Рабочая программа по астрономии
Оценка 4.7

Рабочая программа по астрономии

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
астрономия
10 кл—11 кл
10.10.2017
Рабочая программа по астрономии
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего общего образования по физике к учебнику «Астрономия 11» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г. – базовый и профильный уровни. Автор программы: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
рабочая программа по астрономии.docx
Статус документа Рабочая программа по физике  для 10 – 11 классов разработана в соответствии: I. Пояснительная записка     с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня  2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,   вводится стандарт среднего (полного) общего образования по  астрономии (базовый уровень, см. Приложение).  авторской программы «Астрономия 11 класс» Е. К. Страут, 2017 г  с   возможностями   линии   УМК   по   астрономии   для   10­11   классов   учебника «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов­Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.  с   особенностями   основной   образовательной   программы   и   образовательными потребностями   и   запросами   обучающихся   (см.   основную   образовательную программу основного общего образования Школы). Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего  общего образования   по   физике   к   учебнику   «Астрономия   11»   авторов  Б.   А.   Воронцов­ Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г.   – базовый и профильный уровни. Автор программы: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова­Вельяминова,  Е. К. Страута :  учебно­методическое пособие /  Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта.     Учебник   «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова­Вельяминова,  Е. К. Страута  прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных  образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет  работать без  перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к  астрономии. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются  формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в  безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех  космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Структура документа Рабочая   программа   включает   следующие   разделы:   пояснительную   записку; содержание   тем   учебного   курса;   календарно­тематическое   планирование;   требования   к уровню подготовки; учебно­методическое   обеспечение ;нормы оценки знаний, умений и навыков. Общая характеристика учебного предмета Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая  физико­математическое образование выпускников средней школы, знакомит их  современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует  формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать  формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о  строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути  познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при  изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по  другим естественнонаучным предметам,  в первую очередь по физике. Материал,  изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для  объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба.  Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в ре­ жиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим  объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со  снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса  соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится  систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих  закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.  Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому  использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, про­ водимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности  Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения  таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в  земных лабораториях. В ходе изучения кур­са важно сформировать представление об  эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии. Цели и задачи. Целями изучения астрономии на данном этапе   обучения являются: — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов  природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и  эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее  важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел  принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,  навыками практического использования компьютерных приложений для определения  вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в  процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников  информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач  повседневной жизни; — формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико­ математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на  примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и  эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда  следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы  астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Место учебного  предмета в учебном плане. Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 часов в неделю курс может быть пройден в течение  года  в 11 классе.  Важную   роль   в   освоении   курса   играют   проводимые   во   внеурочное   время собственные   наблюдения   учащихся.   Специфика   планирования   этих   наблюдений определяется   двумя   обстоятельствами.   Во­первых,   они   (за   исключением   наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во­вторых, объекты, природа которых   изучается   на   том   или   ином   уроке,   могут   быть   в   это   время   недоступны   для наблюдений.   При   планировании   наблюдений   этих   объектов,   в   особенности,   планет, необходимо учитывать условия их видимости. Методы и приемы обучения. Приёмы  обучения: ­обобщающая беседа по изученному материалу; ­индивидуальный устный опрос; ­фронтальный опрос;  ­ выборочная проверка упражнения;  ­ взаимопроверка;  ­ самоконтроль; Методы обучения:  ОБЪЯСНИТЕЛЬНО­ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;  ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;  ЧАСТИЧНО­ПОИСКОВЫЙ;  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ;  РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Формы организации учебного процесса: Основная   форма   организации   образовательного   процесса   –   классно­урочная система. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:  Комбинированный урок ­ предполагает выполнение работ и заданий разного самостоятельных работ.  Урок – контрольная работа ­ урок проверки, оценки  и корректировки знаний. вида.     Урок   решения   задач   ­  вырабатываются   у   учащихся   умения   и   навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.  