Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине
ОП.03. «Почвоведение»
Красный Яр
2018 г.
Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
· формирования умений использовать справочную литературу, интернет-ресурсы;
· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
· формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развития исследовательских умений;
· формирования общих компетенций.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине ОП.03. «Почвоведение» включает в себя:
· работу с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети Интернет;
· подготовку учебно-исследовательских работ (создание презентаций, написание реферата, доклада, составление таблиц, конспектов, подготовка публичного выступления);
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, приводится в рабочем учебном плане и рабочей программе по учебной дисциплине ОП.03. «Почвоведение».
Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, требования к результатам работы, критерии оценки.
В методических рекомендациях представлены формы и методы контроля самостоятельной внеаудиторной работы, который осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по программе междисциплинарного курса.
Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и рабочей программой по учебной дисциплине ОП.03. «Почвоведение».
Основными видами самостоятельной внеаудиторной работы являются:
– систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы;
– исследовательская работа;
– подготовка конспекта;
– выполнение электронных презентаций;
– написание докладов, рефератов;
– работа с интернет-ресурсами;
– сопоставительный анализ;
Результаты выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОП.03. «Почвоведение» студенты выполняют в следующих формах:
– устное сообщение;
– электронная презентация;
– написание докладов, рефератов;
– представление итогов исследовательской работы.
Организация системы контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы. Основные задачи контроля самостоятельной работы состоят в выявлении достижений, успехов студентов, определении затруднений и проблем, обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у студентов таких качеств личности, как ответственность за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.
Контроль преподавателем результатов самостоятельной работы осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления студентами материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности.
Контроль выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия запланированным целям обучения.
Задачи контроля самостоятельной работы:
· выявление достижений, успехов студентов, определение затруднений и проблем;
· обучение приемам взаимоконтроля и самоконтроля;
· воспитание у студентов ответственности за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.
Формы контроля самостоятельной работы:
· текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного доклада, ответов на вопросы;
· проверка или защита реферата;
· защита электронных презентаций.
Наиболее значимые, интересные материалы, подготовленные студентами в процессе самостоятельной работы, собираются в портфолио.
Результат выполнения самостоятельной работы представляются в печатном, электронном или публичном виде. По данным результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студентам выставляется отметка.
Итак, результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по междисциплинарному курсу .
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- уровень усвоения учебного материала;
- умение применять теоретические знания на практике;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения проблемы;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее;
-уровень самостоятельности студента при выполнении самостоятельной работы.
Критерии для оценки качества самостоятельной работы уточняются в зависимости от вида самостоятельного задания.
В результате изучения обязательной части цикла студент по профессиональному модулю должен:
уметь:
- определять механический состав и спелость почвы;
- проводить мероприятия по улучшению плодородия почвы;
знать:
- состав и свойства почвы;
- основные типы почв, их краткую характеристику;
- агрохимическую характеристику основных типов почвы, в том числе лесных;
- классификацию, характеристику, способы применения удобрения на лесных объектах;
- влияние лесохозяйственных мероприятий на почву;
- экологические основы охраны почв.
Количество часов на самостоятельную работу студента - 18 часов
Содержание ВСР по учебной дисциплине ОП.03. «Почвоведение»
№ п/п |
Название (содержание) ВСР |
Объем времени |
1 |
Доклад «Меры по повышению плодородия почв в лесном хозяйстве» |
4 |
2 |
Подготовка к защите практической работы по теме: «Взятие и подготовка почв к анализам» |
2 |
3 |
Подготовка к защите практической работы по теме: «Изучение физических и некоторых водно-физических свойств почвы» |
2 |
4 |
Подготовка к защите практической работы по теме: «Характеристика основных почв России (диагностические признаки)» |
2 |
5 |
Устное сообщение «Краткая характеристика почв степной зоны, сухих степей и полупустынь» |
2 |
6 |
Устное сообщение «Почвы пустынной зоны, почвы влажных субтропиков и горных областей, почвы речных пойм» |
2 |
7 |
Реферат «Классификация и характеристика органических и минеральных удобрений» |
4 |
|
ИТОГО: |
18 |
Самостоятельная работа №1.
Задание: Подготовка доклада на тему: «Меры по повышению плодородия почв в лесном хозяйстве»
Количество часов –4 час.
Цели: научиться составлять доклад, совершенствовать умение составлять план работы, развивать навыки работы с источниками информации
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке доклада.
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить доклад, учитывая критерии оценивания устного сообщения.
Примерные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1. Поглотительная способность почв. Кислотность и щелочность почв.
2. Почвенный раствор. Почвенный воздух. Тепловые свойства почвы.
3. Понятие и виды плодородия почв.
4. «Закон убывающего плодородия почвы» .
5. Оценка качества почв по их свойствам и плодородию.
6. Меры по повышению плодородия почв в лесном хозяйстве.
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 2.
Задание:
Подготовка к защите практической работы по теме: «Взятие и подготовка почв к анализам»
Количество часов - 2 час.
