Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Родной язык (русский)"
Оценка 4.6

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Родной язык (русский)"

Оценка 4.6
docx
19.04.2020
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Родной язык (русский)"
Методические указания по выпорлнению СР по дисциплине Родной язык (русский).docx

Бардымский филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Краевой политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине

«Родной язык (русский)»

по специальности среднего профессионального образования

 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «Родной язык (русский)» по специальности среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ. Бардымский филиал ГБПОУ «Краевой политехнический колледж», 2019 –29 с.

 

 

Печатается в соответствии с решением цикловой-методической комиссии преподавателей гуманитарных и историко-правовых дисциплин

Протокол № ___ от «___»___ 2019 г.

 

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе разработаны для студентов очной формы обучения, изучающих дисциплину «Родной язык (русский)», подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В пособии представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений – анализ источников литературы, группировка информации, составление кроссвордов, презентации и др. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

 

 

Составитель: Исмакова И.Ш., преподаватель Бардымского филиала ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИДОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

4

6

7

Самостоятельная работа № 1 по разделу «Язык и культура»

22

Самостоятельная работа № 2 по разделу «Культура речи»

22

Самостоятельная работа № 3 по разделу «Культура речи»

23

Самостоятельная работа № 4 по разделу «Культура речи»

24

Самостоятельная работа № 5 по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»

25

Самостоятельная работа № 6 по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»

25

Самостоятельная работа № 7 по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»

26

Самостоятельная работа № 8 по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст»

27

Список основной и дополнительной литературы

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Методические рекомендации по выполнению самостоятельных занятий по учебной дисциплине «Родной язык» для студентов по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработаны в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программой учебной дисциплины.

По своим задачам и месту в учебном процессе самостоятельные занятия занимают промежуточное положение между теоретическим и практическим обучением и являются связующим звеном.

Выполняя самостоятельные работы, студенты усваивают или закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки путем наблюдений, выполнения разнообразных заданий по праву, углубляют интерес к изучению правовых дисциплин. 

            В соответствии с ФГОС по дисциплине «Родной язык» учебным планом предусмотрено 72 часа аудиторных занятий, в том числе 36 часов отведено на самостоятельные занятия. Продолжительность занятия указывается в каждой работе.

Цель самостоятельной работы – самостоятельное усвоение и систематизация знаний.

Выполнение самостоятельной работы по иностранному языку способствует формированию и развитию ключевых компетенций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

-        формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-        способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-        готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

-        владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-        использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-        применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-        умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

-        владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-        владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-        способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-        сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Методические указания предназначены для обучающихся среднего профессионального образования очной формы обучения

 ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Наименование разделов и тем дисциплины

Объем часов на самостоятельную работу

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля и отчетность по результатам самостоятельной работы

Раздел 1. Язык и культура

5

1. Подготовить реферат на тему "Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка».

Письменная работа с устной защитой

Раздел 2. Культура речи

15

2. Подготовить реферат на тему "А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка"

3. Подготовка сообщения по теме: «Экология языка - экология мышления»

4. Эссе на свободную тему, используя синонимы, омонимы, паронимы, антонимы

Письменная работа с устной защитой

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

16

5. Подготовка заданий для одногруппников по теме: «Функциональные разновидности языка»

6. Составление памятки по технике безопасности на рабочем месте

7. Подбор информации в Интернете и подготовка сообщений по темам на выбор.

8. Подготовка сообщения по теме «Особенности построения публичного выступления».

Письменная работа с устной защитой

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Методические рекомендации по составлению презентаций

Структура презентации

1      Титульный лист.

2      Основные пункты презентации.

3      Заключение (выводы).

4      Список источников.

5      Завершающий слайд. Обычно слайд содержит благодарность за внимание и контактную информацию об авторе.

Общие требования к оформлению презентаций

1      Необходимо наличие единого стилевого оформления для всех слайдов.

2      В стилевом оформлении презентации нежелательно использовать более 3-х цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста), нежелательно также использовать фотографии и рисунки в качестве фона.

3      На одном слайде нежелательно использовать больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов (объектов, элементов).

4      Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

5      Оформление слайдов (в том числе и анимационное) не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

6      При сочетании материалов различных типов: текста, графики, видео следует учитывать специфику их комбинирования и время восприятия.

