ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГаЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»
по организации самостоятельной
работы ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
Экологические основы природопользования
для специальностей 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, (базовая и углубленная подготовка),
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
Составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, (базовая и углубленная подготовка), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
Разработчик: Ашнина Любовь Николаевна., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Аннотация
Методические указания являются обязательным элементом методического обеспечения в составе программы подготовки специалистов среднего звена, поскольку самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.
Данные методические указания разработаны в соответствии с Положением об организации самостоятельной работы обучающихся НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464), Письмом Минобразования РФ от 29.12.2000 N 16-52-138ин/16-13 "О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО", Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по указанным специальностям, Уставом ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Методические указания включают: название темы и количество часов, предусмотренные на выполнение самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»; учебные цели в соответствии с видом самостоятельной работы; задания и инструкции по выполнению самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля для определения уровня усвоения отдельных тем, список рекомендуемой литературы.
Оглавление
Введение……...………………………...................................................................5
1.Методические рекомендации для обучающихся…..…...............................7
5.1. Самостоятельная работа по теме «Основы экологии.
Общество и окружающая среда»……………………………………………… 14
5.2. Самостоятельная работа по теме «Загрязнение окружающей
природной среды. Нормирование качества окружающей
природной среды»………………………………………………………………16
5.3. Самостоятельная работа по теме «Особо охраняемые
природные территории»…………………………………………………………19
5.4. Самостоятельная работа по теме «Рациональное природополь-
зование. Охрана окружающей среды в газовой отрасли ……………………..21
5.5. Самостоятельная работа по теме «Глобальные экологические проблемы
и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды…23
Заключение……..………………………………..................................................26
Список используемой литературы…..…………................................................27
Введение
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования»
Самостоятельная работа обучающихся (далее – СРО) может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или их деятельность по освоению знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, практического опыта, учебной и научной деятельности без посторонней помощи.
Для обучающегося самостоятельная работа – способ активного, целенаправленного освоения без непосредственного участия преподавателя знаний, умений, практического опыта, закладывающих основания и становление общих и профессиональных компетенций, требуемых ФГОС СПО.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативно-правовую, справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков, общих и профессиональных компетенций, практического опыта;
- развития исследовательских умений;
- выработка навыков, компетенций, практического опыта и эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
Сущность самостоятельной работы обучающихся, ее планирование, формы организации и виды контроля направлены на достижение следующих задач по освоению рабочей программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»:
1) приобретение умений обучающимися:
– анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
– анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
– выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
– определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
– оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
2) закрепление и расширение полученных теоретических знаний по учебной дисциплине по:
– видам и классификации природных ресурсов, условиям устойчивого состояния экосистем;
– задачам охраны окружающей среды;
– природоресурсному потенциалу и охраняемым природным территориям Российской Федерации;
– основным источникам и масштабам образования отходов производства;
– основным источникам техногенного воздействия на окружающую среду, способам предотвращения и улавливания выбросов, методам очистки промышленных сточных вод, принципам работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
– правовым основам, правилам и нормам природопользования и экологической безопасности;
– принципам и методам рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
– принципам и правилам международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Для успешного выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе обучающимся рекомендуется руководствоваться следующим:
1) внимательно ознакомиться с методическими указаниями по организации самостоятельной работы для учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».
2) записать тему, задания и инструкции по выполнению самостоятельной работы, а также рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу, Интернет-ссылки и т.д., приведенные в методических указаниях.
3) внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнению заданий, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель может предупреждать обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
4) изучить заданные преподавателем темы, вопросы по возможным источникам информационной поддержки СРО: по учебной литературе, Интернет-ресурсам, электронным книгам и пособиям, электронным информационным ресурсам, справочно-правовым информационным системам (Гарант, Консультант плюс);
5) если видом самостоятельной работы является реферирование учебной литературы, научных статей в периодической печати, изучение нормативно-правовых актов и в итоге выполнение реферата по определенной теме, то необходимо в общем потоке информации выделить главное, составить план реферата, отразить его основное содержание, сделать вступление (отразить актуальность темы реферата) и заключение (основные выводы). Реферат должен содержать титульный лист (название учебного учреждения, наименование дисциплины, тема реферата, ФИО обучающегося, ФИО преподавателя, год выполнения), оглавление, введение, основную часть, заключение и список используемой литературы и нормативного материала. Объем реферата -12-15 листов.
