ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по самостоятельной работе
по дисциплине «Пластическая анатомия»
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности СПО
43.02.02 Парикмахерское искусство
г. Череповец
ПЕЧАТАЕТСЯ ЧПОУ «ЧТЭК» Протокол № Дата
Председатель МС: Стрельникова Г.А. |
ОДОБРЕНО методической комиссией ЧПОУ «ЧТЭК» |
Протокол № Дата Председатель МК Черняева О.Н. |
Ответственный за выпуск: Стрельникова Г.А.
Составитель: Куликова О.В., преподаватель ЧПОУ «ЧТЭК».
Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.07 Пластическая анатомия. Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство, – Череповец: ЧПОУ «ЧТЭК», 2020. – 26 с.
Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.07 Пластическая агатомия. Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство составлены на основании требований ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки и в соответствии с программой по дисциплине ОП.07 Пластическая анатомия обучающихся по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.
В методических рекомендациях раскрываются основные требования к отдельным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов, критерии оценки выполнения работ.
МР предлагается использовать для самостоятельной подготовки обучающихся очной формы обучения и как учебно-практическое пособие на занятиях.
© ЧПОУ «ЧТЭК», 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
|
1. |
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ |
6 |
2. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1. «ПОДБОР ИНФОРМАЦИИ О СКЕЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА. ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЯМОХОЖДЕНИЯ» |
7 |
3. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2. «ЗАРИСОВКИ РАБОТЫ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В СТАТИКЕ И ДИНАМИКЕ» |
8 |
4. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3. «СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ “ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ”» |
9 |
5. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4. «АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ЗАРИСОВКА ЛИЦ РАЗНЫХ РАС» |
10 |
6. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5. ЗАРИСОВКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ |
|
7. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6. ПРОПОРЦИИ И ПЛАСТИКА ГОЛОВЫ И БОЛЬШОЙ ФОРМЫ |
|
8. |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ |
11 |
9. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
12 |
10. |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: |
13 |
11. |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
14 |
|
Приложение А – Инструкция к составлению сообщения |
15 |
|
Приложение Б – Инструкция к созданию мультимедийных презентаций |
17 |
|
Приложение В – Инструкция к написанию тезисов для представления реферата, проекта, мультимедийных презентаций |
20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации направлены на реализацию самостоятельной работы по учебной дисциплине «Пластическая анатомия» для студентов по специальности CПО 43.02.02 Парикмахерское искусство. Главной задачей самостоятельной работы является развитие общих и профессиональных компетенций, умений приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем по учебной дисциплине определяется учебным планом. Общая трудоемкость учебной нагрузки по дисциплине «Пластическая анатомия» составляет 52 часа, из них объем самостоятельной работы по дисциплине – 16 часов и включает в себя:
самостоятельное ознакомление с дополнительными материалами дисциплины, в том числе рекомендуемыми педагогом, направленное на более глубокое изучение тематических разделов, приобретение новых знаний и умений;
- конспектирование первоисточников (учебной литературы);
- работа в электронной библиотечной системе;
- изучение конспекта лекций при подготовке к практическим занятиям;
- самостоятельное выполнение во внеаудиторное время различного рода заданий, выданных преподавателем, при методическом руководстве последнего, но без его непосредственного участия;
- подготовку к промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. При осуществлении указанных видов самостоятельной работы студенты получают необходимые консультации педагога, в том числе с использованием Интернет-технологий.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины «Сервисная деятельность». В таблице 1 приведены формируемые компетенции и планируемые результаты обучения по дисциплине «Сервисная деятельность».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять пропорции головы и лица;
- выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение опорно-двигательного аппарата человека и его пластику;
- пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции, типы телосложения;
- основы грамоты рисунка.
Таблица 1
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
демонстрация интереса к будущей профессии |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области освоения своей профессии; - оценка эффективности и качества выполнения; |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - поиск инноваций в области разработки новых технологических приемов и методов работы |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.
