Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего общего образования по физике к учебнику «Астрономия 11» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г. – базовый и профильный уровни. Автор программы: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Статус документа
Рабочая программа по физике для 10 – 11 классов разработана в соответствии:
I.
Пояснительная записка
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня
2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089,
вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии (базовый
уровень, см. Приложение).
авторской программы «Астрономия 11 класс» Е. К. Страут, 2017 г
с возможностями линии УМК по астрономии для 1011 классов учебника
«Астрономия. 11 класс», Б. А. ВоронцовВельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.
с особенностями основной образовательной программы и образовательными
потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную
программу основного общего образования Школы).
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего общего
образования по физике к учебнику «Астрономия 11» авторов Б. А. Воронцов
Вельяминов,Е. К. Страут, 2017 г. – базовый и профильный уровни. Автор программы:
Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А.
ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие / Е. К. Страут. —
М. : Дрофа, 2017. — 39 с.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия.
Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута прошел
экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной
программы среднего общего образования.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных
образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет
работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к
астрономии. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку;
содержание тем учебного курса; календарнотематическое планирование; требования к
уровню подготовки; учебнометодическое обеспечение ;нормы оценки знаний, умений и
навыков.Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физикоматематическое образование выпускников средней школы, знакомит их
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать
формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о
строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при
изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по
другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Материал,
изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для
объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации
наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба.
Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в ре
жиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим
объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со
снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса
соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится
систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих
закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.
Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому
использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, про
водимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности
Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения
таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в
земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об
эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Цели и задачи.
Целями изучения астрономии на данном этапе
обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико
математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и
эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда
следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы
астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 часов в неделю курс
может быть пройден в течение года в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время
собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений
определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений
Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа
которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет,
необходимо учитывать условия их видимости.
Методы и приемы обучения.
Приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка;
самоконтроль;
Методы обучения:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
ЧАСТИЧНОПОИСКОВЫЙ;
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ;
РЕПРОДУКТИВНЫЙ.
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классноурочная
система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного
самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа урок проверки, оценки и корректировки знаний.
вида.
Урок решения задач вырабатываются у учащихся умения и навыки
решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест тестирование проводится с целью диагностики пробелов
знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа предлагаются разные видыПроводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа проводится с целью комплексного
применения знаний.
Контроль организации учебного процесса:
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет
организация контроля знаний и умений учащихся.
1. По каждой теме проводятся самостоятельные (контролирующие) работы на двух
уровнях УОП и УВ;
2. Систематическая проверка домашних работ. Проверка домашнего задания может
производиться следующим образом:
решение на доске отдельных наиболее интересных и вызывающих
затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться
проверке;
фронтально устный разбор некоторых заданий;
в виде самостоятельной работы;
если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная
работы, то тетради с домашним заданием не проверяются;
проверка домашних тетрадей у всего класса.
3. Одним из видов контроля являются тестовые задания в компьютерном классе,
которые проводятся не только с целью контроля, но и анализа пробелов и
достижений
4. После каждой темы учащиеся пишут контрольную работу. Часть заданий
контрольной работы соответствует УОП.
Виды контроля: стартовый; текущий, тематический, промежуточный, итоговый
(мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски,
индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная
работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты,
в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная
работа.
II . Содержание тем учебного курса
Астрономии 11 класса (34 ч, 1 ч в неделю).
Базовый уровень.
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа
астрономии
(2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура
масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов
исследования.
Всеволновая
астрономия.
Телескопы и радиотелескопы.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии,
ее связях с физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения
устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
(5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время
и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий
(созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное,
поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и
нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения
звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе
определенных созвездий и звезд.
Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
географический глобус Земли;
глобус звездного неба;
звездные карты;
звездные каталоги и карты;
карта часовых поясов;
модель небесной сферы;
разные виды часов (их изображения);
теллурий.
Строение Солнечной системы
(7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая
система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов
в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить исторические сведения о
становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий
(конфигурация планет, синодический и сидерический периоды
обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
вычислять
по
горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам
и расстоянию;
до планет
расстояние
формулировать законы Кеплера, определять массы
планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной
системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на
Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров
космических аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет,
конфигураций;
3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы;
5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
планетных
Природа тел Солнечной системы
(8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования
Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планетыгиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения
современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из
единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система,
планета, ее спутники, планеты земной группы, планетыгиганты, кольца
планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия
от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп
планет и объяснять причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей
по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение
для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет
гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и
объяснять причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы,
которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты
с космической скоростью;
метеоритов;
описывать последствия падения на Землю крупных
объяснять сущность астероиднокометной опасности,
возможности и способы ее предотвращения.
Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малих тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет
Солнечной системы;
8.
фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды
(6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс
и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды,
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии
из центра к поверхности;
светимость, парсек, световой год);
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их
влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд
и черных дыр.
Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме
Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы
и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной
(5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и
антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры,
состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик
по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические,
неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана
относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана
результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона
Хаббла; по светимости Сверхновых;
Хаббла;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как
свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной
с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении
расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной
энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Демонстрации.
1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов,
использованных для поиска жизни во Вселенной;
2. схема строения Галактики;
3. схемы моделей Вселенной;
4. таблица схема основных этапов развития Вселенной;
5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
6. фотографии Млечного Пути;
7. фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной
(2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики радиоастрономии для
связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и
современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной
III. Календарно-тематическое планирование по физике.
Распределение часов на изучение разделов курса
Базовый уровень.
«Астрономия. 11 класс» (1 часа) (34часа)
1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа
астрономии (2 ч)
2. Практические основы астрономии (5 ч)
3.Строение Солнечной системы (7 ч)
4.Природа тел Солнечной системы (8 ч)
5.Солнце и звезды (6 ч)
6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)№
Тема урока
Количест
во часов
проведен
Дата
ия
прим
ечани
еурока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема 1. . Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии.
1
1
Тема 2 Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Небесные координаты.
Звездные карты. Практическая работа № 1
«Определение горизонтальныx небесныx
координат».
Видимое движение звезд на различных
географических широтах.
Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Практическая работа № 2 «Определение
экваториальныx небесныx координат».
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
1
1
1
1
1
Тема 3 СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)
Развитие представлений о строении мира.
Конфигурации планет. Синодический период.
Законы движения планет Солнечной системы.
Практическая работа № 3 «Решение задач по теме
«Конфигурация планет».
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе.
Практическая работа № 4 с планом Солнечной
системы.
Открытие и применение закона всемирного
тяготения.
Движение искусственных спутников,
космических аппаратов (КА) в Солнечной
системе.
1
1
1
1
1
1
1
Тема4.Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Контрольная работа № 1. Солнечная система
как комплекс тел, имеющих общее
происхождение.
Анализ выполнения контрольной работы № 1.
Земля и Луня — двойная планета.
. Природа планет земной группы. Практическая
работа № 5 «Составление сравнительныx
xарактеристик планет земной группы».
1
1
118
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Урокдискуссия «Парниковый эффект —
польза или вред?».
Планетыгиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы (астероиды,
карликовые планеты и кометы).
Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная
работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной
системы».
Тема5.Солнце и звезды (6 ч)
Анализ выполнения контрольной работы № 2.
Солнце, состав и внутреннее строение.
Солнечная активность и ее влияние на Землю.
Физическая природа звезд.
Массы и размеры звезд.
Переменные и нестационарные звезды.
Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и
звезды».
Анализ выполнения контрольной работы № 3.
Эволюция звезд. Практическая работа № 6
«Решение задач по теме «Xарактеристики
звезд».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема6.Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика.
Наша Галактика.
Другие звездные системы — галактики.
Космология начала XX в.
Основы современной космологии
. Контрольная работа № 4 по итогам года
Тема7.Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Урокконференция «Одиноки ли мы во Вселен
ной?»
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик 11 класса должен:
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор,метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета)
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв,
черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
Уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической
информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цветсветимость», физические
причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую
Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие
звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете,
научнопопулярных статьях.V. Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература
1. ВоронцовВельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.:
Дрофа, 2017.
2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б.
А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2017.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
знаний основ астрономии (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный
опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение
эксперимента)
приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся
(в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению
физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
технологии
Используемые
: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика
сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в
обучении развития творческих способностей
Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по
каждой изучаемой теме
Таблицы
Интернетрессуры
. astronet
:// www
. ru;
http
http
:// www
. sai
. msu
. ru;
http
:// www
. izmiran
. ru;
http
:// www
. sai
. msu
. su / EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http
:// www
. krugosvet
. ru;
http
:// www
. cosmoworld
. ru / spaceencyclopedia.VI.Нормы оценки знаний, умений и навыков .
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к
организации работы.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а
так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации
при выполнении практических
заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по
курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку
или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач
с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 23 негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем
необходимо для оценки «3».
оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки
и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает
требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все
записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два
три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы:
если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил
безопасности труда.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
1 Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории,
формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу
измерения.
2 Неумение выделять в ответе главное.
3 Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4 Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5 Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование,
провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для
выводов.6 Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7 Неумение определить показания измерительного прибора.
8 Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
1 Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой
ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2 Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
3 Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4 Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
1 Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
2 Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3 Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4 Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5 Орфографические и пунктуационные ошибки.