Урок   –   тест   ­  тестирование   проводится   с   целью   диагностики   пробелов знаний, тренировки технике тестирования. Урок   –   самостоятельная   работа   ­  предлагаются   разные   виды Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.    Урок   –   лабораторная   работа  ­   проводится   с   целью   комплексного применения знаний. Контроль организации учебного процесса: Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет  организация контроля знаний и умений учащихся. 1. По каждой  теме проводятся самостоятельные  (контролирующие)  работы на двух уровнях УОП и УВ; 2. Систематическая   проверка  домашних  работ. Проверка  домашнего  задания  может производиться следующим образом:  решение   на   доске   отдельных   наиболее   интересных   и   вызывающих затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться проверке;  фронтально устный разбор некоторых заданий;   в виде самостоятельной работы; если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная работы, то тетради с домашним заданием не проверяются; проверка домашних тетрадей у всего класса.  3. Одним   из   видов   контроля   являются   тестовые   задания   в   компьютерном   классе, которые   проводятся   не   только   с   целью   контроля,   но   и   анализа   пробелов   и достижений 4. После   каждой   темы   учащиеся   пишут   контрольную   работу.   Часть   заданий контрольной работы соответствует УОП. Виды   контроля:  стартовый;   текущий,   тематический,   промежуточный,   итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).   Формы   контроля:  фронтальный   опрос,   индивидуальная   работа   у   доски, индивидуальная   работа   по   карточкам,   дифференцированная   самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты, в   том   числе   с   компьютерной   поддержкой,   теоретические   зачеты,   контрольная работа.  II . Содержание тем учебного курса Астрономии 11 класса (34 ч, 1 ч в неделю). Базовый уровень. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии     (2 ч) Астрономия,   ее   связь   с   другими   науками.   Структура масштабы   Вселенной.   Особенности   астрономических   методов исследования.   Всеволновая астрономия.   Телескопы   и   радиотелескопы. Демонстрации. 1. портреты выдающихся астрономов; 2. изображения объектов исследования в астрономии. Предметные результаты освоения темы позволяют:  воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;  использовать   полученные   ранее   знания   для   объяснения устройства и принципа работы телескопа. Практические основы астрономии     (5 ч) Звезды   и   созвездия.   Звездные   карты,   глобусы   и   атласы. Видимое   движение   звезд   на   различных   географических   широтах. Кульминация   светил.   Видимое   годичное   движение   Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Предметные результаты изучения данной темы позволяют:  воспроизводить   определения   терминов   и   понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять   необходимость   введения   високосных   лет   и    нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять   звездную   карту   для   поиска   на   небе определенных созвездий и звезд. Демонстрации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. географический глобус Земли;  глобус звездного неба; звездные карты; звездные каталоги и карты; карта часовых поясов; модель небесной сферы; разные виды часов (их изображения); теллурий. Строение Солнечной системы     (7 ч) Развитие   представлений   о   строении   мира.   Геоцентрическая система   мира.   Становление   гелиоцентрической   системы   мира. Конфигурации   планет   и   условия   их   видимости.   Синодический   и сидерический   (звездный)   периоды   обращения   планет.   Законы Кеплера.   Определение   расстояний   и   размеров   тел   в   Солнечной системе.   Горизонтальный   параллакс.   Движение   небесных   тел   под действием   сил   тяготения.   Определение   массы   небесных   тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.   Предметные результаты освоения данной темы позволяют: воспроизводить   исторические   сведения   о становлении развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить   определения   терминов   и   понятий (конфигурация   планет,   синодический   и   сидерический   периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);      вычислять   по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;   до   планет   расстояние формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать   особенности   движения   тел   Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять   причины   возникновения   приливов   на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических   аппаратов   для   исследования   тел   Солнечной системы. Демонстрации. 1. динамическая модель Солнечной системы; 2. изображения   видимого   движения   планет, конфигураций; 3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона; 4. схема Солнечной системы; 5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.   планетных Природа тел Солнечной системы     (8 ч) Солнечная   система   как   комплекс   тел,   имеющих   общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис­следования Луны   космическими   аппаратами.   Пилотируемые   полеты   на   Луну. Планеты   земной   группы.   Природа   Меркурия,   Венеры   и   Марса. Планеты­гиганты,   их   спутники   кольца.   Малые   тела   Солнечной системы:   астероиды,   планеты­карлики,   кометы,   метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Предметные результаты изучение темы позволяют:  формулировать   и   обосновывать   основные   положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять   и   различать   понятия   (Солнечная   система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты­гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты­карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);  описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;  перечислять существенные различия природы двух групп    планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по   рельефу   поверхности   и   составу   атмосфер,   указывать   следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;  описывать   характерные   особенности   природы   планет­ гигантов, их спутников и колец;    характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; метеоритов;  описывать   последствия   падения   на   Землю   крупных объяснять   сущность   астероидно­кометной   опасности, возможности и способы ее предотвращения. Демонстрации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. глобус Луны; динамическая модель Солнечной системы; изображения межпланетных космических аппаратов; изображения объектов Солнечной системы; космические снимки малих тел Солнечной системы; космические снимки планет Солнечной системы; таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы; 8. фотография поверхности Луны. Солнце и звезды     (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и   расстояния   до   звезд.   