Методические материалы для обществознанию по теме "Социология"
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Социология" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
5социоогия.doc
Социология
Социальная система – это целостное образование, основным элементом
которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Специфика
социальной системы заключается в том, что её элементами являются
индивиды, группы, социальные общности, поведение которых определяется
социальными ролями.
При взаимодействии с внешней средой система способна изменять свою
структуру (изменяются отношения между элементами).
Социальная структура общества часть социальной системы, объединяет в
себе два компонента: социальные связи и социальный состав.
Социальная связь
это набор фактов, обуславливающих совместную
деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения
тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей,
а объективно. Установление связей диктуется социальными условиями, в
которых живут и действуют индивиды.
Социальный состав – набор элементов, составляющих социальную
структуру.
Социальная структура – устойчивая связь элементов в социальной системе,
строение общества или социальной группы.
Элементы социальной структуры: индивиды, занимающие определенные
позиции (статус), а также объединения этих индивидов на основе их
статусных признаков в группы и общности (социальные, территориальные,
этнические).
Социальная (стратификационная) структура расслоение, иерархическая
организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и
отношений между ними. Термин стратификация происходит от латинского
слова stratum – слой, пласт.
Страты – большие группы людей, отличающиеся по своему положению в
обществе.
Исторические типы социальной стратификации – рабство, касты,
сословия, классы.
Рабство – возникло в древности и сохраняется до сих пор. Различают две
формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами
младшего члена семьи, и классическое, при котором раб считается
собственностью хозяина.
Касты – замкнутые социальные группы, членство в которой передается
человеку по рождению. Кастовый строй был распространен в Индии, где
существовало четыре основные касты: брахманы – священнослужители;
кшатрии – воины; вайшьи – купцы; шудры – крестьяне, ремесленники,
рабочие. Особое место занимали неприкасаемые, которые не входили ни в
одну касту.
Сословие – относительно замкнутые группы людей, обладающие
закрепленными в законе правами и обязанностями, передаваемыми по
наследству.
Классы – большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам
производства и размером той доли богатств, которой они располагают. В
зависимости от исторического периода в обществе существовали такие
классы: рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и
пролетариат; средний класс.
Закрытое общество – социальное перемещение из низших страт в высшие,
либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Открытое общество – перемещение из одной страты в другую не ограничено
Типы социальных общностей:
этническая структура род, племя, народность, нация;
демографическая структура – деление населения по полу и возрасту;
поселенческая структура – городские или сельские жители;
классовая структура – буржуазия, пролетариат, крестьяне.
профессиональнообразовательная.
Статус – правовое, социальное положение субъекта в обществе, общности,
социальной группе.Статус предписанный дается человеку от рождения:
пол, национальность, сын, дочь, раса.Статус достигаемый – образование,
специальность, профессия, положение в обществе.
Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного
статуса, закрепленная в культурном и общественном мнении.
Авторитет – степень признания обществом достоинства личности,
конкретного человека.
Социальная роль – образец поведения, признанный целесообразным для
людей данного статуса в данном обществе, фактически показывающий, как
именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Социальная
роль может быть закреплена за человеком формально (в законодательном
акте), так и носить и неформальный характер.
Ролевая система совокупность ролей, выполняемых одним человеком
одновременно. Основные социальные роли: роль труженика, роль
потребителя, роль гражданина, роль члена семьи.
Ролевой конфликт – невозможность человека выполнять одновременно
несколько социальных ролей (например, совмещение учебы и работы
студентом, ухудшает его успеваемость; женщина не может совместить
обязанности домохозяйки и осуществление карьерного роста).
Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих
определенным образом; объединение людей, основанное на их общем
участии в некоторой деятельности, связанное с системой отношений.
Типы социальных групп: а) по численности: большие и малые; б) по
характеру взаимодействий: первичные (семья), вторичные (спортивная
команда); в) по способу организации и регулирования взаимодействия:
формальные (класс, бригада, т.е., созданные официальными органами) и
неформальные (уличная компания друзей); г) по количеству ценностей:
односторонние, многосторонние; д) по определению статуса: статусные
группы – классы, слои, касты.
Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей,
отличающиеся более или менее одинаковыми чертами условий и образа
жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных
норм, ценностных систем и интересов.
Типы социальных общностей: семья, род, племя, классы, социальные
группы, народности, нации, профессиональные общности, трудовые
коллективы.
Социальные слои – социальные общности, выделяемые по одному или
нескольким близким признакам дифференциации общества – доходам,
престижу, уровню образованию, культуре.
