Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"
Оценка 5

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Цивилизация" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
3цивилизация.doc
Исторический процесс и его формы         – основы прогресс   явились   которые   устройства, Исторический   процесс  временная последовательность   сменяющих   друг   друга событий,   результатом деятельности многих поколений людей. Основу   исторического   процесса   составляют исторические   факты,   произошедшие   или происходящие,   которые   оказали   существенное воздействие на жизнь людей. Субъекты   исторического   процесса:  народные массы, социальные группы, исторические личности Общественно­исторический ­ направление поступательного развития общества от низшего к высшему,  от простого к сложному. Регресс  –   обратное   движение   –   от   высшего   к низшему,   деградация,   возврат   к   уже   отжившим структурам и отношениям. Формы прогресса: реформа и революция. Реформа   –  преобразование,   переустройство, изменение   какой­либо   стороны   общественной жизни,   не   уничтожающее   основ   существующего государственного социального устройства. Революция –  это полное, комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающего   существующего социального строя. Критерии  прогресса –  А.   Сен­Симон   критерием прогресса   называл   состояние   общественной нравственности,   Г.Гегель   –   степень   развития свободы,   К.Маркс   –   степень   развития производительных   сил.   Степень   прогрессивности общества   нужно   оценивать   по   созданным   в   нем условиям   для   удовлетворения   всех   потребностей личности, для свободного развития человека. Противоречивость прогресса  заключается в том, что   прогресс   в   одной   области   может   породить регресс   в   другой   (например,   изобретение компьютера, привело, с одной стороны, к быстрой передаче   большого   количества   информации,   с другой, к ухудшению зрения пользователей). Эволюция  –   процесс   постепенных,   в   основном количественных изменений Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Формационный подход разработан К.Марксом. Формация  –   исторически   определенный   тип общества,   возникающий   на   определенном   способе производства материальных благ. Структура   формации   –  состоит   из   базиса   и надстройки. Базис   (иначе   он   называется   производственными отношениями)  –   совокупность   общественных             тогда развиваются, производства, производства   философские, отношений,   складывающихся   между   людьми     в процессе распределения, потребления   материальных   благ   (отношения собственности на средства  производства). Надстройка  –   это   все,   что   не   входит   в производство   материальных   благ,   а   именно, политические,   идеологические, культурные и иные отношения, а также  социальные институты,   связанные   с   ними.   Тип   надстройки определяется   базисом,   т.е.   ведущим   в   развитии общества является базис (экономика). Способ (формация)= производственные   отношения   (экономический базис общества) + производительные силы. Производительные силы  ­   люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда). Производительные   силы   являются   динамичными, как постоянно   производственные   отношения   статичны,   не изменяются   на   протяжении   длительного   времени. На   определенном   этапе   между   ними   происходит конфликт,   который   приводит   к   социальной революции и к смене одной формации на другую. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс   как   закономерную,   естественную   смену общественно­экономических формаций. Исторический процесс для марксизма понимается как линейный процесс. Цивилизационный   подход  разрабатывали Н.Я.Данилевский – теория культурно­исторических типов; О.Шпенглер – теория культур; А.Тойнби – теория   локальных   цивилизаций;   П.Сорокин   – теория социокультурных систем. Цивилизация   –  от   латинского   «гражданский».   В широком   смысле   –   уровень,   ступень   развития общества,   материальной   и   духовной   культуры, следующей   за   варварством   и   дикостью.   Любая цивилизация   характеризуется   не   столько производственным сколько специфическим  для  неё образом жизни, системой ценностей,   видением   и   способами   взаимосвязи   с окружающим миром. Употребление термина «цивилизация»: 1. Как синоним культуры (А.Тойнби) 2. Как   определенная   стадия   в   развитии базисом,       локальных культур (О.Шпенглер) 3. Как   ступень   исторического   развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер) 4. Как   уровень   (степень   развития   того   или иного региона, либо этноса В современной теории цивилизаций распространены концепции   локальных   цивилизаций   и   линейно   – стадиальные концепции социально­экономического Локальные цивилизации –  большие исторически сложившиеся   общности,   которые   занимают определенную   территорию   и   имеют   свои особенности и культурного развития. Они   могут   совпадать   с   границами   государств (китайская),   могут   включать   в   себя   несколько государств   (западноевропейская   цивилизация). Локальные   цивилизации   делят   на   две   большие группы: восточные и западные. Космогенная цивилизация­ цивилизация древнего мира   и   средневековья,   основывалась   на   ручной технологии, большой характеризовалась зависимостью общества от природы.     Характерные черты двух типов цивилизации Восточная цивилизация Западная цивилизация Сосредоточенно сть на духовном, Религиозная  основа ­ христианство(правосла большая роль религиозных ценностей. Религии: буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, ислам. Сознание ориентировано на духовные ценности. Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности Отсутствие классовой структуры, сословно­ вие, протестантизм, католичество). Разделение светской и духовной(религиозной) сфер жизни. Рациональное сознание. Индивидуализм, приоритет личности, её прав, интересов Развитая классовая структура общества, наличие партий, профсоюзов и т.п. корпоративная структура общества, её замкнутость Государство подчиняет общество. Деспотия Власть выше законов. Личная Правовое демократическое государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм – порождение западной цивилизации) Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. Меньшая зависимость от природных условий, интенсивные технологии. Рыночная экономика. инициатива и ответственность исключаются. Слабо развита частная собственность Зависимость экономики от природных условий, экстенсивные технологии. Нет рыночной экономики Вертикальный характер связей, Наличие развитых горизонтальных связей. отношения подчинения и господства. Отсутствие горизонтальных связей. Зависимость от властей. Циклический тип развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенн ость судьбы. Независимость от власти. Прогрессивный тип развития. Линейное быстротекущее время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего.     уровнем   знаний, Мировые цивилизации (линейно­стадиальные) – этап в истории человечества,    характеризующийся определенным потребностей, способностей,   технологическим   и экономическим   способом   производства.   Смена мировых   цивилизаций   выражает   поступательное движение исторического прогресса. Основные   типы   цивилизаций   в   истории человечества:  античная, средневековая,   современная восточная, российская. Взгляды ученых на развитие цивилизации: Теория   культур   О.   Шпенглера   –  отрицание линейности   мирового   процесса.   Цивилизация является   последней   стадией   существования культуры,   её   перерождением,   закатом.   Признаки цивилизации:   развитие   индустрии,   деградация литературы   и   искусства,   скопление   людей   в городах, отрицание традиционных ценностей.   индустриальная, древневосточная, Теория   локальных   цивилизаций   А.   Тойнби   – локальная   цивилизация   –   основная   единица исторического   процесса.   Стадия   развития: рождение,   рост,   надлом,   разложение,   гибель.   Для рождения   цивилизации   необходимо   творческое меньшинство (элита), которое сможет ответить на вызов Творца. Теория   культурно­исторических   типов   Н Данилевского   –  цивилизация   –   основа исторического   процесса,   имеет   индивидуальный, замкнутый   характер,   является   совокупностью отдельных   народов.   Нет   всемирной   истории,   нет всемирной культуры. Антропогенная   цивилизация   (информационное общество)   –   тип   развития   общества,   в   котором условием   развития   общественного   производства становится   информационная   насыщенность технологических   процессов,   а   также   творческое развитие каждого человека. Сравнение цивилизационного и формационного Линия сравнения Сравнение формационног о и цивилизационн ого подходов Роль факторов общественного развития подходов Формационны й подход Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер. Не воспринимаетс я история того или иного народа Экономически й фактор является определяющим Цивилизационн ый подход Человек – это единственный творец истории. Главное деятельность человека и её результат Все факторы признаются равнозначными с приматом духовных ценностей. Ценностные установки имеют определяющее значение. Существуют два типа цивилизаций: западные и восточные, имеют разные ценностные установки. Направленност ь исторического развития Трактовка понятия прогресса Достоинства Линейное построение. Движение от низшей к высшей формации. Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса – степень развития производитель ных сил Позволяет увидеть  общее в историческом развитии различных народов, представить историю человечества как единый процесс. Линейность не приемлема, присутствует циклическое развитие, линейно­ концентрически е циклы Прогресс – совокупность духовных, общечеловеческ их ценностей. Критерии прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Прогресс относителен. Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем его многообразии; ставит в центр исследования человека, его деятельность Предлагает определенную периодизацию.     (американизация) На   рубеже    XX­XXI  веков   идет   интенсивное сближение   культур   Запада   и   Востока   –  диалог культур. Вестернизация – односторонний   процесс   взаимодействия   культур, трансляция,   перенос   на   другие   народы   западного образа   жизни.   Центр   производства   современных культурных   эталонов,   получивших   глобальное распространение   –   это   страны   Европы,   США. Причины   вестернизации:  несоответствие   многих традиционных   культур   условиям   современной экономической и социальной жизни; заимствование западных   образцов   как   быстрый   способ растущих потребностей удовлетворения традиционных обществ. Аномия –  психологическая дезориентация, утрата внутренних и упорядочивающих стремление человека к целям в результате утраты культурных корней. Разумный путь к диалогу культур: регулирующих правил,       1. Культурный   синтез,   предполагающий эволюцию норм и ценностей традиционных культур 2. Заимствованные   нормы   и   стандарты воспринимаются   как   прагматические, ориентирующие   человека   в   хозяйственной деятельности   и   определении   материальных потребностей. Глобализация  –   распространение   действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой­либо   государственной   территории,   во всемирном  масштабе.  Глобальный, охватывающей весь   земной   шар,   всеобщий,   мировой.   Втягивание мира   в   открытую   систему   финансово­ экономических,   общественно­политических   и культурных   связей   на   основе   новейших коммуникационных и информационных технологий. Противоречивость   последствий   глобализации. Положение человека зависит не столько от решений национальных   правительств,   сколько   от   действий других государств, политики мировых финансовых центров.   