|
- определяет и согласовывает выбор парикмахерских услуг |
ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя. |
- анализирует индивидуальные пластические особенности потребителя |
ПК 2.2. Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя. |
- разрабатывает форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя |
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды. |
- выполняет прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды. |
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды. |
- внедряет новые технологии и тенденции моды. |
1. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№п/п |
Наименование раздела, темы |
Задание |
Форма представления задания |
Кол-во часов |
Раздел 1. Строение опорно-двигательного аппарата человека |
4 |
|||
1. |
Подбор информации о скелете человека. Изменения скелета человека в результате прямохождения. |
Написать реферат по теме |
Реферат |
1 |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
0,5 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
||
2. |
Зарисовки работы мышечной системы человека в статике и динамике. |
Зарисовки |
Рисунок, формат А4 |
0,5 |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
1 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
||
Раздел 2. Пластические особенности внешности человека |
8 |
|||
3. |
Составление таблицы «Типы телосложения». |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
1 |
Составление таблицы |
письменный отчет |
0,5 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
||
4. |
Анализ информации и зарисовка лиц разных рас. |
Зарисовки |
Рисунок, формат А4 |
1,5 |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
2 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
||
5. |
Зарисовка возрастных особенностей |
Зарисовки |
Рисунок, формат А4 |
0,5 |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
1 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
||
Раздел 3. Основы учения о пропорциях |
||||
6. |
Пропорции и пластика головы и большой формы |
Составление доклада-презентации |
презентация |
1,5 |
Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебной литературе |
-- |
2 |
||
Выполнение тестовых заданий |
-- |
0,5 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
«ПОДБОР ИНФОРМАЦИИ О СКЕЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА. ИЗМЕНЕНИЯ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЯМОХОЖДЕНИЯ»
Задание 1: Подбор информации о скелете человека. Составление реферата по теме «Изменения скелета человека в результате прямохождения»
Форма представления задания: реферат
Контроль качества выполненной работы: просмотр реферата
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание.
Тестовые задания для самопроверки
1. Выберите вариант правильного ответа и дополните фразу.
Твёрдой опорой тела человека является его …
А. нижняя конечность
Б. туловище
В. череп
Г. скелет
2. Какие кости обеспечивают прочное соединение позвоночника с нижними конечностями?
А. рёбра
Б. кости таза
В. бедренные
Г. копчиковые
3. Как называется верхний отдел позвоночника?
А. грудной
Б. копчиковый
В. шейный
Г. поясничный
4. Как называется наука о строении человеческого тела, основанная на анализе устройства мускулатуры и скелета?
А. антология
Б. биология
В. антропология
Г. пластическая анатомия
5. Что изучает пластическая анатомия?
А. внутреннее строение человека
Б. скелет человека
В. мышцы человека
Г. внешнюю форму и особенности внутреннего строения, которые её обуславливают
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
«ЗАРИСОВКИ РАБОТЫ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В СТАТИКЕ И ДИНАМИКЕ»
Задание 1: Выполнить зарисовки работы мышечной системы человека в статике и динамике.
Форма представления задания: рисунок карандашом, формат А4.
Контроль качества выполненной работы: графический отчет.
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание.
Тестовые задания для самопроверки
1. Мышцы, выполняющие противоположную функцию, называются:
А. Синергисты
Б. Пронаторы
В. Антагонисты
Г. Супинаторы
2. Мышцы, выполняющие одинаковую функцию, называются:
А. Синергисты
Б. Пронаторы
В. Антагонисты
Г. Супинаторы
3. Cфинктры – это:
А. Круговые мышцы
Б. Косые мышцы
В. Прямые мышцы
Г. Поперечные мышцы
4. К поверхностным мышцам шеи относятся:
А. Двубрюшная
Б. Подкожная
В. Передняя лестничная
Г. Грудино-ключично-сосцевидная
5. Мимическая мышца, начинается от скуловой кости, идет к углу рта, который оттягивает вверх и в стороны:
А. Носовая
Б. Большая скуловая
В. Подбородочная
Г. Щечная
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
«СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ “ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ”»
Задание 1: Составить таблицу типов телосложения (конституции) по типологии Керчмера.
Форма представления задания: составление таблицы
Контроль качества выполненной работы: письменный отчет
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание по форме (таблица 2).
Таблица 2
Телосложение |
|
|
|
Психотип |
|
|
|
Движения |
|
|
|
Любовь к… |
|
|
|
Общение |
|
|
|
В тяжелый час тяга к… |
|
|
|
Аффект |
|
|
|
При опьянении… |
|
|
|
Предрасположенность к психозам |
|
|
|
Тестовые задания для самопроверки
1) Тип конституции человека при преобладании в строении тела продольного размера называется:
А. астеническим
Б. гиперстеническим
В. нормостеническим
Г. симпатикотоническим
2) Сагиттальная плоскость делит тело человека на:
А. правую и левую половину
Б. верхнюю и нижнюю часть
В. переднюю и заднюю часть
Г. Грудь и живот
3) Человека описывают в следующим положении тела:
А. лежа на спине
Б. с левой стороны
В. в положении стоя, лицом к исследователю
Г. с правой стороны, стоя
4) Расположение структур тела человека дальше от срединной плоскости:
А. передний
Б. дистальный
В. проксимальный
Г. радиальный
5) Методы нормальной анатомии применяются для изучения строения организма человека на трупном материале:
А. метод рассечения; метод корризии
Б. стоматоскопический метод; рентгенологический метод
В. антропометрический метод; эндоскопический метод
Г. метод аускультации
6) Расположение структур тела человека ближе к срединной полости:
А. медиально
Б. проксимальный
В. дистальный
Г. латерально
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
«АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ЗАРИСОВКА ЛИЦ РАЗНЫХ РАС»
Задание 1: Проанализировать информацию и выполнить зарисовки лиц разных рас.
