Диагностический инструментарий для мониторинга сформированности коммуникативной компетенции обучающихся
Оценка 5

Диагностический инструментарий для мониторинга сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

Оценка 5
doc
труд
20.12.2023
Диагностический инструментарий для мониторинга  сформированности коммуникативной компетенции обучающихся
диагностический инструментарий для мониторинга.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов"

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Диагностический инструментарий для мониторинга

сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

(дополнение к мониторингу)

 

 

 

 

Составитель:

Чередилина Татьяна Викторовна,

учитель технологии высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО Краснотурьинск, 2023


Диагностический инструментарий для мониторинга сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

 

Методы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции

Критерии

Показатели

Методы и методики оценки

Мотивационный

Доминирующие мотивы (устойчивость, направленность мотивации к процессу коммуникации)

Беседа, анкетирование. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Методика диагностики мотивации обучения А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Интеллектуальный

Знания основ интеллектуально-коммуникативного взаимодействия; интеллектуальные умения

Методика измерения социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. О’Салливен). Тест «Основы интеллектуально-коммуникативного взаимодействия».

 

Деятельностный

Коммуникативные навыки и умения

Интервьюирование, наблюдение, анкетирование, тестирование. Методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского. Методика определения коммуникативных навыков и умений Г.С. Никифорова

Рефлексивный

Умения оценки и рефлексии

Беседа, интервьюирование, наблюдение, тестирование. Методика оценки уровня рефлексивности обучаемых А.В. Карпова

 

Входная диагностика (https://psytests.org/ipl/okum-run.html - можно пройти онлайн)

Тест коммуникативных умений Михельсона
(адаптация Ю.З. Гильбуха) (

Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

1.         Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
в) Говорите: "Спасибо".
г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

2.         Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
в) Ничего не говорите.
г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

3.         Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы - болван!"
б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4.         Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5.         Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
г) Ничего не говорите этому человеку.
д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

6.         Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
а) Никого ни о чем не просите.
б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

7.         Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

8.         Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
г) Говорите: "Пустяки".
д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

9.         Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10.     Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

11.     Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
г) Говорите: "Спасибо".
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12.     Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

13.     Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
а) Немедленно прекращаете беседу.
б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

14.     Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
в) Ничего не говорите этому типу.
г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

15.     Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16.     Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
в) Отбираете эту вещь.
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17.     Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

18.     Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
а) Не говорите ничего.
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19.     Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:
а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
в) Продолжаете молча работать.
г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20.     Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
в) Спрашиваете: "Что случилось?"
г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
д) Никак не реагируете на это событие.

21.     Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

22.     Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
а) Не говорите ничего.
б) Говорите: "Это их ошибка!"
в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
д) Говорите: "Это их горькая доля".

23.     Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24.     Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

25.     Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

26.     Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку.

27.     Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Что Вам угодно?"
б) Не говорите ничего
в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

 

 

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

 

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

1.         Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

2.         Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

3.         Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

4.         Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

5.         Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

6.         Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

7.         Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

8.         Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

9.         Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

10.     Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.


 

КЛЮЧИ

зависимые

компетентные

агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В


Тест может проводиться как индивидуально, так и с классом. Задания выдаются на бланках, затем дается инструкция. Ответы (свой выбор) учащиеся отмечают на бланках. Затем индивидуальные данные вносятся в таблицу. В ней записываются в баллах все типы реакций по каждой ситуации и каждому умению. Анализируется количество зависимых, агрессивных и компетентных реакций у учащегося в целом по тесту, в каждом из умений, также можно анализировать сформированность отдельно взятых коммуникативных умений (например, с целью дальнейшего их формирования в групповой работе). Далее определяется уровень сформированности коммуникативной компетентности для каждого учащегося. Можно составить сводную таблицу для всего класса, в которой будут отражены компетентные реакции по каждому умению и уровни компетентности у каждого учащегося. Таким образом, методика позволяет выявить и обобщенно представить коммуникативные проблемы, наиболее выраженные как у отдельного ученика, так и в классе в целом.

 

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

 

Методика изучения уровня коммуникативного контроля.

Инструкция:

Прочитайте  предложения, реагируя на ситуации общения. Оцените: верное (В) или неверное (Н)

Опросник.

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто  бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

Я не всегда такой, каким каж

 

Обработка и интерпретация

По 1 баллу - ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные  вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая  импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение  мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении  непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в  эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением  окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за  собой, управляет выражением своих эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Текущая диагностика

 

 «Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по Л. Торлину)

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку.