Требования к оформлению текста:
- формат А 4;
- поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 1,5 см;
- номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, с правой стороны листа, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нём не указывается номер;
- шрифт – Times Roman;
- высота шрифта – 14 пунктов;
- красная строка;
- межстрочный интервал – одинарный;
- выравнивание текста – по ширине.
6) для выполнения отчета или конспекта в качестве вида самостоятельной работы обучающийся должен ознакомиться с учебной литературой, нормативно- правовыми актами, выделить основное для ответа на заданные вопросы, отразить в письменной форме в заведенной для самостоятельных работ тетради в 12 – 18 листов ответы на задания (отчет может быть представлен в печатном виде, требования к оформлению текста смотри в пункте 5 данных методических рекомендациях для обучающихся). Записи выполняются аккуратно, без зачеркиваний.
7) если видом самостоятельной работы является изучение учебной литературы, нормативного материала по определенной тематике и заполнение таблицы, то необходимо полученную информацию систематизировать и верно, полно отразить в заданных преподавателям графах таблицы.
Каждый обучающийся должен оформить отчет о проделанной работе по следующей структуре:
Отчет по самостоятельной работе № (следует указать номер самостоятельной работы в соответствии с программой дисциплины);
Тема: (следует указать тему самостоятельной работы в соответствии с программой дисциплины);
Цель работы: (необходимо кратко сформулировать цель самостоятельной работы)
Дата выполнения работы: (указать число, месяц. год, когда осуществляется выполнение самостоятельной работы)
Группа: (следует указать шифр группы)
Фамилия, имя, отчество: (указать Ф.И.О. студента, выполнившего практическую работу)
Вариант: (указать номер варианта)
Ход работы: (указать исходные данные ситуации и отразить подробный процесс решения задания с указанием библиографических данных учебной литературы, справочного материала, электронных ресурсов, нормативно-правовых актов, на основании которых обучающийся выполняет задание).
8) своевременно сдать отчет по самостоятельной работе преподавателю на проверку, к назначенному сроку подготовиться и защитить реферат перед группой на учебном занятии.
Тематический план самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования»
Таблица 1
Тема по программе дисциплины
|
Всего часов |
В том числе: |
||
Тип самостоятельной работы (уровни освоения учебного материала), количество заданий |
Форма контроля |
Срок выполнения |
||
Тема: Введение. Основы экологии. Общество и окружающая среда
|
2 |
2 уровень освоения учебного материала, количество заданий- 1 |
Отчет по учебно-исследовательской работе |
1 неделя |
Тема: Нормирование качества окружающей природной среды
|
4 |
3 уровень освоения учебного материала, количество заданий- 1 |
Отчет по учебно-исследовательской работе |
1 неделя |
Тема: Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды в газовой отрасли
|
4 |
3 уровень освоения учебного материала, количество заданий- 1 |
Отчет по учебно-исследовательской работе, |
1 неделя |
Тема: Особо охраняемые природные территории
|
8 |
3 уровень освоения учебного материала, количество заданий -2 |
Рефераты и презентация; защита рефератов |
1 неделя |
Тема: Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
|
5 |
3 уровень освоения учебного материала, количество заданий- 2 |
конспект и таблица |
1 неделя |
Всего |
23 |
|
|
|
Критерии оценки и система контроля (мониторинга)
Каждая работа завершается контролем конкретных результатов (положительных или отрицательных). Это дает возможность установить, в какой мере результаты соответствуют поставленной цели, насколько правомерна и целесообразна последовательность этапов работы. Иначе говоря, выявляются общий итог работы, ее логика, оформление, т.е. та конечная информация, «выход», без которых невозможно успешно прогнозировать дальнейший этап обучения.
