Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УР
___________ Шпак М.Е.
«___»_________ 2019 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография
Специальность: |
21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» |
Форма обучения: |
Очная |
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2019 г.
председатель методсовета
______________ /Шпак М.Е./
Бодайбо, 2019 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография и требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 года №494 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник – геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «__» ____________ 2019 года
Утверждены и рекомендованы методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол № __ от «__» ____________ 2019 года
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения |
4 |
Перечень заданий для самостоятельной работы |
5 |
Методические указания по написанию и оформлению рефератов |
6 |
Использование интернета |
7 |
Контроль за самостоятельной работой студентов |
8 |
Список рекомендуемой литературы |
9 |
Приложение. Образец титульного листа |
10 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина ОП.05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по ППССЗ 21.02.13. «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать горные породы по условиям образования;
- определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру и текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;
- определять горючие полезные ископаемые;
- определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;
- определять форму рудных тел и условия их образования;
- определять физические свойства и морфологию минералов;
-определять простые формы кристаллов;
-описывать горные породы и давать им полевое определение;
-описывать документацию результатов горных выработок;
- составлять и анализировать карты;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;
- диагностические признаки основных минералов и горных пород;
- классификацию минералов и горных пород;
- условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;
- химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;
- особенности минерально-сырьевой базы России;
- область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;
-современные проблемы минералогии и петрографии;
-*симметрию кристаллов
Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:
- формирование полученных знаний, умений и навыков;
- подготовка к учебным занятиям;
- формирование общих компетенций;
- формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.
Самостоятельная работа студента включает следующие формы:
- подготовку к контрольной работе, к тестированию, зачету;
- подготовку к практическим работам и их оформление;
- изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;
- подготовка рефератов и докладов;
Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его выполнению и осуществляет контроль.
Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография во время рубежного контроля.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование разделов |
Содержание самостоятельной работы |
Форма отчетности (контроля) |
Объем, часов |
Раздел 1. Минералогия приборы |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Физические свойства минералов - Классы минералов - Класс «Самородные элементы» - Класс «Сульфиды» - Класс «Окислы и гидроокислы» - Класс «Фосфаты» - Класс «Карбонаты» - Класс «Галоиды» - Класс «Силикаты» - Макроскопическая диагностика физических свойств по классам, - методика выполнения работ - Оформление отчета по практическим работам 2. Подготовка к контрольной работе (тесту) |
Защита реферата
Проверка и защита практических работ
Проверка контрольной работы |
25
20
5
|
Раздел 2. Петрография |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Петрографические методы исследования - Поляризационный микроскоп и работа с ним - Структуры и текстуры магматических горных пород - Структуры и текстуры осадочных горных пород - Структуры и текстуры метаморфических горных пород - Горные породы регионального метаморфизма 2. Оформление практических работ 3. Подготовка к контрольной работе (тест) |
Защита реферата.
Проверка и защита лабораторных работ
Проверка контрольной работы |
22
8
5
|
Раздел 3. Полезные ископаемые |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Месторождения железа - Чиатурское месторождение марганца - Генетические типы месторождений хрома - Месторождения Ленской золоторудной провинции - Россыпные месторождения золота - Месторождения алюминия - Медно - никелевые месторождения России - Месторождения алмазов -Месторождения слюды Мамско -Чуйского района 2. Оформление лабораторных работ 3. Подготовка к контрольной работе(тестированию) 4. Подготовка к экзамену |
Защита реферата
Проверка и защита практических работ
Проверка контрольной работы |
20
25
6 |
Итого |
136 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Назначение реферата
Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы
1. Выбор темы исследования
Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования включает следующие элементы:
- выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;
- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
- литературное оформление исследовательской проблемы;
- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки реферата достаточно изучение 4-5
важнейших статей по избранной проблеме.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только
подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4. Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
- систематизировать его по разделам;
- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
- окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.
- Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).
- Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.
- Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):
· слева - 30 мм;
· справа - 10 мм;
· сверху - 20 мм;
· снизу - 20 мм.
Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.
Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков, видеофильмов, презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию различных видов мышления: системности, критичности, рефлексии, гибкости мышления, умению вести диалог и др.), развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.
КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.
Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.
Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.
В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины (выходной рейтинг – экзамен)
№ |
Вид работы |
Макс. кол-во баллов |
Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости |
100 баллов |
|
Виды работ |
Кол-во баллов по видам работ |
|
1 |
Посещаемость студентов |
10 |
2 |
Практические работы |
40 |
3 |
Самостоятельная работа (рефераты) |
20 (10+10) |
4 |
Итоговый контроль: экзамен |
30 –задание выполнено на 95-100% 20– задание выполнено на 75-95 % 10– задание выполнено на 60-75% |
В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок
Оценка |
Кол-во баллов |
Неудовлетворительно |
Менее 60 |
Удовлетворительно |
70-60 |
Хорошо |
80-70 |
Отлично |
100-90 |
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1.Миловский А.В. Минералогия и петрография. Учебное пособие для техникумов М.: Недра. 1973.
2.Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.
3.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
Издательский Дом «ИнФолио», 2010г
Дополнительные источники:
1. Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
2. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г
3. Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г
4. Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г
5. Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г
Приложение. Образец титульного листа
Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Цикловая комиссия
________________________________________
________________________________________
Дисциплина
________________________________________
________________________________________
РЕФЕРАТ
(прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)
МЕСТОРОЖДЕНИЯ МЕДИ
(тема пишется без слова «тема», прописными буквами,
без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)
Руководитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 201__ г.
Исполнитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 201__ г.
Группа___________________
Бодайбо 2019г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.