Оформление текстовой информации

1      Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

2      Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

3      Размер шрифта: 28-36 (заголовок), 20-26 (основной текст).

4      Цвет шрифта и фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не «резать» глаза.

5      Для основного текста лучше всего использовать следующие шрифты: Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Courier New, а для заголовка - декоративный шрифт, если он хорошо читаем.

6      Курсив, подчёркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Рекомендуется выверять все слайды на наличие возможных грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок.

Критерии оценивания презентаций:

-     полнота раскрытия темы;

-     структуризация информации;

-     отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок;

-     отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

-     наличие и грамотное оформление обязательных слайдов (титульный, о проекте, список источников, содержание);

-     грамотность использования цветового оформления;

-     логичное размещение и комплектование объектов;

-     единый стиль слайдов.

2.2 Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – письменная работа объемом 6–10 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. Referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого–либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос, что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако, реферат не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

Функции реферата

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата

1      Титульный лист.

2      После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3      После оглавления следует введение. Объем введения составляет 0,5–1 страницы.

4      Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2–3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5      Приложение может включать фото, таблицы.

6      Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1      Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования.

2      Изложение результатов изучения в виде связного текста.

3      Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы

Формулировка темы

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.

Поиск источников

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание обучаемого на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Создание конспектов для написания реферата

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста. Общие требования к тексту

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты – констатации и тексты – рассуждения. Тексты–констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах–рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану – мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста.

Требования к введению

Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать студента в дальнейшем изложении. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения – в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

Заключение

Заключение – последняя часть текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата

1      Объемы рефератов колеблются от 6–10 машинописных страниц.

2      Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А 4.

3.    Устанавливаются поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое–3см, правое –1,5 см.

4.    Рекомендуемый шрифт 12–14пт, интервал –1,5пт.

5.    Все листы реферата должны быть пронумерованы.

6.    Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане–оглавлении.

Критерии оценивания реферата

1.    Знания и умения на уровне требований стандарта учебной дисциплины «Русский язык»: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2.                  Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3.    Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4.    Использование литературных источников.

5.    Культура письменного изложения материала.

6.    Культура оформления материалов работы.

7.    Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы.

Методические рекомендации к оформлению списка литературы

В список включают все использованные в процессе работы источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, сборнике, журнале и т.д.).

Нумерация библиографического списка литературы – сплошная от первого до последнего названия.

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Примерное количество источников для реферата работы – 3-10.

В библиографическом списке литературы перед фамилией автора или названием работы ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой. Далее – библиографическая запись документа, составленная  по приведенным ниже правилам. Каждый литературный источник начинается с новой строки. Список помещается в конце научной работы перед приложениями. Для удобства пользования работой литература в списке располагается не хаотично, а систематизируется в определенном порядке.

Официальные документы (законы, указы, постановления) рекомендуется размещать в начале списка. Иностранные источники помещаются в конце списка, после перечня всех источников на языке данной работы.

Список литературы составляют непосредственно по данным печатного издания или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких–либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Исходя из ГОСТ список литературы оформляется посредством указания обязательных элементов описания библиографического источника.

Основными элементами описания литературного источника являются:

-     ФИО автора (авторов / редактора);

-     наименование произведения (название книги);

-     наименование издательства;

-     год издания;

-     количество страниц в издании.

Примеры оформления списка литературы

Оформление книг с 1 автором

Для книг написанных одним автором вначале указываются фамилия и инициалы автора. При этом после фамилии ставится запятая и уже после неё указываются инициалы отделённые точками. Затем следует полное название книги, после которого ставится «слеш» (косая черта « / ») и далее повторяется ФИО автора, но сначала указываются инициалы, а затем фамилия. После фамилии ставится точка, а за ней – тире. После тире указывается: город, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка. После точки пишем тире, за ним указываем количество страниц в данной книге, букву «с» и точка.

Пример:

Жабина, С.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании / С.Г. Жабина. – М.: Академия, 2014. – 336 с.

