Рабочая программа по астрономии

  • Разработки курсов
  • docx
  • 10.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего общего образования по физике к учебнику «Астрономия 11» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г. – базовый и профильный уровни. Автор программы: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Иконка файла материала рабочая программа по астрономии.docx
Статус документа Рабочая программа по физике  для 10 – 11 классов разработана в соответствии: I. Пояснительная записка     с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня  2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,   вводится стандарт среднего (полного) общего образования по  астрономии (базовый уровень, см. Приложение).  авторской программы «Астрономия 11 класс» Е. К. Страут, 2017 г  с   возможностями   линии   УМК   по   астрономии   для   10­11   классов   учебника «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов­Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.  с   особенностями   основной   образовательной   программы   и   образовательными потребностями   и   запросами   обучающихся   (см.   основную   образовательную программу основного общего образования Школы). Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего  общего образования   по   физике   к   учебнику   «Астрономия   11»   авторов  Б.   А.   Воронцов­ Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г.   – базовый и профильный уровни. Автор программы: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова­Вельяминова,  Е. К. Страута :  учебно­методическое пособие /  Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта.     Учебник   «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова­Вельяминова,  Е. К. Страута  прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных  образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет  работать без  перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к  астрономии. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются  формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в  безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех  космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Структура документа Рабочая   программа   включает   следующие   разделы:   пояснительную   записку; содержание   тем   учебного   курса;   календарно­тематическое   планирование;   требования   к уровню подготовки; учебно­методическое   обеспечение ;нормы оценки знаний, умений и навыков.Общая характеристика учебного предмета Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая  физико­математическое образование выпускников средней школы, знакомит их  современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует  формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать  формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о  строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути  познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при  изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по  другим естественнонаучным предметам,  в первую очередь по физике. Материал,  изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для  объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба.  Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в ре­ жиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим  объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со  снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса  соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится  систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих  закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.  Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому  использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, про­ водимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности  Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения  таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в  земных лабораториях. В ходе изучения кур­са важно сформировать представление об  эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии. Цели и задачи. Целями изучения астрономии на данном этапе   обучения являются: — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов  природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и  эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее  важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел  принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,  навыками практического использования компьютерных приложений для определения  вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в  процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников  информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач  повседневной жизни; — формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико­ математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на  примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и  эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда  следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы  астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Место учебного  предмета в учебном плане. Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 часов в неделю курс может быть пройден в течение  года  в 11 классе.  Важную   роль   в   освоении   курса   играют   проводимые   во   внеурочное   время собственные   наблюдения   учащихся.   Специфика   планирования   этих   наблюдений определяется   двумя   обстоятельствами.   Во­первых,   они   (за   исключением   наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во­вторых, объекты, природа которых   изучается   на   том   или   ином   уроке,   могут   быть   в   это   время   недоступны   для наблюдений.   При   планировании   наблюдений   этих   объектов,   в   особенности,   планет, необходимо учитывать условия их видимости. Методы и приемы обучения. Приёмы  обучения: ­обобщающая беседа по изученному материалу; ­индивидуальный устный опрос; ­фронтальный опрос;  ­ выборочная проверка упражнения;  ­ взаимопроверка;  ­ самоконтроль; Методы обучения:  ОБЪЯСНИТЕЛЬНО­ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;  ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;  ЧАСТИЧНО­ПОИСКОВЫЙ;  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ;  РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Формы организации учебного процесса: Основная   форма   организации   образовательного   процесса   –   классно­урочная система. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:  Комбинированный урок ­ предполагает выполнение работ и заданий разного самостоятельных работ.  Урок – контрольная работа ­ урок проверки, оценки  и корректировки знаний. вида.     Урок   решения   задач   ­  вырабатываются   у   учащихся   умения   и   навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.  Урок   –   тест   ­  тестирование   проводится   с   целью   диагностики   пробелов знаний, тренировки технике тестирования. Урок   –   самостоятельная   работа   ­  предлагаются   разные   видыПроводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.    