Критерии оценивания. Известно, что как в школе, так и в других звеньях систем образования нет общепринятого подхода к перечню критериев оценок и к их весам.
Оценка – это определение и выражение степени усвоения обучающимися знаний и умений, установленных рабочей программой. Оценка фиксируется в соответствующих документах (тетрадях обучающихся по практическим работам, самостоятельной работе, журналах), отражая уровень достижений обучающихся.
В ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин (модулей) (включает оценки по самостоятельной работе); оценка компетенций обучающихся. Оценка осуществляется по количественной пятибалльной системе («5», «4», «3», «2») и качественным (оценочным суждениям: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») показателям.
Работа по ее завершению представляется обучающимся преподавателю, который оценивает её по 5-балльной системе.
Критерии оценки самостоятельной работы.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования»:
- выполнение всех заданий, правильность, обоснованность, четкость, полнота разработки ответов на поставленные вопросы;
- умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать её и применять на практике;
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- соответствие объема выполненной работы заданию;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умения обучающегося использовать теоретические знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы, при выполнении практических задач и обсуждении вопросов плана семинара;
- оформление материала (отчета, реферата и т.д.)в соответствии с требованиями. указание в своем отчете на используемую литературу, информационные справочно-правовые системы, электронные пособия и учебники, приведение Интернет-ссылок.
- задание выполнено в соответствии с указанным сроком представления работы преподавателю;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение сформировать позицию, оценку и аргументировать ее.
Оценка «5» «отлично» выставляется за следующую самостоятельную работу:
- задания выполнены правильно и в полном объеме;
- ответы на поставленные вопросы четкие и обоснованные (со ссылкой на нормы права и нормативные источники);
- обучающийся активно использовал электронные образовательные ресурсы, нашел требующуюся информацию и применил ее в ответе на вопросы.
- обучающийся эффективно использовал теоретические знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы, при обсуждении вопросов плана семинара;
- работа сдана преподавателю в соответствии с указанным сроком представления.
Оценка «4» «хорошо» выставляется за следующую самостоятельную работу:
- задания выполнены в основном правильно, но имеются неточности, недочеты, в полном объеме или объем выполненного задания не достаточен;
- обучающийся не в достаточной степени использовал теоретические знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы, при обсуждении вопросов плана семинара;
- работа сдана преподавателю не в соответствии с указанным сроком представления.
Оценка «3» «удовлетворительно» выставляется за следующую самостоятельную работу:
- задания выполнены не все правильно или не все задания выполнены, и не в полном объеме;
- обучающийся не использовал электронные образовательные ресурсы для выполнения полученных заданий;
- обучающийся практически не использовал теоретические знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы, при обсуждении вопросов плана семинара;
- объем выполненной работы не соответствует заданию;
- обучающийся в своем отчете не привел список используемой литературы;
- работа сдана преподавателю не в соответствии с указанным сроком представления.
Оценка «2» «неудовлетворительно» выставляется за следующую самостоятельную работу:
- задания выполнены не правильно, не все задания выполнены, и не в полном объеме;
- обучающийся не использовал электронные образовательные ресурсы для выполнения полученных заданий;
- обучающийся не использовал теоретические знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы, при обсуждении вопросов плана семинара;
- обучающийся в своем отчете не привел список используемой литературы;
- работа сдана преподавателю не в соответствии с указанным сроком представления.
Оценка «2» «неудовлетворительно» также выставляется обучающимся, не выполнившим работу.
Обучающимся, чьи работы были, оценены неудовлетворительно (или не выполнившие работу), имеют право на доработку работы (или выполнение), при этом им определяется новый срок ее исполнения.
