Методические основы интеллектуального развития учащихся (педагогический эксперимент)

  • Научные работы
  • pptx
  • 08.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит информацию о результатах проведения педагогического эксперимента в 10-11 классах на уроках информатики в общеобразовательном учреждении с целью стимулирования интеллектуального развития обучающихся на уроках информатики, обоснована необходимость и эффективность визуализации учебного материала на уроках различного типа, подтверждена гипотеза о целесообразности применения исследуемого метода.
Иконка файла материала МЕТОД ИК.pptx
LOGOТЕОРЕТИКО­МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ учитель информатики  Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №53» города Макеевки Овсянникова Анна Алексеевна  ТЕОРЕТИКО­МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Проблема Объект Предмет Цель Актуальность проблемы LOGO интеллектуального  разрешение  противоречия  между  объективной  необходимостью  развития  учащихся  и  недостаточным  отражением  этой  тенденции  в  методической  системе  обучения  старших  школьников  основным  понятиям  курса  информатики интеллектуальное  развитие  учащихся  учреждений  среднего общего образования реализации  теоретико­методологических  процесс  основ  интеллектуального  развития  школьников  в  процессе обучения информатике обоснование  возможности  и  теоретическое  определение  реализации  интеллектуального  развития  учащихся  в  процессе  изучения школьного курса информатики практической  путей  2 Актуальность проблемы
Решаемые задачи Contents LOGO Определить на основе анализа психолого­педагогической  и методической литературы характер процесса интеллектуального развития учащихся и выявить его основные  показатели Раскрыть сущность и содержание системы развивающих задач  и упражнений в  традиционном обучении Выявить соответствие между компетенциями, формируемыми в процессе изучения  основных понятий дисциплин естественно­математического цикла и  общеинтеллектуальными умениями школьников Определить содержание интеллектуальной подготовки учащихся в процессе  формирования основных понятий курса информатики Разработать учебно­методический комплекс по информатике для учащихся  старших классов, направленный на формирование интеллектуальных умений  и обслуживающих их навыков Экспериментально проверить эффективность разработанных технологий  обучения  информатике, фиксируя основные показатели интеллектуального развития школьников и  изменение уровня успеваемости учащихся  3 Решаемые задачи
LOGO Определение интеллекта «Интеллект есть лишь абстрактное понятие,  которое упрощает и суммирует ряд  поведенческих характеристик»  Дж. Томпсон «Интеллект – это способность накапливать  опыт при переходе от одной ситуации к другой»   Г.Фергюсан «Интеллект есть единство некоторых психических  способностей,  проявляющихся в различных формах  деятельности  Р.Амтхауэр «Интеллект ­ присущий каждому человеку  психофизиологический механизм, который находится в  действии постоянно и служит условием,  предпосылкой  приобретения,  переработки и применения поступающей  информации К.М.Гуревич  4 Интеллект –  относительно  устойчивая  структура  умственных  способностей  индивида,  использованию при  умственной  деятельности включающая в себя  приобретенные  знания, опыт и  способность к их  дальнейшему  накоплению и  Определение интеллекта
Основные подходы в  LOGO исследовании интеллекта ПСИХОМЕТРИКА Ч. Спирмен КУЛЬТУРА М. Коул ИНТЕЛЛЕКТ Г. Айзенк НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ Р. Стернберг ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ 5 Основные подходы в исследовании интеллекта
Показатели  LOGO интеллектуального развития определение уровня логическое  мышление  теоретическое  мышление внутренний  план действий  ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНО Е РАЗВИТИЕ знания и  мыслительные  операции оперирование  абстрактными отношениями,  содержательными обобщениями 6 Показатели интеллектуального развития
Требования к предметным результатам  LOGO освоения курса «Информатика и ИКТ» Базовый уровень определяют следующие предметные компетенции в рамках курса:         сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в  окружающем мире;  владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального  описания алгоритмов;  владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения  универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций  программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;  владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программ для  решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и  отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по  выбранной специализации; сформированность представлений о компьютерно­математических моделях и необходимости  анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и  простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений  работать с ними;  владение компьютерными средствами представления и анализа данных;  сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники  безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;  понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в  Интернете. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования ДНР  7 Требования к предметным результатам освоения курса «Информатика и ИКТ»
Преимущества метода  LOGO интеллект­карт Информатика 11 класс Тема 1.  8 Преимущества метода интеллект­карт
Преимущества метода  LOGO интеллект­карт активизация учебной и  познавательной  деятельности  обеспечение  интенсивности  обучения  передача знаний и  распознавание  образов  ИК повышение  визуальной  грамотности и  культуры  зрительное восприятие и  образное представление  знаний и общеучебных  действий  формирование и развитие  критического и визуального  мышления   9 Преимущества метода интеллект­карт
Педагогический  эксперимент LOGO графическая визуализация информации обучение запоминание презентация ИК планирование мозговой штурм принятие  решений 10 Педагогический эксперимент
Педагогический  эксперимент LOGO ЗАДАЧИ формирующего  эксперимента подтвердить  сформулированную  гипотезу, то есть  доказать, что  применение методов  создания интеллект­карт  на уроках информатики  позволяет создавать  условия для  эффективного  интеллектуального  развития учащихся установить, какие  изменения вносит  использование  предлагаемого метода  интеллект­карт в  интеллектуальное  развитие учащихся  11 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент:  основные статистические  показатели анализа КГ и ЭГ LOGO Статистический показатель I КГ I ЭГ  Среднее Мода Медиана Дисперсия 3,84 3,32 4,15 5,00 3,73 4,18 0,28 0,26 Среднеквадратичное отклонение  0,53 0,51 12 ЭГ  II 3,97 3,18 4,05 0,32 0,57 КГ  II 4,31 4,36 4,36 0,26 0,51 Педагогический эксперимент: основные статистические показатели анализа КГ и ЭГ
Педагогический эксперимент:  LOGO анализ существенности различий  успеваемости КГ и ЭГ ДО эксперимента ПОСЛЕ эксперимента tэмп(до)tкр(0,05; 23)  tэмп(до)=2,11; tкр=2,07  отсутствие существенных различий  в уровне успеваемости  КГ и ЭГ до эксперимента наличие существенных различий  в уровне успеваемости  КГ и ЭГ после эксперимента Педагогический эксперимент: анализ существенности различий успеваемости КГ и ЭГ
Педагогический эксперимент:  LOGO анализ результатов Расчетная таблица для определения серийного G – критерия  контрольной и экспериментальной групп  14 Педагогический эксперимент: анализ результатов
Педагогический  LOGO эксперимент: результаты  15 Педагогический эксперимент: результаты
Педагогический  LOGO эксперимент: результаты  Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы по  тесту Равена 16 Педагогический эксперимент: результаты
Педагогический  LOGO эксперимент: результаты  теоретическая  значимость практическая значимость достоверность и  надежность  результатов обобщение  теоретических  подходов к  определению  интеллектуального  развития школьников и  обосновании выбора  показателей для его  диагностики,  исследование  фундаментальные  вопросы, относящиеся  к сущности учебной  деятельности в  старшем школьном  возрасте формирование  комплекса  развивающих задач и  упражнений,  позволяющих  повысить  эффективность  интеллектуального  развития школьников  в условиях  традиционного  обучения  комплекс  апробированных  методик  статистическая значимость  экспериментальных  данных  сочетание качественного и количественного анализа  опытно­экспериментальной  работы  17 Педагогический эксперимент: результаты
LOGO Благодарю за внимание