Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"
Оценка 4.9

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Человек" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
1человек +.doc
Человек         – как  наука, синоним    конкретный   представитель Антропология изучающая естественноисторическое   происхождение   человека и человеческих рас. Бытие  –   в   философской   литературе   часто употребляется понятию «существование»,   «мир»,   «жизнь»,   «космос», «действительность»,   «реальность».   Это   наиболее общее   т   абстрактное   понятие,   обозначающее существование чего­либо вообще.  Человек – единичный представитель человеческого рода  Homo  Sapiens.   Существо   биосоциальное. Биологическое   –   обладающее   наследственными признаками: прямохождение, разум, большой мозг, цепкие   руки.   Социальное   –   может   развиваться только   в   обществе,   усваивая   ценности   данного общества. Индивид   – человеческого рода. Индивидуальность  –   неповторимые   качества   и черты, присущие конкретному индивиду. Личность  – это совокупность социальных черт и качеств   человека.   Это   человеческий   индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий   совокупностью   социально   значимых черт,   свойств,   качеств,   которые   он   реализует   в общественной   жизни.   Человеком   рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализация   –  процесс   усвоения   индивидом ценностей данного общества в ходе воспитания и самовоспитания.   процесса социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности   в   конкретном   обществе. Процесс социализации длится всю жизнь. Агенты   социализации  –   конкретные   люди, ответственные   за   обучение   других   людей культурным   нормам   и   оказание   им   помощи   в освоении   различных   социальных   ролей.  Агенты первичной социализации: родители, братья, сестры,  Агенты   вторичной близкие   родственники. социализации:   учителя,   должностные   лица, окружение человека. Институты   социализации  –   это   социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичные институты: семья, школа. Вторичные институты: средства массовой информации, армия, церковь. Десоциализация  – утрата или сознательный отказ от   усвоенных   ценностей,   норм   поведения, социальных   ролей,   первичного   образа   жизни.   Это может   происходить   с   человеком   на   вторичном этапе социализации. Ресоциализация  –   восстановление   утраченных ценностей   и   социальных   ролей,   переобучение,   В   результате возвращение   индивида   к   нормальному   образу жизни. Адаптация  –   ограниченный   во   времени   процесс привыкания к новым условиям существования. Обучение  –   процесс   приобретения   индивидом новых знаний об окружающем мире. Взросление  –   социопсихологическое   становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет. Духовный   мир   человека  –   включает   в   себя духовные   потребности   в   познании   окружающего мира,   знания   человека,   его   убеждения,   чувства, эмоции, цели, которые ставит перед собой человек. Ценности  –   предмет   устремления   человека, важный   момент   смысла   его   жизни.  Социальные ценности  –   общественные   идеалы,   выступающие как   эталон   должного   в   различных   сферах общественной   жизни.  Личностные   ценности  – идеалы   отдельной   личности,   служащие   одним   из источников мотивации её поведения. .Мировоззрение   – окружающий мир и на место человека в нем  взгляды   человека   на Типы мировоззрения:          представления, обыденное   (житейское)   –   опирается   на жизненный   опыт   и   формируется   под влиянием жизненных обстоятельств; религиозное –  в основе лежат религиозные взгляды, убеждения человека; научное   –  опирается   на   достижения современной   науки   и   отражает   научную картину   мира,   результаты   современного научного познания; гуманистическое   –  объединяет   лучшие стороны   научного   мировоззрения   с социальной представлениями справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.   о         ­   трудовая,   игровая, Деятельность  –   форма   активного   отношения человека к окружающему миру или к самому себе, в ходе, которой человек преобразует окружающий мир или самого себя. Виды   деятельности:   общение, учебная;                                        ­ духовная, материальная, практическая. Структура   деятельности:   наличие   субъекта, объекта,   цели,   мотива,   потребностей,   действий, приемов и способов, результата. Субъект – это тот, кто совершает деятельность Объект – это то, на что направлена деятельность бывают   витальные) Цель   –  предвосхищаемый   образ   результата,   к которому   стремится   человек.   