Методические указания к выполнению практических работ для студентов, обучающихся по специальности 23.02.02
Оценка 4.7

Методические указания к выполнению практических работ для студентов, обучающихся по специальности 23.02.02

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
технология
07.03.2024
Методические указания к выполнению практических работ для студентов, обучающихся по специальности 23.02.02
Методические указания к выполнению практических работ
23.02.02 ДА ОП.07 Охр. труда МР по ПР 2023.doc

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«академия транспортных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

 

 

Дисциплина: ОП.07 Охрана труда

 

Специальность: 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

 

Форма обучения: очная

 

 


Методические рекомендации составлены в соответствии с Рабочей программой по дисциплине ОП.07 Охрана труда для специальности 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

 

 

Разработчик:

 

Преподаватель СПб ГБПОУ «АТТ» ЕС. Екимова

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии

№ 9 «Автомобиле- и тракторостроение»

Протокол № 8 от « 09 » марта 2023 г.

 

Председатель Т.А. Березин /

 

 

Проверено:

 

Методист Ю.В. Потапова

 

Зав. методическим кабинетом Е.В. Мельникова

 

 

Рекомендовано и ободрено:

Методическим советом СПб ГБПОУ «АТТ»

Протокол № 4 от « 29 » марта 2023г.

 

Председатель Методического совета  М.В. Вишневская,

зам. директора по УР

 

 

Акт согласования с работодателем

№ 5 от « 26 » апреля 2023 г.

 

 

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № 5 от « 26 » апреля 2023 г.

 

 

Утверждено

Приказом директора СПб ГБПОУ «АТТ»

№ __________  от « 26» апреля 2023 г.

 


Содержание

 

Введение

4

Требования к выполнению практических работ

5

Практическая работа № 1

Выполнение анализа состояния производственного помещения
по заданным величинам опасных и вредных производственных факторов

6

Практическая работа № 2

 

Определение шумоизолирующих свойств материалов

11

Практическая работа № 3

 

Определение параметров микроклимата производственного помещения

13

Практическая работа № 4

 

Определение показателей естественного и совмещенного освещения производственных помещений

16

Практическая работа № 5

 

Определение электрозащитных и технических мероприятий от поражения электрическим током

19

Практическая работа № 6

 

Изучение первичных средств тушения пожаров

21

 

 

Литература

24

 

 


Введение

 

Данные методические рекомендации предназначены для студентов при проведении практических работ по дисциплине ОП.07 Охрана труда для специальности 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение.

Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений и навыков.

Методические рекомендации содержат описание практических работ, задание по вариантам, указания по их выполнению и контрольные вопросы. Так же методические рекомендации включают в себя таблицы со справочными данными, необходимыми для выполнения практических работ.

Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы студентов.

 


Требования к выполнению практических работ

 

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, студент должен изучить содержание работы и порядок её выполнения.

Вариант исходных данных для расчёта выбирается в по указанию преподавателя.

В процессе выполнения практической работы студент производит записи на бланке, который проверяется и подписывается преподавателем. Расчёты следует производить с точностью до двух цифр после запятой.

После выполнения практической работы студент должен представить отчёт о проделанной работе.

Отчёт о выполненной работе следует выполнять согласно принятым требованиям к оформлению текстовых документов в учебном заведении. Отчёт должен содержать:

- номер, название и цель работы;

- таблицу с исходными данными для расчёта;

- расчёты с формулами и необходимыми пояснениями;

- выводы о проделанной работе;

- ответы на контрольные вопросы.

Отчёт сдаётся преподавателю в указанный им срок и защищается индивидуально каждым студентом в процессе собеседования с преподавателем.

К выполнению следующей практической работы студент может приступить только после полного и точного расчёта предыдущей работы, так как результаты расчётов и выбранные на их основании справочные данные влияют на расчёты следующих практических работ.

Оценку по практической работе студент получает, если:

- расчёты выполнены правильно и в полном объёме;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- отчёт выполнен в соответствии с требованиями к оформлению текстовых документов, принятым в учебном заведении;

- студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительно и выше.

Оценка «отлично» ставится, если студент обстоятельно, с достаточной полнотой отвечает на вопросы, даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов, обнаруживает полное понимание проделанной работы и может обосновать свой ответ, свободно владеет речью, показывая связанность и последовательность изложения.

