Методические основы урока

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
Иконка файла материала методические основы урока.docx
Методические основы урока 1. Методы   обучения  –   это   основные   виды   деятельности   учителя   и   ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно – воспитательных задач. 2. Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. 3. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. 4. Метод как способ учебной работы: догматический – приобретение знаний в готовом виде; эвристический  –   усвоение   знаний   и   умений   путем   рассуждений,   требующих догадки,   поиска,   находчивости,   что   должно   быть   предусмотрено   в   вопросе (задании); исследовательский  – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки   опытов,   измерения,   путем   самостоятельного   нахождения   исходных данных и прогнозирования результатов работы. Последние два метода наиболее свойственны развивающему типу обучения. Характеристика отдельных групп методов 1. объяснительно   –   иллюстративные   методы  отражают   деятельность   учителя   и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами,   с   использованием   демонстраций,   а   учащиеся   воспринимают, осмысливают   и   запоминают   ее.   При   необходимости   воспроизводят   полученные знания; 2. репродуктивные   методы  способствуют   формированию   знаний   (на   основе заучивания),   умений   и   навыков   (через   систему   упражнений).   При   этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов   и   других   заданий,   обеспечивающих   многократное   воспроизведение знаний или умений по образцу; ­ ­ ­ ­ ­ 3. методы проблемного обучения; ­ проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя,   размышляют   и   переживают   вместе   с   ним   и   тем   самым   включаются   в атмосферу научно – доказательного поискового мышления; частично – поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; исследовательские   методы  –   способы   организации   поисковой,   творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении; 4. методы организации учебно – познавательной деятельности: ­ ­ словесные, наглядные, практические; аналитические,   синтетические,   аналитико   –   синтетические,   индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно – поисковые; ­ ­ методы самостоятельной работы и работы под руководством; 5. методы стимулирования и мотивации:­ методы   стимулирования   интереса   к   учению   (познавательные   игры,   учебные дискуссии, создание эмоционально – нравственных ситуаций); ­ методы   стимулирования   долга   и   ответственности   (убеждения,   предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания); 6. методы контроля и самоконтроля: ­ устного контроля и самоконтроля  (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); письменного   контроля   и   самоконтроля  (контрольные   письменные   работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль); ­ ­ методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные   работы,   контроль   выполнения   практических   работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно – практический самоконтроль); 7. методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: ­ классификация   самостоятельных   работ   по   дидактической   цели   (подготовка учащихся   к   восприятию   нового   материала,   усвоение   учащимися   новых   знаний, закрепление   и   совершенствование   усвоенных   знаний   и   умений,   выработка   и совершенствование навыков); определение   самостоятельных   работ   по   изучаемому   материалу   (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.); различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная); ­ ­ ­ 8. методы   программированного   обучения  –   особый   вид   самостоятельной   работы учащихся   над   специально   переработанным   учебным   материалом,   сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся – жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством. Многообразие методов 1. словесные методы: ­ (сюжетный, объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины,   устанавливаются   причинно   –   следственные   связи   и   зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления; рассказ  –   это   форма   изложения   учебного   материала,   которая   носит преимущественно   описательный   характер     иллюстративный, информационный); работа с печатным словом  (с книгой) – это метод, позволяющий ученику под опосредованным   руководством   учителя   самостоятельно   организовать   процесс познания; изложение – это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой   состоит   в   том,   что   при   помощи   этого   метода   учащимся   передаются, сообщаются, предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются  образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; повествование  –   это   вид   изложения,   в   котором   связно     рассказывается   о конкретных  фактах, событиях,  процессах,  протекающих во  времени.  Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; ­ ­ ­ ­­ ­ ­ ­ описание  –   вид   изложения,   в   котором   дается   последовательное   перечисление признаков,   особенностей,   свойств,   качеств   предметов   и   явлений   окружающей действительности; рассуждение  –   вид   изложения,   в   котором   дается   последовательное   развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам; проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся   (как   правило,   умственной),   которая   состоит   в   решении   вопросов   и проблем, поставленных учителем; беседа  –   форма   овладения   учащимися   информацией   в   вопросно   –   ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая  (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием   развития   учащихся   при   диалогическом   методе   учения.   Ее   основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе – все вопросы подобраны так, что   учащиеся   имеют   возможность   догадаться   или   сделать   самостоятельное заключение;   в   беседе   предусмотрены   простые   и   сложные   вопросы,   последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения  каждого  вопроса  задачи  следует  заключение  учителя,  подытоживающее результаты работы; 2. наблюдение  –   это   непосредственное,   целенаправленное   восприятие   предметов   и явлений   с   помощью   органов   чувств   с   целью   формирования   правильных представлений и понятий, умений и навыков; 3. опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения   с   различным   оборудованием.   Это   важный,   но   очень   сложный   метод учения; 4. практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе   выполнения   практических   заданий   (письменные   и   устные   упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ); 5. упражнения  –   это   планомерно   организованное   повторное   выполнение   какого   – либо действия с целью его освоения или совершенствования. Методы обучения являются инструментом развития учащихся Если: ­ ­ ­ ­ способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; ­ формируют у учащихся потребность в новом знании; ­ ­ направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; ориентируют   мышление   учащихся   на   решение   общих   и   частных   задач   с   целью творческой переработки учебной информации; обеспечивают   деятельность   учащихся   по   соотнесению   частных   сведений   с основными   идеями,   законами,   теориями   для   формирования   системы   знаний   и способов деятельности; содействуют   овладению   учащимися   учебными   умениями   как   инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. Методы обучения на уроке должны соответствовать: ­ ­ задачам урока; характеру и содержанию учебного материала;уровню знаний, умений и навыков учащихся; ­ ­ материальному обеспечению урока; ­ личным   качествам   учителя,   его   подготовленности   и   уровню   методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени. ­ ­