Это   то,     на   что направлена деятельность. Мотив  –   это   то,   что   побуждает   человека   к деятельности.   Важную   роль   в   мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения  –   это   устойчивые   взгляды   на   мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Интерес  –   это   такая   осознанная   потребность, которая   характеризует   отношение   людей   к предметам и явлениям действительности, имеющих для   них   важное   общественное   значение, притягательность.   В   основе   интереса   лежит понимание   необходимости   каких­либо   действий для   достижения   осознанной   цели,   т.е.   осознанная потребность.   Интересы   зависят   от   положения человека в обществе, от его принадлежности к той или   иной   социальной   группе.   Интересы различаются   по   степени   общности   и   бывают индивидуальными,   групповыми,   общественными. По сфере направленности бывают экономические, политические, социальные, духовные. Потребности  –   это   нужда   человека   в   чем­либо.   Потребности  биологические (физиологические,   –   в   еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в   труде;  духовные  –   в   образовании, самосовершенствовании. Действия   –  относительно   законченные   элементы   направленные   на   достижение деятельности, промежуточных   целей,   подчиненных   общему замыслу. Труд   –  это   совокупная   деятельность   людей   по созданию   материальных   и   духовных   благ,   всего богатства   форма жизнедеятельности   общества.   К   материальным благам   относятся   продукты   питания,   одежда, жилье,   транспорт,   техника,   услуги.   К   духовным благам   относятся   достижения   науки,   искусства, идеологии. Для трудовой деятельности характерно: употребление   и   изготовление   орудий   труда; целенаправленность труда; общественный характер труда; направление  труда на   преобразование   внешнего   мира.   Основные элементы   труда:   рабочая   сила,   средства   труда, предмет и материалы труда. Предметы труда  – те материалы (металл, глина, камень,   пластмасса),   на   преобразование   которых, направлена деятельность человека. Средства   и   орудия   труда  –   все   устройства, приборы, приспособления, энергетические   системы,   при   помощи   которых подвергаются преобразованию предметы труда. механизмы, процессов основная   общества;           –   количество Технология  – приемы и способы, применяемые в процессе производства.                       Производительность   труда  произведенной продукции за единицу времени. Эффективность труда – соотношение материалов и трудовых  затрат, с одной стороны, полученных результатов, с другой.   Уровень   разделения   труда   –  распределение конкретных   производственных   функций   между участниками   трудового   процесса  (в   масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).    Духовная   деятельность  ­     творческий   процесс производства   и   воспроизводства   духовных ценностей (идей, знаний, представлений..), а также их   сохранение,   распределение,   распространение, потребление. Творческая   деятельность  –   деятельность, порождающая   нечто   качественно   новое,   никогда ранее не существовавшее. Игра  – деятельность, которая в отличие от труда, ориентирована не столько на результат, сколько на сам   процесс.   Игра   позволяет   с   одной   стороны, осуществлять   реальное   действие,   с   другой,   носит условный   характер,   позволяющий   отвлечься   от реальной   ситуации,   действовать   в   воображаемой обстановке.   Для   игры   характерно   выполнение определенных условий и ролей. Общение  –   особая   форма   социального взаимодействия   и   межличностных   отношений людей.   Важнейшее   универсальное   средство общения   –   язык,   хотя   люди   используют   в   этом процессе   неязыковые   средства:   мимику,   жесты… Потребность в общении – одна из фундаментальных потребностей человека:      человек   не   может   удовлетворить   свои потребности, жить и развиваться вне других людей, вне общества; производство   средств   существования предполагает   общение   людей   по   поводу согласия трудовых взаимодействий; культурные   стандарты,   нормы   социальной жизни   передаются   и   поддерживаются   в обществе посредством общения; общаясь   с   другими   людьми,   человек вырабатывает критерии социальной оценки и самооценки; в   условиях   общения   осуществляется коммуникация – процесс передачи и обмен информацией, чувствами, способами и результатами деятельности.   