Права и обязанности обучающегося
Обучающийся имеет право:
- на получение заданий для самостоятельной работы в объеме, предусмотренном учебным планом и рабочей программы профессионального модуля;
- на получение рецензии (отзывы и оценки) от преподавателя, согласно установленного срока;
- направлять отчет (или иной результат) самостоятельной работы на коллективную рецензию в случае несогласия с оценкой преподавателя.
Обучающийся обязан:
- выполнять требования преподавателя по выполнению и оформлению отчета по самостоятельной работе (или иному результату работы);
- сдать отчет по самостоятельной работе (или иной результат работы) преподавателю и защитить реферат в сроки, установленные графиком преподавателя и учебного процесса.
Самостоятельная работа по теме
«Введение. Основы экологии. Общество и окружающая среда »
Цель работы: углубление и расширение теоретических знаний по основам экологической науки, ключевым положениям теории взаимодействия общества и природы, учения о биосфере; формирование умений использовать учебную, справочную литературу по экологии; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие исследовательских умений.
Оборудование и технические средства: методические указания, учебная, справочная литература, тетрадь для самостоятельных работ.
Количество часов – 2 часа.
Задания: раскрыть понятие биосферы, вклад В.И, Вернадского в учение о биосфере, дать характеристику основным закономерностям развития биосферы (полученные результаты оформить в виде отчета по учебно-исследовательской работе).
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1) для выполнения отчета «Учение о биосфере. Вклад В.И. Вернадского в учение о биосфере. Основные закономерности развития биосферы» обучающийся должен ознакомиться с учебной литературой, справочной литературой.
2) выделить основное для ответа на заданные вопросы, отразить в письменной форме в тетради для самостоятельных работ:
- понятие биосферы и чем она отличается от других оболочек планеты;
- состав, строение и границы биосферы;
-средний химический состав живого вещества в биосфере;
- биохимические принципы (законы геохимической деятельности живых организмов в биосфере) и основные функции живого вещества в масштабах планеты, сформулированные В.И. Вернадским;
- сформулируйте условия, поддерживающие или снижающие биологическое разнообразие, которое является основным фактором устойчивости биосферы;
- сформулируйте и поясните закон целостности биосферы.
3) отчет по научно-исследовательской работе своевременно сдать преподавателю с указанием используемой литературы.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Хван, Т. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.Хван, М. Шинкина – М.: Юрайт,2015 – 320 с.
2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник/ С. И. Колесников. – 4-е изд. – Москва : Академцентр, 2013. – 303 с.
3. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
4. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
5. Экология: учеб. под ред. В.В. Денисова [Текст]. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д. изд. Центр «Март», 2006. - 768 с.
6. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов [Текст] / под ред. проф. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
Справочная:
Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учебное и справочное пособие [Текст] / В.Ф. Протасов. – 3-е изд.- М: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
Самостоятельная работа по теме
«Нормирование качества
окружающей природной среды»
Цель работы: углубление и расширение теоретических знаний по нормативам качества окружающей среды, овладение знаниями по производственно-хозяйственным нормативам качества окружающей среды, установленным природопользователям; формирование умений использовать учебную, справочную литературу, нормативно-правовые акты экологического законодательства; формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков, общих и профессиональных компетенций; развитие исследовательских умений.
Оборудование и технические средства: методические указания, компьютеры, экземпляры закона РФ от 10.02.2001г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» или справочно-правовая информационная система (Гарант или Консультант плюс»).
Количество часов – 4 часа.
Задания: выполнить отчет по учебно-исследовательской работе по теме «Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Производственно – хозяйственные нормативы».
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1) для выполнения отчета «Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Производственно-хозяйственные нормативы» по заданию обучающийся должен ознакомиться с учебной литературой, справочной литературой и положениями закона РФ от 10.02.2001г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (глава I. Общие положения, глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды, в печатном или электронном виде);
2) выделить основное для характеристики приведенных в задании нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, производственно – хозяйственных нормативов, отразив в письменной форме в тетради для самостоятельных работ:
а) определения следующим терминам:
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы предельно допустимых выбросов;
- нормативы предельно допустимых сбросов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
-временно согласованные выбросы и сбросы (лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов);
- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду;
-нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
б) ответы на следующее вопросы:
- в чем необходимость разработки производственно-хозяйственных нормативов качества;
-что означают аббревиатуры ПДС, ПДВ, ВСВ и ПДН?
