Методические основы урока
Оценка 4.6

Методические основы урока

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
20.01.2017
Методические основы урока
К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
методические основы урока.docx
Методические основы урока 1. Методы   обучения  –   это   основные   виды   деятельности   учителя   и   ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно – воспитательных задач. 2. Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. 3. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. 4. Метод как способ учебной работы: догматический – приобретение знаний в готовом виде; эвристический  –   усвоение   знаний   и   умений   путем   рассуждений,   требующих догадки,   поиска,   находчивости,   что   должно   быть   предусмотрено   в   вопросе (задании); исследовательский  – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки   опытов,   измерения,   путем   самостоятельного   нахождения   исходных данных и прогнозирования результатов работы. Последние два метода наиболее свойственны развивающему типу обучения. Характеристика отдельных групп методов 1. объяснительно   –   иллюстративные   методы  отражают   деятельность   учителя   и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами,   с   использованием   демонстраций,   а   учащиеся   воспринимают, осмысливают   и   запоминают   ее.   При   необходимости   воспроизводят   полученные знания; 2. репродуктивные   методы  способствуют   формированию   знаний   (на   основе заучивания),   умений   и   навыков   (через   систему   упражнений).   При   этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов   и   других   заданий,   обеспечивающих   многократное   воспроизведение знаний или умений по образцу; ­ ­ ­ ­ ­ 3. методы проблемного обучения; ­ проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя,   размышляют   и   переживают   вместе   с   ним   и   тем   самым   включаются   в атмосферу научно – доказательного поискового мышления; частично – поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; исследовательские   методы  –   способы   организации   поисковой,   творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении; 4. методы организации учебно – познавательной деятельности: ­ ­ словесные, наглядные, практические; аналитические,   синтетические,   аналитико   –   синтетические,   индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно – поисковые; ­ ­ методы самостоятельной работы и работы под руководством; 5. методы стимулирования и мотивации: ­ методы   стимулирования   интереса   к   учению   (познавательные   игры,   учебные дискуссии, создание эмоционально – нравственных ситуаций); ­ методы   стимулирования   долга   и   ответственности   (убеждения,   предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания); 6. методы контроля и самоконтроля: ­ устного контроля и самоконтроля  (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); письменного   контроля   и   самоконтроля  (контрольные   письменные   работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль); ­ ­ методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные   работы,   контроль   выполнения   практических   работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно – практический самоконтроль); 7. методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: ­ классификация   самостоятельных   работ   по   дидактической   цели   (подготовка учащихся   к   восприятию   нового   материала,   усвоение   учащимися   новых   знаний, закрепление   и   совершенствование   усвоенных   знаний   и   умений,   выработка   и совершенствование навыков); определение   самостоятельных   работ   по   изучаемому   материалу   (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.); различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная); ­ ­ ­ 8. методы   программированного   обучения  –   особый   вид   самостоятельной   работы учащихся   над   специально   переработанным   учебным   материалом,   сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся – жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством. Многообразие методов 1. словесные методы: ­ (сюжетный, объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины,   устанавливаются   причинно   –   следственные   связи   и   зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления; рассказ  –   это   форма   изложения   учебного   материала,   которая   носит преимущественно   описательный   характер     иллюстративный, информационный); работа с печатным словом  (с книгой) – это метод, позволяющий ученику под опосредованным   руководством   учителя   самостоятельно   организовать   процесс познания; изложение – это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой   состоит   в   том,   что   при   помощи   этого   метода   учащимся   передаются, сообщаются, предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются  образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; повествование  –   это   вид   изложения,   в   котором   связно     рассказывается   о конкретных  фактах, событиях,  процессах,  протекающих во  времени.  Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ описание  –   вид   изложения,   в   котором   дается   последовательное   перечисление признаков,   особенностей,   свойств,   качеств   предметов   и   явлений   окружающей действительности; рассуждение  –   вид   изложения,   в   котором   дается   последовательное   развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам; проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся   (как   правило,   умственной),   которая   состоит   в   решении   вопросов   и проблем, поставленных учителем; беседа  –   форма   овладения   учащимися   информацией   в   вопросно   –   ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая  (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием   развития   учащихся   при   диалогическом   методе   учения.   Ее   основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе – все вопросы подобраны так, что   учащиеся   имеют   возможность   догадаться   или   сделать   самостоятельное заключение;   в   беседе   предусмотрены   простые   и   сложные   вопросы,   последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения  каждого  вопроса  задачи  следует  заключение  учителя,  подытоживающее результаты работы; 2. наблюдение  –   это   непосредственное,   целенаправленное   восприятие   предметов   и явлений   с   помощью   органов   чувств   с   целью   формирования   правильных представлений и понятий, умений и навыков; 3. опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения   с   различным   оборудованием.   Это   важный,   но   очень   сложный   метод учения; 4. практические методы учения – это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе   выполнения   практических   заданий   (письменные   и   устные   упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ); 5. упражнения  –   это   планомерно   организованное   повторное   выполнение   какого   – либо действия с целью его освоения или совершенствования. Методы обучения являются инструментом развития учащихся Если: ­ ­ ­ ­ способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; ­ формируют у учащихся потребность в новом знании; ­ ­ направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; ориентируют   мышление   учащихся   на   решение   общих   и   частных   задач   с   целью творческой переработки учебной информации; обеспечивают   деятельность   учащихся   по   соотнесению   частных   сведений   с основными   идеями,   законами,   теориями   для   формирования   системы   знаний   и способов деятельности; содействуют   овладению   учащимися   учебными   умениями   как   инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. Методы обучения на уроке должны соответствовать: ­ ­ задачам урока; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков учащихся; ­ ­ материальному обеспечению урока; ­ личным   качествам   учителя,   его   подготовленности   и   уровню   методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени. ­ ­

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока

Методические основы урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017