Светимость,   спектр,   цвет   и   температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют: определять   и   различать   понятия   (звезда,   модель   звезды,  характеризовать   физическое  состояние   вещества   Солнца   и  звезд  и источники их энергии;  описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; светимость, парсек, световой год);          описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на  Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть  основные   отличительные   особенности   звезд  различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды;  характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Демонстрации. 1.        диаграмма Герцшпрунга – Рассела; 2.        схема внутреннего строения звезд; 3.        схема внутреннего строения Солнца; 4.        схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела; 5.        фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца; 6.        фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд; 7.        фотоизображения Солнца и известных звезд. Строение и эволюция Вселенной     (5 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.   Области   звездообразования.   Вращение   Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления   и   сверхскопления   галактик.   Основы   современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение   расширения   Вселенной.   «Темная   энергия»   и антитяготение. Предметные результаты изучения темы позволяют: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель  Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать   типы   галактик   (спиральные,   эллиптические, неправильные);  сравнивать   выводы   А.   Эйнштейна   и   А.   А.   Фридмана       относительно модели Вселенной; обосновывать   справедливость   модели   Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять   расстояние   до   галактик   на   основе   закона Хаббла; по светимости Сверхновых;  Хаббла;  оценивать   возраст   Вселенной   на   основе   постоянной интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения  —  Большого взрыва;  интерпретировать   современные   данные   об   ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Демонстрации. 1.        изображения   радиотелескопов   и   космических   аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной; 2.        схема строения Галактики; 3.        схемы моделей Вселенной; 4.        таблица ­ схема основных этапов развития Вселенной; 5.        фотографии звездных скоплений и туманностей; 6.        фотографии Млечного Пути; 7.        фотографии разных типов галактик. Жизнь и разум во Вселенной     (2 ч) Проблема   существования   жизни   вне   Земли.   Условия, необходимые   для   развития   жизни.   Поиски   жизни   на   планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные   возможности   космонавтики   радиоастрономии   для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Предметные результаты позволяют: систематизировать   знания   о   методах   исследования   и  современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной III. Календарно-тематическое планирование по физике. Распределение часов на изучение разделов курса Базовый уровень. «Астрономия. 11 класс» (1 часа) (34часа) 1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа  астрономии (2 ч) 2. Практические основы астрономии (5 ч) 3.Строение Солнечной системы (7 ч) 4.Природа тел Солнечной системы (8 ч) 5.Солнце и звезды (6 ч) 6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч) 7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) № Тема урока Количест во часов проведен Дата ия прим ечани е урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 1. . Что изучает астрономия.  Наблюдения — основа астрономии (2 ч) Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии. 1 1 Тема 2 Практические основы астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Небесные координаты.  Звездные карты. Практическая работа № 1  «Определение горизонтальныx небесныx  координат».   Видимое   движение   звезд   на   различных географических широтах.  Годичное движение Солнца. Эклиптика.  Практическая работа № 2 «Определение  экваториальныx небесныx координат». Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. 1 1 1 1 1 Тема 3 СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет     Солнечной системы.  Практическая работа № 3 «Решение задач по теме  «Конфигурация планет». Определение расстояний и размеров тел в  Солнечной системе. Практическая работа № 4 с планом Солнечной  системы. Открытие и применение закона всемирного  тяготения. Движение искусственных спутников,  космических аппаратов (КА) в Солнечной  системе. 1 1 1 1 1 1 1 Тема4.Природа тел Солнечной системы (8 ч) Контрольная работа № 1. Солнечная система  как комплекс тел, имеющих общее  происхождение. Анализ выполнения контрольной работы № 1.  Земля и Луня — двойная планета. . Природа планет земной группы. Практическая работа    № 5 «Составление сравнительныx  xарактеристик планет земной группы». 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Урок­дискуссия «Парниковый эффект —  польза или вред?». Планеты­гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы (астероиды,  карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная  работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной  системы». Тема5.Солнце и звезды (6 ч) Анализ выполнения контрольной работы № 2.   Солнце, состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Физическая природа звезд. Массы и размеры звезд. Переменные и нестационарные звезды.  Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и  звезды». Анализ выполнения контрольной работы № 3.   Эволюция звезд. Практическая работа № 6  «Решение задач по теме «Xарактеристики  звезд». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч) Наша Галактика.  Наша Галактика. Другие звездные системы — галактики. Космология начала XX в. Основы современной космологии . Контрольная работа  № 4 по итогам года Тема7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Урок­конференция «Одиноки ли мы во Вселен­ ной?» Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 IV.Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения физики  на базовом уровне ученик 11 класса должен: В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать:  смысл   понятий:   геоцентрическая   и   гелиоцентрическая   система,   видимая   звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит,   метеорит,   планета,   спутник,   звезда,   Солнечная   система,   Галактика, Вселенная,   всемирное   и   поясное   время,   внесолнечная   планета   (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства;  гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры   Галактики,   положение   и   период   обращения   Солнца   относительно   центра       Галактики; Уметь:  приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения   информации   об   объектах   Вселенной,   получения   астрономической информации   с   помощью   космических   аппаратов   и   спектрального   анализа,   влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик   звезд   с   использованием   диаграммы   «цвет­светимость»,   физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать   особенности   методов   познания   астрономии,   основные   элементы   и свойства   планет   Солнечной   системы,   методы   определения   расстояний   и   линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить   на   небе   основные   созвездия   Северного   полушария,   в   том   числе   Большую Медведицу,   Малую   Медведицу,   Волопас,   Лебедь,   Кассиопею,   Орион;   самые   яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и      повседневной жизни:  для   понимания   взаимосвязи   астрономии   и   с   другими   науками,   в   основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете,  научно­популярных статьях. V. Учебно-методическое обеспечение. Основная литература 1. Воронцов­Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2017. 