- какова связь между ПДК и ПДС, ПДВ?
- кроме уже имеющегося предприятия, выбрасывающегося в атмосферу диоксид серы, построено еще одно. Подумайте над поставленными ниже вопросами и выберите правильный ответ:
1. Что произойдет в этом случае с ПДК?
Ответы: 1) возрастет; 2) снизится; 3) останется неизменным.
2. Как изменится ПДВ диоксида серы для первого предприятия?
Ответы: 1) увеличится; 2) снизится; 3) останется неизменным.
3) отчет по научно-исследовательской работе и таблицу своевременно сдать преподавателю с указанием используемой литературы, нормативно-правовых актов, Интернет-ссылок (при наличии).
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Хван, Т. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.Хван, М. Шинкина – М.: Юрайт,2015 – 320 с.
2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник/ С. И. Колесников. – 4-е изд. – Москва : Академцентр, 2013. – 303 с.
3. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
4. Охрана окружающей среды на предприятиях отрасли: учебное пособие [Текст] / В.В. Зиновьев, А.В. Завгороднев, А.Г. Ишков, А.Д. Хованский и др. - Ростов-на-Дону: Наш регион, 2008. - 84 с.
5. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
6. Экология: учеб. под ред. В.В. Денисова [Текст]. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д. изд. Центр «Март», 2006. - 768 с.
Справочная:
1. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учебное и справочное пособие [Текст] / В.Ф. Протасов. – 3-е изд.- М: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 24 июня 2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133; 2008. - № 26.- Ст.3012.
Интернет-ресурсы:
1. Правовые ресурсы: сайт. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/
2. Документы: сайт. URL: http://www.garant.ru/doc/
3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: сайт. URL:http://www.mnr.gov.ru/.
Самостоятельная работа по теме:
«Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды в газовой отрасли»
Цель работы: закрепление и систематизация знаний по экологизации производства, вопросам энерго- ресурсосбережения на предприятиях газовой отрасли;; формирование умений использовать учебную, справочную литературу, нормативно-правовые акты экологического и природоресурсного законодательства; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие исследовательских умений.
Оборудование и технические средства: методические указания, компьютеры, официальные отчеты нефтегазовых компаний (ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть») в печатном или электронном виде, справочно-правовая информационная система (Гарант или Консультант плюс»), тетрадь для самостоятельных работ.
Количество часов – 7часа.
Задания:
1) выполнить отчет по учебно-исследовательской работе по теме «Экологические аспекты реализации проектов компаниями группы ПАО «Газпром»
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1) ознакомиться с нормативной базой политики энергосбережения, приведенной ниже в рекомендуемой литературе, разделом «Охрана природы» официального сайта ПАО «Газпром», официальными отчетами нефтегазовых компаний ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» за 2013,2014,2015 годы (в печатном или электронном виде);
2) выделить основное для характеристики принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования в газовой отрасли, отразив в письменной форме в тетради для самостоятельных работ:
- цели и задачи энергосбережения, поставленные компаниями группы «Газпром»;
- экологические требования и нормы, соблюденные при строительстве газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи»;
- экологические требования при строительстве первой нитки «Северного потока» на всех этапах реализации проекта с учетом уникальности по флоре и фауне Балтийского моря;
-мероприятия по охране гидросферы, атмосферного воздуха, животного мира при реализации проекта «Сахалин-2»
- Сохранение природного богатства России как важнейшая составляющая корпоративной экологической политики ПАО «Газпром»,экологические акции компании «Газпром», проводимые в различных регионах страны, по сохранению экосистем и биоразнообразия, финансирование природоохранных мероприятий.