Мир   становится   более   целостным   и одновременно   эта   целостность   подрывается, уменьшается   степень   стабильности   мировой системы. Глобализация  как   концепция   нынешней администрации   США   по   устройству   мира   в   XXI веке   –   устройство   в   виде   пирамиды.   На   первом уровне   –   США,   ФРГ, Италия….На   втором   уровне   ­     процветающие страны:   Швеция,   Испания,   Австрия,   Израиль… Третий  уровень – фундамент пирамиды  – страны третьего   мира,   ресурсы   которых   должны использоваться в интересах США. Глобальные   проблемы   человечества   – совокупность   проблем   человечества,   которые встали перед ним во второй половине  XX  века, и отрешения которых зависит судьба цивилизации.   Франция,   Англия, Признаки   глобальных   проблем:  масштабы проявления выходят за рамки одного государства; острота   проявления;   комплексный   характер;   все проблемы   тесно   взаимосвязаны     друг   с   другом; общечеловеческая   сущность,   делающая   их постоянными   и   актуальными   для   всех   стран; возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества. Главные (приоритетные) проблемы:            и     мира разоружения; проблема предотвращения новой мировой войны; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование вод Мирового океана; освоение космоса; преодоление   отсталости   развивающихся стран (Север­Юг);  международный терроризм;         все сил   живые   гидросферу, земного   шара, производительных Экологический кризис  – напряженное состояние взаимоотношений   между   человечеством   и природой,   характеризующееся   несоответствием развития и производственных   отношений   в   человеческом обществе   ресурсоэкологическим     возможностям биосферы. Биосфера  –   «область   жизни»,   пространство   на поверхности     в   котором распространены   существа. В.И.Вернадский   включил   в   биосферу   атмосферу, литосферу,   которые   являются главными условиями существования человеческого общества. Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума,   высшая   стадия   развития   биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная   человеческая   деятельность   становится главным,   определяющим   фактором   развития   на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы ­ общества – основа концепции ноосферой школы. Экогуманизм  ценностно­этическое представление человека и общества. Экогуманизм видит   в   природе   бытие   человека;   бережное отношение человека к природе и к самому себе. Демография о   населении   и закономерностях   его   развития   в   общественно­ исторической обусловленности. В   истории   человечества   произошло   три демографических   революции:   первая   связана   с неолитической   революцией   (переход   от присваивающей к производящей экономике привел к   возрастанию   населения   с   5­10   до   50   млн. человек);   вторая   демографическая   революция XVIII­XIX  вв.   –   переход   от   аграрной   к индустриальной   экономике;   50­е   гг.  XX  в   – «демографический   взрыв»   ­   прирост   мирового населения, в основном, в развивающихся странах. Основные коэффициент   показатели: коэффициент   демографические рождаемости,  –   наука  –  Обеспеченность Земли продовольствием   и   наличие   водных ресурсов; населения      Рост численности населения и миграционные потоки;  Сдвиги   в   мировой   геополитической ситуации           мировыми смертность, высокие   технологии;   смертности,   естественный   прирост   населения, младенческая средняя продолжительность жизни. Информационно­технологический неоколониализм  –   поддержка   зависимости развивающихся  стран от развитых с  применением таких методов: понижение мировых цен на сырье; перевод   «грязных»   производств   в   периферийные страны   из   развитых,   которые   оставляют   за   собой займы, только предоставляемые банками, увеличивающие   внешний   долг   развивающихся стран. Характерные   черты   «Юга»   ­  низкий   уровень производительных сил; узость отраслевого состава, малокультурность; кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы; внешнефинансовая задолженность; высокая степень неграмотности населения. Причины многодетности в странах «третьего мира»:  в сельском  хозяйстве господствует   ручной   труд,   необходима   помощь детей;   в   условиях   эпидемий   большая   детская смертность;   дети   –   кормильцы   в   старости; религиозные,   почитание многодетных   семей;   недостаток   необходимых средств для проведения государственной политики планирования семьи. Характерные   черты   «Севера»   ­  наблюдается процесс   старения   населения.   Причины:   более поздние   сроки   завершения   образования   и формирования семьи; снижение уровня смертности; увеличение продолжительности жизни. Урбанизация – социальный процесс роста городов, городского   населения,   повышение   их   роли   в развитии   общества.   Результат   урбанизации   – обострение   экологической,   ресурсной   и энергетической проблем. Основные   направление   решения   глобальных проблем  в XXI в.   культурные   нормы;  Переориентация   военной   экономики   на решение задач в интересах общества;  Содействие   социально­экономическому  Решение     развитию отсталых государств; экологических проблем качественно   новой   сложности:   снижение содержания   в   окружающей   среде токсических ослабление «парникового эффекта», угрозы истончения озонового слоя, угрозы кислотных дождей; веществ,      Развитие энергетики с учетом тенденций к потеплению климата;  Несбалансированный экономический рост;  Кризис   управления   и   способности управлять;

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для обществознанию по теме "Цивилизация"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Цивилизация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018