2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова­Вельяминова,   Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2017. Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:  знаний основ астрономии  (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)  приобретенных навыков  самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)  развитых   свойств   личности:  творческих   способностей,   интереса   к   изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии. Используемые технические средства  Персональный компьютер   Мультимедийный проектор       технологии Используемые  :    здоровьесбережения,   проблемного   обучения,   педагогика   сотрудничества,  развития   исследовательских  навыков,   дифференцированного   подхода  в обучении развития творческих способностей Презентации,  созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по  каждой изучаемой теме Таблицы Интернет­рессуры   .  astronet    ://   www   .  ru; http        http   ://   www   .  sai    .  msu   .  ru; http   ://   www   .  izmiran    .  ru; http   ://   www   .  sai    .  msu   .  su   /  EAAS; http://www.myastronomy.ru; http   ://   www   .  krugosvet    .  ru; http   ://   www   .  cosmoworld    .  ru   /  spaceencyclopedia. VI.Нормы оценки знаний, умений и навыков . Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.  При оценке знаний  учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,  логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  географической терминологии, самостоятельность ответа.  Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся,  дифференцированный подход к  организации работы.  Оценка устных ответов.          Оценка «5»  ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических  заданий;   может   установить   связь   между   изучаемым   и   ранее   изученным   материалом   по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.      Оценка «4»  ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний   в   новой   ситуации,   6eз   использования   связей   с   ранее   изученным   материалом   и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или   не   более   двух   недочётов   и   может   их   исправить   самостоятельно   или   с   небольшой помощью учителя.   Оценка   «3»  ставиться,   если   учащийся   правильно   понимает   физическую   сущность   рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении  вопросов  курса  физики,  не препятствующие  дальнейшему  усвоению  вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с   использованием   готовых   формул,   но   затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования   некоторых   формул,   допустил   не   более   одной   грубой   ошибки   и   двух недочётов,   не   более   одной   грубой   и   одной   негрубой   ошибки,   не   более   2­3   негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4­5 недочётов.           Оценка «2»  ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии   с   требованиями   программы   и   допустил   больше   ошибок   и   недочётов   чем необходимо для оценки «3». оценка контрольных работ    Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов. Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.      Оценка «3»  ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,   одной   негрубой   ошибки    и трех   недочётов,  при   наличии 4   ­  5 недочётов.       Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. оценка лабораторных работ   Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой   последовательности   проведения   опытов   и   измерений;   самостоятельно   и рационально   монтирует   необходимое   оборудование;   все   опыты   проводит   в   условиях   и режимах,   обеспечивающих   получение   правильных   результатов   и   выводов;   соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,   таблицы,   рисунки,   чертежи,   графики,   вычисления;   правильно   выполняет   анализ погрешностей.   Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два ­ три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.      Оценка    «3»    ставится,    если    работа   выполнена    не    полностью,    но   объем   выполненной    части   таков,    позволяет   получить    правильные   результаты    и   выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.     Оценка    «2»    ставится,    если    работа    выполнена    не    полностью    и    объем выполненной   части   работы   не   позволяет   сделать   правильных   выводов:   если   опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.           Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.                                                                                      Перечень ошибок: грубые ошибки 1 Незнание   определений   основных   понятий,   законов,   правил,   положений   теории, формул,   общепринятых   символов,   обозначения   физических   величин,   единицу измерения. 2 Неумение выделять в ответе главное. 3 Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4 Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5 Неумение   подготовить   к   работе   установку   или   лабораторное   оборудование, провести   опыт,   необходимые   расчеты   или   использовать   полученные   данные   для выводов. 6 Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7 Неумение определить показания измерительного прибора. 8 Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. негрубые ошибки 1 Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа   основных   признаков   определяемого   понятия.   Ошибки,   вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2 Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3 Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4 Нерациональный выбор хода решения. недочеты 1 Нерациональные   записи   при   вычислениях,   нерациональные   приемы   вычислений, преобразований и решения задач. 2 Арифметические   ошибки   в   вычислениях,   если   эти   ошибки   грубо   не   искажают реальность полученного результата. 3 Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 4 Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 5 Орфографические и пунктуационные ошибки.

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2017