Форма представления задания: сообщение и рисунок, формат А4.
Контроль качества выполненной работы: письменный и графический отчет.
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание.
Тестовые задания для самопроверки
1. Для какой расы характерна светлая или смуглая кожа, прямые
или волнистые
мягкие волосы, хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (это борода
и усы), узкий выступающий нос, тонкие губы?
А. европеоидной
Б. монголоидной
В.
смешанной
2. У какой расы темный цвет кожи, курчавые или волнистые волосы, широкий или
мало выступающий нос, толстые губы и темные глаза.
А. австрало-негроидная раса
Б. монголоидная раса
В. смешанная
3. Самбо – это результат совмещения каких рас?
А. европеоидной и монголоидной
Б. негроидной и европеоидной
В. негроидной и монголоидной
4. Метис-это результат совмещения каких рас?
А. монголоидной и европеоидной
Б. негроидной и европеоидной
В. негроидной и монголоидной
5. Сколько рас человека выделяют в настоящее время?
А. 1
Б. 2
В. 4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
«ЗАРИСОВКИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»
Задание 1: Выполнить зарисовки возрастных особенностей.
Форма представления задания: рисунок, формат А4.
Контроль качества выполненной работы: графический отчет.
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание.
Тестовые задания для самопроверки
1. На каком из рисунков изображён череп ребёнка?
А Б Г
Эталон: Б
2. На каком из рисунков изображён череп старика?
А Б Г
Эталон: А
3. Под акселерацией понимают
А. ускоренные темпы развития организма по сравнению с предшествующими поколениями
Б. всестороннее развитие
В. средний уровень развития
Г. замедленные темпы развития организма по сравнению с предшествующими поколениями
4. Наука, изучающая влияние факторов внешней среды на здоровье человека, называется:
А. физиологией
Б. гистологией
В. анатомией
Г. гигиеной
5. Онтогенез – это ...:
А. индивидуальное развитие организма от момента рождения до смерти
Б. индивидуальное развитие организма от момента зачатия до смерти
В. индивидуальное развитие организма от момента рождения до настоящего времени
6. Возраст, который необходимо учитывать при планировании физической нагрузки:
А. календарный
Б. биологический
В. паспортный
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
«ПРОПОРЦИИ И ПЛАСТИКА ГОЛОВЫ И БОЛЬШОЙ ФОРМЫ»
Задание 1: Составление доклада-презентации по общей тематике «Пропорции и пластика головы и большой формы».
Форма представления задания: презентация
Контроль качества выполненной работы: просмотр презентации.
Требования к выполнению: используя лекционный материал и дополнительные источники информации выполнить задание.
Тестовые задания для самопроверки
1. Что понимают под пропорциями человеческого тела?
А. согласованная система всех его размерных величин
Б. соотношение размерных признаков
В. соотношение верхних и нижних конечностей
Г. соотношение размера головы и туловища?
2. Как называется наука о строении человеческого тела, основанная на анализе устройства мускулатуры и скелета?
А. антология
Б. биология
В. антропология
Г. пластическая анатомия
3. Сколько раз укладывается высота головы взрослого человека в высоте фигуры?
А. 6
Б. 9
В. 8
Г. 7
4. Как распределяется масса тела вокруг центра тяжести?
А. равномерно
Б. неравномерно
В. по определённой закономерности
Г. без всякой закономерности
5. Сколько раз укладывается высота головы 3–х летнего ребёнка в высоте его тела?
А. 6
Б. 5
В. 3
Г. 4
6. Сколько раз укладывается высота головы 7- летнего ребёнка в высоте его тела?
А. 6
Б. 5
В. 7
Г. 4
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
1. Пластическая анатомия как наука. Её значение и задачи.
