Материал содержит информацию о результатах проведения педагогического эксперимента в 10-11 классах на уроках информатики в общеобразовательном учреждении с целью стимулирования интеллектуального развития обучающихся на уроках информатики, обоснована необходимость и эффективность визуализации учебного материала на уроках различного типа, подтверждена гипотеза о целесообразности применения исследуемого метода.
LOGOТЕОРЕТИКОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
учитель информатики
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №53» города Макеевки
Овсянникова Анна Алексеевна
ТЕОРЕТИКОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Проблема
Объект
Предмет
Цель
Актуальность проблемы
LOGO
интеллектуального
разрешение противоречия между объективной
необходимостью
развития
учащихся и недостаточным отражением этой
тенденции в методической системе обучения
старших школьников основным понятиям курса
информатики
интеллектуальное развитие учащихся учреждений
среднего общего образования
реализации
теоретикометодологических
процесс
основ интеллектуального развития школьников в
процессе обучения информатике
обоснование
возможности
и
теоретическое
определение
реализации
интеллектуального развития учащихся в процессе
изучения школьного курса информатики
практической
путей
2
Актуальность проблемы
Решаемые задачи
Contents
LOGO
Определить на основе анализа психологопедагогической и методической литературы
характер процесса интеллектуального развития учащихся и выявить его основные
показатели
Раскрыть сущность и содержание системы развивающих задач и упражнений в
традиционном обучении
Выявить соответствие между компетенциями, формируемыми в процессе изучения
основных понятий дисциплин естественноматематического цикла и
общеинтеллектуальными умениями школьников
Определить содержание интеллектуальной подготовки учащихся в процессе
формирования основных понятий курса информатики
Разработать учебнометодический комплекс по информатике для учащихся
старших классов, направленный на формирование интеллектуальных умений
и обслуживающих их навыков
Экспериментально проверить эффективность разработанных технологий обучения
информатике, фиксируя основные показатели интеллектуального развития школьников и
изменение уровня успеваемости учащихся
3
Решаемые задачи
LOGO
Определение интеллекта
«Интеллект есть лишь абстрактное понятие,
которое упрощает и суммирует ряд
поведенческих характеристик»
Дж. Томпсон
«Интеллект – это способность накапливать
опыт при переходе от одной ситуации к другой»
Г.Фергюсан
«Интеллект есть единство некоторых психических
способностей, проявляющихся в различных формах
деятельности
Р.Амтхауэр
«Интеллект присущий каждому человеку
психофизиологический механизм, который находится в
действии постоянно и служит условием, предпосылкой
приобретения, переработки и применения поступающей
информации
К.М.Гуревич
4
Интеллект –
относительно
устойчивая
структура
умственных
способностей
индивида,
использованию при
умственной
деятельности
включающая в себя
приобретенные
знания, опыт и
способность к их
дальнейшему
накоплению и
Определение интеллекта
Основные подходы в
LOGO
исследовании интеллекта
ПСИХОМЕТРИКА
Ч. Спирмен
КУЛЬТУРА
М. Коул
ИНТЕЛЛЕКТ
Г. Айзенк
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ
Р. Стернберг
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
5
Основные подходы в исследовании интеллекта
Показатели
LOGO
интеллектуального развития
определение
уровня
логическое
мышление
теоретическое
мышление
внутренний
план действий
ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНО
Е РАЗВИТИЕ
знания и
мыслительные
операции
оперирование
абстрактными отношениями,
содержательными обобщениями
6
Показатели интеллектуального развития
Требования к предметным результатам
LOGO
освоения курса «Информатика и ИКТ»
Базовый уровень определяют следующие предметные компетенции в рамках курса:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программ для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и
простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования ДНР
7
Требования к предметным результатам освоения курса «Информатика и ИКТ»
Преимущества метода
LOGO
интеллекткарт
Информатика 11 класс
Тема 1.
8
Преимущества метода интеллекткарт
Преимущества метода
LOGO
интеллекткарт
активизация учебной и
познавательной
деятельности
обеспечение
интенсивности
обучения
передача знаний и
распознавание
образов
ИК
повышение
визуальной
грамотности и
культуры
зрительное восприятие и
образное представление
знаний и общеучебных
действий
формирование и развитие
критического и визуального
мышления
9
Преимущества метода интеллекткарт
Педагогический
эксперимент
LOGO
графическая визуализация информации
обучение
запоминание
презентация
ИК
планирование
мозговой штурм
принятие решений
10
Педагогический эксперимент
Педагогический
эксперимент
LOGO
ЗАДАЧИ
формирующего
эксперимента
подтвердить
сформулированную
гипотезу, то есть
доказать, что
применение методов
создания интеллекткарт
на уроках информатики
позволяет создавать
условия для
эффективного
интеллектуального
развития учащихся
установить, какие
изменения вносит
использование
предлагаемого метода
интеллекткарт в
интеллектуальное
развитие учащихся
11
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент:
основные статистические
показатели анализа КГ и ЭГ
LOGO
Статистический показатель
I КГ I
ЭГ
Среднее
Мода
Медиана
Дисперсия
3,84
3,32
4,15
5,00
3,73
4,18
0,28
0,26
Среднеквадратичное отклонение
0,53
0,51
12
ЭГ
II
3,97
3,18
4,05
0,32
0,57
КГ
II
4,31
4,36
4,36
0,26
0,51
Педагогический эксперимент: основные статистические показатели анализа КГ и ЭГ
Педагогический эксперимент:
LOGO
анализ существенности различий
успеваемости КГ и ЭГ
ДО
эксперимента
ПОСЛЕ
эксперимента
tэмп(до)tкр(0,05; 23)
tэмп(до)=2,11; tкр=2,07
отсутствие существенных различий
в уровне успеваемости
КГ и ЭГ до эксперимента
наличие существенных различий
в уровне успеваемости
КГ и ЭГ после эксперимента
Педагогический эксперимент: анализ существенности различий успеваемости КГ и ЭГ
Педагогический эксперимент:
LOGO
анализ результатов
Расчетная таблица для определения серийного G – критерия
контрольной и экспериментальной групп
14
Педагогический эксперимент: анализ результатов
Педагогический
LOGO
эксперимент: результаты
15
Педагогический эксперимент: результаты
Педагогический
LOGO
эксперимент: результаты
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы по
тесту Равена
16
Педагогический эксперимент: результаты
Педагогический
LOGO
эксперимент: результаты
теоретическая
значимость
практическая
значимость
достоверность и
надежность
результатов
обобщение
теоретических
подходов к
определению
интеллектуального
развития школьников и
обосновании выбора
показателей для его
диагностики,
исследование
фундаментальные
вопросы, относящиеся
к сущности учебной
деятельности в
старшем школьном
возрасте
формирование
комплекса
развивающих задач и
упражнений,
позволяющих
повысить
эффективность
интеллектуального
развития школьников
в условиях
традиционного
обучения
комплекс
апробированных
методик
статистическая значимость
экспериментальных
данных
сочетание качественного
и количественного анализа
опытноэкспериментальной
работы
17
Педагогический эксперимент: результаты
LOGO
Благодарю за внимание