Урок   –   лабораторная   работа  ­   проводится   с   целью   комплексного применения знаний. Контроль организации учебного процесса: Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет  организация контроля знаний и умений учащихся. 1. По каждой  теме проводятся самостоятельные  (контролирующие)  работы на двух уровнях УОП и УВ; 2. Систематическая   проверка  домашних  работ. Проверка  домашнего  задания  может производиться следующим образом:  решение   на   доске   отдельных   наиболее   интересных   и   вызывающих затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться проверке;  фронтально устный разбор некоторых заданий;   в виде самостоятельной работы; если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная работы, то тетради с домашним заданием не проверяются; проверка домашних тетрадей у всего класса.  3. Одним   из   видов   контроля   являются   тестовые   задания   в   компьютерном   классе, которые   проводятся   не   только   с   целью   контроля,   но   и   анализа   пробелов   и достижений 4. После   каждой   темы   учащиеся   пишут   контрольную   работу.   Часть   заданий контрольной работы соответствует УОП. Виды   контроля:  стартовый;   текущий,   тематический,   промежуточный,   итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).   Формы   контроля:  фронтальный   опрос,   индивидуальная   работа   у   доски, индивидуальная   работа   по   карточкам,   дифференцированная   самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты, в   том   числе   с   компьютерной   поддержкой,   теоретические   зачеты,   контрольная работа.  II . Содержание тем учебного курса Астрономии 11 класса (34 ч, 1 ч в неделю). Базовый уровень. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии     (2 ч) Астрономия,   ее   связь   с   другими   науками.   Структура масштабы   Вселенной.   Особенности   астрономических   методов исследования.   Всеволновая астрономия.   Телескопы   и   радиотелескопы. Демонстрации. 1. портреты выдающихся астрономов; 2. изображения объектов исследования в астрономии. Предметные результаты освоения темы позволяют: воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;  использовать   полученные   ранее   знания   для   объяснения устройства и принципа работы телескопа. Практические основы астрономии     (5 ч) Звезды   и   созвездия.   Звездные   карты,   глобусы   и   атласы. Видимое   движение   звезд   на   различных   географических   широтах. Кульминация   светил.   Видимое   годичное   движение   Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Предметные результаты изучения данной темы позволяют:  воспроизводить   определения   терминов   и   понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять   необходимость   введения   високосных   лет   и    нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять   звездную   карту   для   поиска   на   небе определенных созвездий и звезд. Демонстрации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. географический глобус Земли;  глобус звездного неба; звездные карты; звездные каталоги и карты; карта часовых поясов; модель небесной сферы; разные виды часов (их изображения); теллурий. Строение Солнечной системы     (7 ч) Развитие   представлений   о   строении   мира.   Геоцентрическая система   мира.   Становление   гелиоцентрической   системы   мира. Конфигурации   планет   и   условия   их   видимости.   Синодический   и сидерический   (звездный)   периоды   обращения   планет.   Законы Кеплера.   Определение   расстояний   и   размеров   тел   в   Солнечной системе.   Горизонтальный   параллакс.   Движение   небесных   тел   под действием   сил   тяготения.   Определение   массы   небесных   тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.   Предметные результаты освоения данной темы позволяют: воспроизводить   исторические   сведения   о становлении развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить   определения   терминов   и   понятий (конфигурация   планет,   синодический   и   сидерический   периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);     вычислять   по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;   до   планет   расстояние формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать   особенности   движения   тел   Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять   причины   возникновения   приливов   на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических   аппаратов   для   исследования   тел   Солнечной системы. Демонстрации. 1. динамическая модель Солнечной системы; 2. изображения   видимого   движения   планет, конфигураций; 3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона; 4. схема Солнечной системы; 5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.   планетных Природа тел Солнечной системы     (8 ч) Солнечная   система   как   комплекс   тел,   имеющих   общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис­следования Луны   космическими   аппаратами.   Пилотируемые   полеты   на   Луну. Планеты   земной   группы.   Природа   Меркурия,   Венеры   и   Марса. Планеты­гиганты,   их   спутники   кольца.   Малые   тела   Солнечной системы:   астероиды,   планеты­карлики,   кометы,   метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Предметные результаты изучение темы позволяют:  формулировать   и   обосновывать   основные   положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять   и   различать   понятия   (Солнечная   система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты­гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты­карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);  описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;  перечислять существенные различия природы двух групп    планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по   рельефу   поверхности   и   составу   атмосфер,   указывать   следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать   характерные   особенности   природы   планет­ гигантов, их спутников и колец;    характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; метеоритов;  описывать   последствия   падения   на   Землю   крупных объяснять   сущность   астероидно­кометной   опасности, возможности и способы ее предотвращения. Демонстрации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. глобус Луны; динамическая модель Солнечной системы; изображения межпланетных космических аппаратов; изображения объектов Солнечной системы; космические снимки малих тел Солнечной системы; космические снимки планет Солнечной системы; таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы; 8. фотография поверхности Луны. Солнце и звезды     (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и   расстояния   до   звезд.   