Методические материалы для заместителей руководителей ОО "Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС"

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 22.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профессиональная компетентность педагога.pptx
Профессиональная  компетентность  педагога как условие  внедрения и  реализации ФГОС Семинар для заместителей руководителей ОУ МБОУ НГО «ООШ №11»
• Учитель – это человек,  который учится всю жизнь,  только в этом случае он  обретает право учить.                                                                                                                                                                         Лизинский В. М.
Слайд 25 « Наша новая школа»  • «Новая школа ­ это новые учителя, открытые  ко всему новому, понимающие детскую  психологию и особенности развития  школьников, хорошо знающие свой предмет.  Задача учителя ­ помочь ребятам найти себя в  будущем, стать самостоятельными,  творческими и уверенными в себе людьми.  Чуткие, внимательные и восприимчивые к  интересам школьников, открытые ко всему  новому учителя ­ ключевая особенность школы  будущего.»
Компетенция • – совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков,  способов деятельности), задаваемых по  отношению к определенному кругу  предметов и процессов, необходимых  чтобы качественно и продуктивно  действовать по отношению к ним. •
Компетентность • – владение, обладание человеком  соответствующей компетенцией,  включающей его личностное отношение  к ней и предмету деятельности. • !!! профессионально компетентным  считается  такой труд учителя, в котором  на достаточно высоком уровне осуществляется  педагогическая деятельность, педагогическое  общение, реализуется личность.
Что должен уметь компетентный  педагог? • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя  инициативу, самостоятельность и ответственность; • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие  умения потребуются ученикам, чтобы найти себе  работу в современных условия и успешно продвигаться  по лестнице профессионального успеха; • видеть и понимать действительные жизненные  интересы своих учеников;  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; и вопросам;
• связывать изучаемый материал с повседневной  жизнью, с интересами учащихся;  • закреплять знания и умения в учебной и  внеучебной практике; • планировать учебное занятие с использованием  всего многообразия форм и методов учебной  работы, и, прежде всего всех видов  самостоятельной работы, диалогических и  проектно­исследовательских методов; • ставить цели и оценивать степень их  достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве владеть методом «создания ситуации  успеха»; • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый  опыт без лишних временных затрат; • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения  тех вопросов, в которых сам недостаточно  компетентен; • оценивать достижения учащихся не только отметкой,  но и содержательной характеристикой; • оценивать не только предметные достижения, но и  развитие личностных качеств; • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности  жить в социуме.
Педагог должен понимать, что: • нужно быть готовым к постоянным  переменам; • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на  основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта  невозможно; • главная задача – обеспечить максимум успеха и  минимум неудач в будущей жизни своих  учеников, поэтому родители – самые верные  союзники учителя; • любая человеческая деятельность красива и  эффективна, и это представление передать  ученикам.
Педагог должен остерегаться: • по привычке считать себя самым главным и  единственным источником знаний; • передавать ученикам свой жизненный опыт и  воспитывать их исходя из того, как был  воспитан сам; • придерживаться представлений о том, что  существуют раз и навсегда заданные способы  правильного и неправильного решения различных  • следовать мелочным правилам и инструкциям. проблем; •
Компетентность  учителя • – это синтез профессионализма  (специальная, методическая,  психолого­педагогическая подготовка),   творчества (творчество отношений,  самого процесса обучения,  оптимальное использование средств,  приёмов, методов обучения)        и искусства (актёрство и  ораторство).  •
Современный учитель должен успешно  решать новые для него проблемы: • как воспитать детей в духе толерантности в классе, в  котором каждый третий – носитель собственного  этнического мировоззрения, отличного от  традиционного для данного социума; • как повысить мотивацию обучащихся; • как осуществить педагогическую поддержку одарённого  ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной  образовательной программе; • как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и  т.п.
NB! • Школа не должна научить на всю  жизнь – школа должна научить  учиться всю жизнь и эффективно  использовать полученные знания на  практике…
Выявление уровня профессиональной  компетентности учителя: • 1 этап.  • диагностирования, тестирование; • определение путей совершенствования  профессиональной компетентности.
Механизмы развития профессиональной  компетентности педагога 2 этап.  • Обучение на курсах повышения квалификации,  в  том числе в дистанционном режиме и др. • Работа в ШМО, творческих группах,  педмастерские, мастер­классы, предметные  декады. • Активное участие в педсоветах, семинарах,  конференциях. • Участие в различных конкурсах. • Участие в исследовательских работах, создание  собственных публикаций.
Механизмы развития профессиональной  компетентности педагога • Обобщение и распространение опыта. • Аттестация. • Творческий отчет. • Использование современных методик, форм,  видов, средств обучения и новых технологий. • Самообразование. • Разработка системы стимулирования  деятельности учителя.
Анализ деятельности учителя • 3 этап.  • Обобщение опыта. • Разработка рекомендаций по  дальнейшему совершенствованию  профессиональной компетентности  педагогов. • Самоанализ деятельности.
Определение уровня профессиональной  компетентности учителя • Рабочая карта для проведения  самооценки • Критерии оценки  профессиональных  компетенций учителя
Диагностика уровня инновационного  потенциала педагогического коллектива  (ИППК) • С целью выявления уровня ИППК  разработан  комплект анкет для учителей:  • Анкета: «Оценка потребности педагогов в  развитии и саморазвитии» • Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому»  • •        Анкета: «Информационная готовность              педагогического коллектива»
• Анкета:  «Мотивационная готовность   педагогического коллектива  к освоению       новшеств» • Анкета:  «Антиинновационные барьеры учителей,  препятствующие освоению инноваций»  • Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном  коллективе».
Перспективой работы по данному  направлению является решение  следующих проблем: • планирование методической работы на основе  диагностики уровня профессиональной  компетентности учителя;  • изучение уровня развития креативной  компетенции, т.е. умения учителя выводить  •     деятельность на творческий, исследовательский  •   уровень. •
• повышение уровня сформированности  управленческой компетенции, то есть владение  управленческими технологиями – педагогический  анализ ресурсов, умение проектировать цели,  планировать, организовывать, корректировать и  анализировать результаты.  •        совершенствование рефлексивной   •           компетенции учителей  ­ умения  самостоятельно подготовить описание опыта,  провести мастер­класс, оформить статью, доклад.
Спасибо, уважаемые коллеги! • Учитель – это человек,  который учиться всю жизнь,  только в этом случае он  обретает право учить.                                                                                                                                                                         Лизинский В. М.