К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
методические основы урока.docx
Методические основы урока
1. Методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика,
обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения
учебно – воспитательных задач.
2. Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные),
моменты в процессе усвоения знаний и умений.
3. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности
ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
4. Метод как способ учебной работы:
догматический – приобретение знаний в готовом виде;
эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих
догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе
(задании);
исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений,
постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных
данных и прогнозирования результатов работы.
Последние два метода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
Характеристика отдельных групп методов
1. объяснительно – иллюстративные методы отражают деятельность учителя и
ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными
методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают,
осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные
знания;
2. репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе
заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом
управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций,
алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение
знаний или умений по образцу;
3. методы проблемного обучения;
проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную
деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему,
сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли
учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в
атмосферу научно – доказательного поискового мышления;
частично – поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки
учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их
выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при
обучении;
4. методы организации учебно – познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико – синтетические, индуктивные,
дедуктивные;
репродуктивные, проблемно – поисковые;
методы самостоятельной работы и работы под руководством;
5. методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные
дискуссии, создание эмоционально – нравственных ситуаций);
методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление
требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
6. методы контроля и самоконтроля:
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,
устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы,
письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно –
лабораторные работы,
контроль выполнения практических работ,
программированный контроль лабораторной работы, лабораторно – практический
самоконтроль);
7. методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка
учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний,
закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и
совершенствование навыков);
определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение,
проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по
заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие
творческого подхода);
деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая,
индивидуальная);
8. методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы
учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью
которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся – жесткое
управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является
дидактическим средством.
Многообразие методов
1. словесные методы:
(сюжетный,
объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия,
термины, устанавливаются причинно – следственные связи и зависимости,
закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления;
рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно описательный характер
иллюстративный,
информационный);
работа с печатным словом (с книгой) – это метод, позволяющий ученику под
опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс
познания;
изложение – это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение
которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются,
сообщаются, предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством,
демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и
воспроизвести усвоенное;
повествование – это вид изложения, в котором связно
рассказывается о
конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может
быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление
признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей
действительности;
рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие
положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой
учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и
проблем, поставленных учителем;
беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно – ответном
рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в
ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает
продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным
условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные
признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе – все вопросы подобраны так,
что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное
заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние
формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после
решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее
результаты работы;
2. наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и
явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных
представлений и понятий, умений и навыков;
3. опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового
материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений
обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод
учения;
4. практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при котором
происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в
ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения,
практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ);
5. упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение какого –
либо действия с целью его освоения или совершенствования.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся
Если:
способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками,
а также умениями переносить их в новые ситуации;
формируют у учащихся потребность в новом знании;
направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью
творческой переработки учебной информации;
обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с
основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и
способов деятельности;
содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом
познания;
создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого
ученика.
Методы обучения на уроке должны соответствовать:
задачам урока;
характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся;
материальному обеспечению урока;
личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического
мастерства;
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
бюджету времени.
Методические основы урока
Методические основы урока
Методические основы урока
Методические основы урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.