2. Учение о костях, остиология.
3. Функции скелета человека.
4. Скелет человека. Различия костей по форме и конструкции.
5. Виды соединения костей. Основные элементы сустава.
6. Скелет туловища. Позвоночный столб.
7. Позвоночный столб. Особенности строения и функции I и II шейных позвонков.
8. Позвоночный столб. Крестец и копчик.
9. Движение и изгибы позвоночного столба.
10. Скелет туловища. Грудная клетка. Рёбра и грудина, реберная дуга.
11. Скелет головы. Череп. Кости мозгового и лицевого черепа.
12. Скелет верхней конечности.
13. Пластическая характеристика суставов и движение верхней конечности.
14. Скелет верхней конечности. Кости предплечья и возможные движения в суставах данного отдела.
15. Скелет кисти. Строение, отделы и суставы кисти.
16. Скелет таза. Половые и возрастные особенности таза. Рельефная анатомия тазового пояса.
17. Скелет нижней конечности.
18. Функциональная характеристика суставов свободной нижней конечности.
19. Учение о мышцах. Миология. Функции скелетных мышц.
20. Классификация мышц фигуры человека.
21. Мышцы головы.
22. Особенности пластических действий мимических мышц верхней, средней и нижней части лица.
23. Особенности строения глаза, уха и носа.
24. Особенности строения глаза, рта, щеки. подбородка и лба.
25. Пластические особенности рельефа шеи.
26. Мышцы туловища. Особенности строения и функции. Мышцы задней поверхности туловища.
27. Мышцы туловища спереди. Мышцы груди и живота.
28. Понятие об общем центре тяжести. Статика и динамика. Понятие о равновесии.
29. Учение о пропорциях тела человека. Каноны и модули. Их определение.
30. Общее учение о пропорциях. Художники о пропорциях.
31. Пропорции ребёнка. Пластические особенности.
32. Половые отличия в пропорциях тела человека.
33. Возрастные и половые различия пропорций человека.
34. Оси фигуры человека. Понятие о фронтальной, саггитальной и горизонтальной плоскостях.
35. Анализ
положения тела при стоянии, сидении, и лежании.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
При выполнении заданий студент получает зачет с оценкой:
- «отлично» при условии выполнения задания в полном объеме с соблюдением всех требований;
- «хорошо» при условии выполнения задания в полном объеме с соблюдением требований с незначительными недочётами;
- «удовлетворительно» при условии в полном объеме с нарушением установленных требований или правильного выполнения половины задания;
- «неудовлетворительно» при условии неправильного выполнения задания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ИНСТРУКЦИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ СООБЩЕНИЯ
Сообщение – это вид самостоятельной научно- исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Процесс работы над сообщением.
Процесс работы над сообщением включает четыре этапа:
- подготовку;
- составление плана;
- составление сообщения;
- окончательное редактирование.
Подготовка. Время, которое вы посвятите данному этапу работы, предопределит ее дальнейший ход. Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как краеугольный камень будущего здания вашего доклада. Она позволит наиболее рациональным образом использовать имеющееся в вашем распоряжении время. В течение данного периода предстоит решить, что вы намерены писать и зачем, так что останется лишь определить для себя, как вы будете это делать.
Определитесь с общими целями предстоящей работы, исходя из материалов прослушанного курса и критериев предстоящей оценки вашего труда. Просмотрите пройденный материал. Это позволит окончательно избрать предмет и наметить цели работы, а также более четко осознать уровень предъявляемых к вам требований.
Не следует забывать, что в целом написание доклада — это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь вам необходимо принять решение по следующим пунктам:
- выбор конкретной темы;
- цели, преследуемые вами в работе;
- критерии успешности конечного результата;
- структура и формат изложения;
- характер словаря, верный стиль, правильный тон.
Принятые решения изложите на бумаге в виде руководящих указаний и сверяйтесь с ними в ходе последующих исследований и собственно написания работы.
Планирование. Планирование — необходимый этап. Оно позволит вам обрести большую ясность и в итоге поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом сообщения.
Вам будет проще ориентироваться в массе предстоящих дел, если вы разобьете весь процесс на ряд самостоятельных задач:
- сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам или разделам будущего сообщения;
- составление сообщения может также происходить по разделам (собственно текстовая часть) и по средствам графического представления материала (графики, таблицы, карты).
Кроме того, предстоит решить ряд вопросов, а именно:
- какие фактологические данные необходимы для достижения конечной цели работы?
- где почерпнуть эти данные?
- какой объем данных необходим?