Оформление книг с 2 и 3 авторами

Если книга написана авторским коллективом из 2–3 человек, то в начале библиографического описания указываются фамилия и инициалы одного (первого) автора. После фамилии ставится точка. Далее следует полное название книги. Затем ставится «слеш» и идёт повторение данных авторов, но сначала указываются инициалы, а потом фамилия. После последней фамилии ставится точка, а за ней – тире. После тире указывается: город, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка. После точки пишем тире, за ним указываем количество страниц в данной книге, букву «с» и точка.

Пример:

Волков, М.В. Современная экономика / М.В. Волков, А.В. Сидоров. – СПб.: Питер, 2014.– 155 с.

Оформление книг с 4 и более авторами

Для книг, у которых 4 и более авторов действует особый порядок оформления. В целом он аналогичен тому, что применяется в книгах с 2 и 3 авторами, но с одним исключением. При повторном перечислении авторов после наименования книги и «слеша» указываются не все авторы, а опять лишь первый. При этом его ФИО дополняется заключённой в квадратные скобки припиской [и д.р.]

Пример:

Коробкин, М.В. Современная экономика/ М.В. Коробкин [и д.р.] –СПб.: Питер, 2014. – 325 с.

Оформление учебников и учебных пособий

Если в списке литературы указываются учебные пособия, учебники, учебно-методические комплексы и прочие виды специальной литературы, необходимо дополнить общие правила оформления элементом обозначения типа издания. Для этого в указанные выше правила оформления книг, сразу после наименования издания ставится двоеточие и пишется тип издания.

Пример:

Волков, М.В. Современная экономика: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб.: Питер, 2014.– 225 с.

или если используется общее обозначение материала

Волков, М.В. Современная экономика [Текст]: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб.: Питер, 2014.– 225 с.

Оформление учебников и учебных пособий под редакцией

Для оформления учебного пособия под редакцией одного автора, объединившего труды нескольких авторов, нужно сначала написать наименование издания, далее двоеточие и тип издания (учебник / учеб.пособие), далее «слеш» и фраза «под ред.». После этого указываются сначала инициалы, а затем фамилия редактора. Дальше следует стандартный порядок оформления, приведённый выше.

Пример:

Фармацевтическая химия: учеб.пособие для студ. вузов /под ред. И.Н. Совенко. –М.: Риор, 2014. – 323 с.

Если в пособии несколько авторов с общим редактором.

Пример:

Фармацевтическая химия: учеб.пособие для студ. вузов / Л.Н. Протасова, М.И. Иванов, А.А. Сидоров; под ред. И.Н. Совенко. – М.: Риор, 2014. –323 с.

Для многотомных книг необходимо указывать номер тома, который был использован в работе. Для этого сразу после названия издания делается приписка «Т.1.», где 1 – это номер тома.

Пример:

Боков, АН. ЭкономикаТ.2. Микроэкономика [Текст] / А.Н. Боков. – М.: Норма, 2014. – 532 с.

Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников

Для описания статей из периодических изданий действует следующий порядок указания элементов описания библиографического источника: фамилия и инициалы автора; название статьи; «слеш» и снова ФИО автора, но сначала инициалы, а потом фамилия; затем две косые черты; название периодического издания или сборника, в котором размещена статья (кавычки не используются); тире, год издания; после чего следуют точка, номер (иногда в скобках может быть указан месяц издания); точка, тире; затем номера первой и последней страниц статьи.

Пример:

Боков, В.К. Причины кризиса экономической модели США / В.К. Боков // РБК. –2014. – №4 (11). – С. 32–36.

Оформление электронных источников

Пример:

Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс] / Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М.– Режим доступа: http://referatwork.ru, свободный. (Дата обращения: 16.07.2014 г.).

Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], –http://www.architechos.ru/restovrat.htm– статья в интернете.

2.3. Методические рекомендации по составлению глоссария

Глоссарий – толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе.

Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.

Глоссарий составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) варианте.

Общие требования

1      Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.

2      Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

3      Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.

4      Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

5      Все тексты должны быть отпечатаны.

Структура глоссария

Объем работы: 3–5 листов, нумерация страниц – снизу, справа:

-     1 лист – титульный;

-     2 - 4 лист – толковый словарь терминов;

-     5 лист – список используемой литературы.

Составление толкований слов

1      Слова должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2      Желательно подать слово с наименее известной стороны.

3      Просмотреть словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Планирование деятельности по составлению глоссария

1      Определить, с какой целью составляется глоссарий.