Для оценки используются таблицы № 1–4.                                                                                                                                  

Таблица  1

Оценка проявления коммуникативной компетенции

 

 

Информационно-предметная

п/п

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

Общее кол-во ком-ых проявл

%

Уровень проявления

1

 

 

 

 

 

   Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”.

Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица  2

Оценка сформированности коммуникативной компетенции

(деятельностно-коммуникативная)

 

Умения

Вид речевой деятельности (комплекс операций)

Проявление видов коммуникативных действий

Зона ближайшего развития

% реалии

зации

Уровень реализа

ции

 

 

действия

всего

с помощью учителя

сам

 

 

1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи

– делать устное сообщение на лингвистическую тему;  – писать изложения  – писать сочинения   – вести диалог

 

 

 

 

 

 

    Факт единичного действия фиксируется знаком “+”.

Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

 

 

 

 

 

Таблица  3

Проявление коммуникативной компетентности

Ценностно-ориентационная

Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным)

Культура общения

Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении

Умение принимать общечеловеческие ценности

Умение мыслить критически

Оценка

 

 

 

 

 

 

%

уровень

      Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком +. Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–l00 % – высокий.

  Завершающий этап     

Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

     Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.

     Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу № 4 не входит, так как только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, анкетирования учащихся, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.

Таблица  4

Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Уровень сформированности

 

 

 

 

Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме.

 

 

 

 

 


Критерии для оценки сформированности коммуникативной   компетенции

Критерий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5   уровень

Взаимодействие с другими людьми

Отказывается взаимодействовать с другими, выполняет действия только в одиночку или взаимодействует с другими только по указанию  учителя

Взаимодействует с другими,  исходя из личных симпатий, высказывает свое мнение, признает мнение других, действует  при согласованно с учителем

Взаимодействует с другими  исходя из необходимости и требований ситуации,  умеет отстаивать свою точку зрения и обсуждать  предложенные идеи, качественно  выполняет свою функцию при взаимодействии

Взаимодействует с другими  исходя из необходимости и требований ситуации, делает все возможное  для   получения наиболее  эффективного результата

Умеет руководить и подчиняться исходя из  ситуации и собственных способностей по выполнению действий, способен адекватно выполнять любые необходимые на данный момент социальные роли

Способность понимать и принимать идеи другого человека

Высказывал идеи, возникшие непосредственно при обсуждении, или своё отношение к идеям других  если его  к этому стимулировал учитель

Предлагая свою идею, обосновал ее   или аргументировал своё отношение к идеям других

Высказывал собственные идеи ,  связывая их с идеями, высказанными другими участниками

Сопоставлял свои идеи с идеями других, развивая   и уточняя идеи других

Согласовал критерии и дал сравнительную оценку предложений

Работа в группе

Действия  учеников в группе координировал учитель

самостоятельно  договорились о  работе каждого в группе  и согласовали свои действия  и результаты обсуждения  с учителем

самостоятельно  договорились о  работе каждого в группе, обсудили результаты работы

самостоятельно  договорились о  работе каждого в группе, обсудили результаты работы, сделали вывод об эффективности  работы  каждого  члена группы

самостоятельно  договорились о  работе каждого в группе,  обсудили результаты работы, сделали выводы об эффективности, сделали вывод об эффективности  работы  каждого  члена группы,   высказали предложения об улучшении эффективности работы в дальнейшем или в новых условиях

«5» - высокая степень выраженности указанного критерия;
«4» - достаточная степень выраженности указанного критерия;
«3» - средняя степень выраженности указанного критерия;
«2» - низкая степень выраженности указанного критерия.


hello_html_m2ded8dde.pngМониторинг ИКТ - компетентности обучающихся

 

§  Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.

§  Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.

§  Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.

§  Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.

§  Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения.

§  Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.

§  Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории.

 

«5» - высокая степень выраженности указанного критерия;
«4» - достаточная степень выраженности указанного критерия;
«3» - средняя степень выраженности указанного критерия;
«2» - низкая степень выраженности указанного критерия.

 

 

Класс____________________________  уч.год_________________________

 

Ф.И.

определение

доступ

управление

интеграция

оценка

создание

передача

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мониторинг метапредметныхрезультатов обучения.

