроса…;
- Доклад посвящен анализу литературы…;
- В докладе рассматривается…/говорится о…/дается оценка, анализ…/обобщается… Проблема:
- В центре внимания автора находятся…;
- На первый план автором выдвигаются…;
- Главные усилия автора направлены на…;
- В своей работе автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы…/ останавливается на следующих проблемах… Актуальность:
- Данная тема/проблема представляет особую актуальность, так как…;
- Данная тема/проблема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов);
- В современной науке особенную остроту приобретает тема…;
- Работа посвящена актуальной теме…; - Актуальность темы обусловлена… Первоисточники:
- Автор привлекает к анализу следующие материалы…;
- Материалом исследования послужили…;
- В основе доклада лежат материалы исследований…; - Данной проблемой занимались такие ученые, как… Описание подходов к решению проблемы:
- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу исследуемой проблемы, однако, можно выделить несколько подходов к ее решению;
- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах…, второй подход прослеживается в трудах…, третий подход лежит в основе работ…; - В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений/точек зрения. Изложение различных точек зрения:
- Первая точка зрения принадлежит… и заключается…;
- Вторая точка зрения представлена в работах… и сводится к…; - Сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит в…
Отношение к различным точкам зрения:
Согласие (положительная оценка)
- Нельзя не согласиться с мнением автора о том…;
- Безусловным/очевидным/главным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем...;
- Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...;
- В статье дается интересный анализ современного этапа;
- Автором предложен нестандартный подход к анализу поднятых проблем...;
- Автор справедливо отмечает.../убедительно показывает.../
аргументированно обосновывает.../четко определяет .../детально анализирует.../
доказательно критикует.../удачно решает вопрос.../ обоснованно опровергает тезис о том, что...; - Автор, безусловно, прав, утверждая, что...
Несогласие (неоднозначная оценка)
- Трудно согласиться с…;
- Хочется опровергнуть взгляды автора на…;
- Следует отметить недостатки в позиции/аргументации автора в…;
- Нельзя принять данные утверждения, потому что…;
- Дискуссионной/спорной представляется точка зрения автора на …;
- Автор упускает из виду…/ не подтверждает выводы фактами/ необоснованно утверждает, что…;
- Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов;
- Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки;
- Справедливо указывая на..., автор ошибочно полагает, что...;
- В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными;
- Несмотря на разногласие в ряде положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...
Несогласие (отрицательная оценка)
- Сомнение вызывает целесообразность/продуктивность/корректность такого подхода...;
- К недостаткам следует отнести излишнюю категоричность выводов автора о...; - Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики...; - Автор упускает из вида... Выводы:
- Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…;
- Считаем, что наиболее убедительной является точка зрения ...;
- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение… о…;
- В итоге можно прийти к выводу/заключению о том, что самой
оригинальной/интересной/любопытной является идея/концепция выдвинутая…;
- Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что…;
- На основе этих данных принимаем точку зрения…;
- Можно сделать заключение, что…;
- В целом, на наш взгляд, это интересный подход;
- Таким образом, рассматриваемая работа/ подход автора заслуживает положительной/ высокой оценки…
- Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.