мыслями,   Коммуникация  одностороннем порядке. –   передача   информации   в Виды общения:  между двумя реальными субъектами  реальный   субъект   и   иллюзорный   партнер (человек – животное); реальный субъект и воображаемый партнер (внутренний диалог, человек – Бог); два   воображаемых   партнера   (литературные герои).       в сформировалось Социальные нормы (норма – правило, образец) – предписания,   которые   являются   общими указаниями   для   социального   действия.   Норма предполагает   ожидаемое   правильное   поведение,   а следовательно не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.  Виды   социальных   норм:   обычаи   и   традиции, моральные   нормы,   религиозные   нормы,   правовые нормы, политические нормы, эстетические нормы. Обычай  –   общеобязательное   правило   поведения, которое   результате многократного повторения одних и тех же действий и   поступков   людей,   и   поэтому   приобрело устойчивую силу привычки, нормы. Некоторые из обычаев   перешли   в   разряд   правовых   норм. Например,   принятый   в   хозяйственном   обороте обычай   возвращать   долги   впоследствии приобретает правовой статус (обычное право). Традиция   –  исторически   сформировавшееся общеобязательное   правило   поведения,   которое устанавливает   и   закрепляет   социальные   устои общества     (этнические,   национальные,   семейные). Традиция часто вырастает из обычая: особо важные для   существования   определенно   компактно проживающего   сообщества   людей   обычаи передаются   из   поколения   в   поколение.   Традиции являются   важной   и   очень   древней   формой самосознания   людей, ставших   членами определенного   общества.   У   многих   народов таковыми они остаются,  и по сей день. Норма – общеобязательное   правило   поведения,   которое вырабатывается   в   соответствии   с   бытующими   в обществе   представлениями   о   добре   и   зле,   в формировании   которого   принимает   участие   все члены   общества.   Исполнение   норм   морали обеспечивается   силой   общественного   мнения, авторитетом,   Следование   нормам морали, в отличие от иных видов социальных норм, зависит   от   свободного   выбора   самого   индивида, поэтому для их выполнения  необходим достаточно высокий   уровень   самосознания   человека.   Мораль (нравственность)   означает   сознательный   выбор такого   способа   поведения,   который   ведет   к гармонизации отношений всех членов общества. В этом   состоит   универсализм   нравственности,   её ориентации на общечеловеческие ценности. (нравственности)   морали   совестью.           осуществляется Норма права – общеобязательное правило, модель должного поведения, которое устанавливается или санкционируется   государством,     и   исполнение которого   обеспечивается   принудительной   силой государства.   Норма   права   призвана   регулировать наиболее   жизненно   важные   общественные отношения,   которые   требуют   защиты   и   создания условий   для   их   реализации.   Деятельность   по формированию   норм   права   и   контролю   над   их исполнением органами государства.  Политические   нормы  –   правила   поведения, касающиеся   отношений   между   личностью   и властью,   между   социальными   группами   и   между государствами,   и   находят   свое   отражение   в международных актах, конвенциях. Религиозные   нормы  –   правила   поведения, которые   поддерживаются,   прежде   всего,   верой сторонников   религии   в   наказание   за   грехи. Религиозные   нормы   выделяются   на   основании сферы  их  функционирования;  в  действительности же   эти   нормы   совмещают   в   себе   элементы, характерные   для   правовых   и   моральных   норм,   а также традиций и обычаев.  Эстетические   нормы  –   правила,   закрепляющие представления людей о прекрасном и безобразном. Отклоняющееся   (девиантное)   поведение  – поведение   не   соответствующее   социальным нормам,   принятым   в   данном   обществе.   Девиация может быть как негативной (пьянство, алкоголизм, наркомания,   преступность),   так   и   позитивной (изобретательство,   необычные   рекорды   книги Гинесса). Деликвентное поведение – преступное поведение. Конформизм – следование существующим нормам в   обществе,   пассивное   принятие   существующего социального порядка вещей. Социальный   контроль  –   система   предписаний, запретов,   убеждений,   мер   принуждения,   которая обеспечивает   соответствий   действий   индивида принятым   упорядочивает взаимодействие   между   индивидами.   