2      Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3      Продумать составные части глоссария.

4      Изучить дополнительный материал по теме.

5      Составить список слов.

6      Подобрать толкование слов.

7      Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

8      Проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания.

9      Оформить готовый глоссарий.

10      Продумать защиту проекта–глоссария.

Критерии оценивания глоссария:

-     содержание глоссария соответствует заданной теме;

-     выдержаны все требования к его оформлению;

-     количество терминов.

2.4. Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе – ( от французского essai, англ. essay, assay – попытка, проба, очерк; от латинского exagium – взвешивание). Создателем жанра эссе считается Мишель Монтень (1553–1592).

Эссе студента – это письменная работа на тему, предложенную преподавателем, или определяется самостоятельно студентом. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно–следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы рассматриваемой в рамках учебной дисциплины «Русский язык». В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Особенности эссе:

-     наличие конкретной темы или вопроса;

-     личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

-     небольшой объём;

-     свободная композиция;

-     непринуждённость повествования;

-     внутреннее смысловое единство;

-     афористичность, эмоциональность речи.

Структура эссе

1      Введение, в котором представлен обобщённый ответ на предложенный вопрос или излагается в общем виде та позиция, которую предполагается отстаивать в основной части эссе.

2      Основная часть, где представлены подробные ответы на вопрос или излагается позиция, подтверждаемая теоретическими аргументами и эмпирическим данными.

3      Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.

Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить два–три аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

-     введение;

-     тезис, аргументы;

-     тезис, аргументы;

-     тезис, аргументы;

-     заключение.

Таблица 2.1 Примерное распределение содержания эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Введение (актуализация заявленной темы эссе)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса

60%

Заключение

20%

Таблица 2.2Используемые в эссе клише

Введение

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во – первых,…

Во - вторых,…

В - третьих,…

Таким образом,…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями …

Рассмотрим несколько

подходов …

Например,…

Подведём общий итог

рассуждению …

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание …

Проиллюстрируем это положение следующим примером …

Итак, …

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что …

Для полемического эссе:

с одной стороны, …

с другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания …

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС – формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что …

О – объяснение – Потому что …

П – пример, иллюстрация – Например, …

С – суждение (итоговое) – Таким образом, …

Алгоритм написания эссе

1      Внимательно прочитать тему.

2      Определить тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказать.

3      Подобрать аргументы, подтверждающие ваш тезис:

-     логические доказательства, доводы;

-     примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;

-     мнения авторитетных людей, цитаты.

4      Распределить подобранные аргументы.

5      Придумать вступление (введение) к рассуждению, опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.

6      Изложить свою точку зрения.

7      Сформулировать общий вывод.

Ссылки на источники

Эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования. Все цитаты и пересказы, переложения или изложения фрагментов опубликованных и рукописных текстов должны быть отчетливо атрибутированы, то есть соответствующие тексты – первоисточники должны быть явным образом указаны в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с существующими стандартами библиографического описания источников. Материалы Интернета также являются публикациями и должны быть включены в список литературы.

Оформление эссе

Эссе необходимо выполнить машинописным образом на стандартных листах формата А 4. Используемый шрифт – Times New Roman. Размер – 14 пт. Междустрочный интервал – полуторный. Выравнивание текста – по ширине. Размер полей: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Номер страницы указывается в правом верхнем углу. На титульной странице номер не проставляется.

Минимальный объем работы – 1 страница, максимальный – 3 страницы. Объем работы не влияет на оценку.

При подсчете количества страниц не учитываются: титульная страница, список использованных источников.

Критерии оценивания эссе:

-     представление собственной точки зрения;

-     раскрытие проблемы на теоретическом уровне (использование терминологии, знакомство с источниками, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них);

-     содержание и качество аргументации;

-     стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения);

-     презентация эссе (оформление работы).

2.5. Методические рекомендации по созданию кластеров и денотатных графов

Кластер – (от англ. Сluster – кисть, пучок, гроздь) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Принцип построения кластера

1      Прочитать текст учебника (или другой материал) и выделить смысловые единицы.

2      Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи.

3      Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

4      По мере записи все слова соединяются с ключевым словом линиями. У каждого слова–спутника тоже могут появиться свои слова–спутники.

Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

В итоге появляется запись–структура, которая отражает размышления (рисунок 2.1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.1– Схема кластера

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1      Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2      Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3      Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Денотатный граф – (от лат.Denoto – обозначаю и греч.Grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

В верхнем прямоугольнике графа записывается основная тема. В нижних прямоугольниках – глаголы, которые раскрывают содержание основного понятия, еще ниже – конкретизация понятия для каждого глагола.

Принципы построения графа

1      Выделить ключевое слово или словосочетание.

2      Подобрать глаголы, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

-     глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

-     глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться;

-     глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться;

-     глаголы–связки, с помощью которых осуществляется выход на определение.

3      Подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1–3 признака.

Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки (рисунок 2.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.2– Схема денотатного графа

Критерии оценивания кластеров и денотатных графов:

-     соответствие теме;

-     выбор ключевых слов;

-     полнота представленной информации;

-     наличие логики отражения материала;

-     нестандартный подход к оформлению;

-     аккуратность оформления.

Самостоятельная работа №1

по разделу: «Язык и культура».

Объем часов: 5 часов

Цель работы: развитие умения писать реферат;

Содержание работы:

Задание 1. Подготовить реферат на тему "Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка».

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, текст написан без орфографических и пунктуационных ошибок;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №2

по разделу: «Культура речи»

Подготовить реферат на тему "А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка"

Объем часов: 5 часов

Цель работы: развитие умения писать реферат

Содержание работы:

Задание 1. Подготовить реферат на тему "А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка"».

Задание 2. Подготовить защиту раферата.

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, дан полный ответ;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №3

по разделу: «Культура речи».

Подготовка сообщения по теме: «Экология языка - экология мышления».

Объем часов: 5 часов

Цель работы: расширение знаний о языке, развитие связной речи

Содержание работы:

Задание 1. Подготовить сообщение по теме: «Экология языка - экология мышления».

Оценка работы:

- оценка «5» - содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета; грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

- оценка «4» - содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов; грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

- оценка «3» - в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов; грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

- оценка «2» - работа не соответствует теме; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство текста; в целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов; грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

- оценка «1» - в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Рекомендуемые источники информации:

  1. интернет-источники

 

Самостоятельная работа №4

по разделу: «Культура речи»

Эссе на свободную тему, используя синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

Объем часов: 5 часов

Цель работы: углубление и расширение знаний по данной теме, развитие исследовательских умений.

Содержание работы:

Задание 1. Написать эссе на свободную тему, используя синонимы, омонимы, паронимы, антонимы

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа полностью соответствует заданной теме, правильно выбраны ключевые слова, информация представлена в полном объеме, имеются логические связи между всеми элементами, в оформлении использованы оригинальные формы;

-     оценка «4» – работа соответствует заданной теме, правильно выбраны ключевые слова, информация представлена не в полном объеме, имеются логические связи между всеми элементами, недочеты в оформлении;

-     оценка «3» – работа не полностью соответствует заданной теме, не правильно выбраны ключевые слова, не все элементы взаимосвязаны, недочеты в оформлении;

-     оценка «2» – работа не соответствует заданной теме, ключевые слова выбраны не правильно, нет логических связей между элементами, недочеты в оформлении.

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №5

по разделу: «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Подготовка заданий для одногруппников по теме: «Функциональные разновидности языка».

 Объем часов: 4 часа

Цель работы: раскрытие причин активных процессов, происходивших в орфоэпии, лексике, развитие навыков составление заданий и сформулированной мысли.

Содержание работы:

Задание 1. Подготовить задания для одногруппников по теме: «Функциональные разновидности языка».

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, дан полный ответ;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №6

по разделу: «Речь. Речевая деятельность. Текст».

Составление памятки по технике безопасности на рабочем месте.

Объем часов: 4 часа

Цель работы: обобщение и повторение раздела «Лексика».

Содержание работы:

Задание 1. Составить памятку по технике безопасности на рабочем месте

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, дан полный ответ;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №7

по разделу: «Речь. Речевая деятельность. Текст».

Подбор информации в Интернете и подготовка сообщений по темам на выбор.

Объем часов: 4 часа

Цель работы: систематизация знаний о публичной речи

Содержание работы:                                    

Задание 1. Подготовить сообщение по теме «Основы ораторского искусства».