Цели: систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения, совершенствовать умение составлять отчёт о практической работе, развивать навыки работы с источниками информации.
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке и оформлению отчёта практической работы.
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить отчёт, учитывая критерии оценивания отчёта.
Примерные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1. Оценка качества почв по их свойствам и плодородию.
2.Технология взятия почв к анализам.
3. Подготовка образцов почв к проведению анализа.
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 3.
Задание:
Подготовка к защите практической работы по теме: «Изучение физических и некоторых водно-физических свойств почвы»
Количество часов –2 час.
Цели: систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения, совершенствовать умение составлять отчёт о практической работе, развивать навыки работы с источниками информации.
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке и оформлению отчёта практической работы.
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить отчёт, учитывая критерии оценивания отчёта.
Примерные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1 Почвенные коллоиды. Коагуляция и пептизация коллоидов.
2. Водные свойства, водный режим и баланс почвы.
3. Влияние древесных насаждений на водный режим местности.
4. Почвенный раствор. Почвенный воздух. Тепловые свойства почвы.
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 4.
Задание:
Подготовка к защите практической работы по теме: «Характеристика основных почв России (диагностические признаки)»
Количество часов –2 час.
Цели: систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения, совершенствовать умение составлять отчёт о практической работе, развивать навыки работы с источниками информации.
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке и оформлению отчёта практической работы.
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить отчёт, учитывая критерии оценивания отчёта.
Примерные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1 Основные типы почв, их краткая характеристика.
2. Понятие о почвенных зонах и основные почвенные зоны России.
3 Почвы лесной зоны. Границы и площадь зоны. Условия почвообразования.
4. Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы. Дерновые почвы. Подзолисто-болотные почвы.
5. Мерзлотно-таежные почвы. Болотные почвы.
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 5.
Задание:
Подготовка устного сообщения на тему «Краткая характеристика почв степной зоны, сухих степей и полупустынь»
Количество часов – 2 час.
Цели: научиться составлять устное сообщение, развивать навыки работы с источниками информации
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке устного сообщения. (Здесь и далее см. «Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе»)
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить сообщение, учитывая критерии оценивания устного сообщения.
Вопросы, которые необходимо рассмотреть в устном сообщении:
1.Агрохимическое обслуживание лесного хозяйства в степной зоне.
2. Питание растений в степной зоне.
3 Химический состав растений в степной зоне.
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 6.
Задание:
Подготовка устного сообщения на тему «Почвы пустынной зоны, почвы влажных субтропиков и горных областей, почвы речных пойм»
Количество часов – 2 час.
Цели: научиться составлять устное сообщение, развивать навыки работы с источниками информации
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке устного сообщения. (Здесь и далее см. «Методические указания для студентов по внеаудиторной самостоятельной работе»)
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить сообщение, учитывая критерии оценивания устного сообщения.
Вопросы, которые необходимо рассмотреть в устном сообщении:
1. Агрохимическое обслуживание лесного хозяйства в пустынной зоне, субтропиков и горных областей, речных пойм .
2. Питание растений в пустынной зоне субтропиков и горных областей, речных пойм .
3. Химический состав растений в пустынной зоне субтропиков и горных областей, речных пойм .
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
Самостоятельная работа № 7.
Задание: Подготовка реферата на тему: «Классификация и характеристика органических и минеральных удобрений»
Количество часов – 4 час.
Цели: научиться составлять реферат, совершенствовать умение составлять план работы, развивать навыки работы с источниками информации
Методические указания по выполнению работы.
1. Ознакомиться с рекомендациями по подготовке реферата.
2. Изучить рекомендуемую литературу.
3. Найти 2-3 источника самостоятельно, в том числе интернет-ресурсы.
4. Подготовить реферат, учитывая критерии оценивания устного сообщения.
Примерные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1. Классификация удобрений. Органические удобрения. Минеральные удобрения
2. Определение минеральных удобрений по качественным реакциям
Рекомендуемая литература.
1. Почвоведение с основами агрохимии; Зеликов В.Д., Мальцев Г.И.; М., Агропромиздат, 1986-238с
2. Почвоведение; Вальков В.Ф., Казееев К.Ш., Колесников С.И.; Ростов н/Дону Изд. Центр «МарТ», 2004, 496 с.
3. География почв с основами почвоведения; Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В.;
М., ИЦ «Академия», 2004 г. 352 с.
4. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования.; Мартынеко О.В., Кормильцына О.В.; М., Издатель ООО «ЭкоСервис», 2007 -168с
5. Земледелие с почвоведением – учебник для учащихся средних учебных заведений; Лыков А.М., Коротков А.А., Громакова Т.Г.; М., Агропромиздат, 1985, 431с
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1- www.dolyna.kiev.ua
И-Р 2- www.revolution.allbest.ru
И-Р 3- www.twirpx.com
И-Р 4- www.wikipedia.jrg
И-Р 5- issp.psn.ru
Форма отчетности и контроля – выступление на уроке. Критерии оценивания:
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.