Оценка «хорошо» ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам исправляет после замечаний.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений проделанной работы, но допускает неточности в формулировках, понятиях и терминах, делает частичные ошибки, излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части проделанной работы, допускает формулировках и определениях ошибки, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ответы на вопросы.

Оценка «единица» ставится, если студент обнаруживает полное незнание и непонимание проделанной работы.

 


Практическая работа № 1

Выполнение анализа состояния производственного помещения
по заданным величинам опасных и вредных
производственных факторов

 

Цель работы

 

Изучить методику сравнения фактической концентрации предельно допустимой на основе заданной фактической концентрации набора веществ.

Определить соответствие нормам содержания каждого из веществ, указанных в варианте задания.

 

Задание на выполнение работы

 

Сопоставить фактическую концентрацию вредных веществ по варианту задания с предельно допустимыми концентрациями в воздухе рабочей зоны, в воздухе населённого пункта, максимальной среднеразовой суточной.

Определить соответствие нормам каждого из рассматриваемых веществ.

Варианты исходных данных представлены в таблице 1.1. Варианты исходных данных выдаются студентам по указанию преподавателя.

 

Таблица 1.1 – Варианты заданий исходных данных

Вариант

Вещество

Фактическая концентрация,

мг/м3

1

Азот окислы

0.1

Аммиак

0.01

Ацетон

0.5

Озон

1

Фенол

0.001

Цементная пыль

1.5

2

Азот двуокись

0.5

Метиловый спирт

0.2

Сернистый ангидрид

0.03

Углерода окись

10

Формальдегид

0.01

Хрома треокись

0.1

3

Акролеин

0.01

Аэрозоль пятиокиси ванадия

0.3

Соляная кислота

6

Фенол

0.001

Хрома треокись

0.1

Этиловый спирт

500

 

Методические рекомендации по выполнению работы

 

1. Изучить классификацию вредных веществ, понятие предельно допустимой концентрации.

Виды вредных веществ и их предельно допустимые концентрации представлены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Виды вредных веществ и их предельно допустимые концентрации

Наименование вещества

Предельно допустимые концентрации, мг/м3

Класс опас-ности

Особен-ности воздействия*

в воздухе рабочей зоны

в воздухе населённого пункта

максимальная средне-разовая суточная

Азот двуокись

2

0.085

0.04

2

О

Азот окислы

2

0.6

0.06

3

О

Азотная кислота

5

0.4

0.15

2

О

Акролеин

0.2

0.03

0.03

3

О

Аммиак

20

0.2

0.04

4

Ф

Ацетон

200

0.35

0.35

4

Ф

Аэрозоль пятиокиси ванадия

0.1

-

0.002

1

Ф

Вольфрам

6

-

0.1

3

Ф

Вольфрамовый ангидрид

6

-

0.15

3

Ф

Гексан

300

60

-

4

О, А

Метиловый спирт

5

1

0.5

3

Ф

Озон

0.1

16

0.03

1

О

Серная кислота

1

0.3

0.1

2

О

Сернистый ангидрид

10

0.5

0.05

3

О

Соляная кислота

5

-

-

2

О

Углерода окись

20

5

3

4

Ф

Фенол

0.3

0.01

0.003

2

Ф

Формальдегид

0.5

0.035

0.003

2

О, А

Хрома треокись

0.01

0.0015

0.0015

1

К, А

Этиловый спирт

1000

5

5

4

К, А

Цементная пыль

6

-

-

4

Ф

 

*

О – вещества с остронаправленным механизмом воздействия, за содержанием которых в воздухе требуется автоматический контроль;

А – вещества, способные вызвать аллергические заболевания в производственных условиях;

К – канцерогены;

Ф – аэрозоли фиброгенного действия.

 

2. Перечертить таблицу анализа состояния производственного помещения.

Анализ состояния производственного помещения представлен в таблице 1.3.

 

 


Таблица 1.3 – Анализ состояния производственного помещения

Ва-ри-ант

Вещество

Фактичес-кая концент-рация вредного вещест-ва, мг/м3

ПДК вред-ного вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3

ПДК вредного вещества,

мг/м3

Класс опас-ности

Особен-ности воздейст-вия

Соответствие нормам каждого из веществ

В воздухе населённого пункта

Максима-льная средне-разовая

суточная

в воздухе рабочей зоны

в воздухе населён-ного пункта

при максимальном среднеразовом суточном воздействии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. Заполнить графы 1, 2, 3 таблицы отчёта согласно варианту заданий.