Задание 2. Подготовить сообщение по теме «Подготовка публичной речи».

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, дан полный ответ;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1.      интернет-источники

 

Самостоятельная работа №8

по разделу: «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Подготовка сообщения по теме «Особенности построения публичного выступления».

Объем часов: 4 часа

Цель работы: систематизация знаний о публичной речи.

Содержание работы:

Задание 1. Подготовить сообщение по теме «Особенности построения публичного выступления».

Оценка работы:

-     оценка «5» – работа выполнена полностью, дан полный ответ;

-     оценка «4» – работа выполнена полностью или не менее 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки

-     оценка «3» – работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

-     оценка «2» – работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания).

Рекомендуемые источники информации:

1. интернет-источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1.    Черняк В.Д. Русский язык и культура речи : учебник / Черняк В.Д., Сергеева И Др Е.В. — Москва : КноРус, 2019. — 343 с.

2.    Руднев. В.Н. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Руднев В.Н. — Москва : КноРус, 2019. 

3.    Сергеева Е.В. Русский язык и культура речи. Практикум : учебно-практическое пособие / Сергеева Е.В. и др. — Москва : КноРус, 2019.

Дополнительные источники:

1.      Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.

2.      Власенков А.И. Л.М. Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. / М.: Просвещение, 2000. – 367 с.

3.      Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

4.      Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 .- 368 с.

5.      Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 44-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 286 с. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 528 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

 

Словари

1.      Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.

2.      Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

3.      Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

4.      Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

5.      Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.

6.      Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

7.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.

8.      Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.

9.      Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.

10.  Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

11.  Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.

 

Интернет-ресурсы

1.         www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

2.         www.ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

3.         www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

4.         www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

5.         www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

6.         www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

7.         www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

8.         www.metodiki.ru (Методики).

9.         www.posobie.ru (Пособия).

10.     www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

11.     www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).

12.     www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

13.     www.slovari.ru/dictsearch (Словари).

14.     www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

15.     www.gramota.ru (Справочная служба).

16.     www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).


 

Скачано с www.znanio.ru

Бардымский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «

Бардымский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по выполнению самостоятельных занятий по учебной дисциплине «Родной язык» для студентов по профессии среднего профессионального образования 38

ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по выполнению самостоятельных занятий по учебной дисциплине «Родной язык» для студентов по профессии среднего профессионального образования 38

Методические указания предназначены для обучающихся среднего профессионального образования очной формы обучения

Методические указания предназначены для обучающихся среднего профессионального образования очной формы обучения

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Рекомендуется выверять все слайды на наличие возможных грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок

Рекомендуется выверять все слайды на наличие возможных грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2–3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей,…

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2–3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей,…

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником

Введение – начальная часть текста

Введение – начальная часть текста

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного…

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного…

Примеры оформления списка литературы

Примеры оформления списка литературы

Оформление учебников и учебных пособий

Оформление учебников и учебных пособий

ФИО автора, но сначала инициалы, а потом фамилия; затем две косые черты; название периодического издания или сборника, в котором размещена статья (кавычки не используются); тире,…

ФИО автора, но сначала инициалы, а потом фамилия; затем две косые черты; название периодического издания или сборника, в котором размещена статья (кавычки не используются); тире,…

Составление толкований слов 1

Составление толкований слов 1

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы рассматриваемой в рамках учебной дисциплины «Русский язык»

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы рассматриваемой в рамках учебной дисциплины «Русский язык»

Таблица 2.1 Примерное распределение содержания эссе

Таблица 2.1 Примерное распределение содержания эссе

Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме

Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения

В верхнем прямоугольнике графа записывается основная тема

В верхнем прямоугольнике графа записывается основная тема

Самостоятельная работа №1 по разделу: «Язык и культура»

Самостоятельная работа №1 по разделу: «Язык и культура»

Рекомендуемые источники информации: 1

Рекомендуемые источники информации: 1

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Рекомендуемые источники информации: 1

Рекомендуемые источники информации: 1

Объем часов: 4 часа Цель работы : обобщение и повторение раздела «Лексика»

Объем часов: 4 часа Цель работы : обобщение и повторение раздела «Лексика»

Самостоятельная работа №8 по разделу: «Речь

Самостоятельная работа №8 по разделу: «Речь

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020