Социальные отношения – определенная устойчивая система связей
индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в
условиях данного общества.
Социальная дифференциация – расчленение социального целого на части
и элементы. Прежде всего, она включает разделение труда, появление
различных профессий, статусов, ролей.
Виды дифференциации: по
гражданству, национальности, роду занятий, экономическому статусу,
религиозной принадлежности. Часто употребляется в связи с делением
общества на богатых и бедных.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой
социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества;
это любой переход индивидам из одной социальной позиции в другую по
горизонтали, так и по вертикали.
Горизонтальная социальная мобильность – это переход или перемещение
индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и
том же уровне, т.е. без изменения статуса (например, изменение
гражданства, смена места работы без повышения или понижения в
должности).
Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из
одной социальной страты в другую, разные по уровню (например, повышение
или понижение по службе).
Люмпены – «люди дна», асоциальные элементы.
Социальные лифты – социальные институты, помогающие человеку
подниматься по социальной лестнице, перемещаться между стратами (армия,
семья, школа, церковь, собственность)
Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус,
лишенный возможности заниматься привычным делом, кроме того,
оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокуьтурной среде
той страты, в рамках которой он существует. Маргинал – человек
пограничного состояния. Маргинализация процесс, происходящий в
обществе, когда распадаются привычные социальные связи, большие массы
населения отрываются от своего привычного местоположения, не могут
адаптироваться в новой социальной среде. Такое состояние общества
происходит в ходе революций, народных войн.
Критерии социальной стратификации: размер богатства, уровень
образования, доступ к власти, социальное происхождение.
Социальный институт – организованная система связей и социальных норм,
правил, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие различные сферы человеческой жизнедеятельности и
организующие их в систему социальных статусов и ролей. Функции
социальных институтов: социализация и интеграция новых поколений в
общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью
Социальными институтами
поведения всех членов общества.
являются: семья, школа, армия, церковь, собственность. Выделение
социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как
системы, имеющей свои потребности. Г.Спенсер полагал, что общество
нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания
существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и
координации этих видов деятельности (государство).Социолог Дж. Ленски
выделил шесть основных потребностей, вокруг которых и группируются
социальные институты.
Потребность
Институты
1) потребность в коммуникации
между членами общества, которая
обеспечивается также единым
литературным языком
2) потребность в производстве
товаров и услуг
3)потребность в распределении
товаров и услуг
4) потребность в защите членов
общества от физических,
биологических опасностей
средства массовой информации
(печать, телевидение, Интернет)
средства массовой коммуникации
(телеграфная связь, почта, телефон)
прочие институты (издательства,
выпускающие научные книги)
производство
торговля
армия, специальные организации,
обеспечивающие безопасность
граждан (МЧС) 5) потребность в поддержании
численности населения и
воспроизводстве новых членов
взамен выбывающих из социальной
жизни
6) контроль за поведением и
деятельностью членов общества
(урегулирование конфл., создание
благопр. условий для общественно
полезной деятельности)
семья
система образования
политические институты
милиция
прокуратура
судебная система
Семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность
людей, связанная узами супружества и тем самым осуществляющих
воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также
социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья
является одновременно и социальным институтом и малой группой.
Семья как малая группа – малочисленная по своему составу социальная
группа, члены которой объединяются общей деятельностью и находятся в
непосредственном личном общении друг с другом, что является основой
возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых
ценностей и норм поведения. Играет огромную роль в воспитании и
становлении личности, её социализации, является проводником тех
ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.
Семья как социальный институт удовлетворяет важную потребность
людей в воспроизводстве рода.
Типы семей:
моногамия – брак одного мужчины и одной женщины;
полигамия а) полигиния – брак одного мужчины с несколькими
женщинами;
б) полиандрия – брак одной женщины с несколькими
мужчинами;
патрилинеальная семья – наследование фамилии и социального
положения ведется по отцу, матрилинеальные – по матери;
патриархальная семья – глава семьи – отец, матриархальная –
мать;
гомогенная семья – супруги являются выходцами из одного
социального слоя, гетерогенная – из разных социальных слоев;
нуклеарная семья – современная семья, состоящая из матери, отца
и детей;
традиционная (патриархальная семья) – глава семьи – старший в
роду. Совместно проживают несколько поколений, строгое
распределение обязанностей между членами семьи, женщина
является домохозяйкой.
Современная (демократическая) семья – совместное решение
вопросов, совместно проживает только одно поколение, женщина
наряду с домашним хозяйством и воспитанием детей занимается
карьерой, нет четкого разграничения обязанностей между членами
семьи.