4. На основании таблицы 1.2 заполнить графы 4, 5, 6, 7, 8, таблицы отчёта.

5. Сопоставить концентрации вредных веществ по варианту задания с предельно допустимыми.

6. Заполнить графы 9, 10, 11 таблицы 1.3, сравнив фактическую концентрацию вредных веществ нормам каждого из веществ по отдельности в столбцах, проставив знаки «+» (плюс), «-» (минус).

Для того, чтобы проставить знаки «+» (плюс), «-» (минус) в графе 9, необходимо сравнить фактическую концентрацию вредного вещества (графа 3) с ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны (столбец 4).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) меньше или равна ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны (столбец 4), то в графе 9 ставится знак «+» (плюс).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) больше ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны (столбец 4), то в графе 9 ставится знак «-» (минус).

Для того, чтобы проставить знаки «+» (плюс), «-» (минус) в столбце 10, необходимо сравнить фактическую концентрацию вредного вещества (столбец 3) с ПДК вредного вещества в воздухе (столбец 5).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) меньше или равна ПДК вредного вещества в воздухе населённого пункта (столбец 5), то в столбце 10 ставится знак «+» (плюс).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) больше ПДК вредного вещества в воздухе населённого пункта (столбец 5), то в столбце 10 ставится знак «-» (минус).

Для того, чтобы проставить знаки «+», (плюс) «-» (минус) в столбце 11, необходимо сравнить фактическую концентрацию вредного вещества (столбец 3) с максимальной среднеразовой суточной ПДК вредного вещества (столбец 6).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) меньше или равна максимальной среднеразовой суточной ПДК вредного вещества (столбец 6), то в графе 11 ставится знак «+» (плюс).

Если фактическая концентрация вредного вещества (столбец 3) больше максимальной среднеразовой суточной ПДК вредного вещества (столбец 6), то в столбце 11 ставится знак «-» (минус).

7. Сделать вывод о соответствии нормам содержания каждого из веществ в графах 9…11 табл. 1.1.

 

Контрольные вопросы

 

1)                      Что характеризует ПДК?

2)                      Как разделяются химические вещества на классы опасности?

3)                      Каковы способы защиты работников от воздействия вредных химических веществ?

4)                      Какая величина является физической характеристикой примесей в воздухе?

 


Практическая работа № 2

Определение шумоизолирующих свойств материалов

 

Цель работы

 

изучить устройство и принцип действия прибора для измерения уровня шума, научиться определять изменение уровня шума в зависимости от расстояния до источника, видов звукопоглощающего материала.

 

Задание

 

Произвести замер уровня шума, определить, какой их звукопоглощающих материалов обладает лучшими свойствами.

 

Используемое оборудование

 

Прибор для измерения уровня шума – шумомер.

 

Методические рекомендации по выполнению работы

 

1.                      Изучить принцип действия измерителя уровня шума;

2.                      заполнить таблицу 2.1;

 

Таблица 2.1 – Характеристики шумомера

Наименование прибора

Марка прибора

Единица измерения

Предмет измерения

Назначение

Шумомер

Voltcraft

 

 

 

 

3.                      Провести измерение уровня шума в зависимости от расстояния до источника, занести результат измерений в таблицу 2.2. Построить график измерения уровня шума на расстоянии;

 

Таблица 2.2 – Результаты измерений

Источник шума

Расстояние до источника шума, м

0,35

1,0

1,6

Общий уровень звука, дБ

 

 

 

 

 


Построить график измерения уровня шума на расстоянии;

 

Уровень шума, дБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                            0,35           1          1,6            L, м

 

4.                      Поместить на пути распространения шума поочередно экраны из дерева и пенопласта. Микрофон в этом случае находится на расстоянии 1,0 м от источника шума. Результаты замеров занести в таблицу 2.3.

 

Таблица 2.3 – Определение уровня шума для различных материалов

 

Звукоизолирующий материал

Общий уровень шума, дБ

Дерево

 

Пенопласт

 

Без звукоизолирующего экрана

 

 

5.                      Сделать вывод об изменении уровня шума в зависимости от расстояния до источника, дать оценку различным звукоизолирующим материалам.