Класс ___________________ уч.год ____________

 

 

Регулятивные УУД

Ф.И.

Самостоятельно формулирует задание

Выбирает для выполнения определённой задачи различные средства

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов

Оценивает результаты собственной деятельности

Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками

Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её

Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради

Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Ф.И.

Ориентируется в учебниках

Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников

Составляет сложный план текста

Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления

Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений

Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Ф.И.

Владеет диалоговой формой речи

Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное

Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию

Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре

Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель

Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь

Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«5» - высокая степень выраженности указанного критерия;
«4» - достаточная степень выраженности указанного критерия;
«3» - средняя степень выраженности указанного критерия;
«2» - низкая степень выраженности указанного критерия.

 

 

 

Ключевые компетенции и их показатели

Оценка

0

1

2

Отсутствует

Частично присутствует

Ярко выражена

Коммуникативная компетенция

 

 

 

Овладение новыми языковыми средствами

 

 

 

Устные монологические высказывания

 

 

 

Устные диалогические высказывания

 

 

 

Письменная презентация

 

 

 

Умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств

 

 

 

Информационная компетенция

 

 

 

Навыки работы с информацией в учебном предмете

 

 

 

Навыки работы с дополнительной информацией

 

 

 

Навыки работы при использовании КТ, Интернетресурсов

 

 

 

Решение проблемы

 

 

 

Понимание ситуации проблемы

 

 

 

Умение сформулировать проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

 

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

 

Это может быть выражено в следующей таблице:

 

 

 

 

Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и т.д.)

2.Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).

3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

4.Оценка изучаемого материала

 

 

1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.

2.Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.

3.Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.

4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.

5.Качество оформления изучаемого материала.

6.Умение представлять и презентировать изучаемый материал

1. Развитие умений слушать.

2. Развитие умения участвовать в беседе.

3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.

4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.

5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения

1. Формирования навыков общения.

2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.

3. Формирование учебной мотивации.

4. Развитие критического мышления.

5 Формирование вовлечённости в общее дело.

6.Формирование доверия к другим и себе.

7. Способность к глубокой творческой деятельности.

8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

 

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

 

 

 

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

 

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

 

 

Работа над связной речью

Рассуждать, Придумывать

Аргументировать,

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и различное

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

«Эмпатийное распознавание» -  формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них.

Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»

«Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.

 

 

«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

Почему бывает дождь?

Почему лето и зима никак не встретятся?

«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов"

Диагностический инструментарий для мониторинга сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

Диагностический инструментарий для мониторинга сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

Ничего не говорите и при этом краснеете

Ничего не говорите и при этом краснеете

Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими

Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими

Отбираете эту вещь. г) Говорите этому человеку, что

Отбираете эту вещь. г) Говорите этому человеку, что

Кто-либо часто перебивает, когда

Кто-либо часто перебивает, когда

Обработка и анализ результатов:

Обработка и анализ результатов:

КЛЮЧИ зависимые компетентные агрессивные 1

КЛЮЧИ зависимые компетентные агрессивные 1

Можно составить сводную таблицу для всего класса, в которой будут отражены компетентные реакции по каждому умению и уровни компетентности у каждого учащегося

Можно составить сводную таблицу для всего класса, в которой будут отражены компетентные реакции по каждому умению и уровни компетентности у каждого учащегося

Текущая диагностика «Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по

Текущая диагностика «Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по

Таблица 3 Проявление коммуникативной компетентности

Таблица 3 Проявление коммуникативной компетентности

Критерии для оценки сформированности коммуникативной компетенции

Критерии для оценки сформированности коммуникативной компетенции

Мониторинг ИКТ - компетентности обучающихся §

Мониторинг ИКТ - компетентности обучающихся §

Класс____________________________ уч

Класс____________________________ уч

Мониторинг метапредметныхрезультатов обучения

Мониторинг метапредметныхрезультатов обучения

Познавательные УУД №

Познавательные УУД №

Коммуникативные УУД №

Коммуникативные УУД №

Ключевые компетенции и их показатели

Ключевые компетенции и их показатели

Основные формы учебной коммуникации

Основные формы учебной коммуникации

Прикладной аспект учебной коммуникации

Прикладной аспект учебной коммуникации

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап готовность учащихся участвовать в урочном общении отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя…

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап готовность учащихся участвовать в урочном общении отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя…

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2023