Методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в средней школе.
Оценка 4.7
Компьютерные программы +2
doc
Междисциплинарный 7
Взрослым
26.04.2017
В предлагаемой статье раскрываются методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в средней школе. В статье раскрываются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера на уроках химии. Раскрываются возможности мультимедийных презентаций. Даны рекомендации по грамотному составлению презентаций для работы на уроках, на внеклассных занятиях. Разъясняется эффективность использования презентаций.
Статья Методические основы....doc
Методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в
средней школе.
В современном химическом образовании давно отдан приоритет личностно –
ориентированному обучению, а традиционное усвоение программных знаний сменилось
на формирование компетентностей. Но, между тем, урок был и остается главной составной
частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся, в значительной мере,
сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием
химического образования, технологиями проведения урока, его организационной и
практической направленностью, его атмосферой. Поэтому на современном этапе школьного
образования необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном
процессе.
Идя в ногу со временем, учитель обязан следить за последними новостями, стараться
сделать преподавание химии в школе современным, познавательным, интересным. В
настоящее время существует противоречие между большим объемом учебной информации по
химии и небольшим количеством программных часов на его усвоение. И если преподавание
химии в средней школе страдает изза недостатка наглядности, а экспериментальная работа
на уроке минимальна, ИКТ дают большие возможности представить учащимся программный
материал емко, содержательно и наглядно.
В изучении школьного курса химии можно выделить несколько основных направлений,
где оправдано использование компьютера:
– наглядное представление объектов и явлений микромира (например, строение молекул,
атомов);
– изучение производств химических продуктов;
– моделирование химического эксперимента и различных химических реакций;
– система тестового контроля;
– подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Особую роль при этом могут сыграть мультимедийные презентации. Их использование
позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Работа с
мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить разнообразные формы
деятельности на уроке за счет одновременного использования иллюстративного,
статистического, методического, а также видеоматериала. Такая работа может
осуществляться на разных этапах урока:
– как способ создания проблемной ситуации;
– как способ объяснения нового материала;
– как форма закрепления изученного;
– как форма проверки домашнего задания;
– как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео и текстового материала, комплексное освещение темы
обеспечивают более глубокое погружение учащимися в программный материал, способствуют
его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Презентация – форма подачи материала в виде системы слайдов, на которых могут
быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы.
Презентации имеет большие возможности:
1. Демонстрация фильмов, анимации.
2. Выделение (нужной области).
3. Гиперссылки. 4. Последовательность шагов.
5. Интерактивность.
6. Движение объектов.
7. Моделирование.
Microsoft Power Point является универсальным программным средством. Поэтому,
использование компьютерных презентаций возможно при изучении любых школьных
дисциплин. Однако очень важно разумно сочетать традиционные средства и компьютерные
презентации представления учебного материала на том или ином этапе урока. Перенасыщение
информацией и излишние эффекты презентации снизят эффективность их использования на
уроке и внесут элемент развлекательности и несерьезного отношения к изучаемому
материалу.
Как же правильно создать презентацию, использование которой на уроке даст нужный
эффект? Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и наметить
концепцию урока; определить место презентации в уроке. Если презентация станет основой
урока, то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от
постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока надо определить содержание
текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио и
видео фрагменты). И только после этого создавать слайды, в соответствии с планом урока, в
программе Power Point. Для большей наглядности можно использовать настройки
демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы,
комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение
презентации. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко
сформулировать цель ее использования и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать
материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать
варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. На слайдах можно
разместить необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в
соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного
устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем
слайде рационально разместить контрольные вопросы. Если учащиеся не могут ответить на
какойлибо вопрос, то можно возвратить тот слайд, где есть сведения для правильного ответа.
Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для
школьников.
Использование слайдов позволяет реализовать дифференцированный подход в работе с
профильными классами (например, физико – химическими). Так, слайды, подготовленные к
уроку в классе с углубленным изучением химии и содержащие гораздо более сложный, чем
обычно, материал, в общеобразовательных классах (с одночасовой программой) можно
пропустить. Рационально сохранять слайды в режиме редактирования, для того чтобы была
возможность вносить в них новую информацию или изменять программный материал. В
разработке подобных презентаций могут участвовать и ученики.
Использование ИКТ способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый
материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. Работа по этой
технологии не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью
соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
– способствует повышению познавательного интереса к изучению химии;
– содействует росту успеваемости учащихся по предмету,
– позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
– формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
– способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить,
работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ
относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Каково же влияние использования информационнокоммуникационных технологий на
учителя?
ИКТ дают:
– экономию времени на уроке;
– глубину погружения в материал;
– повышенную мотивацию обучения;
– интегративный подход в обучении;
– возможность одновременного использования аудио, видео, мультимедиа материалов;
– возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики
становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при
подготовке, на этапе формирования структуры урока.
Какова эффективность использования в массовой практике электроннометодических
материалов?
1. Реализуются новые цели образования:
– самостоятельной продуктивной деятельности;
– формирование информационной грамотности и компетентности;
– индивидуализация процесса;
– ценностносмысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет расширения
возможностей доступа к образовательной информации:
– совершенствуются организационные формы и методы обучения, воспитания;
– формируются умения самостоятельно приобретать знания;
– происходит визуализация представленной информации;
– осуществляется ориентация на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
– развивается творческий потенциал учащихся;
– одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения
трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.
Создание компьютерных презентаций – это увлекательный творческий процесс,
который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с
использованием современных информационных технологий требует много времени для
поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде
целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство
учителя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное
ожидание ими каждого урока химии, их успехи на олимпиадах и при поступлении в вузы.
Методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в средней школе.
Методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в средней школе.
Методические основы использования компьютерных презентаций на уроках химии в средней школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.