Контрольные вопросы

 

1)                      Что такое шум?

2)                      Как действует шум на организм человека?

3)                      На чем основан принцип действия измерителя уровня шума?

4)                      Перечислите основные методы и направления снижения уровня шума на предприятиях.

 


Практическая работа № 3

Определение параметров микроклимата производственного помещения

 

Цель работы

 

Изучить устройство и принцип действия приборов для измерения температуры, влажности и скорости движения воздуха; освоить методику нормирования параметров микроклимата в рабочей зоне производственных помещений.

 

Задание

 

Ознакомиться с принципом действия приборов для измерения параметров микроклимата, произвести замеры, проверить соответствие параметров санитарным нормам.

 

Используемое оборудование

 

Приборы для определения параметров микроклимата – термогигрометр, анемометр.

 

Методические рекомендации по выполнению работы

 

1.                      Изучить устройство и принцип действия приборов для измерения температуры, влажности и скорости движения воздуха.

2.                      Заполнить таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 – Характеристики приборов

Наименование прибора

Единица измерения

Предмет измерения

Назначение

Термометр

 

 

 

Анемометр

 

 

 

Гигрометр

 

 

 

 

3. Выполнить измерения температуры, влажности, скорости движения воздуха.

4. Результаты измерений, санитарно-гигиенические нормы, категорию работ и период года занести в таблицу 3.2. Для определения соответствия измеренных параметров микроклимата санитарным нормам и определения категории работ использовать справочные таблицы 3.3 и 3.4.

 

Таблица 3.2 – Результаты измерений

Метеороло-гические

условия

Температу-ра воздуха,

оС

Относитель-ная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

Категория работ

Период года

Измеренные

 

 

 

 

 

Оптимальные

 

 

 

 

 

Допустимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.3 Оптимальные величины параметров микроклимата

Помещение,

участок

Категория работ

Температура, оС

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

Ремонт радиоаппаратуры,

хранение а/м

Легкая – 1 (до 172 Дж/с)

22 – 23

 

22 – 25

60 – 40

 

60 – 40

0,2

 

0,2

Посты ТО и ТР,

мойки и уборки а/м, ремонта электрооборудования, приборов системы питания, аккумуляторов, агрегатный, арматурный, деревообработываю-щий, окрасочный, медницко-радиаторный, моторный, жестяницкий, сварочный, слесарно-механический, шиномонтажный, участки диагностики

Средней тяжести (232 – 293 Дж/с)

17 – 19

20 – 22

60 – 40

60 – 40

0,3

0,4

 

Таблица 3.4 – Категории работ

Работа

Категория

Энергозатраты организма (расход энергии при выполнении работ)

Характеристика работ

Легкая физическая

Не более 120 ккал/ч (139 Вт)

Работы, производимые сидя
и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением

121 - 150 ккал/ч (140 - 174 Вт)

Работы, производимые сидя, стоя
или связанные с ходьбой
и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением

Физическая средней тяжести

151 - 200 ккал/ч (175 - 232 Вт)

Работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких ( до 1кг ) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения

201 - 250 ккал/ч (223 - 290 Вт)

Работы, связанные с ходьбой
и переноской тяжести до 10 кг
и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных, литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных
и металлургических предприятий

и т.п.)

Тяжелая физическая работа

3

Более 250 ккал/ч (290 Вт)

Работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением
и переноской значительных (свыше 10 кг ) тяжестей и требующие значительных физических усилий

Примечание: в числителе приведены данные для холодного периода года,

в знаменателе – для теплого периода года

 

5. Сравнить результаты измерений с санитарными нормами.

6. Сделать вывод о соблюдении санитарно-гигиенических норм метеорологических условий в исследуемом помещении. При несоответствии фактических значений параметров нормируемым выяснить причины и разработать план мероприятий по обеспечению требуемых санитарно-гигиенических норм состояния воздуха рабочей зоны.

 

Контрольные вопросы

 

1)                      В соответствии с каким документом нормируются метеоусловия?

2)                      Какими приборами измеряются параметры микроклимата?