Социальным контролем   называют   также   институт,   который обеспечивает   следование   нормам.   Социальный контроль   присутствует   в   любом   обществе.   Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкции. Внешний   социальный   контроль  –   совокупность социальных   механизмов,   которые   регулируют деятельность  индивида.  Внешний  контроль  может быть   формальным   и   неформальным.   Формальный контроль   основан   на   инструкциях,   предписаниях, нормах   и   нормативных   актах,   неформальный контроль базируется на реакциях окружения. образцам   и конфликта   есть   потребность   в   сохранении солидарности.   В   результате   может наступить   внешние   мир   и   гармония,   но проблема   будет   «законсервирована»   и сохраниться; принуждение –  попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой. Конфликт можно   взять   под   контроль,   показав,   что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника; компромисс –  выработка решения, которое частично   удовлетворяет   всех   участников конфликта,   а   это   предполагает   хотя   бы частичное   принятие   точки   зрения   другой стороны; решение проблемы –  признаются  реальные различия   во   мнениях   и   готовность ознакомиться   с   иными   точками   зрения, чтобы   понять   причины   конфликта   и   найти курс действий, приемлемый для сторон.    Парадигма  (греч. Paradeigma – пример, образец) – в   широком   смысле   –   модель   любого   вида человеческой   деятельности,   принятая   в   качестве образца. Вместе с тем смысл понятия неоднозначен и  допускается  господствующая  в  данное  время   в конкретной   отрасли   знания   научная   теория. Парадигмой   может совокупность общепринятых   методов   исследования,   критериев выбора теории.   быть   человеком   Негативные   санкции   –  это   наказания,   которые направлены на то, чтобы исключить нежелательное поведение   или,   по   крайней   мере,   уменьшить   его вероятность.   Негативные   санкции   могут осуществляться   с   помощью   штрафа,   тюремного заключения   (формально   негативные),   словесного осуждения (неформально негативные). Формально позитивные санкции – грамота, доска почета, статья в газете;  неформально позитивные – улыбка, одобрение. Внутренний   социальный   контроль  –   это осуществляемый   самоконтроль, направленный   на   согласование   собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется   не   в   рамках   взаимодействия,   а   в результате   чувства     вины,   стыда,   которые возникают   при   нарушениях   усвоенных   человеком норм.   Совесть     часто   называют   внутренним контролером человека. Конфликт  – отсутствие согласия между двумя и более   сторонами   (конкретными   лицами   или социальными группами). Конфликт – это далеко не всегда   отрицательное   явление.   Хотя   конфликт обычно   приносит   дезорганизацию   и   вред.   Можно выделать   следующие  позитивные   функции конфликта: 1. коммуникативную   функцию:   в   ситуации конфликта   люди   и   другие   субъекты социальной жизни лучше осознают как свои стремления и желания, так и желания и цели противоположной стороны. Благодаря этому позиция   каждой   из   сторон   может,     как укрепиться, так и трансформироваться; 2. функцию     разрядки напряженности: выражение своей позиции и отстаивание её в противоборстве   с   противником   является важным   средством   выражения   негативных эмоций,   что   также   может   привести   к нахождение компромисса. 3. консолидирующую   функцию:   конфликт может   консолидировать   общество,   так   как открытое столкновение позволяет сторонам конфликта   лучше   узнать   мнение   и притязания противоположной стороны. Типы конфликтов:  межличностный   конфликт –  это   столкновение   между   двумя   или   более конкретными людьми;  межгрупповой конфликт  – столкновение между сообществами людей. Способы управления конфликтной ситуацией:    вопросов, уклонение  от конфликта, т.е. не вступать в обсуждение   чреватых разногласиями; сглаживание   –  не   выпустить   наружу признаки   конфликта   и   ожесточенности, мотивируя это тем, что у всех участников

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"

Методические материалы по обществознанию по теме "Человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018