5) конспект и отчет по учебно-исследовательской работе своевременно сдать преподавателю с указанием используемой литературы, нормативно-правовых актов, Интернет-ссылок (при наличии).
Рекомендуемая литература:
Справочная:
1. Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г.;
2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» № 889 от 04.06.2008 г.;
3. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.» (Распоряжение Правительства России №1715-р от 13.11.2009 г.);
4. Постановление Правления ОАО «Газпром» «О перспективах разработки и внедрения газо- и энергосберегающих технологий и их влиянии на оптимизацию топливно-энергетического баланса РФ» № 3 от 22.01.2009 г.;
5. Приказ ОАО «Газпром» «Об организации работ по энергосбережению в ОАО „Газпром“» № 77 от 09.10.2000 г.
Интернет-ресурсы:
1. Охрана окружающей среды в ОАО «Газпромнефть»: сайт. URL: http://www.gazprom-neft.ru/social/environmental-protection/
2. Охрана природы в ОАО «Газпром»: сайт. - URL: http://www.gazprom.ru/nature/.
Самостоятельная работа по теме
«Особо охраняемые природные территории»
Цель работы: углубление и расширение теоретических знаний по особо охраняемым природным территориям и объектам и правовому режиму их охраны; формирование умений использовать учебную, справочную литературу, нормативно-правовые акты экологического законодательства; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие исследовательских умений.
Оборудование и технические средства: методические указания, компьютеры, экземпляры закона РФ от 10.02.2001г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», федерального закона от 14.03.1995 г. № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» или справочно-правовая информационная система (Гарант или Консультант плюс»).
Количество часов – 8 часов.
Задания:
1) выполнить рефераты (по подгруппам) по темам:
- «Природный парк Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма»;
- «Правовой режим и эколого-просветительское значение природного парка «Щербаковский»;
- «Уникальность природного парка «Эльтонский»;
- «Природоохранное и эколого-просветительское значение природного парка «Донской».
- «Природоохранное и эколого-просветительское значение природного парка «Нижнехоперский»
2) подготовить презентацию реферата по ключевым аспекта его содержания в электронной форме и защитить подготовленный реферат на учебном занятии.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1) обучающиеся должны ознакомиться с учебной литературой, законом РФ от 10.02.2001г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», федеральным законом от 14.03.1995 г.№ 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в печатном или электронном виде), Интернет-ресурсами.
2) в общем потоке информации обучающиеся должны выделить главное, составить план реферата, отразить его основное содержание, сделать вступление (отразить актуальность темы реферата) и заключение (основные выводы). Реферат должен содержать титульный лист (название учебного учреждения, наименование дисциплины, тема реферата, ФИО обучающихся, Ф.И.О преподавателя, год выполнения), оглавление, введение, основную часть, заключение и список используемой литературы и нормативного материала. Объем реферата -12-15 листов. Требования к оформлению определены в методических рекомендациях для обучающихся.
3) подготовить краткий доклад по основным положениям реферата (4-5мин), определить представителя от подгруппы для защиты реферата на учебном занятии;
4) защитить реферат как результат коллективной работы обучающихся.
Рекомендуемая литература:
Справочная:
1. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учебное и справочное пособие [Текст] / В.Ф. Протасов. – 3-е изд.- М: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
2. Памятники природы Волгоградской области/ коллектив авторов.- Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.- 224 с.
3. Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные.- Волгоград: Инфолио, 2008.- 176 с.
4. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области/ В.А. Брылев, Н.О. Рябинина, Е.В. Комиссарова, А.В. Материкин, Н.В. Сергиенко, И.С. Трофимова / под ред. В.А. Брылева.- Волгоград: Альянс, 2006.- 256 с.
5. Экологическое право [Текст]: учебник / Ерофеев Б. В.; науч. ред. Л.Б. Братковская. - 24-е изд., доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2016.- 455 с.
6. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 24 июня 2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133; 2008. - № 26.- Ст.3012.