3)                      В чем заключается принцип действия приборов для измерения параметров микроклимата?

4)                      Какие мероприятия проводят по обеспечению оптимального микроклимата?

 


Практическая работа № 4

Определение показателей естественного и совмещенного освещения производственных помещений

 

Цель работы

 

Ознакомиться с принципом действия прибора и методом определения освещенности в помещении при естественном и искусственном освещении; оценить освещенность в помещении в соответствии с санитарными нормами.

 

Задание

 

Произвести замеры естественной и совмещенной освещенности помещения и сравнить результаты замеров с санитарными нормами.

 

Используемое оборудование

Прибор для измерения уровня освещенности – люксметр.

 

Методические указания по выполнению работы

 

1.                      Изучить принцип работы и правила пользования люксметром. Заполнить таблицу 4.1.

 

Таблица 4.1 – Характеристики люксметра

 

Наименование

Марка прибора

Единица измерения

Предмет измерения

Назначение

Люксметр

 

 

 

 

 

2.                      Измерить естественную освещенность внутри помещения на расстоянии 1 м, 2 м, 3 м от окна и наружную освещенность (снаружи окна в горизонтальной плоскости, при этом удвоить показания прибора, т.к. вторая половина небосвода закрыта зданием). Результаты измерений занести в таблицу 4.2. Внешнюю освещенность принимаем равной 1000 Лк.

 

Таблица 4.2 – Результаты измерений

 

Внутренняя освещенность Евнутр (Лк)

Наружная освещенность

Енар, (Лк)

1 м

2 м

3 м

3 (совм)

 

 

 

 

1000

 

3.                      По формуле (5.1) вычислить значение коэффициента естественной освещенности.

 

                                              КЕО = Евнутр / Енар * 100 % ,                                 (4.1)

 

где КЕО – коэффициент естественной освещенности,

Евнутр – значение внутренней освещенности, Лк,

Енар – значение наружной освещенности, Лк.

 

4.                      По формуле (4.2) вычислить значение неравномерности освещенности (I).

 

                                              i = КЕОmax / КЕОmin ,                                            (4.2)

 

где I – неравномерность освещенности,

КЕОmax  – максимальное значение коэффициента естественной освещенности,

КЕОmin – минимальное значение коэффициента естественной освещенности.

 

5.                      Результаты вычислений занести в таблицу 4.3.

Таблица 4.3 – Результаты вычислений

 

КЕО, %

КЕО, %

Неравномерность естественного освещения I

1

2

3

3 (совм)

max

min

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                      Построить график распределения КЕО по разряду помещения

 

               КЕО, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                 1           2            3          L, м

 

7.                      Записать в таблицу 4.4 результаты измеренных и нормируемых значений КЕО в зависимости от разряда зрительной работы (работы средней точности). Для нормируемых значений КЕО используйте таблицу 4.5.

 

Таблица 4.4 – Сравнительная характеристика КЕО

 

Характер зрительной работы

Нормируемое значение КЕО

Измеренное значение КЕО в (.) 3

Нормируемое значение КЕО совмещ.

Измеренное значение КЕО в (.) 3 совмещ

 

 

 

2,4

 

 


 

Таблица 4.5 – Разряды зрительной работы

 

Разряд зрительной работы

Характеристика

Освещенность (комбиниро-ванная система),

Лк

Освещенность (общая система),

Лк

Норми-рован-ное значение КЕО

I

Наивысшей точности

1500 – 5000

400 – 1250

3,5

II

Очень высокой точности

1000 – 4000

300 – 750

2,5

III

Высокой точности

400 – 2000

200 – 500

2

IV

Средней точности

400 – 750

200 – 300

1,5

V

Малой точности

400

200

1

Подразделы зрительной работы:

А – (максимальное значение освещенности) постоянная работа,

Б – периодическая работа при постоянном пребывании в помещении,

В – периодическая работа при периодическом пребывании в помещении,

Г – (минимальное значение освещенности) общее наблюдение за инженерными коммуникациями

 

8.                      Сделать вывод о соответствии норм освещенности характеру зрительной работы.

 

Контрольные вопросы

 

1)                      На какие виды по источникам разделяется освещение?

2)                      Что такое коэффициент естественного освещения, с учетом чего он устанавливается?

3)                      Назначение и принцип действия люксметра.

