Профессиональная
компетентность
педагога как условие
внедрения и
реализации ФГОС
Семинар для заместителей руководителей ОУ
МБОУ НГО «ООШ №11»
• Учитель – это человек,
который учится всю жизнь,
только в этом случае он
обретает право учить.
Лизинский В. М.
Слайд 25
« Наша новая школа»
• «Новая школа это новые учителя, открытые
ко всему новому, понимающие детскую
психологию и особенности развития
школьников, хорошо знающие свой предмет.
Задача учителя помочь ребятам найти себя в
будущем, стать самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к
интересам школьников, открытые ко всему
новому учителя ключевая особенность школы
будущего.»
Компетенция
• – совокупность взаимосвязанных качеств
личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по
отношению к определенному кругу
предметов и процессов, необходимых
чтобы качественно и продуктивно
действовать по отношению к ним.
•
Компетентность
• – владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией,
включающей его личностное отношение
к ней и предмету деятельности.
• !!! профессионально компетентным считается
такой труд учителя, в котором
на достаточно высоком уровне осуществляется
педагогическая деятельность, педагогическое
общение, реализуется личность.
Что должен уметь компетентный
педагог?
• Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя
инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие
умения потребуются ученикам, чтобы найти себе
работу в современных условия и успешно продвигаться
по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать действительные жизненные
интересы своих учеников;
• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям
• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
и вопросам;
• связывать изучаемый материал с повседневной
жизнью, с интересами учащихся;
• закреплять знания и умения в учебной и
внеучебной практике;
• планировать учебное занятие с использованием
всего многообразия форм и методов учебной
работы, и, прежде всего всех видов
самостоятельной работы, диалогических и
проектноисследовательских методов;
• ставить цели и оценивать степень их
достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве владеть методом «создания ситуации
успеха»;
• привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый
опыт без лишних временных затрат;
• привлекать экспертов и специалистов для обсуждения
тех вопросов, в которых сам недостаточно
компетентен;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой,
но и содержательной характеристикой;
• оценивать не только предметные достижения, но и
развитие личностных качеств;
• видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности
жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
• нужно быть готовым к постоянным
переменам;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на
основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта
невозможно;
• главная задача – обеспечить максимум успеха и
минимум неудач в будущей жизни своих
учеников, поэтому родители – самые верные
союзники учителя;
• любая человеческая деятельность красива и
эффективна, и это представление передать
ученикам.
Педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя самым главным и
единственным источником знаний;
• передавать ученикам свой жизненный опыт и
воспитывать их исходя из того, как был
воспитан сам;
• придерживаться представлений о том, что
существуют раз и навсегда заданные способы
правильного и неправильного решения различных
• следовать мелочным правилам и инструкциям.
проблем;
•
Компетентность учителя
• – это синтез профессионализма
(специальная, методическая,
психологопедагогическая подготовка),
творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения,
оптимальное использование средств,
приёмов, методов обучения)
и искусства (актёрство и
ораторство).
•
Современный учитель должен успешно
решать новые для него проблемы:
• как воспитать детей в духе толерантности в классе, в
котором каждый третий – носитель собственного
этнического мировоззрения, отличного от
традиционного для данного социума;
• как повысить мотивацию обучащихся;
• как осуществить педагогическую поддержку одарённого
ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной
образовательной программе;
• как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и
т.п.
NB!
• Школа не должна научить на всю
жизнь – школа должна научить
учиться всю жизнь и эффективно
использовать полученные знания на
практике…
Выявление уровня профессиональной
компетентности учителя:
• 1 этап.
• диагностирования, тестирование;
• определение путей совершенствования
профессиональной компетентности.
Механизмы развития профессиональной
компетентности педагога
2 этап.
• Обучение на курсах повышения квалификации, в
том числе в дистанционном режиме и др.
• Работа в ШМО, творческих группах,
педмастерские, мастерклассы, предметные
декады.
• Активное участие в педсоветах, семинарах,
конференциях.
• Участие в различных конкурсах.
• Участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций.
Механизмы развития профессиональной
компетентности педагога
• Обобщение и распространение опыта.
• Аттестация.
• Творческий отчет.
• Использование современных методик, форм,
видов, средств обучения и новых технологий.
• Самообразование.
• Разработка системы стимулирования
деятельности учителя.
Анализ деятельности учителя
• 3 этап.
• Обобщение опыта.
• Разработка рекомендаций по
дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности
педагогов.
• Самоанализ деятельности.
Определение уровня профессиональной
компетентности учителя
• Рабочая карта для проведения
самооценки
• Критерии оценки профессиональных
компетенций учителя
Диагностика уровня инновационного
потенциала педагогического коллектива
(ИППК)
• С целью выявления уровня ИППК разработан
комплект анкет для учителей:
• Анкета: «Оценка потребности педагогов в
развитии и саморазвитии»
• Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому»
•
•
Анкета: «Информационная готовность
педагогического коллектива»
• Анкета: «Мотивационная готовность
педагогического коллектива к освоению
новшеств»
• Анкета: «Антиинновационные барьеры учителей,
препятствующие освоению инноваций»
• Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном
коллективе».
Перспективой работы по данному
направлению является решение
следующих проблем:
• планирование методической работы на основе
диагностики уровня профессиональной
компетентности учителя;
• изучение уровня развития креативной
компетенции, т.е. умения учителя выводить
• деятельность на творческий, исследовательский
•
уровень.
•
• повышение уровня сформированности
управленческой компетенции, то есть владение
управленческими технологиями – педагогический
анализ ресурсов, умение проектировать цели,
планировать, организовывать, корректировать и
анализировать результаты.
• совершенствование рефлексивной
• компетенции учителей умения
самостоятельно подготовить описание опыта,
провести мастеркласс, оформить статью, доклад.
Спасибо, уважаемые коллеги!
• Учитель – это человек,
который учиться всю жизнь,
только в этом случае он
обретает право учить.
Лизинский В. М.