Брак – юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины
и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные
личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Условия вступления в брак: позитивные –
1.
2.
Взаимное добровольное согласие вступающих в брак.
Достижение брачного возраста (18 лет).
При наличии
уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст
может быть снижен до 16 лет.
Негативные условия вступления в брак:
3.
4.
Состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из
лиц, вступающих в брак.
Наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак.
Близкими родственниками признаются: родственники по прямой
восходящей и нисходящей линии (родители и дети, бабушка,
дедушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем родство
может быть полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют
только общую мать или отца).
Наличие отношений усыновления или удочерения между лицами,
желающими вступить в брак.
Признание судом недееспособности хотя бы одного из
брачующихся вследствие психического расстройства.
Основания, при которых брак признается недействительным:
5.
6.
1.
2.
3.
Несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных
законом условий его заключения.
Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерического
заболевания или ВИЧ – инфекции.
Заключение фиктивного брака т, е. такого брака, в который
супруги или один из них вступили без намерения создать семью.
Брак признается недействительным со дня его заключения.
Права и обязанности супругов – возникают с момента государственной
регистрации брака. Они разделяются на две группы.
Первую группу составляют личные неимущественные права и обязанности.
Так, супруги имеют право избрать общую фамилию, фамилию одного из них,
двойную фамилию, образовавшуюся путем присоединения фамилии жены к
фамилии мужа. У супругов есть право оставаться при своей добрачной
фамилии. Супруги совместно решают все вопросы жизни семьи и воспитания
детей. Каждый из супругов вправе свободно избирать свое место жительства,
выбирать профессию, род занятий.
Вторую группу прав составляют имущественные права и обязанности,
которые могут иметь как законодательный, так и договорной режим. Все, что
принадлежало каждому из супругов до вступления в брак, остается его
личной собственностью, и он вправе самостоятельно распоряжаться этим
имуществом. Имущество, нажитое во время брака, признается совместной
собственностью супругов, которые пользуются равными правами в отношении
этого имущества. Имущество, полученное одним из супругов в дар или по
наследству, не является совместным.
Установленный режим совместной собственности может быть изменен
брачным договором.
Брачный договор это письменное соглашение, в котором супруги сами
определяют свои имущественные права и обязанности в браке и в случае его
расторжения. Договор подлежит нотариальному удостоверению.
Права и обязанности родителей – имеют право и обязаны воспитывать
своих детей. На родителей возлагается обязанность осуществлять надзор за
детьми, защищать их права и интересы.
Права ребенка – на жизнь, на воспитание в семье, на обеспечение его
интересов, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни,
на получение содержания и собственности на принадлежащее ему имущество.
Социальная политика – часть внутренней политики государства,
воплощенной в социальных программах и реальных условиях
жизнедеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения
в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения. Согласно
Конституции РФ (ст.7), Россия – социальное государство. К основам
существования социального государства относятся: демократический режим
и правовой характер государства; наличие гражданского общества; высокий
уровень экономического развития государства, социальная ориентация его
экономики; наличие развитого социального законодательства.
Мероприятия государства по социальной политике:
создание эффективной системы
борьба с безработицей,
социального страхования;
государственное регулирование минимального размера оплаты
труда, приближение к размеру прожиточного минимума в стране;
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях; бесплатность
высшего образования на конкурсной основе;
бесплатная медицинская помощь в государственных,
муниципальных учреждениях здравоохранения;
бесплатное пользование библиотечными фондами, сравнительно
низкая плата за посещение музеев, картинных галерей, концертных
залов;
охрана труда и здоровья граждан;
установление государственных пенсий, пособий.
Основные тенденции развития стратификационной структуры
современного российского общества:
углубление имущественного неравенства, расслоение на богатых и бедных,
социальная поляризация;
блокирование процесса формирования среднего класса;
отток представителей интеллигенции в другие сферы деятельности;
увеличение групп маргинального типа (безработные, работающие не по
своей профессии, беженцы, нищенствующие);
участие криминальных структур в предпринимательской деятельности;
противоречивость социальных процессов.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными
особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего
единства. И отличия от других подобных образований (самосознание),
фиксированном в самоназвании (этнониме).
Типы этносов: племя, народность, нация.
Субэтнос – часть нации, отличающаяся особенностью культуры, языка, быта
(казаки, сибиряки).
Этническая группа группа людей, для которой характерны близость языков
и некоторых особенностей культуры, родственных по происхождению и
сохранившихся до наших дней; обособленная часть народности или нации.