Светимость,   спектр,   цвет   и   температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют: определять   и   различать   понятия   (звезда,   модель   звезды,  характеризовать   физическое  состояние   вещества   Солнца   и  звезд  и источники их энергии;  описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; светимость, парсек, световой год);          описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на  Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть  основные   отличительные   особенности   звезд  различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Демонстрации. 1.        диаграмма Герцшпрунга – Рассела; 2.        схема внутреннего строения звезд; 3.        схема внутреннего строения Солнца; 4.        схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела; 5.        фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца; 6.        фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд; 7.        фотоизображения Солнца и известных звезд. Строение и эволюция Вселенной     (5 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.   Области   звездообразования.   Вращение   Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления   и   сверхскопления   галактик.   Основы   современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение   расширения   Вселенной.   «Темная   энергия»   и антитяготение. Предметные результаты изучения темы позволяют: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель  Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать   типы   галактик   (спиральные,   эллиптические, неправильные);  сравнивать   выводы   А.   Эйнштейна   и   А.   А.   Фридмана       относительно модели Вселенной; обосновывать   справедливость   модели   Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять   расстояние   до   галактик   на   основе   закона Хаббла; по светимости Сверхновых;  Хаббла;  оценивать   возраст   Вселенной   на   основе   постоянной интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения  —  Большого взрыва; интерпретировать   современные   данные   об   ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Демонстрации. 1.        изображения   радиотелескопов   и   космических   аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной; 2.        схема строения Галактики; 3.        схемы моделей Вселенной; 4.        таблица ­ схема основных этапов развития Вселенной; 5.        фотографии звездных скоплений и туманностей; 6.        фотографии Млечного Пути; 7.        фотографии разных типов галактик. Жизнь и разум во Вселенной     (2 ч) Проблема   существования   жизни   вне   Земли.   Условия, необходимые   для   развития   жизни.   Поиски   жизни   на   планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные   возможности   космонавтики   радиоастрономии   для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Предметные результаты позволяют: систематизировать   знания   о   методах   исследования   и  современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной III. Календарно-тематическое планирование по физике. Распределение часов на изучение разделов курса Базовый уровень. «Астрономия. 11 класс» (1 часа) (34часа) 1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа  астрономии (2 ч) 2. Практические основы астрономии (5 ч) 3.Строение Солнечной системы (7 ч) 4.Природа тел Солнечной системы (8 ч) 5.Солнце и звезды (6 ч) 6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч) 7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)№ Тема урока Количест во часов проведен Дата ия прим ечани еурока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 1. . Что изучает астрономия.  Наблюдения — основа астрономии (2 ч) Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии. 1 1 Тема 2 Практические основы астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Небесные координаты.  Звездные карты. Практическая работа № 1  «Определение горизонтальныx небесныx  координат».   Видимое   движение   звезд   на   различных географических широтах.  Годичное движение Солнца. Эклиптика.  Практическая работа № 2 «Определение  экваториальныx небесныx координат». Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. 1 1 1 1 1 Тема 3 СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет     Солнечной системы.  Практическая работа № 3 «Решение задач по теме  «Конфигурация планет». Определение расстояний и размеров тел в  Солнечной системе. Практическая работа № 4 с планом Солнечной  системы. Открытие и применение закона всемирного  тяготения. Движение искусственных спутников,  космических аппаратов (КА) в Солнечной  системе. 1 1 1 1 1 1 1 Тема4.Природа тел Солнечной системы (8 ч) Контрольная работа № 1. Солнечная система  как комплекс тел, имеющих общее  происхождение. Анализ выполнения контрольной работы № 1.  Земля и Луня — двойная планета. . Природа планет земной группы. Практическая работа    № 5 «Составление сравнительныx  xарактеристик планет земной группы». 1 1 118 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Урок­дискуссия «Парниковый эффект —  польза или вред?». Планеты­гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы (астероиды,  карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная  работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной  системы». Тема5.Солнце и звезды (6 ч) Анализ выполнения контрольной работы № 2.   Солнце, состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Физическая природа звезд. Массы и размеры звезд. Переменные и нестационарные звезды.  Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и  звезды». Анализ выполнения контрольной работы № 3.   Эволюция звезд. Практическая работа № 6  «Решение задач по теме «Xарактеристики  звезд». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч) Наша Галактика.  Наша Галактика. Другие звездные системы — галактики. Космология начала XX в. Основы современной космологии . Контрольная работа  № 4 по итогам года Тема7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Урок­конференция «Одиноки ли мы во Вселен­ ной?» Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 IV.Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения физики  на базовом уровне ученик 11 класса должен: В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать:  смысл   понятий:   геоцентрическая   и   гелиоцентрическая   система,   видимая   звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор,метеорит,   метеорит,   планета,   спутник,   звезда,   Солнечная   система,   Галактика, Вселенная,   всемирное   и   поясное   время,   внесолнечная   планета   (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства;  гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры   Галактики,   положение   и   период   обращения   Солнца   относительно   центра       Галактики; Уметь:  приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения   информации   об   объектах   Вселенной,   получения   астрономической информации   с   помощью   космических   аппаратов   и   спектрального   анализа,   влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик   звезд   с   использованием   диаграммы   «цвет­светимость»,   физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать   особенности   методов   познания   астрономии,   основные   элементы   и свойства   планет   Солнечной   системы,   методы   определения   расстояний   и   линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить   на   небе   основные   созвездия   Северного   полушария,   в   том   числе   Большую Медведицу,   Малую   Медведицу,   Волопас,   Лебедь,   Кассиопею,   Орион;   самые   яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и      повседневной жизни:  для   понимания   взаимосвязи   астрономии   и   с   другими   науками,   в   основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете,  научно­популярных статьях.V. Учебно-методическое обеспечение. Основная литература 1. Воронцов­Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2017. 