4)                      Какова норма освещенности рабочих мест на автотранспортных предприятиях?

 


Практическая работа № 5

 

Определение электрозащитных и технических мероприятий
от поражения электрическим током

 

Цель работы: установить назначение методов и электрозащитных средств;

Определить мероприятия по защите от статического электричества.

 

Варианты исходных данных

 

№ варианта

Структурное подразделение

1

Агрегатный участок

2

Аккумуляторный участок

3

Зона ЕО

4

Зона ТО-1

5

Зона ТО-2

6

Зона ТР

7

Кузнечно-рессорный участок

8

Малярный участок

9

Медницкий (кузовной) участок

10

Моторный участок

11

Сварочно-жестяницкий участок

12

Топливный участок

13

Шиномонтажный вулканизационный участок

14

Электротехнический участок

 

Оборудование

Не используется

 

Методические указания к выполнению работы:

1.                  Ознакомиться с теоретическими сведениями,

2.                  заполнить таблицу 5.1 в соответствии с вариантом исходных данных.

 

Участок ____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 5.1 – Мероприятия по защите от электрического тока

 

Мероприятия

по защите

от электрического тока

Напряжение

Назначение

Где и когда используются

на участке

Коллективные

1.

До 1000 В

 

 

2.

До 1000 В

 

 

3.

До 1000 В

 

 

4.

До 1000 В

 

 

5.

До 1000 В

 

 

Индивидуальные

1.

До 1000 В

 

 

2.

До 1000 В

 

 

3.

До 1000 В

 

 

4.

До 1000 В

 

 

5.

До 1000 В

 

 

Защита от статического электричества

1.

До 1000 В

 

 

2.

До 1000 В

 

 

3.

До 1000 В

 

 

4.

До 1000 В

 

 

5.

До 1000 В

 

 

 

3.                  Сделать вывод о средствах защиты от поражения электрическим током.

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.                      Ответить на контрольные вопросы

 

а) Дайте определение электробезопасности;

б) Как обеспечивается электробезопасность?

в) Виды воздействия электрического тока на организм человека?

г) Как разделяются помещения по степени поражения человека электрическим током?

 


Практическая работа № 6

Изучение первичных средств тушения пожаров

 

Цель работы: ознакомиться с областями применения огнетушащих веществ, конструкциями ручных огнетушителей;

научиться рассчитывать необходимое количество первичных средств пожаротушения для конкретного производственного помещения.

 

Оборудование

не используется

 

Методические указания к выполнению работы

1.                  Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2.                  Заполнить таблицу 6.1.

 

Таблица 6.1 – Огнетушащие свойства и области применения огнетушащих веществ

 

№ п/п

Огнетушащее вещество

Огнетушащие свойства

В какой области нельзя применять

(вписать соответствующую букву из примечания)

Охлаж-дающее

Изоли-рующее

Разбав-ляющее

Ингиби-рующее

1

Вода

 

 

 

 

 

2

Песок

 

 

 

 

 

3

Покрывало из войлока, брезента и т.п.

 

 

 

 

 

4

Углекислота

 

 

 

 

 

5

Порошки

 

 

 

 

 

 

Примечание. Область применения огнетушащих веществ

а) дерево, изделия из дерева, ткани и т.п.;

б) горючие жидкости (мазут, краски, масла);

в) легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);

г) спирты;

д) электроустановки под напряжением;

е) ценные вещи (картины, документы, книги и т.п.);

ж) одежда на человеке.

 

3.                  Изучить устройство и принцип действия огнетушителей, заполнить таблицу 6.2.

 


 

Таблица 6.2 – Характеристики огнетушителей

 

Марки огнету-шителей

Состав вещества

Технические характеристики

Огнету-шащие свой-ства

Область применения (классы пожаров)

Емкость, л

Длина струи, м

Время действия, сек.

ОВП-10

 

 

 

 

 

 

ОУ-3

 

 

 

 

 

 

ОП-5

 

 

 

 

 

 

 

4.                      Рассчитать необходимое количество первичных средств пожаротушения для ______________________ участка, заполнить таблицу 6.3 в соответствии с вариантом исходных данных.