Национальные (этнические) меньшинства – группы людей какойлибо
социальноэтнической общности, проживающие за пределами своей
государственности в инонациональной среде, и составляющие, как правило,
меньшинство населения в стране своего проживания, отсутствие национально
– государственных образований у национальных меньшинств.
Этногенез – происхождение, развитие этноса вплоть до формирования его
самосознания, обретения этнонима – самоназвания (русские, французы).
Племя
– этносоциальная общность доклассового общества,
характеризующаяся кровнородственными связями между людьми;
объединение несколько родов на основе кровного родства и общей
территории, связанных между собой либо непосредственно – при помощи
разного вида связей и отношений, либо через фратрии (братство). непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей;
колониальное наследие;
ошибки и просчеты руководства стран в решении национальных вопросов.
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка
уважения к национальным чувствам всех этнических групп,
народов;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех
народов и народностей;
создание эффективно действующих международных комиссий,
советов,
других организаций для мирного разрешения
национальных споров;
предоставление национально – культурной автономии всем
желающим национальным меньшинствам, что позволит им
сохранять свои обычаи, язык, культуру в цело;
соблюдение прав всех наций и народностей.
Племенной союз
– объединение глобальных социальных групп,
определенным образом заинтересованных во взаимном сотрудничестве.
Племя общность, сохранившая свою индивидуальность. Союз племен –
высшая форма общественной организации,
предшествовавшая
организационным формам классового общества.
Народ – в этническом смысле – обозначение всех типов этнических
общностей: племен, народностей, наций.
Народность
исторически сложившаяся языковая, территориальная,
экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и
предшествует нации.
Нация – это исторически высшая форма этносоциальной общности людей,
характеризующаяся единством территории,
экономической жизни,
исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. Для нации
характерно единство экономического пространства. Под единством
территории следует понимать компактность проживания нации. В
современном мире от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен наций.
В России более 100 этносов, 30 наций.
Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном
сознании её членов, выражающее усвоение людьми представлений о месте и
роли своего народа в мире, о его историческом опыте.
Национальные отношения – это синтез политических, социально
экономических, культурных, языковых и иных отношений внутри
многонациональных и общенациональных обществ. Национальный вопрос
лежит в основе национальных отношений.
Национализм – идеология, политика, основу которой составляют идеи
национальной исключительности и превосходства,
стремление к
национальной замкнутости, местничества; недоверие к другим нациям,
нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий,
обосновывающая исключительность той или иной нации, внедряющая в
сознание людей человеконенавистническую идеологию, разжигающую вражду
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный
экстремизм.
Расизм – психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на
идеях о физической и психической неравноценности рас, о допустимости и
необходимости господства «высших» рас над «низшими». Формы расизма:
национальная вражда, ненависть, расовый гнет, расовые предрассудки.
Антисемитизм – националистическая идеология и политика враждебного
отношения к евреям и их преследования; одна из форм шовинизма.
Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп
населения по расовым, национальным, религиозным признакам, а также
умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное и
частичное физическое уничтожение этих групп.
Национал – экстремизм – приверженность к крайним взглядам и средствам
в национальном вопросе.
Сепаратизм – идеологические и социальнополитические устремления и
действия, направленные к выходу из состава государства части территории,
населенной, как правило, другой этнической группой. С. широко
распространен в современном мире, наблюдается практически во всех
многоэтнических странах. Главной тенденцией сепаратизма является
политическое отделение и создание самостоятельного национального
государства или объединение с родственным этносом, обладающим своей
государственностью.
Основные тенденции развития нации: национальная дифференциация,
национальная интеграция.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения,
разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых
разных планах.
Формы межнациональной дифференциации:
самоизоляция в целом;
протекционизм в экономике;
национализм в различных формах в политике и культуре;
религиозный фанатизм, экстремизм.
Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения
различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Его
причины: невозможность государств жить изолированно, что связано с
коренными изменениями в экономике практически всех современных стран;
экономическая и политическая взаимосвязанность стран.
Формы интеграции:
экономические и политические союзы;
транснациональные корпорации;
международные культурные и народные центры;
взаимопроникновение религий и культур, ценностей.
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между
национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных
претензий, открытым противостоянием этносов, народов, наций друг другу,
имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных
столкновений, открытых войн.
Причины межнациональных конфликтов:
усложнение социальноэкономического развития стран мира, существование
отсталости многих из них;
Методические материалы для обществознанию по теме "Социология"
Методические материалы для обществознанию по теме "Социология"
Методические материалы для обществознанию по теме "Социология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.