8. Федеральный закон от 14 марта 1995 г.№ 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. на 14 июля 2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.- № 12. - Ст. 1024.;2008. - № 29 (Ч.1). – Ст. 3418.
Интернет-ресурсы:
1. Документы: сайт. URL: http://www.garant.ru/doc/
2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: сайт. URL:http://www.mnr.gov.ru/.
3. Особо охраняемые природные территории URL: «http://oblkompriroda.volganet.ru/other/protected/
Самостоятельная работа по теме:
«Глобальные экологические проблемы и международное
сотрудничество в области охраны окружающей среды»
Цель работы: закрепление и систематизация знаний по основным принципам и источникам международного права окружающей среды; овладение знаниями по международным организациям, занимающимся проблемами охраны окружающей среды; формирование умений использовать учебную, справочную литературу, нормативно-правовые акты экологического; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие исследовательских умений.
Оборудование и технические средства: методические указания, компьютеры, справочно-правовая информационная система (Гарант или Консультант плюс»), тетрадь для самостоятельных работ.
Количество часов – 5 часа.
Задания:
1) выполнить конспект по теме «Основные международные договоры в области охраны окружающей природной среды»;
2) выполнить таблицу «Характеристика международные организаций как субъектов международного права окружающей среды», в которой обучающемуся необходимо представить результаты исследовательской работы по изучению таких международных организаций, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, как:
- ЮНЕП как специализированный орган при ООН;
-МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии;
-ЮНЕСКО – Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию;
-ФАО- Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций;
- ВОЗ- Всемирная организация здравоохранения;
- ИМО – Международная морская организация;
- ВМО – Всемирная метеорологическая организация;
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
2) выделить основное для ответа на заданные вопросы, отразить в письменной форме в тетради для самостоятельных работ краткую характеристику следующих международных договоров, конвенций, соглашений, резолюций:
- Всемирная хартия природы от 28 октября 1982 г.
- Декларация Стокгольмской конференции 1972 г.;
- Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- Венская Конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;
-Основные положения концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООн в 1992 г. в Рио- де- Жанейро;
- Конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. и Киотское соглашение в отношении выброса парниковых газов (1990—2007);
- Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992г.
-
3) для выполнения таблицы как формы отчета по 2 заданию необходимо внимательно ознакомиться с учебной литературой, справочной литературой выделить главное для характеристики указанных в задании видов международных организаций, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, заполнить таблицу по следующей форме.
Таблица 2
Характеристика международные организаций как субъектов международного права окружающей среды
Аббревиатура
|
Полное название организации |
Характеристика, основные задачи и функции |
ЮНЕП |
|
|
МАГАТЭ |
|
|
ЮНЕСКО |
|
|
ФАО |
|
|
ВОЗ |
|
|
ИМО |
|
|
ВМО |
|
|
4) конспект по итогам учебно-исследовательской работы и таблицу своевременно сдать преподавателю с указанием используемой литературы, нормативно-правовых актов, Интернет-ссылок (при наличии).
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Хван, Т. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.Хван, М. Шинкина – М.: Юрайт,2015 – 320 с.
2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник/ С. И. Колесников. – 4-е изд. – Москва : Академцентр, 2013. – 303 с.
3. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
4. Охрана окружающей среды на предприятиях отрасли: учебное пособие [Текст] / В.В. Зиновьев, А.В. Завгороднев, А.Г. Ишков, А.Д. Хованский и др. - Ростов-на-Дону: Наш регион, 2008. - 84 с.
5. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
6. Экологическое право [Текст]: учебник / Ерофеев Б. В.; науч. ред. Л.Б. Братковская. - 24-е изд., доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2016.- 455 с.
7. Анисимов, А.П. Экологическое право России: курс лекций [Текст] / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Я. Черноморец.- Волгоград: Панорама, 2006. – 288с.
Справочная:
Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учебное и справочное пособие [Текст] / В.Ф. Протасов. – 3-е изд.- М: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.
Заключение
В методические указаниях по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной программе «Экологические основы природопользования» были представлены задания и методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся Задания для самостоятельной работы являются обязательными для выполнения.