 

Варианты исходных данных

 

№ варианта

Структурное подразделение

1

Агрегатный участок

2

Аккумуляторный участок

3

Зона ЕО

4

Зона ТО-1

5

Зона ТО-2

6

Зона ТР

7

Кузнечно-рессорный участок

8

Малярный участок

9

Медницкий (кузовной) участок

10

Моторный участок

11

Сварочно-жестяницкий участок

12

Топливный участок

13

Шиномонтажный вулканизационный участок

14

Электротехнический участок

 

Таблица 6.3 – Первичные средства пожаротушения, применяемые на участке

 

№ п/п

Средства пожаротушения

Кол-во

на 100 м2

Примечание

(что тушит

на участке)

1

Огнетушители:

- пенные,

- углекислотные,

- порошковые

 

 

2

Ящики с песком (объем 0,5 м3)

 

 

3

Бочки с водой

 

 

4

Противопожарное покрывало

 

 

5

Пожарный щит, оборудованный лопатой, багром, топором, ведрами

 

 

 

5.                      Сделать вывод о применяемых первичных средствах пожаротушения на участке:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.      Ответить на контрольные вопросы:

 

а) Укажите первичные средства пожаротушения?

б) Как классифицируются огнетушители?

в) В чем заключается принцип действия носимых огнетушителей ОУ-3, ОП-5, ОВП-10?

г) Определить класс участка (зоны) по взрывопожарной и пожарной опасности.

 

Участок __________________________, класс _________

 

 

 


Литература

 

Туревский И.С., Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М., 2022, ЭБС Znanieum.com.

Графкина М.В., Охрана труда: учеб. Пособие / М.В. Графкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. – 298 с. – (Среднее профессиональное образование).


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методические рекомендации составлены в соответствии с

Методические рекомендации составлены в соответствии с

Содержание Введение 4

Содержание Введение 4

Введение Данные методические рекомендации предназначены для студентов при проведении практических работ по дисциплине

Введение Данные методические рекомендации предназначены для студентов при проведении практических работ по дисциплине

Требования к выполнению практических работ

Требования к выполнению практических работ

Практическая работа № 1 Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам опасных и вредных производственных факторов

Практическая работа № 1 Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам опасных и вредных производственных факторов

Практическая работа № 1 Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам опасных и вредных производственных факторов

Практическая работа № 1 Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам опасных и вредных производственных факторов

Хрома треокись 0.01 0

Хрома треокись 0.01 0

Таблица 1.3 – Анализ состояния производственного помещения

Таблица 1.3 – Анализ состояния производственного помещения

Заполнить графы 1, 2, 3 таблицы отчёта согласно варианту заданий

Заполнить графы 1, 2, 3 таблицы отчёта согласно варианту заданий

Практическая работа № 2 Определение шумоизолирующих свойств материало в

Практическая работа № 2 Определение шумоизолирующих свойств материало в

Построить график измерения уровня шума на расстоянии;

Построить график измерения уровня шума на расстоянии;

Практическая работа № 3 Определение параметров микроклимата производственного помещения

Практическая работа № 3 Определение параметров микроклимата производственного помещения

Таблица 3.3 – Оптимальные величины параметров микроклимата

Таблица 3.3 – Оптимальные величины параметров микроклимата

Тяжелая физическая работа 3

Тяжелая физическая работа 3

Практическая работа № 4 Определение показателей естественного и совмещенного освещения производственных помещений

Практическая работа № 4 Определение показателей естественного и совмещенного освещения производственных помещений

КЕО max / КЕО min , ( 4

КЕО max / КЕО min , ( 4

Таблица 4.5 – Разряды зрительной работы

Таблица 4.5 – Разряды зрительной работы

Практическая работа № 5 Определение электрозащитных и технических мероприятий от поражения электрическим током

Практическая работа № 5 Определение электрозащитных и технических мероприятий от поражения электрическим током

Таблица 5.1 – Мероприятия по защите от электрического тока

Таблица 5.1 – Мероприятия по защите от электрического тока

Практическая работа № 6 Изучение первичных средств тушения пожаров

Практическая работа № 6 Изучение первичных средств тушения пожаров

Таблица 6.2 – Характеристики огнетушителей

Таблица 6.2 – Характеристики огнетушителей

Ответить на контрольные вопросы: а)

Ответить на контрольные вопросы: а)

Литература Туревский И.С.,

Литература Туревский И.С.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2024