- каким образом проводить анализ собранной информации?
- как следует расположить в докладе факты и их анализ?
Попытки бессистемной работы выльются лишь в непродуктивное расходование времени и нерациональное использование накопленного материала. Поэтому, покончив с этапом «подготовки», переходите к планированию работы по сбору данных и их анализу, а также к самому процессу составления сообщения. Хорошая организация — ключ к успеху.
Составление сообщения. Приведенная ниже последовательность действий поможет вам спланировать работу и определиться с методикой составления вашего сообщения:
- определите источники необходимых вам данных (справочники и/или специальная литература);
- решите, какого характера данные по степени их уместности и достоверности вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете;
- решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут представлены в сообщении, образуя его четкую и логичную структуру:
- составьте список того, что вам предстоит сделать;
- расположите дела в порядке очередности их выполнения;
- составьте реальный график работы по каждому из пунктов.
Техника подготовки краткого изложения.
- прочтите сообщение;
- сформулируйте его главную тему;
- прочтите по отдельности каждый из разделов и вычлените их основные выводы или положения;
- объедините пункты б) и в) в несколько логичных и взаимоувязанных формулировок. Помните, что задачей является подготовка краткого и ясного рассказа, который дал бы полное представление о характере вашего труда;
- прочитайте свое краткое изложение и убедитесь, что оно верно передает содержание вашего текста и предстанет в глазах читателя самостоятельным информативным произведением.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ИНСТРУКЦИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWERPOINT
Презентация – это сопровождение доклада или выступления. В настоящее время существуют прикладные программы для подготовки выступлений или создания презентаций (демонстрационных материалов) с использованием компьютерных слайдов. Презентации можно представлять в электронном виде, распечатывать в виде раздаточного материала (копии всех слайдов) или распространять через интернет. Основными элементами презентации являются слайды. С помощью редактора PowerPoint можно создавать слайды, в которых текст сочетается с таблицами, диаграммами, графическими объектами, картинками, рисунками, фотографиями, фильмами и звуком, видео клипами. Каждый слайд презентации обладает свойствами, которые влияют на его отображение во время демонстрации:
- размер слайда;
- разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на слайде);
- шаблон оформления (дизайн слайда);
- эффект перехода от слайда к слайду.
Презентацию можно создать несколькими способами:
- новая презентация (без разметки или на базе: макетов текста, макетов содержимого или макетов текста и содержимого);
- из шаблона оформления;
- из мастера автосодержания (на базе шаблонов презентации);
- из имеющейся на компьютере презентации.
Структура презентации
Презентация должна включать:
1. Титульный лист (название исследования)
2. Содержание
3. Цель работы
4. Ход и результат исследования
5. Выводы
6. Список использованных ресурсов.
Требования к оформлению
К содержанию:
- соответствие заявленной теме и целям;
- правильность используемой терминологии;
- наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;
- использование коротких слов и предложений, минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных;
- представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм;
- отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок;
- формулировка вывода по результатам проведенной работы.
К стилю
- соблюдение единого стиля оформления (избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации);
- наличие однотипных элементов навигации на всех слайдах (управляющие кнопки, гиперссылки);
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки);
- чередование использования разных видов слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами; с анимацией;
- выбор фона преимущественно более холодных оттенков (синий или зеленый). Пѐстрые фоны недопустимы;
- заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного,
- «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
- для фона и текста использование контрастных цветов;
- иллюстрации по возможности должны быть подписаны, надпись должна располагаться под картинкой;
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
- чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, максимально равномерно заполнить все экранное поле;
- звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер;
- используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
К тексту
- предпочтительно горизонтальное расположение информации;
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
- размер шрифта должен соответствовать важности информации, заголовки должны привлекать внимание аудитории: для заголовков – не менее 28, для информации – не менее 24;
- шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
- нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);
- для выделения следует использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
- не заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно можно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Критериями оценки презентации являются:
- соответствие заявленной теме и целям;
- соответствие выступлению;
- соответствие дизайна слайда содержанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ИНСТРУКЦИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕЗИСОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТА, ПРОЕКТА, МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Этапы составления тезисов
1. Познакомиться с содержанием материала.
2. Разбить текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
3. Определить главную мысль каждой части (можно подчѐркиванием).
4. Осмыслить суть выделенного, сформулировать своими словами или найти подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеровать – это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделять пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.
Критериями оценки тезисов являются:
- самостоятельность при составлении тезисов.
- логичность изложения.
- соответствие теме изложения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.