Был предложен алгоритм действий, который, при условии его выполнения, окажет помощь обучающимся организовать самостоятельную работу, верно и в полном объеме выполнить задания преподавателя, повысить эффективность самостоятельной внеаудиторной работы.
Выполненная самостоятельная работа обучающихся, наряду с другими усвоенными учебными уровнями (практические работы, семинарские занятия и др.) является допуском к дифференцированному зачету как форме итогового контроля по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» по специальности по специальностям среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, (базовая и углубленная подготовка), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовая подготовка), Предложенные методические указания помогут обучающимся организовать и выполнить самостоятельную работу по учебной дисциплине, закрепить, расширить теоретические знания, освоить практические навыки работы с нормативно-правовыми актами, позволят сделать самостоятельную работу эффективной, приобрести умения самостоятельной организации деятельности (самообразовательной компетентности), умения учиться.
Самостоятельная работа обучающихся наряду с другими видами учебных занятий способствует освоению обучающимися по дисциплине «Экологические основы природопользования» соответствующих общих компетенций (ОК 1-9) и профессиональных компетенций. (ПК 3.3., 3.4.), предусмотренных ФГОС СПО по специальности 21.02.03, общих компетенций (ОК 1-9) по специальности 15.02.01.
Список используемой литературы
Основные источники:
1. Хван, Т. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.Хван, М. Шинкина – М.: Юрайт,2015 – 320 с.
2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник/ С. И. Колесников. – 4-е изд. – Москва : Академцентр, 2013. – 303 с.
3. Константинов, В. М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИР».- 16-е изд, стер.- 2017.-240 с.
4. Охрана окружающей среды на предприятиях отрасли: учебное пособие [Текст] / В.В. Зиновьев, А.В. Завгороднев, А.Г. Ишков, А.Д. Хованский и др. - Ростов-на-Дону: Наш регион, 2008. - 84 с.
5. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
6. Экологическое право [Текст]: учебник / Ерофеев Б. В.; науч. ред. Л.Б. Братковская. - 24-е изд., доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2016.- 455 с
Дополнительные источники:
1. Анисимов, А.П. Экологическое право России: курс лекций [Текст] / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Я. Черноморец.- Волгоград: Панорама, 2006. – 288с.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 24 июня 2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133; 2008. - № 26.- Ст.3012.
3. Экология: учеб. под ред. В.В. Денисова [Текст]. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д. изд. Центр «Март», 2006. - 768 с.
4. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов [Текст] / под ред. проф. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009г. № 1715-р) [Текст]: // Вестник энергосбережения Южного Урала.- 2009. – декабрь
6. Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г.;
7. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» № 889 от 04.06.2008 г.;
8. Постановление Правления ОАО «Газпром» «О перспективах разработки и внедрения газо- и энергосберегающих технологий и их влиянии на оптимизацию топливно-энергетического баланса РФ» № 3 от 22.01.2009 г.;
9. Приказ ОАО «Газпром» «Об организации работ по энергосбережению в ОАО „Газпром“» № 77 от 09.10.2000 г.
10. Памятники природы Волгоградской области/ коллектив авторов.- Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.- 224 с.
11. Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные.- Волгоград: Инфолио, 2008.- 176 с.
12. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области/ В.А. Брылев, Н.О. Рябинина, Е.В. Комиссарова, А.В. Материкин, Н.В. Сергиенко, И.С. Трофимова / под ред. В.А. Брылева.- Волгоград: Альянс, 2006.- 256 с.
Интернет-ресурсы:
1. Охрана окружающей среды в ПАО «Газпромнефть»: сайт. URL: http://www.gazprom-neft.ru/social/environmental-protection/.
2. Охрана природы в ПАО «Газпром»: сайт. - URL: http://www.gazprom.ru/nature/.
3. Правовые ресурсы: сайт. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/
4. Документы: сайт. URL: http://www.garant.ru/doc/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.