2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова­Вельяминова,   Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2017. Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:  знаний основ астрономии  (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)  приобретенных навыков  самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)  развитых   свойств   личности:  творческих   способностей,   интереса   к   изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии. Используемые технические средства  Персональный компьютер   Мультимедийный проектор       технологии Используемые  :    здоровьесбережения,   проблемного   обучения,   педагогика   сотрудничества,  развития   исследовательских  навыков,   дифференцированного   подхода  в обучении развития творческих способностей Презентации,  созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по  каждой изучаемой теме Таблицы Интернет­рессуры   .  astronet    ://   www   .  ru; http        http   ://   www   .  sai    .  msu   .  ru; http   ://   www   .  izmiran    .  ru; http   ://   www   .  sai    .  msu   .  su   /  EAAS; http://www.myastronomy.ru; http   ://   www   .  krugosvet    .  ru; http   ://   www   .  cosmoworld    .  ru   /  spaceencyclopedia.VI.Нормы оценки знаний, умений и навыков . Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.  При оценке знаний  учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,  логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  географической терминологии, самостоятельность ответа.  Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся,  дифференцированный подход к  организации работы.  Оценка устных ответов.          Оценка «5»  ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических  заданий;   может   установить   связь   между   изучаемым   и   ранее   изученным   материалом   по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.      Оценка «4»  ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний   в   новой   ситуации,   6eз   использования   связей   с   ранее   изученным   материалом   и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или   не   более   двух   недочётов   и   может   их   исправить   самостоятельно   или   с   небольшой помощью учителя.   Оценка   «3»  ставиться,   если   учащийся   правильно   понимает   физическую   сущность   рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении  вопросов  курса  физики,  не препятствующие  дальнейшему  усвоению  вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с   использованием   готовых   формул,   но   затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования   некоторых   формул,   допустил   не   более   одной   грубой   ошибки   и   двух недочётов,   не   более   одной   грубой   и   одной   негрубой   ошибки,   не   более   2­3   негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4­5 недочётов.           Оценка «2»  ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии   с   требованиями   программы   и   допустил   больше   ошибок   и   недочётов   чем необходимо для оценки «3». оценка контрольных работ    Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.      Оценка «3»  ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,   одной   негрубой   ошибки    и трех   недочётов,  при   наличии 4   ­  5 недочётов.       Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. оценка лабораторных работ   Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой   последовательности   проведения   опытов   и   измерений;   самостоятельно   и рационально   монтирует   необходимое   оборудование;   все   опыты   проводит   в   условиях   и режимах,   обеспечивающих   получение   правильных   результатов   и   выводов;   соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,   таблицы,   рисунки,   чертежи,   графики,   вычисления;   правильно   выполняет   анализ погрешностей.   Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два ­ три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.      Оценка    «3»    ставится,    если    работа   выполнена    не    полностью,    но   объем   выполненной    части   таков,    позволяет   получить    правильные   результаты    и   выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.     Оценка    «2»    ставится,    если    работа    выполнена    не    полностью    и    объем выполненной   части   работы   не   позволяет   сделать   правильных   выводов:   если   опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.           Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.                                                                                      Перечень ошибок: грубые ошибки 1 Незнание   определений   основных   понятий,   законов,   правил,   положений   теории, формул,   общепринятых   символов,   обозначения   физических   величин,   единицу измерения. 2 Неумение выделять в ответе главное. 3 Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4 Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5 Неумение   подготовить   к   работе   установку   или   лабораторное   оборудование, провести   опыт,   необходимые   расчеты   или   использовать   полученные   данные   для выводов.6 Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7 Неумение определить показания измерительного прибора. 8 Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. негрубые ошибки 1 Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа   основных   признаков   определяемого   понятия.   Ошибки,   вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2 Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3 Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4 Нерациональный выбор хода решения. недочеты 1 Нерациональные   записи   при   вычислениях,   нерациональные   приемы   вычислений, преобразований и решения задач. 2 Арифметические   ошибки   в   вычислениях,   если   эти   ошибки   грубо   не   искажают реальность полученного результата. 3 Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 4 Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 5 Орфографические и пунктуационные ошибки.

Посмотрите также